Исламская этика бизнеса

Категорически запрещается преднамеренно обвешивать и обмеривать. Весы должны быть четко отрегулированы и точно указывать вес товара. Нельзя подмешивать что- либо или разбавлять товар для его утяжеления или увеличения объема. Не зря в Коране этой про­блеме уделяется серьезное внимание, так как спустя четырнадцать веков она не перестала быть актуальной для современных рыночных отношений: «Со справедливой точностью блюдите вес и меру… И будьте верны в мере вы тогда, когда вам надлежит отмерить, и вес давайте на весах, которые не лгут. В конечном результате – это праведней и лучше» (Ко­ран, 17:35)[64]. Коран рассказывает о погубленном Богом народе пророка Шуайба. Прежде чем на них обрушилось наказание, Пророк призывал их соблюдать справедливость, не на­рушать весы, не ущемлять права людей: «Вы ж соблюдайте меру верно, не будьте из числа недомеривающих, и взвешивайте верными весами, и не удерживайте от людей того, что им принадлежит по праву, и не ходите по земле, нечестие тюря» (Коран, 26:181–183).

4.         Заключение договора с третьим лицом без доверенности.

Нельзя заключить договор на имя покупателя с третьим лицом без доверенности от по­купателя. Например, продавец не может договориться о продаже товара с лицом, не пред­ставляющим интересы покупателя и не имеющим от него доверенности. Действия через до­веренных лиц дозволены и законны, однако нельзя прикрывать свою деятельность чужим именем.

5.         Запрет искусственно поднимать или сбивать цену.

Согласно шариату, к числу наихудших видов торговли относятся попытки перебить тор­говлю другим продавцам нечестным способом, так же как и искусственно взвинчивать цену. Пророк так сказал об этом: «Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг другу, не перебивайте торговли друг другу и будьте братьями, о рабы Аллаха!»[65]

Не одобряются ни неумеренное восхваление товара продавцом с целью поднять цену, ни умышленный наговор на товар со стороны покупателя в надежде сбить цену. Рекомендуется не проявлять желания купить что-либо раньше другого покупателя. Это не относится к аук­циону. Продажа с аукциона не является запретной, поскольку все желающие приобрести выставленный на торгах товар находятся в равном положении, и торг происходит до за­ключения соглашения и принятия окончательного решения. Это соответствует сунне Про­рока, который выставил товар на продажу и спросил: «Кто больше?»[66]

Ценообразование

Продавец вправе сам рассчитывать и устанавливать цену, закладывая в нее себестои­мость товара и свою прибыль. Ограничения может диктовать только спрос и предложение, то есть рыночная конъюнктура либо государство в случае неблагоприятных экономических ситуаций.

Продавцу запрещается скупать товары крайней необходимости, чтобы затем, придержав их, продавать по более высокой цене. Посланник Аллаха сказал по этому поводу следую­щее: «Человек, старающийся повысить цены на что-нибудь необходимое для мусульман, за­служивает того, чтобы Всевышний Аллах в День воскресения вверг его в великое пламя»[67]. Существует правило продажи, согласно которому при повышении на рынке цены на товар его владелец может держать его не более трех дней, после чего должен пустить в продажу, а в случае падения цены на товар – удерживать не более сорока дней. Ведь Пророк сказал: «Не станет заниматься скупкой[68] никто, кроме грешника».

Этика покупателя

В торговых сделках купли-продажи этика поведения со стороны покупателя имеет нема­ловажное значение в установлении дружественных и долгосрочных отношений. Покупатель вместе с требовательностью, предъявляемой к качеству товара, должен не скупиться, а на­оборот, уметь легко договариваться о цене, не заставляя продавца отмеривать и отвешивать ему товара больше, чем полагается. Когда покупатель торгуется с продавцом или обсуждает каждую мелочь, чтобы добиться незначительной уступки, это рассматривается, согласно ис­ламской морали, как признак отсутствия у него великодушия, особенно если покупатель со­стоятельный, а продавец бедный.

Об одном из ярких примеров великодушия и благородства сообщается в рассказе, передан­ном посланником Аллаха, который поведал о двух чистых торговых сделках, в которых продавец проявил добросовестность, выразившуюся в исполнении обещания, а покупатель показал пример честности и богобоязненности. Пророк сказал: «Как-то раз один человек ку­пил у другого поместье, а потом человек, купивший это поместье, нашел там кувшин с золо­том и сказал продавцу: «Возьми у меня свое золото, ведь я покупал у тебя только землю и не покупал золота». Человек, которому принадлежала земля, сказал: «Я продал тебе землю со всем тем, что в ней было», – после чего они обратились на суд к одному человеку, который спросил: «Есть ли у вас дети?» Один из них сказал, что у него есть сын, а у другого была дочь. Тогда тот человек сказал: «Выдайте девушку замуж за юношу, израсходуйте деньги на них, остальное расходуйте на помощь неимущим»[69].

