СОГЛАШЕНИЕ МЕХТУЛИНЦЕВ, «КУМЫКОВ» И АРАКАНЦЕВ ПО ПРАВОВЫМ ВОПРОСАМ (1235/1819-20 Г.)
Хвала – Аллаху, Господу миров. Да благословит Аллах и да приветствует Мухаммеда, его род и его сподвижников, всех вместе.
Это – разъяснение, сделанное для будущих времен.
Жители селений мехтулинцев (магьдал), жители селений «кумыков» (гъумукъ) и все жители Аракан (Гьаракан) пришли к соглашению по следующим вопросам:
Не практиковать ишкил в своей среде, имеется в виду по отношению к тому из числа их, кто пришел, как говорят, «со стороны» – кумык к мехтулинцам, мехтулинец «кумыкам» или к араканцам.
Завершать свои дела и возникающие тяжбы «внутри» себя, так, словно бы все они являются жителями одного селения .
Уплачивать долг, представляющий собой недвижимое (сабит) имущество, – согласно благородного шариата или привычных для людей норм местного права, – за счет взятия его с противной заимодавцу стороны (хаем), если она найдет у себя это имущество.
Если же названная здесь сторона, противная заимодавцу, не найдет у себя этого имущества, то пусть она возьмет «голову» того, на чьей ответственности лежало ранее это имущество и затем отдаст эту «голову» в руки тому, кому причитается долг.
Доводить все до конца должны кадий и старейшины той или иной общины.
Если же этот кадий и эти старейшины не доведут дело до конца, не закроют тяжбу «изнутри», за счет взятия с мужчины из числа своих, то на старейшин и на кадия будет наложен штраф в один сом с каждого, который пойдет затем в пользу жителей селения.
Если истец возьмет ишкил с человека проживающего – относительно его родины, – «снаружи», в то время как кадий и старейшины уже доводили его дело до конца, то на него – на истца, – будет наложен штраф в один сох.
Может быть так: истец дает знать жителям своего селения, что старейшины и кадий не довели его дела до конца и затем подтвердит это устами своего «гостя, с которым он ел кашу», то, если «гость» его не проявил, в меру всех своих сил, стараний к доведению дела истца, – до конца, если не преподнес тяжбу, которую тот ведет, старейшинам, кадию и жителям селения, то на него – «гостя» истца, – будет наложен штраф в один сом.
Что же касается дел, связанных с воровством, то «кумыки» и мехтулинцы поручили разбираться с ними своему благородному эмиру Махди-хан-шамхаду.
Запись на этом листе бумаги была сделана на основании фирмана этого Махди-хан-шамхала, по его приказу.
Запись на этом листе бумаги была сделана в тысяча двести тридцать пятом (1819/20) году от хиджры Пророка, на собрании проводившемся в Аркасе (Гьаркас /ГьаркIас), где мехтулинцы и «кумыки» встречались с эмиром Махди-хан-шамхадом.
Свидетели этому: из Тарки (Таргъу) – хаджи Мухаммадали и Абдурахман сын Ата; из Казанища (Гъазапуш) – Ахмад Черный, кадий Абдурахман сын Абдуллаха, Абакай сын Шайха; из Карабудахкента (Гъарабудагъ) – Хусан-Акай (Xft/сан…), Баммат сын Муртазаали, Султан сын Надира; из Губдена (Губдан.) – кадий Илдар и Муса сын Сун-гура; из Эрпели – эмир эрпелинцев Султанахмад; из Дургели – кадий Вали и Мусалав сын Хубая; из Дженгутая – Таймазхан и Атав (Amlae); из Верхнего Дженгутая – Мухамма (Мух1амма) сын Шаллая; из Щуры (Шурагь) – мулла (кади) Хасан, Али сын Паши, Усман сын Хамзы; из Параула (Паравул) мулла Хасанхусайн и Бали; из Кадара (Гъадар) Муртазаали сын Джаджа; из Охли (Ух/ли) хаджи Мусалав и Пирбу-даг (Пирбудагъ); из Кулецма (Къулец1ма) – мулла Мухамадамин и хаджи Умар; из Апши (Х1абши) – Абдуллах-Кади; из Аймаки (Г /аймаки) мулла Магриб. Аллах – лучший свидетель.

Комментарии закрыты.