Современный обычай и древний закон осетин (Ковалевский) Том 2

[284] В древней Ирландии все штрафы состояли в большем или меньшем числе «cumhals». Этим именем обозначалась рабыня. Наряду с этой денежной единицей известна была ирландцам и другая – корова, при чем облегчен был перевод счетов, сделанных по одному масштабу на счеты, сделанные по другому тем, что цена рабыни определена была примерно и раз на всегда в три коровы. Только в некоторых частях Ирландии встречаются временные отступления от этой нормы. Ancient Laws of Ireland, т. III, стр. XCII.

[285] Леонтович т. III, стр. 60 и 70.

[286] За смертоубийство, читает, мы в Сборнике адатов 1849 г., без различия пола и возраста фарсаглаги платили 324 коровы (стр. 42 Леонтовича ч. II-я). – У фарсаглагов и кавдасардов полная кровная плата полагается в 320 коров (сб. Адатов 1866 г. ст. 26).

[287] Если старшина прикажет дворовым людям кого убить, они не вправе отказаться; за убийство отвечают не они, а старшина. За убийство фарсаглага платится 24 штуки рогатого скота и прибавляется на каждую штуку по одному барану (Адаты 44 г. стр. 50 и 51).

[288] Сб. адатов 66 г., ст. I. Древние обряды дигорского общества 1844 г. ст. 49.

[289] Адаты 49 г. ст. II.

[290] Адаты 66 г. ст. 19.

[291] Леонтович, т. II, стр. 3; прим.

[292] Древние обряды Дигорцев 1884 г. ст. 50, 51 и 52.

[293] За кровь фарсаглага платится 60  коров. За кровь чужого кавдасарда также 60 коров (Ibid. ст. 110 и 111).

[294] Адаты 36 г. ст. 10.

[295] Адаты 44 г. ст. 115 и 116.

[296] Адаты 36 г. ст. 12.

[297] Описание вредных обычаев 1859 г. ст. 6-я.

[298] Сб. обычаев 66 ч., ст. 1, 19.

[299] Леонтович, т. II, стр. 28.

[300] За побои человеком незнатного рода того, кто происходит от рода почтеннейшего, взыскивается до 18 коров. За раны смотря по важности их до трех раз 18 коров. (Адаты 36 года, ст. 15 и 14). У Осетин платится: за отрубленную руку, ногу, нос, ухо и за выколотый глаз половину того, что платилось бы за убийство. (Сведения об адате 44 г., ст. 117). – За рану в голову с повреждением черепа -2 раза 18 коров и лошадь ценою в 30 р. (Адаты 66 г., ст. 28). – В высших сословиях Дигории – за рану без повреждения костей уплачивается раненому 1 есер в 300 р. с. За рану с увечьем полагается половина кровной платы. За удар плетью один есер или 300 рублей. За выбитие глаза половина кровной платы (Адаты 66 г., ст. 2, 3, 4, 8). В Тагауро-Куртатинском обществе: за рану в голову с повреждением черепа, а также за рану с повреждением руки или ноги полагается 1000 р. с, лошадь и ружье лучшего достоинства (плата за кровь 2400 р.). За выбитие глаза – половина полной кровной платы (Ibid. ст. 20 и 21).

[301] За раны и увечья обычай Наромамисонцев и Аллагирцев одинаков с обычаем алдар (Сборник адатов 66 г., ст. 36).

[302] Во всех обществах и во всех упомянутых случаях: убийств, увечий и ранений, кроме платы для примирения сторон назначается еще медиаторами угощения (Ibid, ст. 36).

[303] Адаты 49 г., ст. 21, 29 и 37.

[304] Адаты 49 г., ст. 31, 39, 15.

[305] См. Wilda. Strafrecht der Germanen, стр. 399, 408, 416, 418, 422,424.

[306] Ibid, стр. 106.

[307] Ibid, стр. 761.

[308] Wilda, стр. 755 – 757.

[309] Это особенно наглядно указано Бруннером в статье озаглавленной. Sippe und Wergald (Zeitschrift der Savigny, Stiftung III, В, стр. 15 и след.

[310] Vishnu V, 70. Ancient laws of Wales, 151, 1-15, 246, I – II, 340, 1 – 13.

[311] Vishnu, V, §§ 75.

[312] Ancient laws, 152, 16 – 22 248, 14-15. Об однохарактерных постановлениях у Германцев си. Wilda, стр. 73б, прим. 4.

[313] Richardson. The polar regions. Edinburgh. 1861 г., стр. 326.

[314] Bancroft. Native Races of the pacific Ocean I, 194.

