Современный обычай и древний закон осетин (Ковалевский) Том 2

[192] Если кто умрет от раны, платится столько же, сколько и за убийство (ст. 14 Адаты 36 г.)

[193] За рану на лице от 10 до 25 коров, а за рану на другой части тела от 5 до 20 коров. (Сведения об Адате 44 г. ст. 7).

[194] Ст. 2. За рану без повреждения костей уплачивается один есер в 300 руб. сер. (ст. 2 сб. 1866 г. См. также ст. 29.)

[195] Закавказский край, стр. 108.

[196] Lex Fris. XXII. 66. Vulnus qui longitudinem habeat, quantum inter pollicem et complicati indicis articulum spannum imprear, quatuor solidis componatur.

[197] Ibid §§ 70.

[198] Lex Fris. Add. Sap. III §§ 50-58.

[199] См. издания этих законов, предпринятое редакцией, Юридического Обозрения, стр. 19.

[200] Леонтович, стр. 64 и 65. II т.

[201] Ст. 118 (стр. 29).

[202] Wilda, стр. 781 и 782.

[203] Wilda, стр. 783.

[204] Apastamba II, 26, 18, 19; (стр. 163) Sacred books of the East, VII.

[205] Сообщение, сделанное мне стариками Новохристианского аула.

[206] Адаты 36 г., ст. 20.

[207] Thonissen, Etudes sur Thistoire dui droit criminel т. I, стр. 145 и 152.

[208] By accusing a Brahmana of a crime the accuser commits a sin equal to that of the accused. If the accused is innocent the accuser’s guilt is twice as great as that of the crime, which he imputed to the other (Gautama, XXI, 18, 19).

[209] Шанаев. Присяга у Осетин. Пфаф, т. II Сб. Св. Кавк. Процесс.

[210] Wilda, стр. 790.

[211] Сергеевич, стр. 464.

[212] Кельты Уэльса признавали подлежащими наказанию только те словесные обиды, которые делаемы были королю, священнику при отправлении богослужения и разбиравшему дело судье (Ancient Laws of Wales, 37, 13).

[213] Wilda, стр. 809.

[214] Senchus Мог, стр. 399, т. II. The woman whom the man habitually visits to cohabit with her, is a woman of compact and covenant with the cognizance that the man visits her. Валлийские законы уже знают о платеже в этом случае штрафа в пользу короля (так наз. amobyr). Ancient Laws of Wales, 709, 29-701, 32.

[215] 92 ст. Тр. Списка, из которой видно, что любодеяние с рабою было не наказуемо. Ярославов церковный устав говорит только об ответственности семьи соблазненной. (Сергеевич, стр. 476).

[216] Wilda, стр. 852.

[217] 92 ст. Троицкого списка.

[218] Wilda, стр. 853.

[219] Wilda, стр. 831.

[220] Сб. Адатов 66 года, ст. 65.

[221] См. Lothar Dargun. Mutterrecht und Raubehe. Breslau 1883 г., стр. 92 и след.

[222] Похищение женщин наказывается так же как и убийство, читаем мы в сборнике адатов 36 г., со следующими отменами: если кто украв девку женится на ней, то должен заплатить только ирад, т. е. плату за невесту, если же похитит замужнюю женщину, то взыскивается кровь за нее и кровь за каждого прижитого с нею ребенка (ст. 19).

[223] Насилие женщины отплачивается убийством или ценою крови (ст. 21). Похищение женщин наказывается так же, как и убийство (ст. 19).

[224] Сб. обычаев 66 г., ст. 65.

[225] За изнасилование женщины или девицы происходит кровомщение или значительная плата по усмотрению медиаторов. (Леонт. т. II, стр. 43). См. также стр. 44 (ст. 31 и 39).

[226] Ст. 68, 71 и 73- Сб. Ад. 1866 г. Изнасиловавший девушку обязан жениться на ней и в таком случае платить за нее обычный калым и за бесчестие по определению суда или медиаторов; если же изнасиловавший от женитьбы откажется, то за бесчестие родным изнасилованной девушки уплачивает полный калым (стр. 70 Леонт. т. II).

[227] Стр. 276, ч. II.

