Исламская этика бизнеса

Работодателю надлежит заботиться не только о своевременной оплате труда, но также о привлечении сотрудников к участию в прибылях предприятия, чтобы повысить их заинтере­сованность в результате деятельности компании. Такое участие должно давать сотрудникам возможность вносить предложения, касающиеся их повседневной работы и повышения эф­фективности деятельности компании в целом. Заработную плату необходимо поставить в прямую зависимость от прибыльности предприятия. Все это должно найти отражение в кол­лективном договоре. Наличие подобной договоренности в интересах и предпринимателей, и работников[84].

Руководители сами должны обладать мастерством и профессионализмом, мудростью и дальновидностью, не останавливаться на пути повышении знаний и квалификации. «Му­сульманам, – утверждалось на страницах «Журнала Лиги исламского мира», – надлежит не жалеть трудов и энергии, чтобы овладеть административным мастерством, искусством управления производством, чтобы осваивать научно-технические достижения, вводить в действие весь человеческий потенциал и возможности. На это нацеливает Коран, где гово­рится: «И Мы испытываем вас, чтобы узнать среди вас усердствующих и терпеливых… » (Коран, 47:31)[85].

Мусульманские теоретики углубляют ранее сформированные представления о разделе­нии и специализации труда, о дифференсации предпринимательства.

Право женщины на труд

Сформированное представление о мусульманской женщине, сидящей дома и воспиты­вающей своих детей, ограниченной в мышлении и пространстве, не имеющей своего голоса, является в большей степени поверхностным и ошибочным, нежели истинным. Отношение ислама к женщине – популярная тема средств массовой информации, но, к сожалению, часто в свете искаженного и неверного представления о нем. Женщина, так, же как и муж­чина, занимает важное место по отношению к Аллаху и обществу в целом. Добрые дела, ду­ховное развитие вознаграждаются Аллахом в равной степени, согласно сказанному в Кора­не: «Воистину, Я не пренебрегу ни одним деянием, свершенным кем-либо из вас, мужчиной или женщиной»[86]. Женщина рассматривается в исламе как драгоценность, требующая забо­ты и бережного отношения. С этой целью в шариате имеются некоторые предписания, на­правленные на сохранение ее чести, достоинства, красоты.

Общеизвестно, что европейские женщины получили законное право распоряжаться сво­им собственным имуществом в замужестве лишь во второй половине XIX века, тогда как ислам почти пятнадцать веков тому назад объявил о полной финансовой самостоятельности женщины и наделил ее неотъемлемым правом самой распоряжаться своим имуществом, иметь свой личный бизнес и подписывать необходимые для этого финансовые документы. Интересно отметить, что доход от собственного бизнеса или заработная плата является соб­ственностью, принадлежащей только женщине, и даже муж не имеет право претендовать на эти средства, в то же время обеспечивая все потребности жены и семьи.

Ислам установил определенные различия между мужчиной и женщиной в некоторых правах и обязанностях по причине особенностей мужского и женского организмов, а также возложенных на них ролей в обществе. Однако не следует делать выводы, что женщина-мусульманка ограничена своим домом, семьей и домашним хозяйством, хотя это естествен­ная сфера приложения ее врожденных способностей и проявления женской натуры. При же­лании женщина с согласия мужа или родственника, который отвечает перед Аллахом за со­хранность ее чести и морали, может заниматься собственным бизнесом или участвовать в общественной и политической жизни общества, работать во благо мусульманской уммы в приемлемых для нее сферах, например таких, как медицина, образование, моделирование и пошив одежды, кулинария. Как известно, супруга Пророка Мухаммада – Хадиджа – ус­пешно вела торговое дело; при втором халифе Омаре ибн Аль Хаттабе была женщина, кото­рая выполняла функции современного министра финансов, а после убийства третьего хали­фа Османа Айша выступила политическим лидером; истории известны имена мусульманок – государственных деятелей, к примеру легендарной татарской царицы Сиюмбике.

