Исламская этика бизнеса

В мусульманском вероучении особо подчеркивается преимущество этических, нравст­венных ценностей перед материальными, экономическими благами, а Священный Коран от­личается от других боговдохновенных текстов тем, что в нем содержится не повествование от третьих лиц, а непосредственно слова Бога, обращенные к человечеству. Коран для му­сульман является также источником их морально-нравственного поведения в разных сферах общественной жизни, включая экономическую. Задолго до начала эпохи колониализма в му­сульманском мире существовала гибкая коммерческая техника, действовали системы вексе­лей, аренды, залога, санкционированные мусульманским правом и воспринимавшиеся му­сульманами в общем контексте запретов и предписаний, определенных Аллахом.

В арабском языке понятие этики выражено как ахлак, что в переводе означает «мотива­ция, поведение». Понятие мотивации, как известно, включает в себя внутреннее намерение, волю и решимость, а поведение представляет собой образ жизни и действия человека. Оче­видно, что мотивация лежит в основе поведения. Именно поэтому мусульманское вероуче­ние направлено на развитие побудительных мотивов к благочестивым действиям и правед­ному образу жизни. Такое стимулирование происходит как посредством внутреннего убеж­дения, так и с помощью религиозных обрядов. Цель состоит в том, чтобы каждый человек имел постоянное намерение к духовному совершенствованию и стремился к обретению ми­лости Аллаха, подчиняясь Его наказам.

Наконец, этика в исламе организует и упорядочивает все аспекты личностного поведе­ния. Нравственная сторона жизни строится на осознании и вере в божественную справедли­вость, проявление которой неминуемо, в результате чего каждого ожидает либо наказание за бесчестие и произвол, либо вознаграждение за праведность и благородство.

Исламские этические принципы определяют индивидуальный выбор человека, основан­ный не только на максимизации личной выгоды, но и выгоды для благосостояния общества. Исламская экономическая система поддерживает частную собственность и рыночную кон­куренцию, но одновременно строго следит за справедливым распределением благ. Изна­чально все богатства мира принадлежат Аллаху, Который предал их во временное эффек­тивное пользование человеку. Поэтому человек должен бережно и рационально относится к природным ресурсам, сохраняя природу для будущих поколений.

Понимание нежелательных последствий ссудного процента в кредитных отношениях не только объясняет причины запрета традиционных банковских операций, но и обосновывает создание альтернативной системы, которая соответствовала бы духу ислама. Мусульманские теоретики, доказывая нежелательность и пагубность использования категории ссудного процента в денежно-кредитной системе, приводят следующие аргументы:

• нарушение принципа справедливости. Заемщик должен выплатить заранее оговорен­ный процент по кредиту даже в случае убытков;

• рост потребительских, государственных и международных долгов;

• нарушение баланса в системе распределения доходов и благ;

• концентрация экономической власти в руках ограниченной категории лиц;

• увеличение темпов инфляции.

Исламская концепция этики предполагает принципы всеобщего равенства, которые отра­жаются во многих положениях Корана и заключаются в равенстве:

  • мусульман друг перед другом;
  • всех перед законом и правосудием;
  • мужчины и женщины перед Богом;
  • социальной ответственности.

Основные установления шариата остаются неизменными с начала возникновения и до на­стоящего времени. Ислам – это больше чем вера. В нем соединяются как экономическая и политическая система управления государством, так и образ жизни каждого члена общества. Экономические отношения регулируется моральными нормами и инструментами, которые направлены на развитие экономики, оптимальное использование ресурсов, защиту человече­ских прав. Известный востоковед В.В. Бартольд в свое время точно подметил: «Христианин, чтобы исполнить требования своей веры, должен забыть себя ради Бога и ближнего; от му­сульманина его закон требует, чтобы он среди своих дел не забывал ни Бога, ни ближнего, совершал в положенное время молитву и отдавал часть своего имущества в пользу бедных»[11].

Несмотря на существенные различия в уровне жизни, местных национальных традициях и исторической судьбе, в результате длительного и сложного процесса синтеза культур втя­нутых в орбиту ислама народов, создается единая общемусульманская культура, опреде­лившая на многие века мировоззрение, жизненный уклад, нравственные нормы этих наро­дов, их идеалы, психологию, общественные учреждения и модель поведения.

