Тесаев З.А.
ТАЙМИЕВ БЕЙ-БУЛАТ
(1779-1831)
Тесаев З.А. Таймиев Бей-Булат (1779–1831) // Исторические личности Чечни (XI–XXI вв.). Т. I. Кн. I. Политические и общественные деятели. (Авт. – коллектив авт. Сост.: Гапуров Ш.А., Магамадов С.С.) / Под ред. Ш.А. Гапурова, С.С. Магамадова. – Грозный: АО «Издательско-полиграфический комплекс «Грозненский рабочий», 2020. – С. 169–176.
Бей-Булат Таймиев родился в 1779 году в селении Шали в семье колесного мастера Тайма Ахаева. Семья Бей-Булата позднее перебралась в село Иласхан-Юрт, где состоялось его взросление. Мать Бей-Булата была уроженкой с. Чечен-Аул. У него было трое братьев, потомки которых и ныне проживают в селах Шали и Иласхан-Юрт. Сам Бей-Булат, возмужав и женившись, по-видимому, вернулся в с. Шали, где стал сельским старшиной, но впоследствии был вынужден покинуть село по причине пролившейся крови. Вблизи села Иласхан-Юрт Бей-Булат основал собственный хутор Бийболатан-Отар. Был состоятельным человеком, «.. .ему принадлежало несколько хуторов в окрестностях селений Шали, Гелдаген и Иласхан-Юрт».
Впервые в документах имя Бей-Булата обнаруживается в 1802 году, когда им было совершено нападение на казаков и пленен полковник Дельпоццо. В 1807 году Бей-Булат фигурирует в источниках как «старшина» (чеч. юрт-да) Шали и «наездник» (чеч. б1о-баьчча).
С 12 февраля по 18 марта 1807 года состоялась первая, наиболее крупная за XIX век войсковая операция царских частей под командованием генерала Булгакова, обернувшаяся тактическим поражением генерала. В документах того же года Бей-Булат фигурирует как «главный наездник» чеченцев, что указывает на военное руководство Бей-Булата над чеченскими отрядами во время похода Булгакова.
Кавказское командование в лице Гудовича осуществило частичную компенсацию чеченцам за нанесенный ущерб и установило контакты с чеченской элитой, демонстративно удостаивая, в частности, Бей-Булата капитанским чином и жалованьем, что в представлении современников было уступкой и признанием статуса народного избранника. В сентябре Таймиев был приглашен во Владикавказ, где состоялся первый этап переговорного процесса; позднее прошли переговоры Таймиева и Гудовича в Тифлисе, растянувшиеся на три месяца. Как пишет авторский коллектив научного издания «История Чечни», Бей-Булат «:.. .в обмен на формальное признание российского протектората добивался для Чечни того же, что и позже – полного внутреннего самоуправления и закрепления привилегированного положения старшинского сословия (т.е. юридический статус для Мехк-Кхеташо, который составляли, в большинстве, старшины. – З.Т.). Себя он видел главой Чечни. Очевидно, что планы Бей-Булата не встретили одобрения у российской стороны.
Пока он находился в Тифлисе, в целый ряд чеченских селений (в том числе и в Шали) были направлены так называемые «приставы» из числа представителей старой феодальной аристократии. Попытка явочным порядком «переиграть» Бей-Булата Таймиева в конечном итоге дорого обошлась российскому командованию (текст выделен мной. – З.Т.)». 16 декабря на обратном пути в Чечню во время следования группы Бей-Булата по Военно-Грузинской дороге через Дарьяльское ущелье произошло первое зафиксированное в документах покушение на убийство Бей-Булата. Уже 27 декабря 1807 года граф докладывал в центр Румянцеву: «Шалевской деревни старшина Бийбулат Тайманов, большое влияние имеющий на чеченский народ и у них первым наездником (т.е. военачальником. – З.Т.)…, имеет от народа большое к себе доверие и уважение (текст выделен мной. – З.Т.)». Гудович ходатайствовал о присвоении Бей-Булату чина подпоручика и назначения ему жалованья серебром. Ходатайство Гудовича относительно Бей-Булата было лично удовлетворено Александром I. «Слава и авторитет Бей-Булата, – пишет Л. Колосов, – после получения им офицерского звания еще более возросли. В глазах народа это выглядело как победа Бей-Булата и уступка царских властей».
