Исламская этика бизнеса

Главной целью человеческой деятельности является достижение мирских и духовных благ. Исламский производитель, так же как и потребитель, стремится увеличить блага этого мира таким образом, чтобы приобрести блага вечной жизни. Поэтому их экономическая ак­тивность определяется нормами религиозной морали. В основе теории фирмы и производст­ва лежат следующие этические правила:

• максимизация социальной полезности общественных интересов (маслаха). Данное пра­вило подчеркивает преимущество общественной выгоды над частными интересами, важную роль взаимопомощи, особенно в чрезвычайных ситуациях;

• цели производства фирмы и виды деятельности должны соотносится с шариатом. Без­условно, что структура отраслей хозяйства экономик различных стран мира в целом схожа, независимо от религии или формы правления. Исламская концепция рассматривает произ­водство как процесс достижения целей, не противоречащих шариату. Например, легкая промышленность не должна выпускать одежду, которая не соответствует критерию скром­ности и сдержанности, сельское хозяйство – заниматься свиноводством и т. д.;

  • справедливая форма распределения дохода с акцентом на особый налог – закят и бла­готворительность;
  • двойной контроль в управлении: божественный – на основе внутренней веры, внеш­ний – со стороны уполномоченных органов;
  • запрещение нанесения вреда и ущерба другим («ла зарар ва ла зирар») или минимиза­ция общественных потерь.

Основные характеристики исламской фирмы:

  • фирма в своей деятельности ограничена этическими правилами шариата и ставит своей целью удовлетворение основных потребностей общества за счет минимизации затрат и ус­тановления приемлемых цен;
  • фирма получает прибыль в открытой конкурентной борьбе, без использования мошен­ничества и обмана;
  • фирма рассчитывает работать в условиях, при которых общий доход равен общим из­держкам. Однако некоторые экономисты также считают справедливым подход, когда опти­мальное производство устанавливается при условии равенства предельных издержек и пре­дельного дохода: MC=MR;
  • работодатель может устанавливать более высокую заработную плату по сравнению с уровнем на рынке труда, если считает, что так будет справедливо;
  • фирма несет социальную ответственность;
  • основными принципами бизнеса являются: мушарака, мудараба, бей-салям, истисна и другие виды, свободные от рибы, гарара и мейсира.
  • права и обязанности рыночных агентов устанавливаются заранее и фиксируются в дого­воре.

Из всего вышесказанного можно заключить, что фирма, являясь основным общественным институтом, не ограничивается прибылью. Ее основной долг – служение обществу посред­ством участия в благотворительных, общественных, культурных проектах.

Основные формы организации исламского предпринимательства

Основной формой экономической деятельности с позиций ислама является партнерство (мушарака), которое предполагает принцип ведения совместной деятельности и разделения прибыли либо убытков пропорционально вложенному начальному капиталу каждой сторо­ной сделки. В этой связи интересен такой факт. Как известно, согласно дарвиновской тео­рии, основной двигатель эволюции зиждется на принципе соперничества и борьбы. Однако последние результаты исследований опровергают эту теорию и говорят в пользу идеи «двух К» – принципа коммуникации и кооперации, сформулированного П.А. Кропоткиным в на­чале XX века. Иными словами, общение и сотрудничество продвигают все живое вперед, как сообщество животных, так и сообщество людей. В экономике принцип «двух К» ус­танавливает приоритет интеграции и кооперации во всех формах ведения бизнеса. Таким образом, инструмент мушарака реализует данный принцип в экономике.

Уже во времена халифата Омейядов VII–VIII вв. существовали купеческие объединения, которые занимались не только торговлей, но и кредитными операциями. А с XII века такие объединения известны в Египте и Сирии. В дальнейшем они возникли в других странах. По­степенно складывалась практика коммерческого сотрудничества, чей внешне «типично ис­ламский» облик не исключал учета местной традиции. Кроме постоянно действовавших торговых домов существовали и временные объединения купцов. В том и другом случае эти объединения создавались на основе принципа мушарака. Члены коммерческого объедине­ния заключали акд (договор), в котором предусматривалась форма участия каждого из ком­паньонов и доля его прибыли, так же как и заранее известная доля убытков в случае неуда­чи.

