Г. НУРУЛЛИНА
ИСЛАМСКАЯ ЭТИКА БИЗНЕСА
УММА
МОСКВА
2004
ВВЕДЕНИЕ
Укрепление политических и экономических связей России и стран Ближнего Востока открывает широкие перспективы для взаимовыгодного сотрудничества в области финансов и экономики. Ближний Восток располагает необходимым капиталом для инвестиций, и при благоприятных условиях движение этого капитала может быть направлено в российскую экономику. Привлекая финансовые ресурсы мусульманских стран, российские бизнесмены будут иметь дополнительный бонус, если научатся сотрудничать с партнерами, придерживающимися иного мировоззрения и деловой этики, учитывая их национальные особенности ведения бизнеса.
Анализируя модели предпринимательства в различных странах, особое внимание необходимо уделить истокам национальных предпринимательских систем. Очевидно, что религиозное мировоззрение оказывало решающее воздействие на тип хозяйствования в некоторых регионах, особенно в странах распространения ислама. Мусульманский реформатор начала XX века И. Гаспринский писал в своих заметках о русском мусульманстве: «…выгода – стимул действий человека, но она бессильна перед убеждениями мусульманина. Например, по всей России вы не найдете мусульманина, торгующего в кабаке и содержащего дом терпимости»[1].
Идея о системообразующем воздействии на предпринимательство и менеджмент этики и религии в ее конкретных формах неоднократно затрагивалась в трудах разных исследователей, как зарубежных, так и отечественных. Так, в западной экономической школе можно отметить Т. Парсонса, высказавшего мысль, что, поскольку в контрактах существуют «неконтрактные элементы», рыночная экономика возникает лишь «при наличии определенной системы нравственности» и успешное функционирование рынка, соответственно, требует формирования определенных конфессиональных комплексов[2]. Подобные идеи также можно встретить у М. Вебера – о необходимости «поддержки» со стороны религии для создания новых форм хозяйствования – или у Д. Маклеланда, подчеркнувшего, что «даже бизнесмен, новатор нуждается в более мощном стимуле, чем желание повысить прибыль; чтобы сдвинуть горы рутины и предубеждения, необходима вера»[3].
Анализируя влияние религиозной исламской этики на экономику, мусульманские теоретики исследовали взаимосвязь между предписаниями ислама, его духовно-нравственными ценностями и концепцией личности, ее экономического поведения. В результате исследования были раскрыты основные черты характера и добродетели, которые формируют личность, способную к саморазвитию, руководствующуюся здравым смыслом, волевую и предприимчивую. Изменилось также отношение к труду и трудовой активности. Умение производительно трудиться на благо самого себя, семьи и общества неизменно возводится исламом в ранг нравственного долга[4].
Именно в мире ислама в ходе его модернизации многое делается для социализации экономической деятельности. Здесь сливаются усилия религиозных и государственных деятелей, ученых и деловых людей. Вся эта работа вот уже несколько лет происходит под руководством таких известных и влиятельных людей, как наследный принц иорданского королевства Эль Хасан Бин Талал, герцог Эдинбургский Филипп, сэр Эвелин де Ротшильд, а также многочисленных форумов и фондов. Конструктивный диалог принес свои плоды: в 1993 году принят Кодекс этики в международном бизнесе для христиан, мусульман и иудеев (см. Приложение 3).
Как отмечается в этом кодексе, «бизнес является частью социального порядка. Его основная цель – эффективное удовлетворение человеческих и материальных потребностей путем производства и распределения товаров и услуг». Управляющие, советы директоров компаний и фирм, акционеры получили конкретные советы, а для мусульман это и указания, как вести дела в соответствии с религиозной верой. В системе ценностей делового мира особо выделяется честность и ответственность, отмечается, что процесс производства должен быть направлен на достижение благосостояния общества.
В то же время исследование влияния исламского мировоззрения на предпринимательство и деловую культуру в настоящее время не содержит надлежащего систематического анализа.
Новые модели, включающие опыт и приемы различных бизнес-культур, могут оказать неоценимый вклад для развития теории и практики менеджмента, международно-экономических отношений, при изучении кризисных явлений и поиска их преодоления, создании новых форм совместного бизнеса в процессе интеграции национальных экономик.
Актуальность темы для России определяется прежде всего тем, что ислам – это не что-то чуждое и постороннее для нашей страны, а неотъемлемая часть ее истории и культуры, важнейшая сторона образа жизни многих миллионов российских мусульман.
Современное общество нуждается в ответах на вопросы: «Насколько совершенны деловой человек и бизнес, в который он вовлечен, а также среда, которая его окружает? Нуждаются ли они в оздоровлении? Какими духовно-нравственными ориентирами следует при этом руководствоваться? На какие идеалы необходимо равняться?»
