Однако в ноябре 1991 г. на Первом съезде мусульманского духовенства Чечни было сформировано Духовное управление мусульман Чеченской республики (ДУМЧР), которое возглавили руководители вирдов Накшбанди. Главой ДУМЧР – муфтием Чечни – был избран Магомед-Башир-Хаджи Арсанукаев, а одним из его заместителей стал духовный лидер вирда Арсановых Илес-Хаджи Арсанов. Одновременно «арсановцы» активно поддержали антидудаевскую оппозицию, требовавшую сохранения единства Чечено-Ингушетии (вирд Арсановых имеет много последователей среди ингушей), и провести новые демократические выборы при участии всех политических сил республики. Сын Илеса-Хаджи Асламбек Арсанов в октябре 1991 г. был назначен представителем президента РФ в Чечено-Ингушетии, но был вынужден сложить свои полномочия после попытки введения чрезвычайного положения в республике 8-9 ноября 1991 г. в связи с массовыми выступлениями в поддержку независимости Чечни.
В конце 1991 – первой половине 1992 гг. между накшбандийским ДУМЧР и кадырийским ВИС (преобразованным весной 1992 г. в Высший исламский центр ЧР, ВИЦ) развернулась борьба за верховенство. Власти Чечни поддержали ВИЦ, отменив официальную регистрацию ДУМЧР, однако протесты большинства духовных лиц Чечни заставили правительство Дудаева отменить это решение.
В августе 1992 г. Второй чрезвычайный съезд чеченского духовенства, на котором были представлены сторонники обоих течений, объявил об объединении ДУМЧР и ВИЦ в единое Духовное управление (Муфтият) Чеченской Республики. Муфтием стал глава ДУМЧР Магомед-Башир-Хаджи, первым заместителем муфтия – президент ВИЦ Хусейн-Хаджи Алсабеков. Одновременно съезд запретил пропаганду фундаментализма и ваххабизма на территории Чечни и объявил о роспуске всех исламских религиозно-политических партий и организаций.
Перемирие между Накшбанди и Кадыри длилось менее года. Весной 1993 г. муфтий и его сторонники поддержали выступления радикальной оппозиции против президента Д. Дудаева, в то время как первый вице-муфтий выступил в поддержку президента. Вскоре после государственного переворота 4 июня 1993 г. Магомед-Башир-Хаджи был вынужден подать в отставку, а новым муфтием стал ставленник кадырийцев Хусейн-Хаджи Алсабеков.
После оккупации большей части территории Чечни российскими войсками и формирования пророссийской администрации весной 1995 г. накшбандийцам удалось одержать верх. Муфтием Чечни вновь стал Магомед-Башир-Хаджи, а большинство в новом Муфтияте ЧР получили представители Накшбанди. Часть духовенства, поддержавшая вооруженное Сопротивление, сформировала в горах Чечни Муфтият Чеченской Республики Ичкерия («воюющий Муфтият»), главой которого стал Ахмад-Хаджи Кадыров. Большинство в «воюющем Муфтияте» составляли сторонники Кадыри.
Весной-летом 1996 г. пророссийская администрация Доку Завгаева, популярность которой стремительно падала, пыталась привлечь для своей поддержки сторонников вирда Арсановых. Илес-Хаджи Арсанов стал муфтием Чечни, а его сын Якуб Арсанов был назначен мэром Грозного.
После захвата Грозного сторонниками независимости в августе 1996 г. «пророссийский» накшбандийский Муфтият был разогнан боевиками, а главой мусульман Чечни был объявлен руководитель «воюющего Муфтията» Ахмад-Хаджи Кадыров.
В это же время в Чечне стал набирать силу ваххабизм.
3.3.3. Появление и распространения ваххабизма
Ваххабитское учение было основано в первой половине – середине XVIII в. в Аравии мусульманским богословом и правоведом Мухаммедом ибн Абдул-Ваххабом ат-Тамими (аль-Ваххабом). Особенностями ваххабизма являются крайняя нетерпимость ко всем новшествам в исламе, особенно к проникновению в мусульманскую религию национальных религиозно-обрядовых традиций: культа святых, культа предков, почитания святых мест и т.п. Ваххабиты категорически отвергают поклонение мусульманским святым и героям, не признают дервишество, суфийские ордена и пр.
