Современный обычай и древний закон осетин (Ковалевский) Том 1

[166] В Ирландии захвату, направленному против родового старейшины, предшествует личная явка кредитора к должнику. Не входя в дом последнего, кредитор 24 часа ждет уплаты ему долга, не принимая во все это время пищи. Столь же обязательным признается воздержание от нее в подобном же случае и в Индии, как видно из постановлений Ману о так наз. „Acharitan” (ibid, стр. XLIX).

[167] Process der Lex Salica

[168] См. Мэн. Древнейшая история учреждений, – Лекция восьмая и девятая.

[169] Tertiis nundinis partis secanto. Si plus minusve secuerunt, se fraude esto. Leges XII Tab.; Tab. III, Bruns. Fontes juris romani antiqui.

[170] См. Амира, стр. 110.

[171] О существовании в Швеции временного рабства за долги наряду с постоянным см. Amira, 127 – 129.

[172] A contract only continues during the life of the person, who makes it. (The Venedotian code) a L, стр. 67.

[173] Vischnu.

[174] Купля-продажа по-осетински – уайя, мена – айсвун.

[175] Tt. 21 Lex. Sal. Antiqua (изд. Hessel’я 11 Kern’a).

[176] Vischnu. VI. 11– 16.

[177] Tit. IV, стр. 37.

[178] Аmirа, стр. 654.

[179] Карамз. См. стр. 47.

[180] Муромцев, ст. 300.

[181] Amirа, стр. 658.

[182] Карамз. ст. 71.

[183] Мейер Русское. Гражданское право § 38.

[184] Amirа, ст 656.

[185] Примечание 1-е, стр. 199.

[186] Муромцев, стр. 300.

[187] Lex Rib. tit 52: То же положение высказывает и Салическая Правда в тех словах, с которыми кредитор, согласно ей, должен обратиться к неисправному должнику :quas quia res meas noluisti reddere, tibi praestiteram…

[188] Thou shallt not bind any one to pay in copper or silver, or gold, but a chief; thou shalt not bind any one to pay in kine like those of Cinnia, who has not Kine („Сinniа was the first who brought Kine in Erin”), thou shaltt not bind any one to pay in land, who is wandering, unless he possesses land – it is as a nut without fruit to adjudicate in this manner (m. IV Anc L 37 ст.).

[189] Walter. Das alte Wales.

[190] Издание Калачева, стр. 100 ст. LVI.

[191] If it is necessity that carried it (т. е. вещь) away from him… no value is taken from him for it at all (стр. 39. Anc. L. of Ireland, т. IV).

[192] Anc. Laws, 694,5.

[193] Amira, стр. 656.

[194] Аnс. Laws, 130, 21, 22 – 280, 28-345, 35, 280, 27.

[195] Of female slaves and cattle the offspring shall be taken as interest (Vishnu, VI, 15).

[196] Amira, стр. 661.

[197] Ст. 70 и 71 Карамз. Сп. Русской Правды и объяснения к ним профессора Буданова.

[198] Рогатый скот, как видно из Сборника осетинских Адатов 36, ценился в Осетии весьма дешево: в первой четверти этого века бык стоил даже менее 10 рублей, корова 5; цена барана не доходила и до рубля.

[199] См. Закавказский Вестник, 1855 г., № 32.

[200] См. Обозрение Российских владений за Кавказом, ч. II, 1836 г., стр. 60 и 62.

[201] Название рабыни у Кабардинцев анаут.

[202] См. определение, даваемое займу напр. Мейером, как договору, которым должник обязывается возвратить в известный срок не тот самый предмет, какой был им занять, а предмет того же качества и в том же количестве. (Русское Гражданское Право, стр. 468).

[203] Леонтович; ч. II, стр. 29.

[204] Vishnu, VI, 14.

[205] Заметка о карачаевских адатах по долговым обязательствам Сб. Св. о Кавк. Горц. В. IV.

[206] Ключевский. Происхождение крепостного права, статья 2-я (Русская Мысль 85 г.).

[207] Сб. св. о Кавказе, ч. II, Стр. 294.

[208] См. напр. Sonino. La mezzeria in Toscana.

