Главной целью человеческой деятельности является достижение мирских и духовных благ. Исламский производитель, так же как и потребитель, стремится увеличить блага этого мира таким образом, чтобы приобрести блага вечной жизни. Поэтому их экономическая активность определяется нормами религиозной морали. В основе теории фирмы и производства лежат следующие этические правила:
• максимизация социальной полезности общественных интересов (маслаха). Данное правило подчеркивает преимущество общественной выгоды над частными интересами, важную роль взаимопомощи, особенно в чрезвычайных ситуациях;
• цели производства фирмы и виды деятельности должны соотносится с шариатом. Безусловно, что структура отраслей хозяйства экономик различных стран мира в целом схожа, независимо от религии или формы правления. Исламская концепция рассматривает производство как процесс достижения целей, не противоречащих шариату. Например, легкая промышленность не должна выпускать одежду, которая не соответствует критерию скромности и сдержанности, сельское хозяйство – заниматься свиноводством и т. д.;
- справедливая форма распределения дохода с акцентом на особый налог – закят и благотворительность;
- двойной контроль в управлении: божественный – на основе внутренней веры, внешний – со стороны уполномоченных органов;
- запрещение нанесения вреда и ущерба другим («ла зарар ва ла зирар») или минимизация общественных потерь.
Основные характеристики исламской фирмы:
- фирма в своей деятельности ограничена этическими правилами шариата и ставит своей целью удовлетворение основных потребностей общества за счет минимизации затрат и установления приемлемых цен;
- фирма получает прибыль в открытой конкурентной борьбе, без использования мошенничества и обмана;
- фирма рассчитывает работать в условиях, при которых общий доход равен общим издержкам. Однако некоторые экономисты также считают справедливым подход, когда оптимальное производство устанавливается при условии равенства предельных издержек и предельного дохода: MC=MR;
- работодатель может устанавливать более высокую заработную плату по сравнению с уровнем на рынке труда, если считает, что так будет справедливо;
- фирма несет социальную ответственность;
- основными принципами бизнеса являются: мушарака, мудараба, бей-салям, истисна и другие виды, свободные от рибы, гарара и мейсира.
- права и обязанности рыночных агентов устанавливаются заранее и фиксируются в договоре.
Из всего вышесказанного можно заключить, что фирма, являясь основным общественным институтом, не ограничивается прибылью. Ее основной долг – служение обществу посредством участия в благотворительных, общественных, культурных проектах.
Основные формы организации исламского предпринимательства
Основной формой экономической деятельности с позиций ислама является партнерство (мушарака), которое предполагает принцип ведения совместной деятельности и разделения прибыли либо убытков пропорционально вложенному начальному капиталу каждой стороной сделки. В этой связи интересен такой факт. Как известно, согласно дарвиновской теории, основной двигатель эволюции зиждется на принципе соперничества и борьбы. Однако последние результаты исследований опровергают эту теорию и говорят в пользу идеи «двух К» – принципа коммуникации и кооперации, сформулированного П.А. Кропоткиным в начале XX века. Иными словами, общение и сотрудничество продвигают все живое вперед, как сообщество животных, так и сообщество людей. В экономике принцип «двух К» устанавливает приоритет интеграции и кооперации во всех формах ведения бизнеса. Таким образом, инструмент мушарака реализует данный принцип в экономике.
Уже во времена халифата Омейядов VII–VIII вв. существовали купеческие объединения, которые занимались не только торговлей, но и кредитными операциями. А с XII века такие объединения известны в Египте и Сирии. В дальнейшем они возникли в других странах. Постепенно складывалась практика коммерческого сотрудничества, чей внешне «типично исламский» облик не исключал учета местной традиции. Кроме постоянно действовавших торговых домов существовали и временные объединения купцов. В том и другом случае эти объединения создавались на основе принципа мушарака. Члены коммерческого объединения заключали акд (договор), в котором предусматривалась форма участия каждого из компаньонов и доля его прибыли, так же как и заранее известная доля убытков в случае неудачи.
Принципы коммерческого сотрудничества, практиковавшиеся мусульманами, были детально разработаны в трудах по фикху. В VIII–X вв. в мусульманском мире широкое распространение получили долговые обязательства типа векселей. Так, имам Бухари, автор наиболее известного собрания хадисов, живший в IX веке, сообщает о хождении в Халифате долговых писем (сакк). Сакк представлял собой платежное распоряжение, выдаваемое владельцем имущества на имя доверенного лица. Существовала специальная категория людей, занимавшихся кредитными операциями. По свидетельствам средневековых авторов, финансовые и кредитные операции осуществлялись в строгом соответствии с требованиями шариата, а все документы должны были заверяться свидетелями.
