Написано Пашковым Р. В.
АВАРСКОЕ ХАНСТВО
Умму-хан аварский
по своему повелению
для блага народа и благополучия ханства
сказал для всех
мусульман своей земли.
Я, Умму-хан аварский,
Комментарий:
Настоящие законы приняты и даны народу Аварского ханства Умму-ханом аварским. Из этого факта сразу понятно, то Аварское ханство являлось монархией с ограниченно представительными совещательными органами, однако сама монархия носила по большей части договорной характер союза с обществами (джамаатами). Согласие Диван Хана (Государственного совета Хана), состоявшего из ближайших соратников хана, и Меджлиса аль Шура государства было достигнуто при такой системе власти.
по зову Всевышнего, Творца миров и Высшего судьи,
Комментарий:
В данном положении прямо указывается на верховный характер ислама как религии в политической жизни страны. Это полностью укладывается в систему средневекового развития Кавказа. Концепция правителя как наместника Аллаха на Земле до Судного дня подавляла собой все иное мировоззрение в исламской части Кавказа.
руководствуясь традицией правления, основанной на мудрости ханов,
Комментарий:
Главный принципом политического устройства объявляется традиция правления, бывшая до Умму-хана и к ней он возводит свою легитимность. Основой данного факта является круговорот в природе и в человеке как это понималось в то время. Главным критерием политического развития выступает мудрость ханов, данная правителю Аллахом для блага подданных.
помня об ушедших, чья память налагает ответственность,
Комментарий:
Как уже указывалось, легитимность ханской власти идет с традиции и одним из элементов традиции выступает героическое прошлое основателей государства и национальных героев народа. Подчеркивается, что традиция сковывает действия власти и через нее хан не может преступить без зла для государства и общества.
защищая славу предков, создавших нашу страну,
Комментарий:
Героическое прошлое страны позволяет поддерживать развитие государства на высоком уровне, внушая уважение соседям и накапливая богатства и хан обязан поддерживать военную активность как инструмент внешней политики и укреплять обороноспособность.
принял с согласия Ханского Дивана и Меджлиса аль Шура государства настоящие Основные законы.
Комментарий:
Согласие этих двух органов было обязательно для договорного характера Ханства и не было простой формальностью, так как Хан могут править только с согласия обществ. Проще говоря, хан как бы нанимался обществами для верховного управления и его власть была в значительной степени ограниченной правами обществ, хотя он и старался ее все время всячески укрепить.
Глава 1. Общие принципы.
Комментарий:
Общие принципы составляют первую главу основных законов Аваристана для всех. В настоящей главе кратко излагаются основы правления хана как связанного взаимными обязательствами с обществами ханства. Данные основы воплощают в себе исламский дух ханства и его развития как части Кавказа.
Статья 1.
Ханство Аваристан или Аварское ханство есть суверенное кавказское исламское государство.
Настоящие законы основаны на Книге Всевышнего и Сунне его Пророка.
Основа правовой системы – шариат.
Хан правит на основе согласия с обществами Ханства и не может нарушать их права.
Комментарий:
Прежде всего настоящая статья определяет Аваристан как ханство, то есть форму правления, сложившую исторически в данной части Кавказа и наиболее оптимальную для аварцев. Ханство воплощало в себе все государственные начала такого государства на Кавказе как монархия. Ханство было суверенным государством, заключавшим договоры и расторгавшее их и не находившееся под чьим-нибудь обязательством вассалитета.
Ханство было именно кавказским государством не в силу своего географического положения, а в силу ценностей, которые защищало и которыми руководствовалось. Аваристан сформировался как исламское государство мусульман Кавказа и был создан именно для их благоденствия.
Основные законы Аваристана прямо вытекают из Корана, который является их началом. Высшая ценность правления – следование Корану как божественному закону всех мусульман. Коран действовал прямо на территории ханства, то есть выражаясь современным языком – акт прямого и непосредственного действия.
Из того факта, что Коран высший закон выводится следующее положение: основа правовой системы – шариат. Шариат как именно мусульманская система права, основанная на Коране, действовала весь период существования Аваристана как ханства.
Статья 2.