Принципы коммерческого сотрудничества, практиковавшиеся мусульманами, были де­тально разработаны в трудах по фикху. В VIII–X вв. в мусульманском мире широкое рас­пространение получили долговые обязательства типа векселей. Так, имам Бухари, автор наиболее известного собрания хадисов, живший в IX веке, сообщает о хождении в Халифате долговых писем (сакк). Сакк представлял собой платежное распоряжение, выдаваемое вла­дельцем имущества на имя доверенного лица. Существовала специальная категория людей, занимавшихся кредитными операциями. По свидетельствам средневековых авторов, финан­совые и кредитные операции осуществлялись в строгом соответствии с требованиями ша­риата, а все документы должны были заверяться свидетелями.

Принципы организации исламского предпринимательства могут быть квалифицированы по трем категориям:

  • принцип прямого финансового участия (укуд ал-иштирак): участие в прибылях и убытках (profit and loss sharing – PLS) и участие в доле конечной продукции;
  • принцип непрямого финансового участия (укуд ал-муавадат): принцип mark-up (торго­вой наценки), лизинг и предварительная покупка (салям);
  • принцип благотворительного участия: субсидии (кард уль-хасан).

Рассмотрим мушараку как основную форму организации исламского предприниматель­ства. Как было сказано ранее, мушарака представляет собой соглашение двух и более пред­принимателей участвовать в совместном проекте с целью получения прибыли, которую они делят в заранее оговоренном порядке, а убытки в зависимости от долевого участия в капита­ле. Реализация данного соглашения без нарушений с какой-либо стороны отвечает требова­ниям этики бизнеса, так как такой контракт основан на справедливом подходе, учитываю­щим интересы каждого участника. Мушарака может быть применима и при заключении до­говора о совместной деятельности между компаниями, банками, корпорациями, холдингами. Управление проектами может осуществляться двумя сторонами совместно или какой- либо одной стороной.

Сделки по типу мушарака предполагают определенные условия финансирования. Эти ус­ловия зависят от того, что представляют собой договаривающиеся стороны, от состояния капитала, характера распределения, порядка исполнения проекта. В первую очередь обус­ловливается, что каждый партнер обладает одновременно двумя функциями – доверяющего и доверенного лица. Не требуется, чтобы партнеры обязательно были мусульманами[23].

В системе мушарака инвестируемые средства должны быть ликвидными, их размер, при­надлежность и происхождение должны быть известны, чтобы избежать конфликтов при ли­квидации дела или распределении доходов. Неликвидное имущество должно иметь стоимо­стную оценку.

Сведение денежных ресурсов воедино сопровождается изменением вида собственности на них, поскольку они переходят в совместное ведение обоих партнеров, будучи как бы пе­редоверенными друг другу. Деньги вносятся на совместный счет компании в один из банков. Вместе с тем по правилам не допускается смешивание личных средств партнеров с долями, образующими совместный капитал предприятия, если это не оговорено специально.

Доход или убыток по результатам деятельности, а также их распределение и ответствен­ность должны быть четко зафиксированы в договоре, который в противном случае может быть признан недействительным. Доля прибыли каждого партнера определяется как в коли­чественных категориях, так и в процентном соотношении или в дробных числах: половина, треть, четверть и т. д.

Под прибылью подразумевается часть, подлежащая распределению, то есть остаток за вычетом расходов по реализации проекта. К расходам также относится вознаграждение того партнера, который осуществляет управление проектом, либо того, который приложил боль­ше трудолюбия, мастерства, энергии для реализации сделки и т.п. В то же время необходи­мо подчеркнуть, что при определении прибыли от совместного бизнеса исполнитель проекта должен руководствоваться внутренней этикой, чтобы честно отразить финансовый резуль­тат, не стремясь скрыть его либо занизить. В свою очередь, внутренняя этика человека под­чиняется божественным законам, которые требуют быть предельно честным, справедливым, великодушным по отношению к ближнему. Участие в убытках рассчитывается исходя из доли партнеров в капитале, если убытки имели место не по вине партнера. Если же они об­разовались в результате нерадения или других нарушений положений договора, то убыток второго партнера компенсируется виновным.

Договор о мушараке строится на ручательстве и доверии. Каждый партнер – поручитель за другого и в этом качестве имеет право распоряжаться общими средствами. Партнеру за­прещено тратить деньги компании в интересах других лиц или поручать управление денеж­ными средствами третьему лицу, не уведомив своего партнера.

Договор об образовании по типу мушарака расторгается по желанию одного из партне­ров. То же происходит при смерти одного из партнеров, банкротстве, гибели имущества.

Разновидностью делового партнерства являются следующие:

  • инан;
  • муфавада;
  • вуджух;
  • амаль.

