Составитель — Кириллина Светлана Алексеевна
ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ
ТЕМА I. ИСЛАМ (ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ)
Предмет и задачи лекционного курса. Ислам – третья и самая молодая мировая религия. Карта современного «мусульманского ми-ра»: регионы распространения ислама, численность и этническая принадлежность его приверженцев. Критерии принадлежности к духовному миру ислама. Фактор преемственности в становлении и развитии исламского социокультурного комплекса. Многоликие региональные проявления мусульманской религии и общеисламские принципы, духовные ориентиры и ценности, объединяющие мусульман и отличающие ислам как идеологическую систему от других религий. Интеграционный потенциал ислама и его культурно-цивилизационная функция. Действенность «исламского фактора» в мировой политике. Ислам в постсоветском пространстве.
ТЕМА II. ИСТОКИ И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСЛАМА
Социально-экономические и политические отношения в Аравии накануне зарождения ислама . Идейно-политические факторы складывания исламского вероучения. Этнополитические процессы на Аравийском полуострове. Ислам как закономерный этап эволюции религиозного сознания населения Аравии. Полиформная религиозная ситуация в эпоху джахилийи (язычества). Древняя политеистическая традиция в Аравии – последнем бастионе семитского язычества. Идолопоклонство, тотемизм, фетишизм, астральные культы. Постепенное сложение общеаравийского пантеона божеств. Служители храмов и идолов, их социальный статус. Роль прорицателей – кахинов в религиозной жизни Аравии. Усиление позиций Мекки и ее святилища Каабы в качестве главного идеологического центра Западной Аравии. Племя курайш, его привилегированное положение. Ранние тенденции перехода к единобожию: «йеменский монотеизм» в Южной Аравии. Поиски объединительной идеологии. Исконно аравийское духовное течение – ханифизм; монотеистические идеалы ханифов как один из источников мусульманского вероучения. Аравия на стыке религиозных потоков: христианство и иудаизм на Аравийском полуострове, главные пути их проникновения и основные центры; зороастризм. Древнейшие мифологические представления, адаптированные впоследствии исламом.
Культурные достижения аравийцев до ислама. Уровень развития материальной культуры. Завоевания в письменной культуре: от первых протоарабских надписей до сложения алфавитного письма. Высокоразвитая устная традиция: формы сакрального языка, поэтического языка (койне), обиходно-бытового языка межплеменного общения. Роль ораторского искусства и искусства стихосложения в культуре Аравии. Этноисторические представления аравийцев.
ТЕМА III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА
Основные вехи биографии Мухаммада (р. в 570 г.): легенды и исторические реконструкции. Источники по теме и степень их достоверности.
Начало религиозной проповеди в Мекке (610 – 622 гг.):
Детство и отрочество Мухаммада. Образ жизни и социокультурный фон. Род и семья. Абу Талиб. Участие в торговых предприятиях и женитьба на Хадидже. Духовные искания будущего пророка. Знакомство с содержательной стороной монотеистических учений. Подготовка к пророческой миссии. Первое откровение. Побудительные мотивы, обусловившие откровения Мухаммада. Доисламские языческие представления, определившие практику получения пророческих откровений. Усвоение социально-политического опыта общественно значимых аравийских персоналий – ханифов, провидцев и прорицателей – кахинов, племенных ораторов – хатыбов, племенных вождей – сайидов, третейских судей – хакимов, поэтов – ша‘иров. Переход от тайной к публичной проповеди нового вероучения. Формирование общины мусульман в Мекке. Содержание первоначальных проповедей Мухаммада: их оригинальные арабские черты и трансформировавшиеся в аравийской языческой среде элементы христианской и иудейской догматики. Мухаммад и его учение в восприятии современников. Успехи исламского вероучения среди жителей Мекки, недовольство мекканской верхушки и его причины. Гонения мусульман. Заключение Мухаммадом союза с жителями Ясриба. Значимость присущего исламу интегративного импульса.
Мединская община Мухаммада и победа ислама в Аравии (622–632 гг.):
Переселение Мухаммада и его сподвижников (сахаба) в Ясриб (Медину) – хиджра и ее причины. Взаимоотношения между муха-джирами и ансарами. Формирование общины и начало сложения мусульманской обрядности и догматики. Противостояние Мекки и Медины и ее исход. Первая вооруженная экспедиция мусульман против мекканцев (623 г.). Начало борьбы между Меккой и Мединой. Битва при Бадре (624 г.) и ее последствия. Разгром мусульман при горе Ухуд (625 г.). Зарождение исламской государственности: мединская община – умма как прообраз мусульманского общества и государства. Осада Медины мекканской армией и ее неудача (626г.). Попытка Мухаммада совершить паломничество в Мекку. Худайбийское перемирие (628 г.) и его пропагандистское значение. Нарушение перемирия мекканцами. Поход мусульман на Мекку и взятие города (630 г.). Распространение ислама в Аравии. Сопротивление «лжепророков». Кончина Мухаммада (632 г.) и проблемы преемства власти в мусульманской общине. Историческая роль Мухаммада. Личность Пророка в интерпретации мусульманской традиции, религиоведов и историков разных поколений.
ТЕМА IV. ЭПОХА ВЕЛИКИХ АРАБСКИХ ЗАВОЕВАНИЙ.
ИСЛАМ ЕДИНЫЙ, ИСЛАМ РЕГИОНАЛЬНЫЙ
Роль ислама в сплочении племен Аравии. Борьба с «возвращением» к язычеству – движением ридда при халифе Абу Бакре (632 – 634 гг.). Идея «вселенской миссии» ислама как порождение поздней исламской историографии. Побудительные мотивы и объективные причины исламской экспансии за пределы Аравийского полуострова. Организаторская роль ислама как одной из движущих сил завоеваний. Ислам как знамя завоевательных походов при халифе Омаре (634 – 644 гг.). Факторы упрочения позиций ислама на завоеванных территориях: веротерпимость, налоговые и прочие льготы для принявших ислам. Восприятие ислама в различных культурно-циви-лизационных условиях. Адаптация исламских норм к нормам, заимствованным из других культурно-религиозных систем и историко-культурных регионов. Две модели исламизации: «завоевание» и «мирная». «Формальная» и «внутренняя» исламизация. Всемирно-историческое значение завоевательного движения арабов-мусульман VII – VIII вв. Дальнейшее распространение ислама: мир ислама в средневековье и на пороге нового времени.
«Гомогенность» и «гетерогенность» ислама. Проблема соотношения «идеального» ислама с реальными формами его бытования в различных регионах его распространения. Теория «трех стадий» исторической эволюции ислама как идеологической системы. Первая – «кораническая» (закрепление в Коране несистематизированного комплекса религиозно-политических установок, правовых и этических норм – ценностных ориентиров для последователей ислама). Вторая – стадия «лимитированного плюрализма» (стадия интенсивной идейной борьбы и разногласий, породившая главные направления ислама, толки и школы богословско-правового характера; саморегуляция разнообразных форм религиозной идеологии общеисламскими установками). Третья – «региональная», связанная с укоренением ислама в сознании населения «периферийных» регионов мусульманского мира и со сложением региональных форм его бытования. Широкий спектр специфически исламских внутрирегиональных проблем.
ТЕМА V. ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ И ГЕНЕЗИСА
РАННЕГО ИСЛАМА В МИРОВОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
История толкования исторической и социокультурной сущности исламской религии. Оценка ислама на Западе в средневековую эпоху. Возникновение научного исламоведения в XIX в. Проблема религиозных взаимовлияний в исламоведческой литературе. Европоцентризм как основа поисков внеисламских корней третьей мировой религии: ислам как «образец всеобъемлющего синкретизма» и «арабская адаптация библейского монотеизма» («христианская версия» происхождения ислама и версия «иудейской доминанты» в мусульманской религии). Становление отечественной историографии по проблеме: «торгово-капиталистическая», «земледельческая», «бедуинская» теории происхождения ислама; «ислам как идеология раннефеодального общества» и «ислам как продукт рабовладельческих отношений в Аравии». Интенсификация фундаментальных исламоведческих исследований в мировой науке на современном этапе. Подход к исламу как к продукту культурного развития аравийского общества, впитавшего в себя многообразные традиции ближневосточного цивилизационного массива. Теория «культурного синтеза».
