ИЛЬМ УСУЛЬ АЛЬ-ФИКХ
Фахреттин Атар
Пер. с тур. Т. Хабибуллин
Проверка: Абу Мухаммад Булгарий
2009 – 1430
Наука об основах
исламской юриспруденции
Книга подготовлена по материалам книги
«FIKIH USÛLÜ» Doç. Dr. Fahrettin Atar, İstanbul 1988.
ВВЕДЕНИЕ
I. УСУЛЬ АЛЬ-ФИКХ
(Основы теории и методологии фикха)
А. Определение
Фикх как учение разделяется на две части: фуру’ аль-Фикх – разветвления фикха (практическое право) и Усуль аль-Фикх – основы, корни фикха (теоретическое право). Когда речь заходит о фикхе, обычно подразумеваются его разветвления (фуру’).
а) Усуль
Это слово является множественным числом от асл и соответствует таким смысловым значениям, как основа, корень, суть, субстрат[1]. Термин Усуль используется в значениях рâджих (предпочтительный – кâ’ида (правило – мустасхаб (привлеченный) и далиль (довод, признак, доказательство).
б) Фикх
Слово фикх означает «знание чего-либо», «понимание». В Коране слово фикх употребляется не для обозначения учения как такового, а проницательности, острого восприятия и понимания цели говорящего[2]. В этом случае фикх приобретает значение познания явления, исходя из его сути и доказательной основы.
Терминологически ханафиты дали определение фикха как “практическое понимание шариатских решений, вынесенных за или против, исходя из действий человека”, а шафииты как “понимание практических шариатских норм, таких как богослужение, поклонение (’ибâдат), поведение (му’âмалат) и наказание (’укубâт), исходя из их подробных доказательств”.[3]
Имеется еще одно определение фикха как “универсальной формы шариатских норм, относящихся к юриспруденции (фикх), культовой практике (’ибâдат) и поведению (му’âмалат)”.[4]
в) Значение словосочетания Усуль аль-Фикх
В этом сочетании более подходящим следует принять использование слова Усуль в значении «далиль», так как фикх рационалистически основывается на доказательствах.
Поэтому Усуль аль-Фикх имеет еще значения “доводы фикха”, “доказательства, относящиеся к фикху”, “корни фикха”, “корни права”.[5]
г) Определение термина Усуль аль-Фикх[6]
Термину Усуль аль-Фикх можно дать два определения:
1. Усуль аль-Фикх – это учение (‘ильм), толкующее правила и совокупность доводов, делающих возможным извлечение (истинбâт) шариатских норм из подробных доказательств.
2. Усуль аль-Фикх – это правила извлечения (истинбâт) и совокупность доводов (далиль).
Таким образом, это учение (‘ильм) открывает нам совокупность правил (кава’ид)[7], при помощи которых мы извлекаем из частных доводов шариатскую норму относительно той проблемы, которую хотим понять, изучить[8]. Например, я не знаю, является ли молитва обязательной (фард). В логике и юриспруденции это неизвестное называется “искомое знание”. Для этого, прежде всего я обращусь за шариатскими доводами к Книге и обнаружу предписание в аяте “И соблюдайте молитву…”[9]. В Усуль аль-Фикх содержится правило: “в отсутствие признака, препятствующего долженствованию, форма повеления выражает долженствование”. Используя это правило, я составлю логическое сравнение и путем следующего рассуждения приду к норме, что молитва является обязательной (фард):
Искомое знание: молитва обязательна (фард).
Малый посыл: потому что Аллах повелел совершать молитву в своем аяте “И соблюдайте молитву…”.
Большой посыл: выполнение всего, что категорически повелел Аллах является обязательным (фард).
Вывод: таким образом, и молитва также является обязательной (фард).
Я не знаю, является ли прелюбодеяние недозволенным (харам). Я хочу это узнать. Когда я обращусь за шариатскими доводами к Книге, обнаружу отрицание в аяте: “И не приближайтесь к прелюбодеянию…”[10]. В Усуль аль-Фикх содержится правило: “в отсутствие признака, препятствующего совершению запретного (харам), форма отрицания выражает запрет”. Используя это правило, я путем следующего рассуждения приду к норме, что приближение к прелюбодеянию является запретным (харам):
Искомое знание: прелюбодеяние запретно (харам).
Малый посыл: потому что Аллах запретил приближение к прелюбодеянию в своем аяте “И не приближайтесь к прелюбодеянию…”.
Большой посыл: все, что категорически запрещено Аллахом – является запретным (харам).
Вывод: таким образом, и прелюбодеяние является запретным (харам).
Б. Предмет Усуль аль-Фикх
Взгляд ученых на предмет Усуль аль-Фикх может быть вкратце представлен в следующих четырех статьях:
1. Далиль (довод, доказательство), иджтихâд (усердие, старание) и тарджих (предпочтение).
2. Шариатские нормы и, как следствие, шариатские доводы.
3. Шариатские доводы и, как следствие, шариатские нормы.
4. Шариатские нормы и шариатские доводы.[11]
Мы принимаем шариатские доводы и шариатские нормы в качестве предмета этого учения, так как правоведы в законотворческой деятельности и при вынесении решений действуют на основании доводов, демонстрируя этим процесс выработки шариатских норм. Таким образом, предмет Усуль аль-Фикх представляет собой шариатские доводы и шариатские нормы. На этой теме следует остановиться более подробно.
