Исламская этика бизнеса

  • Взаимное уважение. Взаимное уважение и любовь к другим созданиям также свойст­венны нравственному учению каждой религии. Термин «любовь» имеет много значений на большинстве языков. Но, как следует из Священного Писания, Бог справедливости и мило­сердия – также есть Бог любви. В Священных Писаниях любовь выражается как взаимное уважение или доброе отношение к соседу, ближнему: «относись к ближнему своему, как к себе». Сосед в деловом контексте может быть определен как любой участник рыночных от­ношений, что также относится к коллегам по работе.
  • Ответственность. Третий принцип подразумевает ответственность людей за все, что дано им во временное управление. Так как этот совершенный мир был создан для человека и для облегчения его жизнедеятельности, то на него возлагается ответственность за пра­вильное использование даров и заботу о них. Все Священные Писания говорят о том, что все принадлежит Богу, а человек – лишь временный поверенный.
  • Честность. Этот принцип включает в себя понятия правдивости и надежности и охва­тывает все стороны человеческого поведения: мысль, слово и действие. В рассказах и прит­чах Священных Писаний правда и честность во всех отношениях между людьми возносится на вершину добродетели. Особо оговаривается, что непорядочность и ложное свидетельство нарушают законы Бога.
  • B.        Нормы деловой этики

    Нормы деловой этики могут быть классифицированы по следующим категориям, упомя­нутых выше.

    1.         Этичность экономической системы

    Все деловое отношения строятся в рамках социальной, политической и экономической системы. Основные характеристики экономической системы следующие:

    a.         Бизнес является частью социального порядка. Его основная цель – эффективное удовлетворение человеческих и материальных потребностей путем производства и распределения товаров и услуг.

    b.         Конкуренция делает рынок эффективным. На таком рынке ресурсы распределяются и используются оптимально, затраты и цены минимизированы. Государство только контролирует эффективную работу домашних хозяйств, поддерживает конкуренцию и регулирует естественные монополии.

    c.         Все экономические системы имеют недостатки. Свободные и открытые рынки наиболее нейтральны ко всем участникам и обладают большим экономическим потенциалом. Предприятия в условиях рыночной экономики наиболее эффективно используют ресурсы и максимизируют свою прибыль.

    d.         Нет причин для конфликта в рамках этичной деловой практики и создания прибыли. Прибыль – мера эффективности бизнеса. Она обеспечивает рост бизнеса, расширяет возможности занятости, является средством повышения жизненного уровня и благосостояния. Она является также стимулом хорошей работы и проявлением инициативы.

    e.         Поскольку в свободной рыночной системе, как и в любой другой, могут быть различного рода злоупотребления, государство несет обязательство по обеспечению правопорядка, в условиях которого бизнес может функционировать честно и справедливо. В свою очередь, бизнес соблюдает и уважает закон государства, в пределах которого работает.

    f.          Поскольку бизнес – это объединение различных групп людей, они никогда не должны рассматриваться просто как фактор производства. Условия их занятости должны соответствовать самым высоким стандартам человеческого достоинства.

    g.         Эффективное использование ресурсов должно обеспечиваться бизнесом. Ресурсы, используемые корпорациями, включают в себя так

    же финансы, технологии, землю, естественные возобновляемые ресурсы. Все они имеют важное значение, особенно те, которые ограничены.

    g. Бизнес несет ответственность перед будущими поколениями. Нельзя улучшать каче­ство или увеличивать количество товаров и услуг за счет ухудшения состояния окружающей среды.

    2.         Стратегия бизнеса

    Деловая активность охватывает человеческие отношения. Столкновение интересов неиз­бежно, что ставит вопрос о сбалансировании различных интересов всех участников процес­са.

    Стратегия этичного бизнеса, основанная на принципах, изложенных выше, предполагает, в частности, следующее:

    a.         Совет директоров ответствен за контроль над деятельностью корпорации на предмет соблюдения законов и правил ведения бизнеса, соответствия высоким стандартам этики.

    b.         Совет директоров утверждает письменную инструкцию относительно целей и политики организации и ее рабочей программы. В инструкции ясно излагаются обязательства компании по отношению к лицам, вовлеченным в деятельность компании (сотрудники, акционеры, кредиторы, заказчики, поставщики и сообщество). Основой отношений с ними должны быть честность и справедливость, а также надежность со стороны организации.

    d.         Бизнес должен быть направлен на поддержание длительных отношений с каждой из групп участников для достижения эффективного, взаимовыгодного сотрудничества.

    e.         Руководители должны в первую очередь учитывать социальные последствия принимаемых решений и не допускать никаких форм взяточничества, вымогательства или других подобных методов в достижения коммерческих целей.