В XVIII-XIX вв. ваххабизм стал идеологией движения за объединение Аравии и создание единого Аравийского государства. Это учение продолжает оставаться официальной религиозной доктриной Саудовской Аравии. Кроме того, ваххабизм признан официальным вероучением также в Катаре, Кувейте и Объединенных Эмиратах. Общины и организации последователей аль-Ваххаба действуют в Иордании, Омане, среди мусульман Индии, Индонезии, Северной Африки.
На Северном Кавказе ваххабитские группы появились в конце 80-х – начале 90-х годов. Вскоре выяснилось, что ваххабитские проповедники разжигают вражду в среде мусульман, противопоставляя свое толкование «чистого ислама» другим исламским течениям, в первую очередь суфийским тарикатам. В августе 1992 г. Чрезвычайный объединительный съезд мусульманского духовенства Чечни запретил распространение ваххабизма в республике.
Однако в соседнем Дагестане сторонники ваххабитского учения смогли укрепиться. В горных районах были основаны религиозные центры, затем появились вооруженные отряды, позже возникли военные базы ваххабитских боевиков. В 1996-1997 годах ваххабитские отряды фактически взяли под контроль ряд сел горного Дагестана – Карамахи, Чабанмахи, Джугунтай и другие населенные пункты Буйнакского района. В конце 1997 т. ваххабиты объявили Джихад (священную войну) российским войскам в Дагестане и пророссийским властям республики. В августе 1998 г. ваххабитская Шура (Совет) провозгласила «Отдельную исламскую территорию», в состав которой вошли три села Буйнакского района.
В Чечне ваххабизм утвердился насколько позже, чем в Дагестане – во время войны 1994-1996 годов, когда на помощь чеченским сепаратистам прибыли добровольцы из мусульманских стран, в числе которых оказалось много ваххабитов. Иорданский шейх Фатхи, ставший главным советником Дудаева по делам религии, известные полевые командиры Хаттаб, Исмаил, Абу-Дарр, Абдул-Ваххаб активно содействовали распространению нового учения среди чеченских боевиков. После окончания военных действий на основе своих формирований создали ваххабитские общины – джамааты (подробнее о ваххабитских организациях Чечни см. раздел 1.2).
Наибольшим авторитетом и популярностью среди ваххабитов Чечни пользуется полевой командир Хаттаб Харбо, известный как амир аль-Хаттаб. Он возглавляет созданную им же военно-учебную базу «Кавказ» близ Сержень-Юрта. Сержень-Юртовская база фактически является главным военным, учебным и организационным центром чеченских и дагестанских ваххабитов. Здесь регулярно собираются ваххабитские лидеры, читаются проповеди на религиозно-политическую тематику, обсуждаются планы кавказского джихада.
Кроме крупных военных баз под контроль исламских радикалов в 1997 г. попали командование Шариатской гвардии и Исламского полка особого назначении, часть шариатских судов и местных администраций. В ряде районов ваххабитские боевики пытались отстранить назначенных президентом префектов, устанавливали свои порядки, игнорируя республиканские власти и терроризируя местное население.
Весной 1998 г. власти Ичкерии начали давление на ваххабитов. Финалом антиваххабитской кампании стали операция против незаконных формирований в Гудермесе 14-16 июля 1998 г., расформирование Шариатской гвардии, Исламского полка, ряда региональных шариатских судов и реорганизация Верховною Шариатского суда 20 июля. В результате острого военно-политического кризиса 20-25 июля 1998 г. ваххабитская оппозиция потерпела существенное поражение, ее лидеры были вынуждены заявить о лояльности президенту.
Осенью 1998 г. ваххабиты активно поддержали выступления радикальной оппозиции против президента А. Масхадова, а в феврале 1999 г. ваххабитские лидеры вошли в состав оппозиционной Шуры.
В марте 1999 г. руководители ваххабитских Джамаатов Чечни и Дагестана шейх Умар беи Исмаил и шейх Багауддии Мухаммад объявили о начале Джихада за освобождение Дагестана от российских войск и пророссийского руководства. 23 марта лидеры ваххабитов выступили с обращением к молодежи Кавказа, в котором объявили о создании Исламской Армии Кавказа.
