ПЕТР СИМОН ПАЛЛАС. ЗАМЕТКИ О ПУТЕШЕСТВИЯХ В ЮЖНЫЕ НАМЕСТНИЧЕСТВА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В 1793 И 1794 ГГ.
Уздени, или знатные, держат народ в повиновении и обязаны лишь служить своим князьям во время войны. Подданные (или крестьяне) имеют в отношении князя и знати, могущих располагать их имуществом и жизнью, самое безусловное послушание. Они составляют часть наследства, но нет примера, чтобы их когда-либо продавали. Они составляют массу народа, как рабы князей или знати, захваченные во время войны. Все крестьяне мужского пола обязаны работать на князя или знатного по три дня для косьбы и для рубки дров с последующей их доставкой в дом. Они должны также давать один воз или семь мешков проса для каждого быка, которых те имеют. Каждый жених этого класса обязан давать также своему господину двух коров и двух быков. Кроме этого они не обязаны платить никаких податей. Горные народы, сделавшиеся данниками черкесских князей, вроде абазов, осетин, дигорцев, басиян, балкар, карачаевцев и карабулаков, платят им обычно с каждой семьи по одной овце или ее стоимость бурками, полотном, медной посудой и другими подобными предметами. Каждый, кто имеет овец, независимо от величины стада дает князю летом, когда стадо выводят на пастбище, по овце.
Хотя князь и не подчинен никаким законам, его собственный интерес требует обеспечения привязанности и верности своих подданных во время войны благодаря щедрости и приветливости. Он может пожаловать дворянство или сделать узденем подданного, когда он этого заслуживает. Он может каждого лишить всего по своему желанию. Когда речь идет о большом предприятии, он созывает знатных, которые передают затем народу решение, принятое совещанием. Согласно их феодальной системе, знатный или любой другой человек, способный носить оружие, должен сопровождать князя во время войны. Трусость наказывается самым сильным презрением. Два противоположных закона – гостеприимство и кровная месть – свято соблюдаются как черкесской знатью, так и большинством других народностей Кавказа. Гостеприимство (куначество), основанное на определенных принципах, ставит всякого, кто прибегает к нему, в полную защиту от всякого рода насилий. Его хозяин защищает его при всяких обстоятельствах своей жизнью и жизнью своих близких; он не дозволяет ему уехать, не дав ему конной охраны и не поручив его своим союзникам; за убийство или оскорбление гостя мстят, как за смерть кровного родственника. Чужеземец, становящийся под покровительство женщин и допущенный коснуться ее груди концом своих губ, получает защиту как брат, будь он даже врагом и убийцей одного из близких друзей.
Но не меньше добросовестности черкесы проявляют и в отношении кровной мести. Ближайшие родственники или наследник со дня рождения обещают уничтожить виновников покушения, совершенного над личностью их союзника, действуя открыто, применяя хитрость или всякий другой способ. В противном случае им угрожало изгнание, как недостойных членов (общества) общины. Эта кровная месть, передаваемая из поколения в поколение, распространяется на целые племена. Она так упорна, что князья и знатные люди обоих враждебных племен обязаны драться насмерть или согласиться избегать друг друга, когда встречаются на одном пути или в нейтральном месте.
У черкесов ответственность за убийство падает на всех родственников. Эта необходимость мстить за кровь родственников является причиной большой части распрей между ними и между всеми кавказскими народами. Если они не кончаются, в конце концов, выкупом и женитьбой между двумя семьями, то вражда продолжается до бесконечности. Цена, которую дают семье умершего для прекращения преследования, называется цена крови; но князья и уздени не соглашаются ни на какие вознаграждения подобного рода и постоянно требуют кровь за кровь.
АБИВЕА, с. 219-220.