    3.         Акционеры

    Акционеры несут большую часть риска, поэтому избираемые директора обязаны:

    •          защищать интересы акционеров;

    •следить, чтобы финансовые отчеты компании были достоверны и своевременны.

    •          заботиться о том, чтобы акционеры были проинформированы относительно важных ре­шений и политики компании.

    4.         Персонал

    Сотрудники компании, следуя нормам деловой этики компании, обязаны: a. Добросовестно исполнять должностные инструкции и решения руководящего состава компании в сотрудничестве с коллегами.

    b.         Избегать злоупотребления должностными полномочиями в личных интересах с целью повышения престижа и получения преимуществ. Не допускать получения взяток и пресекать все пути, ведущие к непорядочности или нарушению закона.

    c.         Не использовать коммерческую информацию в личных корыстных интересах или интересах конкурентов.

    d.         Проявлять внимание к проблемам подчиненных, руководить справедливо и эффективно.

    e.         Учитывать вероятные последствия принимаемых решений, отражающиеся не только на финансовых показателях, но и в первую очередь на персонале компании, условиях их работы, материальной заинтересованности, социальной защищенности.

    Кратко освещенные разделы Декларации предлагаются вниманию заинтересованных лиц, вовлеченных в сферу бизнеса, политики, образования. Несомненно, она требует доработки и изменений с учетом специфики различных областей применения.

    ЛИТЕРАТУРА

    Фильштинский И.М. История арабов и халифата (750-1517 гг.). М., 2001.

    Фон ден Берг. Основы начала мусульманского права согласно учению имама Абу Хани-

    фы. СПб., 1882.

    Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. Сб. статей под ред. А.И. Ио-новой. М., 1985.

    Хуссейн Хамид Хассан. Право на труд в исламе. Новосибирск, 1996.

    Хуссейн Хамид Хассан. Право на частную собственность в исламе. Новосибирск, 1996.

    Хаммудах Абдалати. Ислам, какой он есть. Баку, 1999.

    Ислам и политика. Под ред. Г. В. Миронова. М., 2001.

    Льюис, Ричард Д. Деловые культуры в международном бизнесе: от столкновения к пони­манию. М., 2001.

    Современный ислам, человек и общество / А. И. Ионова, А.К. Султангалиева, П.С. Юсу­пов. М.: Знание, 1991.

    Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. М.: Леном, 1999.

    Жмуйда Л.В. Исламские принципы в экономике Пакистана. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982.

    Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М., 1982.

    Полонская Л., Ионова А. Концепции «исламской экономики»: социальная сущность и по­литическая направленность // Мировая экономика и международные отношения. 1981. №3. С. 113–119.

    Гукасян Г.Л., Смирнова Г.И. Некоторые аспекты деятельности исламских банков с уча­стием капитала нефтеэкспортирующих стран Аравийского полуострова (на примере Саудов­ской Аравии и Кувейта) // Арабские страны: Проблемы социально-экономического и обще­ственно-политического развития. Вып. 2. М., 1995.

    Журавлев А.Ю. Ислам и экономика // Россия и мусульманский мир. М., 1992-2000. №4

    (94).

    КемперМ. Мусульманская этика и «дух капитализма» // Татарстан. 1997. №8.

    Мухаммад Шафи, Милан Муфти. Распределение богатства в исламе. Новосибирск, 1995.

    Серебров С. Исламские банки середины 80-х годов: структура, функции, перспективы // Институт востоковедения. Специальный бюллетень. М. 1989. №4 (261).

    Шейх Салех Абдаль Каше. Принципы ислама в экономике // Вестник Московского уни­верситета. Серия 6. М. 1992. №4.

    Экономическая история. Предпринимательство и предприниматели. Под ред. Ю.Н. Роза-лиева. М., 1999.

    Нурумаев А.А. Милосердие и благотворительность в исламе // Милосердие. М., 1998. Mushtaq Ahmad. Business ethics in Islam. Islamabad, 1995. El Ashker, Ahmad, The Islamic Business Enterprise, Croom Helm, London, 1987. Siddiqi, MuhammadNejatullah, Partnership and Profit Sharing in Islamic Law, Islamic Founda­tion, Leicester, 1985.

