АКАДЕМИЯ НАУК ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ФГБОУ ВО «ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЭТНОГЕНЕЗ
И ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ НАРОДОВ КАВКАЗА

Материалы
I Международного нахского научного конгресса
г. Грозный. 11-12 сентября 2018 г.

Грозный – 2018 
ББК 63.3(2)
УДК 94(47)
Р76

Печатается по Постановлению Президиума
Академии наук Чеченской Республики
(Протокол № 8, от 23 октября 2018 г.)

Главный редактор Ш.А. Гапуров
Ответственный редактор С.С. Магамадов

Редакционная коллегия:
Израйилов А.М., Гапуров Ш.А., Дадашев Р.Х., Бугаев А.М.,
Альбеков Н.Н., Абумуслимов А.А., Берсанова З.Х.-А., Шавлаева Т.М.,
Магамадов С.С., Мунаев И.Б., Мамаев Х.М., Солтамурадов М.Д.

Р76

Этногенез и этническая история народов Кавказа. Сборник материалов I международного нахского научного конгресса (г. Грозный. 11-12 сентября 2018 г.). // Под редакцией Ш.А. Гапурова, С.С. Магамадова. – Грозный: АО «Издательско-полиграфический комплекс «Грозненский рабочий», 2018. – 1072 с.
ISBN 978-5-4314-0346-0

В сборник включены материалы I Международного нахского научного конгресса, который состоялся в г. Грозный, 11-12 сентября 2018 г. В докладах и сообщениях особое место уделено древнейшему периоду истории народов Кавказа, вопросам становления и формирования первых государственных образований на Кавказе. Большое место отведено проблеме этногенеза чеченского народа, как составной части кавказских народов. Рассматриваются некоторые дискуссионные вопросы этногенеза и этнической истории народов Кавказа.
Материалы сборника предназначены для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов, а также для широкого круга читателей, интересующихся древнейшей историей народов Кавказа.

ББК 63.3(2)
УДК 94(47)

ISBN 978-5-4314-0346-0

© Ш.А. Гапуров, С.С. Магамадов, 2018
© ГКНУ «Академия наук Чеченской Республики», 2018
© ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», 2018
© АО «ИПК «Грозненский рабочий», 2018
Тесаев З.А.
г. Грозный

К ВОПРОСУ ЭТИМОЛОГИИ ЧЕЧЕНСКОГО
ЭНДОНИМА «НАХЧИЙ»

Аннотация. Статья посвящена проблематике происхождения и семантики чеченского самоназвания нахчи (> нохчи), относительно которого на протяжении двух-трех веков исследователями и народной традицией высказываются различные мнения. Последнее обстоятельство указывает на актуальность рассматриваемого вопроса. На примере терминологии производственной отрасли чеченцев указывается на факт проецирования понятий качественной селекции на социальные процессы внутри чеченского общества. На основании краткого анализа делается ряд выводов относительно этимологии чеченского эндонима и хронологических рамок его исторически обозримого возникновения.
Ключевые слова: чеченцы, самоназание, эндоним, нахчи, нохчи, нахч-даккхар, нахч-далар, селекция.

