Категорически запрещается преднамеренно обвешивать и обмеривать. Весы должны быть четко отрегулированы и точно указывать вес товара. Нельзя подмешивать что- либо или разбавлять товар для его утяжеления или увеличения объема. Не зря в Коране этой проблеме уделяется серьезное внимание, так как спустя четырнадцать веков она не перестала быть актуальной для современных рыночных отношений: «Со справедливой точностью блюдите вес и меру… И будьте верны в мере вы тогда, когда вам надлежит отмерить, и вес давайте на весах, которые не лгут. В конечном результате – это праведней и лучше» (Коран, 17:35)[64]. Коран рассказывает о погубленном Богом народе пророка Шуайба. Прежде чем на них обрушилось наказание, Пророк призывал их соблюдать справедливость, не нарушать весы, не ущемлять права людей: «Вы ж соблюдайте меру верно, не будьте из числа недомеривающих, и взвешивайте верными весами, и не удерживайте от людей того, что им принадлежит по праву, и не ходите по земле, нечестие тюря» (Коран, 26:181–183).
4. Заключение договора с третьим лицом без доверенности.
Нельзя заключить договор на имя покупателя с третьим лицом без доверенности от покупателя. Например, продавец не может договориться о продаже товара с лицом, не представляющим интересы покупателя и не имеющим от него доверенности. Действия через доверенных лиц дозволены и законны, однако нельзя прикрывать свою деятельность чужим именем.
5. Запрет искусственно поднимать или сбивать цену.
Согласно шариату, к числу наихудших видов торговли относятся попытки перебить торговлю другим продавцам нечестным способом, так же как и искусственно взвинчивать цену. Пророк так сказал об этом: «Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг другу, не перебивайте торговли друг другу и будьте братьями, о рабы Аллаха!»[65]
Не одобряются ни неумеренное восхваление товара продавцом с целью поднять цену, ни умышленный наговор на товар со стороны покупателя в надежде сбить цену. Рекомендуется не проявлять желания купить что-либо раньше другого покупателя. Это не относится к аукциону. Продажа с аукциона не является запретной, поскольку все желающие приобрести выставленный на торгах товар находятся в равном положении, и торг происходит до заключения соглашения и принятия окончательного решения. Это соответствует сунне Пророка, который выставил товар на продажу и спросил: «Кто больше?»[66]
Ценообразование
Продавец вправе сам рассчитывать и устанавливать цену, закладывая в нее себестоимость товара и свою прибыль. Ограничения может диктовать только спрос и предложение, то есть рыночная конъюнктура либо государство в случае неблагоприятных экономических ситуаций.
Продавцу запрещается скупать товары крайней необходимости, чтобы затем, придержав их, продавать по более высокой цене. Посланник Аллаха сказал по этому поводу следующее: «Человек, старающийся повысить цены на что-нибудь необходимое для мусульман, заслуживает того, чтобы Всевышний Аллах в День воскресения вверг его в великое пламя»[67]. Существует правило продажи, согласно которому при повышении на рынке цены на товар его владелец может держать его не более трех дней, после чего должен пустить в продажу, а в случае падения цены на товар – удерживать не более сорока дней. Ведь Пророк сказал: «Не станет заниматься скупкой[68] никто, кроме грешника».
Этика покупателя
В торговых сделках купли-продажи этика поведения со стороны покупателя имеет немаловажное значение в установлении дружественных и долгосрочных отношений. Покупатель вместе с требовательностью, предъявляемой к качеству товара, должен не скупиться, а наоборот, уметь легко договариваться о цене, не заставляя продавца отмеривать и отвешивать ему товара больше, чем полагается. Когда покупатель торгуется с продавцом или обсуждает каждую мелочь, чтобы добиться незначительной уступки, это рассматривается, согласно исламской морали, как признак отсутствия у него великодушия, особенно если покупатель состоятельный, а продавец бедный.
Об одном из ярких примеров великодушия и благородства сообщается в рассказе, переданном посланником Аллаха, который поведал о двух чистых торговых сделках, в которых продавец проявил добросовестность, выразившуюся в исполнении обещания, а покупатель показал пример честности и богобоязненности. Пророк сказал: «Как-то раз один человек купил у другого поместье, а потом человек, купивший это поместье, нашел там кувшин с золотом и сказал продавцу: «Возьми у меня свое золото, ведь я покупал у тебя только землю и не покупал золота». Человек, которому принадлежала земля, сказал: «Я продал тебе землю со всем тем, что в ней было», – после чего они обратились на суд к одному человеку, который спросил: «Есть ли у вас дети?» Один из них сказал, что у него есть сын, а у другого была дочь. Тогда тот человек сказал: «Выдайте девушку замуж за юношу, израсходуйте деньги на них, остальное расходуйте на помощь неимущим»[69].
