[257] Адаты 1863 г. ст. 25 Сведения об адате 1844 г. ст. 88.
[258] См. статью, посвященную этому вопросу покойный проф. Кистяковским и помещенную в Сборнике Географического Общества.
[259] Свадьба у северных Осетин. Сборник Сведений о Кавказских горцах, т. IV, стр. 27.
[260] «Терские Ведомости» за 69 г. № 28.
[261] О снохачестве у осетин не далее как в 50-х годах текущего столетия можно найти немало данных у иностранных путешественников. Вот что, между прочим, говорит о нем барон Гакстгаузен: «Отец нередко покупает для шести или восьмилетнего сына жену 14 или 16 дет… После чего он часто сам живет со снохой и имеет от нее детей. Дите рожденное в браке, хотя бы и доказано было кровосмешение, считается законным в отношении имени и права наследования. (Закавказский край, ч. II-ая, стр. 101).
[262] Caillemer. Le droit de succession legitime a Athenes.
[263] Lois de Manou par A. Loiseleur Deslongchamps, книга IX парагр. 60 – 70 Mayne Hindu Law and Usage, стр. 61.
[264] Кн. Голицын был начальником центра Кавказ, линии. О его Сборнике смотр, «Адаты Кавк. горцев», Леонтовича: т. I, стр. 51.
[265] Леонтович, т. II, стр. 37.
[266] Леонтович, т. I, стр. 51; т. II, стр. 6.
[267] См. Леонт., т. I, стр. 69.
[268] См. Леонт., т. II, стр. 51 и 34.
[269] Дела Терского областного правления.
[270] На этот порядок намекают буквальные выражения древнейшего из индусских сводов Апастамбы: невеста дается семье (а не одному лишь жениху) (for they declare, that a bride is given to the family o (her husband, and not to the husband alone) Apast. II. 10, 27.
[271] Руфь требует от Вооза вступления с нею в сожительство, как чего-то для него, как родственника, обязательного. Руфь гл. III, пар. III и IV, ѴIII, X, XII; глав. IV , пар. V.
[272] Пример такого отказа мы встречаем в уже упомянутой книге Руфь, глав. IV, парагр. VI.
[273] Mayne. A Treatise on Hindu Law and Usage, ст. 58, § 66.
[274] F. Max Muller. The sacred books of the east: Apastamba, стр. 164., кн. II, гл. § 27.
[275] Bulletin de l’Acad. de S. Pet. 19 сент. 62 г.
[276] Сообщение священника Гатиева.
[277] Адаты Осетин 1836-го г. (Леонтович, т. II; стр. 7). Дубровин. История войны и владычества Русских на Кавказе, т. I, стр 336.
[278] Ibid, стр 340 – 341.
[279] См. перечисления этих поминок в выписке о нравах и обычаях горцев Владикавказского округа, составленной в 1849 г. (Леонтович, т. II стр. 53). В общественном приговоре 1879 года мы читаем: У Осетин по умершим делаются поминки в больших размерах и при том несколько раз в год. Поминки эти, истощая материальные средства семейств, доводят их до крайней нищеты. Все существующие виды поминок отныне отменяются. Разрешается только христианам делать угощения (ольмарт-харнаг) в день похорон, закалывая на него не более одного быка или пяти баранов, а также устраивать сорокадневную поминку (дуа-иедзам, боны-хиет), причем на угощения не должно идти более одного барана с соответствующим количеством национальных напитков. Магометанам же дозволено делать поминки в дни Байрама, Рамазана и Курмана, зарезывая на них каждый раз не более одного барана. Кроме того у Осетин существует нелепый обычай приезжать даже из дальних местностей для оплакивания покойников. Он известен под названием «мардмацаун». При этом мужчины не наносят еще большего убытка семейству покойника, но приезжающие женщины крайне стесняют и разоряют его, оставаясь десятками на содержании родных покойника и наполняя двор притворным плачем и рыданием, причем дело часто доходит до безобразия. Бьют себя руками по лицу и голове, рвут на себе волосы и царапают лицо ногтями. На будущее время приезд в дом покойника разрешается только родной сестре, племяннице, дочери и родной тетке с двумя спутницами, не более. Скачки по покойникам всякого рода, как то: стыр чуг, фисы дуг и алам вовсе воспрещаются. Все это под угрозою денежных штрафов. (Дела канцелярии начальника Терской области по Судному столу № 4).