Однако начавшаяся административная политика в Чечне и покушение на жизнь Бей-Булата в Дарьяле, по-видимому, навели на мысль о злом умысле царских генералов. Бей-Булат прекратил контакты с Гудовичем и в течение трех лет оказывал «.. .серьезное военно-политическое давление» на Кавказскую линию.
Летом 1809 года с подачи чеченской стороны был заключен выгодный чеченско-кабардинский военный союз. Однако в начале июня 1810 года назрановские поселенцы в одностороннем порядке нарушили условия договора о поселении у Сунжи, совершили нападение на чеченский отряд, убив также кабардинского князя Албаксида Канчокина, и пригласили русский гарнизон, нарушив тем самым чеченско-кабардинское соединение.
Весной 1811 года Кавказское управление в лице Тормасова вновь попыталось сблизиться с Бей-Булатом. В мае в Тифлисе состоялась встреча Тормасова и Б. Таймиева. Тормасов обещал чеченским старшинам, «.что Бейбулат получит все то, что желает.». В 1812 году линию Тормасова продолжил Ртищев, однако в дальнейшем отношения ухудшились.
6-го февраля 1816 года на трассе между Кази-Юртом и Лащуринским карантином чеченским отрядом был взят в плен возвращавшийся из Дербента майор Швецов; пленение офицера в дальнейшем будет приписываться Бей-Булату.
29 июня 1816 года генерал-лейтенант от инфантерии А.П. Ермолов был назначен командующим на Кавказе и уже 10 октября «.прибыл в Тифлис и вступил в командование войсками». Перед отъездом в Тифлис в сентябре сначала в Георгиевске, а затем во Владикавказе у Ермолова состоялись две встречи с Бей-Булатом. Кроме того, согласно сведениям исследователей, на встрече Ермолова с Бей-Булатом во Владикавказе стороны договорились о прекращении ведения боевых действий и восстановлении Бей-Булата на русской службе в чине поручика. Инициатива встречи приписывается Ермолову. Но впоследствии выяснилось, что Ермолов усыплял бдительность чеченцев перед началом крупномасштабных военных действий.
В 1817 году царское командование, несмотря на договоренности, приступило к строительству крепости Назрановской, а затем – Преградного Стана. На это Бей-Булат ответил заключением военного союза с аварским ханом Нур-Мухаммадом.
20-го мая 1818 года началось движение царских войск под командованием Ермолова в Чечню. Таймиев встретил противника при переходе через Терек недалеко от Старого Юрта. Затем Б. Таймиев укрепился в районе р. Нефтянки, где состоялся второй бой, однако Ермолов вышел на Сунжу и остановился здесь лагерем. Уже 10 июня началось строительство крепости Грозной. Одновременно Бей-Булат стал укреплять Ханкальское ущелье. Шли ежедневные бои. Позже на подмогу прибыл отряд под командованием Нур-Мухаммада. Бей-Булат и Нур-Мухаммад попытались окружить транспорт с провиантом и чиновниками, двигавшимися в новообразованную крепость
Грозную. В этой связи Ермолов немедленно отправил отряд под командованием Вельяминова при 4 орудиях. В момент сближения сил Бей-Булата и Нур-Мухаммада с отрядом Вельяминова рядом с селом Атаги случилась трагедия: чеченцы впервые испытали на себе разрушительную «картечь» – осколочные снаряды пушек, впервые примененные Наполеоном Бонапартом в Тулоне. Бей-Булат отступил. Позднее Ермолов написал, что «.. .в сей день чеченцы дрались необычайно смело.».
В мае 1821 года на собрании Мехк-Кхеташо в Майртупе было объявлено о подготовке ко всенародному антиколониальному движению под предводительством Бей-Булата.
К началу 1822 года к Бей-Булату присоединился герменчукский кадий Абдул-Кадыр. 9 февраля в Шалинском лесу состоялось ожесточенное сражение отрядов Бей-Булата и Абдул-Кадыра с Грековым. В этом сражении был убит Абдул-Кадыр. Затем Бей-Булат изменил тактику, разделив войска на отряды.