В обобщенном виде законоведы говорят о таких доводах, как Коран, Сунна, иджмâ’ (согласие мнений) и кыйас (аналогия), являющихся источником шариатских норм (хукм) в ‘ильм Усуль аль-Фикх. Они рассматривают эти доводы с точки зрения вынесения решений и законотворчества, настаивая при этом на необходимости придерживаться тех или иных положений. Точно также правоведы, в случае наличия противоречий, подтверждают положение, являющееся более предпочтительным при рассмотрении шариатских доводов. Предметами этого учения являются и такие вспомогательные доводы, как истихсан (предпочтение, предпочтительное решение), истисхаб (взятие с собой), маслахат (польза, интерес), ’урф-’адат (обычай, традиция), садд аз-зарâйи’ (перекрытие средств). Среди предметов этого учения имеют место и такие чрезвычайно полезные и важные положения фикха, как хикмат ат-ташри’ (смысл законотворчества), макасид аш-шари’а (цели шариата). В ‘ильм Усуль аль-Фикх подлежат рассмотрению и темы, относящиеся к ‘ильм аль-калâм: хусн-кубух (красота-уродство), хуррийат аль-ирада (свобода воли), хикмат аль-илахийа (божественная премудрость, провидение). Также среди предметов ‘ильм Усуль аль-Фикх называют такие нормы как вуджуб (необходимость), хурмат (запретность), сиххат (достоверность), фасâд (непригодность), рукн (опора), шарт (условие), ‘иллет (причина), понятия как зиммат (защита), ахлийат (правоспособность), выражения как хасс (частное), ‘амм (общее), муштарак (совместное), муавваль (аллегорическое), маджâз (метафора), кинайа (намек), хафи (скрытое), мушкиль (затрудненное), амр (повеление), нахий (запрещение).
Как явствует из вышеизложенного, ‘ильм Усуль аль-Фикх рассматривает частью смысл законотворчества (хикмат ат-ташри’) исламского права, частью темы, относящиеся к ‘ильм аль-калâм и частью языковые правила, общие и применимые для каждого языка. Правоведы используют в своих исследованиях лексикографию, морфологию, синтаксис, логику, богословие (калâм) и право (фикх).[12]
В. Цель и значение Усуль аль-Фикх
а) Цель
Целью ‘ильм Усуль аль-Фикх является толкование того, как и каким образом выводятся шариатские нормы из шариатских доводов. Здесь следует отметить, что приобрести знания об истинах шариатских норм со всеми их условиями возможно только посредством этого учения. Не зная правил, установленных ‘ильм Усуль аль-Фикх, даже при знании тафсира (толкование Корана) и хадисов нельзя проникнуть в истины шариатских норм.
б) Значение[13]
‘Ильм Усуль аль-Фикх – это учение, целью которого является извлечение норм из Корана и Сунны. Значение знаний, почерпнутых из этого учения, можно представить в следующем порядке:
1. Человек, специализирующийся в этом учении, постигает смысл почти всех выражений из Корана и Сунны.
2. Благодаря этому учению можно узнать каким образом муджтахиды (ученые-богословы) вырабатывают нормы; приоритетность норм, полученных на основе ар-ра’й (мнение, суждение) или иджтихâда (усердие, старание). И как следствие, увидеть методы истинбата (извлечение) и иджтихâда, применяемые муджтахидами, и какие из их трудов оказали влияние на фикх.
3. При помощи этого учения можно узнать доводы применительно к нормам, содержащимся в Коране по фикху; какие из этих норм были почерпнуты из Корана, Сунны или имеют своей основой усердие (иджтихâд) муджтахидов.
4. При помощи этого учения можно постичь суть целей и пределов (хикмат ат-ташри’), предусмотренных Аллахом при установлении религиозных норм.
5. Те, кто специализируются в этом учении, пополняют свои знания в праве и законах, развивают силу суждения, формируют правовой навык, могут безошибочно принимать решения на основе Корана и Сунны.
Г. Различия между Усуль аль-Фикх, аль-Фикх и аль-кава’ид аль-Фикхийя
а) Различие между аль-Фикх и Усуль аль-Фикх
Предметом аль-Фикх являются действия совершеннолетнего, для которого обязательно исполнение постановлений шариата, относящиеся к праву, и нормы, связанные с этими действиями. Законоведы (факихи) занимаются исследованием сути шариатских норм и доводов, касающихся купли-продажи, аренды, компаний, залога, представительства, молитвы, вакуфов, воровства и др. действий.
Как уже было отмечено ранее, Усуль аль-Фикх – это учение (‘ильм), связанное с толкованием правил, необходимых для извлечения (истинбат) шариатских норм из подробных доказательств. Например, Усуль аль-Фикх разъясняет, что повелительное наклонение выражает вуджуб (необходимость), а отрицательная форма повелительного наклонения – хурмат (запрет).
б) различие между аль-кава’ид аль-Фикхийя и Усуль аль-Фикх
Есть польза в определении различия между правилами фикха (аль-кава’ид аль-Фикхийя), соединяющими в одно целое отдельные нормы и Усуль аль-Фикх. Исходя из содержания, эти правила можно назвать “Общие принципы и нормы фикха”.
‘Ильм Усуль аль-Фикх дает разъяснение правил, которых должен придерживаться факих при принятии решения, дабы не совершить ошибку.
Правила же фикха (аль-кава’ид аль-Фикхийя) представляют собой аналогию, объединяющую несколько норм, или собрание схожих между собой норм, которые могут быть объединены в правиле фикха.
II. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УСУЛЬ АЛЬ-ФИКХ
А. Усуль аль-Фикх во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует
Пророк Мухаммад, (мир ему и благословение Аллаха), сообщал людям религиозные нормы. Нормы, относящиеся к мекканскому периоду, в основном касались нравственных качеств (ахлâк) и веры (и’тикâд). В этот период правовые нормы были редкостью. Правовые нормы более всего относятся к мединскому периоду. Во времена Пророка, (мир ему и благословение Аллаха), источниками фикха были Коран, Сунна и Иджтихâд. Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), учил своих сподвижников методам законотворчества на практике. Они знали, как они будут действовать в случае возникновения какого-либо религиозного вопроса. В таких случаях Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), определял методы законотворчества своей практикой в фикхе. В этом отношении можно говорить о том, что методы законотворчества зародились вместе с фикхом. Следует помнить также, что методы законотворчества в то время не были собраны в сборник и применялись на основе устного знания.