Часть 1
ПОНЯТИЕ ЭТИКИ БИЗНЕСА И ОСОБЕННОСТЕЙ ИСЛАМСКОЙ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Глава I
СУЩНОСТЬ ЭТИКИ БИЗНЕСА, ЕЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ИСТОЧНИКИ И ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ
Понятие «этика», в более широком смысле «мораль», подразумевает совокупность принципов и правил поведения, действующих в обществе[5]. Эти нормы и правила воплощаются в моделях оценочных суждений о добре и зле, служат мерилом тех или иных поступков и дают оценку одобряемого или, наоборот, порицаемого поведения человека. В свою очередь, эти модели передаются в культурных и институциональных рамках от поколения к поколению. Таким образом, этика раскрывает природу и обоснованность действий, признаваемых правильными, вносит ясность и точность в характеристику огромного числа явлений, образующих поле морали. Этика бизнеса, или этика предпринимательства, ограничена сферой социально-экономических отношений хозяйственного поведения субъекта. В то же время этика бизнеса тесно связана с правом, что доказывается многочисленными примерами из деловой практики. В центре морального и правового регулирования стоят основные вопросы социальной жизни; и мораль, и право оперируют некоторыми общими принципами, критериями и понятиями прав, обязанностей, доказательств[6].
Для достижения высокой результативности практически в любом виде экономической деятельности предпринимателю необходимо владеть определенным набором сведений, знаний, представлений о правилах, формах и методах ведения бизнеса, законодательстве той страны, в которой он осуществляет свою деятельность, о принципах делового общения. Несмотря на пересечение права и морали, право нельзя рассматривать как отражение моральных стандартов общества. Соблюдение законов и нормативных актов, закрепленных в различных правовых кодексах, не всегда равнозначно этичному поведению в бизнесе, так как законы охватывают только серьезные виды правонарушений и накладывают соответствующее наказание за причиняемый ущерб. Как правило, сила нормативных предписаний не распространяется на этику межличностных отношений, организационную культуру компании. В этом смысле этика сопряжена с естественным правом, которое в концептуальном отношении отлично от права позитивного.
Этика бизнеса представляет собой изучение соответствия моральных норм человека деятельности и целям деловой организации. Она не является простым набором определенных моральных стандартов, а выступает инструментом анализа и решения проблем, которые встают перед нравственным человеком, занимающимся бизнесом[7]. В рамках организационной культуры деловая этика воплощается в системе ценностей, формальных и неформальных норм и правил поведения, присущих тому или иному коллективу, способствующих росту эффективности его функционирования. Культура делового общения способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами, руководителями и подчиненными, партнерами и конкурентами.
К началу 80-х годов такая область знаний, как этика бизнеса, стала важнейшим предметом изучения для специалистов. Между научным сообществом и деловым миром возникло согласие по вопросу необходимости повышения «этического сознания» профессиональных бизнесменов при проведении ими деловых операций. Хотя скептицизм по поводу возможности существования этики в бизнесе был распространен довольно долго, профессионалы бизнеса всегда разделяли глубокое убеждение в том, что существование высоких этических стандартов в бизнесе приведет к получению всеобщей выгоды.
Ниже приводится рисунок, на котором выделены различные сферы экономической этики и ее составляющие.
Очевидно, что любое экономическое образование как на макро-, так и на микроуровне функционирует по определенной экономической модели. В основе этой модели, наряду с другими определяющими факторами, лежит предпринимательская культура, сформированная с учетом общей культуры региона, страны и т.п. Лишь при условии учета этого важнейшего фактора можно создать эффективную экономическую модель, реализация которой на определенном уровне даст возможность достичь наивысших экономических результатов, и наоборот, неприемлемая экономическая модель с позиции организационной культуры не только не будет способствовать прогрессивному развитию экономической системы, но даже будет оказывать негативное воздействие, приводящее к ее разрушению.
Бизнес-этика действует на трех соподчиненных иерархических уровнях:
- Мировой уровень представляет собой совокупность норм, основанных на общечеловеческих ценностях и зафиксированных в «Принципах международного бизнеса» – всемирном этическом кодексе, принятом в 1994 г. в Швейцарии представителями ведущих компаний и консультантами бизнеса из США, Западной Европы и Японии. В сжатом виде они сводятся к социальной ответственности бизнеса (обеспечение общественных благ, рабочих мест, повышение уровня жизни клиентов, служащих и акционеров, а также населения в целом); модернизации технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций; повышению доверия к бизнесу; уважению правовых норм и обеспечению равных возможностей в конкуренции; признанию приоритета этических норм (некоторые сделки, разрешенные законом, могут быть неприемлемы с точки зрения морали); содействию свободе многосторонней торговли; уважительному отношению к окружающей среде; отказу от противозаконных действий (взяточничества, отмывания денег, продажи оружия террористам, наркоторговли)[8].
- Макроуровень – рассматривает степень развития экономической культуры в масштабе отрасли или национальной экономики. Эти нормы и близкие к ним этические постулаты реализуются в отраслевых или национальных кодексах этики бизнеса (например, «Двенадцать принципов ведения дел в России»), в которых речь идет об уважении частной собственности и рыночной конкуренции, достоверности информации, отсутствии несправедливой дискриминации на рынке труда.
3. Микроуровень – представляет философию корпорации с системой принятия решения, а также охватывает сферу межличностных отношений, как в бизнесе, так и внутри компании. На данном уровне решаются и постоянно возникающие (особенно в сфере управления людьми) частные этические проблемы.
Организационная культура компании должна стать предметом изучения для высшего руководства с целью выработки общей концепции этических норм, правил поведения, культуры взаимоотношений. Оценивая эффективность современного бизнеса, важно привести внутреннюю работу компании в соответствие с этическими стандартами, что позволит, во-первых, создать здоровую рабочую атмосферу и предупредить возникновение конфликтов внутри фирмы, во-вторых, повысить доверие к компании со стороны клиентов и партнеров. Этичное поведение руководства компании минимизирует риск, связанный с обстоятельствами, несущими потерю репутации фирмы или экономический ущерб.