Весьма интересным представляется вопрос этимологии чеченского самоназвания «нохчо» (мн.ч. нохчий) с более архаичной формой «нахчо». Народная традиция часто связывает данный эндоним с именем пророка Ноя (а.с.), производя его от основы «нах» и суффикса «-ч»; другие авторы обнаруживают фонетическое созвучие эндонима с чеченским словом сыр (чеч. нехча) [1, c. 210]. Последнее, однако, объективно с точки зрения этимологии, но не нынешнего лексического значения слова «нехча». Актуальность озвученной проблематики и высокий интерес к ее разрешению послужили мотивом к проведению краткого исследования, посвященного генезису чеченского эндонима.
Первые упоминания нахчий. Наиболее раннее упоминание этнонима «нахч» обнаруживается не позднее 1-й половины I-го тысячелетия до нашей эры. Согласно сведениям К.М. Туманова к предкам современных чеченцев имеет прямое отношение топоним Нахчу-ван (< Нахчуан; Нахичевань), а также название урартской области, именуемой в аккадских текстах Nachsuanna (Нахсуанна; 1-я пол. I тыс. до н.э.). Та же область названа у Птолемея в греческом произношении Naxuana (Наксуана; в греч. яз. нет буквы ч) [2, с. 40-41]. В гахнамаке (тронной грамоте), приписываемой армянскому католикосу Сааку (умер 439 г.), фигурировало нахарарство (область или княжество) фамилии Нахче-ри [3, с. 257], то есть речь идет о IV-V веках нашей эры. Более того, в другом армяноязычном средневековом источнике – «Армянской географии» (в признанном наиболее достоверным – «новом» списке рукописи), датируемой исследователями VII в. н.э., вновь обнаруживается чеченский эндоним «нахча» в форме «нахчамать-янк» [4, с. 37], где конечное -янк представляет собой армянский постфикс множественного числа, а «мат» может быть переведено как страна или область (нахчиев). Наконец, в грузинском документе XIV в. также фигурирует этноним «нахча». Известный исследователь А.И. Шавхелишвили сообщает, что царь Георгий Блистательный (1314-1346 гг.) в последние годы своей жизни направил строителей крепостей и монастырей к «нахчи», то есть в страну чеченцев [5, с. 145; 6, с. 63]. Действительно, в манускрипте грузинского католикоса Евфимия говорится о христианском храме у «народа Нахче» [7, с. 50; 8, с. 133; 9, с. 54]. Таким образом, приведенные сведения дают основание утверждать, что не позднее, чем к середине первого тысячелетия до нашей эры чеченцы оформились как народ с самоназванием «нахчи». Данное обстоятельство подтверждается выводами последних исследований, согласно которым уже в VI-III вв. до нашей эры на Кавказе возникла государственность предков чеченцев, название которой Г.Д. Гумба связывает все с тем же термином Нахчамат, приведенным в «Армянской географии» [10, с. 333-443]. Однако, последующие преобразования и процессы, связанные с проникновением на Кавказ кочевников с территории южнорусских степей с последующей их частичной ассимиляцией, должны были привести к новому циклу этногенеза чеченцев [11, с. 45]. Нах и нахчи. Этнолог, доктор исторических наук Т.М. Шавлаева в ходе полевых исследований пришла к ряду интересных заключений. Согласно собранным ею данным, чеченское слово «нах», под которым ныне понимается народ или люди, прежде имело более широкую семантическую нагрузку. По сведениям ученого, в историческом сознании чеченцев под термином «нах» разумелись прежде всего оседлые люди, которые, во-первых, занимаются земледелием (чеч. кха); во-вторых, имеют цитадель или укрепление (чеч. ха) общинного очага (чеч. кхиэ); в-третьих, материально обеспечены (экономически независимы) (чеч. хьав). Перечисленные признаки отличали их от категории «адамаш» (люди вообще, прочие народы) и позволяли характеризовать как «нах». Исходя из этого, Т. Шавлаева дает следующее определение: «Нах – это часть людей, упрочившаяся на определённой территории, с привязанным к земле хозяйственным укладом; общими интересами, способная себя защитить и материально обеспеченная». Информаторы исследователя утверждают: «Весь этот мир был – «нах» (имеется ввиду народы)… Кроме нас, народов (бук. нахов. – З. Т.) ещё много в мире. Нахчой/нохчий (т.е. чеченцев) кроме нас других не было и нет». То есть в понимании прежних поколений «нахами» были разные народы, населявшие планету, из которых выделялись «нахчий». Как пишет Т. Шавлаева, «.