Б. Усуль аль-Фикх при сподвижниках (ас-сахаба)
Во времена сподвижников уже существовал целый ряд правил для выработки норм. Сподвижники в затруднительных ситуациях при вынесении решений придерживались этих правил. При определении меры наказания пьющему человеку праведный халиф Али использовал такое сравнение:
«Выпивший человек находится в бреду и в бредовом состоянии возводит клевету, в связи с чем потребуется публичное наказание, то есть восемьдесят ударов палкой»[14].
Праведный халиф Али в этом действии использовал признак аз-зарâйи’ (средство). Абдуллах бин Мас’уд утверждает, что “срок, в течение которого беременная вдова не может вновь вступать в брак, длится до разрешения от бремени”[15] и приводит в качестве доказательства аят: “А для беременных женщин их установленный срок – разрешение от бремени”[16], указывая на последовательность ниспослания сур. Этим он хотел пояснить, что сура “ат-Талак” была ниспослана после суры “Бакара”. А это является правилом в отношении того, что позже ниспосланный текст отменяет (насх) и особо выделяет (тахсис) текст ниспосланный ранее.
Во времена сподвижников Коран, Сунна, Иджма’ (согласие мнений) и Иджтихâд (усердие, старание) были источниками фикха. В тот период методы законотворчества не были собраны в сборники и применялись на основе устного знания.
В. Усуль аль-Фикх при современниках сподвижников (таби’ун)
При современниках сподвижников (таби’ун) образовались две школы ахл ар-рай (сторонники независимого мнения) и ахл аль-хадис (сторонники предания), каждая из которых претендовала на присущие ей принципы законотворчества. При извлечении (истинбат) норм (хукм) каждая школа действовала, исходя из своих принципов и правил. Ахль аль-хадис (сторонники предания) были тесно связаны с Кораном и Сунной, тогда как ахль ар-рай (сторонники независимого мнения) извлекли большую пользу из таких методов решения правовых вопросов, как аль-кыйâс (суждение по аналогии) и аль-истихсâн (предпочтительное решение). В этот период также основными источниками фикха оставались Коран, Сунна, Иджмâ’ (согласие мнений) и Иджтихâд (усердие, старание), а методы законотворчества все еще не были собраны в сборник и применялись на основе устного знания.
Г. Усуль аль-Фикх при имамах муджтахидах
В этот период появились такие термины Усуль аль-Фикх, как харâм (запретное), вâджиб (необходимый), мубâх (допустимый), фард (обязательное предписание). Каждый мазхаб (богословско-правовая школа) претендовал на целый ряд свойственных ему методов, применяя которые выносил решения. В тот период каждый мазхаб имел свойственные ему производные источники. Ханафиты пользовались источником аль-истихсан (предпочтительное решение), против этого выступали шâфииты. Мâликиты придавали большое значение методу аль-истислах (стремление к пользе). Появившиеся в этот период и практиковавшиеся ранее правила теперь начали постепенно собираться в книгу. Согласно Ибн Халлигану, автором первой книги, посвященной Усуль аль-Фикх, был Абу Йусуф (ум.182 г.х.)[17]. Однако эта книга не дошла до нашего времени. Первым дошедшим до наших дней произведением, посвященным Усуль аль-Фикх, является книга имама аш-Шâфи’и “ар-Рисâла”. Автор в своей книге исследовал такие вопросы, как иджмâл (обобщенность), байâн (очевидность), амр (предписание), нахий (запрещение), хâсс (частный), нâсих (отменяющий), мансух (отмененный), сунна (обычай), иджмâ’ (согласие мнений), кыйâс (суждение по аналогии), истихсâн (предпочтительное решение). Правила Усуль аль-Фикх были записаны и собраны после имамов муджтахидов. После имама аш-Шâфи’и были написаны книги с толкованием методов и правил законотворчества.
III. МЕТОДЫ И ОСОБЕННОСТИ УСУЛЬ АЛЬ-ФИКХ
Собирание ‘ильм Усуль аль-Фикх осуществлялось на основе трех методов, которые вкратце поясним вместе с их особенностями.
А) – аль-Фукахâ (мн.ч. от факих – законовед) – ханафитский мазхаб.
Б) – аль-Мутакаллимун (мн.ч. от мутакаллим – богослов) – шâфиитский мазхаб.
В) – аль-Мамзудж (смешанный).
А. Метод аль-фукахâ и его особенности
Первоначально ученые при записывании ‘ильм Усуль аль-Фикх следовали одному из двух методов. Один из них аль-фукахâ, другой – аль-мутакаллимун. Ханафиты применяли на практике метод аль-фукахâ. По этой причине этот метод называли “ханафитским методом или мазхабом”. Факихи, практиковавшие этот метод в отношении правовых вопросов придавали значение применению на практике его правил, выводили правила этого метода из практики аль-Фикха. Авторы, следуя этому методу, при разъяснении вопросов приводили большое количество примеров с тем, чтобы обеспечить понимание темы и реализовать ее практически. Ханафитский метод, будучи более сильным, чем шâфиитский, о котором речь пойдет ниже, вместе с тем является и более удобным для понимания исламского права[18]. Этот метод опирается на логический принцип перехода от частного к общему, от явлений к общим правилам.
Б. Метод аль-мутакаллимун и его особенности
Одним из практиковавшихся методов в этом учении является метод аль-мутакаллимун (богословы калâма). Этот метод применяли богословы калâма относившиеся к му’тазилитам (аль-му’тазила – обособившиеся) и шâфиитам. В связи с тем, что этот метод практиковался богословами калâма, ему дали название метода аль-мутакаллимун, а поскольку большинство этих богословов были приверженцами шâфиитского мазхаба, его называли также “шâфиитским методом или мазхабом”. Ученые, относившиеся к мазхабам мâликитов и ханбалитов, также придерживались этого метода при написании своих произведений. Богословы, практиковавшие этот метод, толковали принципы законотворчества, склоняясь к рационалистическому выводу, не приводя при этом большого количества примеров. Этот метод опирается на логический принцип перехода от общего к частному, выведения суждений о явлениях из общих правил.