БИБЛИОГРАФИЯ
Абумуслимов С.-Х. Геноцид продолжается. К вопросу о российской экспансии в Чечне. – К., 1995.
Акаев В.Х. Шейх Кунта-Хаджи. Жизнь и учение. – Грозный, 1994.
Аслаханов А. Демократия преступной не бывает. – М., 1994.
Белая книга. Чечня. 1991-1995: факты, документы, свидетельства. Центр общественных связей ФСК России. – М., 1995.
Буденновск: семь дней ада / Объединенная редакция МВД РФ. Гл. ред. А.Т. Горлов. – М., 1995.
Всеми имеющимися средствами… Операция МВД РФ в селе Самашки, 7-8 апреля 1995 г. / Результаты независимого расследования Наблюдательной миссии правозащитных общественных организаций в зоне вооруженного конфликта в Чечне. – М., 1995.
Гакаев Д.Ж. Очерки политической истории Чечни (XX век). В 2-х частях. – М., 1997.
Журналисты на чеченской войне. Факты. Документы. Свидетельства / Сост.: О. Панфилов. – М., 1995.
Иванов П.М. Северный Кавказ: «партия войны» и интересы России. Как после войны в Чечне обустроить Россию. – Нальчик, 1997.
Комиссия Говору хина. / Сост.: Г. Анищенко, А. Василевская и др. – М., 1995.
Криминальный режим. Чечня. 1991-1995 гг. Факты, документы, свидетельства / Объединенная редакция МВД РФ. Гл. ред. А.Т. Горлов. – М., 1995.
Кто есть кто в Чеченской Республике. Выпуск 1. – Грозный, 1994.
Мамодаев Я. Дорогу осилит идущий. – Грозный, 1992.
Новичков Н.Н., Снеговский В.Я., Соколов А.Г., Шварев В.Ю. Российские вооруженные силы в чеченском конфликте. Анализ. Итоги. Выводы. – Париж-Москва, 1995.
Нуйкин А. Испытание Чечней. – М., 1996.
Перепелкин Л.С. Чеченская Республика: современная социально-политическая ситуация. // Этнографическое обозрение. – 1994. – № 1.
Репрессированные народы России: чеченцы и ингуши. Документы, факты, комментарии. / Сост.: Н.Ф. Бугай. – М., 1994.
Россия – Чечня: цепь ошибок и преступлений. / Сост.: О.П. Орлов и А.В. Черкасов. – М., 1998.
Россия и Чечня. 1990-1997 гг. Документы свидетельствуют. / Отв. ред.: И.Н. Еременко, Ю.Л. Новиков. – М., 1997.
Сосламбеков Ю. Чечня (Нохчийчьо) – взгляд изнутри. Б/м, б/г.
Тернистый путь к свободе. Правительственные документы Чеченской Республики, статьи, интервью. – Вильнюс, 1993.
Тишков В.А. Геополитика чеченской войны. // Свободная мысль. – 1997. – № 4.
Фашизм в тоталитарном и посттоталитарном обществе. Материалы конференции, 20-22 января 1995 г. – М., 1995.
Фейгин М. Чеченский кризис: истоки, современность, перспективы. – М., б/г.
Хасбулатов Р. Чечня. Мне не дали остановить войну. Записки миротворца. – М., 1995.
Чеснов Я. Горская демократия. // Азия и Африка сегодня. – 1995. – № 8.
Чеснов Я. Менталитет и проблема политических лидеров в Чечне. // Открытая политика. – 1995. – № 8 (декабрь).
Чеснов Я. Этнокультурный потенциал чеченской нации // Северный Кавказ: этнополитические и этнокультурные процессы в XX в. – М., 1996.
Чеченская трагедия. Выпуск 1, 2 / Сост.: Р. Магомедхаджиев, Р. Ахмадов. – М., 1995.
Чеченская трагедия. Кто виноват. РИА «Новости». – М., 1995.
Чеченский кризис: испытание на государственность. Объединенная редакция МВД РФ. / Гл. ред. А.Г. Горлов. – М., 1995.
Чеченцы: история и современность. / Сост.: Ю.А. Айдаев. – М., 1996.
