Исламская этика бизнеса

При взыскании долга исламская мораль предписывает проявлять великодушие, доби­ваться его возвращения мягко и ненавязчиво, не ставить людей в затруднительное положе­ние и принимать их извинения. Великодушие при уплате долга проявляется в том, чтобы должник выполнял свое обещание и отдавал положенное! не создавая трудностей и не затя­гивая с выплатой долга! если он в состоянии рассчитаться. Способность рассчитаться с дол­гами является одним из признаков благородных душ и указывает на порядочность человека.

Если должник потерял своего кредитора и не может найти его, шариат допускает при­своения должником долга, но предписывает раздать его бедным. Если должник часть своего имущества оставляет в качестве залога у кредитора, то в случае невозвращения долга шари­ат дает право кредитору присваивать залог, предварительно высчитав сумму долга из суммы залога.

Шариатом также определяются правила поручительства, гарантии и хранения. Поручи­тель может принять на себя долг должника и выплатить его с согласия кредитора, при этом должник может даже не знать об этом. Поручитель в зависимости от ситуации может извес­тить должника о погашении кредита, но возможно, что должник так и не узнает, кто оказал ему такое благодеяние. Система положений шариата о поручительстве направлена на сгла­живание противоречий между состоятельными и нуждающимися. Шариат советует исполь­зовать форму поручительства в качестве акта благотворительности.

2. Неопределенные сделки с повышенным риском (опционы и фьючерсы)

Другим важным положением, регулирующим деловые отношения, является запрет на сделки связанных с неопределенностью (гарар) или неоправданным риском, который может принести вред одной из сторон контракта. Гарар появляется в том случае, когда игнориру­ются интересы участников. Сделки с повышенным риском также являются формой гарара, так как не принимается в расчет большая вероятность отрицательного результата операции. Пророк запретил торговые сделки, заключаемые посредством бросания камешков, а также неопределенные сделки. Он говорил: «Не покупайте рыбу в море, потому что в такой сделке есть неопределенность». Нельзя также продавать товар, которого нет в наличии, например,

Пророк запретил продавать фрукты, которые еще не поспели, шерсть, которая еще находит­ся на спине скотины, и молоко, которое еще находится в вымени[47].

Очевидно, что риск присутствует в любой операции, и участники сделки обязаны про­считать и спрогнозировать вероятность того или иного результата. Ясно, что чем больше неопределенность, то есть чем больше неучтенных факторов, тем более высок риск и свя­занные с ним убытки. Поэтому шариат предостерегает именно от бессмысленного риска и неопределенных ситуаций.

Если одна из сторон договора менее информирована о предмете и характере сделки либо цена, не установлена и отсутствует спецификация на товар, а вторая сторона стремится этим воспользоваться для получения дополнительной выгоды, то такая ситуация также рассмат­ривается как гарар. Такая сделка недопустима с точки зрения исламской этики; так как в данном случае обман и заблуждение неизбежны. Это распространяется и на игорный бизнес, куда входят различные азартные игры, все виды споров и закладов.

Примерами сделок, заключающих в себе гарар, являются опционы и фьючерсы. Опцион дает право купить определенный финансовый инструмент по фиксированной цене в течение определенного срока в обмен на уплату некоторой суммы. Это значит, что фактически по­купается право покупать акцию или другой актив типа золота, серебра, валюты и т.д. в бу­дущем за установленную цену (независимо от текущей рыночной цены). Если же опцион не использован в течении определенного срока, то он становится просроченным, а его цена не возмещается владельцу. По мнению муфтия Таки Усмани, «опцион – это обещание продать или купить товар по определенной цене в течение указанного периода. Такое обещание само по себе допустимо. Однако это обещание не может быть предметом продажи. Сделки, за­ключенные посредством опциона, незаконны, и предмет продажи опциона не имеет значе­ния, будь то золото, серебро или валюта. Поскольку контракт недействителен с момента заключения, то он не может быть также передан другому лицу»[48]. Фьючерсная сделка – это сделка на покупку или продажу финансовых инструментов или товаров на биржах при усло­вии их оплаты по согласованной цене через определенный срок после заключения сделки. Фьючерсная сделка заключается не с целью покупки или продажи, а с целью страхования (хеджирования) сделки с наличным товаром, или с целью получения прибыли в ходе пере­продажи этого контракта, или получения прибыли от изменения цен или курсов, возникаю­щих к ликвидационному сроку. В результате во всех случаях, за исключением незначитель­ного процента, обязательства по фьючерсным сделкам выполняются путем уплаты или по­лучения разницы в цене, а не путем поставки реального товара, что недопустимо, согласно шариату.