Значение бизнес-этики прослеживается на сравнении конкретных показателей. Так, ежегодный ущерб от экономических преступлений в США составляет около 200 миллиардов долларов. Насущность данной проблемы отражена в исследовании 1993 года: 76% ведущих компаний США стали жертвами мошенничества. Как правило, падение нравственности общества бывает следствием экономического спада, потери доверия со стороны персонала, безразличия к внутреннему контролю, утраты моральных ценностей, неспособности старой системы приспособиться к возникающим изменениям в бизнес-среде[9].
Экономические преступления в наши дни становятся все более насущной проблемой, от которой страдает не только государство, но в первую очередь население в разных странах мира. Многие специалисты видят решение этой проблемы именно во внедрении этических норм поведения, как на бытовом уровне, так и в глобальном масштабе. По свидетельству Тима Грау-Смита, менеджера медиа-холдинга «Би-Би-Си», «на Западе давно пришли к мнению, что инстинкт наживы надо сдерживать этическими нормами, но так как инстинкт часто берет верх над совестью, общество должно всячески поощрять высокоморальный подход к бизнесу. Однако, как это ни парадоксально, в последнее время желание добиться успеха в бизнесе все чаще заставляет предпринимателей думать об этической стороне дела».
Соотношение между культурой и бизнесом в целом и роль культуры в международных коммуникациях можно определить на основе рассмотрения общей культурной среды бизнеса, состав которой представлен ниже.
Кратко рассмотрим каждую составляющую культурной среды бизнеса.
1) Право отражает систему законодательства той или иной страны, в которой закрепляются основные ценности. принципы, нормы. Изучение законодательной базы способствует эффективному ведению бизнеса в различных странах, пониманию их традиций и ценностей.
2) Политика представляет собой совокупность внутренней и внешней политики страны во всех отраслях, включая экономику и культуру. От политической стабильности или нестабильности выбранного курса, климата для ведения отечественного и международного бизнеса зависит успех деятельности предпринимателей и бизнесменов.
3) Технология охватывает область точных понятий, методов, измерений и знаний. Изучение технического уровня другого государства в широком смысле слова позволяет получить информацию об уровне развития и потенциале рынка, о степени развития его инфраструктуры (транспорта, энергетики, телекоммуникаций и т.д.), а также о том, какова степень урбанизации и развития «промышленных ценностей» у населения.
4) Социальная организация общества представляет собой различного рода взаимоотношения, взаимодействия между социальными группами и отдельными индивидами общества.
5) Образование показывает уровень грамотности населения страны, его профессиональную подготовленность к техническому и экономическому сотрудничеству, партнерству и т. п., чтобы обоснованно и эффективно налаживать производственно-коммерческие и научные связи.
6) Ценности и отношения являются важнейшей составляющей частью организационной культуры экономической системы, характеризующей целевые основы философии ее существования и развития, что является необходимым условием формирования эффективной системы организации международных коммуникаций.
7) Язык является основой формирования человеческих групп и представляет собой средство выражения мыслей и чувств, а также выполняет функцию средства коммуникации.
8) Религия представляет собой мировоззрение и мироощущение, отражает поиски идеальной жизни и вбирает в себя как взгляд на мир, на истинные ценности, так и отправление религиозных обрядов. В мире существует много религий, ценности и предписания которых в различной степени влияют и определяют экономическую деятельность людей и общества в целом, их этические ориентиры в частной, а также предпринимательской сфере. Основу монотеистических религиозных учений составляет вера во всемогущего Бога, управляющего миром, и обязательное Божье воздаяние, будь то вознаграждение или наказание в конце этого мироздания. Три мировых религии: иудаизм, христианство и ислам – едины в отношении справедливого воздаяния за содеянное человеком, который несет за это единоличную ответственность. Мусульманская и христианская цивилизации характеризуются признанием морали как системы нравственных норм, предписываемых соответствующими вероучениями. В исламском мире, например, источником всякого закона, в том числе и морального порядка, признается только Аллах. Отсюда отрицание за человеком права на законотворчество, требование неукоснительного следования закону Аллаха – шариату. Христианство и ислам привнесли в общественное понимание идею наднационального монотеизма. Для этих религий нет избранных, любимых или нелюбимых народов, все народы равны пред Богом, в отличие от этнического монотеизма евреев (согласно Писанию, евреи – это избранники Божьи, а Израиль – страна избранного народа).
Вопрос о связи религиозных систем с различными типами предпринимательской деятельности привлекает особо пристальное внимание философов, экономистов, социологов со второй половины XIX века. Именно к этому времени стало окончательно ясно, что влияние религиозного сознания на экономическое поведение довольно значимо и прослеживается в мотивации действий религиозного человека. Во-первых, религия, как свод моральных нормативных предписаний для многих людей, формирует единое этическое пространство. Во-вторых, основные религиозные законы и положения ориентируют личность на соблюдение трудовой и предпринимательской этики, в частности справедливой оплаты труда, поддержания дисциплины, проявления ответственности, честности. Формирование и развитие сферы социального обеспечения реализуется посредством традиций милосердия и заботы о ближнем. Есть и другие примеры, доказывающие влияние религиозного сознания на хозяйственную жизнь общества в условиях современной рыночной экономики.