[315] Там же 348.

[316] La Kabylie et les couturaes Kabyles, par. A. Hanoteau et A. Letourneux. 1873. III. 2 и след.

[317] Рукопись, принадлежащая семейству Шанаевых: Сведения о кавказских горцах Владикавказского округа.

[318] Сборник сведений о кавказских горцах. Выпуск VI. Чеченское племя 50.

[319] Там же 25.

[320] Там же.

[321] Леонтович I, 197.

[322] Там же 201. стр. У Кабардинцев постоянные судьи встречаются уже в XV в. Грабовский (сб. св. о Кавк. горн. IV в.) Очерк суда и уголовных преступлений в Кабардинском округе.

[323] De omnibus ѵего controversiis publicis privatisque cohn-stituunt, et si quod est admissum facinus, si caedes facta, si de hereditate de finibus controversit a estidlin decernunt, praemia poenasqne constituunt.

[324] Смотри стр. 3.

[325] Senchus Mor, par D’Arbois de Iubainvillc. Parиs. 1881. стр. 99, 100 и 101.

[326] Apastamba. Prasna II. Patala II. Khanda 29.

[327] Gautama. XIII. 26.

[328] Гр. Пр. др. Рима. Муромцева, 77 стр.

[329] Maurer. Geschichte des altergermaoischen. Gerichtsuver-fahrens. 1824, §§ 186 и 188.

[330] Дювернуа, 338 – 344.

[331] Thonissen глава: L’organisation judiciaire, в его Droit peml de la loi Salique. 2 ed. 1882. Paris.

[332] Имя „рахимбург” может быть производным или от следующих двух слов: recht – право и berghen – хранить; или же от корня ragin – приговор и burgen – обеспечивать. Третье словопроизводство выводит его от корня rek, rig – большой и borg – поручитель. Фюстель-де-Куллянж прав, когда говорит, в примечании к филологическому толкованию понятие рахимбургов: la vraie methode historique tient peu de compte des etymologies, quand elles sont si incertaines-(Recherches sur quelques problemes d’histoire, стр. 424).

[333] См. Вайца, Verfassuugsgeschichte, третье изд. т. II, ч.2, стр. 143 – 165.

[334] Из восьми текстов Салической Правды, напечатанные Керном, два только не упоминают о семиричном числе рахимбургов. Это число 7 упоминается уже в Lex antiqua (Kern. Lex Salica).

[335] Thonissen. 80, 82, 375

[336] Фюстель-де-Кулланж, стр. 490.

[337] См. Histoire de reorganisation juduciaire en France, Beauchet, стр.35; Фальбек – La royaute et le droit franc стр. 16.

[338] Roziere. 479, 480, 498.

[339] Thonissen. 378. Acta sanctorum ordinis S. Benedieti. t. II, стр. 714.

[340] Шпялевскй. Союз родственной защиты. 82.

[341] Franz Bernhtift und Georg Cohn. Zeitschrift fur vergleichend. Rechtswissenschaft. Stuttgart. 1879. Cтр. 443 – 453.

[342] Никон. Летоп. IV. 146. «А Посаднику и Тысяцкому судити свои суды по русскому обычаю, по целованию крестному, а на суде поимати двемя истцем по два боярина и по два мужа житейска (жития мужеска) от каждые страны» (тяжущейся). – В Ростовской летописи сказано тоже, но с некоторыми переменами (Куницын. Историческое изображение древнего судопроизводства в России. Стр. 29).

[343] Судебн. Новгор. грам.: «А в Тиуне Одрине быти по приставу со стороны людем добрым, да судити им в правду, крест целовав на сей крестной грамате. А докладу быти во Владычне комнате, а у докладу быти из конца по боярину, да по житьему, коим людям на суде сидети, да и приставом, а иному никому у доклада не бытии» (Куницын. 30).

[344] Куницын, 37.- Рейц. Опыт. 73. Пахман 122 и 123.

[345] Сообщение сделанное мне Бишором Сикоевым, жителем аула Заромаг.

[346] См. в частности о горских Татарах и Сванетах, статьи напечатанные мною и проф. Иванюковым в «Вестннке Европы» за 1886 г.

