ДОКЛАД ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО СОВЕТА ОБОРОНЫ В АНДИЙСКОМ ОКРУГЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЮ РЕВОЛЮЦИОННОГО СОВЕТА ОБОРОНЫ СЕВЕР­НОГО КАВКАЗА О ПОЛОЖЕНИИ В ОКРУГЕ И СОЗДАНИИ ВРЕМЕННЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

10 апреля 1920 г.

Вследствие полномочий, данных мне Советом Обороны от 6 февраля 1920 года № 144 и от 7 февраля 1920 года № 155, докладываю:

Политическо-организационная работа в Андийском округе близится к концу. Трудовой на­род Андийского округа вполне поддерживает Советскую ориентацию, причём стоит за полную неприкосновенность шариата. Правда, есть незначительный элемент (кулаков), который мутит умы простаков, но он теперь уже не представляет из себя опасности. Смерть Узун-Хаджи[1] оконча­тельно перепутала карты контрреволюционеров, и надо быть уверенным, что они уже оставили попытку свернуть с истинного пути бедноту Андийского округа. Таким образом, мечты агентов чёрных пашей и купцов разбились о неприступную крепость революционно настроенного трудо­вого народа округа. Для того чтобы окончательно закрепить эту ориентацию, необходимо безотлагательно послать бедноте мануфактуру и другие предметы первой необходимости, в которых на­селение весьма нуждается, так как те предметы и мануфактура, которые поступили в Дагестан при экс-Горском правительстве[2] до самой бедноты не доходили. Это дело, безусловно, сделает боль­ше того, что может сделать миллионная армия

По аулам, как громовое эхо, разносится слух о разоружении Дагестана, ввиду чего населе­ние тревожно настроено, вкось и вкривь истолковывает эту меру власти. Надо полагать, что разо­ружение дагестанцев, так яро боровшихся против белых, лишь даст агентам турецких пашей и азербайджанских контрреволюционеров, почву для провокации. Со своей стороны считаю вопрос этот для пользы дела оставить открытым, ибо для дагестанца оружие считается святой, неотъем­лемой принадлежностью туалета (дагестанец скорее лишится жизни, нежели откажется от ору­жия).

В Андийском округе свирепствует тиф и другие эпидемические заболевания, в некоторых аулах вымирают целые семьи. Население поставлено в чрезвычайно беспомощное положение, по­чему является необходимым теперь же, безотлагательно, открыть несколько лазаретов и бань, для чего прислать в срочном порядке одного или двух медицинских врачей, одного ветеринарного врача, несколько фельдшеров и сестёр с соответствующим количеством медикаментов (самых не­обходимых) и медицинских принадлежностей.

В настоящее время мною уже намечен к организации в округе революционный комитет, в состав которого имеют войти: Кодотлов Исмаилов, Джамал Шамхалов, Мурадис Шалап, Камал Сулейманов, Ибрагим Мамедханов, Чеэр Хаяжи Раджабов, Умар Халидов, Джамал… Шамхал Са­лихов[3], Хамдулла Ухалов, Али Булат Гасанов, Магома Идрисов, Умахан Дибир Умасханов, Батир Сулхаев, Абдулла Дибир Мусаев и Абдулла Абдуллаев. Из этих лиц будут выбраны окружная и участковая администрация (временно, революционно).

Все эти лица принимали деятельное участие в борьбе против контрреволюции, и, как видно, представляют из себя сторонников трудящихся и пользуются значительным авторитетом среди них. Список временного состава окружной революционной администрации с указанием, кто и на какую должность избран, вместе с протоколом будут представлены следом. К выборам же будет приступлено теперь же.

Докладывая о вышеизложенном, прошу Совет Обороны Северного Кавказа в срочном по­рядке:

  1.  Отпустить средства по представленной мною и тов. Кундуховым смете.
  2.  Отпустить патроны, пулемёты и др. вооружение в снаряжение.
  3.  Утвердить состав Андийского окружного революционного комитета впредь до законного выбора нового.
  4.  Командировать в Андийский округ врачей, фельдшеров и сестер.
  5.  Отпустить для населения округа мануфактуру и др. предметы первой необходимости.
  6.  Для предстоящих работ по выборам и пр. отпустить для тов. Кундухова и для меня две лошади.

Беднота Андийского округа, благодаря отдалённости от центра, находится в исключительно тяжёлых условиях, наш долг как можно скорее подать им руку помощи.


[1] Узун-Хаджи – руководитель Северо-Кавказского Эмирата – умер 30 марта 1920 г.

[2] Речь идет о Правительстве Горской Республики (1918 – 1920 гг.)

[3] Шамхал Салихов (Ахвахский) – командир партизанского отряда, председатель Андийского окружного ревкома. Убит в октябре 1924 гола бандитами округа.