ТЕМА VI. КОРАН И КОРАНИСТИКА
Традиционная мусульманская концепция коранических откровений. История создания и «канонизации» текста Корана. Первые опыты составления Корана. Кодекс первого свода. Османова редакция. Идейно-политическая борьба, связанная с редакцией Корана. Последующая унификация коранического текста: устранение разночтений и разнописаний. Рецитация Корана (‘иль аль-кыра’а): варианты чтений.
Текст Корана: структура, состав, общая характеристика содержания. Легенды, притчи, эпические сказания, элементы полемики. Основы вероучения, догматики и культово-обрядовой практики. Коран как «арабский судебник». Коранические сюжеты и образы, восходящие к библейскому кругу. Коран как историко-литературный памятник, отражающий развитие традиционных форм религиозной жизни Ближнего Востока. Социальная этика Корана. Неполнота раскрытия определенных тем в Коране.
Принцип расположения сур: «мекканские» и «мединские». Проблема названия сур. Хронология текста, ее условный характер (традиционная схема и датировка, закрепленная мусульманскими экзегетами; версии и детальные хронологии современных исследователей).
Коран как исторический источник. Отражение в Коране идейно-политических, экономических, социальных и этических реалий эпохи. Аравийские коранические предания и сюжеты, их реальная историческая основа. Коран как литературный памятник и его уникальный характер. Коран и аравийская доисламская словесность. Язык Корана: стилистика, рифмованная ораторская проза – садж‘, «диалоговый» характер фрагментов текста (запись живой речи Пророка). Развитие научной полемики вокруг характера языка Корана. Язык Корана – мекканский вариант межплеменного поэтического койне аравитян.
Кораническая экзегетика – тафсир и наиболее известные произведения этого жанра. Тафсиры ат-Табари (838–923), ат-Туси (ум. в 1067 г.), аз-Замахшари (1074–1143), аль-Байдави (ум. между 1282–1316 гг.), ар-Рази (ум. в 1209 г.), Джаляль ад-Дина аль-Махалли (ум. в 1459 г.) и Джаляль ад-Дина ас-Суюти (ум. в 1505 г.) («Тафсир аль-Джалялайн»). Мусульманская реформаторская экзегетика рубежа XIX – XX вв. «Тафсир аль-Манар» Мухаммада Абдо и Рашида Риды. Структура тафсиров. Европейская традиция научного исследования тафсиров. Тафсир как историко-филологический и законоведческий комментарий и та’виль как символико-аллегорическое толкование коранического текста: различия подходов. «Наука об отменяющем и отмененном» айятах (‘иль ан-насих ва-ль-мансух); жанр асбаб ан-нузуль (причины ниспослания), труды, посвященные превосходству (фадль) и достоинствам (фадаиль) Корана.
История печатных изданий Корана. От раннелатинских переводов к современным научно-критическим переводам на европейские языки (Р.Белл, Р.Блашер, Р.Парет, А.Арберри). История переводов Корана в России. Работа над кораническим текстом в современном мусульманском мире. Основополагающие направления в научном исследовании Корана. Использование новейших компьютерных методик. Справочная литература по Корану: конкордансы, энциклопедии, словари, указатели, библиографические справочники.
ТЕМА VII. СУННА И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ
ИСЛАМСКОГО ДУХОВНОГО КОМПЛЕКСА
(ХАДИСЫ И ХАДИСОВЕДЕНИЕ)
Сунна – второй после Корана источник исламского вероучения. Проблема соотношения Корана и Сунны. Формирование понятия «сунна Пророка». Хадис как специфическая форма трансляции знаний и основа Сунны. Дискуссии относительно хронологических рамок возникновения мусульманского предания и времени его письменной фиксации. Жанры, предшествовавшие хадисам. Структура хадиса (иснад, матн и их содержание). Методы и способы сбора и передачи хадисов. История создания основного корпуса хадисов в VIII – X вв. Сложение и обособление региональных хадисных центров (мединский, иракский и сирийский), продуктивный обмен между ними. Массовое хождение хадисов, фабрикация подложных преданий – «хадисотворчество». Краткие тематические сборники, «критический» отбор хадисного материала и сведение его в объемные собрания. Борьба традиционалистской школы хадисоведов (асхаб аль-хадис) с богословами-рационалистами (асхаб ар-ра’й). Зарождение и становление жанров толкования, верификации и критики хадисов (аш-шарх; аль-джарх ва-т-та‘диль; ма‘рифат ар-риджаль). Определение степени достоверности хадисов в мусульманской традиции. Классификации хадисов (по степени достоверности иснада; по источникам). Типы хадисных сборников по способу организации материала (муснад – по именам самых ранних передатчиков; мусаннаф – по содержанию, по предметам высказывания). Шесть общепризнанных в суннитской среде сборников хадисов: «Аль-Джами‘ ас-сахих» Мухаммада аль-Бухари (810–870), «Аль-Джами‘ ас-сахих» Муслима (ум. в 875 г.), «Китаб ас-сунан» Ибн Маджи (ум. в 886 г.); «Китаб ас-сунан» Абу Дауда ас-Сиджистани (ум. в 888 г.); «Аль-Джами‘ аль-кабир» Мухаммада ат-Тирмизи (ум. в 892 г.); «Китаб ас-сунан» ан-Нисаи (ум. в 915 г.). Роль хадисов в формировании догматико-правовой системы ислама. Отношение к Сунне в шиитской среде: ахбары.
Рефлективный характер хадисной литературы, проблема подлинности и научная критика хадисов как культурно-исторического источника, отражающего эволюцию ислама. Переводы сборников хадисов, современные методы их изучения и датировки.
ТЕМА VIII. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
МУСУЛЬМАНСКОЙ ДОГМАТИКИ
Неразделенность догматики и культа в исламе. Исторически сложившееся преобладание ритуально-обрядовых и морально-этиче-ских предписаний над догматикой. Понятие дин (религия) как совокупность трех составляющих: ислам (предание себя Богу), иман (вера) и ихсан (нравственная добродетель). Мусульманская богословская литература жанра ‘акида (изложение и обоснование главных догматических представлений, правовых, ритуальных и этических норм ислама). Основные догматы ислама (усуль ад-дин): учение о единобожии (таухид), вера в божественную справедливость и правосудие (‘адль), признание пророческой миссии Мухаммада и предшествовавших пророков (нубувва), вера в воскресение, Судный день и потусторонний мир (ма‘ад, или кийяма), учение об имамате-халифате (имама-хиляфа). Последний догмат как предмет бурной полемики и расхождений между суннитами и шиитами. Проблема интерпретаций общих принципов исламской веры. Первый из «пяти столпов веры» – шахада (исламский «символ веры») и заключенные в нем два первых догмата ислама (исповедание веры в единого Бога и признание пророческой миссии Мухаммада).
Учение о «священной войне» (джихад) как одной из главных обязанностей мусульман. Мусульманская интерпретация джихада и его внеисламская трактовка. Коранические предписания относительно джихада – основа многообразных толкований концепции войны и мира в исламе. Понятия дар аль-ислам – «земля ислама», дар аль-харб – «земля войны» и дар ас-сульх – «земля договора». Углубление концепции джихада (понятия «джихада сердца», «джихада языка», «джихада руки» и «джихада меча»).
Основополагающие проблемы мусульманской догматики: свобода воли и предопределение, грех и греховность верующего (представления о «малом» – ас-сагира – и «тяжком» – аль-кабира – грехе), мера загробного воздаяния, придание Аллаху сотоварищей (ширк), проблема традиции и нововведений (бид‘а) и др. Учение о божественной милости и справедливости. Эсхатологические представления в исламе (потусторонний мир – ахира: рай и ад). Учение об ангелах и демонология. Мессианские идеи в исламе: учение о махди – мусульманском мессии, провозвестнике близкого конца света. Махди в суннитском исламе как «мифологическое украшение идеала будущего» (И.Гольциер).
Ислам и судьба-фатум: миф о фатализме ислама как о его характернейшей черте. Архаические концепции судьбы и способы преодоления фатума в исламе.