Оформление договоров

Всем, кто входит в мир мусульманского бизнеса, необходимо ознакомиться с тем, как принято совершать и оформлять сделки согласно шариату. Это поможет вести дело, глубже вникая в логику решений, принимаемых партнерами, в характер их отношений и взаимосвя­зей[70].

Самый длинный стих Корана посвящен правилам оформления договора, что говорит о важности и значимости такой практики для мусульман: «О вы, которые уверовали! Если бе­рете в долг между собой на определенный срок, то записывайте это. И пусть записывает между вами писец по справедливости. И пусть не отказывает писец написать так, как нау­чил его Аллах, и пусть он пишет, и пусть диктует тот, на котором обязательство. И пусть боится он Аллаха, Господа своего, и пусть не убавляет там ничего. А если тот, на ком обя­зательство, малоумен, или слаб, или не может сам диктовать, то пусть диктует его близкий по справедливости. И берите в свидетели двух из ваших мужчин. А если не будет мужчин, то – мужчину и двух женщин, на которых вы согласны как свидетелей, чтобы если собьет­ся одна, то напомнила бы ей другая. И пусть не отказываются свидетели, когда их зовут; и пусть не наскучивает вам записывать его – малым или большим – до его срока. Это спра­ведливее пред Аллахом, и прямее для свидетельства, и ближе, чтобы вас не сомневаться. Разве только если это будет торговлей наличной, которую вы обращаете меж собой, – то­гда на вас не будет греха, что вы не запишете этого. И ставьте свидетелей, когда условли­ваетесь между собой, и не должно причинять неприятности писцу и свидетелю; а если сде­лаете, то это распутство у вас. И бойтесь Аллаха, поистине, Аллах вас учит, и Аллах знает о всякой вещи! (Коран, 2:282).

Из вышеприведенного аята следует, что для избежания риска обмана или нарушения сделки договаривающимся сторонам необходимо письменно и при свидетелях заключить договор, а также указать в договоре гарантию и ответственности сторон. Согласно

Корану, принцип личной ответственности занимает центральное место, как в деловых отношениях, так и любых других действиях человека. Каждый несет персональную ответст­венность за свои поступки, как перед обществом в этой жизни, так и перед Богом в следую­щей[71].

Основные принципы составления контрактов

Несмотря на то что существуют различные формы контрактов, принципы их оформления общие:

  • условия и сроки контракта должны быть так разработаны и сформулированы, чтобы в дальнейшем избежать возможных недоразумений в процессе совместного бизнеса и разре­шить споры о разделении прибыли или несения убытков на основе контракта;
  • совместный капитал вносится в денежной форме, либо если стороны имеют совместное имущество, то оно должно быть оценено и выражено в денежном эквиваленте;
  • капитал и труд, а также в некоторых случаях торговая марка и репутация партнеров яв­ляются факторами получения дохода, которые должны учитываться при распределении со­вместной прибыли;
  • права и обязанности контрагентов зависят от характера сделки, а также принятых в дан­ной местности правил и обычаев ведения бизнеса;
  • убытки разделяются пропорционально доле участия в совместном капитале;

•          участники сделки не только разделяют прибыль, но и несут все обязательства по кон­тракту. Если кто-то отказывается от обязательств, то он лишается права получать часть при­были;

•          риски неотделимы от прибыли. Никто не имеет права ожидать или требовать заранее фиксированной прибыли; если убытки возникают по вине какой-либо стороны (халатности, некомпетенции), то виновная сторона должна взять на себя всю материальную ответствен­ность.