Принципы организации исламского предпринимательства могут быть квалифицированы по трем категориям:
- принцип прямого финансового участия (укуд ал-иштирак): участие в прибылях и убытках (profit and loss sharing – PLS) и участие в доле конечной продукции;
- принцип непрямого финансового участия (укуд ал-муавадат): принцип mark-up (торговой наценки), лизинг и предварительная покупка (салям);
- принцип благотворительного участия: субсидии (кард уль-хасан).
Рассмотрим мушараку как основную форму организации исламского предпринимательства. Как было сказано ранее, мушарака представляет собой соглашение двух и более предпринимателей участвовать в совместном проекте с целью получения прибыли, которую они делят в заранее оговоренном порядке, а убытки в зависимости от долевого участия в капитале. Реализация данного соглашения без нарушений с какой-либо стороны отвечает требованиям этики бизнеса, так как такой контракт основан на справедливом подходе, учитывающим интересы каждого участника. Мушарака может быть применима и при заключении договора о совместной деятельности между компаниями, банками, корпорациями, холдингами. Управление проектами может осуществляться двумя сторонами совместно или какой- либо одной стороной.
Сделки по типу мушарака предполагают определенные условия финансирования. Эти условия зависят от того, что представляют собой договаривающиеся стороны, от состояния капитала, характера распределения, порядка исполнения проекта. В первую очередь обусловливается, что каждый партнер обладает одновременно двумя функциями – доверяющего и доверенного лица. Не требуется, чтобы партнеры обязательно были мусульманами[23].
В системе мушарака инвестируемые средства должны быть ликвидными, их размер, принадлежность и происхождение должны быть известны, чтобы избежать конфликтов при ликвидации дела или распределении доходов. Неликвидное имущество должно иметь стоимостную оценку.
Сведение денежных ресурсов воедино сопровождается изменением вида собственности на них, поскольку они переходят в совместное ведение обоих партнеров, будучи как бы передоверенными друг другу. Деньги вносятся на совместный счет компании в один из банков. Вместе с тем по правилам не допускается смешивание личных средств партнеров с долями, образующими совместный капитал предприятия, если это не оговорено специально.
Доход или убыток по результатам деятельности, а также их распределение и ответственность должны быть четко зафиксированы в договоре, который в противном случае может быть признан недействительным. Доля прибыли каждого партнера определяется как в количественных категориях, так и в процентном соотношении или в дробных числах: половина, треть, четверть и т. д.
Под прибылью подразумевается часть, подлежащая распределению, то есть остаток за вычетом расходов по реализации проекта. К расходам также относится вознаграждение того партнера, который осуществляет управление проектом, либо того, который приложил больше трудолюбия, мастерства, энергии для реализации сделки и т.п. В то же время необходимо подчеркнуть, что при определении прибыли от совместного бизнеса исполнитель проекта должен руководствоваться внутренней этикой, чтобы честно отразить финансовый результат, не стремясь скрыть его либо занизить. В свою очередь, внутренняя этика человека подчиняется божественным законам, которые требуют быть предельно честным, справедливым, великодушным по отношению к ближнему. Участие в убытках рассчитывается исходя из доли партнеров в капитале, если убытки имели место не по вине партнера. Если же они образовались в результате нерадения или других нарушений положений договора, то убыток второго партнера компенсируется виновным.
Договор о мушараке строится на ручательстве и доверии. Каждый партнер – поручитель за другого и в этом качестве имеет право распоряжаться общими средствами. Партнеру запрещено тратить деньги компании в интересах других лиц или поручать управление денежными средствами третьему лицу, не уведомив своего партнера.
Договор об образовании по типу мушарака расторгается по желанию одного из партнеров. То же происходит при смерти одного из партнеров, банкротстве, гибели имущества.
Разновидностью делового партнерства являются следующие:
- инан;
- муфавада;
- вуджух;
- амаль.