Летом Бей-Булат начал переселение «мирных» притеречных чеченцев ближе к горам для предотвращения их насильственной мобилизации в милицию.
В 1823 году Бей-Булат пережил очередное покушение на убийство, организованное Грековым.
1 января 1824 года в Эрпели в ставку к генералу Ермолову прибыл на переговоры Бей-Булат, получивший гарантии безопасности от шамхала Мехти-хана. Бей-Булат, желая предотвратить походы царских войск до окончания подготовки к движению, добивался временного мира.
Весной 1824 года Бей-Булат посетил Магомеда Ярагского и сам ознакомился с его программой газавата и священной войны. Затем состоялся приезд Махомы Кудуклая в Чечню вместе с Бей-Булатом. Также к подготовке восстания был привлечен проповедник Авх, именуемый некоторыми источниками «Бейбулатовским имамом», и шахский эмиссар Нох-хан – сын Сурхай-хана Казикумухского.
Через пять дней, 29 мая 1825 года, в Майртупе в торжественной обстановке открылся съезд Мехк-Кхеташо, на котором присутствовали представители различных обществ Северного Кавказа, а также духовенство. Было объявлено о начале масштабного антиколониального движения. Имамом, или духовным руководителем, был провозглашен Махома; Бей-Булат, являясь единственным фактическим лидером движения, возглавил его организационную и военную часть. Также была заслушана пореформенная программа Бей-Булата. Это было началом строительства административной государственной системы под руководством Б. Таймиева.
В июле 2-тысячный конный отряд под руководством Бей-Булата и Махомы выступил из Майртупа к Шали, а затем занял село Атаги. Греков двинулся к ставке Бей-Булата, однако Таймиев не стал принимать бой и отошел к селению Гойты, поскольку ему еще предстояло завершить пополнение ополчения. В ночь с 7 на 8 июля Бей-Булат внезапно напал на Амир-Аджи-Юртовское укрепление. Крепость пала. Отправив трофейную пушку в горы, Бей-Булат двинулся к Сунже и завладел крепостью Злобный Окоп. Затем Таймиев направился вверх по Сунже к Преградному Стану; укрепление было частично сожжено. Далее началась осада чеченцами Герзель-Аульской крепости. На шестой день осады Лисаневич и Греков, собрав все имеющиеся силы, подошли к осажденному Герзель-Аулу; чеченцы отступили из-за преимущества русских (артиллерия) в открытой местности. Однако 16 июля в результате кровавого инцидента в крепости Герзель-Аул Лисаневич и Греков были убиты чеченцем Учар-Хаджи. Через несколько дней в Аксай триумфально вошел Бей-Булат Таймиев и два имама – Махома Кудуклай и Авх.
Ориентировочно 17 июля в Майртупе очередной съезд Мехк-Кхеташо объявил о проведении голосования за избрание Бей-Булата правителем Чечни. Дагестанское духовенство покинуло собрание, выражая этим свое недовольство. Выборы прошли в Иласхан-Юрте. Бей-Булат стал правителем (Мехк-Да), получив всяческие полномочия и приступив к созданию административной системы.
Во вторую половину 1825 года Таймиев реформировал государственное устройство по типу западного, формируя администрацию под личной присягой и организуя, помимо ополчения, регулярный полк, размещенный им в пределах Ханкалинского ущелья.
В августе Бей-Булат учредил по всей стране сельские администрации, назначив старшин и подчиненных им тургаков. 29 числа он провел показательный штурм крепости Грозной, малым числом сумев пробиться в укрепление и удержать в течение нескольких часов казарменное помещение, после чего покинул Грозную через главные ворота, а на следующий день сообщил в Атагах о совершенной атаке. Также Таймиевым были уничтожены нефтяные колодцы, сожжен сторожевой пост и взят в плен племянник брагунского князя.