    Wilson, Rodney, Islamic Business: Theory and Practice, Economist Intelligence Unit Special

    Report, no. 221, London, 1985.

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

    Часть I. ПОНЯТИЕ ЭТИКИ БИЗНЕСА И ОСОБЕННОСТЕЙ ИСЛАМСКОЙ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ

    Глава I. Сущность этики бизнеса, ее религиозные источники и влияние на экономическую систему

    Глава II. Исламская концепция бизнеса

    Часть II. НОРМЫ ИСЛАМСКОЙ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ

    Глава I. Экономическое поведение, одобренное шариатом

    Глава II. Экономическое поведение, порицаемое шариатом

    Глава III. Правила регулирования торговых отношений и оформления до­говоров

    Глава IV. Этика трудовых отношений

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    ЛИТЕРАТУРА


    [1] Гаспринский И.Б. Русское мусульманство: мысли, заметки и наблюдения // Этнографическое обозрение. 1992. №5, 6. С. 91.

    [2] Parsons Т., Smelser N. Economy and. Glencoe. 1956. P. 29.

    [3] MacCleland D.C. The Achieving Society. Princeton, 1961. P. 430.

    [4] Попова А.И. Исламский взгляд на проблему человека в условиях рыночной экономики // Вопросы экономики. М., 1993. № 8. С. 134–143.

    [5] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993. С. 947.

    [6] Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. М., 2001. С. 15.

    [7] Ibid. C. 58

    [8] Шихарев П.Н. Этические принципы ведения дел в России. М., 1999. С. 151.

    [9] Pomeranz, Felix. Islamic business ethics //www.islamic-finance.net.

    Арабаджан А., Мамедова Н., Скляров Л., Цуканов В. Ислам и экономическое развитие // Азия и Африка сегодня. М. 1993. № 3. С. 18–23.

    [11] Бартольд В. В. Мусульманский мир // Соч. Т. VI: Работы по истории ислама и арабского халифата. М., 1966. С. 218.

    [12] Фильштинский И.М. История арабов и Халифата (750–1517 гг.). М., 2001. С. 97.

    [13] Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М., 1991. С. 71.

    [14] Негря Л.В. Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 292.

    [15] Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. М., 1999. С. 3.

    [16] Абу Хамид аль-Газали / Цит. по: Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. Сб. статей под ред. А.И. Ионовой. М., 1985.

    [17] Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. Международные правовые, экономические аспекты. М., 1991. – Со ссылкой на Общие рекомендации I Всемирного конгресса по вопросам исламской экономики (фев. 1976 г.) // Приложение к книге: Исламская эконо­мика. С. 555.

    [18] Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. Международные правовые, экономические аспекты. М., 1991.

    [19] Ионова А.И. Тенденции разработки социально-экономической тематики современными мусульманскими теоретиками /Ислам: про­блемы идеологии, права, политики и экономики. Сб. статей под ред. А.И. Ионо- вой. М., 1985. С. 51.

    [20] Muhannad Abdul Rauf. The Islamic Doctrine of Economics and Contemporary Thoughts. Wаsh., 1979. P. 14.

    [21] Степанянц М. Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX–XX веков. М., 1983.

    [22] См. также Коран 57:5, 7. Пер. И.Ю. Крачковского. М., 1991.

    [23] Здесь и далее цит. по: Филоник А.О., Исаев В.А., Федорченко А.В. Финансовые структуры Ближнего Востока. М., 1996.

    [24] Ионова А.И. Предпринимательство в мусульманском мире. М., 1993.С. 13.

    [25] Mushtaq Ahmad. Business ethics in Islam. Islamabad, 1995. P. 77.

    [26] См. также Коран (7:85, 61:2-3,4:2, 11:85-86).

    [27] Там же (2:282).

    [28] Коран (28:27-28).

    [29] Коран (19:41, 56).

    [30] Коран (5:1,23:8, 177,70:32).

    [31] Коран (55:79, 17:35, 7:85, 55:7-8, 26:181-183).

    [32] Там же (83:1-3).

    [33] Там же (46:19).

    [34] См. также Коран (49:6).

    [35] Коран (2:83, 17:53).

    [36] Коран (2:280).

    [37] Приведено у ат-Тирмизи.