Инан – сотрудничество и в предпринимательском деле, и в его финансировании, при разделе дохода сообразно участию и в том и другом, а убытков – в зависимости от доли участия в капитале. По форме организации инан – это общество с ограниченной ответственностью. Оно включает в себя лиц, которые вложили в общее дело разный по сумме капитал и несут различную ответственность за организацию и ведение совместного бизнеса. Соответственно, различна и получаемая ими прибыль, размер которой заранее оговаривается в договоре. Партнеры не должны превышать заранее оговоренные полномочия, если о таком превышении не была достигнута новая договоренность.
Муфавада – долгосрочное соглашение между торговыми домами относительно обоюдной коммерции и взаимной торговли, поддержки, а также страхования. Муфавада по форме организации представляет собой товарищество с неограниченной ответственностью, предусматривающее страхование предпринимательского риска и оказание посреднических услуг. Партнеры свободны в выходе на рынок, в своей кредитной политике, в выборе товаров для торговли. Члены этого товарищества имеют равные доли в его капитале. Согласно общей договоренности, полученная в рамках муфавады прибыль делится поровну между всеми партнерами.
Вуджух – соглашение о предоставлении кредита. Партнеры получают беспроцентный кредит и осуществляют совместную деятельность. Прибыль заранее оговаривается, а убытки несет каждый участник проекта на сумму используемой доли кредита.
Амаль – партнерство, основанное на совместном труде (как физическом, так и интеллектуальном) участников без привлечения капитала, когда двое или более производителей выбирают какой-либо род деятельности и совместными силами осуществляют работу. Амаль исключает объединение денежных средств партнеров, предполагая кооперацию личных усилий; прибыли делятся на основе договоренности о вкладе каждого в общее дело.
Часть II
НОРМЫ ИСЛАМСКОЙ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ
Глава I
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ОДОБРЕННОЕ ШАРИАТОМ
Принципы построения этичного бизнеса
Принципы ведения этичного бизнеса в модели исламского экономического поведения построены на положении о недопустимости «харам» – запретных действий и достижения этичного поведения посредством совершения разрешенных и желательных действий – «ха-ляль».
В своей оценке дозволенности и негреховности разных видов бизнеса современное мусульманское правоведение руководствуется двумя критериями. Первый связан с личностью самого предпринимателя, с тем, насколько он сам руководствуется в жизни предписаниями Корана и сунны. Второй – с тем, насколько хозяйственная жизнь первых мусульман и самого Пророка Мухаммеда служит образцом и подражанием в хозяйственной деятельности бизнесмена[24]. Регулирование человеческих взаимоотношений на основе божественных указаний происходит на основе следующего правила: все формы взаимоотношений дозволены и разрешены, за исключением лишь тех, на которых существует специальный запрет. Другими словами, любая деятельность будет законной, если она не противоречит Корану и сунне. Противоречить она может в том случае, если несет в себе вред одной из участвующих во взаимоотношениях сторон. Это происходит в таких случаях, как ростовщичество, мошенничество, игра на неопределенности, обман, спекуляция.
В Коране многократно подчеркивается важность вовлечения каждого трудоспособного человека в производственную деятельность, направленную на благо всего общества и отдельно каждого ее члена. Однако в Коране не только оговаривается обязательность трудовой деятельности, но и подчеркиваются фундаментальные принципы правильного и этичного поведения в бизнесе.
Базовые принципы построения этичного бизнеса сводятся к следующим:
- свобода предпринимательской деятельности и заключения договора;
- справедливость;
- законность;
- этичное поведение управляющих и управляемых[25].
- благотворительность и милосердие.
1. Свобода предпринимательской деятельности
Решающим условием экономического прогресса признается свобода предпринимательской деятельности. Догмат о равенстве людей перед Аллахом в сфере экономических отношений истолковывается как равенство экономических возможностей, как освещение свободы конкуренции. Предприниматель, владеющий капиталом, и наемный рабочий выступают как равноправные участники рыночных отношений. Человек имеет полную свободу вести бизнес и выбирать любую деятельность в рамках, ограниченных шариатом. Согласно требованиям ислама, все участники рыночных отношений должны руководствоваться принципом справедливого обмена. Он предполагает свободное заключение деловых соглашений, обязательность в выполнении договоров, готовность договаривающихся сторон к сотрудничеству, свободный доступ к рынку продавцов и покупателей, честность в торговле, наличие полной и достоверной информации о качестве, количестве и цене товаров. Такой подход означает запрет на спекуляцию, демпинг, монополию и, естественно, на все виды экономических преступлений, которые равно трактуются в законодательствах разных стран, независимо от вероисповедания граждан. Соблюдение этих норм становится возможным лишь при участии на рынке свободных, равноправных, информированных и ответственных лиц.