Женщина в исламе обладает правом на такой труд, который соответствует ее достоинст­ву Однако мусульманка в первую очередь должна оставаться хранительницей домашнего очага, а уж потом искать возможности для своего профессионального и творческого само­выражения. Хорошо, если женщина имеет не только желание, но и возможность гармонично сочетать семейную жизнь, материнство и ведение домашнего хозяйства с интересной рабо­той, учебой или какой-то иной полезной деятельностью, которая ей по душе, и только с раз­решения супруга. При этом нужно хорошо понимать, что ислам не подвергает женщину дискриминации, насильно принуждая ее оставаться дома, а расценивает ее повседневный домашний труд и воспитание детей как изнурительное и ответственное занятие, нисколько не уступающее по своей важности мужскому труду, приносящему заработок.

Однако обстоятельства могут быть разными, и у женщины может не оказаться близких людей-попечителей, когда она будет вынуждена зарабатывать себе на жизнь. В такой ситуа­ции важно, чтобы она работала в среде, где бы могла сохранять свое целомудрие, честь и достоинство. В современном мире распространенной проблемой, с которой сталкиваются работающие женщины, является проблема сексуальных домогательств. По определению американской Комиссии по обеспечению равных возможностей занятости, сексуальные до­могательства представляют собой неспровоцированные сексуальные притязания, попытки добиться благосклонности и другие словесные и физические действия сексуального ха­рактера, обращенные на работника, которые оказывают влияние на его (ее) деятельность и дальнейшую карьеру.

Как показывают американские исследования, четыре из десяти женщин сталкиваются на ра­боте с той или иной формой сексуальных домогательств. Однако только 5% женщин преда­вали это огласке. Более того, пятеро мужчин из десяти признают, что они говорили или де­лали что-то, что могло быть воспринято коллегами-женщинами как сексуальное домогательство[87].

Ислам уважает право женщины на труд – труд созидательный, на благо семьи и общест­ва. Женщина также обладает правом на достойные условия труда и его оплату, тем более что большинство женщин идут работать из-за финансовых трудностей. Любая женщина, идущая работать ради увеличения семейного дохода, должна быть полностью избавлена от разного рода унижений и домогательств. Принимая во внимание особенную природу жен­щины, шариат определил несколько условий, обеспечивающих работающей женщине охра­ну ее чести, здоровья и безопасности:

  • женщина, пожелавшая работать, должна получить согласие со стороны своего мужа, от­ца, брата или опекуна;
  • женщина по возможности должна работать в женском коллективе либо в отдельном от мужчин помещении. Общение с коллегами-мужчинами должно быть сведено к минимуму и происходить в краткой, деловой манере;
  • труд не должен отрицательно сказываться на физическом и духовном состоянии жен­щины;
  • женщинам рекомендуется приложить свои усилия в тех областях, где это было бы наи­более эффективно и целесообразно:

1)   сфера воспитания и образования, в частности женского,

2)   сфера здравоохранения, особенно гинекология,

3)   сфера производства женской одежды и т.п.,

4)   сфера консультационных услуг в области бизнеса, психологии, дизайна,

5)   писательская деятельность.

•          работа не должна занимать слишком много времени. Женщине необходимо уделять время себе, детям и мужу.

Интересно, что в Саудовской Аравии отличающейся своей строгостью в соблюдении норм шариата, особенно в бытовой сфере, женщины работают в основном отдельно от муж­чин, например, там трудно встретить женщину-секретаря, если руководитель – мужчина. Предусмотрены также специальные учреждения, обслуживаемые только женщинами и предлагающие свои услуги только женщинам, например магазины и банки для женщин. Женские офисы в исламских банках наглядно демонстрируют, что муж и жена, как правило, раздельно ведут свои счета и каждый самостоятельно управляет собственными финансами. Источником пополнения счета женщины может стать доля наследства, согласно закону о разделе имущества между прямыми наследниками, или заработная плата, а также доход от личного бизнеса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В эпоху глобализации международное деловое общение предусматривает необходимость понимания и учета особенностей характера и отличительных черт поведения разных наро­дов. В случае, когда деловые отношения связывают представителей народов и культур, имеющих общие корни – языковые, этнические, религиозные и другие, – эта задача реша­ется проще.