Исторические предпосылки формирования экономической культуры в мусульманском обществе

Арабские завоевания VII–VIII вв. сыграли важную объединяющую роль в социально-экономической жизни вошедших в состав исламской империи стран Халифата. Это объеди­нение привело к широкому экономическому и культурному общению регионов, открыло большие возможности для обмена опытом и повсеместно способствовало развитию земледе­лия, ремесла и торговли на основе регулирования шариатской практикой[12].

Вместе с тем унификация политической жизни не только не привела к утрате местной экономической специфики или к разрыву с былыми формами хозяйства, но, напротив, спо­собствовала углублению традиций и явилась дополнительным стимулом для расширения экономических связей, при которых каждая из областей Халифата вносила свою лепту в об­щественную хозяйственную жизнь.

Расцвет торговых отношений оказал решающее влияние на экономическое развитие стран Халифата, и масштабы торговых сделок намного превосходили торговые операции в средневековой Европе. Существовали разные корпоративные формы организации. Торговцы объединялись в ассоциации, подобные гильдиям позднесредневековой Европы, которые иг­рали важную роль в общественной и частной жизни своих членов. Торговцы гордились при­надлежностью к определенной корпорации. Члены ремесленно-торгового объединения кол­лективно выплачивали налоги, а при собирании их устанавливали справедливые, равные для всех правила. В них шла совместная культурная жизнь с праздниками, шествиями и моле­ниями.

Были специальные, назначавшиеся полицией и исполнявшие свои обязанности под на­блюдением судей (кади) чиновники, которые несли ответственность за соблюдение правил торговли. Первоначально их называли «главами рынка». Со временем их функции рас­ширились, и их стали называть мухтасибами, то есть ответственными за хисба (букв, «расчет» и «воздаяние на небесах»), то есть обязанными поощрять «хорошее» и препятствовать совершению «дурного». Они должны были следить за соблюдением всех правил обществен­ной морали, профессиональной этики и за поведением мусульман. Им вменялось в обязан­ность контролировать правильность мер и весов, дабы уберечь потребителей от обмана, а в голодное время – от незаконного повышения цен.

На протяжении 80-х годов XX столетия идея возврата к раннеисламской деловой практи­ке получала все большее распространение не только среди мусульманских теоретиков, но и среди предпринимателей-мусульман. Многих из таких бизнесменов привлекала ориентиро­ванность этой практики на кооперирование усилий, на взаимное страхование предпринима­тельского риска. Главным же для современного мусульманского предпринимательства было опереться на исламскую традицию. Сама традиционная опора, равно как и ее теоретическое обоснование, являлись важнейшим компонентом формирования новой экономической куль­туры на Востоке. В ней, как и во всем мире, кристаллизировались «поддерживаемые естест­венным ходом жизни и сознательными усилиями образцы мыслей, действий, взаимопо­мощь», заключалась «сжатая энергия (сила) прошлого опыта, фактически ценнейший и не заменяемый ничем моральный и материальный ресурс экономического роста»[13].

Далеко не случайно, что в рамках «возрождения ислама» акцент делался на возврат к раннемусульманскому партнерскому бизнесу. Ведь на Востоке индивидуальное предприни­мательство традиционно занимало намного более слабые позиции, нежели разного рода то­варищества. Обращает внимание другое обстоятельство: наибольшую активность в изложе­нии планов и способов современной организации исламского бизнеса проявляли и проявля­ют те выходцы из стран Востока, которым довелось ознакомиться с теорией и практикой за­падного рыночного хозяйствования.

Сегодня на мусульманском Востоке набирает силу то направление исламской мысли, чьи представители целенаправленно разрабатывают проблемы и духовного, и материального существования человека в условиях рыночного хозяйствования. Более того, они рассматри­вают этот вопрос в аспекте ролевых функций различных участников рыночных отношений.

Правовые источники мусульманской морали

В отличие от светского законодательства, в котором право определяется общественной моралью, в религиозном, наоборот, божественные законы полностью формируют моральные ценности и предпочтения. Учение об источниках мусульманского законодательства отно­сится к наиболее разработанным в науке мусульманского права. Шариат охватывает весь спектр мусульманской юриспруденции, который освещает как светские, так и религиозные вопросы. Шариат – это комплекс предписаний, закрепленных прежде всего Кораном и сун­ной, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман, а также выступают источником конкретных норм, регулирующих их по­ведение[14]. Коран представляет собой Священное Писание – Слово Аллаха, а сунна является жизненной практикой Пророка Мухаммада, посланника Аллаха, его поступками и изрече­ниями, разъясняющими божественное откровение. Влияние этих правовых источников на жизнь целых народов, исповедующих ислам, столь продолжительно и глубоко, что психоло­гию и логику поведения мусульманина можно понять только с учетом всех факторов, под воздействием которых происходило формирование личности, а в этом отношении первосте­пенное значение Корана и сунны неоспоримо.

