№ 165

1692 г. сентября 21. – Отписка головы астраханских пеших стрельцов Дениса Сербина астраханским воеводам князю П. И. Хованскому с товарищами о попытке казаков- раскольников уйти с р. Аграхани в Крым и о бое с ними на р. Сунже кумыкского мурзы Амирхана «со своими чеченцами и с кумыками»

л. 1

// Великих государей, царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев, боярину и воеводам князю Петру Ивановичю с товарыщи Дениска Сербии челом бьет.

По указу великих государей послан я из Асторахани на Терек ко княине Тауке Салтанбековне, также и к тарковскому Будай шевкалу, а велено чинить промысл над воровскими казаками-раскольщиками[1] с ними собча.

И в нынешнем в 201 году сентября в 18 числе к расколь- щиком казакам к Левке Мананскому с товарыщи пришли из Крыму казаки, которые от них были посыланы, также и кубанские казаки, которые живут на реке Кубане, пришли к ним на помочь, хотели их проводить до Крыму. И те воровские казаки с реки Аграхани пошли на побег в Крым, и мне то учинилось ведомо, наняв подводы, ездил ко княине Тауке Салтанбековне, и княиня, собрав узденей своих наскоро, послали к Муртазалею и к брату его Амирхану[2] и приказала им, чтоб они, служа великим государем, их царскому величеству, не отпустя таких воров в Крым, учинили над ними промысл.

л. 2

//И Муртазалиев брат Амирхан, собрався с своими чеченцами[3], также и княинины уздени, догнав тех воровских казаков осадили на реке Сунче и учинили с ними бой и тех воровских казаков розбили, жен их и детей побрали в полон, а иных из них побили и живьем взяли. А из тех воровских казаков, отобрався человек тридцать с небольшим, побежали на побег[4], и за ними собрався Амирхан с своими чеченцами и с кумыками, многими людьми, побежали в погонь, и часть, что тех беглецов, не допустя до Крыму, поберут.

л. 3

//А впредь что учинится над воровскими казаками какой промысл, буду писать впредь. А княиня меня отпустила из своих улусов на Терек и велела ждать, что учинится над теми ворами. А я писал к Муртазалею и Амирхану мурзам, также и княиня писала, чтоб они, служа великим государем, знамя и пушки, также которые казаки взяты живьем прислали бы ко мне. А пушка, которая взята у Семена Тарханова, и та пушка у казаков, которые живут в гребенских городках, у атамана у Якушки Емельянова, а я со стругом стою с стрельцами на взморье, и уезжать без ведома своего не велела для того, что учинится над теми беглыми ворами какой промысл и супротив моего письма, что писано к Муртазалею и к Амирхану мурзам, взять подлинную ведомость обо всем.

А с сею отпискою послан моего полку пятидесятник Вавилка Селиванов с товарыщи, пять человек, сентября в 21-м числе.

На л. 3 об. адрес: Великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев, боярину и воеводам князю Петру Ивановичю с товарыщи.

На л. 1об. помета: Взять к отпуску.

Архив ЛОИИ, ф. Астраханской приказной палаты, № 12318, л. 1–3. Подлинник.


[1] «Воровские казаки-раскольщики». См. коммент. 3 к док. № 161.

[2] «Муртазалей и брат его Амирхан» – кумыкские мурзы из Эндери См. Акты исторические, Т. V. СПб., 1842, № 215.

[3] «Со своими чеченцами» – по источникам первой половины XVIII и население аула Чечен и ближайших к нему селений, как и жители Гумбета, были зависимы не только от гумбетовских мурз Турловых, но и от кумыкских мурз Северного Дагестана. См.: Сведения о Чечне и Гумбете. – Ставропольские губернские ведомости. 1858, № 9, 11, 16, 18, 19; Бутков П.Г, Материалы для новой истории Кавказа. Вып. I. СПб., 1869, с. 258; вып. III, с. 59, 84; Ахмадов Я.3. К вопросу о социальном строе Чечни в XVIII столетии. – Вопросы истории Дагестана (Досоветский период). Т. I. Махачкала, 1974, с: 221-222, Очевидно, такое положение установилось уже с конца XVII и (3 точение второй половины XVIII в. все эти феодалы были из Чечни изгнаны местным населением.

Док. № 165 был напечатан в т. V «Актов исторических» еще в 1842 т. Его использовал в своем сочинении «Гребенцы» И.Бентковский (см.: ЧОИДР, 1887, ст. III, с. 26–27), но дал неверную ссылку на «Акты Археографической комиссии». Поэтому в литературе первым документом, в котором упоминается этноним «чеченцы», обычно считаются договорные статьи 1707 г. калмыцкого хана Аюки. См.; ПСЗ. Т. IV № 2207.

[4] По другим сведениям, на Кубань ушли примерно 200 человек, которые обосновались в нижнем течении этой реки. См.; Дружинин В.Г. Раскол на Дону, с, 211–212.