ТЕМА IX. КУЛЬТОВО-ОБРЯДОВЫЕ
ПРЕДПИСАНИЯ ИСЛАМА
Учение о «пяти столпах веры» (аль-аркан аль-хамса, или аркан аль-ислам): исповедание веры (шахада), каноническая молитва (салат), пост (саум), обязательная милостыня (закат), паломничество в Мекку (хадж). Порядок подготовки к молитве и ее совершения. Понятие ритуальной нечистоты (джанаба) и очищения (тахара). Призыв на молитву (азан). Одиночная и коллективная молитва. Пятничная молитва. Хутба – пятничная проповедь и ее роль в идейно-политической ориентации верующих. Дополнительные и добровольные молитвы. Пост, правила его соблюдения, определение его сроков и суточного времени. Обязательная милостыня, ее социальная сущность, размер и порядок сбора. Cадака как доброхотная милостыня. Эгалитаристские тенденции в исламе. Паломничество, его сроки, обряды и обычаи. Ри¬туа¬лы хаджа как «амаль¬га¬ма пе¬ре¬жит¬ков язычес¬т¬ва и но¬вой об¬ряд¬но¬сти» (А.Мас¬се). Культ Каабы и его корни. Умра – малое паломничество.
Мусульманские праздники. Два главных мусульманских праздника: великий праздник жертвоприношения (‘ид аль-адха; курбан-байрам) и праздник разговения (‘ид аль-фитр; ураза байрам и др.) как неотделимая часть обрядов паломничества и поста. Пятница (йаум аль-джум‘а) – день общественной молитвы. Маулид ан-наби – праздник рождения пророка Мухаммада, история его возникновения. Лайлат аль-кадар – ночь ниспослания Мухаммаду первого откровения. Лайлат аль-исра’ ва-ль-ми‘радж (ночь путешествия и вознесения) – чудесное путешествие Мухаммада из Мекки в Иерусалим и его вознесение к небесному престолу Аллаха. Противоречивые трактовки легенды о вознесении Мухаммада на небо в мусульманском богословии. Обряды, сопровождающие мусульманские праздники. Мусульманские обряды, связанные с семейно-брачными отношениями и жизненным циклом (рождение ребенка, обрезание, свадьба, похороны и др.). Запреты в исламе: пищевые, запрет алкоголя, азартных игр, изображений человека и животных, лихвы (ссудного процента) и др.
Культово-обрядовые центры ислама. Мечеть (масджид; джами‘) – многофункциональный религиозно-культурный и просветительский центр. Формирование основных элементов мечети и их предназначение (минарет, михраб, минбар, место для ритуального омовения). Полиформность традиций мусульманской архитектуры. Медресе, их функции и программы обучения. Система передачи знаний в мусульманском мире. Вакфы как основной источник существования культовых учреждений.
ТЕМА X. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИСЛАМЕ:
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ РАСКОЛ ИСЛАМА (VII – VIII ВВ.)
Ислам как орудие политического противоборства в халифате. Халифат в период правления Османа (644–656 гг.). Возвышение Омейядов. Формирование ши‘а – политической группировки приверженцев Али ибн Аби Талиба. Аргументация в пользу Али как претендента на верховную власть – его родство с основателем ислама. Гибель Османа (656 г.) и провозглашение халифом Али, его борьба с Омейядами. Битва при Сиффине (657 г.) и выделение хариджитов из шиитской среды. Противоборство шиитов и хариджитов. Характеристика личности Али: «идеальный имидж» героя ислама и реальность. Убийство Али (661 г.). Различные точки зрения относительно времени возникновения ши‘и как «религиозно-политической партии» сторонников Али. Антиомейядская оппозиция. Отказ Хасана от халифата (661 г.) и убийство Хусайна (680 г.).
Сущность и причины фундаментального раскола ислама, основные направления его последователей: сунниты, шииты, хариджиты. Связь их появления прежде всего с политическими мотивами и борьбой за власть в мусульманской общине. Историческое значение фундаментального раскола ислама для судеб арабо-мусульманского мира.
ТЕМА XI. СУННИЗМ. СУННИТСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
О ГОСУДАРСТВЕ И ВЛАСТИ В ИСЛАМЕ
Суннизм – самое крупное направление в исламе: основные формальные признаки принадлежности к суннитскому исламу. Оформление суннизма вслед за шиизмом, как негативная реакция на его становление. Отсутствие четкого смыслового наполнения термина «суннизм», его значимость в противопоставлении другим направлениям в исламе. Множественность точек соприкосновения суннизма и шиизма. Факторы, обусловливающие интенсификацию суннитско-шиитских противоречий. «Гомогенность» суннизма: отсутствие в нем особых «сект».
Исторические истоки проблемы власти в раннем исламе. Неразрывность ислама и политики с момента зарождения мусульманской религии. «Мединская конституция» (дустур Мадина), особенности документа (регламентация отношений между племенами, принявшими ислам и объединившимися в надродовую общину на основе религии) и его значение для анализа концепции власти в раннем исламе. «Мединская конституция» и практика общины-государства Мухаммада. Зарождение предпосылок реального разделения власти на «светскую» и «сакральную» параллельно с идеалом их слитности и единства. Проблема верховной власти в Коране (высшая власть – прерогатива Аллаха; функция Мухаммада – контроль за точным исполнением воли Аллаха на земле). Отсутствие в Коране и Сунне точных указаний относительно форм государственного устройства и механизмов регулирования деятельности мусульманского государства. Понятия «халиф» (халифа) и «халифат» (хиляфа). Халиф и имам. Обстоятельства избрания четырех «праведных» халифов. Воспроизведение практики родового общества при избрании племенного вождя. Источник права на халифат – суверенитет общины мусульман, представленной группой сподвижников Мухаммада. Халифская власть при Омейядах, практика передачи власти. Характер халифата при Аббасидах (теоретически выборный, практически наследственный).
Теория халифата в трудах суннитских правоведов. «Аль-Ахкам ас-султанийя» Али аль-Маварди (ум. в 1058 г.) и его политико-юридическая теория как основа суннитской концепции имамата-халифата. Курайшитское происхождение – одно из необходимых условий при выборе правителя. Выборность главы общины на основании согласия общины или назначение предшествующим имамом преемника при наличии санкции общины (истихляф, или вилайят аль-‘ахд). Обязанности халифа и его отношения с мусульманской общиной. Критерии справедливости правителя и возможности его смещения. Взгляды Абд ар-Рахмана ибн Халдуна (1332–1406) на государство и его роль в жизни мусульманского общества.
Соотношение светского и духовного начал в исламском вероучении и в политических институтах средневекового исламского мира. Отсутствие связи теократической модели власти в шариате с реальной действительностью. Распад халифата Аббасидов. Халифат при Османах. Ликвидация института халифата. Суннитская теория государства в современном мусульманском мире.
ТЕМА XII. ДВИЖЕНИЕ ХАРИДЖИТОВ (ХАВАРИДЖ)
И ЕГО ДУХОВНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Хариджизм – самая ранняя в истории ислама религиозно-политическая группировка. Политическая подоплека возникнове-ния движения хариджитов и его начальная фаза. Подпольно-терро-ристическая борьба хариджитов с Али и Омейядами. Социальная база и ареалы распространения хариджитского движения.
Вклад хариджитов в разработку догматических вопросов, связанных с теорией власти в исламе, их роль как инициаторов богословского спора о «греховности» и «суверенитете общины». Признание «неверующим» совершившего «тяжкий» грех. Концепция имамата-халифата в хариджитской интерпретации. Позиции «родовой» демократии, общинный характер верховной власти. Безусловная выборность главы мусульманской общины без учета его происхождения, социального статуса и этнической принадлежности. Вопрос о соотношении религиозной совести и политической деятельности: главные требования к претенденту на власть. Халиф как главное уполномоченное лицо общины и военный предводитель, его права и обязанности. Допустимость одновременного существования нескольких общин с правом избрания и смещения своего руководителя.
Хариджиты как носители радикальных политических настроений и выразители уравнительных тенденций в социальной сфере. Максималистский подход хариджитов к вере (непримиримая борьба за «чистоту» ислама и строгое следование обрядности) и их фанатическая нетерпимость к политическим и религиозным противникам, к инакомыслящим мусульманам. Раскол хариджитов и выделение соперничавших группировок (2-ая половина VII в). Азракиты, ибадиты, суфриты: социальная база, идейные расхождения, политическая активность. Выступления хариджитов против халифской власти. Ослабление хариджитского движения в IX – X вв. и его причины.