В. Смешанный метод (аль-мамзудж) и его особенности
Правоведы, пришедшие в последующий период, объединили в своих произведениях качества и особенности обоих предыдущих методов. Этому методу дали название аль-мамзудж (смешанный). Этого метода придерживались ученые, относившиеся к мазхабам ханафитов, шâфиитов, мâликитов и ханбалитов при написании своих произведений.
IV. ПРОИЗВЕДЕНИЯ УСУЛЬ АЛЬ-ФИКХ
А. Наиболее известные произведения, написанные по методу аль-фукахâ
1. “аль-Усуль” – Абу аль-Хасан аль-Кархи (ум.340 г.х.)
2. “аль-Усуль фи′л-Усуль” – Абу Бакр аль-Джассас (ум.370 г.х.)
3. “Таквиму′л-адилла” – Абу Зейд ад-Дабуси (ум.430 г.х.)
4. “аль-Усуль” – Фахру′л-Ислам аль-Паздави (ум.482 г.х.)
5. “аль-Усуль” – Серахси (ум.483 г.х.)
6. “Мизану′л-Усуль фи натаиджи′л-’укул” – Алâаддин Самарканди (ум.533 г.х.)
7. “Кашфу′л-асрар” – Абдулазиз Бухари (ум.730 г.х.)
8. “Манару′л-анвâр” – Хафизуддин ан-Насафи (ум.710 г.х.)
9. “Шарх Манари′л-анвâр” – Ибн Малак (ум.885 г.х.)
Б. Наиболее известные произведения, написанные по методу аль-мутакаллимун
1. “аль-’Умд” – Абдулджаббâр (ум.415 г.х.)
2. “аль-Му’тамад” – Абу′л-Хусейн аль-Басри (ум.463 г.х.)
3. “аль-Бурхâн” – Имâму′л-Харамейн аль-Джевейни (ум.487 г.х.)
4. “аль-Мустасфâ” – Аль-Газали (ум.505 г.х.)
5. “аль-Махсул” – Фахруддин ар-Рâзи (ум.606 г.х.)
6. “аль-Ихкам фи Усульи′л-Ахкам” – Аль-Амиди (ум.631 г.х.)
В. Наиболее известные произведения, написанные по методу аль-мамзудж
1. “Бади’у′н-Низам” – Ибну′с-Саâти (ум.694 г.х.)
2. “Танкиху′л-Усуль” – Садру′ш-Шари’а (ум.747 г.х.)
3. “Тахрир” – Ибну′л-Хумâм (ум.861 г.х.)
4. “Мир’âт” – Моллâ Хусрев (ум.885 г.х.)
5. “Усульу-бадâйи’” – Моллâ Фенâри (км.834 г.х.)
6. “Мусалламу′с-субут” – Мухибуллах бин Абди′ш-Шакур (ум.1119 г.х.)
7. “Джам’ул-джавами’” – Тâджу′с-Субки (ум.771)
8. “Мувâфакâт” – Абу Исхак аш-Шâтиби (ум.780 г.х.)
9. “И’лâму′л-муваккиин” – Ибн Кайим аль-Джезви (ум.751 г.х.)
Г. Произведения по Усуль аль-Фикх, относящиеся к некоторым мазхабам
В предыдущих темах в основном упоминались произведения ханафитских и шâфиитских правоведов. Будет полезным также привести примеры произведений по Усуль аль-Фикх, написанных правоведами других мазхабов.
а) правоведы ханбалитов и их сочинения:
1. “аль-Удда фи Усульи′л-фикх” и “аль-Кифâйа фи Усульи′л-фикх” – Абу Йа’лâ аль-Феррâ (ум.458 г.х);
2. “ар-Равда фи′л-Усуль” – Ибн Кудâма аль-Макдиси (ум.620).
б) правоведы маликитов и их сочинения:
1. “ат-Танбихâт” и “Танкиху′л-фУсуль” – Карафи (ум.684 г.х.);
2. “аль-Ифâда” – Абдулваххаб ат-Талеби (ум.422);
3. “аль-Махсул фи Усульи′л-фикх” – Ибну′л-Араби (ум.543 г.х.).
в) правоведы шиитов и их сочинения:
1. “Мабадиу′л-Усуль илâ ‘ильми′л-Усуль” – Мутаххар аль-Хилли (ум.726 г.х.);
2. “К. аз-Зари’а илâ Усульи′ш-Шари’а” – Сейид Шериф Муртазâ (ум.336 г.х.);
3. “Уддат′ил-Усуль” – Абу Джафар ат-Туси (ум.460 г.х.).
г) правоведы захиритов и их сочинения:
1. “аль-Ихкам” – Ибн Хазм (ум.456 г.х.).
Д. Произведения Усуль аль-Фикх, написанные на турецком языке
1. И. Хакки Измирли – “‘ильм-и Хилаф”, Стамбул, 1330 г.
2. Абдуссеттар – “Мадхаль-и Фикх”, Стамбул, 1299 г.
3. Махмуд Ес’ад – “Талхис-и Усуль-и Фикх”, Измир, 1309 г.
4. М. Сейид Бей – “Усуль-и Фикх”, 2 тома, Стамбул, 1333, 1338 г.г.
5. Бюйюк Хайдар Эфенди – “Усуль-и Фикх Дерслери”, Стамбул, 1336 г.
6. О.Н. Билмен – “Хукуки Исламийе ве Истилахати Фикхийе Камусу” (1-й том).