Мусульманин-предприниматель оценивает результаты своих действий не по полученной выгоде, а по принесенной пользе. Коран не осуждает богатство, напротив – поощряет материальное благополучие, но призывает на пути к нему не забывать о высших целях человеческой жизни и добиваться его в рамках божественных предписаний.

В главном источнике знаний и законов для мусульман, «книге мудрости»[88], «ниспослан­ной человечеству, как ясное руководство и прямой путь»[89] – Священном Коране – разъяс­няются также и «мирские» термины, касающиеся предоставления займа, оплаты труда, весов и меры, прибыли и убытков, купли и продажи, мошенничества и т.д. Эта информация под­черкивает важность правильных взаимоотношений между людьми для построения справед­ливого, стремящегося к идеалу общества. Эти отношения – неотъемлемая часть поклонения человека, исполнения воли Всевышнего. Видный исследователь-востоковед конца XIX века Чарльз Торрей посредством метафор так описал взаимосвязь между Богом и человеком в своей докторской работе «Коммерчески-теологические термины в Коране», написанной в 1892 году[90]: «Взаимоотношения между Богом и человеком имеют сходство с коммерцией. Аллах – «идеальный собственник». Он владеет всей Вселенной. Несмотря на ее необъят­ность, все подсчитано и измерено. Он установил в ней порядок и равновесие и сделал Себя образцом «честной торговли». Человеческая жизнь есть испытание, или бизнес с полу­чением прибыли или потери. Человек, хорошо работая и выполняя свои обязанности, полу­чает свою плату от Создателя уже в этой жизни. Некоторые ошибки или долги могут быть прощены, поскольку Аллах – не жестокий кредитор. Мусульманин открывает свой счет в банке у Аллаха и вкладывает туда свои накопления и вознаграждения; он платит заранее зарай; продает собственную душу и имущество Аллаху[91] (в смысле предания и покорения Ему во всем. – Примеч. автора). Это сделка, которая будет процветать. Неверующий же откло­нил соглашение с Богом и продал свою жизнь за несерьезную цену, и в результате – он банкрот. В конце этого мироздания Аллах проведет расчет со всеми людьми. Их дела будут проверяться по Книге деяний, взвешиваться и оцениваться по соответствующей плате, никто не будет обманут. Верующий и неверующий получат свою заслуженную награду»[92].

Только честная торговля и бизнес в широком понимании рассматриваются в исламе как средство поиска щедрости Бога, форма ибадат – поклонения Аллаху. Разрешено даже объ­единять паломничество в Мекку с торговлей. Это дает основание сделать вывод, что только жизнь в ее полном проявлении, как в духовном, так и экономическом смысле, угодна Богу[93].

Тенденция развития событий на Ближнем Востоке показывает, что Запад проявляет большой интерес к странам мусульманского мира, как имеющим огромный ресурсный и финансовый потенциал для развития международной торговли, а страны Ближнего Востока, в свою очередь, заинтересованы в поддержании экономической стабильности и интеграции с другими странами, в том числе и Россией. Знание специфики местного бизнеса позволяет бизнесменам получить реальные преимущества. В то же время дефицит достоверной инфор­мации об исламе, а зачастую, наоборот, целенаправленное искажение фактов имеет место в современном информационном пространстве. Вследствие этого для достижения взаимопо­нимания и решения совместных проблем изучение и понимание исламской этики необ­ходимо как немусульманам, так и мусульманам непосредственно. В этом исследовании была сделана попытка восполнить пробел в отношении изучения этических ценностей исламской экономической доктрины, играющих определяющую роль в формировании хозяйственных отношениях и ведения бизнеса мусульманами.