[280] См. Giraud-Teulon. Les Origines du manage et de la famille; 1884 стр. 67.
[281] Никакой старшина в Дигории с отцом жить не может. Древние обряды дигорского общества, 1844 года ст. 43 (Леонтович, т. II, ст. 37).
[282] Уважение, которое Осетины привыкли оказывать старшим по летам, проглядывает и в их поговорках. «Пусть бык воду выпьет, говорят они, а теленок и лед оближет», что означает то, что лучшее питье и лучший кусок пиши принадлежит наиболее возрастному.
[283] Леонтович, стр. 26 и 36.
[284] Не далее как в 62 году имел место в Осетии следующий случай. Восьмилетняя дочь жителя селения Четорси, Дзигви Цалогови, была засватана за десятилетнего мальчика, жителя того же селения, Михаила Хубагова. Родители девушки, не смотря на неоднократное запрещение священника, приготовлялись к свадьбе, и три брата Цалогови явились к священнику и принуждали его обвенчать сговоренных. Священник просил их обождать до совершеннолетия, и видя, что увещания его тщетны, объявил, что передаст дело на рассмотрение благочинного. Но в то время, когда священник писал донесение благочинному, один из братьев ворвался и убил его кинжалом. В тоже время злодей поразил и церковного старосту, дряхлого старичка, который был простым свидетелем переговоров (Дубровин, т. I, стр. 334).
[285] Г-н Тхостов утверждает впрочем, что до распространения в Тагаурии мусульманства, девушка пользовалась свободой. На сходах молодые люди договаривались между собою о браках, что не устраняло, однако, необходимости платить ирад по окончании сговора (Терские Ведомости, 1869 г., № 28).
[286] Вот некоторые из этих дел: 1-го марта 78-го года житель третьего участка Владикавказского Округа Стырдигорского прихода Ходзби Гадциев представил жалобу следующего рода: «В прошлом году я засватал девицу жителя сего же прихода селения Начкау, Иораза Хаминаева, Гогоси, за которую уже уплатил в счет калыма 77 рублей. Между тем девица, как подтверждают многие односельцы ее, нарушила невинность. Вследствие бесчестного ее поступка, я был вынужден отказаться от нее. За не возврат 77 рублей, отданных мною, была принесена жалоба сельскому суду. Сельский суд определил: из уплаченной суммы 77 рублей в счет калыма 30 рублей, оставить в пользу отца девицы за бесчестие, а 47 р. возвратить обратно мне. Решением этим я остался не доволен, в виду того обстоятельства, что я от девицы отказался не по своей прихоти, а в виду действительности ее бесчестного поступка, что подтверждается еще тем обстоятельством, что у Иораза стояли на квартире, рядом с ее комнатой, квартиранты-милиционеры (следуют имена), за которыми, хотя это и вопреки обычаю, она ухаживала постоянно! Решение суда было неблагоприятно истцу, которому поставлено было на вид, что обвинение, взводимое им на Гогоси далеко не доказано. Аппеляционная жалоба также оставлена была без последствий.