В мусульманском воззрении установилось общее терминологическое определение ша­риата как совокупности норм и предписаний, обязательных или желательных для соблюде­ния, установленных Аллахом и переданных людям через Пророка Мухаммада. Цели и ори­ентиры шариата свидетельствуют, что шариат – это не только религиозное явление, но и достаточно гибкая система, обращенная к земным проблемам, ко всем сторонам бытия. В шариате сведены в единую систему законы, регулирующие хозяйственную жизнь, нормы морали и этики, обряды, и праздники, и многое другое, определяющее поведение верующих и жизнь мусульманской общины. Мусульманское право (фикх) является составной частью шариата[15].

Фикх содержит оценочные категории: разрешаемые действия (халяль) и запретные дейст­вия (харам), одобряемые (мунтахаб) и порицаемые (макрух). Целью любого законодатель­ства, божественного или светского, является регулирование отношений между членами об­щества, различных его структур и достижение справедливости. Нормы шариата отличаются от разработанных и принятых уполномоченными органами законотворческой структуры тем, что они созданы Аллахом и закреплены в Коране и сунне, а следовательно, являются для адептов ислама вечными и неизменными.

По мнению авторитетных исламских богословов, шариат призван служить интересам че­ловека и удовлетворять его мирские потребности, одни из которых являются жизненно не­обходимыми, другие облегчают его существование, а третьи могут считаться излишками. Одновременно предполагается, что любая исламская норма нацелена на поддержание и за­щиту одной из пяти основных ценностей шариата: религии, жизни, разума, продолжения рода и собственности.

Шариат устанавливает для мусульман нормы сельскохозяйственной деятельности, усло­вия аренды и составления земельного кадастра, в нем рассматриваются вопросы производ­ства и потребления продуктов питания, взимания налогов с мусульман и иноверцев, нормы, регулирующие финансовые и торговые операции.

Проникновение европейских экономических теорий и финансовых институтов в мусуль­манские страны внесло существенные коррективы в хозяйственную жизнь общества, однако целый ряд ее сфер остался в зоне действия экономических представлений шариата. Это от­носится, прежде всего, к моральным мотивациям экономического поведения, а также и к не­которым социально-экономическим и коммерческим институтам, например кредитно-финансовой системе.

Влияние мусульманской морали на экономическую систему в целом

Было бы неверно говорить об исламской экономике как об отдельном экономическом учении и рассматривать ее без взаимосвязи с историческим развитием цивилизации и от­дельных экономических школ в частности. Это не изолированная система с идеализирован­ными понятиями. Это экономическая система со своей характерной методологией и инстру­ментарием.

Исламская экономика рассматривается как часть общественного устройства, законы ко­торого были определены божественным замыслом и переданы человечеству через цепочку пророков. В этом отношении мы располагаем учениями Авраама, Моисея, Иисуса и завер­шающим, включающим в себя законы мироздания учением Пророка Мухаммеда.

Мусульманские теоретики в ходе разработки концепции исламской экономики выделяют главные вопросы, которые касаются собственности, роли и задач исламских банков, ростов­щичества и ссудного процента (риба), а также способов преодоления экономической отста­лости мусульманского мира и решения проблем бедности основной массы его населения. Теологи и экономисты подчеркивают при этом особую роль мусульманской этики и прису­щую ей способность ограждать хозяйственную активность от злоупотреблений и безза­коний. Видный мусульманский богослов Абу Хамид аль-Газали полагал, что цель любой хо­зяйственной структуры состоит в улучшении материального благосостояния основных слоев общества. «Исламский строй, – писал он, – если его точно воссоздать, обеспечит высший уровень жизни для людей»[16]. Все экономические категории, такие как деньги, богатство, ка­питал, производство, рассматриваются человеком через призму моральных норм и ценност­ных ориентиров исламской религии.

Комиссия по вопросам понятий и методологии исламской экономики сформулировала следующие основные элементы исламской экономической модели:

  • бытие и имущество от Аллаха;
  • все, что делает человек, – с согласия Аллаха;
  • частная собственность, которую утвердил ислам, ограничивается законными способами присвоения, расходованием средств и уплатой финансовых долгов;
  • экономический порядок в исламе сочетает сбалансированность с социальной справедливостью[17].