С другой стороны, этика бизнеса в России проходит стадии становления. Формирующий­ся облик «нового русского» – независимо от национальности – который складывается в настоящее время, представляется далеко не привлекательным, скорее отталкивающим с точ­ки зрения морали и этики. Стремление к быстрым и легким деньгам в период экономическо­го кризиса и реформ в стране оправдывало все средства, на рынке присутствовали в основ­ном спекулятивные финансовые операции, нацеленные на максимальную прибыль, процве­тал криминал. Постепенно в многонациональной и поликонфессиональной России меняется само представление о характере и целях бизнеса, его общественном назначении. Бизнесме­ны все активнее обращаются к ценностям и традициям, заложенных в культуре и религии народов, в богатом историческом наследии.

Сегодня все больше мусульман-предпринимателей озабочены вопросами, связанными с дозволенным и запретным поведением в бизнесе, правильными взаимоотношениями с парт­нерами. Ведь торговля, финансы, производство – это не просто отрасли экономики, это особый мир со своей системой ценностей, типом поведения, профессиональным и общест­венным опытом. Этика труда и предпринимательства в мусульманском мире, на наш взгляд, сродни традициям русского предпринимательства, в частности традициям старообрядчества, где базовыми ценностями являются повседневное трудолюбие и добросовестность, чест­ность и выполнение долга. А это значит, что есть точки соприкосновения для создания креп­ких, стабильных, доверительных взаимоотношений в построении нравственного, этически корректного бизнеса.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Типовой исламский деловой кодекс[94]

Наши потребители. Главная задача состоит в том, чтобы поставить потребителям продукт (работу, услугу) высокого качества. Мы стремимся уменьшать наши затраты, чтобы снизить конечную цену на товар. Мы не отклоним поставку наших товаров (услуг, работ) по причине расовой, религиозной или национальной принадлежности потребителя.

Наши поставщики и дистрибьютеры. Мы будем повышать эффективность работы с на­шими поставщиками и дистрибьютерами, чтобы обеспечить быстрое продвижение товара на рынок и качественное обслуживание. Мы не предложим и не примем никакой взятки, подар­ка и т. д. от заинтересованных лиц в отношениях с поставщиками и дистрибьютерами.

Наши сотрудники. Мы обеспечим всем сотрудникам безопасные и комфортные условия работы. Они получат справедливое и соответствующее вознаграждение и необходимые ус­ловия, чтобы развить и реализовать свои способности и навыки. Они должны чувствовать себя свободно в выражении предложений, критики или жалоб. Мы будем охранять их права на частную жизнь, защищать их интересы, уважать их достоинство. Компания будет свое­временно доводить до сотрудников информацию о том, что касается правил работы. На со­беседованиях и переговорах мы будем действовать согласно честным намерениям. Каждый работник компании должен взять на себя ответственность и гарантировать, что его действия не будут выходить за рамки шариата и настоящего кодекса этики компании.

Наши конкуренты. Мы не участвуем в монополиях и ценовом сговоре, а также не пре­пятствуем конкуренции. Мы конкурируем по честным правилам.

Наши акционеры. Мы должны работать так, чтобы гарантировать дивиденды нашим ак­ционерам. Мы участвуем только в том, что является халяль (разрешенное) и избегаем хара-ма (запрещенного). Мы стремимся осуществлять научные исследования и применять про­грессивные технологии в нашей работе. Мы поддерживаем достаточные резервы активов на случай непредвиденных ситуаций. Мы не тратим ресурсы компании на неоправданные цели. Согласно нашему кодексу этики, мы должны обеспечить наших акционеров доходами толь­ко от исламской деятельности.

