О ЛИШЕНИИ ДУХОВЕНСТВА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ
Изменение проекта Конституции (27 октября 1921 г.)
ЦИК послано в адрес окружных избирательных комиссий телеграмма, в которой говорится: «Постановлением Дагогбкома РКП от 23 октября и Дагревкома от 26 октября духовенство всех религиозных культов лишается избирательных прав. В соответствии с этим примечание п. 11 «Инструкции о выборах в Советы» отменяется, § 63 «Временного положения об организации власти Советов в Дагестане» дополнить включением под литером «Г» пункт: «монахи, духовные служители церковных и религиозных культов».
«Советский Дагестан». 1921. 27 октября. № 195.
ИЗ ЦИРКУЛЯРА ДАГЕСТАНСКОГО ОБКОМА РКП(б) ВСЕМ РАЙОННЫМ И ОКРУЖНЫМ КОМИТЕТАМ РКП(б) ОБ УСИЛЕНИИ БОРЬБЫ С ДУХОВЕНСТВОМ И ДРУГИМИ ВРАЖДЕБНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ В ПЕРИОД ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ
(28 октября 1921 г.)
…Клерикальные группы (группы духовенства, старающегося захватить и подчинить себе политическую власть), желая проникнуть в Советы и иметь там большинство, ведут среди населения гор свою гнусную подпольную работу по срыву избирательной кампании – чернят представителей власти, выдвигают новых кандидатов.
Учитывая это, постановлением ДК сказал, что в Советах не должно быть места никаким лицам, что им предоставляется право вершить дело религии и ни в коем случае не должны вмешиваться в дела управления государством.
До сих пор у нас существовали т.н. шариатские суды: суды эти возглавлялись духовными лицами и по существу своему были чисто религиозными судами. Несмотря на все это, Советская власть в Дагестане, учитывая все специфические, бытовые и религиозные особенности жизни дагестанцев – включила эти суды в ведение и на попечение государства. Был создан Наркомат по делам шариата. Идя на такие уступки Советская власть полагала: 1) шариатские суды со временем сами себя изживут, 2) была уверена, возглавляющие их лица (духовенство) учтут все наши уступки и не будут вмешиваться в наши дела и тормозить нашу работу. Но так не случилось. Духовенство, довольствовавшееся ранее своей духовной властью, ныне отошло от этого и желает захватить власть в свои руки и тем самым «сесть на шею» бедноте, эксплуатировать ее.
В постановлении ДК ясно сказано, что если духовенство желает управлять делами религии, то ему в этом направлении предоставляется полная свобода (также как и религиозными гражданами), но если духовенство претендует на государственную политическую власть, то здесь мы заявляем, что вмешиваться в эти дела они не могут. Этим постановлением сказано, что существовавшие до сих пор за государственный счет, как государственные учреждения, шариатские суды объявляются учреждениями чисто духовными и снимаются с попечения государства. Все дела судебные, гражданского и уголовного характера изымаются из ведения шариатских судов и подлежат передаче народным судам…
Секретарь ДК РКП(б) Полешко
Зав. агитпропотделом Рыбаков
ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 1. Д. 261. Л. 69.
ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ ПРЕЗИДИУМА ДАГРЕВКОМА ПО ПОВОДУ ВЫСТУПЛЕНИЯ АЛИ-ХАДЖИ АКУШИНСКОГО ПРОТИВ МЕРОПРИЯТИЙ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ В КАРАБУДАХКЕНТСКОМ УЧАСТКЕ ДАГЕСТАНА
(7 ноября 1921 г.)
Присутствовали: тт. Коркмасов, Мамедбеков, Хизроев, Зусманович, Нанейшвили, Тутышкин, Чадушев.
Слушали: О выступлении Али-Гаджи Акушинского в Карабудахкетском участке против распоряжения Советской власти о проведении продналога и набора добровольцев в Красную Армию, а также агитировавшего против Коммунистической партии.
Из официальных донесений выяснилось, что факт провокационного выступления Али Гаджи Акушинского имел место в селениях Карабу-дахкент Губден, причем приглашаемый для объяснения Али-Гаджи Акушинский отрицал свою вину, говоря, что против продналога и набора добровольцев он не агитировал, а выступал против негодного элемента, присосавшегося к Советской власти и Коммунистической партии, и что в будущих выбираемых органах не должно быть места насильникам. Советскую власть вполне признает, считает ее действительно народной и справедливой, но в ее рядах имеются элементы, разрушающие и расстраивающие шариат, против чего он и выступает как глава этого ведомства. В конце объяснений он сознается в своей несправедливости, допущенной им по отношению к Советской власти, но считает это недоразумением, основанным на ложных информациях, какие он имел о ней, и оторванности своей от Дагревкома, и теперь, когда видит перед собой действительных работников Советской власти, приходит к окончательному убеждению о неправильной линии своего поведения и впредь желает подчиняться всем распоряжениям власти и работать совместно, обязавшись дать письменные опровержения и объяснения.
ЦГА РД. Ф. 175-р. Оп. 5. Д. 17. Л. 1–3. Подлинник.

ИЗ КОНСТИТУЦИИ ДАССР, ПРИНЯТОЙ I ВСЕДАГЕСТАНСКИМ УЧРЕДИТЕЛЬНЫМ СЪЕЗДОМ СОВЕТОВ РАБОЧИХ, КРЕСТЬЯНСКИХ И КРАСНОАРМЕЙСКИХ ДЕПУТАТОВ
(5 декабря 1921 г.)
Статья 7. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.
Статья 75. Правом избирать и быть избранными в Советы и на их съезды пользуются, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости, достигшие ко дню выборов 18 лет.
Опубликовано: Революционные комитеты Дагестана и их деятельность по упрочению Советской власти и организации социалистического строительства (март 1920- декабрь 1921 гг.). Махачкала, 1960. С. 447, 448, 458.