- мясо домашних животных, забитых не по правилам шариата;
- алкогольные напитки, табачные изделия, наркотики;
- проституция и порнографическая продукция;
- все то, что приносит вред религии, обществу и его членам.
Коммерческая деятельность может включать и бартерные сделки, но только на равные по качеству и стоимости товары. Предпочтение отдается денежному обращению, так как это позволяет избежать возможности неравноценного обмена, что, в свою очередь, станет причиной рибы, то есть незаконного прироста дохода. Пророк приказал своему помощнику Билалу, когда тот хотел обменять две меры плохих фиников на одну меру хороших, сначала продать плохие финики, а потом на вырученные деньги купить хорошие. Этот пример показывает значение денег как меры стоимости и средства обмена. Продажа в кредит и отсрочка платежа не должны влиять на цену, установленную в контракте, ее повышение или понижение.
Беспроцентный заем должен удовлетворять следующим условиям: срок выплаты заемной суммы должен быть определен заранее;
- все условия кредитного договора должны быть письменно зафиксированы при свидетелях;
- условия договора определяют обе стороны;
• если требуется, заемщик предоставляет гарантию выполнения условий договора в виде залога или поручительства третьей стороной.
Все эти меры направлены на строгое соблюдение договоренности и выполнение своих обязательств. Однако при устном соглашении сделка остается действительной, даже если при этом не присутствовали свидетели и не был оговорен залог.
4. Этичное поведение управляющих и управляемых
Мягкость и тактичность является основой хороших и прочных взаимоотношений и служит созданию здоровой рабочей атмосферы. Большое значение хорошим манерам придавал сам Пророк, в одном из изречений он сказал: «Пусть Всевышний ниспошлет благословение человеку, который отличается добрым нравом, когда он покупает, когда продает и когда выполняет свои обязанности». Коран предписывает быть внимательным и любезным при обращении к другим[35], оставаться вежливым даже в споре.
Руководителю не позволяется необоснованно удлинять рабочий день, возлагать дополнительные обязанности на подчиненных, не оговоренные изначально. Он, наоборот, должен стремиться помочь в каком-либо затруднении и сложном вопросе, создать команду в решении проблемы[36].
Важно, чтобы руководитель умел урегулировать конфликты и споры, возникающие в коллективе. Пророк говорил: «Мусульмане имеют право урегулировать конфликт при обоюдном согласии сторон, если при этом они не запрещают то, что дозволено, и не разрешают то, что запрещено. Мусульмане должны выполнять условия соглашений, если только эти условия не запрещают то, что дозволено, и не разрешают то, что запрещено»[37].
Прощение обид и понимание чужих ошибок считается лучшим, чем хорошее деяние, после которого последует сожаление и обида: «Речь добрая и прощение – лучше, чем милостыня, за которой следует обида…» (Коран, 2:263). Если человек не поддается соблазну и не опускается до грубости и оскорбления другого в ситуации делового конфликта, а, наоборот, всеми путями старается избежать его и разрешить наилучшим образом, то, возможно, он приобретет друга в лице недавнего врага: «Не равны доброе и злое. Отклоняй же тем, что лучше, и вот тот, с которым у тебя вражда, точно он горячий друг» (Коран, 41:34).
Мусульманин должен быть мягким в общении с нуждающимися, даже если он не в состоянии помочь им материально, его моральная поддержка и доброе слово или совет являются долгом[38].
Обеспечение социальной защиты и гарантии прав подчиненных является обязанностью работодателя, включая материальную помощь при несчастных случаях, болезни и т.д. Ислам поощряет бизнес, который возлагает на себя ответственность по удовлетворению социально значимых потребностей общества, таких как развитие культуры, образования, духовности.
5. Благотворительность и милосердие
Благотворительность является одной из основных характеристик мусульманской экономической этики. В Коране подчеркивается: «…Что бы вы ни потратили из добра, то для самих себя, и вы тратите из стремления к лику Аллаха. И что бы вы ни потратили из блага, будет полностью воздано вам, и вы не будете обижены» (2:274). На вопрос Пророку, какое пожертвование является наилучшим, он ответил: «Пожертвование того, кто испытывает материальные затруднения. Но начинай с тех, кто находится на твоем иждивении».