    [38] Коран (17:28).

    [39] Ан-Навави. 40 хадисов. Хадис №24.

    [40] Мамедова Н.М. Исламские фонды как форма предпринимательской деятельности // Экономическая история. Предпринимательство и предприниматели. Под ред. Ю.Н. Розалиева. М., 1999.

    [41] Согласно мусульманским нормам и традициям, каждый нуждающийся в средствах может быть накормлен обшиной, а также может рассчитывать на некоторую регулярную материальную помощь. Ислам допускает существование малообеспеченных слоев населения, но категорически осуждает нищенство, как проявление лености и безынициативности.

    [42] Торнау Н.Н. Особенности мусульманского права. СПб., 1892. С. 13–14.

    [43] Приведено у Ат-Табарани / М. Аль-Хашими. Личность мусульманина. М., 2000. С. 199.

    [44] Кадзоев Б. Почему Аллах любит богатых? // Российская газета. 26.09.2001. www.rg.ru.

    [45] Коран (2:274-276).

    [46] http://econom.nsc.ru/eco

    [47] Абд ар-Рахман Саади. Радость сердец благочестивых. М., 2002. С. 161.

    [48] Taqi Usmani // Internationa! Journal of Islamic Financial Services //http:islamic-finance.net/journal.html.

    [49] Левин С.Ф. Исламская критика монополий в Пакистане // Религия и общественная мысль Востока. М., 1974. С. 47.

    [50] Левин С. Ф. Исламская критика монополий в Пакистане // Религия и общественная мысль Востока. М., 1974. С. 43.

    [51] Там же. С. 467.

    [52] Энциклопедический юридический словарь. М., 1996.

    [53] «Искать щедрот Господа» в данном аяте означает «торговать». Это слово используется в данном значении в Св. Коране несколько раз, на­пример в 73:20. Это означает, что нет вреда в том, чтобы искать приумножения богатства, торгуя в Мекке во время хаджа. Мусульмане полагали, что выполнение какой-либо работы ради получения мирского дохода несовместимо с теми возвышенными духовными целями, которые заложены в паломничестве. Им поведано здесь, что это не так и что мирской успех можно сочетать с духовным развитием. Точно так же во время хаджа разрешено было созывать собрания в Мекке с целью достижения мусульманами политического единства, так же как и для решения других проблем. (Комментарий А.Ю. Али. Священный Коран. Лахор, 1997. С. 92.)

    [54] То есть покупатель указывал на качества и имеющиеся недостатки товара, а продавец оговаривал условия оплаты.

    [55] Сахих аль-Бухари. М., 2002. Т. 1. С. 426

    [56] Сахих аль-Бухари. М., 2002. Т. 1. С. 425

    [57] Запрещена как непосредственно торговля подобными товарами, так и оказание услуг по продвижению их на рынок.

    [58] Несмотря на то что некоторые мусульмане употребляют табачные изделия, большинство исламских ученых считают, что курение относятся к категории запрещенных действий (харам), так как вред от курения здоровью очевиден как для курильщиков, так для некурящих людей, которые находятся в зоне риска, то есть являются пассивными курильщиками.

    [59] Пророк запретил брать деньги за собаку, и деньги, заработанные блудом, и деньги, получаемые прорицателем. См. хадис № 978. Сахих аль-Бухари. М., 2002. Т. 1. С. 446.

    [60] Это скорее услуга, так как запрещено брать деньги за спаривание. См. хадис № 988. Сахих аль-Бухари. М., 2002. Т. 2. С. 9.

    [61] Ислам запрещает мусульманину покупать товар, продукцию, добытую незаконным путем: кражей, ограблением, несправедливым ущемлением чьих-либо прав. С точки зрения шариата, это является соучастием, пособничеством в преступлении, несправедливости и ущемлении прав людей. Пророк Мухаммад сказал: «Кто купил украденное, и он знал, что это – украденное, тот соучаствует в этом грехе и позоре». Давность срока кражи не является оправданием для покупателя. Давность, с точки зрения шариата, не превращает запретное в разрешенное, соответственно, право истинного владельца не отпадает за сроком давности.

    [62] См. халис № 041 Сахих аль-Бухари. М., 2002. Т. 1. С. 433.

    [63] Хадис № 930 / Сахих аль-Бухари. М„ 2002. Т. 1. С. 427.

