[107] Lex Alam. LXXXII § 9. Si quis autem non volens, sed casu faciente Occident alienum animal. Lex Rotharis, c. 389. Si quis hominem liberum casu faciente volendo occiderit, componat sicut appretiatus fuerit et faida non requiratur, eo quod nolendo occiderit (эти места приведены у Вильды на 547 стр его Strafrect der Germanen).
[108] Ibid, стр. 559.
[109] Ibid, стр. 600.
[110] Wilda. Das Strafrecht der Germanen. стр. 590 – 608.
[111] Si quis voluerit alterum occidere et corpus fallierit vel cum sagita toxita eum percutere voluerit et ei ictus fallierit, sol. LXII sculpabilis judicetur (Lex Salica emendata, XIX, I). Si quis alteri herbas dederit bibere et mortuus fuierit… sol. CCC. cullabilis judicetur. Si verobiberit et mortuus nonfuerit – sol. LXII.
[112] Ibid, стр. 610 и след.
[113] IbId, стр. 564.
[114] Оже кто ударит кого батогом, или чашею или рогом, любо тылисницею, то 12 гривен; не терпя ли противо тому нет мечом, то вины ему в том нет. (Владимирский–Буданов. Хрестоматия, ч. I, стр. 49).
[115] Ст. 4 и 5 Троицкого списка. Сравни Сергеевича лекции и Исследования по Истории русского права, стр. 439.
[116] Карамз списка ст. 8 Хрестоматия Примеч. 92 и 125 к Русской Правде.
[117] Аже ли вынес меч, а не оударив, то гривна кун (ст. 20 Карамзинского списка).
[118] Сергеевич. Лекции и Исследования. стр. 464.
[119] Ancient laws, of. Wales 389 §§ 6 – 587, $ 41.
[120] Book of Аiсill. стр. 99 III т. Ancient Laws of Ireland-Fines are doubled by malice aforethought – см. также Introduction, стр. XCII.
[121] Ibid, стр. С.
[122] If one owent with the intention to Kill a lawful man, if it was a case of blood – shedding, the full body fine for killing shale be paid by him for it. Ibid стр. 139.
[123] Ibid, стр. 141.
[124] Ibid стр. 347 и. CX.
[125] The book of Aicill, m. III Anclient. I. стр. 93.
[126] An. laws of Ireland, m. IV стр. 247 – 249.
[127] Леонтович, т. II, стр. 47.
[128] Ibid, стр. 49.
[129] Ibid, стр. 89.
[130] Ibid, стр. 50.
[131] Ibid, стр. 4. В бытность мою в Осетии мне не раз приходилось слышать рассказы о нечаянных убийствах, последствием которых был платеж крови (или туг). Вот один из них. В ауле Цми праздновалась свадьба; в числе молодежи, не дававшей покою молодому мужу из рода Дударовых, был и некто Шанаев. Чтобы отвязаться от докучавших ему гостей, Дударов шутя сделал по ним выстрел и нечаянно попал в Шалаева, которого положил на месте. Дело кончилось уплатой крови и примирением на могиле убитого.
[132] Описания обычаев между туземцами Ингушевского округа, 602, ст. 149.
[133] Ст. 22, 30, 6 и 14, Сборника 1849 г. (стр. 41 – 43 Леонтович т. II).
[134] Ibid, 47-49.
[135] Walter. Das Alte Wales, стр. 444.
[136] См. Сергеевич. Лекции и Исследования стр. 449.
[137] Reges ex nobilitate, duces ex virtute sumunt.
[138] В Скандинавских законах это начало выражено в общем положении, гласящем: За каждый неумышленный вред, потерпевший получает полное вознаграждение; народ же епископ и король ничего. В континентальных Правдах то же положение высказывается казуально, так напр. в Рипуарской Правде, tit. LXX, или в Салической, tit XXVI. Последняя гласит Si quis puer infra duodecim annos aliquam culpam commiserit, Iredus ei non requiratur. См. также Lex Saxonum. tit XII, § 5 и tit XIII. На основании всех этих и целого ряда других текстов Вильда приходит к следующему заключению: Eine That ohne bosen Willen begangen erzeugte niemals die Verpflichtung zur Erlegung eines Friedens geldes, eines Gewettes. (стр. 547 В законах Уэльского герцогства Вальтер точно также нашел ряд фактов, утверждающих его в той мысли, что при отсутствии злого умысла, пеня в пользу князя или saraad никогда не была взимаема (Das alte Wales, стр. 448).
