Ал-Бухари. Ал-Джами ас-сахих. Китаб ат-тафсир.
(«Собрание истинных хадисов. Книга толкования Корана»)
Мухаммад б. Исмаил Абу Абдаллах ал-Джуфи ал-Бухари (194/810 – 256/870) – знаменитый суннитский мухаддис. Родился в Бухаре, много путешествовал по мусульманскому миру, умер близ Самарканда.
«Ас-Сахих» – наиболее известное сочинение ал-Бухари, составлению которого он посвятил шестнадцать лет. Согласно преданию, из 600 тысяч передававшихся в то время хадисов он путем тщательного анализа иснадов выбрал 2762 (без учета повторов) «достоверных» (ас-сахих), которые впервые сгруппировал по содержанию.
«Китаб ат-тафсир» (65-я глава) занимает в сочинении одно из важнейших мест. Она включает в себя 457 хадисов. Ал-Бухари собрал материал, посвященный каждой из сур Корана. Хадисам предпосланы краткие лексикографические замечания со ссылкой на Ибн Аббаса (ум. в 68/687 г.), Муджахида (ум. ок. 100-104/719-722 гг.) или одного из их учеников, а иногда и без ссылок. В 31 случае эти замечания и составляют содержание раздела, посвященного той или иной суре (например, сура 97).
Как показал Ф. Сезгин (Sezgin. Buharinin, XI, Арр. III), значительная часть лексического материала, приводимого ал-Бухари, восходит к труду «Маджаз ал-Куран» Абу Убайды (ум. в 210/825 г.).
Выбор хадисов демонстрирует высокие требования, которые предъявлялись автором к их достоверности. Комментируется далеко не каждый из айатов, и редко к одному айату приводится более одного хадиса. В труде ал-Бухари в качестве первопередатчиков фигурируют 76 лиц. Главным образом это асхабы, а также наиболее известные авторитеты второго поколения (Speight. Function, 73-75).
С композиционной точки зрения эта глава сочинения ал-Бухари несколько отличается от остальных. С учетом сведений о том, что перу этого автора принадлежит и труд, озаглавленный «ат-Тафсир ал-кабир» (GAL, Bd. 1, 166), «Китаб ат-тафсир» можно рассматривать как результат подготовительной работы к написанию сочинения более общего характера (Speight. Function, 74).
Коранические тексты широко привлекались ал-Бухари и в других главах «ас-Сахиха».
«Китаб ат-тафсир» отражает ранний этап развития мусульманской экзегетики, неразрывно связанный с процессом сложения сунны Пророка. Генетически этот раздел восходит к появившимся во второй половине VII в. сборникам хадисов, в основе которых лежит принцип «сунна разъясняет Коран». «Китаб ат-тафсир», по-видимому, можно считать одним из важнейших итогов развития этого направления.
Сочинение ал-Бухари «ал-Джами ас-сахих» неоднократно комментировалось, и в суннитской среде по своим достоинствам оно ставится сразу вслед за Кораном .
Сура «Лам йакун»
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
Мунфаккина – [не] переставали [держаться своего] ; каййиматун – прямая; [в выражении] дин ал-каййима слово дин стоит в сопряженном состоянии с определением женского рода.
Раздел (первый). Рассказал нам Мухаммад б. Башшар. Рассказал нам Гайдар. Рассказал нам Шуба: «Слышал я Катаду , передававшего со слов Анаса б. Малика о том, что Пророк – да благословит его Аллах и да приветствует! – сказал Убаййу: «Поистине, Аллах повелел мне прочесть тебе: «те, которые не веровали, не…». – «Он назвал меня?», – [спросил Убайй]. «Да», – [ответил Пророк], и Убайй заплакал».
Раздел (второй). Рассказал нам Хассан б. Хасан. Рассказал нам Хаммам со слов Катады, [а тот] со слов Анаса, о том, что Пророк – да благословит его Аллах и да приветствует! – сказал Убаййу: «Поистине, Аллах повелел мне прочесть тебе Коран». – «Аллах назвал тебе меня?», – спросил Убайй. Пророк ответил: «Аллах назвал мне тебя». И начал Убайй плакать». Сказал Катада: «Мне сообщили, что он прочел ему: «Те, которые не веровали из людей Писания, не…».
Раздел (третий). Рассказал нам Ахмад б. Аби Дауд Абу Джафар ал-Мунади. Рассказал нам Раух. Рассказал нам Саид б. Аби Аруба со слов Катады, [а тот] со слов Анаса б. Малика, что пророк Аллаха – да благословит его Аллах и да приветствует! – сказал Убаййу б. Кабу: «Поистине, Аллах повелел мне прочитать тебе Коран ». – «Аллах назвал тебе меня?», – спросил Убайй. – «Да», – ответил [Пророк]. – «Так я был упомянут при Господе миров?». – «Да», – ответил [Пророк]. И пролились слезы из глаз Убаййа.