Чечня: трагедия Россия. В поисках путей мирного урегулирования конфликта в Чеченской Республике. / Сост.: А.А. Чичановская. – М., 1995.
Шахбиев З. Судьба чечено-ингушского народа. – М., 1996.
РАБОТЫ АВТОРА,
посвященные истории и политической ситуации в Чеченской Республике Ичкерия
Брошюры и монографии
Асталов В., Музаев Т., Гакаев Х. Программа курса «История Чечни (1917 – 1993)» для высших учебных заведений. – Грозный, 1993.
Васильева О., Музаев Т. Северный Кавказ в поисках региональной идеологии. – М., 1994.
Музаев Т. Взгляд до Грозного. Периодическая печать Чеченской Республики Ичкерия. – М., 1999.
Музаев Т. Ичкерия: руководство и политическая структура. – М., 1997.
Музаев Т. Пограничные проблемы Российской Федерации. – М., 1999.
Музаев Т., Тодуа З. Новая Чечено-Ингушетия. – М., 1992.
Музаев Т. Чеченская Республика органы власти и политические силы. – М., 1995.
Музаев Т. Этнический сепаратизм в России. – М., 1999.
Статьи
Музаев Т. Алхимия генерала Дудаева // Экспресс-Хроника. – 1993. – 11 июня.
Музаев Т. Аслан Масхадов: игра на опережение // Русская мысль. – 1999. – 11-17 февраля.
Музаев Т. Вайнахская триада. // Новое время. – 1997. – № 22 (8 июня).
Музаев Т. Ваххабитский джихад – социально-экономические корни религиозно-политического экстремизма на Северном Кавказе. // Политический мониторинг Института гуманитарно-политических исследований. – 1998. – № 8 (август).
Музаев Т. В Грозном ожидают вторжения российских войск. В руководстве Чечни назревает кризис. // Независимая газета. – 1993. – 15 января.
Музаев Т. Винтовка рождает нефть. Борьба за власть в Чечне тесно переплетена с борьбой за нефть. // Русская мысль. – 1999. – 4-10 февраля.
Музаев Т. Военно-политическая и религиозная оппозиция в Чечне: основные группировки, идеология, программы. // Политический мониторинг Института гуманитарно-политических исследований. – 1998. – № 12 (декабрь).
Музаев Т. Войны пока не будет // Независимая газета. – 1992. – 21 ноября.
Музаев Т. Вооруженные столкновения в Чечне. // Экспресс-Хроника. – 1993. – 25 июня.
Музаев Т. «Вплоть до смертной казни». В Грозном – комендантский час. // Независимая газета. – 1992. – 12 февраля.
Музаев Т. Генерал Дудаев, террористы и парламент. Кризис власти продолжается. // Независимая газета. – 1993. – 5 марта.
Музаев Т. Государственный переворот или новая коалиция. // Век. – 1997. – № 48.
Музаев Т. Дудаев идет ва-банк. Политический кризис в Чеченской Республике перерастает в вооруженный гражданский конфликт. // Независимая газета. – 1993. – 8 июня.
Музаев Т., Ильин В. Масхадов корректирует экономическую политику. // Независимая газета. – 1997. – 1 ноября.
Музаев Т. Искушение экстремизмом. Ваххабитский джихад на Северном Кавказе. // Русская мысль. – 1998. – 17-23 сентября.
Музаев Т. Кабинет реанимации. // Новое время. – 1997. – № 11 (23 марта).
Музаев Т. Кавказский треугольник. // Новое время. – 1997. – № 13 (6 апреля).
Музаев Т. Коридоры власти Грозного. // Независимая газета. – 1993. – 4 февраля.
Музаев Т. Кризис после революции. // Независимая газета. – 1993. – 24 апреля.
Музаев Т. Ломать или строить. Истоки внутриполитического конфликта в Чечне. // Политический мониторинг Института гуманитарно-политических исследований. – 1998. – № 10 (октябрь).
Музаев Т. «Матрешки» чеченского кризиса // Новое время. – 1996. – № 46 (ноябрь).
Музаев Т. Масхадов наносит ответные удары. // Русская мысль. – 1997. – 6-12 ноябри.
