КОНЦЕПЦИЯ ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА (Басова).
Система управления исламским государством является унитарной системой, но не федерацией. Верховная власть в нем является централи¬зованной, администрация — децентрализованной. К верховной власти исламско¬го государства относятся следующие четыре института: халиф, назначаемые высшие чины администрации, губернаторы провинций, являющиеся наместни¬ками халифа и мэры. Все остальные чины администрации в государстве явля¬ются служащими и не имеют статуса правителей.
Право вступать в правление имеют (или предпринимать действия, на ко¬торые имеют полномочия только правители) лишь мужчины, которые свободны (то есть не являются рабами), правдивы и являются мусульманами. Правом всех мусульман, а также их коллективной обязанностью является требование отчета правителей за свои действия и поступки. Немусульмане обладают пра¬вом подачи жалобы на несправедливость правителя и неправильное примене¬ние исламских законов по отношению к ним.
Мусульмане имеют право образовывать политические партии, через ко¬торые могут требовать подотчетности правителей, а также завоевания позиций в администрации через обращения ко всей мусульманской нации (умме) при условии, что деятельность этих партий основывается на принципах ислама, при этом для основания таких партий не требуется разрешения правительства. Запрещается любая партия, деятельность которой основана на иных принципах, кроме принципов религии ислама.
Система власти исламского государства основывается на четырех основ¬ных принципах, а именно: господство является прерогативой шариата; власть народу (то есть мусульманской общине — умме); назначение на халифа является обязанностью всех мусульман; только халиф обладает полномочиями принимать законы шариата (то есть только он имеет право конституцию и различные каноны — законы государства).
Устройство высшей власти исламского государства основывается на сле¬дующих столпах: халиф; назначаемые высшие чины администрации; назначае¬мые высшие чины исполнительной администрации; амир джихада; судьи (ка¬ди); губернаторы провинций; административная система, а также консультативный совет (меджлис аш-шура).
Халиф.
Халиф назначается на этот пост всей нацией с передачей ему права претворения в жизнь законов шариата. Должность халифа является выборной и поддерживается всеобщим согласием, поэтому никто не имеет пра¬ва принимать эту должность добровольно, а также назначать на эту должность. Каждый взрослый дееспособный мусульманин (мужчина или женщина) имеет право принимать участие в выборах халифа и принести ему присягу (байа). Как только утверждение халифа подтверждается принесением присяги теми, кто на это имеет право, то для остальной.
Для остального населения это уже будет не присяга на верность, а присяга на повинове¬ние. Следовательно, те, кто не принял присягу, тем не менее должны следовать ей. Никто не может занять пост халифа иначе, как только быть назначенным мусульманами, равно как и то, что никто не может занять пост халифа, если на¬значение совершилось не в соответствии с обязательной предписанной систе¬мой ислама процедурой.
Любая страна, которая пожелает принести халифу байа согласия, должна иметь автономию и опираться на поддержку только мусульманских стран, а не на поддержку государств иноверцев; безопасность мусульман в стране, как внутренняя, так и внешняя, должна обеспечиваться неприкосновенностью ис¬лама, а не иной веры. При этом байа повиновения, в отличие от байа согла-сия, может быть принят от любой страны даже без выполнения указанных ус¬ловий.
Лицо, дающее присягу при назначении на должность халифа, обязано указанным ниже условиям соглашения. Условия и требования, которые предъявляются к назначаемому на пост халифа должны быть: он должен быть мужчиной, мусульманином, свободным, взрослым (совершеннолетним), дееспособным (в здравом рассудке).
Процедурой назначения халифа предусматривается следующие мероприятия:
• мусульмане — члены консультативного совета проверяют и выдвигаемых на пост халифа претендентов, затем эти имена объявляют народу с призывом проголосовать за одного из них;
• после проведенных выборов объявляются результаты голосования, а
также имя человека, претендовавшего на пост халифа и получившего большин¬ство голосов;
• после обнародования имени все мусульмане должны принести присягу тому, который получил большинство голосов, как халифу, который следовать предписаниям Корана и Сунны посланника Аллаха;
• после завершения процедуры принесения присяги объявляется имя того, который стал халифом, одновременно с сообщением, что он своим достоинством соответствует требуемым условиям для занятия поста халифа. Это (умма) назначает халифа, но не в праве нации сместить его после процедуры принесения присяги. Халиф олицетворяет собой государство и обладает определенной властью в пределах этого государства, а именно:
• халиф принимает и претворяет в жизнь законы шариата. Таким образом,
эти законы становятся канонами, которые обязательны к исполнению и которыми не должны пренебрегать;
• халиф несет ответственность за внутреннюю и внешнюю политику государства, он является верховным главнокомандующим вооруженными и имеет право объявлять войну, заключать мир, прекращать военные и заключать другие договоры, он имеет право принимать и требовать отзыва послов иностранных государств, а также назначать и отзывать мусульманских послов;
• халиф назначает и снимает с должностей чиновников административной
системы, а также своих наместников, при этом чиновники и наместники
четны халифу и консультативному совету;
• халиф назначает и смещает верховного судью, начальников департаментов, командующего вооруженными силами и его начальника штаба. Все они подотчетны только халифу, а не консультативному совету;
• халиф принимает законы шариата, на основе которых строится бюджет
государства, определяет статьи расхода бюджета в каждой области государст¬венной экономики, независимо от того, касается ли это доходов или расходов.