Религиозные основания поведения человека, в том числе и в бизнесе, превратившись в культурную традицию, проявляются даже тогда, когда человек не задумывается о корнях своих предпочтений и пристрастий. Несомненно, что развитие направления в менеджменте, изучающего культурную специфику поведения и управления бизнесом в разных странах в условиях глобализации современного бизнеса, становится особенно актуальным.
Масштабные различия в структуре собственности, роли государства в экономике, объеме и структуре финансового рынка, присущие индустриальным экономикам, или несопоставимость рынков объясняется различиями в экономическом поведении населения, основанном, в свою очередь, на национальном характере, религии, традициях. Структура собственности в стране, роль, объемы и структура рынка в значительной степени определяются влиянием религиозного и социокультурного фактора, как, например, степень индивидуализма, закладываемая религией, философия активности/пассивности, одобрение религией деятельности, приносящей прибыль, степень иерархичности, степень личной свободы, цели, которые ставятся перед человеком в жизни и т.д. В таблице 1 приводится краткая характеристика особенностей различных моделей экономического поведения, которые сложились под влиянием тех или иных культурных, религиозных ценностей и традиций, в силу географических или исторических предпосылок.
Таблица 1. Особенности различных моделей экономического поведения
Российская модель
1. В социально-экономическом плане Россия выступает связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. В экономике ближе к восточному типу. Огромная роль государства как регулятора экономики. Склонность населения к государственному патернализму и общественным формам присвоения (б/п образование, медицина).
2. Церковь благословляет мирскую жизнь, но не формализует ее, жесткая норма отсутствует. Правовые вопросы отданы в ведение государства.
3. Экономическая самостоятельность и свобода являются второстепенными по отношению к задачам спасения.
4. Слабость личной инициативы при довольно сильных коллективных настроениях.
5. Исторический ход развития привел к неразвитости частной собственности, прежде всего на землю, и отсутствию «хозяина на земле»; преобладанию финансового капитала над промышленным.
Исламская модель
1. Особо подчеркивается преимущество этических ценностей перед материальными, экономическими положениях о частной собственности, труде как источнике благосостояния, греховности стяжательства, ростовщичества и несправедливых способов обогащения, взаимозависимости интересов общества и личности, а также справедливом перераспределении материальных благ в обществе путем осуществления обязательных и добровольных пожертвований и уплаты различных налогов.
2. Введение этических ограничений на использование в денежно-кредитной системе ссудного процента.
3. Стимулирование организации системы прямого долевого участия в результатах экономической деятельности.
Англо-саксонская модель
- Традиции «протестантского капитализма». Акшвное, ориентированное на прибыль финансовое мышление: выраженный индивидуализм, запрет на растрату времени, обязанность интенсивного труда, опора на средний класс, сбережение и приумножение средств как жизненная обязанность.
- Инвестора отличает более отчетливая приверженность риску, больший экономический индивидуализм, меньшая подконтрольность государству крупным компаниям.
3. Человек обязан прикладывать все усилия для Выполнения своих ежедневных, в том числе профессиональных, обязанностей, в этой связи зарабатывание денег в рамках, установленных законом, деятельность, ориентированная на получение прибыли, является результатом и выражением добродетели и умения в выполнении призвания.
Японская модель
- Стремление к иерархичности, традиция верности лицам, стоящим на высшей ступени власти; ограниченная трудовая мобильность (система пожизненного найма). Стремление к продвижению по вертикали, внутри компании, а не по горизонтали (свободные профессии); меньшая приверженность риску.
- Готовность быть опекаемым.
- Предпочтение руководством компаний интересов персонала интересам акционеров («корпорация-сообщество», «корпорация-семья», сохранение занятости и оплаты труда в ущерб дивидендам знач. социальные выплаты, системы оплаты труда, в которой ее размер увеличивается с возрастом работника).
- Выраженный коллективизм, подчинение более общественному, чем индивидуальному, склонность к самоограничениям (этика «честной бедности», самопожертвования во имя дела); высокая норма сбережений населения и практицизм.
Тема данного исследования касается изучения аспектов деловой этики предпринимательства, которые находятся под влиянием исламских религиозных культурных ценностей. Вернер Зомбарт полагал, что адекватными носителями капиталистического духа являются представители иудейской религии, а последователи Макса Вебера считали, что развитию капитализма в наибольшей степени способствовал протестантизм. Исламская концепция исходит из того, что этические и экономические стороны человеческого поведения неразрывно связаны между собой. Поэтому «исламскую экономику» можно определить как реализацию исламских этико-ценностных установок в экономической жизни человека и общества. Как заметил А. Арабаджан, «ислам в несравненно большей степени, чем другие религии, играет роль не только мировоззренческую, но и является универсальным источником регулирования быта, общественной жизни, общественного производства, обмена, распределения и потребления»[10]. Такое всестороннее регулирование экономической и хозяйственной деятельности нормами, имеющими религиозную основу, на наш взгляд, наиболее сильно проявляется в исламской доктрине в отличие от православия, которое, не имея прямого отношения к экономике и хозяйственной деятельности человека, скорее вносит некую независимость человека от мира, выражающуюся в поиске духовности и аскетическом противоборстве миру.