Мусульмане ханства составляют единую умму под правлением Хана.
Флаг ханства является флагом ханского рода.
Комментарий:
Мусульмане ханства составляют единое целое перед лицом остальных, то есть умму под правлением хана. Хан возглавляет политически умму ханства. Он один представляет ее в международных отношениях и является ее лидером. Это единство неразрывно и не может быть нарушено даже часом тяжких бедствий ханства.
Поскольку ханство является монархией мудрого и справедливого правления, то флаг ханства является и флагом ханского рода, символизируя честь и доблесть государства и хана. Эта связь идет с момента основания страны и вечна, пока есть Аваристан.
Статья 3.
Ханский род идет по прямой мужской линии от основателя.
Хан избирает наследного принца и смещает его своим указом.
Наследный принц полностью посвящает себя деятельности наследника престола и выполняет обязанности, поручаемые ему Ханом.
В случае кончины Хана наследный принц правит до принесения присяги.
Комментарий:
Ханский род идет по мужской линии от основателя Аваристана Умму-хана, создавшего Аваристан как независимое государство на Кавказе. Хан избирает наследного принца в случае нескольких наследников либо выбирает старшего. Статус наследного принца оформляется указом хана и действует до его отмены либо до вступления на престол наследного принца.
Главной обязанностью наследника престола является обязанность учения, чтобы править мудро и справедливо над всеми мусульманами ханства. Принц выполняет поручения хана для того, чтобы хан убедился в правильности своего выбора. В случае внезапной смерти хана наследный принц правит до принесения присяги. В случае отказа еепринести он лишается права на престол.
Статья 4.
Подданные Хана приносят присягу на Книге Всевышнего Аллаха и Сунне Его Пророка в повиновении и верности ему в горе и в радости, в удаче и в бедствиях.
Хану подчиняются беки дворянства и хан имеет право на наследственное земельное владение.
Комментарий:
Подданные хана по наступлении совершеннолетия приносят присягу на верность хану, подтверждая тем самым его власть над собой как правителя мусульман ханства. Данная клятва обязательна для всех совершеннолетних подданных хана и означает их повиновение законам ханства. Хан правил и осуществлял свою власть при помощи беков как феодального дворянства. Хан имел право на наследственное земельное владение в Ханстве, свой феодальный домен и наделял ленами местное дворянство в обществах, создавая опору своей власти.
Статья 5.
В соответствии с шариатом основами правления в Аварском ханстве являются:
• справедливость перед судом Всевышнего,
• прин¬цип совещательности в делах управления,
• непрерывность правления Ханского рода.
Комментарий:
Данная статья устанавливает, что правление, а не только правовая система, происходит от шариата. Основами правления в ханстве являются:
• справедливость как высшее благо для подданных. Хану надлежит руководствоваться на суде и в правлении только справедливостью мудрого.
• Принцип совещательности как наследие веков ислама и ядро политической системы ханства.
• Непрерывность правления означает независимое развитие ханства.
Глава 2. Основы аварского общества.
Комментарий:
Данная глава рассматривает не общие принципы государства и общества как единого целого, а основы аварского общества как исторически сложившейся системы политико-социальных связей, что и отражено в главе.
Статья 6.
Семья является основой аварского исламского общества.
Старейшина должен воспитывать членов своей семьей в духе преданности власти и повиновению воле Всевышнего.
Главой семьи является домовладыка.
Комментарий:
Семья есть высшая ценность для правления и основа аварского общества. Главой семьи является домовладыка, а старейшины должны воспитывать ее членов в духе преданности власти и повиновению воли Всевышнего. Вся деятельность члена семьи направлена на то, чтобы быть стать лучшим в своем роде и принести ему славу.
Статья 7.
Собственность мечетей и хана является неприкосновенной и предназначена для блага всех мусульман.
Преступление против собственности хана и мечетей является преступлением против государства и карается тягчайшим образом.
Комментарий:
Собственность мечетей и хана неприкосновенна в силу того, что предназначена для всех мусульман и для их блага. Преступление против данной собственности относится к преступлениям против государства и карается тягчайшим образом. Собственность мечетей и хана находится под особой защитой государства.
Статья 8.