21 октября Бей-Булат во второй раз отправил в Кабарду конный отряд для поддержки и выручки восставших кабардинцев. 26 числа состоялось знаковое Ханкалинское сражение Таймиева с подполковником Сорочаном, который отступил в крепость Грозную. А в ноябре случилось не менее значимое событие: 20 числа Бей-Булат Таймиев организовал засаду для поимки Ермолова, однако густой туман помешал этому. Через четыре дня Бей-Булат занял Кули-Юрт (близ Грозной). 31 декабря Б. Таймиев передал Ермолову требования Чечни.
26 января 1826 года Ермолов двинул войска через Ханкалу к Большим Атагам. В село Чахкери, где расположился Бей-Булат Таймиев, прибыли воины из Мичига, Нохчмохка, а также Магомед Кудуклай с отрядом. Ермолов устроился лагерем в Больших Атагах, подвергаясь небольшим атакам чеченцев. На следующий день нападению подвергся отряд из казаков и солдат, присматривавший переправу через Аргун. Через два дня Ермолов начал сворачивать лагерь, который вновь подвергся атаке с фланга.
30 января царский отряд сжег покинутый чеченцами Чахкери. В километре от села столкнулось 3-тысячное чеченское ополчение под предводительством Б. Таймиева и экспедиционный корпус под командованием А. Ермолова. Состоялось Чахкеринское сражение. Ермолов спешно отступил в Грозную, в которую прибыл 2 февраля. 27 апреля Б. Таймиев дал сражение при Урус-Мартане, а 2 мая – у Шали.
В мае началась первая заграничная поездка Бей-Булата в закубанскую Черкесию, Анапу (к местному паше), Турцию и Персию (по некоторым данным, состоялись встречи с султаном и пашой). Во второй половине июля Таймиев вернулся из Тебриза (столица Персии) в Чечню и поддержал кахетинского царевича Александра, возглавив 2 тысячи «лезгин» в с. Таначи. Осенью 1826-го – весной 1827-го годов состоялась вторая заграничная поездка Бей-Булата.
С конца 1827 по 1829 год шли переговоры Б. Таймиева и депутатов Мехк-Кхеташо с шамхалом Мехти-ханом о посредничестве последнего в заключении мира с Россией на условиях вхождения Чечни в состав государства на правах доминиона – полностью внутренне автономной страны-члена империи. В феврале 1829 года Мехти-хан известил нового кавказского наместника, графа Паскевича, о ходе переговоров с чеченской стороной и передаче Бей-Булату аманата – своего племянника Мамед-бека.
4 марта в Тарки прибыли Б. Таймиев и 120 депутатов Мехк-Кхеташо на выездное совещание, где было заключено предварительное соглашение о мире с Россией и выдаче аманатов шамхалу. Сыновьями (в качестве аманатов) обменялись Бей-Булат и Мехти-хан. Уже 7 апреля состоялся второй съезд Таймиева и 105 депутатов Мехк-Кхеташо в Тарках. Паскевич пригласил Бей-Булата в Тифлис.
6 июня Бей-Булат с товарищами, а также с А.С. Пушкиным, для которого Таймиев стал «порукой в безопасном переезде через горы», прибыли в Тифлис. Тем временем, генералитет, не желавший мирного решения «чеченского вопроса», 7 числа предложил в донесении Паскевичу устранить Таймиева и всю чеченскую делегацию, на что наместник на Кавказе ответил категорическим и осудительным отказом.
25 июня чеченская делегация во главе с Бей-Булатом Таймиевым была направлена из Тифлиса в Главный действующий корпус (русско-турецкий фронт) для продолжения переговоров и в целях удержания чеченцев до разрешения конфликта с Турцией. 29 числа делегация прибыла в Александрополь. В июле и августе Таймиев и его товарищи пребывали в главной квартире действующей армии при графе Паскевиче. В ходе переговоров Бей-Булат вновь озвучил условия чеченской стороны (статус доминиона и полная внутренняя автономия). 7 июля Бей-Булат был на званом обеде у Паскевича, где присутствовал А.С. Пушкин. Уже к осени Николай I утвердил временное Положение о статусе Чечни, предложенное графом Паскевичем с учетом условий чеченской стороны (доминион, внутренняя автономия, привилегированный статус Мехк-Кхеташо и Таймиев в роли лидера Чечни). Это стало главным политическим событием в истории русско-чеченских взаимоотношений в первой трети XIX века. Бей-Булату Таймиеву удалось добиться мирного и самого выгодного решения «чеченского вопроса». Он стал фактическим руководителем Чечни – доминиона Российской империи. С этого времени Бей-Булат Таймиев начал подписывать документы как «Граф Чеченский».