ТЕМА XIII. ЭВОЛЮЦИЯ ШИИТСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
В ИСЛАМЕ: ДОГМАТИКА И РИТУАЛ
Раннее шиитское движение (2-ая половина VII – начало VIII в.) и предпосылки зарождения множества течений и ветвей, догматических школ и «сект» шиизма. Неудача внутреннего курса Али, разногласия внутри алидского рода и отсутствие собственного идейного источника. Историческая роль шиитской общины в VIII в.: участие шиитов в «аббасидской революции» и их размежевание с ранними Аббасидами. Раскол среди шиитов на «умеренных» и «крайних». Столкновения по вопросу религиозно-политического лидерства как основа дифференциации шиизма. Алидско-аббасидские взаимоотношения. Борьба шиитов за возвращение власти потомкам Али. Успехи шиитов на политическом поприще. Шиитские государственные образования в IX – XI вв. Позиции шиизма и шиитские общины в эпоху средневековья, нового времени и в современном мире.
Культ мученичества Али и Хусайна как катализатор, способствовавший превращению шиизма в религиозное течение. Становление доктринального комплекса шиитов. VIII в. – интенсивная разработка шиитской концепции власти и государства. Множественность полемических проалидских трудов, обосновывавших право «семейства Пророка» в лице Али и его потомков на верховенство в мусульманской общине. Формулирование основных положений шиитской доктрины власти (начало X в.), последующий процесс кодификации шиитской догматики, углубления ее философского обоснования.
«Сердцевина» шиитского религиозного учения – доктрина верховной власти (имамат), ее теолого-философская интерпретация. «Божественная» природа власти и наследственный принцип ее передачи, основанный на родстве с Пророком. Имамы из рода Али как единственно законные и полномочные представители Аллаха на земле. Имамат как продолжение пророчества. Непогрешимость имамов, авторитет их учительства и необходимость безоговорочного им повиновения. Имамат как важнейшая космическая сила, эманация предвечного божественного света. Имамы как обладатели тайного сакрального знания. Широкая амплитуда интерпретаций доктрины имамата в шиизме. Вера шиитов умеренного направления в «имама данного времени». Прямое обожествление Али и его потомков в среде «крайних» шиитов. Три формы обожествления: зухур («проявление»); иттихад («единение») хулюль («воплощение»). Завершение разработки учения об имамате после физического прекращения признанного ряда имамов. Теория остановки, прерывания имамата, учение о «скрытом имаме». Мессианские идеи в шиитском исламе. Вера в возвращение «скрытого» имама, который вернет попранные права богоизбранному роду Али и восстановит на земле справедливость. Шиитские религиозные авторитеты как посредники между имамом и общиной в период ожидания пришествия махди.
Шиитское толкование Корана (та’виль). Шиитское священное предание (ахбары) и его содержание. Статус и авторитет муджтахида. Сходное и различное в догматике умеренных шиитов и суннитов. Принцип «благоразумного скрывания своей веры» (такийя). Институт временного брака (мут‘а, сига). Идея величия страданий за веру: место культа мученичества в шиизме. Паломничество к святым местам шиитов (Неджеф, Кербела, Мешхед, Кум и др.). Ашура – траур по Хусайну и сопровождающие его церемонии.
ТЕМА XIV. «УМЕРЕННЫЕ» ШИИТЫ
(ЗАЙДИТЫ И ИМАМИТЫ)
Зайдиты: этапы религиозно-политической истории. Восстание внука Хусайна и правнука Али – Зайда ибн Али в Куфе (739–740 гг.) и создание зайдитской общины. Основная цель зайдитов – основание теократического государства во главе с имамом из рода Али. Распространение зайдитского учения и образование зайдитских государств в Северной Африке, Табаристане и Йемене (с VIII в.).
Формирование доктрины имамата в зайдитской интерпретации. Выборный характер имамата (после смерти Зайда в 740 г.). Возможность избрания имамом любого из рода Али (хасанида или хусайнида). Требования, предъявляемые зайдитами к имаму. Решающее условие признания права на имамат – способность претендента выступить с оружием в руках против несправедливого правителя. Недопустимость имамата «превзойденного» (мафдуль) при наличие имамата «достойного» (фадыль). Отрицание божественной сущности имамов и их непогрешимости. Признание возможности временного существования имамата без имама. Допустимость существования нескольких имамов одновременно в разных мусульманских странах, если сообщение между ними затруднено. Непризнание учения о «скрытом имаме». Сходства и различия зайдитской, имамитской и суннитской догматики.
Преобладающая часть шиитской общины – имамиты (исна‘ашариты – «двунадесятники», «дюжинники»), основные этапы их религиозно-политической истории. Понятие о 12-ти «святых имамах» и исчезновении последнего из них (IX в.). Персоналии исна‘ашаритской «лестницы» имамов и их роль в шиитском движении. Организационное объединение имамитов после «сокрытия» 12-го имама. Период «малого сокрытия» (аль-гайба ас-сагира) (874–940гг.). «Посланники» (сафиры; другой термин – вакили – наместники, заместители) – посредники между «скрытым» имамом и общиной. Период «большого сокрытия» (аль-гайба аль-кабира). Имамитское учение о «скрытом имаме», его духовно-политический потенциал. Идея о «скрытом» имаме как связующее звено между представлениями шиитов-имамитов о сакральном характере власти, о непрекращающемся божественном руководстве и их повседневной практикой. Разработка и кодификация имамитской догматики и права. Шиитская династия Буидов в Иране и Ираке (X – XI вв.). Сефевидский период (XVI – XVIII вв.): торжество имамитского толка в Иране.
ТЕМА XV. «КРАЙНИЕ» ШИИТЫ И ИХ РОЛЬ
В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСЛАМСКОЙ ИСТОРИИ
Активный политический сторонник Али – Абдалла ибн Саба’ как предтеча «крайних» шиитов (середина VII в.). Обожествление Али, суждение о нем как о «восприемнике духовного завещания» (васи) Мухаммада; отрицание смерти Али и ожидание его «возвращения» (радж‘а) в качестве мессии. Гулат («придерживающиеся неумеренных взглядов») – многочисленные группировки и общины, представлявшие «крайнее» течение в шиитском исламе. Выделение гулат из шиитской среды. Отличия их воззрений от «умеренных» шиитских учений. Появление в среде «крайних» шиитов идеи о присущих имамам сверхъестественных свойствах, о «скрытом» состоянии имамов и их возвращении к верующим с миссией спасения, о «пророческих» знаниях имамов, о переселении душ (танасух), об изменении божественного мнения (бада’). Разнородность и эклектичность воззрений «крайних» шиитов, адаптация их идей «умеренным» шиизмом. Взлет активности «крайних» шиитов в период нестабильности и династических кризисов в халифате (VIII в.). Отношение суннитов к «крайним» шиитам.
Кайсаниты – «крайние» шиитские общины, признававшие имамат Мухаммада ибн аль-Ханафии, сына Али от рабыни из племени бану ханифа, как восприемника огня пророчества от Мухаммада через Али и обладателя сокровенного знания. Функция отмщения за «невинноубиенного» Хусайна. Восстание в Куфе под предводительством аль-Мухтара (686 г.). Смерть Мухаммада ибн аль-Хана-фийи (700 г.) и образование его последователями ряда «подсект» и направлений: «истинные» кайсаниты, или мухтариты; хашимиты; байяниты; ризамиты, или аббасидские шииты. Шиитские группировки, выросшие из кайсанитской ветви шиизма, и восстания Абу Муслима и аль-Муканны. Дальнейшее дробление кайсанитов. Доктринальные построения кайсанитов и их влияние на догматику шиитского ислама. Прекращение существования общин кайсанитов (середина IX в.).
ТЕМА XVI. ИСМАИЛИТЫ
В ИСТОРИИ МУСУЛЬМАНСТВА
История раннего исмаилитского движения (VIII в.). Раскол в шиизме, связанный с проблемой наследования духовной власти шестого имама Джа‘фара ас-Садика (ум. в 765 г.). Выделение сторонников сохранения имамата в потомстве его старшего сына – Исмаила (ум. в 762 г.). Рубеж VIII – IX вв.: разделение исмаилитов на две ветви после кончины сына Исмаила – Мухаммада. 1. «Семеричники» (саб‘ийя; со 2-ой половины IX в. – карматы), признавшие Мухаммада ибн Исмаила последним, седьмым имамом и ожидавшие его возвращения в качестве ка’има – члена «семьи Пророка», призванного подняться против незаконной власти и восстановить на земле справедливость. 2. Исмаилиты, продолжавшие признавать потомков Мухаммада ибн Исмаила «скрытыми» имамами. Карматская община-государство на Бахрейне (IX – XI вв.): радикализм социальной программы, стремление к воплощению «идеала свободной общины» на основе использования общинного рабства, хозяйственное и политическое управление. Ослабление карматского движения, его причины.