Богоугодность милостыни обосновывается ссылкой на Коран: «Те, кто расходуют свои имущества на пути Аллаха, подобны зерну, которое вырастило семь колосьев, в каждом колосе – сто зерен; Аллах удваивает, кому пожелает. Поистине, Аллах объемлющ, знающ» (2:261). Мусульманин жертвует, раздает милостыню нуждающимся, исходя из своих возможностей и по собственной инициативе. В хадисе говорится: «Лучшей садакой является то, что подается от достатка»[39]. Одинаково высоким достоинством отличается благородный человек, расходующий свои средства, и бедняк, проявляющий терпение в надежде на награду Аллаха.
Благотворительность может реализоваться посредством добровольного пожертвования
- садаки (милостыня неимущим) и вакфа (активов, включающих движимое и недвижимое имущество, передаваемых на благотворительные цели), либо обязательного пожертвования
- закята (уплата 2,5% доли имущества в пользу социально необеспеченных групп). Садакой будет также считаться прощение долга неплатежеспособному должнику: «Если у должника трудность, дайте ему время, пока не станет ему легче уплатить долг, но если вы откажетесь от него (долга) в качестве благотворительности, то это лучше для вас, если вы знаете» (Коран, 2:280).
Под вакфом понимается собственность, переданная религиозным и благотворительным учреждениям. В вакф может быть обращена только безусловная собственность дарителя. Вообще, вакфы сыграли значительную роль в эволюции форм собственности с его преимущественной ориентацией на общественный характер владения землей и другими природными богатствами. Постепенно вакфы превращались в основной экономический источник существования религиозных учреждений, который потребовал создания организационных структур для управления имуществом, для увеличения дохода от собственности. Вакфы, несмотря на сходство с частной собственностью (частные пожертвования), являются корпоративной собственностью духовенства. Организационной формой вакфов может быть исламский фонд, совмещающий в своей деятельности экономические и социальные функции. Такие фонды обладают правом покупать и продавать полученную ими собственность, если средства от продажи идут на благотворительные цели. Доходы могут направляться на помощь бедным слоям, на поддержку мелкого промышленного и торгового предпринимательства. Например, в 1982 году Иранский фонд обездоленных выделил крупный кредит для мелких производственных заведений на селе, построил жилищные комплексы для пострадавших в войне с Ираком, а также школы и мечети[40].
Под закятом понимается обязательная выплата с годового неиспользуемого имущества мусульманина, равного или превышающего установленную норму (нисаб). Неиспользуемое имущество включает в себя неработающие активы, которые могут либо накапливаться, либо при использовании стать источником дохода, прироста капитала. Слово «закят» в арабском языке имеет значение «очищение». В Коране сообщается: «Получил прибыль тот, кто ее очистил» (Коран, 91:9). Закят является третьим столпом ислама, и соблюдение его является обязанностью для состоятельных мусульман, как для мужчин, так и для женщин.
Закят прежде всего является духовным очищением, так как, исполняя волю Аллаха, верующий совершает поклонение. В этом смысле закят помогает освободиться от психологической, денежной и имущественной зависимости. Мусульманин, воздавая благодарность Всевышнему за дарованные блага, выделяет часть из них на общественное потребление. Все эти действия при искреннем намерении дают возможность человеку укрепить связь с Всевышним Аллахом, так как Аллах говорит в Коране: «Возьми с имущества их милостыню, которой ты очистишь их и оправдаешь» (Коран, 9:103).
Закят несет в себе также огромную социальную пользу. Так как закят в первую очередь используется для оказания помощи нуждающимся и неимущим, то это способствует предохранению от сильной поляризации общества. Такая система обязательных выплат снимает напряжение в обществе и помогает достижению здорового социального климата посредством заботы о каждом члене общества, например:
• люди малого достатка или нетрудоспособные получают возможность удовлетворять свои потребности и избавляются от необходимости унижаться и просить о помощи и подаянии других[41];
• несостоятельные мусульмане освобождаются от тяжкого бремени долгов благодаря тому, что они погашаются из средств закята;
- попавшие в затруднительное положение путники на выплаченные мусульманами деньги получают возможность вернуться домой;
- из средств закята погашаются и военные потребности на оснащение мусульманской армии;
- закят также можно расходовать для просвещения и распространения исламских ценностей среди колеблющихся и сомневающихся людей, чья вера еще достаточно слаба.
Система закята представляет собой особую форму налогообложения. Закят стимулирует использование выведенных из торгового или производственного оборота средств на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности, что, в свою очередь, увеличивает инвестиции и в конечном итоге благотворно влияет на развитие бизнеса и экономики в целом.