[139] Rogge. Das Gerichtwesen der Germanen. стр. 33 и 37.
[140] См. Кистяковский Исследования о смертной казни, стр. 88.
[141] «А если кто с намерением умертвить ближнего, то и от жертвенника моего бери его, на смерть». Исход XXI гл. 14 ст. Библия в русск. переводе. Петерб. 1882 г.
[142] Ibid. 28 стих.
[143] Wilda. Strafrecht, стр. 590.
[144] Thorpe. Anglo – Saxon law. 71 и 79.
[145] Si quadrupes pauperiem fecisse dicetur, lex (XII tab.) voluit, aut dari id quod nocuit, aut aestimationem noxiae offerri.
[146] The common law. Holmes. 1881. Boston.; стр. 7 и 8.
[147] Tylor. Primitive Culture. I т. 285 и след. стр. См. также Thonissen. Le droit penal de la rdpublipue d’Athenes, стр. 413.
[148] De quadrupedibus si hominem occiderunt. Si quis homo ex quolibet quadrupedem domesticum fuerit occisus, et hoc per testibus fuerit adprobatum, medietatem compositions dominus ipsius quadrupedis cogatur exsolvere. Ipse vero quadrupedem pro alia medietatem requirentem restituat. Lex Salica. tit. 36.
[149] Ст I. (стр. 46). См. также ст. 13 (стр. 4). См. Адатов 36 г.
[150] Стр. 48 Леонтовича II т.
[151] Ibid, ст. 2 (стр. 46).
[152] Леонтович, стр. 37, т. II.
[153] Thorpe 149.
[154] Wilda. 662.
[155] Holmes. The common law, стр. 14.
[156] Русская Правда, ст. 76. Буданова хрестоматия, стр. 69.
[157] Lex Salica 35 tit. Подыскивая новое объяснение этому устарелому и более неясному для него обычаю, законодатель, отказывается, видит в выдаче раба что-либо иное, кроме средства уплатить этим путем половину причитающейся за убийство виры: «Si servus alienus aut laetus hominem ingenuum occiderit, говорит 35 ст. Сал. Правды, ipse homicida pro medietatem compositionis illius hominis occisi parentibus trabatur». Мы видели уже выше, что не такова первоначальная причина выдачи раба господином, что источник ее лежит ни в чем ином, как в возложении древним правом ответственности на ближайшее орудие преступления без всякого отношения к тому, действовало ли оно сознательно или нет. С течением времени, когда для понятия преступления сделалось, существенным присутствие в преступнике злого умысла, невыдача господином раба на месть кровнику стала считаться доказательством соучастия его в содеянном. Отсюда и восполнение личной ответственности раба ответственностью его господина.
[158] Повязка эта в Сванетии называется кка.
[159] Исключения составляют пожалуй те Indische Hausregeln, изучение которых так важно для знакомства с домашним бытом Индусов. К сожалению в них ни словом не упоминается о семейном суде. Что такие суды существовали, однако, видно из прямого упоминания о них законодательных сводов.
[160] Краткое описание обычаев, существующих между туземцами Ингушевского округа, 60-х годов, ст. 33. (Леонтович, т. II, стр. 154).
[161] Простой ошибкой объясняется следующее заявление, встречаемое мною в описании гражданского быта Чеченцев 1843 г.: «Право канлы (т. е. кровомщения) может иметь место даже между отцами и детьми и нередко бывали примеры, что если отец убивал одного из сыновей, братья мстили отцу». Единичные случаи, конечно, могли иметь место, так как юридическому обычаю не всегда легко сдержать расходившиеся страсти, но чтобы такое убийство было согласно с самим обычаем, это противоречит, как мы видели, самим основам родового быта, да к тому же и прямо отрицается позднейшими, более точными сведениями о порядке производствам суда по кровомщению, помещенными в сборниках 60-х годов.