в разношёрстной, но уже сформировавшейся как общество, нахской среде, под воздействием внешних факторов, начался вполне закономерный процесс – «нахчда-лар», в результате которого, как следствие причины, из этого этномассива выделилась единая, качественно новая этническая единица – нахчой, превосходящая разнородный нахский массив своей организованностью и системностью. Такой мощный процесс выделения нахчматьянов или нахчой из общей среды нахских племён, вполне мог сопровождаться образованием формы государственного устройства у нахчматьянов» [12, с. 153]. В последнем выводе о государственности нахчаматов Т. Шавлаева ссылается на уже упомянутого нами Г. Гумба. Что же касается процесса «нахчдалар», о котором сообщает исследовательница, то данный вопрос заслуживает особенного внимания. «Нахч» в производственной сфере. Доктор медицинских наук РУ Берсанов, занимаясь в 90-е гг. сбором материала по отраслевой лексике чеченского народа (для составления терминологического словаря), сумел обнаружить любопытные сведения, касающиеся ювелирного дела. Так, ученый, знакомясь с искусством знаменитого чеченского мастера – ЦIуомин Вахи из села Бачи-Юрт, и работая в кузне мастера, зафиксировал этапы очистки золота и серебра, а также терминологию, связанную с этими производственными циклами. Согласно собранным им данным, процесс очистки золота и серебра от примесей именовался мастером профессиональными терминами «деши нахч-даккхар» и «дети нахч-даккхар» соответственно. Также мастер сообщил о процессе «бу- олат нахч-даккхар», который был связан с улучшением показателей металла, а не его очисткой. Исходя из сведений, переданных Ц1уомин Вахой, само понятие «нахч-даккхар» подразумевало селекцию как процесс улучшения качественных показателей при работе с металлом. Более того, согласно данным информаторов Р. У. Берсанова, то же понятие применялось и при отборе лучшей фасоли из общей массы, при очистке пшеницы от шелухи и т.д., а полученный качественно новый продукт именовался термином «нахч-». Яркий пример – тот же сыр, именуемый на чеченском языке «нехча» и полученный в результате же процесса «нахча-яьккхар», но, в данном случае, применяемый к молоку. Как сообщают источники, утрата этой профессиональной терминологии напрямую связана с потерей производственной (кустарной) культуры, например, в ювелирном деле или металлургии, которые были вытеснены государственным производством. Позднее забывающиеся профессиональные термины-фразеологизмы заменялись калькой, буквально отражающей суть процесса. Например, процесс очистки золота – «деши нахч-даккхар» – стал именоваться «деши литтар» (букв.: фильтрация золота). Что же касается процесса изготовления сыра, то он, по-прежнему широко практикуемый в быту, позволил сохранить в народе термин «нахча/нехча» (русск. сыр) для обозначения конечного продукта [13]. Указанные сведения подтверждаются и полевыми исследованиями Т. Шавлаевой, которая изучила процессы домашних производств, в том числе те же технологии по очистке металла, изготовлению сыра, а также гончарное дело. Ученый отмечает: «В частности, термин «нахча», с основой «нахч», характеризовал конечный итог производственного процесса «нахчдалар». «Нах- чадалар» – это процесс, который протекает в определённой массе, «нахч» – это продукт, полученный в процессе «нахчдалар» из той массы, в которой он происходит. Наиболее яркая иллюстрация процесса «нахчдалар» и получения итогового продукта – «нахч» прослеживаются в технологии изготовления сыра, сохранившейся в домашних производствах до сих пор» [12, с. 152]. Эти выводы были сделаны в результате полевых исследований в Галан-чоже, Чеберлое, Шарое, а также в Дуиси. В качестве обобщающего итога Т. Шавлаева дает следующее определение: «Нахчдалар – это процесс производства продукта от сырья путем выведения полезной массы или наиболее ценного продукта из первоначального сырья» [14, с. 92]. «Нахч» в социальной сфере. Разностороннее исследование вопроса указывает на применение производственной терминологии «нахчдаккхар / нахчдалар» (как процесса селекции) и «нахча» (как итога, продукта процесса селекции) в социальной среде. Т. Шавлаева полагает, что рассматриваемый процесс начался в сложном нахском этномассиве и привел к выделению однородной этноединицы нахчой «из многоэтничной массы на весьма импульсивной территории». По-видимому, главным или одним из главных признаков этой этнической единицы ученый считает обладание народом равными правами его граждан, что действительно резко отличало чеченцев от всех их близких и далеких соседей. Исследователь заключает: «Народы, вовлечённые в процесс, должны были пройти этапы становления, чтобы именовать себя нахчой. Вайнахские народы, однозначно, являются неизбежным результатом этого прогрессивного процесса, поэтому, с точки зрения исторической, все они являются нахчой. Как видим, исторически и семантически термин нахчой не происходит от названия одного рода или народа. Нахчдалар – это движение процесса, ход процесса. Нахч – результат процесса. Нахчой обозначает причастность к уникальному процессу выделения моноэтничного народа из полиэтничной массы» [12, с. 154, 155]. Гипотеза Т. Шавлаевой подтверждается примечательными сведениями, собранными Р.