Хан вправе устанавливать сборы на общественные нужды.
Сборщики податей пользуются правом силы для взимания сборов и осмотра тех, кто их скрывает.
Комментарий:
Хан вправе устанавливать сборы для блага общества. Основные законы прямо не ограничивают право хана на это, но неписаным правилом является их повышение только в случае войны и оно носит временный характер. Сборщики податей имеют право силы для взимания податей (сборов) и все государственные чиновники обязаны содействовать их деятельности. Сборщики податей входят в аппарат управления Хана и подчиняются только ему, не завися от самих обществ.
Статья 9.
Государство создает все условия для сохранения кавказских и исламских семейных ценностей.
Аварское ханство заботится обо всех своих подданных.
Ханств покоится на защите своих подданных.
Комментарий:
Государство берет на себя обязанность по сохранению кавказских и исламских семейных ценностей, считая их укрепление приоритетной задачей. Ханство заботиться обо всех своих подданных, помогая им в трудную минуту и в годы благоденствия. Ханство гарантирует защиту всех подданных в час тяжких бедствий.
Глава 3. Государственная власть.
Комментарий:
Эта глава рассматривает вопросы организации и функционирования государственной власти в Аваристане. Государственная власть в Аваристане органически вырастала из самой потребности общества в государственных началах как системообразующих. Государственная власть в Ханстве строилась на основе согласия с обществами и четко соблюдала их права как основу благополучия Ханства.
Налицо определенный договорной характер власти Хана, соблюдавшего права обществ, что как ни парадоксально, очень созвучно феодальным отношениям в Западной Европе, но это только на первый взгляд. Основой ханства были именно общины аулов, а Ханство брало на себя функции обороны и развития на основе добровольного согласия.
Статья 10.
Хан является главой исламского государства и главнокомандующим войском.
Хану принадлежит право определять основы политики государства.
Хан в установленном порядке возглавляет государственные учреждения.
Комментарий:
Хан является главой государства, правя единолично. Он является главнокомандующим войском, то есть назначает высший командный состав дружины беков и ополчения обществ и отдает приказы, обязательные для исполнения. Хан определяет основные направления внутренней и внешней политики ханства. Хан на основе законов возглавляет определенные государственные учреждения, но может и передать это право визирям, что часто и происходило.
Войско ханства состояло из:
• Дружина Хана из дворянства беков,
• Ополчение обществ.
Статья 11.
Для руководства Ханом Аваристаном он создает Канцелярию с постоянным штатом.
Деятельность Канцелярии Хана по рассмотрению жалоб и ее полномочия определяет решение Хана.
Комментарий:
Канцелярия ханства является аппаратом управления хана на постоянной основе. Канцелярия действует на основании положения о ней, утверждаемым ханом. Канцелярия рассматривает жалобы подданных хану, но объем ее полномочий в данных вопросах определяет решение хана.
Статья 12.
Диван Хана формируется по его усмотрению для выработки верховной политики.
В состав Диван Хана могут входить Верховный кади, Визири, Муфтий и Хан.
Хан созывает Диван Хана по своему усмотрению.
Комментарий:
Диван хана есть высший совещательный орган при хане для выработки рекомендаций по верховной политике. Состав Дивана формируется по усмотрению хана. В его состав могут входить довольно широкий круг должностных лиц, в том числе обязательно Верховный кади, Муфтий и Визири. Диван Хана был неотъемлемой частью государственного управления Ханства.
Статья 13.
Меджлис аль Шура государства созывается Ханом по своему усмотрению для рассмотрения наиболее важных вопросов государственного развития.
Меджлис доносит свое мнение до сведения Хана.
Меджлис может включать старшин наиболее важных обществ и наиболее авторитетных беков (дворянства).
Комментарий:
Для того, чтобы узнать мнение не только высших, а и настроения всего ханства, хан может собрать Меджлис аль Шура государства для рассмотрения наиболее важных вопросов. Старшины многих обществ входят в данный орган по должности, а беков выбирает сам хан, и время созыва определяет хан. Меджлис доносит свое мнение до хана в форме совета или рекомендаций.
Глава 4. Джамааты.