[162] Но не является ли некоторым исключением из нее наказуемость убийств между единокровными, но не единоутробными братьями, о которой также упоминается в сборнике? Ни мало, если брат от одной матери с убитым вправе мстить за смерть брату единокровному, то в этом следует видеть лишь один из многочисленных пережитков того единоугробного родства, которое одно признаваемо было как известно в архаическую эпоху материнства. В это время братья от разных матерей, хотя бы и от одного отца, принадлежали к разным родам, а потому имели право взаимного кровомщения. С развитием патернитета и агнатического рода они сделались членами одного кровного сообщества, но следы пережитого уже прошлого сохранились в том предпочтении, которое в делах кровомщения отдается связи по матери перед связью по отцу.
См. Сборник Адатов жителей Кумыкского округа 1865 года ст. 35, 36, 38, 39 и 40. (Леонтович. Адаты Кавказских горцев по II, стр. 212.
[163] Адаты Осетин 1836 г., ст. 10. Пфаф приводит в приложении к своему Народному праву следующий любопытный случай, как нельзя лучше иллюстрирующий воззрение осетин на братоубийство и вызываемые им последствия. В Августе 64 года, два брата, Мухаммед и Гобе Дзугаевы из Ардона были в гостях у Умать Кубалова, в Эльхотове. Они из-за безделицы поссорились за ужином, и Мухаммед, обнажив кинжал, вонзил его брату своему в бок, так что тот умер на месте. Убийца Мухаммед убежал и только 3 Мая 66 года найден у родственников в Батако-Юрте. Отец убийцы явился в народный суд с просьбой помиловать его сына, так как последний единственная опора его в старости и так как убитый брат дурным поведением своим сам подал повод к убийству. Народный суд, принимая во внимание, как значится в его решении, что «по обычаю право наказывать или миловать сыновей принадлежит отцу», решил удовлетворить этому ходатайству, прося придержащие власть о смягчении наказания. Братоубийца Мухаммед был приговорен в конце концов к каторжной работе на один год в Георгиевской крепости. (Юридич. Случаи из практики Осет. Народных судов № 2).
[164] Диоген из Лаэрты и Цицерон дают этому факту совершенно искусственное толкование: пользуясь ходячей легендой, они утверждают, что Солон не принял мер против отцеубийства сознательно, в надежде, что случаев его не будет в Афинах (Thonissen).
[165] См. Сергеевич Лекции и Иссл. стр. 459 Le droit рenае de la republique d’Athfenes. 246 стр.
[166] Senchus Мог. (Anc L. m. III, стр. 73).
[167] О такой конфискации имущества говорится у Дионисия Галикарнаского. (IV, 5), как о каре примененной к детям Анка Марция за убийство ими отца. Тот же Дионисий говорит о наказании отцеубийц смертью во времена Тарквиния Младшего. Способ причинения ее был следующий: их зашивали в мешок и бросали в море. (IV, 62) См. Das Criminal recht der Romischen Republik Zumpt’a, т. II, стр. 125.
[168] Thonissen, стр. 240 и 246.
[169] «Аже сын бьет отца или матерь, да казнят его волостельскою казнью, а епископу в вине» (Сергеевич, стр. 460. Волостельская казнь это тоже, что смертная казнь).
[170] Wilda, стр. 717 и 715.
[171] Thonissen, стр. 240.
[172] О последнем см. Wilda, стр. 716.
[173] Deutsche Rechtsalterthumer, стр. 396.
[174] См. Шпилевского. Союз родственной защиты у древних Германцев и Славян, стр. 32.
[175] Весьма характерны в этом отношении англо-саксонские и баварские законы, помножающие на 2 и на 4 обыкновенный размер виры в том случае, если убитым будет король Schmid.G. der Angelsachsen. Anhang VII Vom Wehrgelde, с. 2, § I, с. 3 § 3 – 5. Lex Bajuv. II, 20 § 2 – 4.