Характеристика качеств бизнесмена-мусульманина
Предпринимательские качества, которыми должен обладать бизнесмен-мусульманин для достижения успеха в бизнесе, мало отличаются от интеллектуальных и психологических свойств представителя других культур. Это в первую очередь инициатива, предприимчивость, быстрота, рационализм в оценке обстановки, основательность в предварительном продумывании планов, способность к прогнозированию ситуации, гибкость и маневренность в реализации своих намерений. В западном идеале предпринимателя доминируют, как правило, нацеленность на персональный успех и готовность к риску. В мусульманском – приоритет отдается кооперированию усилий во имя блага деловых партнеров. Что же касается риска, то исламская мораль осуждает те сделки, в основе которых – игра на изначальной неопределенности конечных результатов для обеих или одной из сторон (гарар). Среди моральных качеств, которыми должен руководствоваться бизнесмен, наибольшее значение имеют такие как честность (включает правдивость рекламы, верность принятым обязательствам), бережливость (экономное и целесообразное использование средств, противопоставляется неоправданной роскоши, бесхозяйственности), доверие и т. д.
Один из выдающихся российских исламоведов конца XIX века Н.Н. Торнау так писал о воздействии исламской этики на формирование личных качеств мусульманина: «Мусульманин, не исполняющий в полной точности хотя бы внешних обрядов религии, считается неблагочестивым, неблагонадежным лицом; он через это лишается в среде своих соверователей доверия, не допускается, например, к свидетельствованию, к опекунству и т.д. Главным образом, по строгому учению ислама, не считаются «адиль», то есть «достойным доверия» лица, занимающиеся не только запрещенными, такими как пьянство, разврат, ростовщики, клеветники и т.д., но даже не одобряемыми шариатом действиями. Более чем странным должно казаться мусульманам, когда лица, лишенные доверия в их обществе, лишенные как бы некоторых гражданских прав, признаются в христианских обществах лицами, заслуживающими полного доверия и уважения»[42].
Репутация делового партнера, подобно собственной, главным образом определяется степенью следования канонам веры, удаления от всего запретного и недозволенного исламом не только в быту, но также в общественной жизни и в бизнесе. Если человек стремится сделать свою жизнь достойной, он должен достигать материального благосостояния и духовного равновесия честными путями, упорным трудом и высокой нравственностью. Правдивость, уважение к правам других людей, честность в делах, трудолюбие, милосердие, умеренность в личных потребностях высоко ценятся в исламе.
«Все будет в порядке с людьми до тех пор, пока они не станут завидовать друг другу»[43], – этот хадис Пророка выражает установку мусульманской этики: нельзя завидовать ближнему, если он в чем-то преуспел. Зависть делает человека жалким, она подтачивает его душу, умаляет веру в высшую справедливость Аллаха.
Несмотря на сферу деятельности, в которую вовлечен человек, он должен руководствоваться нравственными принципами и этикой поведения. Верующий человек в этом смысле соизмеряет свою внутреннюю мораль и внешнее поведение с божественными законами и предписаниями, осознавая меру ответственности за каждый поступок. Хотя разрешенный шариатом бизнес рассматривается как составная часть служения Богу, религиозные обязанности ставятся превыше всего и требуют обязательного выполнения. Поэтому во время наступления часа молитвы верующий оставляет все свои дела и проблемы и полностью отдается общению с Богом. Это время отстранения человека от преходящего сиюминутного мира и осознания своей полной зависимости от Творца. После молитвы каждый вновь приступает к своим обязанностям, и в то же время, стремясь обрести милость Аллаха, он ищет наилучшие пути реализации своих способностей: «О те, кто веруют! Когда возглашена молитва в день собрания, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставляйте все торговые дела. Это лучше для вас, если вы знаете! А когда закончена будет молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха, и поминайте Аллаха часто, – может быть, вы будете счастливы!» (Коран 62:9–10).
Интересен в этой связи вопрос, заданный журналистом «Российской газеты» бизнесмену-мусульманину, депутату Государственной думы Баширу Кадзоеву: «Реально ли для мусульманина, соблюдающего все строгие предписания и многочисленные обряды, деятельное участие в бизнесе, политике, общественной жизни?» – «Да, я пять раз в день совершаю намаз, в частной жизни соблюдаю исламские предписания. Но все это для меня – не ограничения. Напротив, жизнь в соответствии с нормами ислама дает мне внутреннюю силу и огромные возможности: верно оценивать перспективу многих процессов, правильно ориентироваться в постановке личных и общественных задач. Трудовая этика, энергия созидания, опора на собственные силы – все то, чему учит ислам, – помогли мне преуспеть в жизни. Помогут они и каждому россиянину, какой бы веры он ни придерживался»[44].