Исмаилитское движение с конца VIII в. до прихода Фатимидов к власти в Северной Африке (909 г.): период «сокрытия» (сатр). Тайные организации исмаилитов. Исмаилитская пропаганда (да‘ва), ее содержание и практические достижения. Основание Фатимидского халифата (909–1171 гг.) и окончательное размежевание между фатимидскими исмаилитами и карматами.
Религиозно-философская доктрина исмаилизма. Выделение в исмаилитской идеологии двух аспектов – «внешнего», экзотерического (аз-захир) и внутреннего, эзотерического (аль-батын), их диалектическая взаимосвязь. Та’виль – аллегорическое толкование Корана и хакаик – система мировоззренческих и богословских знаний, опирающаяся на толкование сокровенных «высших» истин. Философское содержание исмаилитского учения: синтез античной мудрости и религиозно-философских воззрений народов Востока. Исмаилитская правовая система.
Раскол исмаилитов на два лагеря в результате соперничества за верховную власть после кончины халифа аль-Мустансира (1094 г.), выделение низаритов и муста‘литов, ареалы их распространения. Низариты: Хасан ибн Саббах (ум. в 1124 г.) и создание независимого государства с центром в крепости Аламут (1090–1256 гг.). Учение ад-да‘ва аль-джадида («новый призыв»), его содержание и оценки. Иерархия исмаилитских проповедников. Тактика исмалитов: мифы и реальность. Практика террора, ее мотивы, число жертв, психологический эффект и последствия. «Великое Воскресение» (1164 г.) как санкция новой народной версии исмаилизма. Разгром исмаилитского государства в Иране Хулагу-ханом. Исмаилиты-низариты в истории Сирии. Постепенное обособление сирийского исмаилитского движения от иранского центра. Участие исмаилитов в борьбе между мусульманскими правителями и крестоносцами. Перемещение религиозного центра муста‘литов из Египта в Йемен (до начала XVI столетия), а затем в Индию. Низариты и муста‘литы в современном мире. «Государство без территории» под управлением ага-ханов.
ТЕМА XVII. ДРУЗЫ
Возникновение друзского учения в Фатимидском Египте. Личность халифа Хакима, особенности его религиозной политики, объявление себя земным воплощением Бога (1017 г.) и «исчезновение» (1021 г.). Разногласия среди фатимидских исмаилитов и выделение общины хакимитов, или друзов (ад-дурузийя), обожествлявших Хакима и веривших в его грядущее пришествие. Оформление друзской общины в Горном Ливане. Проблема этноконфессиональных корней друзов. Формальное закрытие друзской общины для новых членов (с середины XI в.). Социальная организация друзов: замкнутость, строгая эндогамия, разделение на «непосвященных» (джуххаль) и «посвященных» (‘уккаль). Догматика и особенности вероучения друзов. Эзотерический характер учения. «Послания мудрости» («Расаиль аль-хикма») как источник основных постулатов и догматических представлений. Доступность догматической литературы только «посвященным». Теория предопределенных исторических циклов. Друзская космогония (пять «высших космических принципов», или эманаций). Вера в переселение душ. Основные предписания ислама в друзской интерпретации: свидетельство веры – утверждение таухида как ее основы; молитва как соединение с Богом посредством воплощения пяти «космических принципов»; милостыня – добровольная взаимопомощь членов общины; пост – воздержание от раскрытия истины неподготовленным; паломничество – стремление познать единство Бога; верность имаму – подчинение «космическим принципам». Отрицание традиционной исламской трактовки воздаяния вечным блаженством или муками (рай и ад). Специфика друзского ритуально-обрядового комплекса (ограниченное число праздников, игнорирование общемусульманских пищевых запретов, обряда обрезания и др.). Статус женщины в друзской общине и семейный кодекс друзов. Широкое применение принципа такийя. Друзская община в средневековье, в новое время и на современном этапе.
ТЕМА XVIII. СУННИТСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
В СРЕДНИЕ ВЕКА: ЭВОЛЮЦИЯ МУСУЛЬМАНСКОЙ
ТЕОЛОГО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
Нерасчлененность религии и права, догматики и ритуала в раннем исламе. Неинституализированность суннитской догматики. Гетерогенный характер ислама как идеологической системы. Относительность понятий «правоверие» и «заблуждение» в исламе и некорректность применения к нему христианских понятий «ортодоксия» и «ересь» как не передающих специфики и сущности религиозной системы ислама. Отсутствие в исламе церкви, института узаконения догматов. Противоречивость основных источников исламского вероучения – Корана и Сунны как основа для разномыслия и разнообразия точек зрения и позиций по богословским вопросам. Отсутствие во всех регионах распространения ислама общепринятой богословской школы. Формирование общественного мнения духовными авторитетами (‘улама и фукаха). Условность понятия «духовенство» применительно к исламу. Неразрешимость проблемы «ортодоксии» в исламе.
Неприменимость к исламу стереотипа о «средневековом мракобесии». Идейные расхождения в раннем исламе. Богословские дискуссии по узловым вопросам вероучения. Спор о предопределении и свободе воли (джабариты и кадариты). Феномен свободомыслия на мусульманском Востоке: его подоплека и побудительные мотивы. Вольнодумство в исламе и религиозный скептицизм. Религиозно-догматическая школа мурджитов, признание ими второстепенности действий по сравнению с верой. Престижность как религиозного, так и внерелигиозного знания. Расцвет светских наук, в том числе светской философии (фальсафа). Конфессиональная разнородность мира ислама как питательная среда для критики религиозного мировоззрения и для развития относительной веротерпимости. Труды по сравнительному религиоведению.
Спекулятивная теология – калам – логически и исторически первая философизированная форма свободомыслия в исламе. Широкий и узкоспециальный смысл понятия «калам». Методы и содержание калама. Предмет рассуждений мутакаллимов – нормативные предписания религии. Их отношение к разуму как к высшей инстанции: священное писание как источник проблематики, а не критерий истины. Рационализм, антидогматизм и критический дух калама. Популяризация идей калама. Устная форма диспутов по спорным вопросам, приемы ведения полемики. Символико-аллегорическое толкование Корана, исключающее при аргументации конкретных тезисов ссылки на какие-либо авторитеты, кроме разума. Проблематика калама: вопросы догматического характера (извечность или сотворенность Корана, ответственность человека за свои действия, судьба грешника в потустороннем мире, единство Бога и соотношение его сущности и атрибутов, качества руководителя мусульман). «Тонкости» калама – темы натурфилософского характера.
Основные этапы развития средневекового калама как совокупности школ. Школа му‘тазилитов – первое крупное направление калама. Отделение от кружка аль-Хасана аль-Басри (ум. в 728 г.) его учеников Амра ибн Убайда (ум. в 761 г.) и основоположника му‘тазилизма Васила ибн ‘Ата (699–748). Формулирование в 1-ой половине IX в. пяти основных положений – «корней» му‘тазилизма: 1. божественная «справедливость» (‘адль), предполагающая свободу человеческой воли; 2. единобожие (таухид) как признание трансцендентности Бога, отрицание политеизма, антропоморфизма, реальности и извечности божественных атрибутов (положение о сотворенности Корана); 3. «обещание и угроза» (аль-ва‘д ва-ль-ва‘ид) как положение о неизбежности воздаяния в загробном мире за совершенные человеком поступки; 4. «промежуточное состояние» (аль-манзиля байна-ль-манзилятайн) между верой и неверием человека, совершившего тяжкое прогрешение; 5. «повеление одобряемого и запрещение порицаемого» (аль-амр би-ль-ма‘руф ва-н-нахй ‘ани-ль-мункар) – обязанность мусульманина способствовать всеми средствами, в том числе и насильственным путем, торжеству добра и попранию зла. Политическая подоплека проблемы человеческой греховности и квалификации «нечестивого» с точки зрения ожидающей его в потустороннем мире судьбе (сравнение хариджитского, мурджитского и му‘тазилитского подходов).