Музаев Т. Мятеж будет потоплен в крови? Власти Чечни настроены решительно. // Независимая газета. – 1992. – 2 апреля.
Музаев Т. На пороге гражданской войны. // Экспресс-Хроника. – 1993. – 11 июня.
Музаев Т. Наступление полевых командиров. // Независимая газета. – 1997. – 12 апреля.
Музаев Т. Новые приключения «неуловимых». // Век. – 1998. – № 2-3.
Музаев Т. «Отечестве» – за Масхадова. Президента поддерживают основные партии и общественные организации. // Независимая газета. – 1997. – 19 июня.
Музаев Т. Память Хайбаха. // Русская мысль. – 1999. – 25 февраля – 3 марта.
Музаев Т. Парламент как «третья сила»? Новая роль законодателей в общественно-политической жизни Ичкерии. // Политический мониторинг Института гуманитарно-политических исследований. – 1999. – № 3 (март).
Музаев Т. Посеявшие ветер… Общественно-политический кризис в Чеченской Республике: причины, истоки, расстановка сил. // Экспресс-Хроника. – 1993. – 27 апреля.
Музаев Т. Похитители будущего. Шариатское правление в Чечне. // Русская мысль. – 1999. – 18-24 марта.
Музаев Т. Плата за междоусобицу. // Русская мысль. – 1999. – 22-28 апреля.
Музаев Т. Президент стал президентом. Масхадов прижал ваххабитов. // Русский репортер. – 1998. – 12 августа.
Музаев Т. Принципиальный тупик. // Русская мысль. – 1999. – 29 апреля-5 мая.
Музаев Т. Режим генерала Дудаева укрепился. // Независимая газета. – 1993. – 1 июля.
Музаев Т. Рокировка в короткую сторону // Век. – 1998. – № 4.
Музаев Т. Российско-чеченский договор в центре внимания. // Независимая газета. – 1993. – 27 января.
Музаев Т. Российско-чеченские отношения: тупик конституционных принципов (1996-1998 гг.). // Политический мониторинг Института гуманитарно-политических исследований. – 1998. – № 11 (ноябрь).
Музаев Т. Северный Кавказ: Новые конфликты и старые войны. // Русская мысль. – 1999. – 13-19 мая.
Музаев Т. Смертоносные посевы. // Русская мысль. – 1999. – 1-7 апреля.
Музаев Т. Формирование кабинета министров привело к конфликту. // Независимая газета. – 1992. – 1 февраля.
Музаев Т. Фугас для президента. // Русская мысль. – 1999. – 15-21 апреля.
Музаев Т. Чеченский «пророк» в Москве. Политический портрет российского кандидата в лидеры чеченской оппозиции // Политический мониторинг Института гуманитарно-политических исследований. – 1998. – № 5 (май).
Музаев Т. Чечня: «анатомия» кризиса. // Российская Федерация (журнал). – 1995. – № 3.
Музаев Т. Чечня выбирает путь. Скрытая суть внутричеченского конфликта. // Русская мысль. – 1998. – 5-11 ноября.
Музаев Т. Чечня: вялотекущий кризис. // Русская мысль. – 1999. – 28 января-3 февраля.
Музаев Т. Чечня под ружьем. // Независимая газета. – 1992. – 17 ноября.
Музаев Т. Южный прорыв Ичкерии. Грозный ищет новых партнеров в Закавказье // Русская мысль. – 1998. – 19-25 ноября.
Musaev T. General’s Trumpf. // Chechnia. Report of an International Alert Fact-Finding Mission, September 24 – Оctober 3, 1992. – London, 1992.
Редакторская работа
Из истории рабочего класса Чечено-Ингушской Республики / Отв. ред. Т. Музаев. – Грозный, 1992.
Джабагиев В.-Г. Борьба Северного Кавказа за свободу. / Редактор-составитель и автор предисловия Т. Музаев. – Грозный, 1993.
Национальные проблемы в постсоветском пространстве. Информационно-аналитический бюллетень Агентства Новостей и Информации. Выпуск 1. / Редактор-составитель Т. Музаев. – М., 1993.
Кризис власти в России, 21-23 сентября 1993 г. Сборник документов Агентства Новостей и Информации. / Сост.: М.Демидов и Т.Музаев. – М., 1993.