Тесаев З.А.
АРЦУ ЧЕРМОЕВ
(1825-1895)

Тесаев З.А. Арцу Чермоев (1825–1895) // Исторические личности Чечни (XI–XXI вв.). Т. I. Кн. I. Политические и общественные деятели. (Авт. – коллектив авт. Сост.: Гапуров Ш.А., Магамадов С.С.) / Под ред. Ш.А. Гапурова, С.С. Магамадова. – Грозный: АО «Издательско-полиграфический комплекс «Грозненский рабочий», 2020. – С. 457–462.

Арцу Чермоев родился 16 июля 1825 года. Фамилию Арцу получил по отчеству (в чеченском языке оно стоит перед именем – Чермон Орцу). Будущий генерал-майор царской армии был женат на трех женщинах, которых звали Тавруз, Зайбула и Чунка, и имел 11 детей. От Тавруз у Арцу были сыновья: Арслахан, Арсемик-Барятинский, Даниэль-Султан, Абдул-Азиз; от Зайбулы – сыновья: Абдул-Муслим, Абдул-Меджид (он же Тапа), дочери: Сапийнат, Сабий-Бат, Кабахан, Айзанат; от Чунки – дочь Ольмисха.
До 1871 г. в отдельных документах А. Чермоев фигурировал как Арц Чермоев и Арц Чермаев. В армию Арцу вступил «волонтером» 2 июля 1842 года. По-видимому, решение о вступлении в ряды царских войск было обусловлено также фактом службы его отца.
5 января 1846 года Чермоева назначили переводчиком восточных языков и произвели в прапорщики милиции. О времени службы А. Чермоева в документах сообщается, что к выслуге на государственную пенсию принимался отрезок от 5 января 1846 по 24 сентября 1871 года. Имеются и подробные сведения о званиях и должностях Арцу до 1871 года:

  1. Подпоручик с 27.08.1849;
  2. Поручик с 15.03.1852;
  3. Штабс-капитан с 13.06.1852;
  4. Капитан с 18.07.1854;
  5. Майор с 26.08.1856;
  6. Подполковник с 29.05.1859;
  7. Начальник Ичкеринского участка (с 1861 г.);
  8. Полковник с 18.12.1862;
  9. Начальник охранной стражи с 1.05.1863;
  10. Командующий 2-м дивизионом Терского конно-иррегулярного полка с 18.07.1864;
  11. Командир 5-й сотни Терской постоянной милиции с 26.02.1866;
  12. Генерал-майор (был зачислен по армейской кавалерии и освобожден от должности командира 5-й сотни Терской постоянной милиции с 24 сентября 1871 года).
    Вплоть до окончания Кавказской войны на Северо-Восточном Кавказе Арцу Чермоев продолжал состоять в армии в должности переводчика восточных языков. 20 июня 1856 года капитан Арцу Чермоев был рекомендован к направлению в Москву в качестве кавказского депутата на августовскую церемонию коронации Александра II, поскольку Арцу знал чеченский, кумыкский, осетинский и, собственно, русский языки. Обстоятельство немаловажное, поскольку представители разных кавказских народов не могли общаться друг с другом без переводчика. Рапорт с прекрасной характеристикой и рекомендацией был подан командующим Левым флангом Кавказской линии генерал-майором Евдокимовым Козловскому.
