ПОЛОЖЕНИЕ О СОЮЗЕ ГОРСКИХ НАРОДОВ ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
1917 г.[1]
Желая укрепить мирное сожительство всех народов Терской области, провести в жизнь распоряжения Временного Правительства, направить Горские народы на путь новой свободной демократической жизни с сохранением в их жизни дорогого наследия предков – родной культуры и для подготовки народа к Учредительному Собранию и для совместного отстаивания интересов всех горских народов организуется Союз Горских народов Терской области на следующих основаниях:
Права и задачи Союза
Ст. 1. Горские народы Терской области округов Нальчикского – Кабардинцы и Горцы, Владикавказского – Осетины, Назрановского – Ингуши, Грозненского и Веденского – Чеченцы, Хасавюртовского – Кумыки. Ногайцы и Салатавцы образуют Союз Горских народов Терской области.
Ст. 2. Союз имеет целью: 1) охранять спокойствие и порядок внутри как отдельных округов, так и Терской области; 2) обеспечить за каждым из горских народов национально- территориальное управление и самоопределение и организовать их общественную, политическую, культурную и хозяйственную жизнь; 3) защищать и провести в жизнь вольности и права, завоеванные революцией и предначертания Временного Правительства; 4) увеличить общее благополучие народов, населяющих Терскую область и улучшить жизнь масс; 5) отстаивать интересы горских народов; 6) подготовить народ к Учредительному Собранию; 7) разрешение всякие иные вопросы, могущие быть выдвинутыми жизнью.
Ст. 3. Союз гарантирует горским народам сохранение за ними их территории и их верховенства прав на нее. Ст. 4. Внутреннее самоуправление в округах каждый народ вырабатывает на демократических началах применительно к декларациям Временного Правительства.
Ст. 5. Народы округов вполне самостоятельно решаю) все свои местные дела, за исключением тех прав, которые они сочтут полезным передать Областному Совету и Центральному Комитету на разрешение, причем Совет и Центральный Комитет объединяют деятельность местных окружных Комитетов и Советов.
Ст. 6. Права меньшинства других народностей, живущих в округах должны быть священны и находятся под полным покровительством и за полной ответственностью отдельных народов и всего Союза.
Ст. 7. Отдельные округа имеют право заключать договоры как между собою, так и с городами и отделами для охраны спокойствия, порядке и достижения материальных и духовных задач. Такие договоры должны сообщаться Центральному Комитету Союза и не должны противоречить общим задачам, поставленных себе Союзом.
Ст. 8. Каждый округ обязан содержать в интересах спокойствия окружную милицию, необходимый резерв к ней, как на средства, отпускаемые Государственным Казначейством и Терскую Охранную Страну, так и на дополнительные сборы.
Ст. 9. Окружные племенные Комитеты устанавливают правила для своей милиции и по организации вообще охраны в сельских обществах. Они и имеют право привлекать отдельных жителей в исключительных случаях к охране.
Ст. 10. Состав милиции, забота о поддержании ее в полной готовности и назначении начальников принадлежит окружным Советам и Комитетам, под условием соблюдения общих предписаний, которые найдет нужным в интересах охраны предложить Центральный Комитет.
Ст. 11. В случае внутренних волнений, усиления беспорядков – округа должны немедленно извещать Центральный Комитет Союза, чтобы он мог принять необходимые меры своевременно.
Ст. 12. Окружные комитеты имеют право просить Временное Правительство через Центральный Союз о высылке со своих территорий лиц, угрожающих безопасности края.
Организация народовластия
Представительными органами Союза является Терский Областной Совет Горских народов и Исполнительный при нем Комитет.
- Терский Областной Совет Горских народов
Ст. 13. Для проведения в жизнь задач Союза в области и разрешения всех вопросов, указанных в настоящем положении (п. 2) организуется Областной Совет горских народов из депутатов от каждой народности, избираемые по одному от каждых 10000 душ населения; доли насчитывающиеся свыше 5000 душ считается за 10000. Каждая народность избирает по меньшей мере одного депутата.
Ст. 14. Выборы депутатов в Совет производится окружными племенными Советами – делегаты от сельских обществ или Комитетов, а по желанию народа выборы могут быть и прямые, всеобщие, равные и тайные, или двухстепенные, причем участие в выборах имеют все горцы, достигшие 20-летнего возраста, исключая лиц лишенных прав судом, и в Совет могут быть избраны все горцы, имеющие право голоса.
Ст. 15. Совет выбирается на один год и каждый раз возобновляется в полном составе.
Ст. 16. Совет избирает из своей среды председателя и его товарища на каждую очередную или чрезвычайную сессию.
Ст. 17. Сессии Совета созываются Центральным Комитетом и бывают обыкновенная – через каждые 3 месяца и чрезвычайная, по усмотрению Комитета или по требованию не менее 1/5 (20%) части состава Совета.
Ст. 18. Сессия считается состоявшейся при наличности не менее 1/2 (50%) депутатов Совета, и все дела решаются простым большинством голосов, а когда мнения разделяются поровну, перевес дается голос председателя.
Ст. 19. Члены Совета получают суточное вознаграждение от своих племен.
Ст. 20. Исполнительным органом Совета является Центральный] Комитет горских народов Терской области.
