ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВУ НАЧАЛЬНИКУ КАВКАЗСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСПОДИНУ ГЕНЕРАЛ-АДЪЮТАНТУ И НАЧАЛЬНИКУ ПАВЛУ ХРИСТОФОРОВИЧУ ГРАББЕ ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА КАБАРДИНСКОГО КНЯЗЯ МАЙОРА МИСОСТА АТАЖУКОВА 11 НОЯБРЯ 1839 Г.
Известно всему народу, обитающему в горах Кавказских, да и местному начальству, что осетины издревле принадлежат фамилии нашей Атажуковых, в отличие от всех прочих осетин, на правах подданных от народа, от которого получали подати, а именно:
1. От старшин: если кто из них пожелает учинить между родственниками раздел имущества, должны наперед испросить на то от нашей фамилии позволения. За это из разделенного имения получали часть.
2. От черного народа. 1) С каждого дома каждое лето для молока берется по одной корове, которые после отпадания надобности возвращались каждую зиму прежним хозяевам. 2) Для пищи берется по одному быку, барану, кувшину коровьего масла, по два бурдюка пива, по одной сапетке пшеницы, во время зимы для возки дров берется по двадцать ишаков со всего народа, а во время пахоты – двадцать быков, которые после отпадания надобности так же возвращались. Для одеяния берется по одному курпяю. Если кто умрет из народа и никого из наследников не останется, все имение поступает в пользу нашей фамилии. Когда из нашей фамилии кто пожелает отправиться на богомолье в Мекку, народ обязан был на путевые издержки давать ему пособие по возможности.
Фамилия наша сим народом владеет уже несколько столетий, и всегда обязанность свою народ исполнял без малейшего уклонения до 1821 год. А с этого времени начали уклоняться, особенно после постройки в Кабарде крепостей. Они совершенно вышли из повиновения и перестали давать нам полагающиеся подати. Принуждать их не осмеливаемся, опасаясь начальства. Об уклонении их от податей и неповиновении по долгу моему, так как я старший в своей фамилии, неоднократно докладывал местному своему начальству и просил принудить их к повиновению и платежу податей. Но не получив от оного никакого разрешения, вынужден был на обратном пути из Грузии обратиться к генерал-адъютанту графа Дубича, изложив ему эти обстоятельства в просьбе от кабардинского народа о нуждах своих. К совершенному моему несчастью в пользу нашей фамилии ничего не последовало, а между тем день ото дня увеличиваются убытки наши… Раньше доходы мы получали от народа в виде податей и не имели своего состояния, с которого могли бы получать постоянные доходы и тем самым возмещать свои убытки, ибо предки наши по своему азиатству не искали богатства прочного, а старались всеми силами приобрести народ, на которого полагали всю свою надежду, считая, что оный будет для них самих и наследников их прочным капиталом.
ф. 13454, оп. 2, д. 296, л. 1-3.
1 комментарий