[228] «Аже кто умчит девку или насилит»… затем следует наказание (Сергеевич, стр. 472).

[229] Wilda, стр. 840, 847.

[230] Выписка о нравах горцев Владикавказского округа, ст. 6. См. стр. 70, ст. 71. В среде кавдасардов в этом случае платится половина крови (Леонт. т. II, стр. 43, ст. 30).

[231] Wilda, стр. 823.

[232] Ibid, стр. 14.

[233] Пфаф, ст. 2-я, стр. 275.

[234] Вильда показывает, что древнейшие памятники германского права допускают убийство только застигнутой мужем прелюбодейки (см. стр. 823).

[235] Wilda, стр. 81. В Афинском праве муж, не прогонявший жены прелюбодейки, терпел среднюю атимию (Thonicun, 317).

[236] Мы находим Васиште следующее описание порядка изгнания уже не мужем, а королем (раджею) прелюбодейной жены, порядка, одинаково употребительного в среде браминов, кшатриев и вайсиев If a sudra approaches a female о the Brahmana caste, (the king) shall cause the head of the Brahmanи to be shaved and her body to be anointed with butter; placing her nacked on a black donkey, he shall cause her to be conducted along the highroad (см. Vasishta XXI 55, 1 – 5) Sacred books of the East, vol XIV, стр. 109 и 110). Г-н Пфаф дает следующее описание обряду изгнания жены у Осетин, которого он сам был свидетелем. «Осквернительницу брачного ложа муж голою привязывает к ослу и пускает последнего через самую многолюдную улицу аула, причем он попеременно бьет плетью то жену, то осла. Дети и взрослые девушки, дорожащие своим целомудрием, бросают в преступницу пометом, причем поют сатирические песни и стараются всячески показать к ней свое презрение (Пфаф, ч. II, стр. 275). Все эти подробности мы находим и в том описании, какое дает этому порядку Тацит в 19 главе своей Германии, а вот и подтверждение сообщаемых им фактов. В письме к королю Этельбальду Бонн-Фаций пишет: In antiqua Saxonia, ubi nulla Christi cognitio si virgo in materna domo, vel maritata sub conjuge adulterata sit manu propria strangluatam cremant, aut cingulo tenus vestibus abscissis flagellant earn castae matronae et de villa in villain missae occurant matronae novae flagellantes etis cultellis pugant donee interimant (Wilda, 811).

[237] Об обрезании носа и ушей у Осетин, см. Леонтович, т. II, стр. 42. На сколько распространен этот обычай, можно судить по фактам, собранным Постом в его Bausteine, т. I стр. 257 – 269.

[238] Wilda, стр. 810.

[239] Тер. Вед. 1869 г., № 28.

[240] Wilda, 859 стр. 328 Сергеевич, стр. 473.

[241] Bausteine Post’a, т. I, стр. 285.

[242] Zumpt. Das Criminalrecht der romischen Republik, 4. 1, стр. 374.

[243] Ст. 17 и 18.

[244] У Гая воровство стоит наряду с гражданскими правонарушениями.

[245] Si nox iurtum factum sit, si im occisit, iure caesus esto (Zumpt, стр. 377).

[246] Wilda, стр. 889.

[247] Троицкий список, ст. 32, 39, 40, 79.

[248] Поймавший вора имеет право бить его сколько хочет, но если он сделает ему на лице раны или сломит член, то платит за рану, а ежели убьет, то за кровь (Адаты 1863 г., ст. 16).

[249] Zumpt. ч. I, стр. 376 – 380

[250] Wilda 871. – 883.

[251] Walter, Dasalte Wales, стр. 454.

[252] Wilda стр. 873.

[253] Ibid, 883-888.

[254] Ibid.

[255] См. Wilda, 860, 914.

[256] Леонтович, cтр. 5, т. II.

[257] Thonissen. Etudes, т. I, стр. 41, Walter, 451 – 2.

[258] См. Post. Anfange des Rechtslebens, стр. 216. Право Русских Сельских Обществ удалять из своей среды воров не имеет по моему другого источника.

[259] Размер этих штрафов приблизительно следующий: за овцу 5 руб., за лошадь 15 руб. за быка и корову 10 руб. (Сб. Адатов 66 г., ст. 78).