Правила расторжения договоров и аннулирования сделок[72]:

  • хияр аль-маджлис – расторжение торговой сделки до окончания переговоров между сторонами;
  • хияр аль-габн – если сделка заключена посредством обмана;
  • хияр аш-шарт – в договоре оговариваются условия расторжения;
  • хияр ат-тахаллоф аш-шарт – в договоре определяется условие, без выполнения кото­рого сделка аннулируется;
  • хияр аль-эйб – при обнаружении недостатков или недоброкачественности товара (хо­роший товар может быть смешан с плохим, в основном это часто происходит с сыпучими продуктами: сахаром, крупой, чаем, или с жидкостями)[73];
  • хияр аш-ширкет – товар не принадлежит продавцу;
  • хияр ар-руят – несоответствие товара описанию в договоре после доставки;
  • хияр ат-таахир – задержка доставки товара. Если покупатель заключил сделку с про­давцом с условием немедленной оплаты, но деньги не поступили в течении трех дней, по­ставщик может расторгнуть договор с возвратом товара. Если товар скоропортящийся, то сделка может быть расторгнута к концу первого дня;
  • хияр аль-хайван – расторжение договора в течении трех дней, если вместо указанного в договоре животного продано другое;

• хияр ат-таазур ат-таслим – в случае невозможности вручения товара покупателю. Для аннулирования контракта должно быть основание, произвольное расторжение не до­пускается.

После того как покупатель, заметив дефект, согласится на покупку такого товара, он уже не вправе отказываться от приобретенного товара. В этом случае он может сразу потребо­вать скидки на бракованный товар либо его замены. Рассмотрим подробнее условия, при ко­торых покупатель не может требовать расторжения договора:

• если при продаже товара покупатель был поставлен в известность о дефекте товара;

• если при покупке товара покупатель заявил, что в случае обнаружения брака не будет требовать сумму за дефектность.

В следующих случаях покупатель не имеет право расторгнуть сделку, но имеет право тре­бовать денежного возмещения за дефектность товара:

  • если товар был использован после покупки;
  • если клиент при заключении торгового соглашения исключил право возврата товара продавцу.

Шариат допускает брать товар на реализацию. Коммерсант может взять товар в кредит с возвратом стоимости после факта его продажи. Узаконивание такой практики дало основа­ние возникновению особой категории людей – посредников. В наши дни современный биз­нес трудно представить без посредников в любой сфере деловой жизни.

В экономике мусульманских стран преобладают индивидуальные и семейные предпри­ятия, которые называются ширкатами. Для образования, например, торговой компании по принципу мушарака компаньоны объединяют торговый капитал или смешивают свои одно­родные товары для централизованной продажи. Все компаньоны не обязаны заниматься ку­плей-продажей, а доходы делятся по договоренности. Такая установка шариата создает бла­гоприятные возможности для поддержки менее богатых партнеров более богатыми и вли­ятельными.

Правила поведения при банкротстве

Несостоятельностью в мусульманском праве называется положение предприятия или че­ловека, когда он не в состоянии уплатить долги и рассчитаться со своими финансовыми обя­зательствами.

Объявление о несостоятельности производится уполномоченным лицом, которому посту­пают жалобы о нарушенных или просроченных долговых обязательствах. При рассмотрении жалобы о неуплате долгов он обязан вникнуть в обоснованность и законность долговых претензий и убедиться:

  • истек ли срок уплаты договора;
  • действительно ли задолженность не погашена.

• действительно ли капиталы и прочее имущество должника недостаточны для покрытия долгов.

Если претензия, поданная кредитором, удовлетворяет всем этим требованиям, то начина­ется процесс признания предприятия банкротом. После доказательства факта несостоятель­ности и признания коммерсанта банкротом по решению суда к должнику могут применить некоторые меры, например наложение ареста на его имущество с целью раздела между кре­диторами. Это подтверждается хадисом, когда Пророк арестовал имущество своего спод­вижника и продал его, для того чтобы выплатить долги[74].

Право на возврат кредита в виде доли имущества имеет каждый кредитор. Однако аре­стованное имущество не может быть предметом первой необходимости должника, как-то дом, домашняя утварь, одежда и т. д.

Если коммерсант взял товар в кредит и не смог реализовать его в срок или получить при­быль, вследствие чего обанкротился, то он обязан вернуть кредитору хотя бы оставшуюся часть товара, так как Пророк сказал: «Если человек найдет свое имущество в сохранности у обанкротившегося должника, то он имеет на него более прав, чем кто-либо иной»[75].

Человек, став банкротом, оказывается в большой беде, поэтому долг каждого мусульма­нина оказать ему содействие в этом положении. В то же время если коммерсант нарочно инсценирует банкротство с целью задержки или полной неуплаты долга, то такое поведение рассматривается как недостойное верующего человека, и он заслуживает общественного по­рицания и даже более серьезного наказания. Пророк говорил об этом так: «Если состоятель­ный человек задерживает выплату долга, то его можно опозорить и подвергнуть наказанию»[76].