Вмешательство государства в экономику и регулирование им общественной и индивидуальной жизни имеет свой предел, и оно не может посягать на абсолютное право человека иметь свободу выбора.
Коран запрещает любое незаконное вмешательство в права владения чужой собственностью. Мусульманину не позволено использовать какую-либо вещь, принадлежащую другому, если на то не дано разрешения ее владельца. Пророк в своей последней проповеди еще раз провозгласил неприкосновенность имущества, возведя его на один уровень с неприкосновенностью жизни и чести: «В этот день, в этот месяц, на этом месте. Всевышний сделал священной и неприкосновенной жизнь, имущество и честь мусульманина до тех пор, пока вы не встретите своего Господа». Признание частной собственности дает право свободно распоряжаться ею по усмотрению ее владельца.
Особое место уделяется в Коране торговле: «… а Аллах разрешил торговлю и запретил рост» (Коран, 2:275). Подробное рассмотрение правил ведения торговли говорит не только о разрешенности, но также и об одобрении честных и взаимовыгодных торговых отношений, как внутренних, так и внешних. Все виды товаров международной торговли являются разрешенными, за исключением торговли опасными для здоровья населения продуктами и сырьем.
Открытая и равноправная конкуренция должна быть основана на естественном установлении равновесия спроса и предложения. Правило свободной конкуренции, однако, не отменяет предписанных норм достойного поведения в бизнесе. Человек должен строго следовать этическому руководству независимо от сферы бизнеса и поведения своих партнеров или конкурентов. Запрещается наносить ущерб конкурентам приемами, выходящими за рамки конкурентной борьбы. Этика выступает за получение благ максимальным числом участников рынка и равные возможности доступа к ним.
Ислам призывает предпринимателя инвестировать свой капитал в бизнес, который будет приносить законный доход и способствовать росту благосостояния общества. Механизмы инвестирования и финансовые инструменты также четко определены исламом и широко используются в исламском банковском деле.
Во всех сделках должна присутствовать взаимная договоренность и согласие обеих сторон. Полное согласие на сделку является условием признания ее действительности: «…если это только не торговля по взаимному согласию между вами…» (Коран, 4:29). Причем взаимное согласие не должно ущемлять права одной из сторон, например, извлечение выгоды одной стороной не должно быть за счет убытков и потерь другой. Ростовщичество, азартные игры, лотереи запрещены, так как здесь налицо обогащение узкой группы лиц без приложения усилий и труда.
Сделки не будут считаться действительными, если при заключении соглашения имело место давление, мошенничество, умышленный обман одной из сторон. Сделка должна носить честный и открытый характер. Другими словами, законными могут быть признаны только сделки, лишенные двусмысленности и несправедливости, которые могут стать причиной использования доверия в своих интересах. Это подтверждается следующими положениями Корана: «Горе обманщикам! Которые, когда берут меру /причитающейся им/ от людей, то берут ее полностью, а когда измеряют или взвешивают им /людям/, то уменьшают!» (Коран, 83:1–З)[26].
Для того чтобы пресечь все возможные пути обмана и возникновения споров, Коран оговаривает условия заключения контрактов, которые должны быть письменно зафиксированы, и по возможности при наличии свидетелей[27]. Такая предосторожность оправдана и становится особенно необходимой в настоящее время, когда экономические преступления и агрессивное нечестное поведение деловых людей стали частым явлением в бизнесе. В случае заключения трудового договора характер, период работы, уровень оклада должны быть четко оговорены без каких-либо угроз и ультиматума со стороны работодателя либо наемного работника[28].
Коран предостерегает от ложных обвинений, фальсификации и подделки документов. Правдивость и праведность, которыми отличались все пророки, признаются важной добродетелью не только в деловой активности, но и во всех остальных областях деятельности человека[29].
Другим проявлением принципа экономической свободы является установление уровня заработной платы на основе личных качеств, профессионализма и взаимного согласия между работодателем и работником.
Подводя итог, необходимо отметить, что свобода в бизнесе воплощается в праве на частную собственность, равноправных отношениях участников рынка, взаимной договоренности. Взаимная договоренность выражается изъявлением обоюдного желания, честностью и правильностью оформления двусторонних отношений.