7. Хайреддин Караман – “Фикх Усульу”, Стамбул, 1967 г.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
ШАРИАТСКИЕ ДОВОДЫ
Аль-адиллат аш-шар’ийя
В этой части будут рассмотрены основные и производные доводы. После краткого определения довода (далиль) перейдем к подробному разъяснению термина.
А. Определение довода (далиль)
В языке ад-далиль имеет значение проводник, признак.
Терминологически далиль определяется как предмет, “из которого извлекаются шариатские нормы”, “размышление над которым приводит человека к желаемому результату и решению”. В качестве термина далиль также употребляется как предмет, “в случае здравого размышления над которым, становится возможным достижение требуемого сведения (шариатской нормы)”.
То есть под требуемым сведением понимается шариатская норма.
Например, когда мы хотим понять отношение религии к вопросу о возвращении доверенного имущества (амâнат) ее хозяину, обращаемся к следующему аяту: “Аллах, поистине, повелевает вам возвращать доверенное имущество владельцам его”[19]. Этот аят является доводом (далиль) о необходимости (вâджиб) возвращения доверенного имущества (амâнат). Точно также, когда мы читаем аят: “И соблюдайте молитву…”[20], с этим доводом (далиль) мы приходим к норме об обязанности (фард) соблюдать молитву.
Б. Разновидности доводов
Доводы могут быть разделены на части по разным направлениям. Здесь мы дадим краткое пояснение доводов, сгруппировав их следующим образом:
1) Рационалистические и традиционные, основанные на хадисах, доводы;
2) Доводы, опирающиеся на ниспосланное откровение (вахй) и не опирающиеся на него;
3) Основные и производные доводы;
4) Доводы, являющиеся текстом аята и не являющиеся им.
а) Рационалистические и традиционные доводы[21]
Рационалистический довод – это довод, опирающийся на результат чувственного или мысленного суждения. Например, разум человека воспринимает вселенную как один из признаков существования Аллаха.
Традиционный довод – это довод, опирающийся на переданные слова других людей. Традиционный довод может включать в себе как религиозные, так и не религиозные понятия. Однако в ‘ильм Усуль аль-Фикх под традиционным доводом подразумевается известие (хабар), имеющее своим источником Аллаха и Его Посланника или, другими словами, Коран и Сунну. Доводы такого рода называют шариатскими (законными) доводами “аль-адиллат аш-шар’ийя”.
б) Доводы, являющиеся текстом аята и не являющиеся таковым
Выражения, взятые из Корана и Сунны, являются текстовыми доводами. Тогда, как кыйâс или истихсâн, не содержащие таких выражений, не являются текстовыми доводами.
в) Доводы, опирающиеся на ниспосланное откровение (вахй) и не опирающиеся на него[22]
Часть шариатских (законных) доводов опирается на вахй. Из них, так называемые аль-вахй аль-матлув (зачитанное откровение) представляют собственно Коран, а аль-вахй гайру′л-матлув (не зачитанное откровение) – Сунну. Вместе эти доводы называют еще аль-адиллат ас-сам’ийя (доводы воспринимаемые на слух).
Другая часть шариатских доводов – иджмâ’ и кыйâс не основана на ниспосланном откровении (вахй).
Вместе эти доводы в ‘ильм Усуль аль-Фикх известны под названием аль-адиллат аль-арба’а.
г) Основные и производные доводы
Шариатские (законные доводы) разделяются также на две части – это основные (четыре) и производные (семь) доводы.
Основные доводы: Коран, Сунна, иджмâ’, кыйâс.
Производные доводы: истихсâн, истислâх (аль-масалих аль-мурсала), истисхâб, ’урф -’адат, шар’у мин каблина, каул ас-сахаба, садд аз-зарâйи’.
ШАРИАТСКИЕ ДОВОДЫ
Основные доводы
1. Книга (Коран)
2. Сунна
3. Иджмâ’
4. Кыйâс
Производные доводы
1. Истихсâн
2. Истисхâб
3. Истислâх (аль-Масалих аль-мурсала)
4. ’Урф – ’Адат
5. Каул ас-сахаба
6. Садд аз-зарâйи’
7. Шар’у мин каблина
В. Порядок и последовательность доводов
Для того, чтобы выяснить шариатскую норму в отношении какого-нибудь вопроса, муджтахид прежде всего обратится к тексту Корана, не найдя в нем решения, обратится к Сунне. В случае, если в обоих первоисточниках решение не будет найдено, обратится к доводам иджмâ’. Если и там он не найдет ответа, решение по данному вопросу будет найдено посредством иджтихâда на основе кыйâса и других производных доводов. В таком случае при вынесении решения принимается следующий порядок и последовательность доводов:
1) Книга (Коран)
2) Сунна
3) Иджмâ’
4) Кыйâс и другие производные доводы.
Здесь следует упомянуть о двух практических примерах показавших необходимость применения такого порядка и очередности доводов при вынесении решения:
1. При назначении Му’âза бин Джабаля на должность кâдия в Йемене между ним и Пророком, (мир ему и благословение Аллаха), произошел такой разговор:
Мухаммад, (мир ему и благословение Аллаха), спросил его: «О Му’âз, когда к тебе поступит жалоба как ты будешь принимать решение?
Му’âз ответил: – Я буду принимать решение исходя из того, что найду в Книге Аллаха.
Пророк спросил: – Если там не найдешь решения?
Му’âз ответил: – Я буду принимать решение на основе сунны Пророка.
Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), спросил еще раз:
- Ну а если и там не найдешь?
Тогда Му’âз ответил: – Буду принимать решение в соответствии со своим мнением на пути иджтихâда».
Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), был очень доволен таким ответом Му’âза и восславил Аллаха.
2. Во времена своего правления праведные халифы Абу Бакр и Омар, принимая решение по представленной им жалобе, вначале обращались к Корану, не найдя в нем ответа на поставленный вопрос, обращались к Сунне. Если и там не было ответа, они собирали авторитетных сподвижников и консультировались с ними. Решение по этому вопросу принималось при достижении согласия (иджмâ’). В случае, если согласие (иджмâ’) не достигалось, решение принимали на пути иджтихâда в соответствии с их мнениями.