Задачи исламской экономической мысли заключаются, по мнению богослова Мухаммеда Бакира аль-Садра, в утверждении этического кодекса мусульманской деятельности в инте­ресах развития экономики, а также отвращения людей, вовлеченных в бизнес, от неправед­ности, несправедливости и греховности.

Согласно исламской экономической концепции, любые действия рассматриваются с точ­ки зрения общественного блага, где личная выгода является второстепенной. Распределение созданного блага осуществляется по принципу справедливости в зависимости от вклада ка­ждого члена общества в производство общественного блага. Ислам поощряет желание чело­века работать и приобретать мирские блага для обеспечения самого себя и своей семьи, а также узаконивает стремление к достижению материального благополучия.

Право частной собственности признается как священное и неприкосновенное, а правила передачи ее определены божественными предписаниями. В то же время накопление богат­ства ради богатства приводит человека к греховным и незаконным действиям. Ислам же призывает к увеличению благ с целью получения власти над богатством и извлечения выго­ды из него.

Производственные факторы рассматриваются как составляющие производственного про­цесса, без которого развитие экономики было бы невозможно. К ним относятся природа и бытие (люди должны ими распоряжаться и извлекать законную и праведную выгоду), капи­тал (собственность, которая может передаваться от одного лица к другому по завещанию или по наследству, но увеличение капитала не должно вести к возвышению одного человека над другим) и, наконец, труд (каждый человек призван трудиться по мере возможностей и способностей, которыми наградил его Бог). Все перечисленные факторы распределяются на каждого мусульманина в зависимости от его дарований и способностей.

Концептуальные начала исламской экономики и вытекающих из нее прав человека и об­щества содержатся во Всеобщей исламской декларации прав человека (ст. XV):

  • в своей хозяйственной деятельности все люди имеют право пользоваться природными богатствами;
  • все люди имеют право добывать средства к существованию в соответствии с законом;
  • всякий человек обладает правом собственности, которой владеет индивидуально или совместно с другими лицами. Национализация некоторых средств производства законна с точки зрения общественных интересов;
  • бедняки имеют право на определенную часть состояния богатых, установленную закятом;
  • все средства производства должны использоваться в интересах всей общины.
  • для обеспечения развития сбалансированной экономики и защиты общества от эксплуа­тации ислам запрещает монополии, ограничивает коммерческую деятельность, ростовщиче­ство, использование принудительных мер при заключении сделок, публикацию лживой рек­ламы;

• в обществе разрешены все виды экономической деятельности, если они не приносят вреда интересам общества и не нарушают исламские законы и ценности[18].

Вышеперечисленные положения очень кратко и точно описывают базис исламского биз­неса, на котором строятся экономические взаимоотношения между субъектами хозяйствен­ной деятельности.

В системе распределения материальных благ в исламском обществе действует специфи­ческое налоговое законодательство. Оно включает различные обязательные налоги на иму­щество, такие как закят, харадж, ушр. Существует также категория очень желательного для состоятельных граждан добровольного пожертвования малоимущим (садака).

Общественное и экономическое устройство государства строится в соответствии с прин­ципом сбалансированного, гармоничного развития всех сфер жизни: социальной, экономи­ческой, политической, культурной и т. д., где главный акцент ставится на догмат о единобо­жии (таухид) в качестве связующего звена между «духовным» и «материальным». Как счи­тает известный мусульманский деятель Мухаммад Абдул Рауф, «исламская экономическая доктрина определяет границы дозволенного, в пределах которых уравновешиваются духовные и материальные потребности, а также индивидуальные и общественные обязательства»[19].

Как известно, в обязанности любого государства входят поддержание законности и по­рядка, обеспечение национальной безопасности, ликвидация бедности, создание условий для полной занятости населения и быстрого экономического роста, стабильности цен, для социальной справедливости и социального обеспечения, продвижения по пути равного рас­пределения доходов и богатства. Все эти установки не чужды и государству, конституция которого построена по принципам шариата.

Исламская экономика имеет четкую социальную ориентацию. Это значит, что основной целью развития экономики является обеспечение социальной справедливости при распреде­лении результатов хозяйственной деятельности. Эту мысль продолжает Мухаммад Абдул Рауф: «Исламская система принимает во внимание важные по своей сути моральные уст­ремления, которые нацелены на достижение социальной справедливости, базирующейся на взаимной ответственности». Он также подчеркивает, что мусульманская этика имеет особо важное значение в наше время, когда «мир бизнеса и индустрии» столь нуждается в мораль­ной защите перед лицом крупномасштабной коррупции[20].