    [64] Порохова И.В. Коран. Перевод смыслов. М., 1998.

    [65] Приведено у Муслима / 40 хадисов имама Навави. Комм. М.М. Ми- стру. М., 2001. С. 436.

    [66] Приведено у АбуДауда/ 40 хадисов имама Навави. Комм. М.М. Ми- стру. М., 2001. С. 449.

    [67] Приведено у Ахмада. См. также хадис № 951 / Сахих аль-Бухари. М., 2002. Т. 1. С. 436.

    [68] Здесь идет речь о скупке всех имеющихся запасов того или иного товара для обеспечения собственной монополии на рынке и резкого взвинчивая цен. (Комм. к хадису, переданному Муслимом аль-Газали, в сборнике «Наставление верующим». М., 2002. С. 190.)

    [69] Приводит Муслим.

    [70] Ионова А.И. Предпринимательство в мусульманском мире. М.,1993.С. 7.

    [71] Коран (6:164, 35:18. 99:6-8).

    [72] Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. М., 1999. С. 230.

    [73] Обоснование права покупателя и ответственности продавца в случае продажи товара ненадлежащего качества содержится также и в законодательстве РФ в ст. 245 ГК РСФСР: «Покупатель, которому продана вещь ненадлежащего качества, если ее недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать от продавца: замены такой вещи, либо безвозмездного устранения недостат­ков вещи, либо возмещения расходов, либо соразмерного уменьшений покупной цены.

    [74] Приведено у Абу Дауда.

    [75] Приведено у Бухари и Муслима.

    [76] Приведено у Бухари и Абу Дауда.

    [77] В мусульманской традиции Дауд упоминается который стал обрабатывать металлы и делать кольчуги благодаря полученному от Аллаха знанию.

    [78] Хадис №424 / Сахих аль-Бухари. М., 2002. Т. 1. С. 425

    [79] Хуссейн Хамид Хассан. Право на труд в исламе. Новосибирск, 1996.С. 22.

    [80] Хаммудах Абдалати. Ислам, какой он есть. Баку, 1999.

    [81] Хуссейн Хамид Хассан. Право на труд в исламе. Новосибирск, 1996.С. 28.

    [82] Хадис № 977 / Сахих аль-Бухари. М., 2002. Т. 1. С. 446.

    [83] См. хадис № 986 / Сахих аль-Бухари. М., 2002. Т. 2. С. 6.

    [84] взгляд на проблему человека в условиях рыночной экономики // Вопросы экономики. М. 1993. № 8. С. 140.

    [85] «The Muslim World League Journal». Makkah, 1986. Vol. 14. P. 24 // Цит. по: Ионова А.И. Исламский взгляд на проблему человека в условиях рыночной экономики // Вопросы экономики. М. 1993. № 8. С. 139.

    [86] Коран (3:195)

    [87] Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. М., 2001. С. 137.

    [88] Коран (10:1; 36:2).

    [89] Коран (2:2; 2:185, 12:111; 7:52).

    [90] В данной работе достаточно объективно изложены темы, которые освещены Кораном в областях, связанных с коммерцией и финансами. Эти темы затрагиваются более чем в 370 аятах. – Примеч. автора.

    [91] «Воистину, Аллах купил у верующих их души и их имущество в обмен на уготованный им рай… Радуйтесь же сему торгу, который вы заключили с Ним. Это и есть великое спасение и успех» (Коран, 9:111).

    [92] Torrey, С.С. The Commercial-Theological Terms in the Koran. Leyden, 1893. P. 48.

    [93] «И стремись в том, что даровал тебе Аллах, к жилью последнему! Не забывай своего удела в этом мире и благодетельствуй, как благодетельствовал тебе Аллах, и не стремись к порче на земле. Поистине, Аллах не любит сеющих порчу!» (Коран, 28:77).

    [94] Rafek Beekun. Islamic Business Ethics // www.coej.org.uk/islamic/muslim_business.htm.

    [95] www.lariba.com.

    [96] «ЛяРиба» буквально означает «Нет ссудному проценту».

    [97] An Interfaith Declaration. A Code of Ethics on International Business for Christians, Muslims and Jews 1993 Amman, Jordan// Simon Webley «Values Inherent in the Interfaith Declaration of International Business Ethics».

    Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Комментирование закрыто, но вы можите поставить трэкбек со своего сайта.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы для ВордПресс