Другое однохарактерное дело. – В июле месяце 76 года жительница селения Даргавса 1-го участка Владикавказского округа вдова Наикута Дегоева подала следующего рода апелляционную жалобу: Односелец мой, Куде Токаев, домогается взять у меня дочь Дзыгыду в замужество за его сына Воска, на что ни я, ни моя дочь согласия не давали; между тем Токаев в поданном заявлении оговаривает меня, будто бы я просватала за сына его дочь Дзыгыду и взяла в задаток, в счет калыма, 3 рубля. Сельский суд, усматривая, что заявление Токаева относительно того, что я имела намерение выдать дочь за Боска, отчасти подтверждается родственниками моими (следуют два имени), определил, чтобы последние, как в этом случае, так и в том приняли присягу, что на выход в замужество не давала согласия и девица Дзыгыда. В виду того, что девица Дзыгыда почти еще дитя (ей не более 11 лет от роду) и она не желает выходить в замужество за Токаева, она просит отменить это решение, предоставив ей, Дзыгыде выход в замужество по собственному ее желанию. На суде, Дзыгыда объяснила, что она никогда не была согласна и теперь не желает выйти замуж за Токаева. Суд, имея сомнения в том, что девица Дзыгыда отказывается по наущению Ходзариговых (новых претендентов на ее руку), определил, чтобы родственники приняли вышеозначенную присягу. Этим решением просительница осталась недовольна. Окружный суд решил, очевидно в полном противоречии с осетинскими обычаями и с прямою ссылкой на X т., ч. I, ст. 12, что, так как брак не может быть совершен без обоюдного согласия брачующихся, то присяга Дзыгыды должна быть отменена. – Оба дела списаны мною в Архиве канцелярии Терского Областного Управления.
Привожу затем еще одно дело, уже отпечатанное Пфафом в его приложениях. 3-го сентября 1864 года является Эрмади Туаев из деревни Нары и объявляет следующее: «12 лет назад я вздумал жениться на сестре Кудзека Хасиева. Я заплатил Хасиеву 10 коров в счет обычного калыма в 22 коровы. Перед свадьбой я узнал, что невеста болезненна, и пожелал от нее отказаться. Брат же ее с поручителем Джибоевым и при свидетелях объявил, что если сестра его после свадьбы окажется больною, то он готов половину уже полученного калыма, т. е. пять коров, возвратить. Через три месяца после свадьбы жена моя заболела чахоткой, поэтому я послал ее к родственникам назад. Тут она долго болела и наконец умерла. Хасиев отказался уплатить должные мне 5 коров, которых потому и прошу взыскать с него». На эту жалобу Хасиев отвечал на суде, что при бракосочетании Туаева калым был назначен не коровами, а быками, вследствие чего Туаев должен ему в счет калыма еще калым в 12 быков. Суд постановил, приняв в соображение бедное состояние, в котором находится Туаев, присудить его к уплате вместо 12 быков, всего 6 или 60 рублей железом, медью и скотиной. Пусть Туаев позаботится также об удовлетворении Хасиева за похороны его жены, оплаченные последним. (Народное право Осетин, ч. II. Сборн. Свед. о Кавказе, т.II, стр. 323). В книге для записки решений Христианского сельского суда мне также пришлось встретить следующего рода случай: жених отказывается от невесты, узнавши о ее глухоте; отец девушки присуждается к возвращению полученных им в счет калыма быка и 30 р. (Дела 1876 г.).
[287] Bull, de l’Ac. de S. Pet, 19 Sept 62.
[288] См. Адаты Осетин 1836 г. ст. 10. Подробно об этом в главе нашего сочинения, посвященной уголовному праву Осетин.
[289] Отец имеет право прогнать от себя сына, но в то же время должен отделить ему часть (пай) своего имения, без чего он его прогнать не может. Часть эта определяется таким образом, что отцовское имение разделяется поровну между отцом и всеми его сыновьями и прогнанный сын получает одну часть. (Сведения об адате 1844 г. – Леонтович, т. II, стр. 26).
[290] Сообщения священника Гатиева в Аллагире: За невестой дают обыкновенно пояс, постель, медный таз и кувган (рукомойник), сундук, одеяло, ножницы, гребень и т. п. Все это вместе взятое составляет так называемый «чинзыфалыст» (то же, что наша «кладка») и во все время брака остается в распоряжении жены, по смерти же ее не выходит из дома мужа. В прежнее время, до уничтожения зависимых сословий, с невестой отдавали и женскую прислугу (холопок), что называлось «фасиацин».