В принятии законов халиф ограничен законами шариата: он не имеет права принимать какие-либо законы, которые с очевидностью не могут быть выведены из священных текстов Корана и Сунны. Действия халифа, кроме то¬го, ограничиваются постановлениями и законами, которые были приняты им ранее. Он также ограничен методологией выведения законов, которой он при¬держивается. Халиф, соответственно, не может принять закон, выведенный в соответствии с методикой, которая противоречит методике, им уже принятой ранее. Он также не может противоречить законам, которые он сам принял ра¬нее.
Халиф обладает абсолютной властью рассматривать гражданские дела и выносить решения в соответствии со своим мнением и результатами своего иджтихада. При этом ему не разрешается нарушать законы шариата, прельщаясь какой-нибудь выгодой. Например, он не имеет права запрещать своей страны импортировать товары на том лишь основании, что этим он в сво¬ей стране отстаивает интересы промышленности. Он также не имеет права при¬нуждать домовладельцев сдавать свои дома при условии низкой ренты на том лишь основании, что необходимо кого-то обеспечить жильем.
По мнению исламских идеологов, не должно быть никаких ограничений пребывания халифа у власти. Он может оставаться у власти столько сколько позволяют законы шариата. И пока он сам в состоянии их выполнять и претво¬рять в жизнь — он остается халифом. Если обстоятельства меняются таким обра¬зом, что требуется его отставка, таковая должна быть осуществлена незамедли¬тельно. Отстранение халифа от власти может быть произведено при возникно¬вении ситуации, когда нарушается одно из условий, являющихся обязательным для занятия поста халифа (например, отступничество от ислама, недееспособ¬ность или признаки проявления греховности, поскольку всё это обязательные условия для занятия поста халифа).
Халиф назначает высших должностных лиц, в обязанность которых вхо¬дит оказание ему помощи в управлении государством. Он наделяет их соответ¬ствующими полномочиями. Назначенные на высшие государственные должно¬сти лица должны отвечать тем же требованиям, что и сам халиф; они должны обладать определенным уровнем знаний для выполнения тех обязанностей, ко¬торые возложены на них. Назначение на высшие государственные должности должно включать в себя официальную процедуру назначения и облечения вла¬стью. Так, при назначении должностных лиц халиф должен сделать такое заяв¬ление: «Я назначаю Вас от Моего имени Моим заместителем» или любое по¬добное заявление, которое подтверждало бы назначение на должность и обле¬чение правами и ответственностью. Если назначение на должность не сопрово¬ждалось подобной процедурой, то такое должностное лицо не обладает всей властью и, таким образом, не будет являться официально назначенным на должность.
В обязанности халифа входит инспектирование деятельности чиновников с целью их одобрения или исправления возможных ошибок, поскольку управ¬ление делами нации возложено на халифа и зависит от его собственного иджтихада. Если уполномоченный чиновник решил вопрос с согласия халифа, то он имеет право осуществлять его без каких либо изменений. Уполномоченные высшие чиновники являются представителями верхов¬ной власти, и поэтому они не являются служащими какого-то отдельного де¬партамента, их деятельность не ограничивается рамками какого-либо государственного органа и их задачей является общее руководство административной системой.
Исполнительный помощник (амир)
наделяется ответственностью за управление делами правительства в исламском государстве. Его можно срав¬нить с президентом или премьер-министром в государствах Запада. Основными качествами амира являются следующие: его знаниям и осознанию духа ислама должно доверять большинство мусульманской уммы; он должен быть богобо¬язненным и наделен качествами государственного деятеля; он должен иметь благочестие и соответствующие способности к управлению делами исламского государства. Исполнительный помощник должен быть мусульманином, так как он входит в ближайшее окружение халифа. Амир всегда связан непосредствен¬но с халифом точно так же, как и уполномоченные чиновники. Он является чи¬новником с той лишь разницей, что его сферой деятельности является претво¬рение законов и распоряжений халифа в жизнь.
Исполнительный помощник назначается халифом. В круг его обязанно¬стей входит исполнение распоряжений халифа во внутренних и внешних делах государства, а также доклад халифу о состоянии дел в порученной области. Административный департамент является посредником между халифом и его подданными, то есть исполняет законы от имени халифа и одновременно обеспечивает связь подданных со своим халифом.