Недозволенным также считается спекулятивный доход от махинаций с ценами или от иг­ры на бирже, поскольку, по мнению исламских критиков, прибыли от такого бизнеса не обу­словлены затратами общественно полезного труда, получены в результате эксплуатации и неэтичны по своей сути. Биржевые спекуляции осуждаются еще и потому, что многие му­сульмане рассматривают их как разновидность азартных игр[49].

3. Некоторые виды непроизводственной деятельности, несовместимые с моралью ислама

–          игорный бизнес, лотереи

Исламу противоречит дух авантюры и азарта. Азартная игра запрещена во всех ее формах

–          казино, игровые автоматы, пари на интерес, тотализатор и т.д. Лотереи также рассматри­ваются как форма азартной игры, независимо от того, проводятся они государством или ча­стной организацией.

4.         Традиционное коммерческое страхование

Большинство правоведов рассматривают коммерческое страхование в том виде, в ко­тором оно существует в современном мире, незаконной формой бизнеса с точки зрения ша­риата. Основная причина – неопределенность исхода страхового договора: страхователь платит денежные взносы за то, что может произойти, а может и не произойти. Страховая компания принимает страховой взнос, предоставляя гарантию покрытия ущерба при несча­стном случае, но если страхового случая удалось избежать, то страхователь теряет уплачен­ные взносы. В этом есть элемент несправедливости. Не исключена ситуация, когда страхо­вой компании будут предъявлены требования о покрытии ущерба сразу от большинства страхователей, что может привести к банкротству компании.

5.         Производство и продажа запрещенных товаров

Мусульманину не разрешается вести бизнес с запрещенными видами товаров. Не дозво­ляется, как производить, распределять, продавать, так и покупать и потреблять продукты и товары, относимые шариатом к категории харам. Более того, мусульманин не имеет права работать или сотрудничать с компанией, бизнес которой сопряжен с оборотом таких това­ров. Виды запрещенных товаров перечислены далее в главе III.

6.         Установление монополии, а также сговор продавцов с целью повышения цен на однородный товар

Как было сказано ранее, ислам признает частную собственность, различия в материаль­ном уровне в зависимости от индивидуальных способностей и качеств людей, но категори­чески отвергает монополии, поскольку они – противоположность свободной конкуренции, равенству возможностей и, следовательно, равенству людей перед Аллахом. Крупный паки­станский идеолог Халифа Абдул Хаким писал: «Исламское государство должно обеспечи­вать свободу мыслей, деятельности и предпринимательства в той же мере, что и западные демократии, руководствуясь принципом равенства возможностей для всех… Авторитарные же иерархические или монополистические институты, исторически заимствованные исла­мом, – монархия, лендлордизм, ростовщичество, коммерческая или финансовая монополия – противоречат его духу»[50].

Но монополии считаются греховными и противоречащими духу ислама не только потому, что отрицают равенство экономических возможностей. Быстрое развитие капиталистиче­ских отношений в мусульманских странах, находящихся под экономическим протекторатом развитых стран в 60-х гг. XX в., способствовало возникновению национального монополи­стического капитала, что вызвало протест со стороны исламских правоведов и идеологов.

Монополизация капитала, которая обычно именуется «чрезмерной концентрацией бо­гатств в руках немногих лиц», осуждается по следующим причинам:

• сосредоточение богатств и экономического могущества в руках крупных производите­лей порождает бедность большинства населения;

  • обострение социального противоречия и разделение мусульманской общины;
  • распространение духа стяжательства, наживы, что подрывает исламские морально-этические ценности;

В то же время принцип незыблемости частной собственности и свободы предпринима­тельства дает основание для существования имущественного неравенства и, следовательно, накопления богатств частными лицами. Коран, сунна и мусульманское право не проводят границы между дозволенной концентрацией капитала и «чрезмерной». Поэтому «концен­трация богатств в руках немногих лиц» объявляется греховной, если она приводит к появле­нию монополий[51].