[291] Леонтович, т. II, стр. 12 ст. 10, 27, 40.
[292] Сборник адатов 1844 г.. ст. 107 (Леонтович т. II, стр. 27). Если убийца владел кавдасардом совместно с другими родственниками, он обязан вознаградить последних.
[293] Кавдасарды, читаем мы в Сборнике осетинских адатов 1844 года, не разделяются между сыновьями умершего узданьлага, а остаются у них в общем владении, пока они живут в одном и том же или же в соседственном ауле. Если же кто-нибудь из них переселится на дальние расстояния от других, то по согласию со своими братьями он может взять с собой и несколько кавдасардских семейств; но, не смотря на то, все кавдасарды считаются общим имуществом целой фамилии (Леонтович, т. II, стр. 25). Кавдасард, значится в том же сборнике, есть собственность той узданьлагской фамилии, к которой мать его принадлежала; он не может быть никому ни продан, ни уступлен (Ibid стр. 17).
[294] Если все члены узданьлагской фамилии умерли, и род этот совсем пресекся, то кавдасарды, принадлежащие этой фамилии, разделяют между собою все оставшееся после этой фамилии имение и делаются фарсаглагами, т. е. вольными людьми (Сведения об адате 1844 г., ст. 60). Нартский народный обычай, читаем мы в одном процессе 28 февраля 1866 года, говорит так: Если по смерти владетеля останутся дети мужского пола от номулуса, а от главной жены только дочери, то наследство принадлежит первым (Пфаф. Юридические случаи. № 14).
[295] Леонтович т. II, стр. 31. Дети, происходящие от рабынь, считаются незаконными.
[296] Ibid, стр. 25.
[297] Кавдасарды могут купить и владеть купленными ими гурзиаками; но дети этих гурзиаков будут кавдасарды, принадлежащие владельцу кавдасарда, т. е. узданьлагу. (стр. 15).
[298] Дочь номулус, вышедшая добровольно замуж за холопа, считается с потомством своим холопского происхождения. – Кавдасарды могут владеть гурзиаками, дети этих гурзиаков остаются гурзиаками, Леонтович т. II, стр. 18.
[299] Из этого правила мне известно исключение в одной только Тагаурии: дети гурзиаков от фарсаглагов считаются фарсаглагами или вольными людьми (Леонтович, стр. 14). В Куртатии наоборот: дети гурзиаков от фарсаглагов остаются рабами (стр. 17). Последнее имеет место и в Дигории (стр. 32).
[300] В Сборнике адатов, существующих у туземцев осетинского округа от 1866 г. мы читаем: «относительно же наследования имения дочерьми в тех случаях, когда не было наследников мужского пола, бывали примеры, что если, по примеру общества, одна из дочерей выходила замуж и, живя в доме покойного своего отца, приживала сына, то последний получал право на наследство всем имением». (Леонтович, т. II, стр. 75).
[301] Отец – фыд, мать – мад, сын – фырт, дочь – чисг, брат – авсымар или ансувер, брат единокровный (т. е. от разных матерей) – арвад, сестра – авсымар-хо, сестра единокровная – хо. Внук – фырты фырт (буквально сын сына) внучка – чисги чисг (дочь дочери).
[302] Выражение авсымар-лопута и ахмара-фырт употребляются Осетинами для обозначения двоюродных братьев и сестер крайне редко, лишь в том случае, когда они имеют в виду точнее определить степень родства.
[303] См. Morgan. Systems of consanguinity and affinity in the human family.
[304] Отец матери – мады-фыд, мать матери – мады-мад, брат матери – мады-авсымар, сестра матери – мады авсымар хо, племянник матери – мады авсымар фырт племянница матери – мады авсымар чисг.
[305] Взгляд этот доселе высказывается Мэном. См. его Древний закон и обычай, в русском переводе, сделанном под моей редакцией.