Исламская концепция экономики не оправдывает ни экономическое развитие, ни расши­рение потребления, если эти процессы идут вразрез с социальной справедливостью, ослаб­ляют страну политически и экономически, а тем более создают угрозу для ее независимости. И поскольку хозяйственный рост и развитие в исламской экономике относятся к категории не цели, а средства, то государство может затормозить экономический рост или вообще от­казаться от него во имя того, как оно понимает общественное благо и государственно-общественные интересы.

Очевидно, что исламская экономическая система, сложившаяся в структуре мусульман­ского общества, может быть эффективной прежде всего в мусульманском цивилизационном пространстве. Вместе с тем углубление экономической интеграции в современном мире ве­дет к сближению исламских и неисламских бизнес-структур.

Представление о собственности

Ислам признает право каждого мужчины или женщины на собственность, приобретен­ную законным путем, полученную в качестве дара или по наследству.

В Коране подчеркивается благочестивый характер частного владения собственностью, основанной на личном труде. При этом не делается различий между собственностью на средства производства (земля, здания, заводы, оборудование и пр.) и на потребительские то­вары (одежда, продукты, транспортные средства). Также признается и общественная собст­венность, куда включают государственную и кооперативную собственность. При этом пер­востепенное значение придается частному владению. Вместе с тем оговаривается необходи­мость пресечения злоупотребления правом собственности, это относится, в первую очередь к запрету ссудного процента (риба), а также обязательности выплаты собственником налога в пользу бедных – закят. Термин «риба», по утверждению М.Т. Степанянц, «приобретает более широкий смысл – запрет на всякое несправедливое увеличение капитала»[21]. По мне­нию Закарии аль-Барри и ряда других экономистов, порицание и запрещение риба может быть одной из форм контроля над «богоугодным и греховным» способами владения имуще­ством. Соблюдение этого предписания приблизит общество к исламскому идеалу равенства. Коран напоминает владельцам разного вида собственности о том, что в действительности они являются лишь временными управляющими того имущества, что даровал им Аллах. Ис­лам не воспрещает людям приобретать состояние и стремиться улучшить свое материальное положение законным путем и приемлемым способом. Так как человек приходит в этот мир с пустыми руками и покидает его подобным же образом, абсолютным и истинным владельцем всего сущего в мире остается Аллах, милостью Которого право собственности передается во временное пользование человеку. Коран рассматривает богатство как испытание человека на предмет его истинных пристрастий и стремлений. Этот факт заставляет владельца имущест­ва правильно понимать ценность богатства и относится к нему как к средству достижения милости Всевышнего посредством расходования его не только на собственные нужды, но и отдавая часть другим. «Он – Тот, Который сделал вас преемниками на земле и возвысил одних из вас над другими по степеням, чтобы испытать вас в том, что Он вам доставил… » (Коран, 6:165)[22].

Принцип неприкосновенности частной собственности имеет в исламе двойственный ха­рактер: с одной стороны, шариат гарантирует право человека на частную собственность, а с другой – дает обществу право воспользоваться частью этой собственности. Это значит, что государство, конституция которого основана на шариате, взимает часть из суммы накоплен­ного собственником актива и распределяет ее между социально необеспеченными группами населения. Выплачивать такой (закят) – долг и обязанность каждого мусульманина, опре­деленная доля имущества которого превышает установленный размер.

Ислам поощряет человека приумножать свое материальное достояние, используя его во благо общества и извлекая прибыль. Будучи собственником, человек, заинтересован в уве­личении своего достатка, а это, в свою очередь, является фактором роста производства.

Однако возрастание капитала допустимо в пределах, не нарушающих социальную ста­бильность, в формах, не подрывающих нравственность. Если обогащаются немногие, а бед­ность и нищета становятся уделом большинства населения, то это разлагает все общество, возбуждая зависть, недоверие, иные порочные чувства и помыслы. Поэтому этика деловой культуры мусульман не допускает того безудержного предпринимательства в погоне за на­живой, которое попирает интересы общества и мораль.

Теория фирмы в рамках исламской экономики

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Комментирование закрыто, но вы можите поставить трэкбек со своего сайта.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы для ВордПресс