Амир джихада.
Департамент амира джихада включает отдел внешних сношений, военное ведомство, отдел внутренней безопасности и отдел про¬мышленности. Амир джихада является руководителем всех четырех отделов департамента. Отдел внешних сношений занимается всеми вопросами, связанными с отношениями халифа с иностранными государствами. Военное ведомство ведает всеми вопросами, связанными с деятельностью вооруженных сил, включая поставки систем вооружений, военного оборудова¬ния и снаряжения. Это ведомство, кроме того, осуществляет контроль за дея¬тельностью военных академий и всем тем, что представляется обязательным с точки зрения исламской культуры и общей культуры армии, а также за всем тем, что связано с военными действиями и подготовкой к их ведению.
Отдел внутренней безопасности занимается всеми вопросами, связанны¬ми с безопасностью страны, используя для этих целей вооруженные формиро¬вания, в частности полицию. Отдел промышленности занимается всеми вопросами, связанными с ин¬дустрией, включая тяжелую промышленность и такие ее отрасли, как моторо¬строение, машиностроение, производство автомобилей, металлургическую промышленность, электронику, легкую промышленность, а также все государ¬ственные и частные заводы и фабрики, связанные с производством военной продукции. Все заводы и фабрики, независимо от их принадлежности, строят свою работу на принципах военной политики.
Вооруженные силы исламского государства.
Джихад является обязатель¬ной повинностью для всех мусульман. В соответствии с этим для всех граждан обязательной является военная подготовка. Каждый мусульманин старше 15 лет обязан пройти военную подготовку и быть готовым к джихаду. Воинская повинность, однако, является общей обязанностью. Вооруженные силы ислам¬ского государства включают регулярную армию (военнослужащие которой получают зарплату из бюджета государства и являются наемными солдатами) и резерв (все мусульмане, способные носить оружие). Вооруженные силы пред¬ставляют собой единое целое, в котором выделяются несколько дивизий, соот¬ветствующим образом организованных и прошедших специальную подготовку.
Халиф, являясь верховным главнокомандующим вооруженными силами, назначает их высший руководящий и командный состав. Все армейские подразделения представляют собой единую организаци¬онную структуру со специально определенными местами дислокации — лагеря¬ми. Такие лагеря дислоцируются в стратегически важных районах в разных провинциях, при этом некоторые части и подразделения являются мобильными. Армия должна иметь высокий уровень профессиональной подготовки, высокий интеллектуальный уровень, а также обеспечить соответствующую подготовку каждого солдата, офицера и генерала в области исламской культу¬ры, с таким расчетом, чтобы каждый военнослужащий имел твердые знания об исламе. Обязанностью полиции является поддержание общественного порядка, обеспечение внутренней безопасности и выполнение всех исполнительных функций.
Судебная система.
В системе судебной власти обязательным является провозглашение законов шариата. К компетенции судов относится разрешение различных спорных вопросов, предотвращение того, что может нанести ущерб правам общины, регулирование спорных вопросов между членами общины и представителями администрации и служащими, включая халифа и высшие ад¬министративные чины. В обязанности халифа входит назначение верховного судьи, который уполномочен назначать и отзывать судей всех категорий, направлять их дея¬тельность. Верховный судья должен быть мужчиной, мусульманином, быть дееспособным, справедливым и иметь соответствующее юридическое образо-вание.
В исламском государстве предусматривается три категории судей: судьи, которые занимаются разрешением спорных вопросов граждан и отвечают за судопроизводство и вынесение наказания; судьи, которые занимаются вопро¬сами нарушения общественных прав и судьи суда справедливости, который рассматривает спорные вопросы между гражданами и представителями офици¬альной власти.
Все судьи должны удовлетворять тем же условиям, что и верховный су¬дья, а также уметь применять законы в соответствии с конкретными обстоя¬тельствами. Судья суда справедливости, помимо этого, должен быть мужчиной и муджтахидом, то есть лицом, имеющим право принимать решение на основе собственного иджтихада. В суде должен быть один судья, обладающий правом вынесения пригово¬ра. Такому судье могут помогать один или двое других судей, имеющих лишь право совещательного голоса.
В исламском государстве категории судов различаются в зависимости от сложности рассматриваемых ими дел. Кроме того, не существует судов анну¬ляции и апелляции, поскольку все выносимые приговоры имеют одинаковую силу: если судья выносит вердикт, то он становится обязательным для испол¬нения, и никакой другой судья не имеет права опротестовать его.
Каждому гражданину — как ответчику, так и истцу — предоставляется пра¬во иметь доверенное лицо для ведения своих дел. Однако халиф, губернаторы провинций, чиновники администрации, судьи суда справедливости могут на¬значать доверенных лиц вместо себя в пределах должностных полномочий.