[306] Племянник (сын брата) – авсымар оырт, племянник – (сын сестры) хорафырт, племянница (дочь брата) – авсымар чисг, племянница (дочь сестры) – хорафырт. Дядя – фыды авсымар (брат отца). Тетка – фыды авсымар (сестра отца). Дед – фыды фыд. Прадед – фыды фыды фыд. Бабка – мады мад. Прабабка – мады мады мад.
[307] Hearn. The аrуаn household, 1879-го года. Глава VII, стр. 167 и следующие.
[308] Старшина, при получении за дочерей калыма, отдает ближайшим по матери две скотины (Древние обряды Дигорского Общества, 1884-года, стр. 20. Леонтович, стр. 33 второго тома).
[309] Свекр – хицау, свекровь – авсин, тесть – усыфад, теща – усымад, девер – тиу, сноха – чиндз или носта, зять – сиахс, золовка – файнут. Все сообщенное в тексте о родстве и свойстве – результат личных расспросов, сделанных мною, как в Аллагире, так и во Владикавказе у стариков, местных священников и учителей – родом Осетин. Многими сведениями на этот счет я обязан в частности г. Кокиеву, родом Дигорцу, ныне учителю гимназии во Владикавказе.
[310] Поездка в Кулдарское ущелье В. Переваленко, «Кавказ» 1849 г- № 46. – Дубровин, том I, стр. 329 и след.
[311] Ibid, стр. 342.
[312] Кумовья во время крестин получают подарки за это самый должны отдарить (Адаты 36 г. ст. 33).
[313] Ibid, стр. 341. Крещения совершают только тогда, когда сам священник узнает, что в таком то доме есть новорожденный.
[314] Название емчек (буквально – сосец) тюркского происхождения, Леонтович, т. II, стр. 364.
[315] См. Народный сказания кавказских горцев. Сказания об Урызмаге (Сборник сведений о кавказских горцах, т. IX, 1876 года).
[316] Еагеу History of institutions. См. все сообщаемое автором о так называемом им fosterage.
[317] См. Site und Birauch der Sttdslaven – Dr. Fr. Krauss. – Wien. 1885 г. гл. XXIX. Wahlbruderschait und Wahlschwesterschaft, стр. 619.
[318] Post, Ursprung des Rechts стр. 45. Его же Anfange des Staats-und-Rechts lebens, стр. 7.
[319] Знаменитый эдикт Хильперика может быть рассматриваем как такой поворотный момент в наследственном праве Германцев. До появления его наследовали одни мужчины, теперь это право распространено и на женщин. См Hessel-Kern, Lex Salica.
[320] Если нет сыновей, имение, переходит к ближним родственникам мужского пола по мужской линии (Сб. ад. 36 г., ст. 24) Леонтович т. II, стр. 6. – У Стурдигорце, Гуларцев Аксавцев и Гальятцев обычай таков: если по смерти старшего брата осталась его жена беременною, то родившийся от нее сын по достижении совершеннолетия получает по дележу права покойного своего отца (Сб. ад. 66 г., ст. 94).
[321] Gaius. Inst. III, I. Intestatorum hereditates lege XII tabulаrum primum ad suos heredes pertinent. Inst III, 9. Si nullus sit suorum heredum, tunc hereditas pertinet ex eadem lege XII tabularum ad agnatos.
[322] Народное право Осетин, ст. 2, стр. 304.
[323] Gaius. II, 17. Древние обряды Дигорцев 44 г. ст. 33. (Леонтович, стр. 34 и 35)
[324] Сведения об Адате 1844 г. ст. 34, 58.
[325] См. сказанное выше о кавдасардах.
[326] Сведения об адате 1844 г., стр. 95.
[327] Древние обряды Дигорцев 1844 г., стр. 34.
[328] Завещание введено между Осетинами с 59 г., Леонтович т. II стр. 52 и 75.
[329] Apastamba, стр. 133.
[330] Naradya Dharmasastra – гл. 13, § 13, стр. 96.
[331] Сборник адатов 66, г., стр. 94.
[332] Ibid. стр. 83.