[209] Rechtsalterth timer: commodatum und mutuum bilden im Alterthum nur ein geschaft. – Bethman Hollweg, стр. 477, Sohm Process der Lex Salica, стр. 34. – В Русской Правде оба договора уже различаются.

[210] Так, в одном деле значится: по существующим правилам между жителями села Салугардон (Аллагир). Если будет замечено, что табунщик, которому сдана лошадь, ездит на ней сам или отдает ее кому-нибудь другому, то он обязан уплатить хозяину лошади 10 рублей. (Дела Терского Областного Управления по Судному столу. Дело 2-го июля 77 г.).

[211] Сведения об адате 1844 г. стр. 123.

[212] Такая сделка заключена была между прочим Хумалакским селением 11 июля 1876 года.

[213] История полицейской администрации в английских графствах, гл. 2-я.

[214] Общественный приговор 28 августа 1876 г. – Канц. начальника Терской области по Судному столу, по описи № 79.

[215] См. народн. сказан. Кавказ, горцев, Джантемир Шанаев, сб. св. о кавк. горц. в. III, сказ, о женах Уастырджи, примеч.

[216] Ibid. стр. 20.

[217] См. сб. свед. о Кавказ, горцах, в. VII, сказания о том, как великан поймал Урызмага. В сказании этом не трудно признать отголосок сказания об Одиссее и циклопе.

[218] Ibid Сказание, озаглавленное Нарты и Сырдон.

[219] No one can seize more, than the value of the thing he seeks from the kinsman surety (Senchus Мог, т. II Anc, Laws стр. 15).

[220] The debtor is not sued, id est no debt is claimed of a debtor if it has been demande dof the kinsman – surety (Ibid, стр. 17).

[221] If the surety being harassed by the creditor discharges, the debt, the debtor shall pay twice as much to the surety (VI, 43).

[222] Holmes. The common law, Boston 1881 г., стр. 249.

[223] Не takes it with double from the debtor, for there is double for absconding (стр. 15).

[224] Осетины называют поручителя словом фидар.

[225] Адаты 30 ч ст. 22.

[226] Сборник обычаев, существующих у туземцев осетинского округа, 1866 г., ст. 57 (Леонтович, т. II, стр. 68).

[227] Нарский народный обычай говорит так: «Если по смерти владетеля останутся дети мужского пола от номлуса, а от главной жены только дочери, то наследство принадлежит первым». (Дело от 28 Февраля 1866 г., помещенное г. Пфафом в приложении к его Народному праву Осетин, за № 14).

[228] Владеющий номильусой не имеет права продать, как ее, так равно и детей ее. (Леонтович, стр. 68, ст. 59).

[229] Ibid, ст. 64.

[230] Этим мы решительно высказываемся против попытки, сделанной г. Леонтовичем, объяснить происхождение детей боярских аналогиями с осетинскими кавдасардами или детьми от номулус.

[231] См. Maynе, стр. 55.

[232] Ancient laws of Ireland, том II, стр. 399, 401; by the cognizance of his chief woman and of his tribe he has all these woman, except the „indlis” woman; and hehas her by the consent of her husband.

[233] Mayne, стр. 50.

[234] Апастамба, II, 10,27.

[235] См. Свод Ману, книга IX стр. 164 – 167.

[236] Daudhayana, II, 2, 2, 3, стр. 18.

[237] Дело канцелярии начальника Терской области по судному столу № 80.

[238] Выписка о нравах горцев Владикавказского округа, 1849 года (Леонтович) т. II, стр. 40.

[239] Сообщения, сделанные мне стариками аула Салугордон.

[240] Дж. Шанаев. Свадьба у северных Осетин. Сборник сведений о кавказских горцах, т. IV, стр. 13.

[241] У Дигорцев более обычным является подарок вола.

[242] Picteti. Origines indoeuropeenes.

[243] См. Леонтович, стр. 51.

[244] There are three covenants, entered into by the Feini whieh the parties vho have claims dissolve that of a woman to whom a nuptial present is given, if concealed from her father (if concealed from the father, it is to the father alone this nuptial present is due). См. трактат, озаглавленный «Of taking lawful possession». В комментарии к нему значится: If the dauyhter knows that it is for the sake of defranding the father the covenant of her nuptial present the father is entitled to, he is to be paid it in «seds» out of the woman’s own lawful property, until a complete nuptial present is made up (Ancient laws of Ireland, т. IV, стр. 61).