Комментарий:
Четвертая глава посвящена административно-территориальному делению ханства. Ханство включало в себя непосредственно джамааты и их союзы. Вообще ханство было довольно пестрым по своему составу.
Статья 14.
Каждое общество является неотъемлемой частью Ханства.
Образование общества производится по решению схода общества по согласию Хана.
Комментарий:
Каждое общество образовывается и упраздняется по решению схода общества с согласия хана. Союз джамаатов реализует политику хана на территории ханства. Общества выступали низшим кирпичиком здания ханства.
Статья 15.
Джамааты или вольные общества находятся под управлением старшин, назначаемых самим Ханом с согласия сходов обществ.
Кадий общества, назначаемый Ханом с согласия общества, разрешает дела по шариату.
Комментарий:
Джамааты находятся по контролем старшин и кади как исполнительной и судебной власти хана. Для обуздания вольной стихии гор необходим был жесткий инструмент контроля и он появился. Хану подчинялись местные феодалы, мелкое дворянство – беки, жившие в обществах и имевшие земельные наделы.
Таким образом, общество как аппарат управления со стороны Хана включало:
• Старшину общества назначаемого Ханом с согласия общества,
• Кади, назначаемого Ханом с согласия общества,
• Беки как феодальное дворянство.
Статья 16.
Джамааты входят в состав Ханства на основе договоров с Ханом о присяге на верность.
Самоуправление джамаатов производится по древним законам и по согласию всех членов общества.
Комментарий:
Джамааты входят в состав ханства на основе договоров, где прописаны их вольности и древние законы. Данные договоры нерушимы и их соблюдение залог стабильного правления и благоденствия в ханстве. Сам факт заключения таких договоров означает признание самоуправления джамаатов со стороны хана. Таким образом, самоуправление стало реальностью в ханстве.
Глава 5. Суд.
Комментарий:
Последняя пятая глава основных законов утверждает право на суд и организацию судебной системы ханства. Данная глава вытекала из развития политической системы ханства как суверенного государства, где суд и власть были еще нераздельны, да и по другому тогда и быть не могло.
Статья 17.
Судопроизводство осуществляется кади по шариату и старейшинами по адату.
Верховный кади ханства принимает решения по наиболее сложным делам, а хану принадлежит право окончательно решения.
Хан не вмешивается в судебные вопросы.
Комментарий:
Судопроизводство в ханстве осуществляется по двум системам права: старейшинами по адату и кади по шариату. Адат замыкается на старшин, а шариат интересует и верховную власть. Верховный кади принимает решения по наиболее сложным делам шариата и Хан не может вмешаться в рассмотрение дела. Верховный кади выступал, таким образом, второй инстанцией после кади обществ, а рассмотрение по адату происходило только в одной инстанции в судах старейшин обществ.
Статья 18.
Судебная система по шариату Ханства включает кади обществ и Верховного кади.
При обращении к старшине он назначает разбирательство дел по адату старейшинами.
Комментарий:
Судебная система шариата в ханстве включает суд кади и Верховного кади. Суд адата происходит в составе старейшин, назначаемых старшиной из числа предложенных джамаатом. Необходимо заметить, что эта конкуренция права порождала определенный дуализм.
Статья 19.
Основой для издания судебной фетвы в Ханстве является Книга Всевышнего Аллаха и сунна Его Пророка, да благословит его Аллах.
Фетвы издает Муфтий ханства.
Комментарий:
Муфтий как ученое духовное лицо обладал правом фетвы – издания постановления, обязательного для исполнения. Фетва была законна, если основывалась на Коране и Сунне. В случае произвольного усмотрения Муфтия фетва теряла силу и муфтий мог быть смещен. Муфтий назначался Ханом для придания большего авторитета правлению Хана в глазах народа и эта традиция была обязательной для дагестанских феодальных владетелей.
Статья 20.
Разбирательство дел по шариату происходит в соответствии принятым мазхабом, по адату – по древним законам.
Комментарий:
Последняя статья основных законов Аваристана утверждает, что разбирательство дел по шариату происходит в соответствии с принятым шафиитским мазхабом, по адату – по древним законам.

Комментарии закрыты.