Оформление договоров
Всем, кто входит в мир мусульманского бизнеса, необходимо ознакомиться с тем, как принято совершать и оформлять сделки согласно шариату. Это поможет вести дело, глубже вникая в логику решений, принимаемых партнерами, в характер их отношений и взаимосвязей[70].
Самый длинный стих Корана посвящен правилам оформления договора, что говорит о важности и значимости такой практики для мусульман: «О вы, которые уверовали! Если берете в долг между собой на определенный срок, то записывайте это. И пусть записывает между вами писец по справедливости. И пусть не отказывает писец написать так, как научил его Аллах, и пусть он пишет, и пусть диктует тот, на котором обязательство. И пусть боится он Аллаха, Господа своего, и пусть не убавляет там ничего. А если тот, на ком обязательство, малоумен, или слаб, или не может сам диктовать, то пусть диктует его близкий по справедливости. И берите в свидетели двух из ваших мужчин. А если не будет мужчин, то – мужчину и двух женщин, на которых вы согласны как свидетелей, чтобы если собьется одна, то напомнила бы ей другая. И пусть не отказываются свидетели, когда их зовут; и пусть не наскучивает вам записывать его – малым или большим – до его срока. Это справедливее пред Аллахом, и прямее для свидетельства, и ближе, чтобы вас не сомневаться. Разве только если это будет торговлей наличной, которую вы обращаете меж собой, – тогда на вас не будет греха, что вы не запишете этого. И ставьте свидетелей, когда условливаетесь между собой, и не должно причинять неприятности писцу и свидетелю; а если сделаете, то это распутство у вас. И бойтесь Аллаха, поистине, Аллах вас учит, и Аллах знает о всякой вещи! (Коран, 2:282).
Из вышеприведенного аята следует, что для избежания риска обмана или нарушения сделки договаривающимся сторонам необходимо письменно и при свидетелях заключить договор, а также указать в договоре гарантию и ответственности сторон. Согласно
Корану, принцип личной ответственности занимает центральное место, как в деловых отношениях, так и любых других действиях человека. Каждый несет персональную ответственность за свои поступки, как перед обществом в этой жизни, так и перед Богом в следующей[71].
Основные принципы составления контрактов
Несмотря на то что существуют различные формы контрактов, принципы их оформления общие:
- условия и сроки контракта должны быть так разработаны и сформулированы, чтобы в дальнейшем избежать возможных недоразумений в процессе совместного бизнеса и разрешить споры о разделении прибыли или несения убытков на основе контракта;
- совместный капитал вносится в денежной форме, либо если стороны имеют совместное имущество, то оно должно быть оценено и выражено в денежном эквиваленте;
- капитал и труд, а также в некоторых случаях торговая марка и репутация партнеров являются факторами получения дохода, которые должны учитываться при распределении совместной прибыли;
- права и обязанности контрагентов зависят от характера сделки, а также принятых в данной местности правил и обычаев ведения бизнеса;
- убытки разделяются пропорционально доле участия в совместном капитале;
• участники сделки не только разделяют прибыль, но и несут все обязательства по контракту. Если кто-то отказывается от обязательств, то он лишается права получать часть прибыли;
• риски неотделимы от прибыли. Никто не имеет права ожидать или требовать заранее фиксированной прибыли; если убытки возникают по вине какой-либо стороны (халатности, некомпетенции), то виновная сторона должна взять на себя всю материальную ответственность.