Глава II
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПОРИЦАЕМОЕ ШАРИАТОМ
Изучение принципов этичного ведения бизнеса невозможно без рассмотрения запретов и ограничений, диктуемые шариатом, который отрицает любую несправедливость и нарушение прав человека. К вариантам поведения, запрещаемым этическими нормативами, относятся ссуда под процент, обман, спекулятивные сделки, азартные игры, мошенничество.
В Коране четко оговаривается понятие зулъм, что значит «несправедливость, ущерб, зло». В любом запрещенном или порицаемом шариатом бизнесе есть элемент зульма, который несет вред вовлеченным в этот бизнес людям или интересам общества. Вред может быть явным или скрытым, последствия которого могут стать ощутимыми спустя некоторое время. Ущерб может выражаться не только в имущественной форме, но и в серьезном нарушении нормальной работы государственных органов или отдельной коммерческой организации (перерыв или приостановление производственных процессов, невыполнение организацией обязательств по договорам и т.п.). С целью борьбы с несправедливым и приносящим урон обществу поведением или бизнесом ислам запрещает любое незаконное присвоение чужой собственности или дохода, которое лежит в основе ростовщичества, так же как и в основе явно преступных действий – воровства, или мошенничества[45].
Исламская этика бизнеса, базирующаяся на принципах справедливости, оберегает финансовый рынок от пустых контрактов, фиктивного обращения средств, спекуляций, способных потрясти экономику любой страны. Она отвергает возможность взяток, монополизации и предоставления неверной информации при определении стоимости ценных бумаг, не приемлет также быстрых и нечестных способов обогащения, как-то азартные игры или спекуляция на фондовом рынке. Исламская модель оценивает эффективность фондовых рынков объемами инвестиций в реальные, действующие проекты в сфере производства, сельского хозяйства и т. д.
Следующие виды деловой активности рассматриваются в исламе как запрещенные:
- • ростовщичество;
- • неопределенные сделки с повышенным риском (опционы и фьючерсы);
- • виды деятельности, несовместимые с моралью ислама: игорный бизнес, лотереи, спекуляция ценными бумагами;
- • традиционное коммерческое страхование;
• производство и торговля запрещенными товарами;
• установление монополии, а также сговор продавцов с целью повышения цен на однородный товар;
• нерациональное использование природных ресурсов или препятствование их восстановлению.
В отдельную категорию можно выделить те виды деятельности, целью которых также является получение дохода, но которые практически в любой стране мира рассматриваются как экономические преступления, в том числе и с точки зрения шариата:
- коррупция;
- коммерческий шпионаж, обман и дезинформация, разглашение секретов и тайн;
• мошенничество, выпуск фальшивых денег и т.д. Остановимся подробней на запрещенных и порицаемых действиях.
1. Ростовщичество
В результате длительных дискуссий относительно формулировки понятия рибы большинство мусульманских правоведов сошлись во мнении, что рибу можно определить как выдача ресурсов в кредит под заранее фиксированный процент. В более широком смысле риба рассматривается как незаконное, несправедливое получение дохода одним лицом в ущерб другому без учета реально приложенных усилий каждым участником экономических отношений. В такой трактовке риба понимается не только как ссудный процент, но и является составным элементом в разного рода спекулятивных сделках, занижении работодателем заработной платы, получении прибыли в результате монопольного положения в сфере торговли, производства, услуг и т. д.
Риба полностью запрещена исламским законом, так как является источником несправедливого преимущества. Шариат не рассматривает деньги как товар, который имеет цену. Деньги – это средство обмена, всеобщий универсальный эквивалент. Термин «риба» используется в двух понятиях: риба-ан-насиа и риба-ал-фадл. Риба-ан-насиа относится к периоду времени, в течение которого заемщику позволено пользоваться кредитом, но с условием обязательного возврата кредита и дополнительной надбавки. Не делается никаких различий между видами этой дополнительной надбавки, будь то фиксированный процент, или определенная сумма, оговоренная к выплате заранее, или подарок, или какая-то услуга, которая будет выполнена как плата за пользованием кредитом. Риба-ал-фадл, с другой стороны, относится к сделкам с однородными товарами. Она появляется, если золото, серебро, пшеница, ячмень, финики и соль обмениваются друг на друга, но с разной пропорцией. Чтобы избежать такого вида рибы, необходимо обменивать равное количество и качество однородного товара либо сначала продать один вид товара, а затем купить другой. Запрещение рибы, таким образом, – это путь к установлению справедливости между финансовой и предпринимательской сферой.