[260] Из свода Вишну видно, что размер частного вознаграждения в II раз превышал стоимость похищенного (Vishnu V, 78, 82). Sacred. В. of the East, vol VII, стр. 32.

[261] Wilda стр. 895, в германских и скандинавских правдах стоимость похищенного помножается то на 2, то на 3.

[262] Post. Bausteiae, стр. 289. Увеличение размера вознаграждения обиженному восходит у перечисленных Постом племен от двойной стоимости похищенного до стоимости его взятой 27 раз.

[263] В случае кражи скота тагаурскими алдарами у Фарсаглагов и кавдасардов, говорит сборник Адатов 49 г., плата за лошадь, быка и корову была втрое больше ее ценности, за барана же всемеро. В случае же воровства у тагаурских алдаров кавдасардами и Фарсаглагами, они платили за лошадь, быка и корову вшестеро, а за барана в 20 раз.

[264] Wilda, стр. 899.

[265] Сергеевич, стр. 466.

[266] За обман и мошенничество взыскание не определяется, читаю я в Адатах 36-го (ст. 18).

[267] Дела терского областного управления по судному столу за 76, 77 и следующие годы.

[268] Сравни Post. Bausteine стр. 302.

[269] Леонтович т. II, стр. 26 и 29 (ст. 98, 101 и 107). Последняя гласит: Если кавдасард не повинуется хозяину узданьлагу, то этот последний имеет право наказывать его телесно. Если поступая таким образом, он изувечит или убьет его и кавдасард будет принадлежать ему одному, то никакого взыскания с убийцы не будет.

[270] «Личность раба, говорит г. Муромцев, вполне поглощается личностью его господина, который считается полным хозяином его жизни, тела и чести» (Гражданское Право древнего Рима, стр. 34).

[271] Леонтович, т. II, стр. 28 (ст. 108), стр. 18 (ст. 61), стр. 16 (ст. 42), стр. 12 (ст. 12), стр. 37 (ст. 50), стр. 65 (ст. 25 и 24).

[272] Если муж убьет свою жену, он должен заплатить ее родственникам половину того, что заплатил бы, если бы он убил постороннего человека, равного с нею родом. Тот же закон, если жена убьет мужа. (Сведения об Адате 1844 г., ст. 115 и 116)

[273] Адаты 1836 г., ст. 4.

[274] Post. Bausteine, ч. I, стр. 289. Сами Осетины дают решительное подтверждение этому взгляду. В прежнее время убийство прелюбодея считалось у них долгом чести. «Если муж застанет жену с прелюбодеем, читаем мы в Сб. Адатов 41 г.» (ст. 14); «он прелюбодея убивает». В настоящее время за ним признается только право безнаказанного нанесения ран всякому, заподозренному им в сожительстве с женою (Леонтович, стр. 44).

[275] Grimm, Rechtsalterthumer, стр. 705.

[276] Vishnu, V, §§ 21-25, 70, 77.

[277] Manou, IX, 227, 228.

[278] За лошадь, быка или корову втрое, за барана всемеро, в случае же воровства у алдаров за первых всемеро, за вторых в 20 раз (Сб. адатов 49 г., ст. 8).

[279] Post. Bausteine, стр. 289. Автор дает этим фактам, впрочем, совершенно иное объяснение.

[280] Сравни Post. Bausteine, на стр. 202, 208, 209, 211, 214, 215.

[281] Таковы напр. сожженье и зарытие живых в могилу. Ibid, стр. 202.

[282] Заточение было, по-видимому, на первых порах не более, как мерою предупреждения и пресечения, отнюдь не карою осужденному уже преступнику. Вот почему о нем нет упоминания ни в варварских законах, ни в Русской Правде. В Германии начало ему кладут капитулярии, отражающие на себе в этом отношении римские влияния (Wilda, стр. 519).

[283] Сб. Адатов 66 г. ст. 65 67 и 78. Срав. ст. 12 и 42 Сборника Адатов 44 года. См. также Древние обряды Дигорского общества 44 г. ст. 57 – 63.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Комментирование закрыто, но вы можите поставить трэкбек со своего сайта.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы для ВордПресс