Борьба, развернувшаяся вокруг проблемы монополий, поставила перед мусульманскими теологами и сторонниками теории исламской экономики вопрос о практических мерах про­тив этого нежелательного явления. Главными инструментами регулирования чрезмерной концентрации капитала признавались следующие: мусульманское право наследования, налог на богатых в пользу неимущих – закят, а также правильное и неукоснительное соблюдение предписания о запрете рибы. Что касается права наследования, то шариатские нормативы значительно расходятся с гражданским правом европейского образца. Шариат исключает приоритет воли завещателя, четко определяя круг наследников и их долю в зависимости от степени родства и пола.

Нерациональное использование природных ресурсов или препятствование их восстановлению

Исламская доктрина экономического роста нацелена на расширение производства и про­изводственных мощностей при рациональном использовании экономического потенциала и имеющихся природных ресурсов. Если природные ресурсы, к примеру, земля, остаются не­обработанными и невостребованными, то они изымаются из владения их собственника и го­сударство передает их тому, кто сможет наиболее рационально и продуктивно использовать их. В то же время ислам запрещает хима, то есть незаконный захват необработанного це­линного участка земли. Природные ресурсы распределяются на конкурсной основе в соот­ветствии с критерием достаточности производственных мощностей и квалифицированной рабочей силы. Временному собственнику необходимо заботиться об экологической обста­новке вокруг разрабатываемого объекта, своевременно принимать меры для восстановления изношенных или загрязненных ресурсов – земли, воды, лесов, степей и т.д.

8. Коррупция

Коррупция – преступная деятельность в сфере политики или государственного управ­ления, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и вла­стных полномочий для личного обогащения. Коррупция не является самостоятельным со­ставом преступления в уголовном законодательстве РФ, а собирательным понятием, охва­тывающим ряд должностных преступлений, таких как взяточничество, злоупотребление служебным положением[52].

Коррупция имеет не только скрытый, но и согласительный характер совершения. Она, как правило, не влечет за собой жалоб, так как виновные стороны получают взаимную выго­ду от незаконной сделки. Стержнем коррупции является взяточничество. Взяточничество – это вид преступления, которое можно определить как общественно опасное деяние, совер­шающееся представителями власти и должностными лицами благодаря их служебному по­ложению и вопреки интересам службы. Это злоупотребление властью с использованием служебных полномочий.

С точки зрения шариата греховным является как дача, так и получение взятки. Пророк Мухаммед проклял того, кто предлагает взятку, и того, кто берет взятку. Этическая и юри­дическая системы ислама предполагают принцип равенства и ответственности между всеми гражданами общества независимо от их положения и материального состояния. Это под­тверждается примером Пророка Мухаммада, когда потребовалось применить принцип ра­венства и справедливости в отношении знатной женщины из правящего рода курайшитов, совершившей кражу. Пророк не поколебался в своем решении, даже когда люди начали за­ступаться за эту женщину, ответив следующее: «Бывшие до вас народы погибли, так как прощали воров из знатных семей и наказывали тех, кто происходил из низов. Клянусь Алла­хом, даже если дочь Мухаммада, Фатима, совершит кражу, я лишу ее руки».

9. Коммерческий шпионаж, обман и дезинформация, разглашение тайн

Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и ис­пользованием различного рода информации. В современных условиях информация пред­ставляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность. Для предпринимате­ля зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает угрозу безопасности предпринимательской деятельности.

Одним из наиболее опасных для нормального осуществления предпринимательства ви­дов незаконной деятельности является коммерческий шпионаж, направленный на незакон­ное получение конфиденциальной информации. Похищение либо собирание незаконным способом сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (подслушивание переговоров, перехват телеграфных сообщений, кража чертежей, образцов, документации, шантаж и вымогательство и т. д.), с целью их разглашения либо незаконного использования является воровством и при наличии доказательств строго наказуемо в исламе.

Незаконным действием по шариату рассматривается также распространение заведомо ложной информации либо применение рекламы и введение таким образом потребителей в заблуждение относительно качества, количества, состава, способа изготовления и иных ха­рактеристик продукции (товаров, работ, услуг).

10.       Мошенничество, выпуск фальшивых денег, воровство

Обман, сокрытие дефектов товара от покупателя, эксплуатация нужд покупателей, жуль­ничество – все это незаконные действия и, согласно шариату, строго наказуемы. Известен случай, когда Пророк, проходя мимо горки зерна, понял, что оно является частично под­порченным, в то же время дефект продукта оставался незаметен покупателю. Тогда Пророк назвал продавца, который прячет и не открывает изъян товара, мошенником. Также Пророк запретил мошенничество с целью набить цену.

