КАКИЕ ПРАВА ИМЕЕТ КНЯЗЬ БЕКОВИЧ ЧЕРКАССКИЙ НА АЗИАТОВ, ВЫШЕДШИХ ИЗ КАБАРДЫ, МОЖЕТ ЛИ ОН ПЕРЕВОДИТЬ ИХ ИЗ ИМЕНИЯ В МЕСТО ДЛЯ ПОСЕЛЕНИЯ?
10 сентября 1856 г.
Ответ Черкасского заключается в следующем: 1) что холопы, чагары и подвластные состоят в моей зависимости по существующему праву между всеми кабардинскими народами, которое определяется обычаями тех же народов. По-кумыкски название чагар соответствует названию Ох (ог – X. Д.). По обычаям кабардинских народов чагар означает состояние крепостного, подвластные же, не находясь в крепостном состоянии, подчиняются все-таки полному и безусловному распоряжению моему. Поэтому располагать переводом обозначенных людей своих из бывшего аула в Малой Кабарде в Кизлярское мое поместье я должен иметь свободное право, ибо в Малую Кабарду переселили их из Кизляра первоначально по прокламации генерала Ермолова от 21 октября 1824 года. Следовательно, обратное их переселение в Кизлярское поместье мое должно происходить по тем же правам, по которым случилось их поселение в Малой Кабарде, т.е. по собственному желанию брата моего с дозволения правительства.
Основания, на которых мне принадлежат чагары, холопы и подвластные мои как в Кизлярском округе, так и переселенные в Малую Кабарду, составляют права потомственного владения, существующие между кабардинскими народами и доставшиеся мне от прадеда моего, жившего более ста лет тому назад, генерал-майора князя Эльмурзы Бековича Черкасского. В правительственных российских актах чагары, холопы и уздени, переселенные в Малую Кабарду из Кизляра, подробно записаны в вышеупомянутой прокламации Ермолова. В их числе было 70 дворов чагар и 15 семейств узденей подвластных, другие же 15 семейств прибавились к сословию чагар вследствие 22-летнего приращения их. Следовательно, права мои относительно владения вышеозначенными людьми по утверждению их превышают всякие основания прочих кабардинских князей, не имеющих от российского правительства никаких актов. Наконец, уздени и кадии, которых я желаю переселить в Кизлярское свое имение, никаких повинностей не отправляют, потому что уздени по установлению правительства от всяких повинностей освобождаются, а кадий живет в деревне моей объективно для исправления своих треб, без которых народ обойтись не может. Он не из числа моих подвластных, а приезжий из горских народов.
ГАСК ф. 79, он. 2, л. 11-12.