    Арцу Чермоев принимал участие в действиях армии на Кавказе в 18421860 годах и в 1864 году. Арцу Чермоев в звании штабс-капитана в составе милиции Егерского Генерал-Адъютанта Князя Воронцова полка под руководством генерал-майора Бакланова 6 марта 1854 года участвовал в столкновении при движении от укрепления Урус-Мартан вверх по течению р. Тенги между разрушенными аулами Белгатой и Чугой. 2-4 июля 1854 года Арцу Чермоев в звании штабс-капитана участвовал в экспедиции генерал-майоров Бакланова и Пулло в междуречье рек Шавдона и Басса, предпринятой из укрепления Воздвиженского. Столкновения происходили с войсками, предводительствуемыми наибом Талгиком. 16 июля 1854 года Арцу Чермоев в составе полусотни Грозненской милиции под командой штабс-капитана Арамовича участвовал в разведке окрестных крепости Грозной сел. Наткнувшись на отряд численностью более 150 человек, милицейская полусотня, спешившись, заняла оборону, окружив себя лошадьми. Бой, продолжавшийся более часа, окончился с приходом подмоги из крепости и ближайших аулов. Генерал-майор барон Врангель позднее писал в рапорте
    Военному Министру князю Долгорукову о том, что хладнокровная распорядительность и мужество штабс-капитана Арамовича и Арцу Чермоева стали причиной малой потери со стороны отряда. После рассвета 1-го сентября 1854 года Арцу Чермоев из крепости Грозной в составе милиции экспедиционного корпуса, руководимого генерал-майором Врангелем, перешел р. Аргун у с. Топли. В пространстве между рр. Аргун и Джалка состоялось сражение. Также Арцу Чермоев в звании капитана участвовал в декабрьских рейдах в том же междуречье рр. Аргун и Джалка. Подполковник Белик в своем рапорте сообщал об участии сотни милиции под командованием майора Арцу Чермоева в нападении на бекет, состоявший из 8 человек и взятый в бою шашками. Событие произошло в 1857 году на Устархановском поле между рр. Гойта и Энгелик.
    В 1859 году, состоя в милиции в звании подполковника, Арцу продолжал числиться словесным переводчиком Левого фланга. Лишь в 1861 году, когда пленением Байсангура Беноевского прекратилось сопротивление чеченцев, Арцу назначили Начальником Ичкеринского участка.
    В 1860 году военное командование ходатайствовало о выделении Арцу Чермоеву и некоторым другим офицерам-туземцам царской армии земельного надела на территории Терской области. В рапорте Помощника Командующего войсками в Кубанской и Терской областях по управлению Терскою областью за № 1267 от 22-го мая 1861 года на имя вышеупомянутого А.П. Карцова сообщалось о разрешении отвести в потомственное владение земельные участки полковнику Курумову и подполковнику Чермоеву. Согласно рапорту, указанные участки уже были выделены офицерам. Планы и межевые журналы, упомянутые в рапорте на имя А.П. Карцова, представляли собой карту Ханкальских гор с нанесенными на нее чертежами передаваемых офицерам земельных наделов.
    Постоянное упоминание Касима Курумова и Арцу Чермоева вместе было неслучайным. На вышеупомянутой карте желтым и синим цветом обозначены территории, выделенные А. Чермоеву и К. Курумову, соответственно. Раздел их наделов был произведен по естественному водоразделу речки, протекающей между высотами Суьйра-Корта и Джами-Барз по территории местности Шина-Суьйра-юкъ (с. Пригородное). Как следует из материалов документов, Чермоеву и Курумову было выделено по 556 десятин земли. Однако завершение оформления указанных наделов растянулось на несколько лет. М.Т. Лорис-Меликов в письме А. Карцову (№ 1181 от 12-го мая 1865 г.) разъяснял, что причиной столь длительной задержки было желание отложить решение земельного вопроса до начала работы Комиссии Терской области по личным и поземельным правам коренного населения региона. Окончательно вопрос решился, вероятно, в 1867 году, что следует из предписания царя к начальнику Терской области от 6 апреля 1867 года за № 1543.
    На карте 1877-1878 гг. в Ханкальском ущелье отображены напротив друг друга населенные пункты «Арцу-юрт» и «Касим», которые ясно указывают на имения Арцу Чермоева и Касима Курумова. Границей между населенными пунктами служила дорога, идущая от Старых Атагов к Ханкальскому посту вдоль речки Шовда, или Хан-Кала (на карте 1825 года обозначен одноименный хутор Шавдон на левом берегу речки у восточного склона Суьйра-Корта). Современные 35-й, 58-й участки Грозного, а также все левобережье р. Хан-Кала, или Шовда, на протяжении почти 4 км входили в чермоевский надел. Урочище на восточной стороне Суьйра-Корта и ныне известно как Орцин мохк. Другое название – Шина Суьйран юкъ. Примечательно, что именно здесь Таймиев Бей-Булат расположил пятисотенный гарнизон (постоянные войска), охранявший Ханкальское ущелье. Место это именовалось Таймин Бийболатан б1о лаьттина меттиг.
