№ 13
1593 г. сентября 17. – Из наказа князю С.Г.Звенигородскому и А.М.Акинфову, назначенным приставами к послу императора Рудольфа Николаю Варкочу, об ответе на возможный вопрос посла о «новоприбылых» к Русскому государству землях и государствах
л. 402
// …А нечто посол учнет спрашивать про новоприбылые государства, которые учинилися под государевою рукою, и как которое государство зовут, и какая с них государю дань идет, и Заволская орда Большие Ногаи[1] во государеве ли воле. И князю Семену и Андрею говорити: новоприбылые государства учинилися под государевою рукою: Бухарской Абдула царь, Иверской Александр царь з братьею своею, з грузинскими цари, Юргенской Азим царь, Изюрской Абдил- Аминь царевич, Черкаская Кобардинская[2] земля[3], Кумыки,
Окуки, Барагуни[4], Абаза, Ерпели[5],
л. 402об.
// и Минкизы, и Тюмени[6], и Чорной князь, и Оварской; а дань с тех государств дают: какие узорочья в котором государстве у них есть, те и присылают ко государю нашему; а куды государь велит им на своего недруга итти самим или братью свою и детей с ратными людьми послати, и они во всей государеве воле послушны. А Ногайская орда Заволская во всей государеве воле под его государевою рукою учинилися навеки неотступны, и многие ногайские мурзы у государя служат на Москве во всем, как его государевы прироженные холопи. А на которого своего недруга велит государь итти, и они готовы и ходят, скольким им государь велит итти.
ЦТАДА, ф. Сношения России с Австрией и Германской империей, кн. 5, л. 402–402об. Копия XVI в.
Опубликовано: Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными, стб. 1265–1266.
[1] Большие Ногаи – Большая Ногайская Орда, часть Ногайской Орды, разделившейся к середине XVI в. на Большую и Малую. В конце XVI – начале XVII в. Большая Ногайская Орда кочевала преимущественно в Нижнем Поволжье и по р. Яику. В дальнейшем, с приходом в Предкавказье калмыков часть ногайцев Большого Ногая ушла в низовья р. Дона и в Приазовье, где находился Малый Ногай. В своей политике Большой Ногай придерживался в основном крымской ориентации. Однако некоторые мурзы Большого Ногая следовали российской ориентации. Так, в походе царских войск во главе с воеводой Хворостининым в 1594 г. против шамхала участвовали некоторые мурзы Больших Ногаев. – Ред.
[2] В тексте копии: Карбадинская.
[3] Черкаская Кобардинская земля – Кабарда.
[4] Барагуни, брагуны (борганы) – тюркоязычное племя, возможно какая-то часть ногайцев, осевших в нижнем течении Сунжи, где возникло Брагунское владение. Впоследствии здесь образовалось селение Брагуны. Некоторые авторы считали брагунов кумыками, другие – выходцами из Крыма. По мнению исследователей, топоним «баргъан» широко представлен в топонимике равнинной части Чечни, Ингушетии, Северной Осетии, Минеральных Вод (в районе Кисловодска). Однако в XVI–XVIII вв. численность брагунов была невелика, и источники локализуют их на небольшой территории. Широкое же распространение на Северном Кавказе этнотопонима «брагуны» («боргун») связано с миграциями отдельных групп этого племени.
Самое раннее упоминание брагунов в русских источниках отмечено в 1598 г. Известно, что во главе их стоял козлар (т.е. первостепенный уздень) Таймас (Тасмас?) Барагунский, который считался подданным русского царя. В начале XVII в. Москва посылала брагунскому владельцу жалованье – «по шубе и его детям по шапке (из дорогих мехов. – Ред.)». Среди присягавших русскому царю в 1635 г. были Куденек-мурза Барагунский (сын Таймаса) и его уздени. См.: КРО, т. I, с. 264.
В начале XVIII в. брагуны вновь приняли российское подданство, из которого уже не выходили. К этому времени они окончательно обосновались в низовьях Сунжи. В 30-х годах XIX в. Брагунское общество состояло из одного селения в 350 дворов и могло выставить 1500 вооруженных воинов. В селе помимо брагунов жили чеченцы и кабардинцы, утратившие родной язык и говорившие все по-кумыкски.
Подробнее о брагунах см.: Базоркин М.М. Борганы в Присунжен- ской долине. – Известия Чечено-Ингушского республиканского краеведческого музея. Вып. 10. Грозный, 1961; Семенов Л.П. Брагунский мавзолей. – Известия СОНИИ. Т. XVII. Орджоникидзе, 1956; Лавров Л.И. Надписи мавзолея Борга-каш. – Известия ЧИНИИ. Т. V. Вып. 1. История. Грозный, 1964; он же. Эпиграфические памятники…, ч. I, с. 200–208; Ртвеладзе Э.В. Два мавзолея золотоордынского времени в районе Пятигорья. – СА. 1969. №4, с. 262–265; Виноградов В.Б. Мавзолей Борга-каш и ранняя история ногайцев. – Исследования по этнографии Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1981. – Ред.
[5] Ерпели (Эрпели) – одно из кумыкских обществ в Северном Дагестане. В XVII в. входило в состав шамхальства Тарковского. В дальнейшем самостоятельное владение. В 30-х годах XIX в. в Эрпели было 500 дворов, по вере жители были мусульманами-суннитами. – Ред.
[6] Тюменцы – население Тюменского ханства в низовьях р. Терека, этнически – тюркоязычные группы. К середине XVI в. относится установление связей Тюменского владения с Москвой. С утверждением России в Астрахани в 1556 г. туда прибыли послы ряда государств Кавказа и Средней Азии, в том числе «из Тюмени», с предложениями «мира и торговли». С основанием в низовьях Терека Терского города Тюменское владение постепенно утрачивает политическое влияние, а население мигрирует в основном в Засулакскую Кумы- кию, где со временем ассимилируется местным населением. – Ред.