СОГЛАШЕНИЕ ЧОХЦЕВ С СУРХАЕМ КАЗИКУМУХСКИМ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ УГОЛОВНОГО ПРАВА (НАЧАЛО XVIII В.)
Запись эта сделана с целью сообщить, что жители города чохцев (ч1ахъал) будут стоять рядом с Сурхаем и его сыновьями, подобно тому, как предки их были рядом с его предками.
Далее, чохцы и Сурхай, дав друг другу соответствующие обещания, в конце концов, согласились:
Если кто-либо из представителей двух сторон, вступивших в данное соглашение, будет убит, – и причем произойдет это при нападении на него, совершенном с целью грабежа, – то сторона убийцы выдаст стороне убитого ее «врагов» в количестве семи человек.
Если какой-либо представитель одной из двух сторон, вступивших в данное соглашение, будет убит в момент воровства представителем другой стороны, то кровь его будет считаться безвозмездной (хадр).
Если представитель одной из двух сторон, вступивших в данное соглашение, будет убит представителем другой стороны «по ошибке», а не из желания восстановить справедливость (хакк), не из-за пролитой ранее крови и не по причине тяжбы, существовавшей между ними, то со стороны убийцы будет выдано стороне убитого для пролития крови два человека .
Для утверждения данного соглашения к Сурхаю прибыли следующие жители города Чох, и причем сделали они это с разрешения остальных чохцев: имам города Чох – Халитилав-мулла (кади), Кикав – сын Джафара, Абулкайс, Мухаммад – сын Илуджилава, Умар – сын Чанилава, Мухаммад – сын Хайдарилава, Хаджиалилав, Абдуллах – сын Илдара и другие люди.
Между двумя сторонами, вступившими в данное соглашение, находились в качестве посредников великие люди из числа цудахарцев (цIедех1), а именно: Рамадан, Сулайман и мангуш Рафи.
Да, вот еще: если кто-либо из людей Сурхая убьет кого-либо, то есть кого-либо из людей, близких к сыновьям чохца – Мухаммад-гази, то в таком случае Сурхай выдаст чохцам семерых «врагов», подобно тому как они выдали ранее семерых «врагов» ему, Сурхаю.
Если одна из двух сторон, вступивших в данное соглашение, изменит позднее свою позицию, воспротивится тому, что записано в этой бумаге, то на сторону, которая изменила позицию, и таким образом, противится написанному, наложен будет выкуп в триста овец. Последний пойдет при этом в пользу стороны, – участницы соглашения, – которая придерживается написанного здесь.
Свидетели этому: Кача, Исмаил и Абду.
Записал все эти слова Хаджи.
Бедняга Мухаммад Убринский (ал-Убри) переписал данный текст – не добавив и не упустив ни единой буквы, – с собственноручной записи, сделанной Хаджи – имамом Чилайми (Ч1илаймиу.
На подлинном тексте соглашения стояла печать князя Сурхая.