Глава II
ИСЛАМСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ БИЗНЕСА
Нравственность – основа исламского бизнеса
В мусульманском вероучении особо подчеркивается преимущество этических, нравственных ценностей перед материальными, экономическими благами, а Священный Коран отличается от других боговдохновенных текстов тем, что в нем содержится не повествование от третьих лиц, а непосредственно слова Бога, обращенные к человечеству. Коран для мусульман является также источником их морально-нравственного поведения в разных сферах общественной жизни, включая экономическую. Задолго до начала эпохи колониализма в мусульманском мире существовала гибкая коммерческая техника, действовали системы векселей, аренды, залога, санкционированные мусульманским правом и воспринимавшиеся мусульманами в общем контексте запретов и предписаний, определенных Аллахом.
В арабском языке понятие этики выражено как ахлак, что в переводе означает «мотивация, поведение». Понятие мотивации, как известно, включает в себя внутреннее намерение, волю и решимость, а поведение представляет собой образ жизни и действия человека. Очевидно, что мотивация лежит в основе поведения. Именно поэтому мусульманское вероучение направлено на развитие побудительных мотивов к благочестивым действиям и праведному образу жизни. Такое стимулирование происходит как посредством внутреннего убеждения, так и с помощью религиозных обрядов. Цель состоит в том, чтобы каждый человек имел постоянное намерение к духовному совершенствованию и стремился к обретению милости Аллаха, подчиняясь Его наказам.
Наконец, этика в исламе организует и упорядочивает все аспекты личностного поведения. Нравственная сторона жизни строится на осознании и вере в божественную справедливость, проявление которой неминуемо, в результате чего каждого ожидает либо наказание за бесчестие и произвол, либо вознаграждение за праведность и благородство.
Исламские этические принципы определяют индивидуальный выбор человека, основанный не только на максимизации личной выгоды, но и выгоды для благосостояния общества. Исламская экономическая система поддерживает частную собственность и рыночную конкуренцию, но одновременно строго следит за справедливым распределением благ. Изначально все богатства мира принадлежат Аллаху, Который предал их во временное эффективное пользование человеку. Поэтому человек должен бережно и рационально относится к природным ресурсам, сохраняя природу для будущих поколений.
Понимание нежелательных последствий ссудного процента в кредитных отношениях не только объясняет причины запрета традиционных банковских операций, но и обосновывает создание альтернативной системы, которая соответствовала бы духу ислама. Мусульманские теоретики, доказывая нежелательность и пагубность использования категории ссудного процента в денежно-кредитной системе, приводят следующие аргументы:
• нарушение принципа справедливости. Заемщик должен выплатить заранее оговоренный процент по кредиту даже в случае убытков;
• рост потребительских, государственных и международных долгов;
• нарушение баланса в системе распределения доходов и благ;
• концентрация экономической власти в руках ограниченной категории лиц;
• увеличение темпов инфляции.
Исламская концепция этики предполагает принципы всеобщего равенства, которые отражаются во многих положениях Корана и заключаются в равенстве:
- мусульман друг перед другом;
- всех перед законом и правосудием;
- мужчины и женщины перед Богом;
- социальной ответственности.
Основные установления шариата остаются неизменными с начала возникновения и до настоящего времени. Ислам – это больше чем вера. В нем соединяются как экономическая и политическая система управления государством, так и образ жизни каждого члена общества. Экономические отношения регулируется моральными нормами и инструментами, которые направлены на развитие экономики, оптимальное использование ресурсов, защиту человеческих прав. Известный востоковед В.В. Бартольд в свое время точно подметил: «Христианин, чтобы исполнить требования своей веры, должен забыть себя ради Бога и ближнего; от мусульманина его закон требует, чтобы он среди своих дел не забывал ни Бога, ни ближнего, совершал в положенное время молитву и отдавал часть своего имущества в пользу бедных»[11].
Несмотря на существенные различия в уровне жизни, местных национальных традициях и исторической судьбе, в результате длительного и сложного процесса синтеза культур втянутых в орбиту ислама народов, создается единая общемусульманская культура, определившая на многие века мировоззрение, жизненный уклад, нравственные нормы этих народов, их идеалы, психологию, общественные учреждения и модель поведения.
Исторические предпосылки формирования экономической культуры в мусульманском обществе
Арабские завоевания VII–VIII вв. сыграли важную объединяющую роль в социально-экономической жизни вошедших в состав исламской империи стран Халифата. Это объединение привело к широкому экономическому и культурному общению регионов, открыло большие возможности для обмена опытом и повсеместно способствовало развитию земледелия, ремесла и торговли на основе регулирования шариатской практикой[12].
Вместе с тем унификация политической жизни не только не привела к утрате местной экономической специфики или к разрыву с былыми формами хозяйства, но, напротив, способствовала углублению традиций и явилась дополнительным стимулом для расширения экономических связей, при которых каждая из областей Халифата вносила свою лепту в общественную хозяйственную жизнь.
Расцвет торговых отношений оказал решающее влияние на экономическое развитие стран Халифата, и масштабы торговых сделок намного превосходили торговые операции в средневековой Европе. Существовали разные корпоративные формы организации. Торговцы объединялись в ассоциации, подобные гильдиям позднесредневековой Европы, которые играли важную роль в общественной и частной жизни своих членов. Торговцы гордились принадлежностью к определенной корпорации. Члены ремесленно-торгового объединения коллективно выплачивали налоги, а при собирании их устанавливали справедливые, равные для всех правила. В них шла совместная культурная жизнь с праздниками, шествиями и молениями.
