Вестник Академии наук Чеченской Республики, № 2 (49), 2020
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
УДК: 94 (470.6) DOI: 10.25744/vestnik.2020.49.2.003
НОВЫЙ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК (1746 Г.)
ПО ИСТОРИИ РАССЕЛЕНИЯ ЧЕЧЕНСКОГО ТАЙПА ЧУНГАРОЙ
(ТЕКСТ, КОММЕНТАРИИ)
Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова РАН, г. Грозный
Аннотация. В статье впервые рассматривается текст документа от 13 мая 1746 г. – сообщение Эндирейского старшины Адиль-Гирея Чопанова кизлярскому коменданту В.Е. Оболенскому, – в котором при описании факта переселения чеченцев-качкалыковцев в Эндирей упоминается Чунгароевский аул. Важный аспект сообщения заключается в том, что аул возвращался на прежнее место своего пребывания: это с учетом более ранних сведений (отраженных нами в наших комментариях к тексту) о топонимике края гунно-хазарского периода позволяет полагать о преемственности между Чунгароевским аулом, или кварталом, и древним гунно-хазарским городом Чунгар, или Чунгарс (либо о последовательном проживании тайпа чунгарой на территории указанного микрорегиона).
Ключевые слова: Эндирей, чунгарой, аул, Чунгарс, тайп, чеченцы, Аух, XVIII в.
Для цитирования: Баширов М.С.-Э. Новый документальный источник (1746 г.) по истории расселения чеченского тайпа чунгарой (текст, комментарии) // Вестник Академии наук Чеченской Республики. 2020. № 2 (49). С. 25-28. DOI: 10.25744/vestnik.2020.49.2.003.
№ 48, 13 мая 1746 г. – сообщение прибывшего из Андреевской деревни владельца Адиль- Гирея Чопанова в Кизлярской крепости в комендантском доме бригадиру и Кизлярскому коменданту князю Василию Елисеевичу Оболенскому при подполковнике Расламбеке Шеидякове через толмача Василья Несырова «О прогонах лошадей, совершаемых дагестанскими владетелями, а также о намерении андреевских владельцев переселить качкалынцев в Эндирей».
- прошлого де 1745 года или сего 1746 года токмо минувшей зимы ездил андреевской владелец Темир Хамзин до Дербента для провожания андреевских, и аксаевских и прочих купеческих людей с лошадьми, которых препроводя возвратился обратно, а хозяева тех лошадей своих погнали до Шемахи перед отъездом моим сюда в Кизлярскую крепость ездил человек мой в андреевскую деревню для своих нужд, и возвратил мне сказывал, что прибыл де из Шемахи владельца Адиль-Гирея Чопан Шамхалова персидской нации хлоп Алаверды и привез от тех андреевских купцов [коих с лошадьми провожал Темир Хамзин] письма, которые у андреевского владельца Адиль-Гирея читали, в которых де писали о шахе де персидском, где он ныне находится известия не имеется, а коим де лошади на продажи в Персию погнали, из оных в до половины распродали Шемахе, а другую половину шемахинской хан в дальние персидские города не пропускают, и назад де в домы свои не отпускают, а содержат не так, что под караулом, но под смотрением и с лошадьми их, а называет де оных де андреевцы тарковскими жителями шамхаловыми людьми, да в оном, же де Шемахе содержиться под караулом андреевской владелец Албирю Казаналыпов, которого потому ж де к шаху персидскому не пропускает и назад в андреевскую деревню не отпускают.
- а сего мая в первых числах аксайской владелец Арасланбек Султанмамутов из своего владения из аксайской деревни поехал провожать до Дербента разных купеческих людей, при которых имеется с две тысячи с шесть лошадей ж, и слышно, что оной владелец стоит ныне в тарковской деревне, а те лошади, коих Арасламбек поехал в провожании пасущейся при тарковской деревни на степи; також из андреевской деревни Бамата Айдемирова, Темира и Алиша Казаналы- повых людей, намерены были гнать в Персию на продажу лошадей, которых хотели провожать вышеписанных Бамат Айдемиров, Темирбулат Казаналыпов владельцы, токмо слышно, как вышеписанной аксайской владелец Арасланбеку, так и Бамат Айдемиров и Темирбулат лошадей до Дербента не погнали, за вышеписанными полученные из Шемахи известиями.
- андреевской владелец Муртазали Чопалов сего мая 8 числа из андреевской деревни в персидскую область к Мекке поехал, и с ним поехали из разных владений, из-за реки Койсу, також из андреевской, и из аксаевской деревень, всего тридцать человек, а владение свое и пожитки оставил под смотрение костековскому воеводе князю Алишу Хамзину; просил, чтоб владения его Мусал Качкалыпов жителей, и с Караагачей в андреевскую деревню до приезда его до переселения не допускал.