[245] Труды Казанского Статистического Комитета за 69 г. – Народные обычаи у татар Казанской губ.

[246] Леонтович, стр. 70, стр. 5 т. IV.

[247] Шанаев, стр. 12.

[248] Пфаф. Народное право Осетин, ч. II, стр. 276.

[249] «Девушки, состоящие при невесте, говорит г. Шанаев, бросаются на шафера и обрывают на нем черкеску или бешмет, вообще верхнюю одежду». Свадьба у северных осетин, стр. 24.

[250] Ibid, стр. 21, 27 и 15.

[251] Леонтович, т. II, стр. 26.

[252] Ibid, стр. 27.

[253] Ibid, стр 28.

[254] См. Сборник обычаев, существующих у туземцев осетинского округа 1866 г. ст. 56. (Леонтович т. II стр. 68). В прежнее время муж получал обратно и более трети, обыкновенно половину, при открытом же им самим прелюбодеянии жены, – весь калым.

[255] См. случай отсылки мужем жены, заболевшей чахоткой после брака, на том основании, что при вступлении в него она выдана была ее родственниками за здоровую. Юридические случаи из практики осетинских народных судов № 12. Приложение II к статье Пфафа о народном праве Осетин.

[256] «Юридическое положение осетинской вдовы довольно наглядно выступает из следующего медиаторского приговора, состоявшегося в Новохристианском селении не далее, как в 1880 г. Обстоятельства дела были следующие: 3-го августа упомянутого года вдова Фардаус, по мужу Колоева, заявила жалобу на своего деверя Можи Колоева, обвиняя его в том, что по смерти ее мужа, Можи Колоев, все время живший нераздельно с ним, стал оказывать ей всякое стеснение, почему она и ушла в дом своего брата Науруза Акоева, не получив от Можи никакого вознаграждения. – Спрошенный медиаторами Можи Колоев отозвался, что он Фардуси не прогонял, а что она ушла от него по собственному выбору. – Решение медиаторов буквально гласит следующее: Фардаус должна перейти в дом Можи Колоева и быть в нем полною распорядительницею по хозяйству, касающемуся до женского пола вообще, как требует этого обычный порядок. Она не должна ездить в степь на полевые работы, а только смотреть за хозяйством, приготовлять пищу и т. п. Если Фардаус будет жить у Можи Колоева честно и пожелает затем отойти, то она должна получить от него 150 рублей и отойти, куда ей будет угодно к родственникам, с тем, что если она выйдет в замужество, то в пользу ее должны поступить 50 рублей, а остальные сто рублей должны быть возвращены Можи Колоеву. Если же она передаст их тому, у кого будет жить, то, по замужестве ее, лицо это должно возвратить Колоеву 100 рублей. Если Можи Колоев по своему желанию прогонит Фардаус, то должен уплатить ей 200 р. Если Фардаус будет жить в доме Можи не честно и не будет исполнять своего долга по хозяйству, то она должна остаться без всякого вознаграждения, но для этого нужно, чтобы дурное ее поведения было засвидетельствовано почетными людьми. – Если Фардаус умрет в доме Можи, все вещи, бывшие у ней при выходе ее в замужество, должны быть возвращены ее родственникам согласно обычному порядку. Похороны же и поминки ее должны быть отнесены на счет Колоева. – Пока Фардаус живет в доме Колоева, одежда должна быть исправляема всем ровно и кто что заработает должен отдавать на общую пользу».

Из другого решения, от 27 декабря 1871 года, также постановленного медиаторами мы узнаем, что издержки на устраиваемые вдовою поминки по мужу возмещаются ей из доходов семейного имущества. «Если вдова, читаем мы в нем, сделает по мужу поминки, то брат мужа обязан дать ей годовой доход от доставшейся ему по наследству земли».

Оба приведенные решения списаны мною с «книги на записку жалоб жителей и решений Христианского сельского суда 2-го участка Владикавказского округа» хранимой в местной канцелярии. – См. также Адаты Осетин 1836 г., ст. 25. (Леонтович, т. II, стр. 6).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Комментирование закрыто, но вы можите поставить трэкбек со своего сайта.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы для ВордПресс