Правила расторжения договоров и аннулирования сделок[72]:
- хияр аль-маджлис – расторжение торговой сделки до окончания переговоров между сторонами;
- хияр аль-габн – если сделка заключена посредством обмана;
- хияр аш-шарт – в договоре оговариваются условия расторжения;
- хияр ат-тахаллоф аш-шарт – в договоре определяется условие, без выполнения которого сделка аннулируется;
- хияр аль-эйб – при обнаружении недостатков или недоброкачественности товара (хороший товар может быть смешан с плохим, в основном это часто происходит с сыпучими продуктами: сахаром, крупой, чаем, или с жидкостями)[73];
- хияр аш-ширкет – товар не принадлежит продавцу;
- хияр ар-руят – несоответствие товара описанию в договоре после доставки;
- хияр ат-таахир – задержка доставки товара. Если покупатель заключил сделку с продавцом с условием немедленной оплаты, но деньги не поступили в течении трех дней, поставщик может расторгнуть договор с возвратом товара. Если товар скоропортящийся, то сделка может быть расторгнута к концу первого дня;
- хияр аль-хайван – расторжение договора в течении трех дней, если вместо указанного в договоре животного продано другое;
• хияр ат-таазур ат-таслим – в случае невозможности вручения товара покупателю. Для аннулирования контракта должно быть основание, произвольное расторжение не допускается.
После того как покупатель, заметив дефект, согласится на покупку такого товара, он уже не вправе отказываться от приобретенного товара. В этом случае он может сразу потребовать скидки на бракованный товар либо его замены. Рассмотрим подробнее условия, при которых покупатель не может требовать расторжения договора:
• если при продаже товара покупатель был поставлен в известность о дефекте товара;
• если при покупке товара покупатель заявил, что в случае обнаружения брака не будет требовать сумму за дефектность.
В следующих случаях покупатель не имеет право расторгнуть сделку, но имеет право требовать денежного возмещения за дефектность товара:
- если товар был использован после покупки;
- если клиент при заключении торгового соглашения исключил право возврата товара продавцу.
Шариат допускает брать товар на реализацию. Коммерсант может взять товар в кредит с возвратом стоимости после факта его продажи. Узаконивание такой практики дало основание возникновению особой категории людей – посредников. В наши дни современный бизнес трудно представить без посредников в любой сфере деловой жизни.
В экономике мусульманских стран преобладают индивидуальные и семейные предприятия, которые называются ширкатами. Для образования, например, торговой компании по принципу мушарака компаньоны объединяют торговый капитал или смешивают свои однородные товары для централизованной продажи. Все компаньоны не обязаны заниматься куплей-продажей, а доходы делятся по договоренности. Такая установка шариата создает благоприятные возможности для поддержки менее богатых партнеров более богатыми и влиятельными.
Правила поведения при банкротстве
Несостоятельностью в мусульманском праве называется положение предприятия или человека, когда он не в состоянии уплатить долги и рассчитаться со своими финансовыми обязательствами.
Объявление о несостоятельности производится уполномоченным лицом, которому поступают жалобы о нарушенных или просроченных долговых обязательствах. При рассмотрении жалобы о неуплате долгов он обязан вникнуть в обоснованность и законность долговых претензий и убедиться:
- истек ли срок уплаты договора;
- действительно ли задолженность не погашена.
• действительно ли капиталы и прочее имущество должника недостаточны для покрытия долгов.
Если претензия, поданная кредитором, удовлетворяет всем этим требованиям, то начинается процесс признания предприятия банкротом. После доказательства факта несостоятельности и признания коммерсанта банкротом по решению суда к должнику могут применить некоторые меры, например наложение ареста на его имущество с целью раздела между кредиторами. Это подтверждается хадисом, когда Пророк арестовал имущество своего сподвижника и продал его, для того чтобы выплатить долги[74].
Право на возврат кредита в виде доли имущества имеет каждый кредитор. Однако арестованное имущество не может быть предметом первой необходимости должника, как-то дом, домашняя утварь, одежда и т. д.
Если коммерсант взял товар в кредит и не смог реализовать его в срок или получить прибыль, вследствие чего обанкротился, то он обязан вернуть кредитору хотя бы оставшуюся часть товара, так как Пророк сказал: «Если человек найдет свое имущество в сохранности у обанкротившегося должника, то он имеет на него более прав, чем кто-либо иной»[75].
Человек, став банкротом, оказывается в большой беде, поэтому долг каждого мусульманина оказать ему содействие в этом положении. В то же время если коммерсант нарочно инсценирует банкротство с целью задержки или полной неуплаты долга, то такое поведение рассматривается как недостойное верующего человека, и он заслуживает общественного порицания и даже более серьезного наказания. Пророк говорил об этом так: «Если состоятельный человек задерживает выплату долга, то его можно опозорить и подвергнуть наказанию»[76].