Производство и сбыт фальшивых денег при расчете наличными относится к категории зульм, поскольку цель этого состоит в обмане и нанесении вреда имуществу другого чело­века, а в конечном счете – экономике в целом.

В перечень осуждаемых исламом действий относятся также стяжательство и чрезмерное расточительство. Накопление денег ради накопительства осуждено, что подтверждается аятом Корана: «А те, которые собирают золото и серебро и не расходуют его на пути Аллаха, – обрадуй их мучительным наказанием» (Коран, 9:34).

«И давай родственнику должное ему, и бедняку, и путнику, и не расточай безрассудно, ведь расточители – братья сатаны, а сатана своему Господу не благодарен. И не привязы­вай руку свою к шее (подобно скряге), но и не протягивай ее во всю длину (подобно глупо­му расточителю), чтобы не быть осуждаемым и не остаться без средств. Поистине, Господь твой дает в избытке удел или ограничивает его, кому хочет, ибо Он знает своих рабов и ви­дит их» (Коран, 17:26–27, 29, 30; 24:22).

В этих аятах ясно указывается золотая середина в отношении расходования средств. Скупость и жадность порицается, так же как и неразумная бесцельная трата денег. Человеку необходимо избегать и чрезмерного потребления, и избыточного производства. И то и дру­гое расценивается как расточительство (исраф). Как чрезмерная роскошь, так и стяжатель­ство ведет к выведению средств из финансового и производственного оборота и низведению высоких принципов благотворительности. Исламская этика позволяет понять разницу меж­ду великодушием и расточительностью, а также скупостью и экономностью. Человек, при­держивающийся золотой середины, склоне к умеренности, справедливости и участвует в благотворительности.

Глава III

ПРАВИЛА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОФОРМЛЕНИЯ ДО­ГОВОРОВ

Скрупулезная и детальная разработка правил торгово-финансовых операций в шариате сви­детельствует о большом хозяйственно-экономическом значении торговли для мусульман­ского общества. Важность торговли в исламе подчеркивается тем фактом, что Всевышний разрешает паломникам, исполнившихся намерения совершить хадж (паломничество в Мекку к Каабе), участвовать в торговле, совмещая выполнение религиозной обязанности и занятие честным бизнесом. «Не грех для вас, что ищете вы щедрот от Господа вашего /во время паломничества/»[53] (Коран, 2:198).

Коммерция прошла длительный путь развития. Финансирование в исламе деятельности торговой компании – ширката – свидетельствует о том, что уже в период установления шариата существовал сравнительно высокий уровень развития купеческого капитала.

Пророк сказал: «Покупатель и продавец остаются свободными в своем выборе до тех пор, пока они не расстанутся друг с другом, и если оба они были правдивы и разъясняли[54], сдел­ка их будет благословенной, если же они скрывали что-то и лгали друг другу, благо их сдел­ки будет уничтожено»[55].

Данный хадис устанавливает принцип свободы действия в торговых делах, поскольку в нем указывается, что каждый из участников торговой сделки волен заключить договор или отказаться от него до тех пор, пока он остается на месте заключения сделки, но после того, как стороны расстанутся друг с другом, сделка считается вступившей в силу и обязательной к исполнению. Иначе говоря, после этого стороны, заключившие ее, уже лишаются права выбора, если не выяснится, что были нарушены какие-нибудь условия, или не обнаружатся скрытые недостатки, или не вскроется обман, или не возникнут трудности с определением цены товара и так далее. Смысл предоставления права свободы выбора состоит в том, что каждый участник имеет возможность принять решение, стоит ли заключать ту или иную сделку или от нее следует отказаться. А потом сам Пророк сказал: «Да помилует Аллах (то­го) человека, который проявляет великодушие, продавая, покупая и требуя возврата (своих денег)»[56].

Условия сделки купли-продажи:

  • изъявление обоюдного согласия;
  • совершеннолетие и здравость ума договаривающихся лиц;
  • право собственности на продаваемый предмет;
  • законность предмета торговли;
  • точное обозначение предмета, количества и качества товара;
  • точное определение цены;
  • передача проданного товара покупателю;
  • получение прибыли от продажи;
  • определение срока в том случае, если деньги за товар будут выплачены позже или если по условиям сделки поставка товара осуществляется не сразу, а через определенное время.