Наше сообщество. Мы являемся частью уммы и поддерживаем наше сообщество. Мы являемся законопослушными гражданами своего государства, выплачивая обязательную до­лю налогов и участвуя в решении социальных проблем. Мы заботимся об окружающей сре­де и природных ресурсах.

Деловая этика Американского финансового дома «LARIBA» [95]

МИССИЯ:

Миссия Американского финансового дома «ЛяРиба»[96] состоит в том, чтобы приложить все усилия к обеспечению беспроцентного финансирования, предлагая альтернативные ва­рианты традиционным кредитным инструментам. Система финансирования «ЛяРиба» раз­работана на основе принципов шариата с учетом законов и инструкций правительства США.

КОДЕКС КОМПАНИИ:

1. Мы никогда не спекулируем деньгами и доверием клиента. Доверие клиента мы ценим выше нашего собственного интереса.

2. Всегда стремимся выполнять наши обещания и не обещаем того, чего выполнить не можем.

3. Мы следуем принципу: деньги «уважают» людей, которые уважают их.

4. Мы следим за нашими затратами и стремимся свести их минимуму.

5. Несмотря на то, что мы заботимся о высоких доходах для наших акционеров, мы нико­гда не забываем о моральной ответственности.

6. Мы измеряем наш успех доходностью активов и числом предприятий, созданных с на­шим участием.

7. Мы ведем бизнес со всеми клиентами независимо от цвета кожи, языка, национальной и религиозной принадлежности.

8. Мы инвестируем вместе с клиентами.

9. Мы не предоставляем кредиты под процент.

10.Мы вкладываем капитал в людей.

11.Мы социально ответственны.

12.Мы не финансируем бизнес, связанный с производством и продажей алкоголя, табач­ной продукции, игрой на деньги либо другими видами неэтичной деятельности.

13.Мы очень внимательны к тем, с кем имеем дело.

14.Мы обещаем проверять наших вкладчиков, клиентов и заказчиков на предмет закон­ности источников их фондов и рода деятельности их бизнеса.

15.Мы чрезвычайно консервативны. Наша главная инвестиционная цель – сохранение капитала от воздействия инфляции.

16.Сотрудники нашей компании – наши партнеры. Мы стремимся, чтобы каждый со­трудник был вовлечен в наш бизнес. Мы стремимся дать им профессиональную подготовку и возможность роста.

Диалог конфессий:

КОДЕКС МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ ДЛЯ ХРИСТИАН, МУСУЛЬ­МАН И ЕВРЕЕВ[97]

(Амман, Иордания, 1993)

ВВЕДЕНИЕ

Ряд консультаций, проведенных по вопросу о сравнительном анализе этических ценно­стей различных вероисповеданий, был предпринят в 1984 при патронаже принца Филиппа, герцога Эдинбургского, и наследного принца Иордании Хасана бин Талала. Последователи трех монотеистических религии: христианства, ислама и иудаизма приняли в них участие под эгидой таких организаций, как St. George’s House, Windsor and the A1 Albait Foundation and the Arab Thought Forum in Amman.

Богословы и бизнесмены, академики и государственные деятели были заинтересованы в поиске ответов на ключевые вопросы. Выражая обеспокоенность усилением религиозного экстремизма не только в отдельных европейских и мусульманских странах, но и во всем ми­ре, участники форума стремились осветить важность общечеловеческой морали, этические и духовные ценности, свойственные общей авраамистической традиции. Конструктивный диалог, трудно складывающийся вначале, заметно улучшился, когда между участниками возникло взаимное доверие. Участники обозначили общую цель – преодолеть сложившиеся предубеждения и установить истинное значение религиозных ценностей, рассеивая сомне­ния относительно искаженных фактов. Консультации, в конечном счете, закончились дос­тижением согласия по ряду тем, включая деловую этику.