    Отметим также, что в середине 70-х годов XIX века в Грозном в числе 468 каменных и кирпичных строений был дом Арцу Чермоева.
    Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Арцу Чермоев командовал Чеченским Конно-иррегулярным полком. Данный полк был сформирован 15 января 1877 года и к середине февраля уже насчитывал около 600 человек из округов Терской области, населенных чеченцами. При наступательных действиях в Восточной Турции полк принял участие в Авлияр-Аладжинском сражении на передовых позициях. Как писали в «Тифлисском вестнике», чеченцы неслись вперед и вперед, подобно урагану. Окончание упомянутого сражения открыло перед русской армией город Эрзерум. Однако в ходе боев Чеченский полк лишился более четверти личного состава, хотя и удостоился наградного знамени, а также знаков с надписью «За отличие в Турецкую войну» для головных уборов воинов.
    В 1877 году, 12 апреля, Арцу Чермоев участвовал в событиях при переходе главных сил действующего корпуса на Кавказско-Турецкой границе под командованием генерал-адъютанта Лорис-Меликова и авангарда Ахалцихского отряда, которым командовал генерал-лейтенант Девель. 24 апреля Арцу состоял в отрядах, захвативших город Кагызман. Имеются подробные сведения об участии А. Чермоева в русско-турецком конфликте до октября 1877 года.
    Вместе с тем, сразу с началом русско-турецкой войны на Кавказе вспыхнуло восстание, которое, по иронии судьбы, возглавил родной кузен А. Чермоева по его отцу – Алибек-Хаджи Алдамов. Арцу был внезапно отозван с фронта. Чеченский полк оставался при действиях на турецком фронте. Чермоеву была поручена миротворческая миссия: убедить кузена, а вместе с ним – других восставших, отказаться от своего замысла и разойтись по домам. 16 мая А. Чермоев, согласно документам, присутствовал при действиях Свистунова во главе Даргинского отряда в хуторах Байтарки, Симсар и близ
    Юрт-Ауха. Однако уже 20 мая Чермоев принимал участие в рекогносцировке Лорис-Меликовым Шорахских и Чахмахских укреплений, т.е. на турецком фронте, что указывает на краткосрочность поездки Арцу. Турецкий город Карс войска, в том числе полк Арцу, начали осаждать 22 мая. Учитывая же тот факт, что Чермоев прибыл из Грозной в Ножай-Юрт лишь 8 мая, его пребывание в юго-восточной Чечне продлилось не более недели, а значит участия в подавлении восстания Алибека-Хаджи он не принимал, а попытки убедить Алдамова отказаться от сопротивления оказались безуспешными.
    Уже к 80-м годам был поднят вопрос о введении воинской повинности в Терской области. 18-го ноября 1883 года на совещание по вопросу введения воинской повинности в качестве эксперта был приглашен Арцу Чермоев. Однако вместо обязательной службы было принято решение о введении налога, сохраняя при этом право добровольного вступления в ряды царских войск.
    В 1888 году вошедший на престол император Александр III приехал на Кавказ, прибыв во Владикавказ через Ростов-на-Дону. Во Владикавказе по случаю приезда монаршей особы состоялся большой парад, на котором сборный полк Терской области возглавлял генерал-майор Арцу Чермоев. Здесь же присутствовала и большая чеченская делегация.
    В феврале 1894 года на сына Арцу Чермоева Даниэль-Султана Чермоева была написана анонимка с обвинениями в возмущении народа, политических призывах к отмщению и т.д. Начальник Грозненского округа Терской области Степанов, проводивший расследование, не нашел подтверждения фактам указанным в анонимке. Дело было закрыто 19-го апреля 1894 года.