Одно из главных правил купли-продажи есть точное обозначение предмета продажи. Ко­личество его должно быть исчислено, измерено или взвешено, а качество – определено и в подробностях обозначено. Поэтому будут недействительным договор о продажи целого ам­бара зерна или телеги сена, если не установлена точная масса продукта. Измерять или взве­шивать товар – обязанность продавца. Если покупатель установит факт недостачи товара в количестве или в массе, то он вправе расторгнуть договор и вернуть товар обратно, либо по­требовать возмещения ущерба.

Для продажи участка земли достаточно, даже если он и не был измерен, чтобы он был об­несен забором или какой-либо границей, отделяющей его от собственности другого лица. При продаже дома участок, на котором он построен, и пристройки входят в предмет догово­ра купли-продажи. В договоре о продаже недвижимости, во избежание споров и претензий, необходимо детально перечислить предметы, входящие в состав этой недвижимости. Если эти предметы не оговорены, то по умолчанию все они переходят в собственность покупате­ля, например, при продаже участка садовые насаждения становятся владением покупателя.

При заключении договора о продаже требуется указать сведения о качестве товара со всеми имеющимися изъянами. Продавец обязан сам указать покупателю недостатки товара, если они имеются, так же как и покупатель должен удостовериться в качестве покупаемого товара. Возможно первоначальное тестирование товара пробной партии перед покупкой ос­новной.

Товар, выставленный на продажу, должен иметь потребительскую ценность или полез­ность. Поэтому ислам запрещает продавать вредные для здоровья продукты, содержащие опасные примеси и химикаты, а также товары с истекшим сроком годности.

Запреты в торговле

Изучение торговых запретов в исламской морали дает возможность понять характер тор­говых сделок и связанных с ними юридических норм шариата. Незнание этих законов может стать источником недоразумений и трудностей при заключении торговых договоров с му­сульманскими партнерами.

1. Запрещенные виды товаров[57]

  • алкогольная и табачная продукция[58], наркотики, а также все продукты и товары, нано­сящие вред здоровью человека, как физическому, так и моральному;
  • свинина и продукты, содержащие свинину;
  • мясо животного, забитого не по правилам шариата, мертвечина;
  • предметы языческого поклонения, амулеты, обереги и т.п.;
  • собаки[59];
  • семя животных[60];
  • товары, находящиеся в общественной или государственной собственности;
  • товары, полученные незаконным способом (грабежом, мошенничеством, воровством)[61];

• товары, находящиеся в пути.

Запрещается перекупать товары, которые находятся еще в пути (при транспортировке) до определения цены и поступления их на рынок. При Пророке существовала традиция пере­купки посредниками оптом продуктов сельского хозяйства у крестьян, а также товаров, дос­тавляемых караванами, владельцы которых не успевали выставить их на городском рынке. Однако Пророк запретил подобную практику, так как она приносила убыток деятельности крестьян и способствовала процветанию спекуляции[62].

2. Запрет на сделки, связанные с неопределенностью (гараром).

• незаконной считается продажа товаров, не поступивших еще в полное владение про­давца, или товара, которого еще нет в наличии (например, непойманная рыба, неубитая охотничья добыча, не созревший урожай, не родившееся животное). Подобные сделки несут риск для покупателя. Товар во время продажи или в срок, назначенный для передачи должен быть в наличии. Исключением являются операции под названием «салям»;

  • продажа товара без детальной спецификации (описания), например продажа одежды без указания размера;
  • сделка без определения точной цены, например продажа по текущей рыночной цене;
  • продажа товара неопределенного качества и без описания основных характеристик то­вара;
  • составление условий контракта с учетом неопределенного события в будущем, напри­мер, при условии появления поставщика сделка будет осуществлена;
  • продажа товара без возможности покупателю проверить товар.

Чтобы избежать гарара, договаривающиеся стороны должны удостовериться, что:

  • предмет продажи существует и готов к поставке, а цена на него точно установлена;
  • имеется характеристика и описание качества и количества товара;
  • определены условия и сроки поставки.
  1. Запрет обмана во всех его формах

При продаже нельзя давать клятвы, ложные обещания, расхваливать несуществующие ка­чества товара. Если продавец сбывает свой товар с помощью ложных клятв, стремясь завы­сить цену, или же скрывает его недостатки, сделка, несмотря на получение от нее большой прибыли, будет лишена благословения Всевышнего. Это подтверждается словами посланни­ка Аллаха: «Ложная клятва (продавца) способствует сбыту товара, но уничтожает благо сделки»[63].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Комментирование закрыто, но вы можите поставить трэкбек со своего сайта.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы для ВордПресс