Историческая судьба му‘тазилитского идейного движения. Расцвет му‘тазилитского калама (1-ая половина IX в.). Либеральная для му‘тазилитов атмосфера при халифах аль-Ма’муне (813–833), аль-Му‘тасиме (833–842) и аль-Васике (842–847). Михна. Гонения на му‘тазилитов при халифе аль-Мутаваккиле (847–861). Главные школы му‘тазилизма в Багдаде и Басре и их ведущие представители. Рационалистические установки и теолого-философские построения му‘тазилитов – достояние новых теологических школ.
Суннитский традиционализм – главный оппонент рационалистических течений в рамках мусульманской теологии. Ханбалитство как реакция на распространение му‘тазилизма. Основные постулаты и идеалы традиционалистского богословия, следование авторитетам (таклид), борьба с бид‘а – нововведениями религиозно-догмати-ческого характера. Попытка легализации му‘тазилизма путем компромисса с учением традиционалистов-догматиков. Аш‘аритская школа калама. Воззрения Али аль-Аш‘ари (ум. в 935 г.), его единомышленников и последователей. Сближение калама и арабо-мусуль-манской светской философии (восточного перипатетизма) (с XIII столетия). «Поздние мутакаллимы». Многообразие точек зрения и разноречивость исследовательской литературы об истории и сущностном содержании калама. Несостоятельность мнения о каламе как об «ортодоксальной схоластике».
ТЕМА XIX. МИСТИКО-АСКЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
В ИСЛАМЕ – СУФИЗМ (ТАСАВВУФ)
Многоликость и многослойность феномена суфизма (тасаввуфа): мусульманский мистицизм как совокупность многочисленных религиозно-философских и этических учений, а также поливариантных практических методов их осуществления. Основа суфийского мировоззрения – идея о мистическом познании Бога и особая концепция нравственного совершенствования человека, связанная с проповедью аскетизма и отрешения от мирских благ. Гипотезы относительно происхождения термина «тасаввуф». Неизменные теоретические установки, присущие суфийскому движению: концепция пути (тарик), и понятие святости (вилайя). Проблема истоков и идейных корней суфизма. Периодизация истории суфизма в средневековье.
Ранний этап формирования исламского мистицизма: аскетизм (зухд) и движение подвижников-аскетов, характерные черты их религиозной практики. Один из первых известных мусульманских аскетов аль-Хасан аль-Басри (642–728), его ученики и последователи. Вклад женщин в становление тасаввуфа. Раби‘а аль-‘Адавийя (ум. в 801 г.) и ее учение о «всепоглощающей и бескорыстной любви к Богу». Ранние суфийские авторитеты багдадской, куфийской, басрийской и хорасанской мистико-аскетических школ. Разработка суфийской идеологии в IX – X вв. Аль-Мухасиби (781–857) и его вклад в формулирование основ суфийской «психологии». Зу-н-Нун аль-Мысри (ум. в 860/61 г.) и его роль в превращении суфизма в систему мистической философии. Сахль ат-Тустари (ум. в 896 г.) (кораническая экзегетика и теософия). Ат-Тирмизи (ум. в конце IX в.) (мистическая психология; представления о «святых»). Выделение в тасаввуфе умеренного и «крайнего», или «экстатического» направлений (условность подобного деления). Крайние суфийские интерпретации и проповедь мистического экстаза у аль-Бистами (ум. в 875 г.) и аль-Халладжа (858–922). Предпочтение внутренней религиозности внешним формам ее проявления: движение аль-маламатийя в Хорасане и его идейные последователи в лице движения каландарийя. Умеренный тасаввуф и «учение о трезвости» аль-Джунайда (ум. в 910 г.). Образец «здравомыслящего» суфия – Абу Талиб аль-Макки (ум. в 996 г.). «Легализация» суфизма и создание «суфийской науки» (‘ильм ат-тасаввуф) (Х – ХI вв.). Систематизация суфийской традиции и появление первых трудов, фиксировавших главные положения суфийской теории; тасаввуф как мощное интеллектуально-культурное и народное движение.
Базовые положения суфийских доктрин. Концепции «пути» (тарик) и «любви к Богу», теория «сближения» и «единения» с ним. Различные трактовки конечной цели мистического пути: фана’ (самоуничтожение в Боге) и его коррелят – бака’ (пребывание в Божестве). Понятие о «стоянках и состояниях» (макамат ва ахваль). Учение о «святых» (аулия’). Морально-этические представления суфиев; отношение к мирским делам и светской власти. Проблема суфийской терминологии.
Соотношение тасаввуфа с нормативным суннитским исламским комплексом. Основные направления критики суфизма теологами-традиционалистами. Расцвет суфизма в XII – XIII вв. Преобразовательская деятельность аль-Газали (1058–1111): соединение исламского традиционализма с суфийскими идеалами. Деятельность суфийских идеологов по углубленной разработке философских основ тасаввуфа. Ас-Сухраварди (ум. в 1191 г.) и его мистико-философ-ское учение об «озарении» (ишрак). Творчество Ибн Араби (ум. в 1240 г.), влияние его концептуальных построений на последующие поколения мусульманских мыслителей и различные аспекты арабо-мусульманской культуры. Развитие тасаввуфа в XIV – XVI вв. Постепенная «де¬валь¬ва¬ция» со¬дер¬жа¬тель¬ной сто¬ро¬ны по¬ис¬ков в об¬лас¬ти «ин¬тел¬лек¬ту¬аль¬но¬го» су¬физ¬ма, не являвшаяся однако по¬ка¬за¬те¬лем «стаг¬на¬ции» та-сав¬ву¬фа в це¬лом. Поэтическое творчество в лоне суфийской традиции в эпоху средневековья: тематика и образная система. Западная и отечественная историография суфизма в исторической ретроспективе: эволюция трактовок и подходов.
ТЕМА XX. СУФИЙСКИЕ ИНСТИТУТЫ
И КУЛЬТ СВЯТЫХ В ИСЛАМЕ
Особенности и характерные черты практического (прагматического) суфизма. Тасаввуф как «массовая религия ислама» (Р. Никольсон). Становление организационных форм исламского мистицизма. Первичные формы организации – суфийские обители. Их разновидности (ханака, такийя, завия): складывание и развитие в конкретных географических и хронологических границах, механизм функционирования.
Суфийские братства – турук как системный институт в мусульманском обществе, представляющий собой единство метода, доктрины, правил и формальной организации. Зарождение суфийских братств (конец XII в.): первые инициационные объединения суфиев – сухравардийя, кадирийя, рифаийя. Сложение в лоне хорасанской, месопотамской, мавераннахрской и магрибинской мистических традиций 12 основных (усуль) суфийских братств (XII – XIV вв.). Их многочисленные ветви, оформившиеся в самостоятельные братства. Превращение Египта в центр образования турук после захвата Ирака монголами. Распространение суфийских братств по всему мусульманскому миру, и превращение суфизма в доминанту религиозной жизни масс мусульман. Миссионерская деятельность суфийских братств. Социальная и политическая роль тасаввуфа. Постепенное сближение адептов суфизма и носителей «официальной» исламской доктрины. «Официальные» духовные институты и разветвленные суфийские структуры как неотъемлемые части единого исламского социокультурного феномена. Представители мусульманской духовной элиты в суфийской системе.
Внутренняя структура и иерархия суфийских объединений. Система наставничества: взаимосвязь «наставник (шейх, муршид, пир) – ученик (мурид)» – ядро дервишского братства. Институт «наместников и эмиссаров» (халифа, мукаддам) и «заместителей» (наиб). «Профессиональные» суфии и «мирские» члены братств, их обязанности. Цепь духовной инициации, посвящения и приобщения к божественной благодати (сильсиля). Суфизм как специфическая религиозная практика, предполагающая жесткую самодисциплину и следование четко заданной психотехнике. Культово-обрядовый комплекс тасаввуфа. Суфийское радение – зикр как «сердцевина» религиозной практики, его виды и психологический механизм. Обряды инициации и посвящения. Участие дервишских братств в праздновании маулидов. Ритуальные и догматические различия между суфийскими братствами. Экономические основы турук, каналы финансирования.