- андреевские владельцы Темир Хамзин, и Бамат Айдемиров сами с домами, також и Караа- гачев все Качкалыки, а именно Темир Качкалык Айдемирова чагары Мамаш Качкалак Борогунов аул; Кандауров Качкалык Чингараев аул все переселили на прежнее жилище в андреевскую деревню в крепкое место, в том числе много и моих людей живущих в тех Качкалыках и аулах переселяли сим, да и ко мне реченной владелец Темир присылал узденя своего Мамакая Тузушева, что ты де наша же андреевской владелец подлежат тебе переселяться с владением своим в андреевскую деревню, а ежели де добровольно в андреевскую деревню к нам не переселился, то де мы тех и с владением твоим переселил в андреевскую деревню силою, и на, что я посланному его узденю объявил, что я с нынешнего места из Караагачев в андреевскую деревню с владением своим переселиться не буду, а ежели деревня под Адиль-Гирея, Темир Хамзин, и Бамат Айдемиров меня и владение мое силою в андреевскую деревню переселять будут, то и с готов оставя свое владение перейти в Кизлярскую крепость или за- бежат в какие леса, а в андреевскую деревню с ними без воли Ея Императорского Величества и с владением своим переселяться не буду, из тех я Темира Хамзина прислано узденя Мамакая отпустил, а более от оных владели о переселении ни чей не слыхали (далее текст на полях документа) понеже я в андреевскую деревню по Адиль-Гирее их летами, и что они задумали, в андреевскую деревню не требуя о том указу селю переселиться, какой причины не спрашивали, все меня не признал).
- притом объявился бригадир оного, владельца Бамат-Гирея спрашивал, для какой причины оные владельцы Темир и Бамат сами поданных своих людей в андреевскую деревню, что скоро переселяют на прежнее жилище / и на то владелец Бамат-Гирей объявил, как и выше сего, что в совете тс ними не был; притом бригадир объявил, /я думаю, что оные владельцы затем / переселяться в предписанное крепкое место старое жилище, что многие противно ему Ея Императорского Величества указом чинят своей стороны прогоняют в Персию лошадь людей своих от разбою и с разбирательства не воздерживают и многих моих в силе Ея Императорского Величества высочайших указов, как о нынешнем переселении, так и о прочих делах писем не слушают в Кизлярскую крепость сюда никогда, хотя кого владельцев за каким интересным делом не идет, и напрасные на себя наводя страхи, а как качкалыки были жилища на степи на выгодных местах …* а оные владельцы переселяются, чтоб им свободно и безопаснее было те владельцы власть мою умножают и тот владелец Бамат-Гирей объявил, когда де владелец Алибек жив был, тогда андреевской главной владелец Адиль-Гирей Чопан Шамхалов пять или шесть раз собирал нас всех андреевских владельцев к себе, и для себя призывал и аксайских владельцев, и всех их увещевал, и перепрашивал, чтоб мы все переселились в андреевскую деревню, чтоб ему было над ними старшему в оном месте свободнее иметь команду, також и с приезжающих купцов брать пошлины, с пришлых наших и андреевских людей определенной ясак, а с винных штрафы, токмо как вышеписанные Темир Хамзин и Бамат Айдемиров, так и я в андреевскую деревню не переселялись, и его Адиль-Гирея не слушали, а ныне оной владелец Адиль-Гирей к переселению тех владельцев, хотя и не понуждает, токмо переселяются оные сами своевольно, / а более и не для чего, и него только, чтоб жить им в крепком месте и егда за их владельческие противные государыни гнев свой, и прикажет, чтоб оным владельцам чинить им свободы, и себя в оном крепком месте оберегать не огласили, ибо, когда аксаевской владелец Алибек жив был, тогда помянутые андреевцы в обще с аксайскими владельцами согласясь пери сем себя утвердили / ежели де паче чаяния, от которого какое будет нападение войск / то б чинить им де отпор в купе / а нынешние оные андреевские и аксаевские владельцы к ним вместе мы и были тавлинские делом ту присягу возобновили, и положил такое намерение, я то было и прибывшим аксайским владельце Алибеке; притом же бригадир оному владельцу объявил минувшего апреля месяца, когда подполковник Расламбек Шеидяков был в костековской деревне для уговаривания андреевских владельцев, чтоб оные из качкалыков в андреевскую деревню не переселялись, тогда андреевские владельцы пропустили ложное эхо, будто отсюда из Кизлярской крепости через реку Терк переправляется российское войско, отчего оное скот свой отгоняли и пожитки вывозили в горы / и то оные владельцы для чего учиняли на то владелец Бамат-Гирей объявил де, хотя и не в крепком месте, токмо де пожитки и скот свой не вывозят …* российского войска, куда шло несколько тысяч, токмо мне бежать и укрыться не куда, паче же, в чем бы было возможно служит, то б я служит, не отрекся, а прежние андреевские владельцы, ведая за собою, и в противность Ея Императорского Величества указов, чинимые своевольства причины оные владельцы пожитки свои отвозили в горы, и скот свой отгоняли в крепкие места [1].