Инан – сотрудничество и в предпринимательском деле, и в его финансировании, при разделе дохода сообразно участию и в том и другом, а убытков – в зависимости от доли участия в капитале. По форме организации инан – это общество с ограниченной ответст­венностью. Оно включает в себя лиц, которые вложили в общее дело разный по сумме капи­тал и несут различную ответственность за организацию и ведение совместного бизнеса. Со­ответственно, различна и получаемая ими прибыль, размер которой заранее оговаривается в договоре. Партнеры не должны превышать заранее оговоренные полномочия, если о таком превышении не была достигнута новая договоренность.

Муфавада – долгосрочное соглашение между торговыми домами относительно обоюд­ной коммерции и взаимной торговли, поддержки, а также страхования. Муфавада по форме организации представляет собой товарищество с неограниченной ответственностью, преду­сматривающее страхование предпринимательского риска и оказание посреднических услуг. Партнеры свободны в выходе на рынок, в своей кредитной политике, в выборе товаров для торговли. Члены этого товарищества имеют равные доли в его капитале. Согласно общей договоренности, полученная в рамках муфавады прибыль делится поровну между всеми партнерами.

Вуджух – соглашение о предоставлении кредита. Партнеры получают беспроцентный кредит и осуществляют совместную деятельность. Прибыль заранее оговаривается, а убытки несет каждый участник проекта на сумму используемой доли кредита.

Амаль – партнерство, основанное на совместном труде (как физическом, так и интеллек­туальном) участников без привлечения капитала, когда двое или более производителей вы­бирают какой-либо род деятельности и совместными силами осуществляют работу. Амаль исключает объединение денежных средств партнеров, предполагая кооперацию личных уси­лий; прибыли делятся на основе договоренности о вкладе каждого в общее дело.

Часть II

НОРМЫ ИСЛАМСКОЙ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ

Глава I

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ОДОБРЕННОЕ ШАРИАТОМ

Принципы построения этичного бизнеса

Принципы ведения этичного бизнеса в модели исламского экономического поведения построены на положении о недопустимости «харам» – запретных действий и достижения этичного поведения посредством совершения разрешенных и желательных действий – «ха-ляль».

В своей оценке дозволенности и негреховности разных видов бизнеса современное му­сульманское правоведение руководствуется двумя критериями. Первый связан с личностью самого предпринимателя, с тем, насколько он сам руководствуется в жизни предписаниями Корана и сунны. Второй – с тем, насколько хозяйственная жизнь первых мусульман и са­мого Пророка Мухаммеда служит образцом и подражанием в хозяйственной деятельности бизнесмена[24]. Регулирование человеческих взаимоотношений на основе божественных ука­заний происходит на основе следующего правила: все формы взаимоотношений дозволены и разрешены, за исключением лишь тех, на которых существует специальный запрет. Дру­гими словами, любая деятельность будет законной, если она не противоречит Корану и сун­не. Противоречить она может в том случае, если несет в себе вред одной из участвующих во взаимоотношениях сторон. Это происходит в таких случаях, как ростовщичество, мошенни­чество, игра на неопределенности, обман, спекуляция.

В Коране многократно подчеркивается важность вовлечения каждого трудоспособного человека в производственную деятельность, направленную на благо всего общества и от­дельно каждого ее члена. Однако в Коране не только оговаривается обязательность трудовой деятельности, но и подчеркиваются фундаментальные принципы правильного и этичного поведения в бизнесе.

Базовые принципы построения этичного бизнеса сводятся к следующим:

  • свобода предпринимательской деятельности и заключения договора;
  • справедливость;
  • законность;
  • этичное поведение управляющих и управляемых[25].
  • благотворительность и милосердие.

1. Свобода предпринимательской деятельности

Решающим условием экономического прогресса признается свобода предприниматель­ской деятельности. Догмат о равенстве людей перед Аллахом в сфере экономических отно­шений истолковывается как равенство экономических возможностей, как освещение свобо­ды конкуренции. Предприниматель, владеющий капиталом, и наемный рабочий выступают как равноправные участники рыночных отношений. Человек имеет полную свободу вести бизнес и выбирать любую деятельность в рамках, ограниченных шариатом. Согласно требованиям ислама, все участники рыночных отношений должны руководство­ваться принципом справедливого обмена. Он предполагает свободное заключение деловых соглашений, обязательность в выполнении договоров, готовность договаривающихся сторон к сотрудничеству, свободный доступ к рынку продавцов и покупателей, честность в торгов­ле, наличие полной и достоверной информации о качестве, количестве и цене товаров. Та­кой подход означает запрет на спекуляцию, демпинг, монополию и, естественно, на все ви­ды экономических преступлений, которые равно трактуются в законодательствах разных стран, независимо от вероисповедания граждан. Соблюдение этих норм становится возмож­ным лишь при участии на рынке свободных, равноправных, информированных и ответст­венных лиц.