Культ «святых» и его связь с тасаввуфом. «Святость» и «святые» в исламе, условность этих терминов. Изначальное непризнание нормативным исламом существования святых. Роль суфийских теоретиков в формулировании концепции святости (вилайя). Незримая иерархия живых суфийских «святых» и ее варианты. Вера в благодетельную силу (барака) и сверхъестественные деяния мусульманских «святых» (карамат). Культ священных захоронений, чудодейственных атрибутов и реликвий. Паломничество к усыпальницам мусульманских «святых» (зияра). Причины возрастания роли культа «святых» в мусульманском мире и активность суфиев и дервишских братств по его распространению. «Избыточность» культа аулия, его обмирщение и профанация.
Суфийские братства в культуре и обществе мусульманских стран в средневековье и новое время. Дискуссии в мировом исламоведении по проблеме «упадка суфизма и его институтов». Роль тасаввуфа в общественно-политическом развитии современного исламского Востока.
ТЕМА XXI. МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО
Сложение мусульманского права как важнейшая составляющая процесса институционализации ислама в целом. Шариат – сводная система мусульманского права, оценка этого понятия с позиций исторического и социологического подходов. Соотношение понятий шариат и фикх. Фикх как юриспруденция (исламская доктрина о правилах поведения мусульман; дисциплина, занимающаяся выведением конкретных правил поведения из шариата) и как мусульманское право в широком смысле (исламский комплекс социальных норм). Основные источники мусульманского права, их характеристика.
Истоки мусульманского права: взаимосвязь теологии и правоведения в раннем исламе. Образование ранних мусульманских правовых школ – мединской (асхаб аль-хадис) и иракской (асхаб ар-ра’й). Становление теоретических основ фикха и методик разрешения духовно-правовых вопросов: ра’й (независимое мнение или суждение законоведа как основа правового решения), иджма‘ (консенсус мусульманской общины; единодушное мнение, или решение авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу), кийяс (суждение по аналогии), истислах (независимое суждение ради пользы), истихсан (предпочтительное решение), исти‘даль (дедуктивный метод), истисхаб (презумпция неизменности состояния); их взаимозависимость, специфика и степень распространения. Концепция иджтихад, ее формирование и содержательная сторона (проблема интерпретаций). Окончательное сложение фикха-юриспруденции как самостоятельной дисциплины (X в.). Соотношение фикха и теоретического богословия: диалог и соперничество. Две категории норм фик-ха-юриспруденции: ‘ибадат (определяющие отношения мусульман с Аллахом, их религиозные обязанности) и му‘амалят (регулирующие отношения между людьми). Юридические школы в суннитской традиции: формирование ведущих суннитских школ законоведения – мазхабов: ханифитского, маликитского, шафиитского и ханбалитского. Их общая характеристика, отличительные черты, сведения об основателях, основополагающие принципы и методы решения правовых вопросов, географические ареалы распространения. Крупнейшие шиитские толки – джа‘фаритский (имамитский), зайдитский и исмаилитский. Объективные расхождения между мазхабами и их причины. Тезис о «закрытии врат иджтихада»: его толкования и объективное содержание. Проблема сосуществования мазхабов (отсутствие «кастовой» замкнутости) и их место в правосознании мусульман.
Влияние на мусульманское право римско-византийского, сасанидского, талмудического права и канонического права восточно-христианских церквей. Взаимодействие мусульманского и обычного права (‘урф, ‘адат). Мусульманское право и светское законодательство в исторической ретроспективе.
Основные отрасли фикха и их комплексная характеристика: брачно-семейное и наследственное, гражданское, уголовное, государственное, международное право, судоустройство и процесс. Специфика шариатского суда (махкама), институт шариатских судей – кади и их обязанности. Институт муфтиев в арабо-мусульманской истории. Богословско-юридическое заключение – фатва. Фикх в правовых системах мусульманских государств средневековья. Мусульманское право в трудах отечественных и западных исследователей.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Арабская средневековая культура и литература. М., 1978.
Бартольд В.В. Сочинения. Т.6. Работы по истории ислама и арабского халифата. М., 1966 [работы: «Ислам»; «Теократическая идея и светская власть в мусульманском государстве»; «Халиф и султан»; «< О Мухаммеде>»].
Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М., 1966.
Беляев Е.А. Мусульманское сектантство (исторические очерки). М., 1957.
Бертельс А.Е. Насир-и Хосров и исмаилизм. М., 1959.
Бертельс Е.Э. Избр. труды. Т. 3. Суфизм и суфийская литература. М., 1965.
Большаков О.Г. История халифата: Т.1. Ислам в Аравии 570 – 633. М., 1989; Т. 2. Эпоха великих завоеваний 633 – 656. М., 1993; Т.3. Между двух гражданских войн 656 – 696. М., 1998.
Босворт К.Э. Мусульманские династии. Справочник по хронологии и генеалогии. М., 1971.
Ал-Газали, Абу Хамид. Воскрешение наук о вере (Ихйа улум ад-дин). Избранные главы. Пер. с араб., исслед. и коммент. В.В.Наумкина. М., 1980.
Гольдциер И. Лекции об исламе. Спб., 1912.
Гольдциэр И. Культ святых в исламе. М., 1938.
Гольдциэр И. Ислам. Спб., 1911.
Грязневич П.А. «Развитие исторического сознания арабов (VI – VIII вв.)», Очерки истории арабской культуры V – XV вв. М., 1982.
Грюнебаум, фон Г.Э. Классический ислам. Очерки истории (632 – 1258). М., 1986.
Грюнебаум, фон Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М., 1981.
Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990.
Ермаков Д.В. «Хадисы и хадисная литература», Ислам. Историографические очерки. Под ред. С.М.Прозорова. М., 1991.
Ибн ал-Араби. Мекканские откровения (ал-Футухат ал-маккийа). Введение, пер. с араб., примеч. и библиография А.Д.Кныша, Спб., 1995.
Ирвинг В. Жизнь Магомета с изложением его учения, заключающегося в Коране. Пер. с англ. Спб., 1875; М., 1990.
Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Выпуск 1. М., 1998.
Ислам. Религия, общество, государство. М., 1984.
Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.
Ал-Калби, Хишам ибн Мухаммад. Книга об идолах (Китаб ал-аснам). Пер. с араб., предисл. и примеч. Вл.В.Полосина. М., 1984.
Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978.
Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока. (Эпоха средневековья). М., 1987.
Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М., 1986.
Коран. Перевод с арабского языка Г.С.Саблукова. Казань, 1907 и позднейшие переиздания.
Коран. Пер. и коммент. И.Ю.Крачковского. М., 1963; М., 1986.
Коран. Пер. и коммент. М.-Н.О.Османова. М., 1995.
Кныш А.Д. «Суфизм», Ислам. Историографические очерки. М., 1991.
Крывелев И.А. История религий. Т.2. М., 1988.
Крымский А.Е. История арабов и арабской литературы, светской и духовной (Корана, фикха, сунны и пр.). Ч. 2. М., 1912.
Крымский А.Е. История мусульманства. Самостоятельные очерки, обработки и дополненные переводы из Дози и Гольдциэра А.Крымского. Ч. 1–2, М., 1904; Ч. 3, М., 1912.
Крымский А.Е. Лекции по Корану. М., 1902.
Крымский А.Е. «Очерки развития суфизма до конца III в.х.», Труды восточной комиссии Императорского Московского археологического общества. Т. 2, М., 1895.
Аль-Маргинани. Ал-Хидайа. Т. 1–4. Ташкент, 1893.
Массе А. Ислам. Очерки истории. Пер. с франц., 3-е изд., М., 1982.
Машанов М. Очерки быта арабов в эпоху Мухаммада как введение к изучению ислама. Казань, 1885.
Медников Н.А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. Т.1. Исследование. Спб., 1903; Т.2. Приложения. Спб., 1897.
Мец А. Мусульманский ренессанс. Пер. с нем. М., 1966.
Мусульманский мир 950 – 1150. М., 1981.
Мусульманское право (структура и основные институты). М., 1984.
Мюллер А. История ислама с основания до новейших времен. Пер. с нем. Т.1–3. Спб., 1895–1896.
Ан-Наубахти, ал-Хасан ибн Муса. Шиитские секты. Пер. с араб., исслед. и коммент. С.М.Прозорова. М., 1973.
Негря Л.В. Общественный строй Северной и Центральной Аравии в V – VII вв. М., 1981.