Губернаторы провинций.
Территория исламского государства в админи¬стративно-территориальном отношении разделяется на провинции, для управ¬ления которыми халифом назначаются губернаторы (должны отвечать тем же требованиям, что и халиф). Если губернатор наделяется халифом соответст¬вующими полномочиями, то он имеет право назначать руководителей низшего уровня (мэров — управляющих дистриктами или районами). Губернатор наделя¬ется полномочиями, необходимыми для управления всеми департаментами в своей провинции в качестве заместителя халифа. В его подчинении находится все население провинции, и он осуществляет в ней контроль над всеми делами, за исключением дел финансовых, юриспруденции и армии. Ему в подчинение придается вся полиция провинции для обеспечения строгого и точного испол¬нения всех его распоряжений, однако, с административной точки зрения он ею не распоряжается.
Губернатор не обязан ставить в известность халифа о своей деятельности в пределах данных ему полномочий, однако в том случае, если возникает ка¬кой-то новый вопрос, он должен незамедлительно поставить халифа в извест¬ность и ждать от него соответствующих распоряжений. Если же решение вопроса не терпит отлагательства, то в этом случае он имеет право принять реше¬ние самостоятельно и проинформировать халифа о предпринятых действиях.
В каждой провинции имеется совещательный орган (собрание или совет), который возглавляет губернатор. Этот совет имеет право выражать свое мнение в отношении административных вопросов, включая вопросы верховной власти. Выраженное таким образом мнение имеет рекомендательный характер.
Губернатор назначается для исполнения своих обязанностей лишь в оп¬ределенном регионе, и, следовательно, его полномочия не могут распростра¬няться на другие районы. Он может быть смещен со своей должности только халифом.
Административная система.
Все управление государственными делами и интересами людей осуществляется администрациями, директоратами и де¬партаментами, которые образуют административную систему исламского госу¬дарства и полностью несут ответственность за свою деятельность в конкретных областях. Органы администраций, директоратов, департаментов осуществляют свою деятельность на основе принципов эффективности организации системы управления, оперативности в выполнении возложенных задач и компетентно¬сти соответствующих работников, ответственных за порученное дело. Их дея¬тельность с точки зрения законодательства и общественного порядка находится под контролем губернаторов провинций и мэров.
Консультативный совет меджлис аш-шура.
В компетенцию меджлис аш-шура входит выработка определенной точки зрения по вопросам, которые в соответствии с законодательством являются сферой его обсуждения. Это во¬просы управления, образования, культуры, здравоохранения и экономики. Меджлисом аш-шура рассматриваются также все запросы граждан по всему кругу вопросов, связанных с деятельностью правительства исламского государ¬ства, независимо от того, имеют ли они отношение или нет к внутренней или внешней политике государства, включая военные и финансовые вопросы. Если решение меджлиса и правителей расходятся с принципами шариата, то оконча¬тельный вердикт выносится судом справедливости. В случае плохого исполнения служебных обязанностей меджлис может выражать неудовлетворение ра¬ботой губернаторов и представителей высшей администрации. В данном случае мнение меджлиса является приоритетным, и халиф должен незамедлительно освободить таких лиц от занимаемых должностей. Меджлис, кроме того, обсу¬ждает и выражает свое мнение по поводу законов, конституции и канонов, ко¬торые халиф собирается вводить и представляет их ему на рассмотрение. Он также выдвигает список кандидатов, рекомендуемых на пост халифа. Никто, помимо перечисленных в таком списке лиц, не имеет права претендовать на пост халифа, и мнение меджлиса в этом вопросе является приоритетным.
Каждый гражданин государства имеет право стать членом меджлиса аш-шура при условии, что он является взрослым и дееспособным. Члены меджли¬са избираются народом и являются лицами, выражающими интересы мусуль¬ман и подтвердившими перед халифом свою преданность идеям ислама. Ими могут быть также и немусульмане, которые, таким образом, имеют возмож¬ность выражать свои претензии по вопросам несправедливости, исходящей от правителей, и неправильного применения по отношению к ним исламских за¬конов.
В результате консультации осуществляется выработка мнений, поэтому основной функцией меджлиса аш-шура является выработка определенной точ¬ки зрения по тому или иному обсуждаемому вопросу. Все граждане государства (мусульмане и немусульмане) имеют право высказывать свои точки зрения. Однако шура является исключительным правом только мусульман. Все вопро¬сы, которые в законодательном порядке имеет право обсуждать меджлис, ре¬шаются на основе мнений большинства, независимо от того, считается реше¬ние того или иного вопроса правильным или неправильным. Во всех других случаях в процессе шуры должно быть стремление выработать истинное мне¬ние, независимо от того, высказывается ли за него большинство или меньшин¬ство.