Термину «риба» в русском языке можно подобрать соответствие в слове «ростовщичество», которое несет в себе смысл увеличения, роста выданных в долг средств. Однако исторически так сложилось, что под ростовщичеством подразумевали слишком высокий процент на капитал, лежавший тяжелым бременем на должнике, а в мусульманском понимании риба – это любой процент, вне зависимости от его размера на ссудный капитал. Здесь важно понять разницу между процентом, на основе которого рассчитывается прибыль торговых операций или рентабельность инвестируемого проекта, и процентом кредитных операций с привлечением ссудного капитала. Различие заключается в математическом расчете. В первом случае процент выступает как показатель доходности оборотного капитала, рассчитываемого как отношение полученной прибыли к затратам от реализации проекта и является вознаграждением предпринимательского труда и риска. Во втором случае процент – это плата за возможность использовать чужой капитал без непосредственного участия его владельца в сделке. Эта рента не зависит от конечных результатов сделки, определяется априори и взимается с момента использования заемного капитала. Запрет рибы в данной интерпретации определил структуру и инструменты исламского банковского дела.
Традиционное банковское дело, основанное на ссудном проценте и распространенное в современном мире, запрещено с точки зрения исламской экономики. Интересно отметить, что и другие монотеистические религии – иудаизм и христианство – солидарны с исламом в запрете несправедливого прироста заемного капитала. Так, в Ветхом Завете можно найти следующие строки: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» (Исх 22; 25). В то же время Священное Писание позволяет иудеям отдавать деньги в рост неевреям: «Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост…» (Втор 23; 19). В Новом Завете говорится следующее: «…и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая» (Лк 6; 35). В некоторых европейских странах запрет на взимание ссудного процента действовал до XVII века и был упразднен в ходе ре-
формации. Сегодня в западном мире норма ссудного процента при выдаче кредита значительно снизилась, а японский Центральный банк впервые в истории установил ставку рефинансирования менее 0,5%. Несмотря на эту тенденцию, западная экономическая система немыслима без ссудного процента, даже при завышенных кредитных ставках осуждение политики банка остается лишь благим пожеланием, категорией нравственного, этичного подхода.
В мусульманском мире запрет на процент ослаб и перестал действовать на рубеже XIX – начала XX вв., частично под воздействием влияния экономики западных стран. Однако 70-е гг. XX века стали периодом формирования новых беспроцентных финансовых институтов, распространившихся по всему миру, и перевода экономик стран на беспроцентную основу в денежно- кредитной системе Ирана, Судана, Пакистана.
Вообще, идея нулевой ставки процента пришла с трех сторон. Кроме исламской банковской практики, есть еще две составляющие этой идеи. Одна – практика японской финансовой системы, когда длительное время банк Японии выдавал ссуды банкам при нулевой ставке процента, иногда повышая ее от нуля до 0,5%. Японский опыт принято было расценивать как отрицательный, до тех пор, пока американская финансовая система не пошла по тому же пути. Так, 6 ноября 2001 года Федеральная резервная система США (ФРС) снизила ставку до 2% с 3,5%, что является минимальным уровнем с сентября 1961 года. Это было десятое по счету снижение ставки рефинансирования в этом году. В заявлении, сопровождавшем решение о сокращении ставок на 2%, ФРС сослалась косвенно на теракты 11 сентября, отметив «вмешательство непредвиденных сил, ограничивающих объемы спроса», а также «растущую неуверенности в перспективах бизнеса». Наконец, еще одна составляющая – теории так называемых депозитных денег, которые появляются и в мире, и в России, в том числе в Ново-сибирске[46].
Ислам строго регламентирует долговые отношения между людьми. Кредит считается разрешенным до тех пор, пока за пользование активом не взимается фиксированной платы. Давать средства в долг, не требуя при- роста, считается делом благородным, одобряемым шариатом. Срок возврата долга должен быть определен заранее. Должник обязан вернуть кредит в срок. Однако если должник испытывает финансовые затруднения, то в таком случае предоставление отсрочки и прощений долга являются богоугодным поступком, – средством искупления грехов для кредитора.