Были специальные, назначавшиеся полицией и исполнявшие свои обязанности под наблюдением судей (кади) чиновники, которые несли ответственность за соблюдение правил торговли. Первоначально их называли «главами рынка». Со временем их функции расширились, и их стали называть мухтасибами, то есть ответственными за хисба (букв, «расчет» и «воздаяние на небесах»), то есть обязанными поощрять «хорошее» и препятствовать совершению «дурного». Они должны были следить за соблюдением всех правил общественной морали, профессиональной этики и за поведением мусульман. Им вменялось в обязанность контролировать правильность мер и весов, дабы уберечь потребителей от обмана, а в голодное время – от незаконного повышения цен.
На протяжении 80-х годов XX столетия идея возврата к раннеисламской деловой практике получала все большее распространение не только среди мусульманских теоретиков, но и среди предпринимателей-мусульман. Многих из таких бизнесменов привлекала ориентированность этой практики на кооперирование усилий, на взаимное страхование предпринимательского риска. Главным же для современного мусульманского предпринимательства было опереться на исламскую традицию. Сама традиционная опора, равно как и ее теоретическое обоснование, являлись важнейшим компонентом формирования новой экономической культуры на Востоке. В ней, как и во всем мире, кристаллизировались «поддерживаемые естественным ходом жизни и сознательными усилиями образцы мыслей, действий, взаимопомощь», заключалась «сжатая энергия (сила) прошлого опыта, фактически ценнейший и не заменяемый ничем моральный и материальный ресурс экономического роста»[13].
Далеко не случайно, что в рамках «возрождения ислама» акцент делался на возврат к раннемусульманскому партнерскому бизнесу. Ведь на Востоке индивидуальное предпринимательство традиционно занимало намного более слабые позиции, нежели разного рода товарищества. Обращает внимание другое обстоятельство: наибольшую активность в изложении планов и способов современной организации исламского бизнеса проявляли и проявляют те выходцы из стран Востока, которым довелось ознакомиться с теорией и практикой западного рыночного хозяйствования.
Сегодня на мусульманском Востоке набирает силу то направление исламской мысли, чьи представители целенаправленно разрабатывают проблемы и духовного, и материального существования человека в условиях рыночного хозяйствования. Более того, они рассматривают этот вопрос в аспекте ролевых функций различных участников рыночных отношений.
Правовые источники мусульманской морали
В отличие от светского законодательства, в котором право определяется общественной моралью, в религиозном, наоборот, божественные законы полностью формируют моральные ценности и предпочтения. Учение об источниках мусульманского законодательства относится к наиболее разработанным в науке мусульманского права. Шариат охватывает весь спектр мусульманской юриспруденции, который освещает как светские, так и религиозные вопросы. Шариат – это комплекс предписаний, закрепленных прежде всего Кораном и сунной, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман, а также выступают источником конкретных норм, регулирующих их поведение[14]. Коран представляет собой Священное Писание – Слово Аллаха, а сунна является жизненной практикой Пророка Мухаммада, посланника Аллаха, его поступками и изречениями, разъясняющими божественное откровение. Влияние этих правовых источников на жизнь целых народов, исповедующих ислам, столь продолжительно и глубоко, что психологию и логику поведения мусульманина можно понять только с учетом всех факторов, под воздействием которых происходило формирование личности, а в этом отношении первостепенное значение Корана и сунны неоспоримо.
В мусульманском воззрении установилось общее терминологическое определение шариата как совокупности норм и предписаний, обязательных или желательных для соблюдения, установленных Аллахом и переданных людям через Пророка Мухаммада. Цели и ориентиры шариата свидетельствуют, что шариат – это не только религиозное явление, но и достаточно гибкая система, обращенная к земным проблемам, ко всем сторонам бытия. В шариате сведены в единую систему законы, регулирующие хозяйственную жизнь, нормы морали и этики, обряды, и праздники, и многое другое, определяющее поведение верующих и жизнь мусульманской общины. Мусульманское право (фикх) является составной частью шариата[15].
Фикх содержит оценочные категории: разрешаемые действия (халяль) и запретные действия (харам), одобряемые (мунтахаб) и порицаемые (макрух). Целью любого законодательства, божественного или светского, является регулирование отношений между членами общества, различных его структур и достижение справедливости. Нормы шариата отличаются от разработанных и принятых уполномоченными органами законотворческой структуры тем, что они созданы Аллахом и закреплены в Коране и сунне, а следовательно, являются для адептов ислама вечными и неизменными.
По мнению авторитетных исламских богословов, шариат призван служить интересам человека и удовлетворять его мирские потребности, одни из которых являются жизненно необходимыми, другие облегчают его существование, а третьи могут считаться излишками. Одновременно предполагается, что любая исламская норма нацелена на поддержание и защиту одной из пяти основных ценностей шариата: религии, жизни, разума, продолжения рода и собственности.
Шариат устанавливает для мусульман нормы сельскохозяйственной деятельности, условия аренды и составления земельного кадастра, в нем рассматриваются вопросы производства и потребления продуктов питания, взимания налогов с мусульман и иноверцев, нормы, регулирующие финансовые и торговые операции.
Проникновение европейских экономических теорий и финансовых институтов в мусульманские страны внесло существенные коррективы в хозяйственную жизнь общества, однако целый ряд ее сфер остался в зоне действия экономических представлений шариата. Это относится, прежде всего, к моральным мотивациям экономического поведения, а также и к некоторым социально-экономическим и коммерческим институтам, например кредитно-финансовой системе.