[176] Caput 6.
[177] Thoni ssen, стр. 161.
[178] Siquis vir aut mulier ripuaria per venenum seu per aliquod maleficium aliquem perdiderit Weregildum componat (L. Rip LXXXIII. Walter. Corpus pris Germanic m. I) – Lex Salica emendata Siquis mulieri herbas dederit ut infanles hapere non posset sol LXII s.
[179] Lex Salica emendata XXI §§ 2, 3 и 4. Lex Bajuv. XU. 8. Lex Wisig. VI. 2. (Места эти приведены у Wilda, стр. 966).
[180] См. приводимый Вильдом отрывок из исландских саг, в котором об Одине говорится, что он как знахарь, принимал всякие образы (стр. 962).
[181] Поруганием покойников германцы считают вырытие трупов из могил, обезображение их и также вынутие предметов, схороненных вместе с покойником.
[182] Адаты 36 г., ст. 22-ая.
[183] Leges Henrici I с. 83 §§-5. (Wilda, Strafrecht, стр. 976).
[184] Тониссен. Le droit penal de la loi Salique.
[185] Следуя Карамзинскому списку, в котором вместо «виноват» стоит «виновата», проф. Сергеевич переводит эту статью следующим образом: если кто убьет женщину, то виновный подлежит тому же суду (т. е. тому же наказанию), как если бы он убил мужчину; но если женщина сама была виновата, виновный платит только полвиры. Но я не вижу причин, по которым следовало бы отдавать в этом именно случае предпочтение Карамзинскому списку перед остальными, которые уж никак не допускают подобной интерпретации. То обстоятельство, что в позднейших источниках за бесчестие женщины взыскивается вдвое больше, чем за бесчестие мужчины, по моему ни мало не противоречит возможности получения полувирья за ее убийство; ведь бесчестя жену, наносишь косвенно обиду и ее мужу. Отсюда, с точки зрения древнего права, возможность двойной платы за ее бесчестие. Во всяком случае обычай Осетин имеет для интерпретации этой статьи большую важность, так как из него следует, что древнерусское право совсем не стоит особняком, когда допускает возможность половинного платежа за убийство женщины.
[186] Thonissen в подтверждение этого положения приводит отрывок из Эсхина (стр. 254 – 5).
[187] У человека три важнейших органа, говорят датские законы; увечье их требует полной платы за кровь – это нос, язык и детородный член. (luland Low III. 25). См. также Lex Salica XXXI, 18 и 19. Cod. 6 и 5, 7, 8, 9 и 10 издания Гесселя Lex Rip. VI. Lex Saxonum I, 15. Les Fris. XXII, 57, 58 (издание Вальтера)
[188] Сведения об Адате 1884 г. У Осетин платится за отрубленную руку, ногу, нос, ухо и за выколотый глаз половина того что платилось бы за убийство (ст. 117) См. также сборник Адатов (66-го года, ст. 8, 3, 13 и 21).
[189] См. Wilda, стр. 761 – 4, Walter Das alte Wales, стр. 447 Троицкий список Русской Правды ст. 21.
[190] Леонтович, т. II, стр. 65.
[191] Общим правилом в Варварских Правдах можно признать следующее положение: отсечение большого пальца по своим юридическим последствиям равняется отсечению трех средних (Wilda, стр. 767). В Осетии же, как видно из Сборника Адатов 66 г. за отсечение мизинца платеж равнялся 7 коровам, за отсечение безымянного пальца 12, а за отсечение каждого из остальных 18 (ст. 31). Лично мне пришлось, однако, слышать нечто совершенно иное: за мизинец, говорили мне, плата равняется одному быку, за 4-й палец 2, за 3-й 3-м, за 2-й 4, за большой пяти. Какое из двух показаний вернее, я решить не берусь; если то, которое было сделано мне, осетинские обычаи окажутся согласными с немецкими.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22