У Берсановым. В частности, им были зафиксированы сообщения, согласно которым в чеченском обществе существовал сложный институт регулирования отношений, при котором производилась социальная селекция. Как отмечает Р. Берсанов, вплоть до XIX в. существовала практика, при которой чеченцев, провинившихся или изобличенных в определенных нравственных или других проступках и преступлениях, изгоняли из села, после чего они хуторами поселялись в непосредственной близости. Эти населенные пункты именовались «эхь-яьрташ» (букв.: стыдные села). Зачастую, изгнанные обществом выходцы уходили в труднодоступные ущелья вдали от людей и становились отшельниками. Таким образом, данная практика приводила к естественному отсеиванию личностей определенного нравственного уклада. Этот процесс «социальной селекции», согласно сведениям источников, именовался «къам (нация) нахч-даккхар» [13]. Отметим, однако, что провинившиеся в особо тяжких проступках не имели права реабилитации. Это отражено в фразеологических оборотах, зафиксированных нами: Теркал дехьа ваккхар (изгнание за Терек), ГIобал дехьа ваккхар (изгнание за Кубань), Ийданал дехьа ваккхар (изгнание за Волгу). Отметим также, что на территории Чеченской Республики обнаруживается ряд топонимов с основой «нахч-» (нуохч-). В частности, восточная историко-географическая область Чечни именуется Нахч-мохк; на территории Галанчожского района в границах историко-географической области Нашха обнаруживается топоним Нахч-хазиэ; в Нижнем Чеберлое – Нахч-Киэла и пр. [12, с. 152]. Выводы. Подводя итоги, сделаем следующие выводы: 1) Чеченский эндоним (нахчий > нохчий) напрямую связан с селективным процессом (нахчдаккхар/нахчдалар), спроецированным с производственной сферы на социальную среду, и представляет собой изначально качественное понятие, подразумевающее результат селективного отбора.
2) В рамках естественной селекции социума (къам нахч-даккхар) выработался чеченский нравственный и этнический институт нохчалла (букв.: чеченство), вбирающий в себя систему регламентирования и регулирования отношений в обществе.
3) Все общности, которые в современной научной литературе принято называть «нахскими», в действительности, являясь, по крайней мере, на определенном историческом этапе, конечным результатом процесса нахч-дакк-хар, объективно выступают носителями эндонима «нахчий». Это вновь подтверждается сведениями источников Т. Шавлаевой, которая приводит цитату информатора: «Нахчой – дакъа хилла ца Iа, нахчой – дуккха а нахана юкъара схьадаьлла нахч ду» (перевод: «Чеченцы – не часть [какого-то целого]; чеченцы – выделившийся из множества людей/народов «нахч»») [12, с. 154]. «Нахч», как мы уже выяснили, это итоговый продукт социальной селекции.
4) Наиболее древнее (зафиксированное нами) упоминание этнонима «нахча» относится к I тысячелетию до н.э.; выделение же этнической единицы с самоназванием нахчий, вероятнее всего, также следует относить к этому периоду.
5) Прекращение практического применения данного процесса, по-видимому, относится к эпохе имама Шамиля и последующего установления царской власти Чечне.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Семенов Н.С. Туземцы Северо-Восточного Кавказа. СПб., 1895. XVIII. – 488 с.
  2. Туманов К.М. О доисторическом языке Закавказья. Из материалов по истории и языкознанию Кавказа. 2-е отдельное издание, дополненное. Грозный, 2016. – 112 с.
  3. Адонц Н.Г. Армения в эпоху Юстиниана. 2-е изд. Ереван: Издательство Ереванского университета, 1971. – 527 с.
  4. Армянская география VII века по Р. Х. (приписывавшаяся Моисею Хоренскому) / текст и пер. с присовокуплением карт и объясн. прим. изд. К. П. Патканов. СПб., 1877. XXVIII. 84. – 26 с., 2 л. карт; 24.
  5. Шавхелишвили А.И. Грузино-чечено-ингушские взаимоотношения (С древнейших времен до конца XVIII века). Тбилиси: «МЕЦНИЕРЕБА», 1992. – 233 с.
  6. Тесаев З.А. Междоусобица в Золотой Орде как фактор приобретения суверенитета княжеством Симсим (XIV в.) // Рефлексия. 2018. №2. С. 61-67.
  7. Джанашвили М.Г. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России. Описание Осетии, Дзурдзукии, Дидоэтии, Тушетии, Алании и Джикетии. О царях Хазаретии. Алгузиани // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 22. М.: Книга по требованию, 2016. С. 1-196.
  8. Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М.: «Наука», 1973. – 208 с.
  9. Тесаев З.А. Идентификация личностей позднесредневековых летописных героев «Абумуслима» и Суракатов и их роль в истории Чечни и Дагестана (XV-XVI вв.) // Рефлексия. 2017. №5. С. 54-60.
  10. Гумба, Г.Д. Нахи: вопросы этнокультурной истории (I тысячелетие до н.э.) / Г.Д. Гумба. 2-е изд., дополн. М.: Литера, 2017. – 552 с.
  11. Тесаев З.А. Нахско-скифо-сармато-аланские контакты в Ичкерии по материалам археологических экспедиций // Рефлексия. 2017. №5. С. 43-53.
  12. Шавлаева Т.М. Термины самоназвании чеченского народа (по полем материалам) // Eurasian Scientific Association. 2018. №1(35). С. 152-155.
  13. Записал д.м.н. Р. У. Берсанов со слов Зайнди Джамалханова (1922 г.р.) и Абу Уциева (1954 г.р.). Надтеречное.
  14. Шавлаева Т.М. Происхождение и значение терминов «начх», «нахч» и «нуохч» в традиционной хозяйственной культуре чеченского народа // Общество: философии, истории, культура. 2017. №12. С. 92-95.