[347] Подтверждение этому дают нам одинаково древнейшие памятники, как славянского, так и германского права. Известно, что Русская Правда не требует видока в том случае «адне будет кровав или синь надражен», т. е. в случае, если на ком будут признаки причиненного ему насилия (ст. 131 и 132 Рус. Правды. Исследования Калачева, ст. 132). В «Ряде земского права Чехов» – доказательства также требуются лишь в том случае, если не имеется поличного. (См. ст. 1, 9, 52 и 54). Что касается германских правд, то ни в одной из них эта черта не выступает с такою наглядностью, как в англо-саксонских законах. Не одни только прямые, но и косвенные улики, признаются ими достаточными доказательствами виновности, устраняющими необходимость проверки их с помощью тех средств, какие имелись в распоряжении древних судей. В законах Ины чужеродец, бродящий по лесу, не трубя в рог, приравнивается к вору. Таким же считается всякий, у кого найдены будут чужие вещи, – порядок, который, по всей вероятности, известен был некогда и нашим предкам, как видно из отменяющих его постановлений Русской Правды о своде: «аще кто познает своего что будет погубиль или украдено…. то не рци ему мое и т. д. (ст. 125). Наконец тоже значение не одних прямых, но и косвенных улик выступает в тех же законах в факте приравнения к прелюбодею не только застигнутого с женою в постели, но и того, кто заперся с ней в одно помещение. (Законы Альфреда, ст. 42).

[348] Народное право у Осетин (Сб. св. о Кавк. I, 213, 218 и 219).

[349] Бар. Гакстгаузен. Закавк. край. II, 110. 1857 г.

[350] Эти пословицы указаны мне г. Саламовым, учителем народной школы в Новохристианском ауле.

[351] Эти пословицы указаны мне г. Саламовым, учителем народной школы в Новохристианском ауле.

[352] Жребий показывает, кто из противников в условленное время должен покончить самоубийством.

[353] Иванишев. Перевод «Ряда» на рус. яз., стр. 21.

[354] Post. Die Anfange des Staats und Rechtslebens. 261. – Kflnigswarter. Etudes sur le developpement de la societe humaine, 208.

[355] Heltzel, стр. 4 и 5 2 т. предисловие.

[356] Места варварских законов, капитуляриев и хроник, упоминающие о судебном поединке приведены сполна Dahn’ом в его Studien zur Geschichte der Germanischen Gottes-Urtheile. (См. Bausteine, Gesammalte kleine Schriften. Zweite Reihe. Berlin. 1880. стр. 49). – О поединке у Англичан – Вigе1оw. Н. of. procedure. 327. О поединке у Кельтов (Ирландии) – Senchus Мог. I. Walter. Das Alte Wales. 467. – О поединке в Шотландии – Innes Scotch legal antiquit. 20. – О поединке у Ю. Славян – Леонтович. Хорвато-Далматское право, 41 и 59. – О поединке в России (от. наз. «поле»): 1) Пахман. О судебных доказательствах, стр. 112 и 113. 2) Дювернуа. Источники права и суд древней России. 405. и 3) Сергеевич. Лекции и исследования. 567. Русская Правда не говорит о поединке. Первые указания о существовании его в России мы находим у арабских писателей: Мукадези, Ибн-Даста и Якута (первый XI в.; последний ХIII). Из туземных источников ранее других упоминает о поединке договорная грамота Смоленского князя Мстислава с Ригою и Готландом 1229 г.

[357] Термин «Ордалия» взят из англосаксонского языка; это слово обозначает собою суд (древне немецкое Ordal – новонемецкое Urtheil). См. Dahn (Bausteine II. I).

[358] См. Вальтер, Corpus juris germanici, т. III. стр. 559 – 580, Heltzel, т. II; стр. – 29 и 30.

[359] Grimm. Rechtsalterthumer. 936, 937 и прим. Post. Die Aniange des Staats und Rechtsleben S, 121 – 129.

[360] Книга Числ. V. 18 и 19 стих.

[361] Pictet. Les origines indoeuropeenes. 2 изд. III. 178.

[362] Grimm. 933.

[363] Senchus Mor. I. 194, 198.

[364] Jirecek. Svod zakonuw slovanskych. 482.

[365] Ibid. 490.

[366] Иванишев. 132 и 140.

[367] Heltzel, т. II, статья 24-я и 25-я «Книги права», частной компиляции, составленной на немецком языке ранее 1278 г.

[368] Троицкого списка.

[369] Калачев. Исследования, 133. Дювернуа, 197. Сергеевич. Лекции, 569.

[370] Н. Zimmer. Altindisches Leben, стр. 184.

[371] Zimmer. 183.

[372] Schlagenweit. Die Gottcsurtheile. 13 (Munchen. 1866 г.).

[373] Ibid. 21 и 23.

[374] Asiatic. Reserches. I. 389 и след.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Комментирование закрыто, но вы можите поставить трэкбек со своего сайта.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы для ВордПресс