*Не разборчиво.
КОММЕНТАРИЙ
В рассматриваемом архивном документе внимание привлекает не только сообщение о переселении значительного числа качкалыковских чеченцев в селение Эндирей, но и упоминание селения Чунгар, относительно которого указано, что «Чингараев аул» переселился «на прежнее жилище в Андреевскую деревню в крепкое место». Не вызывает сомнения, что в данном сообщении говорится о селении Чунгур, основанном и заселенном представителями чеченского тайпа чунгрой/чунгарой и располагавшемся рядом с селением Курчали на территории исторической области Нохч-Мохк (Ичкерия). В настоящее время представители этого тайпа проживают во многих населенных пунктах Чеченской Республики, а также в селе Кешана [2, с. 378], расположенном в нескольких километрах к западу от Эндирея и входящем в состав Ауховского общества [2, с. 402]. В нескольких километрах южнее Эндирея на берегу той же реки Акташ находится село Алмак, одними из основателей которого считаются выходцы из тайпа чунгрой [3, с. 169; 4, с. 74]. Указанная выше территория относится к Терско-Сулакскому междуречью и является частью современной Республики Дагестан.
Нельзя не отметить и полное совпадение названия тайпа чунгрой с названием древнего «гуннского» города Чунгарс (сравните с чеченскими ойконимами Тумс, Зумс, Ц1ес и пр.) [5, с. 89; 6, с. 142; 7, с. 159; 8, с. 127; 2, с. 191, 206, 231], связываемого с Андрей-аульским городищем [7, с. 163] или Чунгаром, локализуемым на месте развалин Ендери (Эндери/Эндирей) [9, с. 145-146]. Кроме того, в ногайских песнях, посвященных истории ханов Золотой Орды, Энди- рей именовался Гуэн-кала (где «гуэн» – род, или объединение родов, которому рядом авторов приписывается чеченское происхождение, а также указывается на его связь с гуннским союзом) [10, с. 237, 425, 457; 11, с. 194; 12, с. 623; 13].
Также стоит добавить, что генетические исследования выявили связь чунгаройцев с аккин- ским обществом чеченцев, и ныне проживающим на территории Ауха [14].
Обобщая данные упомянутых источников, можно сделать вывод, что средневековый гуннохазарский город Чунгар [9, с. 139-140] (по-другому – Чунгарс) находился вблизи Андрей- аульского городища (Эндирей) на берегу реки Акташ, а также о наличии определенной связи между происхождением чеченского тайпа чунгрой и гуннским городом Чунгарс.
ЛИТЕРАТУРА
- ЦГАРД. Ф. 379. Оп. 1. Д. 112. Л. 26-30.
- Сулейманов А.С. Топонимия Чечни. Грозный: ГУП «Книжное изд-во», 2012.
- Идрисов Р. Салатавия – моя радость. Махачкала, 2005.
- Тесаев З.А. К вопросу об этнической картине в Терско-Сулакском междуречье в XIV-XVIII вв. // Вестник Академии наук ЧР. 2020. №1 (48). С. 72-86.
- Артамонов М.И. Очерки древнейшей истории Хазар. Л.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1936.
- Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа IV-X вв. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1979.
- Гмыря Л.Б. Страна Гуннов у Каспийских ворот. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1995.
- История Дагестана. Т. 1. М.: Наука, 1967.
- Еремян С.Т. Моисей Калантакуйский о посольстве албанского князя Вараз-Трдата к хазарскому хакану Алп-Илитверу // Записки института востоковедения АН СССР. Т. VII. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1939. С. 129-155.
- Семенов Н.С. Туземцы северо-восточного Кавказа. М.: Книга по Требованию, 2015. 506 с.
- Этнокультура народов Северо-Восточного Кавказа середины XIX века: к 200-летию со дня рождения ученого-этнографа Девлет-мирзы Шихалиева (Шейх-Али) / Отв. ред. Г.М.-Р. Оразаев. Махачкала: Абусупиян, 2015. 268 с.
- Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе: в 6 т. Т. I. Очерк Кавказа и народов его населяющих. Кн. I. Кавказ. СПб., 1871. 656 с.
- Лазарев Я. О гуннах Дагестана // «Кавказ». 1859. №34. С. 177-178.
- Чеченское древо L3 [Электронный ресурс] // Нохчийн орамаш (http://oramash.ru/). Ссылка: http://oramash.ru/tape/L3_tree_oramash.svg (дата обращения: 3.12.2019).