    Арцу Чермоев скончался в сентябре 1895 года. В свидетельстве о смерти Арцу имелось обобщенное указание на место его захоронения. Русскоязычный перевод арабского текста документа буквально сообщал следующее: «Свидетельство. Я, Грозненский Окружной Кадий, сим свидетельствую, что в городе Грозном умер 27-го Сентября 1895-го года Генерал-Майор Арцу Чермоев, который похоронен в собственном имении, отстоящем от города Грозного в 8-ми верстах (Ханкальское ущелье), в чем подписом и приложением именной печати свидетельствую. 2-го Октября 1895 года, гор. Грозный, Грозненский Окружной Кадий.
    С арабского на русский язык переводил Кадий Юсуп Абдулкадыров» [1, л. 7].
    Мемориал над могилой А. Чермоева представлял собой огромную плиту, выложенную поверх могилы, и памятную стелу в виде дерева. По свидетельству уроженцев селения, памятник демонтировали в последней четверти XX века: стелу выставили в краеведческом музее в Грозном, а затем убрали. Позднее мы выяснили, что монумент долгое время хранился в запасниках музея. В настоящее время стела выставлена у входа в Национальный музей Чеченской Республики.
    Арцу Чермоев одним из первых чеченцев дослужился до звания генерала российской армии. Его соратники, а также подчиненные Чеченского полка не раз добывали себе славу и признание на внешних фронтах в боях за интересы Российской империи. К концу своей военной карьеры Арцу стал одним из самых известных и приближенных монаршей семьей «туземцев» Северо-Восточного Кавказа.
    Арцу Чермоев сыграл важную роль в деле укрепления русско-чеченского боевого содружества, заложив, по всей видимости, основы для возникновения его нового образа.
    Список использованных источников и литературы
  13. РГВИА. Ф. 400. Оп. 12. Д. 20081.
  14. РГВИА. Ф. 846. Оп. 16. Д. 6644. Ч. 3.
  15. Ибрагимова, З.Х. Мир чеченцев. XIX век / З.Х. Ибрагимова. – М.: Пробел-2000, 2007. – 1024 с.: ил.
  16. Акты, собранные Кавказской археографической комиссией: в 13 т. Т. XII. – Тифлис: Тип. Канцелярии Главнокомандующего гражданской частью на Кавказе, 1904. – 1552 с.
  17. Ибрагимова, З.Х. Чеченский народ в Российской империи: адаптационный период / З.Х. Ибрагимова. – М.: Пробел-2000, 2006. – 756 с.: ил.
  18. Сулейманов, А.С. Топонимия Чечни. Научно-популярное издание / А.С. Сулейманов. – Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2012. – 726 с.
  19. ЦГИАГ. Ф. 545. Оп. 1. Д. 3214.
  20. РГВИА. Ф. 15261. Оп. 1. Д. 144.
  21. Записал З.А. Тесаев со слов А.А. Дабаева (1956 г.р.). Пригородное, 2013.
  22. Саидов, И.М. Некоторые особенности общественного быта / И.М. Саидов // Очерки истории ЧИАССР. – Грозный, 1967. – Т. 1.
  23. ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Д. 84.
  24. Потто, В.А. Царская семья на Кавказе. 18 сентября – 14 октября 1888 года /
    B. А. Потто. – Тифлис, 1889. – [4], 228 с.
  25. АУП ЧР. Ф. 236. Оп. 2. Д. 386.
  26. Аюбов, З.У. Рогун-Кажа и рогункажинцы / З.У. Аюбов // Вайнах. 2017. №4.
    C. 91-96.
    РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КОМИССИЯ ПО ВОПРОСАМ
    ИСТОРИИ ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА
    АКАДЕМИЯ НАУК ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
    ИСТОРИЧЕСКИЕ
    ЛИЧНОСТИ ЧЕЧНИ
    (XI-XXI вв.)
    Том I
    Книга I
    Политические и общественные
    деятели
    АО «ИПК «Грозненский рабочий» – 2020