2. Справедливость
Справедливость является стержнем божественных предписаний, а также одной из причин ниспослания коранических откровений с целью установления истины и равенства на земле. Исламу чужды формальные различия между людьми по социальному или этническому признаку, имущественному положению. Предпочтение отдается только тем, кто более привержен вере: «Ведь самый благородный из вас перед Богом – самый благочестивый» (Коран, 49:13).
Требование справедливости в деловой активности проявляется в:
- выполнении данных обещаний и условий договора;
- точности количественных (вес, мера) и качественных характеристик товара при продаже;
- добросовестной работе и справедливой оплате труда;
- честности и искренности отношений;
- компетентности и эффективности в работе;
- проверке коммерческой информации на достоверность.
В Коране при описании деловых отношений особое место уделяется соблюдению условий договора и данных обещаний[30]. Не допускается нарушение обещаний и заключенных договоров, даже если есть повод думать, что вторая сторона намеревается нарушить этот договор. Если такая ситуация возникает, то в данном случае необходимо уведомить партнера о своем решении о расторжении контракта: «А если ты боишься от людей измены, то отбрось договор с ними согласно со справедливостью: поистине, Аллах не любит изменников!» (Коран, 8:58). Это божественное указание призывает к справедливости в деловых контактах, даже в ситуации расторжения договора.
Излишне говорить о той роли, которую играет доверие клиента в бизнесе любого предпринимателя. Каждый крупный и мелкий бизнесмен стремится создать хорошую репутацию, вкладывая огромные средства в создание своего брэнда и постоянно следя за поддержанием этого имиджа. С этой точки зрения мусульманин должен стремиться к тому, чтобы его имя было создано не одной рекламной кампанией, а стало отражением результатов его честной работы, потому что ислам повелевает быть правдивым и искренним во всех отношениях, как на словах, так и на деле, в частности в бизнесе. Поэтому в отношениях с клиентом в сфере торговли особую важность приобретают такие понятия, как объем поставки и качество партии товара, а в розничной торговле на уровне отношений между частным продавцом и покупателем – вес и мера. Продавец должен очень точно отмеривать и взвешивать товар[31], зная о суровых последствиях, уготованных для него в вечности, в случае обвешивания[32].
Этика ислама, так же как и общепринятая этика в сфере трудовых отношений, требует, чтобы уровень оплаты, должностные функции и условия работы были оговорены в момент подписания трудового соглашения между работником и работодателем. Заработная плата должна быть выплачена в полной мере и без задержки: «И не удерживайте от людей того, что им принадлежит по праву… » (Коран, 26:183). В Коране также сообщается, что в зависимости от качества и объема работы различаются вознаграждение труда для разных категорий работников[33]. Таким образом, дифференцированная система оплаты труда должна стимулировать работника к увеличению производительности и предотвратить злоупотребления рабочим временем. Сам работник должен стремится стать компетентным специалистом в своей области и эффективно выполнять свою работу. При отборе кандидатов на вакантную должность ислам предписывает руководствоваться профессионализмом и заслугами кандидата, а не личными или родственными связями или, что еще хуже, взятками. Необходимо обеспечить равноправное собеседование всем кандидатам с целью выявления наиболее компетентного работника.
В процессе принятия решений ислам рекомендует проверять любое утверждение или информацию на степень достоверности: «И не следуй за тем, о чем у тебя нет знания…» (Коран 17:36)[34] , а перед покупкой товара проверять его качество, чтобы избежать обмана и дальнейших споров.
3. Законность бизнеса
Один из главных принципов ислама, определяющий модель исламского поведения, заключается в том, что все действия, которые не относятся к запрещенным шариатом, – разрешены. Данный постулат справедлив и в отношении экономической деятельности человека, которая подразделяется на запретные, то есть греховные и дозволенные, благочестивые поступки. Законность бизнеса с точки зрения шариата является основным критерием выбора того или иного вида деятельности предпринимателем. В то же время если человек вынужден заниматься незаконным по шариату бизнесом, не имея другой возможности, и доход от такой работы является единственным источником средств к существованию, то такое вынужденное прегрешение ему прощается, при условии что он постоянно ищет другой, законный способ получения дохода.
Ограничения в торговле касаются только некоторых видов товаров и услуг, запрещенных шариатом, а именно: