Тесаев З.А.
АКХМЕР
(XIV-XV вв.)

Тесаев З.А. Акхмер (XIV–XV вв.) // Исторические личности Чечни (XI–XXI вв.). Т. I. Кн. I. Политические и общественные деятели. (Авт. – коллектив авт. Сост.: Гапуров Ш.А., Магамадов С.С.) / Под ред. Ш.А. Гапурова, С.С. Магамадова. – Грозный: АО «Издательско-полиграфический комплекс «Грозненский рабочий», 2020. – С. 105–107.

Акхмер, настоящее имя – Хаза-Пула. Сын Шовхала 2-го и внук Шовхала 1-го, или Таркхан Шовхала – феодала, владетеля Тарков. Происходит из аула Г1озуне.
После поражения, нанесенного Тимуром Османской империи, султан Государства Джалараидов и правитель Кара-Коюнлу бежали в Египет под защиту мамлюков и халифа. Когда же Тимур скончался (1405 г.), беглецы вернулись обратно, изгнали внука Тимура Абу-Бакра из Багдада, в 1408 году разбили в Азербайджане сына Тимура Миран-шаха, что привело к прекращению владычества Тимуридов на Кавказе. В 1411 году состоялось уже упомянутое ранее сражение под Чалаганом, когда туркмены Кара-Юсуфа (правителя Кара-Коюнлу) разбили союзное кавказское войско.
В рассматриваемый период Хаза-Пула находился в Египте на службе у мамлюков. Согласно рукописи М.Р. Медова, Хаза-Пула, дослужившийся в Египте до чина «акхмер», был направлен на Кавказ для управления в восточном прикаспийском владении (Тарки), что подтверждается также сообщением Аздина Вазара, согласно которому Тарки (до 1441 года) входили в состав чеченских владений (о том же в отношении XVI века утверждается и в ауховской летописи). О личности Акхмера сообщается следующее: «…полководец, мамлюкский военный офицер, стратег, человек жесткого нрава, родоначальник нескольких тайпов». Кроме Акхмера на Северный Кавказ также был направлен другой мамлюк – кабардинский князь Инал, укрепившийся в бассейне р. Кубань, изгнавший татар за Дон и начавший войну с «ференджами».
В конце XIV в. кавказцы стали играть лидирующую роль в Египте, что объясняет особое внимание мамлюков к Северному Кавказу. И.М. Фильштинский пишет: «Рост роли и влияния выходцев с Кавказа в мамлюкском войске выразился в том, что султаны стали избираться из их среды. Бурджитские султаны правили страной с 1382 по 1517 год. Начало правлению бурджитов положил султан Баркук…». Более того, в XV в. Египет был центром исламского мира: в Каире под покровительством султанов Мисра проживали халифы (духовные лидеры мусульман мира).
По всей видимости, кавказская династия мамлюков, воспользовавшись поражением Тимуридов и ослаблением их влияния в Северокавказском регионе, направила в область «Кабх» двух выдающихся предводителей, выходцев из Кавказа – Хаза-Пула и Инала. По нашему мнению, появление эмиссаров Халифата на Северо-Западном и Северо-Восточном Кавказе (Инала и Акхмера) могло состояться в 1408-1411 гг. по итогам крупных побед султана Ахмеда и Кара-Юсуфа (спасшихся ранее от Тимура в Египте) над Миран-шахом и Ибрагимом Дербенди (последний признал власть Кара-Юсуфа и стал вассалом Кара-Коюнлу). Более всего мы склоняемся к 1408 году, поскольку именно в этот период султан Джалаиридов и правитель Кара-Коюнлу находились в наибольшей зависимости от Египта, Грузия лишилась царя (1407 г.), а Дербент номинально признал власть «Татарии».
До 1441 года Хаза-Пула находился в Тарках в качестве областного правителя (феодальный владетель). Однако в том же году в результате вооруженного переворота власть в Тарках взяли оппоненты Акхмера из числа бывших ленов Тимура. Сам же Хаза-Пула удалился на Чеченскую плоскость, что, по мнению некоторых исследователей, было впоследствии описано как явление из Шама (Шамхальство) в горы современной ЧР. Хотя не исключено, что под Шамом скрывалась Сирия, входившая в состав владений мамлюкского Египта. Примечательно сообщение кумыкских источников о том, что «.. .образование этого государства (Шамхальства; имеется в виду начало кумыкского правления в Тарках. – З.Т.) относится к 1442 году». В том же 1442 году у Акхмера родился сын Мед. По имеющимся данным, Хаза-Пула укрепился в районе современного с. Шаами-Юрт, где основал поселение. Однако уже в 1454 году (в 12-летие Меда) Акхмер и его сыновья Мед и Итар (дети от первой жены) были вынуждены покинуть равнину под натиском нового неприятеля – касогов. Первым местом поселения Акхмера, где он стал воздвигать башни, был аул Геличе. Сюда Хаза-Пула явился с двумя сыновьями, 8-9 «узденями» и отрядом из 180 всадников.
В горах Хаза-Пула застал упомянутого ранее Воккхал-Пула из Вовги. В скором времени Акхмер женился на дочери Воккхала, которая родила ему еще трех сыновей – Чопу, Фоттинга, Кия и дочь Азни. Тут же возник родофеодальный союз Воккхала и Акхмера, который впоследствии столкнулся с не менее влиятельными владетелями Аргунского ущелья. В удельный период, окончательно наступивший с указанным нашествием касогов, главных феодальных соперников Акхмера в горах современной ЧР, как нам видится, составляли терлоевцы под предводительством Бийриг-Бичча, или Бичча Бирачева.
Позднее в Галанчоже начинается конфликт с католической миссией «пиренгов», с которыми, как и Инал на западе (война с «ференджами»), столкнулись чеченские владетели под общим командованием Воккхала. В числе таковых был и Акхмер. Разбитые пиренги ушли на запад (Ассинское ущелье) и восток (Мулкъа, а также старая Эг1ашбата на границе Чеберлоя), однако часть их еще оставалась на севере – в местности Ялхара. Таким образом, борьба с пиренгами не окончилась изгнанием их из Галанчожа. Акхмер распространил свое влияние по всей территории к северу от галанчожской Акки. А.С. Сулейманов в описании микротопонима «Довнечу» (Ялхара) писал: «Довнечу. урочище в ущелье, разделяющем Ялхара и Аьккха, где в прошлом проходила единственная тропинка, связывающая соседние общества. В этом ущелье воздвиг полубоевую жилую башню жестокий и своенравный феодал Акхмер и с путников взимал подорожную плату.». Однако конфликт с владетелями Ялхара имеет более глубокие корни, чем представляется на первый взгляд. На территории Ялхаройской общины в местности Терхи и сегодня на башнях обнаруживается восьмиконечный крест – знак католической миссии. Кроме того, тот факт, что слева от католического креста на крепости Терхи нарисована фигура, крайне напоминающая лилию, считающуюся в христианстве символом «непорочной девы», а также символикой французской (фиренг, пиренг) монархии, не оставляет сомнений в католическом характере данной атрибутики.
Боевые действия в Ялхарое Акхмер начал с поселения Мозарга. Позднее Акхмер «…обосновался в местечке Мозарг», где отстроил двухэтажный могильник (чеч. маьлхан каш). Слово «мозарг» представляет собой один из диалектических вариантов термина «моц1къар» (от груз. моц1къвари – священник). Селение Мозарг расположено в 3 км западнее Терхи, где, по-видимому, находился один из центров католической миссии. Следовательно, Мозарг и Терхи выступают единым ансамблем со следами пребывания христианских (католических) миссионеров (т.е. пиренгов). Это объясняет мотивацию мусульманина-Акхмера, продолжившего военные действия в направлении Ялхароя после изгнания чеченцами европейцев из Амиэ (оз. Галанчож). Собственно Амиэ располагается в 3 км южнее Терхи. Фактически Терхи был форпостом, откуда могла осуществляться дальнейшая экспансия пиренгов на Галанчож. В заключение можно сказать, что факт борьбы эмиссаров Халифата на Кавказе – Акхмера и Инала – с пиренгами (ференджами, фиренгами), очевидно, представлял собой противостояние Халифата с крестоносцами при особом акценте к отеческому региону (Кавказу) со стороны династии Бурджитов.
После начала нашествия касогов на плоскости Акхмер вместе с Воккхалом и другими соратниками организовывал и участвовал в походах на занявших плоскость чужеземцев и, впоследствии, сумел освободить ранее занятую им территорию в границах нынешнего Шаами-Юрта. В горах Акхмер заложил замок Зингала, завершенный Медом. Кроме того, состарившийся Воккхал передал Хаза-Пулу свои владения, на которых поселились трое сыновей Акхмера, после чего окончательно оформилась область галанчожской Акки.
На сегодняшний день большинство потомков Акхмара проживает в Чеченской Республике, меньшинство – в Ингушетии. Все они ныне являются выходцами из тайпов Аьккхий, Кей и Ялхарой.
Список использованных источников и литературы

  1. Тесаев, З.А. Католическая миссия в Галанчоже в начале XV века / З.А. Тесаев // Рефлексия. 2019. № 1. С. 67-74.
  2. «В стране девяти ворот» / Рукопись М.Р. Медова. – Л. 1-3 об.
  3. Тесаев, З.А. Чеченская «География» XV века, составленная по данным ученого-богослова и путешественника Аздина Вазара / З.А. Тесаев. – Грозный: АО «ИПК «Грозненский рабочий», 2018. – 256 с.
  4. Записал З.А. Тесаев со слов М.Р. Медова (1983 г.р.) и Т.Э. Медова (1966 г.р.). – Грозный, 2017, 2019.