Основы религиоведения. Под ред. И.Н.Яблокова. М., 1998 [главы по исла-му].
Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммада. М., 1990.
Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII – XV вв. (курс лекций). Л., 1966.
Пиотровский М.Б. «Мухаммад. Пророки, лжепророки, кахины», Ислам в истории народов Востока. М., 1981.
Пиотровский М.Б. Южная Аравия в раннее средневековье. Становление средневекового общества. М., 1985.
Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.
Проблемы арабской культуры. М., 1987.
Прозоров С.М. «Шиитская доктрина верховной власти», Ислам в современной политике стран Востока (конец 70-х – начало 80-х годов XX в.). М., 1986.
Прозоров С.М. ««Правоверие» и «заблуждение» в раннем исламе», Восток, 1991, № 6.
Резван Е.А. «Коран и коранистика», Ислам. Историографические очерки. М., 1991.
Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. Пер. с англ. М., 1978.
Сагадеев А.В. Восточный перипатетизм. Нью-Йорк, 2000.
Сагадеев А.В. Классики арабо-мусульманской философии в переводах А.В.Сагадеева. Т. 1-2. Нью-Йорк, 2000.
Садагдар М.И. Основы мусульманского права. М., 1968.
Семенова Л.А. Из истории Фатимидского Египта. Очерки и материалы. М., 1974.
Семенова Л.А. Салах ад-Дин и мамлюки в Египте. М., 1966.
Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. М., 1998.
Соловьев В.С. «Магомет, его жизнь и религиозное учение», В.С.Соловьев. Собрание сочинений. Т.7. Спб., (1892–1897).
Строева Л.В. Государство исмаилитов в Иране в XI – XIII вв. М., 1978.
Суфизм в контексте мусульманской культуры. М., 1989.
Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986.
Тримингэм Дж.С. Суфийские ордены в исламе. Пер. с англ. М., 1989.
Уотт У.М. Влияние ислама на средневековую Европу. Пер. с англ. М., 1976.
Уотт У.М., Какиа П. Мусульманская Испания. Пер. с англ. М., 1976.
Фильштинский И.М. История арабской литературы V – начало X в. М., 1985.
Фильштинский И.М. История арабской литературы X – XVIII века. М., 1991.
Фильштинский И.М. История арабов и халифата (750 – 1517 гг.). М., 1999.
Фильштинский И.М., Шидфар Б.Я. Очерки арабо-мусульманской культуры
(VII – XII вв.). М., 1971.
Фролова Е.А. Проблемы веры и знания в арабской философии. М., 1983.
Халидов А.Б. Арабские рукописи и арабская рукописная традиция. М., 1985.
Хрестоматия по исламу. Переводы с араб. М., 1994.
Шарль Р. Мусульманское право. М., 1959.
Шах, Идрис. Суфизм. М., 1994.
Аш-Шахрастани, Мухаммад ибн Абд ал-Карим. Книга о религиях и сектах (Китаб ал-милал ва-н-нихал). Ч. 1. Ислам. Пер. с араб., введ. и коммент. С.М.Прозорова. М., 1984.
Шиммель А. Мир исламского мистицизма. Пер. с англ. М., 1999.
Шмидт А.Э. Очерки истории ислама как религии. Спб., 1912.
Шмидт А.Э. Абд-ал-Ваххаб-аш-Ша‘ранiй (973/1565г.) и его книга разсыпанных жемчужин. Спб., 1914.
Arberry A.J. Sufism: An Account of the Mystics of Islam. L., 1956.
Baldick J. Mystical Islam. An Introduction to Sufism. N.Y., 1989.
Balta P. (ed.). Islam, civilisation et sociétés. France, 1991.
Bravmann M.M. The Spiritual Background of Early Islam. Studies in Ancient Arab Concepts. Leiden, 1972.
Brice W.C. (ed.). The Historical Atlas of Islam. Leiden, 1981.
The Cambridge History of Islam. Vol. 1A. The Central Islamic Lands from Pre-Islamic Times to the First World War. Cambridge, 1985; Vol. 2B. Islamic Society and Civilization. Cambridge, 1986.
Chambert-Loir H.; Guillot C. (éd.). Le Culte des saints dans le monde musulman. P., 1995.
The Encyclopaedia of Islam. 1st edn, Leiden, 1913 – 1942; 2nd edn, Leiden, 1960 – ; CD-ROM edition, 9 vols. (A–S), Leiden, 1999.
Esposito J. L. (ed.). The Oxford Encyclopaedia of the Modern Islamic World. 4vols. N.Y., 1995.
Fakhry M. A History of Islamic Philosophy. N.Y., 1983.
Gibb H.A.R. Mohammedanism. N.Y., 1962.
Gibb H.A.R.; Kramers J.H. (eds.). Shorter Encyclopaedia of Islam. Ithaca, 1974.
Gramlich R. Die schiitischen Derwischorden Persiens. Teile I – III. Wiesbaden, 1965 – 1981.
Grunebaum, G.E. von. Muhammadan Festivals. L., 1976.
Hodgson M.G.S. The Venture of Islam. Vol. 1. The Classical Age of Islam; Vol.2. The Expansion of Islam in the Middle Periods; Vol. 3. The Gunpowder Empires and Modern Times. Chicago, 1974.
Jong F., De; Radtke B. (eds.). Islamic Mysticism Contested. Thirteen Centuries of Controversies and Polemics. Leiden, 1999.
Keddie N. R. (ed.). Scholars, Saints and Sufis. Muslim Religious Institutions in the Middle East since 1500. Berkeley, 1972.
Knish A. Islamic Mysticism. A Short History. Leiden, 2000.
Lapidus I. M. A History of Islamic Societies. Cambridge, 1988.
Les voies d’Allah. Le ordres mystiques dans l’islam des origines à aujourd’hui. Sous la direction de A. Popovic et G. Veinstein. France, 1996.
Levy R. The Social Structure of Islam. Cambridge, 1957.
Lewis B. Islam from the Prophet Muhammad to the Capture of Constantinople. 2 vols. N.Y., 1974.
Lewis B. (ed.). The World of Islam. Faith, People, Culture. L., 1976.
Lings M. What is Sufism? Berkeley, 1977.
Lings M. Muhammad his Life Based on the Earliest Sources. Cambridge, 1991.
Massignon L. The Passion of al-Hallaj. 4 vols. Trans. from French. Princeton, 1982.
McAuliffe J. D. (ed.). Encyclopaedia of the Quran.Vol. 1 (A–D), Leiden, 2000.
Meier F. Essays on Islamic Piety and Mysticism. Leiden, 1999.
Nasr, Seyyed Hossein (ed.). Islamic Spirituality. Vol. 1. Foundations. Vol. 2. Manifestations. N.Y., 1989-1991.
Nicholson R. A. The Mystics of Islam. L., 1974.
Payne R. The History of Islam. N.Y., 1992.
Pearson J.D. Index Islamicus. Cambridge, 1958 – .
Rahman, Fazlur. Islam. L., 1966.
Rodinson M. Mahomet. P., 1961.
Rodinson M. Europe and the Mystique of Islam. Seattle, 1987.
Schacht J. The Origin of Muhammadan Jurisprudence. Oxford, 1950.
Schacht J. An Introduction to Islamic Law. Oxford, 1966.
Schacht J.; Bosworth C.E. (eds.). The Legacy of Islam. Oxford, 1979.
Schimmel A. And Muhammad is his messenger. The Veneration of the Prophet in Islamic Piety. L., 1985.
Shi`ism. Doctrines, Thought, and Spirituality. Ed., annot., and with introduction by Seyyed Hossein Nasr, Hamid Dabashi and Seyyed Vali Reza Nasr. N.Y., 1988.
Taufic, Ibrahim; Sagadeev, Arthur. Classical Islamic Philosophy. Moscow, 1990.
Voll J. O. Islam: Continuity and Change in the Modern World. Boulder, 1982.
Watt W.M. Muhammad at Mekka. Oxford, 1953.
Watt W.M. Muhammad at Medina. Oxford, 1956 and other editions.
Watt W.M. Muhammad Prophet and Statesman. Oxford, 1961.
Watt W.M. Islamic Political Thought. The Basic Concepts. Edinburgh, 1968.
Watt W.M. Islamic Philosophy and Theology. Edinburgh, 1972.
Wolfson H.A. The Philosophy of Kalam. Cambridge, 1976.