28 апреля 1831 года граф Паскевич-Эриванский был срочно отозван с Кавказа в Польшу в связи с начавшимся там восстанием. Бей-Булат Таймиев остался наедине с генералитетом – «партией войны» и противником мира с Чечней. Как итог, 14 июня того же года во время движения от крепости Ташкечу Мехк-Да, или правитель Чечни, легендарный Бей-Булат Таймиев был убит при невыясненных обстоятельствах (официальная версия выглядит неправдоподобно). Вместе с ним умерла и мечта о мире: война продолжалась в течение еще 30 лет.
Список использованных источников и литературы
- Айдамиров, А. Хронология чеченской истории // Собр. соч. в 6 т.: Т. 6. – Грозный, 2005. – 402 с.: ил.
- Акты, собранные Кавказской археографической комиссией: в 13 т. Т. I. – Тифлис: Тип. Главного Управления Наместника Кавказского, 1866. – 827 с.
- Акты, собранные Кавказской археографической комиссией: в 13 т. Т. III. – Тифлис: Тип. Главного Управления Наместника Кавказского, 1869. – 767 с.
- Акты, собранные Кавказской археографической комиссией: в 13 т. Т. IV. – Тифлис: Тип. Главного Управления Наместника Кавказского, 1870. – 1019 с.
- Акты, собранные Кавказской археографической комиссией: в 13 т. Т. V. – Тифлис: Тип. Главного Управления Наместника Кавказского, 1873. – 1187 с.
- Акты, собранные Кавказской археографической комиссией: в 13 т. Т. VI. Ч. I. – Тифлис: Тип. Главного Управления Наместника Кавказского, 1874. – 957 с.
- Акты, собранные Кавказской археографической комиссией: в 13 т. Т. VII. – Тифлис: Тип. Главного Управления Наместника Кавказского, 1878. – 1011 с.
- Бибулатов, В. Славный Бейбулат, гроза Кавказа… / В. Бибулатов // Вести Республики. – 7 августа 2008 года. – № 149 (831).
- Духаев, А. Бейбулат и его потомки / А. Духаев // Халкъан дош. – 2 февраля 2009 г. – № 10-11 (8114-15). – С. 5.
- Записки А.П. Ермолова. 1798-1826 гг. / Сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент. В.А. Федорова. – М.: Высш. Шк., 1991. – 463 с.: ил.
- История Чечни с древнейших времен до наших дней: в 4-х т. Т. 3: История Чечни. XIX в. / Отв. редактор Я.З. Ахмадов. – Грозный: ФГУП «Издательско-полиграфический комплекс «Грозненский рабочий», 2013. – 656 с. с ил.
- Колосов, Л.Н. Славный Бейбулат / Л.Н. Колосов. – Грозный: Чечено-Ингушское издательско-полиграфическое объединение «Книга», 1991. – 176 с.
- Пушкин, А.С. Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года / А.С. Пушкин. – 2-е изд. – Париж: Издание С. Лифаря, 1935. – 78 с.
- РГВИА. Ф. 386. Оп. 1. Д. 2873.
- Тесаев, З.А. Миграционные и урбанизационные процессы в ходе становления города Грозного / З.А. Тесаев // Нана. – 2017. – № 4 (167). – С. 28-35.
- Тесаев, З.А. Институт «Мехк-Дай» в истории Чечни (XVI – 1-я треть XIX в.) / З.А. Тесаев. – Грозный АО «ИПК «Грозненский рабочий», 2019. – 688 с.: ил., карт.
- Утверждение русского владычества на Кавказе. – Тифлис: Тип. Штаба Кавказского военного округа, 1904. – Т. III. Ч. 1. – IV, XI, 527, XXI с.: ил., карт.
- ЦГИАГ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 2425.