Ст. 21. Члены Центр[ального] Комитета избираются Советом из своей среды по два от каждого округа и по два заместителя.
Ст. 22. Центр[альный] Комитет избирается на год и каждый раз возобновляется в полном составе.
Ст. 23. Члены Центр[ального] Комитета и должностные лица, назначенные Комитетом не могут быть одновременно членами окружных Комитетов, Комиссарами и вообще должностными лицами.
Ст. 24. Комитет избирает из своей среды председателя и товарища председателя.
Ст. 25. Члены Комитета получают каждый вознаграждение от своих округов за несение своей службы.
Ст. 25а. Когда мнения разделяются поровну, перевес дается голосу председателя.
Ст. 26. Центральный] Комитет обсуждает все вопросы, укачанные в сем положении и которые не входят в круг ведения окружных самоуправлений.
Ст. 27. Дела, подлежащие ведению Центр[ального] Комитета: а) представительство перед Временным Правительством и Законодательными учреждениями за нужды горских народов;
б) оказания содействия местным органам народовластия за поддержание спокойствия в области и в деле проведения распоряжений правительства;
в) общий надзор за правильной постановкой дела народовластия в округах;
г) юридическая помощь отдельным народам по выработке разного рода положений, правил, инструкций по самоуправлению, по счетной части, обязательных постановлений и т.п.;
д) разрешение споров и недоразумений, возникающих между населением и народной администрацией округов.
Ст. 28. Заседание Центр[ального] Комитета считается законным, когда присутствуют члены, составляющие простое большинство голосов.
Ст. 29. Сложные дела отдельных округов должны, согласно требованию окружных комитетов и большинство Центр[ального] Комитета разрешаются на месте в соединенном заседании Центр[ального] Комитета с окружным под руководством председателя Центрального Комитета. В таких исключительных случаях окончательное решение считается состоявшимся по постановлению простого большинства соединенного заседания членов обоих Комитетов.
Ст. 30. Каждый из окружных Комитетов и каждый из членов Центр[ального] Комитета имеют право инициативы, т.е. право возбуждать общенародного характера вопросы, которые должны быть разрешены Центральным Комитетом.
Ст. 3]. Центр[апьный] Комитет имеет право призывать сведущих лиц для решения специальных вопросов, причем заключения этих лиц должны быть излагаемы в письменной форме, каковые могут быть публикуемы.
Канцелярия Центрального Комитета
Ст. 32. Во главе Канцелярии Центр[ального] Комитета стоит секретарь, избираемый Центральным Комитетом на срок своего полномочия.
Ст. 33. Канцелярия находится под ближайшим наблюдением председателя, который устанавливает внутренний порядок работы.
Ст. 34. Центр[альный] имеет особую печать с надписью «Центральный Комитет Союза Горских народов Терской области».
Ст. 35. Местопребывание Совета и Центрального Комитета – гор. Владикавказ.
- Организация народовластия в округе
Ст. 36. Народ каждого округа выбирает орган племенного самоуправления – Окружной Совет, состоящий из депутатов, избранных сельскими обществами на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования, а при невозможности этого – по местному обычаю – от каждой 1000 душ населения – по одному, и выбирает окружного комиссара, являющегося начальником окружной милиции.
Ст. 37. Окружной Совет избирает Окружный Исполнительный Комитет, члены которого заведуют отдельными отраслями управления народного хозяйства.
- Организации сельского самоуправления
Ст. 38. Органом самоуправления сельской общины является сход граждан обоего пола, достигших 20-летнсго возраста, с исполнительным органом в лице избираемого сходом Комитета и с сельским Комиссаром как начальников сельской милиции.
Ст. 39. Областной Совет и Областной Центральный Комитет должны выработан» подробные положения об окружном и сельском самоуправлении и рекомендовать их народам округа провести в жизнь, дабы водворить по возможности единообразие в организации народовластия на местах, при полной автономии каждого округа в решении своих дел. До выработки таковых положений на этих органах лежат помимо задач, указанных в настоящем положении, все функции земства, указанных во 2-й Ст. земского положения.
- Отношение органов Союза горцев к обще-областным органам управления
Ст. 40. Органы Союза горских народов Терской области – автономны в вопросах чисто горского самоуправления и не подчинены никаким обще-областным органам управления.
Лишь в случаях возникновения столкновения интересов туземного и не туземного населения области и в вопросах общих для всей области – разрешение их принадлежит обще-областным органам управления, совместно с общегородскими органами народоправства. Здесь речь идет о координации действий тех и других органов. При разрешении этих общих вопросов обще-племенные органы горцев устраивают общие заседания с областными органами. Подробности совместной работы этих органов устанавливаются ими сообща.
- Отношение Союза горцев Терской области к Союзу Объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана
Ст. 41. Союз горцев Терской области входит автономным сочленом в Союз горцев Северного Кавказа и Дагестана – на началах, установленных в Конституции обще-горского съезда.
Проект составляли присяжные поверенные от осетин – Георгий Васильевич Баев,
от дагестанцев – Башир Керимович Далгат
ЦГА СО-Л. Ф. Р-9. Oп. 1. Д. 11. Л. 45 – 47. Копия.
[1] Документ датирован по содержанию текста.