Вмешательство государства в экономику и регулирование им общественной и индивиду­альной жизни имеет свой предел, и оно не может посягать на абсолютное право человека иметь свободу выбора.

Коран запрещает любое незаконное вмешательство в права владения чужой собственно­стью. Мусульманину не позволено использовать какую-либо вещь, принадлежащую друго­му, если на то не дано разрешения ее владельца. Пророк в своей последней проповеди еще раз провозгласил неприкосновенность имущества, возведя его на один уровень с неприкос­новенностью жизни и чести: «В этот день, в этот месяц, на этом месте. Всевышний сделал священной и неприкосновенной жизнь, имущество и честь мусульманина до тех пор, пока вы не встретите своего Господа». Признание частной собственности дает право свободно распоряжаться ею по усмотрению ее владельца.

Особое место уделяется в Коране торговле: «… а Аллах разрешил торговлю и запретил рост» (Коран, 2:275). Подробное рассмотрение правил ведения торговли говорит не только о разрешенности, но также и об одобрении честных и взаимовыгодных торговых отношений, как внутренних, так и внешних. Все виды товаров международной торговли являются раз­решенными, за исключением торговли опасными для здоровья населения продуктами и сырьем.

Открытая и равноправная конкуренция должна быть основана на естественном установ­лении равновесия спроса и предложения. Правило свободной конкуренции, однако, не от­меняет предписанных норм достойного поведения в бизнесе. Человек должен строго следо­вать этическому руководству независимо от сферы бизнеса и поведения своих партнеров или конкурентов. Запрещается наносить ущерб конкурентам приемами, выходящими за рамки конкурентной борьбы. Этика выступает за получение благ максимальным числом участников рынка и равные возможности доступа к ним.

Ислам призывает предпринимателя инвестировать свой капитал в бизнес, который будет приносить законный доход и способствовать росту благосостояния общества. Механизмы инвестирования и финансовые инструменты также четко определены исламом и широко ис­пользуются в исламском банковском деле.

Во всех сделках должна присутствовать взаимная договоренность и согласие обеих сто­рон. Полное согласие на сделку является условием признания ее действительности: «…если это только не торговля по взаимному согласию между вами…» (Коран, 4:29). Причем взаим­ное согласие не должно ущемлять права одной из сторон, например, извлечение выгоды од­ной стороной не должно быть за счет убытков и потерь другой. Ростовщичество, азартные игры, лотереи запрещены, так как здесь налицо обогащение узкой группы лиц без приложе­ния усилий и труда.

Сделки не будут считаться действительными, если при заключении соглашения имело место давление, мошенничество, умышленный обман одной из сторон. Сделка должна но­сить честный и открытый характер. Другими словами, законными могут быть признаны только сделки, лишенные двусмысленности и несправедливости, которые могут стать при­чиной использования доверия в своих интересах. Это подтверждается следующими положе­ниями Корана: «Горе обманщикам! Которые, когда берут меру /причитающейся им/ от лю­дей, то берут ее полностью, а когда измеряют или взвешивают им /людям/, то уменьшают!» (Коран, 83:1–З)[26].

Для того чтобы пресечь все возможные пути обмана и возникновения споров, Коран ого­варивает условия заключения контрактов, которые должны быть письменно зафиксированы, и по возможности при наличии свидетелей[27]. Такая предосторожность оправдана и стано­вится особенно необходимой в настоящее время, когда экономические преступления и аг­рессивное нечестное поведение деловых людей стали частым явлением в бизнесе. В случае заключения трудового договора характер, период работы, уровень оклада должны быть чет­ко оговорены без каких-либо угроз и ультиматума со стороны работодателя либо наемного работника[28].

Коран предостерегает от ложных обвинений, фальсификации и подделки документов. Правдивость и праведность, которыми отличались все пророки, признаются важной добродетелью не только в деловой активности, но и во всех остальных областях деятельности человека[29].

Другим проявлением принципа экономической свободы является установление уровня заработной платы на основе личных качеств, профессионализма и взаимного согласия меж­ду работодателем и работником.

Подводя итог, необходимо отметить, что свобода в бизнесе воплощается в праве на част­ную собственность, равноправных отношениях участников рынка, взаимной договоренно­сти. Взаимная договоренность выражается изъявлением обоюдного желания, честностью и правильностью оформления двусторонних отношений.