Глава IV
ЭТИКА ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
С самого своего возникновения исламская мораль заложила основы справедливых трудовых отношений и закрепила право на труд и вознаграждение как неотъемлемую часть рыночных отношений. Лишь в первой половине XX века конституции отдельных государств признали право на труд каждого дееспособного гражданина и гарантировали оплату в соответствии с приложенными усилиями и в размере, обеспечивающим достойную жизнь ему и его семье.
Разработка рекомендаций на основе мусульманской традиции и практики, касающихся лиц наемного труда, предпринимателей и делового партнерства в настоящее время является одним из основных предметов исследования мусульманских экономистов и социологов. Созидательный труд рассматривается как высочайшая нравственная ценность. Признание заслуживает тот труд, к которому побуждают благочестие и служение добру, а не тот, которому сопутствуют греховность, алчность, эгоизм. Исламские нормы поощряют труд и хозяйственную деятельность не только ради добывания средств, необходимых для жизни. Через труд реализуется свобода человека и его относительная независимость от других членов общества.
Трудовая концепция в рамках исламской экономической системы заключаются в следующем:
1) труд является обязанностью члена общества;
2) государство создает все условия для занятости трудоспособного населения;
3) работник имеет право требовать справедливого вознаграждения за труд и нормальных условий работы.
1. Исламская доктрина рассматривает труд важнейшим фактором производства и основным источником дохода. Коран и сунна Пророка призывают человека работать, зарабатывая законным путем средства, обеспечивая себя и тех, кто находится на его попечении. Причем здесь должно быть найдено разумное сочетание духовной религиозной практики и активной трудовой деятельности. Духовное начало должно лечь в основу деловой этики ведения бизнеса либо трудовой культуры отдельного работника, но ни в коем случае не должно стать основным занятием, поглощающим основную часть рабочего времени.
В Коране сказано: «А когда кончена будет молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха, и поминайте Аллаха часто, – может быть, вы будете счастливы!» (Коран, 62:10).
Коран учит, что человек должен направлять свои усилия на добывание пропитания, которое произрастает на земле: «Он Тот, Который подчинил вам землю, ходите же по ее просторам и питайтесь от Его удела…» (Коран, 67:15). Однако пропитание и другие источники богатства, которые Всевышний создал для существования людей на земле, могут стать доступны в результате упорного труда и приложенных усилий. Земля не даст урожая без обработки, подкормки, орошения, а полезные ископаемые не могут быть использованы без извлечения их на поверхность и последующей обработки. Следовательно, труженик в результате своего труда преобразует природное богатство и создает полезный обществу продукт либо, используя свои способности и навыки, предоставляет услугу обществу.
Труд и наилучшее выполнение своего дела является обязанностью для каждого члена общества, что подтверждается многими изречениями Пророка: «Никто и никогда не ел ничего лучше той еды, на которую он заработал своим трудом, ведь поистине, и пророк Дауд, мир ему, питался тем, на что он зарабатывал своими руками[77], и если человек встретит ночь утомленным после напряженного труда в течение дня, его грехи будут прощены»[78].
При этом не отдается предпочтения какому-либо отдельному виду деятельности. Если работа не выходит за рамки шариата, то любой род занятия высоко ценится: от рабочих профессий до высокоинтеллектуальных сфер, включая также ведение домашнего хозяйства женщинами. Здесь интересно отметить, что женщина имеет право нанять домашнюю работницу либо получить оплату за свой домашний труд, так как данную работу она выполняет добровольно, и это не входит в ее обязанности перед супругом. Естественно, в семейной жизни требование женой оплаты домашней работы является нонсенсом, но данный тезис показывает внимание шариата к положению женщины и ее труду, который незаметен окружающим.
Ислам рассматривает труд как естественное средство достижения человеком материальных благ, так как посредством труда происходит распределение созданного богатства в обществе. Это дает право на владение частной собственностью, которое строго охраняется законом от посягательств со стороны.
2. Шариат считает обязанностью мусульманского государства обеспечить население источником средств для поддержания уровня благосостояния и гарантировать удовлетворение основных потребностей общества. Если человек способен трудиться, государство обязано создать условия для занятости, если же он нетрудоспособен, то его основные потребности должны быть покрыты за счет государственного бюджета. Государство несет ответственность перед своими гражданами за исполнение основной обязанности – заботу об обществе и каждом его члене.