ГЛАВА ПЕРВАЯ ОСНОВНЫЕ ДОВОДЫ
I. ПЕРВЫЙ ДОВОД: КНИГА (КОРАН)[23]
А. Определение термина Книга (Китаб)
Слово китаб в смысле мактуб (написанная книга) в ‘ильм аль-Фикх используется в значении “предмет обсуждения, в полном объеме содержащий в себе различные главы и разделы”. Тогда как в ‘ильм Усуль аль-Фикх под словом Китаб (Книга) подразумевается Коран[24]. В этом учении дается следующее определение Книги:
«Книга – это величественный словопорядок (назм), составить подобный которому человек не в состоянии, она была ниспослана нашему Пророку, (мир ему и благословение Аллаха), записана на листах (аль-масахиф), достоверно передана и богослужение проводится с чтением её»[25].
Б. Особенности Книги (Корана)
В описании Священного Корана присутствуют такие выражения как назм, инзâл, расул, тавâтур, мусхаф, му’джиз, понимание смысла которых полнее раскрывает его особенности.
а) Назм
В языке это слово означает «нанизывание жемчуга». А нечто, расположенное в определенном порядке, сравнивают с нанизанным жемчугом (ад-дурр аль-манзум). Под назмом подразумевается арабское произношение (словопорядок) Корана. По своему смыслу и лексике Коран действительно является чудом, но не только из-за его смыслового содержания. Поэтому комментарий и перевод Корана не могут заменить сам Коран, а богослужение не может совершаться на основе комментария к нему и перевода.
б) Инзâл – Расул
Коран был ниспослан Пророку Мухаммаду, (мир ему и благословение Аллаха), через архангела Джибрила в течение 22 лет 2 месяцев и 22 дней. Священные (божественные) хадисы Пророка не имеют своим источником Коран. А также Таурат, Забур и Инджил, ниспосланные прежним пророкам, остаются вне этого определения.
в) Тавâтур (достоверные) и шâзз (неправильные) версии
Достоверные версии (тавâтур): т.е. “известия, последовательно передаваемые общиной, не уличенной в вымысле”.
Неправильные версии (шâзз): по терминологии законоведов, неправильными (шâзз) считаются версии (выражения), не переданные последовательно (тавâтур). Часть неправильных версий (шâзз) являются широко известными (машхур), а другая часть (âхâд) дошла до нас от отдельных лиц.
г) Мусхаф[26]
Все суры и аяты Корана от “Аль-Фатихи” до суры “Ан-Нâс” записаны и заучены от Пророка Мухаммада, (мир ему и благословение Аллаха). Во время правления халифа Абу Бакра аяты Корана были собраны воедино в виде свитка (мусхаф). Этот мусхаф во время халифа Османа был размножен и разослан по одному экземпляру в большие города. Эти экземпляры известны под названием “аль-Масâхиф аль-Осмâнийя”. Между мусхафами, написанными сподвижниками Ибн Мас’удом и ’Убайй бин Ка’бом для личного пользования и ставшими официальными экземплярами “аль-Масâхиф аль-Осмâнийя”, имеются некоторые различия в последовательности сур, их названии и отдельных словах.
Имеются так же некоторые различия в чтении Священного Корана, которые явились причиной появления вариантов чтения “кираат ас-саб’а” и “кираат аль-’ашара”. Различия в чтении возникают иногда от написания слов, а иногда от произношения, но различное прочтение или написание не влияют на смысл фраз.
д) Неподражаемость (недосягаемость)[27] Корана
Коран является самым великим чудом Пророка Мухаммада, (мир ему и благословение Аллаха). Известно, что чудо, являясь областью чувственной и духовной, объясняется двояким образом. Разделение луны (шакку′л-камар), излечение больных, хождение посоха считаются чувственными, основанными на ощущениях, чудесами. Тогда, как Коран является духовным чудом, продолжающимся до Воскресения. Человек не в состоянии произвести подобное ему. Некоторые стороны неподражаемости Корана можно расположить в такой последовательности:
1) Красноречие Корана
Изложение Корана отражает высокий уровень красноречия, примера которому на арабском языке не было. Наряду с плавностью речи и превосходным слогом, словопорядок (назм) Корана также в высшей степени устойчив и силен. Назм Корана – это не поэтическое произведение со своим размером и рифмой, не рифмованная проза, не вольный стих и не проза. Назм Корана имеет свойственную лишь ему форму.
2) Известие о событиях прошедших эпох в Коране
В Коране упоминаются события относительно племен ’ад, самуд, пророков Лута (Лот), Нуха (Ной), Ибрахима (Авраам). Также даются повествования о Мусе (Моисей), Мариам (Мария), Исе (Иисус) и о Фараоне. Интерпретации, данные в Коране, соответствуют неискаженным толкованиям этих событий в других божественных книгах. Поистине, является чудом то, как неграмотный пророк получил эти сведения через откровение.
3) Известие о событиях будущего в Коране
В Коране также имеются известия о грядущих событиях. Например, Коран возвещает о последующем поражении Персии, одержавшей ранее победу над Византией, что и подтверждено было со временем[28]. Аллах завещал правоверным победу в великой битве при Бадре до начала ее, и победа осуществилась[29]. Аллах обещал в Коране то, что мусульмане войдут в Заповедную Мечеть (Масджид аль-Харам) и обещание сбылось[30]. Все это причисляется к чудесам Корана.
4) Известие о научных истинах в Коране
В Коране уделено место оригинальным вопросам, имеющим отношение к медицине, астрономии, техники и др. наукам. Нет сомнения в том, что научные истины, на которые было указание в Коране четырнадцать веков назад, которые ранее не были известны и появились лишь в современной науке, являются чудесами Корана. Например, Господь в своем аяте: “И ниспосылаем Мы ветры оплодотворяющие” четырнадцать веков назад указал людям на истину того, что ветры перенося пыльцу растения, оплодотворяют его. Истина же размножения растений опылением является одним из научных открытий нового времени.
В. Коран как аргумент (худжжат)
Среди мусульман не существует разногласий в том, что Коран является основным источником для законотворчества и каноническим аргументом в отношении всего человечества. Признак того, что Коран является аргументом, – его Божественное происхождение. Доказательство же Божественного происхождения Корана – его неподражаемость и отсутствие подобия.
В качестве примера можно привести аяты:
«И держитесь же завета Аллаха все вместе»[31];
«Воистину этот Коран наставляет к самому праведному»[32];
«Вот ясное утверждение для людей, и руководство, и увещевание тем, кто выполняет свой долг»[33].
А так же и хадисы:
«Верховенство слова Аллаха над другими словами как верховенство Творца над созданиями»[34],;
«Халâл – это то, что дозволено в книге Аллаха, а харам – то, что запрещено в книге Аллаха»[35];
«Я оставляю вам то, что не даст вам сбиться с пути истинного, когда вы постигните его – это книга Аллаха»[36].
Г. Изложение предписаний Корана
Предписания Корана излагаются то открыто и полно, то кратко и по сути, то давая простор общим принципам и основам законотворчества, а то и намеком.
Мы можем пояснить изложение предписаний Корана, дающееся в двух видах:
1. Подробное изложение (открыто и полно),
2. Обобщающее изложение (кратко и по сути).
1. Предписания, изложенные подробным образом
Некоторые предписания в Коране разъяснены полностью и в подробностях. Предписаний такого вида мало. Например, в аятах, посвященных наследованию, дается полное разъяснение размера долей, величины некоторых наказаний, полно освещаются вопросы заключения браков и развода.
2. Предписания, изложенные в обобщающем виде
Этот вид содержит в себе три различных типа изложения:
1. Кратко изложенные предписания:
Коран излагает некоторые предписания кратко и по существу, оставляя подробные разъяснения Сунне. Таков общий принцип изложения в Коране. Например, Коран предписывает молитву, пост, закят, не давая широких разъяснений по этим вопросам. Широкое разъяснение этих вопросов предоставлено Посланнику Аллаха.
2. Предписания, изложенные по общему принципу:
В целом Коран излагает предписания кратко и по существу, подробности оставляя общим правилам и основам законотворчества. Среди правил и основ законотворчества можно упомянуть в качестве примера следующие:
Совет: “… и чьи дела (разрешаются) посредством совета меж ними”[37]
Справедливость: “Воистину Аллах призывает к справедливости”[38]
Личная ответственность: “И никто из несущих ношу не возьмет ноши другого”[39]
Верность обязательству: “Выполняйте обязательства”[40]
3. Предписания по знакам и признакам:
Некоторые предписания в Коране четко не очерчены, но они присутствуют по своим признакам. Например, имеется следующее положение относительно наказания рабынь, замеченных в прелюбодеянии: “…если же будут повинны они в неверности, после того, как женились на них, наказание им вдвое меньше, чем женам из числа свободных женщин”[41]. Таким образом, в этом аяте имеется признак того, что рабам положено наказание в половину положенного свободным мужчинам. Точно также из двух аятов явствует, что наименьший срок вынашивания ребенка составляет шесть месяцев[42]. Также указанием на необходимость установления опеки над имуществом малолетних является следующий аят: “И испытывайте сирот, пока не достигнут они брачного возраста”[43]
Д. Предписания, содержащиеся в Коране
В Коране содержатся предписания на все периоды жизни человека. Эти предписания можно собрать под тремя основными заголовками:
1. Предписания веры (и’тикâд): предмет богословского учения аль-калâм.
2. Нравственные предписания (ахлâк): предмет учения о нравственности.
3. Практические правовые предписания (аль-ахкâм аль-’амалийя аль-Фикхийя): предмет учений аль-Фикх и Усуль аль-Фикх. Число аятов, относящихся к практическим правовым предписаниям, достигает 500. Эти предписания можно разделить на две части:
1. Культовая практика (’ибâдâт).
2. Духовная практика (му’âмалâт).
‘Ибâдâт:
Целью этих предписаний является упорядочение отношений человека с Господом. В Коране по существу и в краткой форме упоминается о молитве, хадже, посте, закяте и прочих пожертвованиях (садака). Формы исполнения культовой практики освещаются в Сунне, согласно тому, как это делал Пророк Мухаммад, (мир ему и благословение Аллаха): «Выполняйте молитву так же, как ее выполняю я»[44]
Му’âмалâт:
Это практические правовые предписания (аль-ахкâм аль-’амалийя аль-Фикхийя), стоящие вне культовой практики (’ибâдâт), говоря современным юридическим языком, частное право, включающее в себя нормы общего права. Целью этих предписаний является упорядочение отношений между отдельными людьми, человека с обществом или общины с общиной. Отдельно следует упомянуть предписания, касающиеся семьи, управления, наказаний.
а) Семейное право:
В Коране довольно широко освещаются темы брака (никâх), развода (талâк), алиментов (нафака), выкупа за невесту (махр), которым посвящены приблизительно 70 аятов.
б) Гражданское право:
В Коране освещены также темы касающиеся договоров купли-продажи, залога. Число таких аятов около 70.
в) Административное право:
Коран устанавливает целый ряд правил, регулирующих отношения между управляющими и управляемыми. В управлении основой является социальная справедливость, принципом – совет и взаимопомощь. Этим предписаниям посвящено примерно 10 аятов.
г) Наказание (’Укубâт):
Коран освещает положения, касающиеся вины и наказания, общие принципы наказаний, устанавливаемых для виновных. Этим положениям посвящено около 30 аятов.