2. Справедливость

Справедливость является стержнем божественных предписаний, а также одной из причин ниспослания коранических откровений с целью установления истины и равенства на земле. Исламу чужды формальные различия между людьми по социальному или этническому при­знаку, имущественному положению. Предпочтение отдается только тем, кто более привер­жен вере: «Ведь самый благородный из вас перед Богом – самый благочестивый» (Коран, 49:13).

Требование справедливости в деловой активности проявляется в:

  • выполнении данных обещаний и условий договора;
  • точности количественных (вес, мера) и качественных характеристик товара при прода­же;
  • добросовестной работе и справедливой оплате труда;
  • честности и искренности отношений;
  • компетентности и эффективности в работе;
  • проверке коммерческой информации на достоверность.

В Коране при описании деловых отношений особое место уделяется соблюдению условий договора и данных обещаний[30]. Не допускается нарушение обещаний и заключенных дого­воров, даже если есть повод думать, что вторая сторона намеревается нарушить этот дого­вор. Если такая ситуация возникает, то в данном случае необходимо уведомить партнера о своем решении о расторжении контракта: «А если ты боишься от людей измены, то отбрось договор с ними согласно со справедливостью: поистине, Аллах не любит изменников!» (Ко­ран, 8:58). Это божественное указание призывает к справедливости в деловых контактах, даже в ситуации расторжения договора.

Излишне говорить о той роли, которую играет доверие клиента в бизнесе любого пред­принимателя. Каждый крупный и мелкий бизнесмен стремится создать хорошую репутацию, вкладывая огромные средства в создание своего брэнда и постоянно следя за поддержанием этого имиджа. С этой точки зрения мусульманин должен стремиться к тому, чтобы его имя было создано не одной рекламной кампанией, а стало отражением результатов его честной работы, потому что ислам повелевает быть правдивым и искренним во всех отношениях, как на словах, так и на деле, в частности в бизнесе. Поэтому в отношениях с клиентом в сфере торговли особую важность приобретают такие понятия, как объем поставки и качество пар­тии товара, а в розничной торговле на уровне отношений между частным продавцом и покупателем – вес и мера. Продавец должен очень точно отмеривать и взвешивать товар[31], зная о суровых последствиях, уготованных для него в вечности, в случае обвешивания[32].

Этика ислама, так же как и общепринятая этика в сфере трудовых отношений, требует, чтобы уровень оплаты, должностные функции и условия работы были оговорены в момент подписания трудового соглашения между работником и работодателем. Заработная плата должна быть выплачена в полной мере и без задержки: «И не удерживайте от людей того, что им принадлежит по праву… » (Коран, 26:183). В Коране также сообщается, что в зависи­мости от качества и объема работы различаются вознаграждение труда для разных катего­рий работников[33]. Таким образом, дифференцированная система оплаты труда должна сти­мулировать работника к увеличению производительности и предотвратить злоупотребления рабочим временем. Сам работник должен стремится стать компетентным специалистом в своей области и эффективно выполнять свою работу. При отборе кандидатов на вакантную должность ислам предписывает руководствоваться профессионализмом и заслугами канди­дата, а не личными или родственными связями или, что еще хуже, взятками. Необходимо обеспечить равноправное собеседование всем кандидатам с целью выявления наиболее ком­петентного работника.

В процессе принятия решений ислам рекомендует проверять любое утверждение или ин­формацию на степень достоверности: «И не следуй за тем, о чем у тебя нет знания…» (Коран 17:36)[34] , а перед покупкой товара проверять его качество, чтобы избежать обмана и даль­нейших споров.

3. Законность бизнеса

Один из главных принципов ислама, определяющий модель исламского поведения, за­ключается в том, что все действия, которые не относятся к запрещенным шариатом, – раз­решены. Данный постулат справедлив и в отношении экономической деятельности челове­ка, которая подразделяется на запретные, то есть греховные и дозволенные, благочестивые поступки. Законность бизнеса с точки зрения шариата является основным критерием выбора того или иного вида деятельности предпринимателем. В то же время если человек вынужден заниматься незаконным по шариату бизнесом, не имея другой возможности, и доход от та­кой работы является единственным источником средств к существованию, то такое вынуж­денное прегрешение ему прощается, при условии что он постоянно ищет другой, законный способ получения дохода.

Ограничения в торговле касаются только некоторых видов товаров и услуг, запрещенных шариатом, а именно:

  • свинина и различные продукты, имеющие в составе свинину;
  • Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Комментирование закрыто, но вы можите поставить трэкбек со своего сайта.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы для ВордПресс