Диалог между представителями различных конфессий был посвящен обсуждению и вы­работке норм этики международного бизнеса, сформулированных в свете религиозных тра­диций трех монотеистических религий. Обсуждение длилось с перерывами в течение не­скольких лет, начиная с 1988 по октябрь 1993. Итогом межконфессионального диалога стала Декларация, составленная группой выдающихся ученых, богословов и деловых людей после всестороннего изучения религиозных требований и предписаний в отношении этики делово­го поведения. Они пришли к выводу, что в основу Декларации, или «Кодекса международ­ной деловой этики», должны быть заложены принципы справедливости, взаимного уваже­ния, ответственности и честности.

Декларация показывает, что люди различных культур или вероисповеданий чаше имеют больше сходств, чем различий. Возможно, это исследование поможет разрешить проблемы, возникающие в сфере международного экономического сотрудничества, станет полезным в установлении стабильных международных отношений.

Хотя эти нормы не охватывают всех аспектов делового поведения, они включают в себя основные правила ведения деловой практики, согласно требованиям божественных законов.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

А. Цель декларации

Глобализация бизнеса имеет тенденцию расширения. Например, объем мировой торговли быстро увеличивается: так, в 1992 г. мировой товарооборот вырос на 4,5 % по сравнению с 1991 г. Растет число транснациональных корпораций, в которых задействован международ­ный персонал. Интеграция экономик показывает тесную взаимосвязь и зависимость стран друг от друга.

В то же время расширение международного экономического сотрудничества выявило серьезные расхождения в методах ведения деловой практики представителями разных куль­тур.

Чтобы разрешить эти проблемы, была создана группа из представителей трех монотеи­стических концессий, которая пыталась составить ряд основных принципов международно­го делового поведения. Группа собиралась четыре раза в течение нескольких лет и ис­следовала различные подходы к поведенческим проблемам, возникающих в деловых отно­шениях.

Сразу в начале обсуждения участники поняли, что их позиции имеют больше общего, чем это представлялось ранее, и проблемы, которые они затрагивают, своевременны и важ­ны. Цель диалога состояла в том, чтобы выработать общую этическую основу для ведения совместного международного бизнеса, включающую принципы деловой практики, которые помогут бизнесменам, инвесторам, банкирам понять их роль и функции, решить задачи, ко­торые возникают в ходе ежедневного ведения дел.

Участники согласились, что, наряду с ростом материального благополучия индустриаль­но развитых стран, там возникают негативные тенденции, отрицательно влияющие на мо­раль общества, такие как эгоизм и непорядочность. В результате такого процесса этические стандарты, принятые в обществе, трансформируются и заменяются другой моралью.

Как выяснилось, в мусульманском и иудейском обществах влияние религии на нравст­венность человека и общества достаточно высоко, в то время как в христианских обществах морально-этические нормы больше определяются культурой и традицией разных народов и той средой, в которой они живут.

Результаты данного диалога должны способствовать поддержанию высоких стандартов делового поведения, а также лучшего понимания роли бизнеса в обществе.

В. Метод

Этику бизнеса можно классифицировать по трем категориям:

  • этичность экономической системы, которая является средой для любого бизнеса;
  • политика и стратегия организаций, которые участвуют в бизнесе;
  • поведение служащих, выполняющих свою работу.

II. ДЕКЛАРАЦИЯ

A.        Принципы

Декларация международной деловой этики основана на предписаниях трех мировых ре­лигий. Христиане, мусульмане и евреи имеют общую религиозную основу и моральное уче­ние: они – люди Писания. Четыре ключевых концепции заложены в основе каждой религии и служат гарантом человеческого общежития: справедливость, взаимное уважение, ответст­венность и честность.

  1. Справедливость. Этот принцип включает справедливые взаимоотношения человека с Богом, самим собой, обществом. Все три веры сходятся в том, что Бог создал мир по спра­ведливости, и поэтому справедливость должна присутствовать и в отношениях – в том чис­ле и в деловых – между людьми, верующими и неверующими.

    Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Комментирование закрыто, но вы можите поставить трэкбек со своего сайта.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы для ВордПресс