Глава IV

ЭТИКА ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

С самого своего возникновения исламская мораль заложила основы справедливых трудо­вых отношений и закрепила право на труд и вознаграждение как неотъемлемую часть ры­ночных отношений. Лишь в первой половине XX века конституции отдельных государств признали право на труд каждого дееспособного гражданина и гарантировали оплату в соот­ветствии с приложенными усилиями и в размере, обеспечивающим достойную жизнь ему и его семье.

Разработка рекомендаций на основе мусульманской традиции и практики, касающихся лиц наемного труда, предпринимателей и делового партнерства в настоящее время является одним из основных предметов исследования мусульманских экономистов и социологов. Со­зидательный труд рассматривается как высочайшая нравственная ценность. Признание за­служивает тот труд, к которому побуждают благочестие и служение добру, а не тот, которо­му сопутствуют греховность, алчность, эгоизм. Исламские нормы поощряют труд и хозяй­ственную деятельность не только ради добывания средств, необходимых для жизни. Через труд реализуется свобода человека и его относительная независимость от других членов общества.

Трудовая концепция в рамках исламской экономической системы заключаются в сле­дующем:

1)  труд является обязанностью члена общества;

2)  государство создает все условия для занятости трудоспособного населения;

3)  работник имеет право требовать справедливого вознаграждения за труд и нормальных условий работы.

1. Исламская доктрина рассматривает труд важнейшим фактором производства и основ­ным источником дохода. Коран и сунна Пророка призывают человека работать, зарабатывая законным путем средства, обеспечивая себя и тех, кто находится на его попечении. Причем здесь должно быть найдено разумное сочетание духовной религиозной практики и активной трудовой деятельности. Духовное начало должно лечь в основу деловой этики ведения биз­неса либо трудовой культуры отдельного работника, но ни в коем случае не должно стать основным занятием, поглощающим основную часть рабочего времени.

В Коране сказано: «А когда кончена будет молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха, и поминайте Аллаха часто, – может быть, вы будете счастливы!» (Коран, 62:10).

Коран учит, что человек должен направлять свои усилия на добывание пропитания, кото­рое произрастает на земле: «Он Тот, Который подчинил вам землю, ходите же по ее просто­рам и питайтесь от Его удела…» (Коран, 67:15). Однако пропитание и другие источники бо­гатства, которые Всевышний создал для существования людей на земле, могут стать доступ­ны в результате упорного труда и приложенных усилий. Земля не даст урожая без обработ­ки, подкормки, орошения, а полезные ископаемые не могут быть использованы без извлече­ния их на поверхность и последующей обработки. Следовательно, труженик в результате своего труда преобразует природное богатство и создает полезный обществу продукт либо, используя свои способности и навыки, предоставляет услугу обществу.

Труд и наилучшее выполнение своего дела является обязанностью для каждого члена общества, что подтверждается многими изречениями Пророка: «Никто и никогда не ел ничего лучше той еды, на которую он заработал своим трудом, ведь поистине, и пророк Дауд, мир ему, питался тем, на что он зарабатывал своими руками[77], и если человек встретит ночь утомленным после напряженного труда в течение дня, его грехи будут прощены»[78].

При этом не отдается предпочтения какому-либо отдельному виду деятельности. Если работа не выходит за рамки шариата, то любой род занятия высоко ценится: от рабочих профессий до высокоинтеллектуальных сфер, включая также ведение домашнего хозяйства женщинами. Здесь интересно отметить, что женщина имеет право нанять домашнюю работ­ницу либо получить оплату за свой домашний труд, так как данную работу она выполняет добровольно, и это не входит в ее обязанности перед супругом. Естественно, в семейной жизни требование женой оплаты домашней работы является нонсенсом, но данный тезис показывает внимание шариата к положению женщины и ее труду, который незаметен окру­жающим.

Ислам рассматривает труд как естественное средство достижения человеком материаль­ных благ, так как посредством труда происходит распределение созданного богатства в об­ществе. Это дает право на владение частной собственностью, которое строго охраняется за­коном от посягательств со стороны.

2. Шариат считает обязанностью мусульманского государства обеспечить население источником средств для поддержания уровня благосостояния и гарантировать удовлетворение основных потребностей общества. Если человек способен трудиться, государство обязано создать условия для занятости, если же он нетрудоспособен, то его основные потребности должны быть покрыты за счет государственного бюджета. Государство несет ответственность перед своими гражданами за исполнение основной обязанности – заботу об обществе и каждом его члене.

В сборниках высказываний Пророка приводится множество примеров, подтверждающих обязанность государства создавать условия труда каждому дееспособному человеку. Когда к Пророку пришел один бедный человек, Пророк спросил его: «У тебя есть что-нибудь в доме?» Тот ответил: «Да, у нас есть подстилка, которой мы иногда прикрываемся, а иногда расстилаем на полу. И еще у нас есть кувшин, из которого мы пьем воду». Пророк попросил принести эти вещи. Когда тот принес, Пророк взял их в руки и спросил, кто хочет купить их. Кто-то сказал, что купит их за один дирхем. Посланник Аллаха спросил, может ли кто-нибудь дать за них больше. Он повторил свой вопрос два или три раза, прежде чем кто-то ответил, что даст два дирхема. Пророк отдал ему эти вещи, взяв за них два дирхема. Затем он отдал деньги ансару со словами: «На один дирхем купи еды для своей семьи, а на второй купи топор и принеси мне». Человек принес ему топор, и Пророк своими руками насадил его на деревянную рукоять, а затем сказал: «Иди, заготовь дрова и продавай их. Придешь ко мне через две недели». Тот сделал, как ему было сказано и заработал десять дирхемов. Про­рок сказал ему: «Это лучше для тебя, чем предстать в Судный день с печатью попрошайни­чества на лице. Просить о помощи разрешено только трем людям: очень бедному человеку, тому, кто должен большую сумму, и тому, кто должен заплатить выкуп за кровь наследни­кам убитого»[79]. Пророк показал пример, предоставив возможность человеку зарабатывать средства к существованию, и одновременно осудил безделье и нищенство.

Что бы ни делал человек, каким бы законным путем он ни зарабатывал на жизнь, это считается его личным делом. В ответ на его право личного выбора он обязан только выпол­нять определенные обязательства перед обществом и платить установленные государством налоги. Когда это обязательство выполнено, он имеет право на защиту государства, а его свобода предпринимательства гарантируется и обеспечивается[80].

3.         Ислам утверждает право работника на получение заработной платы в полном размере и без задержки.

Человек, который нанят на работу, обязан выполнять свои обязанности честно и с полной отдачей. Работник должен стремиться к профессиональному совершенству и высокой производительности труда. Он обязан быть надежным человеком и не разглашать коммерче­ских тайн, а также нести ответственность за выполненную работу.

Пророк сказал, что если человек согласен выполнить работу, то Бог любит наблюдать за тем, как он выполняет ее и как приносит пользу. Когда работа завершена и добросовестно выполнена, рабочий имеет право на оплату своего труда. Отказ предпринимателя уплатить справедливую сумму или его попытки уменьшить ее является греховным поступком. Сис­тема оплаты труда не принимает в расчет только фактор рабочего времени, но и исходит из действительного объема производства.

Абу Хурейра приводит слова Посланника Аллаха: «Отдайте работнику плату до того, как у него на лбу не высохнет пот»[81]. Пророк считал несправедливое отношение к работнику и неуплату положенного ему вознаграждения за работу одним из больших грехов. Он гово­рил: «Аллах сказал: «В день воскресения (из мертвых) Я буду противником троим: челове­ку, (пообещавшему) Моим (именем), а потом поступившему вероломно, и человеку, про­давшему (в рабство) свободного человека и человеку, нанявшему работника, потребо­вавшему от него выполнения сполна, но не заплатившему ему того, что он заработал»[82].

Выводы в соответствии с этим хадисом таковы:

  • строгое соблюдение условий заключенного договора;
  • строгий запрет на торговлю людьми и взятие заложников;
  • обязательная оплата выполненной работы. История о трех людях, случайно оказавшихся в заваленной обломками скалы пещере, наглядно показывает, какое место уделяется защите прав работника. Один из трех людей в этой пещере сказал, что нанял нескольких человек для работы и уплатил им за труд, но один человек ушел, не взяв денег. Затем он вложил эти деньги в дело и получил большую прибыль. Через некоторое время пришел работник и по­требовал оплаты своего труда, на что работодатель сказал, что стадо верблюдов, коров и овец принадлежит ему. Удивленный человек после объяснения забрал все стадо и ушел. Этот поступок третий человек совершил ради довольства своего Создателя. После этих слов выход открылся и люди вышли из заточения[83].

Этот пример служит доказательством проявления уважения к работнику. Хотя в данном случае работодатель мог отдать только причитающуюся сумму заработанной платы и оста­вить себе остальную часть дохода, он оценил выше своей прибыли отношения с наемным работником.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Комментирование закрыто, но вы можите поставить трэкбек со своего сайта.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы для ВордПресс