В сборниках высказываний Пророка приводится множество примеров, подтверждающих обязанность государства создавать условия труда каждому дееспособному человеку. Когда к Пророку пришел один бедный человек, Пророк спросил его: «У тебя есть что-нибудь в доме?» Тот ответил: «Да, у нас есть подстилка, которой мы иногда прикрываемся, а иногда расстилаем на полу. И еще у нас есть кувшин, из которого мы пьем воду». Пророк попросил принести эти вещи. Когда тот принес, Пророк взял их в руки и спросил, кто хочет купить их. Кто-то сказал, что купит их за один дирхем. Посланник Аллаха спросил, может ли кто-нибудь дать за них больше. Он повторил свой вопрос два или три раза, прежде чем кто-то ответил, что даст два дирхема. Пророк отдал ему эти вещи, взяв за них два дирхема. Затем он отдал деньги ансару со словами: «На один дирхем купи еды для своей семьи, а на второй купи топор и принеси мне». Человек принес ему топор, и Пророк своими руками насадил его на деревянную рукоять, а затем сказал: «Иди, заготовь дрова и продавай их. Придешь ко мне через две недели». Тот сделал, как ему было сказано и заработал десять дирхемов. Пророк сказал ему: «Это лучше для тебя, чем предстать в Судный день с печатью попрошайничества на лице. Просить о помощи разрешено только трем людям: очень бедному человеку, тому, кто должен большую сумму, и тому, кто должен заплатить выкуп за кровь наследникам убитого»[79]. Пророк показал пример, предоставив возможность человеку зарабатывать средства к существованию, и одновременно осудил безделье и нищенство.
Что бы ни делал человек, каким бы законным путем он ни зарабатывал на жизнь, это считается его личным делом. В ответ на его право личного выбора он обязан только выполнять определенные обязательства перед обществом и платить установленные государством налоги. Когда это обязательство выполнено, он имеет право на защиту государства, а его свобода предпринимательства гарантируется и обеспечивается[80].
3. Ислам утверждает право работника на получение заработной платы в полном размере и без задержки.
Человек, который нанят на работу, обязан выполнять свои обязанности честно и с полной отдачей. Работник должен стремиться к профессиональному совершенству и высокой производительности труда. Он обязан быть надежным человеком и не разглашать коммерческих тайн, а также нести ответственность за выполненную работу.
Пророк сказал, что если человек согласен выполнить работу, то Бог любит наблюдать за тем, как он выполняет ее и как приносит пользу. Когда работа завершена и добросовестно выполнена, рабочий имеет право на оплату своего труда. Отказ предпринимателя уплатить справедливую сумму или его попытки уменьшить ее является греховным поступком. Система оплаты труда не принимает в расчет только фактор рабочего времени, но и исходит из действительного объема производства.
Абу Хурейра приводит слова Посланника Аллаха: «Отдайте работнику плату до того, как у него на лбу не высохнет пот»[81]. Пророк считал несправедливое отношение к работнику и неуплату положенного ему вознаграждения за работу одним из больших грехов. Он говорил: «Аллах сказал: «В день воскресения (из мертвых) Я буду противником троим: человеку, (пообещавшему) Моим (именем), а потом поступившему вероломно, и человеку, продавшему (в рабство) свободного человека и человеку, нанявшему работника, потребовавшему от него выполнения сполна, но не заплатившему ему того, что он заработал»[82].
Выводы в соответствии с этим хадисом таковы:
- строгое соблюдение условий заключенного договора;
- строгий запрет на торговлю людьми и взятие заложников;
- обязательная оплата выполненной работы. История о трех людях, случайно оказавшихся в заваленной обломками скалы пещере, наглядно показывает, какое место уделяется защите прав работника. Один из трех людей в этой пещере сказал, что нанял нескольких человек для работы и уплатил им за труд, но один человек ушел, не взяв денег. Затем он вложил эти деньги в дело и получил большую прибыль. Через некоторое время пришел работник и потребовал оплаты своего труда, на что работодатель сказал, что стадо верблюдов, коров и овец принадлежит ему. Удивленный человек после объяснения забрал все стадо и ушел. Этот поступок третий человек совершил ради довольства своего Создателя. После этих слов выход открылся и люди вышли из заточения[83].
Этот пример служит доказательством проявления уважения к работнику. Хотя в данном случае работодатель мог отдать только причитающуюся сумму заработанной платы и оставить себе остальную часть дохода, он оценил выше своей прибыли отношения с наемным работником.