д) Государственное, общее и частное право:
Эта ветвь права регулирует отношения исламского государства с другими государствами в военное и мирное время, права мусульман и христианских подданных, положение людей, находящихся под покровительством. Этой теме посвящено около 25 аятов.
е) Процессуальное право:
В Коране имеют место положения, относящиеся к сфере интересов судопроизводства. Этой теме посвящено примерно 13 аятов.
ж) Наследственное право:
Аяты по наследованию, содержащиеся в суре Ан-Ниса, освещают порядок раздела наследства между наследниками.
з) Финансовое право:
В Коране содержится около 10 аятов, показывающих источники доходов и расходы государства.
II. ВТОРОЙ ДОВОД: СУННА[45]
А. Определение
Сунна, соответствующая в языке таким понятиям, как обычай, путь, образ жизни (сира), в ‘ильм аль-Фикх (юриспруденции) и в ‘ильм Усуль аль-Фикх (основы теории и методологии) имеет различные определения. Некоторые правоведы (факихи) под сунной подразумевают дополнительную культовую практику (нâфиле), выходящую за пределы фарда и вâджиба, одновременно другие этим термином называют и допускаемую (мандуб) правовую практику. Например, два утренних рак’ата молитвы, выполняемые перед фардом, являются сунной. Так же считается сунной и допустимым (мандуб) письменное подтверждение торговой сделки, совершаемой в кредит.
Законоведы считают, что сунной являются слова, действия и решения (одобрение) Пророка Мухаммада, (мир ему и благословение Аллаха).
Б. Сунна как источник законотворчества
Все исламоведы признают, что Сунна является первым после Корана источником законотворчества, и в качестве доказательства этому приводят некоторые аяты и хадисы. В дополнение к этому, они утверждают, что иджмâ’ (согласие) и рационалистические (’акли) доводы также указывают на Сунну как источник законотворчества. Здесь следует привести некоторые аяты и хадисы, указывающие на то, что Сунна является источником законотворчества, а так же дать краткое пояснение иджмâ’ и рационалистических доводов относительно этого.
1. Аяты
1. Пророк Мухаммад, (мир ему и благословение Аллаха), будучи послан в качестве примера для людей, в отличие от них, находился под Божественным контролем. Возможно, не будь с ним постоянно Божественного контроля и помощи, как человек, он мог бы впасть в заблуждение. Но человек, у которого имеется много ошибок, не может быть признан образцом для других. Это на самом деле подсказывает здравый смысл и подтверждается аятами. Так аят: “И не говорит он, побуждаемый страстями. Это только откровение, которое ниспослано”[46] показывает, что то, о чем говорит Пророк Мухаммад, (мир ему и благословение Аллаха), основано на откровении.
2. Коран доверил миссию толкования аятов Пророку, что подтверждается в следующем аяте: “И открыли Мы тебе Напоминание, дабы мог ты объяснить людям то, что ниспослано им”[47]
3. В Коране большое количество аятов свидетельствуют об обязательности (фард) соответствия Сунне и подчинения Пророку. Такие указания в Коране выполнены разными способами и выразительными средствами. Например, Коран предписывает: “Кто повинуется Посланнику, воистину, он повинуется Аллаху”[48]
4. Сунна является посланием, возвещенным Пророком от Господа его. Аллах следующим образом предписывает передачу послания: “О Посланец, передай то, что было открыто тебе от Господа твоего; если ты не сделаешь (этого), то не передал ты послания Его”[49]. Поскольку Сунна входит в послание, возвещенное Пророком нашим, почитание Сунны означает то же, что и повиновение Аллаху.
5. Тексты Корана открыто проявляют веру в Посланника. Например, в одном из аятов предписывается следующее: “Так веруйте в Аллаха и Посланника Его, пророка, не ведающего письма и чтения (умми)”[50].
Таким образом, Сунна является аргументом, подтвержденным в аятах Корана.
2. Хадисы
Следующие хадисы указывают на то, что Сунна является источником законотворчества:
1. «Мне был передан Коран и вместе с ним подобие его – Сунна. Недалеко то время, когда некто пресыщенный, развалясь в кресле, скажет: “Вам достаточно этого Корана; что в нем найдете дозволенным (халâл) примите как дозволенное, что в нем найдете запретным (харам) знайте, что оно запретно”. Хорошо запомните, запрещенное Посланником Аллаха равносильно тому, что запрещено Аллахом…»[51].
2. Пророк Мухаммад, (мир ему и благословение Аллаха), спросил Му’âза бин Джабаля: «О Му’âз, когда к тебе поступит жалоба как ты будешь принимать решение?». Му’âз бин Джабал ответил: «Я буду принимать решение, исходя из того, что найду в Книге Аллаха». Пророк Мухаммад, (мир ему и благословение Аллаха), спросил: «Если там не найдешь решения?». Му’âз ответил: «Я буду принимать решение на основе Сунны Пророка». Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), был очень доволен таким ответом Му’âза и восславил Аллаха.
3. «Я оставляю вам две вещи, придерживаясь которых вы никогда не собьетесь с истинного пути, – это Книга Аллаха и Сунна Его Пророка»[52].
Эти хадисы ясно показывают, что Сунна является источником законотворчества.
3. Практика сподвижников и иджмâ’
Сподвижники по каждому вопросу действовали согласно Сунне Пророка, (мир ему и благословение Аллаха). Издавая фетву и принимая решение они, после Корана, обращались к Сунне.
4. Рационалистические (’акли) доводы
Как отмечалось выше, большое количество аятов в Коране выдвигают идею обязательности (фард) повиновения Посланнику Аллаха. Это является необходимой частью Ислама и веры. Без этого не может быть речи ни об Исламе, ни о вере. Повиновение же Посланнику Аллаха означает ни что иное, как поступать согласно его Сунне.
В. Место Сунны в законотворчестве