Влияние мусульманской морали на экономическую систему в целом
Было бы неверно говорить об исламской экономике как об отдельном экономическом учении и рассматривать ее без взаимосвязи с историческим развитием цивилизации и отдельных экономических школ в частности. Это не изолированная система с идеализированными понятиями. Это экономическая система со своей характерной методологией и инструментарием.
Исламская экономика рассматривается как часть общественного устройства, законы которого были определены божественным замыслом и переданы человечеству через цепочку пророков. В этом отношении мы располагаем учениями Авраама, Моисея, Иисуса и завершающим, включающим в себя законы мироздания учением Пророка Мухаммеда.
Мусульманские теоретики в ходе разработки концепции исламской экономики выделяют главные вопросы, которые касаются собственности, роли и задач исламских банков, ростовщичества и ссудного процента (риба), а также способов преодоления экономической отсталости мусульманского мира и решения проблем бедности основной массы его населения. Теологи и экономисты подчеркивают при этом особую роль мусульманской этики и присущую ей способность ограждать хозяйственную активность от злоупотреблений и беззаконий. Видный мусульманский богослов Абу Хамид аль-Газали полагал, что цель любой хозяйственной структуры состоит в улучшении материального благосостояния основных слоев общества. «Исламский строй, – писал он, – если его точно воссоздать, обеспечит высший уровень жизни для людей»[16]. Все экономические категории, такие как деньги, богатство, капитал, производство, рассматриваются человеком через призму моральных норм и ценностных ориентиров исламской религии.
Комиссия по вопросам понятий и методологии исламской экономики сформулировала следующие основные элементы исламской экономической модели:
- бытие и имущество от Аллаха;
- все, что делает человек, – с согласия Аллаха;
- частная собственность, которую утвердил ислам, ограничивается законными способами присвоения, расходованием средств и уплатой финансовых долгов;
- экономический порядок в исламе сочетает сбалансированность с социальной справедливостью[17].
Задачи исламской экономической мысли заключаются, по мнению богослова Мухаммеда Бакира аль-Садра, в утверждении этического кодекса мусульманской деятельности в интересах развития экономики, а также отвращения людей, вовлеченных в бизнес, от неправедности, несправедливости и греховности.
Согласно исламской экономической концепции, любые действия рассматриваются с точки зрения общественного блага, где личная выгода является второстепенной. Распределение созданного блага осуществляется по принципу справедливости в зависимости от вклада каждого члена общества в производство общественного блага. Ислам поощряет желание человека работать и приобретать мирские блага для обеспечения самого себя и своей семьи, а также узаконивает стремление к достижению материального благополучия.
Право частной собственности признается как священное и неприкосновенное, а правила передачи ее определены божественными предписаниями. В то же время накопление богатства ради богатства приводит человека к греховным и незаконным действиям. Ислам же призывает к увеличению благ с целью получения власти над богатством и извлечения выгоды из него.
Производственные факторы рассматриваются как составляющие производственного процесса, без которого развитие экономики было бы невозможно. К ним относятся природа и бытие (люди должны ими распоряжаться и извлекать законную и праведную выгоду), капитал (собственность, которая может передаваться от одного лица к другому по завещанию или по наследству, но увеличение капитала не должно вести к возвышению одного человека над другим) и, наконец, труд (каждый человек призван трудиться по мере возможностей и способностей, которыми наградил его Бог). Все перечисленные факторы распределяются на каждого мусульманина в зависимости от его дарований и способностей.
Концептуальные начала исламской экономики и вытекающих из нее прав человека и общества содержатся во Всеобщей исламской декларации прав человека (ст. XV):
- в своей хозяйственной деятельности все люди имеют право пользоваться природными богатствами;
- все люди имеют право добывать средства к существованию в соответствии с законом;
- всякий человек обладает правом собственности, которой владеет индивидуально или совместно с другими лицами. Национализация некоторых средств производства законна с точки зрения общественных интересов;
- бедняки имеют право на определенную часть состояния богатых, установленную закятом;
- все средства производства должны использоваться в интересах всей общины.
- для обеспечения развития сбалансированной экономики и защиты общества от эксплуатации ислам запрещает монополии, ограничивает коммерческую деятельность, ростовщичество, использование принудительных мер при заключении сделок, публикацию лживой рекламы;
• в обществе разрешены все виды экономической деятельности, если они не приносят вреда интересам общества и не нарушают исламские законы и ценности[18].
Вышеперечисленные положения очень кратко и точно описывают базис исламского бизнеса, на котором строятся экономические взаимоотношения между субъектами хозяйственной деятельности.
В системе распределения материальных благ в исламском обществе действует специфическое налоговое законодательство. Оно включает различные обязательные налоги на имущество, такие как закят, харадж, ушр. Существует также категория очень желательного для состоятельных граждан добровольного пожертвования малоимущим (садака).
Общественное и экономическое устройство государства строится в соответствии с принципом сбалансированного, гармоничного развития всех сфер жизни: социальной, экономической, политической, культурной и т. д., где главный акцент ставится на догмат о единобожии (таухид) в качестве связующего звена между «духовным» и «материальным». Как считает известный мусульманский деятель Мухаммад Абдул Рауф, «исламская экономическая доктрина определяет границы дозволенного, в пределах которых уравновешиваются духовные и материальные потребности, а также индивидуальные и общественные обязательства»[19].
Как известно, в обязанности любого государства входят поддержание законности и порядка, обеспечение национальной безопасности, ликвидация бедности, создание условий для полной занятости населения и быстрого экономического роста, стабильности цен, для социальной справедливости и социального обеспечения, продвижения по пути равного распределения доходов и богатства. Все эти установки не чужды и государству, конституция которого построена по принципам шариата.
Исламская экономика имеет четкую социальную ориентацию. Это значит, что основной целью развития экономики является обеспечение социальной справедливости при распределении результатов хозяйственной деятельности. Эту мысль продолжает Мухаммад Абдул Рауф: «Исламская система принимает во внимание важные по своей сути моральные устремления, которые нацелены на достижение социальной справедливости, базирующейся на взаимной ответственности». Он также подчеркивает, что мусульманская этика имеет особо важное значение в наше время, когда «мир бизнеса и индустрии» столь нуждается в моральной защите перед лицом крупномасштабной коррупции[20].
Исламская концепция экономики не оправдывает ни экономическое развитие, ни расширение потребления, если эти процессы идут вразрез с социальной справедливостью, ослабляют страну политически и экономически, а тем более создают угрозу для ее независимости. И поскольку хозяйственный рост и развитие в исламской экономике относятся к категории не цели, а средства, то государство может затормозить экономический рост или вообще отказаться от него во имя того, как оно понимает общественное благо и государственно-общественные интересы.
Очевидно, что исламская экономическая система, сложившаяся в структуре мусульманского общества, может быть эффективной прежде всего в мусульманском цивилизационном пространстве. Вместе с тем углубление экономической интеграции в современном мире ведет к сближению исламских и неисламских бизнес-структур.
Представление о собственности
Ислам признает право каждого мужчины или женщины на собственность, приобретенную законным путем, полученную в качестве дара или по наследству.
В Коране подчеркивается благочестивый характер частного владения собственностью, основанной на личном труде. При этом не делается различий между собственностью на средства производства (земля, здания, заводы, оборудование и пр.) и на потребительские товары (одежда, продукты, транспортные средства). Также признается и общественная собственность, куда включают государственную и кооперативную собственность. При этом первостепенное значение придается частному владению. Вместе с тем оговаривается необходимость пресечения злоупотребления правом собственности, это относится, в первую очередь к запрету ссудного процента (риба), а также обязательности выплаты собственником налога в пользу бедных – закят. Термин «риба», по утверждению М.Т. Степанянц, «приобретает более широкий смысл – запрет на всякое несправедливое увеличение капитала»[21]. По мнению Закарии аль-Барри и ряда других экономистов, порицание и запрещение риба может быть одной из форм контроля над «богоугодным и греховным» способами владения имуществом. Соблюдение этого предписания приблизит общество к исламскому идеалу равенства. Коран напоминает владельцам разного вида собственности о том, что в действительности они являются лишь временными управляющими того имущества, что даровал им Аллах. Ислам не воспрещает людям приобретать состояние и стремиться улучшить свое материальное положение законным путем и приемлемым способом. Так как человек приходит в этот мир с пустыми руками и покидает его подобным же образом, абсолютным и истинным владельцем всего сущего в мире остается Аллах, милостью Которого право собственности передается во временное пользование человеку. Коран рассматривает богатство как испытание человека на предмет его истинных пристрастий и стремлений. Этот факт заставляет владельца имущества правильно понимать ценность богатства и относится к нему как к средству достижения милости Всевышнего посредством расходования его не только на собственные нужды, но и отдавая часть другим. «Он – Тот, Который сделал вас преемниками на земле и возвысил одних из вас над другими по степеням, чтобы испытать вас в том, что Он вам доставил… » (Коран, 6:165)[22].
Принцип неприкосновенности частной собственности имеет в исламе двойственный характер: с одной стороны, шариат гарантирует право человека на частную собственность, а с другой – дает обществу право воспользоваться частью этой собственности. Это значит, что государство, конституция которого основана на шариате, взимает часть из суммы накопленного собственником актива и распределяет ее между социально необеспеченными группами населения. Выплачивать такой (закят) – долг и обязанность каждого мусульманина, определенная доля имущества которого превышает установленный размер.
Ислам поощряет человека приумножать свое материальное достояние, используя его во благо общества и извлекая прибыль. Будучи собственником, человек, заинтересован в увеличении своего достатка, а это, в свою очередь, является фактором роста производства.
Однако возрастание капитала допустимо в пределах, не нарушающих социальную стабильность, в формах, не подрывающих нравственность. Если обогащаются немногие, а бедность и нищета становятся уделом большинства населения, то это разлагает все общество, возбуждая зависть, недоверие, иные порочные чувства и помыслы. Поэтому этика деловой культуры мусульман не допускает того безудержного предпринимательства в погоне за наживой, которое попирает интересы общества и мораль.
Теория фирмы в рамках исламской экономики
Главной целью человеческой деятельности является достижение мирских и духовных благ. Исламский производитель, так же как и потребитель, стремится увеличить блага этого мира таким образом, чтобы приобрести блага вечной жизни. Поэтому их экономическая активность определяется нормами религиозной морали. В основе теории фирмы и производства лежат следующие этические правила: