№ 5

1588 г. ноября 16. – Прием на Москве в Посольском приказе дьяком Андреем Щелкаловым племянника окоцкого мурзы Шиха Батая[1] и посла кабардинского князя Алкаса Асланбека и переводы привезенных ими грамот царю Федору Ивановичу от окоцкого мурзы Шиха, от татарского царевича Мурат Кирея и от него же Борису Федоровичу Годунову

л. 1

// И лета 7097-го октября в 20 день приехали ко государю царю и великому князю к Москве з грузинскими послы вместе черкасы из Черкас от Шиха князя Окуцкого племянник его Баитав да от Алкаса князя посол Асламбек с товарыщи, всего их 7 человек.

И ноября в 16 день царь и великий князь велел тем черкасом быти в Посольской палате у дьяка Ондрея Щелкалова и грамоты у них велел поимати и их роспросити: с чем они ко государю царю и великому князю пришли и что с ними от их государей челобитье? – И того дни в Посольской полате у дьяка у Ондрея Щелкалова Шиха князя Окуцкого племянник Боитав и Алкаса князя посол Асламбек с товарыщи были.

л. 2

// и от Шиха князя племянник его Байтав подал ко государю грамоту да из Астарохани от царевича Мурат Кирея подал ко государю грамоту. Да от царевича ж от Мурат Кирея подал грамоту к боярину и конюшему к Борису Федоровичу Годунову. А после грамот Шихов племянник Бойтав бил челом государю царю и великому князю, чтоб государь дядю его Шиха князя и весь его кабак пожаловал и держал под своею царскою рукою; а он государю рад служити и со государевыми воеводами с терскими на всякого государева недруга стоять хочет, и где государь велит ему итти на свою государеву службу, и он готов на государеву службу, да и сына своего хочет ко государю послати в службу. А которые государевы посланники ходили в Иверскую землю Родион Биркин и Петр Пивов, и он государю служил же и посланников государевых Родивона и Петра в Иверскую землю и как назад шли из Иверские земли, и он их провожал. А государь бы его пожаловал, держал под своею царскою рукою и его обороняти велел от его недругов. – А от Олкаса князя посол его Асламбек бил челом государю, что государь его Асламбек[2] царю и великому князю служил и посланников государевых Родивона Биркина и Петра Пивова провожал и вперед государю хочет служить. И государь бы его держал под своею царскою рукою и ево оборонил от его недругов, а он

л. 2а

// от государя отступен не будет до века. – А грамоты от Олкаса[3] князя ко государю не было, а подал грамоту из Асторохани ко государю Мурат Кирея царевича.

л. 3

//Перевод с Ших-мирзины грамоты.

Великому князю Ших-мирза челом бьет. Холоп есми твой; для тебя яз в Железных Воротех[4] много нужи терпел есми и саблю есми за тебя доводил. То ли наша вина: 500 человек было казаков, и яз, Ших-мурза в головах, тобе служачи, Индили словет город, и с тем 7 городов взяли есмя. А посылал есми к тебе племянника своего Ботая, а слуг с ним Керменем зовут да Ураком зовут да Алеем зовут да Микинем зовут. Да есть городок, а от нас до него с полднища, и к нам оне не приложатца, и ты б с послом моим вместе прислал рать свою. Да есть здесь Аварской князь и он тобе служил же; да есть здесь Каракиш словет городок[5], а сами оне мусульманы, и те тебе бьют же челом; да Алхасом зовут, Шавкалов сын, и тот тобе служит. Да послал есми слугу своего в Грузи с вестью о послех твоих, а сам есми выехал встречать и взял есми их к себе. И службы моей к тебе много, чтоб тебе служба моя ведома была,

л. 4

// послал есми к тебе племянника своего. А отец мой мне приказывал: слово твое на голове держати и тебе служить, сколько твоей службы не будет, и нам служба твоя на голове держать; а коли отец мой жив был, и отец мой вам служил; а ныне и мы станем тебе служить. А ныне у меня слуг моих 500 человек, а велишь где итти на свою службу, и яз с теми своими слугами готов. А и запас будет на Терку город понадобитца, и яз стану и запас вазить. А которые на Терку воеводы, и яз тем воеводам мед и вино, 10 овец и куры и ячмяню возил. А черкасы и Арысланбек со мною в недружбе, а для того оне со мною в недружбе, что яз тебе, великому князю, белому царю, служу.

л. 5

// Божиею милостию великому государю царю и великому князю Федору Ивановичю всеа Русии и иных многих крестьянских и мусюльманских земель государю прежней твой холоп Ших-мурза Охутцкой тебе, великому государю, до твоих государевых ног много-много челом бьет.

Преж сего которые ваши государевы на Терке городы[6] были, и в те поры я с отцом своим с Ушарым мурзою[7] тебе, государю, верою и правдою служили; и после того как велел еси, государь, те городы разорить, и мы тогда с твоими государевыми с терскими атаманы и казаки тебе, государю, служили и твое государево имя выславляли и х Турскому и х Крымскому не приставал, и им которые прямили, и тех с твоими государевы казаки воевал. И как нынече прислал еси, государь, воеводу своего Михаила Ивановича Бурцова с товарыщи на Терек города ставить, прислал, и я, сведав то, что твои государевы воеводы на Терек города ставить пришли, и я, тот час в тот новой город к твоим государевым воеводам приехав, перед ними тебе, государю, правду дал. И после того твои государевы воеводы посылали меня с твоим государевым дворянином с Павлом Широносовым твоих государевых послов Родивона и Петра з грузинскими послы встречать за 10 днищ от нового города в Алкасов кабак. Да я ж Шевкалова сына Алкаса и с людьми его к шерти привел на том, что ему тебе, государю, служить и твоим государевым именем слыть и к Турскому и х Крымскому не приставать. Да и его с собою и с людьми его твоих государевых послов Родивона и Петра встречать имал и их до Тюменского до нового города проводили здорово. А к тебе, государю, с сею грамотою послал есми племянника своего Батава самупятого.

л. 6

// Перевод с Мурат Киреевы царевичевы i рамо ты ко государю.

Многих земель и всего крестьянства великому хосударю царю и великому князю Федору Ивановичю всеа Русии,5мно жество много челом бью, чтоб еси приятно учинил.

Которых еси, государь, послал послов своих и Ыверскую землю, и те, государь, послы твои ходили на Алкаса на Кабардынского; и Алхас, государь, их в Ыверскую землю провожал. А как

л. 6а

// они назад шли, и Алхас деи послал людей своих тех послов провожати и тебе, государю, служил. И с теми с твоими послы послал к тебе, ко государю, своего

л. 6б

// человека Арсланбека; и вперед тебе, государю, хочет служить и сына своего хочет сюды в Асторохань прислать, государь еси чтоб его пожаловал и человека бы его, пожаловав, велел в Асторохань отпустить. А Алхас тебе, государю, челом бьет, прислал конь. А печапованье мое то, чтоб еси, государь, Апхаса пожаловал.

л.7

//Перевод с Мурат Киреевы царевичевы грамоты к боярину и х конюшему к Борису Федоровичю.

Многих земель и всего хрестьянства великого государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии боярину и конюшему, отцу моему Борису Федоровичю много-много челом бью.

л. 8

// И после челобитья[8]… А ты б, отец мой Борис Федорович, для меня государеву величеству об нем печаловался.

ЦГАДА, ф. Кабардинские дела, 1588, № 2, л. 1–8.

Опубликовано: Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом, с. 62–65.


[1] Племянник Ших-мурзы Окоцкого Батай (Ботай, Бойтав) после гибели своего дяди стал владетелем Окоцкой землицы. Поддерживал связи с Москвой, куда ко двору царя Федора Ивановича приезжал вместе с кабардинским князем Алкасом Асланбековым и с грузинским посольством. Прибыв в Москву 16 ноября 1588 г., Батай подал «ко государю» (царю Федору Ивановичу. – Ред.) грамоту и бил челом, чтоб «государь дядю его Шиха князя и весь его кабак пожаловал и держал под своею царскою рукою, а он государю рад служить». См.: Ахмадов Я.3. Первое вайнахское посольство в Москву (1588– 1589 гг.). – Роль России в исторических судьбах народов Чечено- Ингушетии (XIII – начало XX в.). Грозный, 1983. – Ред.

[2] Так в тексте. Надо – Алкас.

[3] В тексте – Калса.

[4] Железные ворота – здесь вероятнее всего не Дарьяльское ущелье, а ущелье р. Аргун, по которому пролегали пути многих русских посольств в Восточную Грузию и грузинских – в Россию. Напомню также, что часть Аргунского ущелья, а именно горный проход Хан-кала, в первой половине XIX в. назывался Железными воротами. Ших-мурза Окоцкий в одной из своих челобитных русскому царю упоминает Железные ворота, через которые он водил русские посольства в Грузию. См.: Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом, с. 63; ЦГАДА, ф. 1406 (Емоловых), оп. 1, д. 294, л. 6. В своей челобитной Ших-мурза Окоцкий напоминает о его верной службе русскому царю, которую он нес давно, возглавляя 500 казаков, стоявших охраной в «Железных Вратех» и выполнявших другие поручения московского правительства и терских воевод. Казаки во главе с Ших- мурзой Окоцким не только несли сторожевую охрану, но и предпринимали военные экспедиции. В своей челобитной Ших-мурза пишет о взятии ими семи «городов», т.е. укрепленных горных поселений, в том числе Индили. См.: док. № 3 и комментарии к нему. – Ред.

[5] Каракиш городок – здесь Гумбет, владение аварских князей Турловых в Северном Дагестане. Каракиш – «черный князь» (тюрк, «черный человек»). В первой половине XVII в. часть Турловых переселилась в Чечню. В середине XVII в. источники фиксируют их на равнине. Их землица Чечень скорее всего находилась в низовьях р. Аргуна. В 1720 г. документы упоминают имя Тирлатов сын – владелец семи местечек и сел равнинной Чечни. К середине XVIII в. были известны Чепан Турлов, Алибек и Алисултан Казбулатовы, Росланбек, Бардыхан и Мамаш Айдемировы. Чепан Турлов был владельцем с. Алды, Айде- мировым и Казбулатовым принадлежали некоторые чеченские селения. Совместно Турловы владели Гумбетом, в котором насчитывалось 1030 дворов жителей. К концу XVIII в. владение Чечень перестало существовать, а Турловы переселились на правый берег р. Терека. См.: Ахмадов Я.3. Феодальная фамилия Турловых в XVI–XVIII вв. – Генезис, основные этапы, общие пути и особенности развития феодализма у народов Северного Кавказа. Региональная научная конференция 11 – 12 июня 1980 г. Тезисы докладов. Махачкала, 1980; Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа. Ч. 2. СПб., 1869; Иваненков. Горные чеченцы. – ТС. Вып. 7. Владикавказ, 1910. – Ред.

[6] «Государевы городы» на Тереке – Терский город и Суншинский острог, устроенный русскими по просьбе кабардинского князя Темрюка Идарова, тестя царя Ивана IV. Острог был построен в 1578 г. в месте впадения р. Сунжи в Терек на левом берегу Сунжи и занимал таким образом стратегически важное место, поскольку здесь находился брод – Османов перевоз через р. Сунжу. С севера, со стороны степей перевоз защищали также казачьи городки – Оськин, Ищерский, Щевелев и др. Во время постоянных военных действий, происходивших на Северном Кавказе, – походы крымско-турецких и персидских войск – Суншинский острог неоднократно разрушался. Первый острог просуществовал до 1571 г. В 1578 г. на том же месте был выстроен новый острог, также вскоре уничтоженный. Затем острог отстраивали в 1590, 1635 гг. В 1653 г. острог был сожжен персидскими войсками и больше не восстанавливался. См. док. № 3 и комментарии к нему, а также: Виноградов В.Б., Магомадова Т.С. Где стояли Сунженские городки? – ВИ. 1972, № 7. – Ред.

[7] Ушары-мирза (чеченское имя Ушаром) – отец Ших-мурзы Окоцкого. Большая роль в северокавказских делах Ушары-мирзы отмечается в цитируемом документе – грамоте царя Федора Ивановича от 1589 г. Как выясняется, Ших-мурза Окоцкий, а еще ранее его отец Ушаром-мурза, служили царю Ивану Грозному и «в Железных Воротех много нуж терпел еси». В грамоте отмечаются заслуги этих мурз в установлении добрых отношений российской администрации с местными феодалами и приведении их к шерти. О Ушароме-мурзе известно только со слов его сына Ших-мурзы Окоцкого, точнее, из его челобитной. Ушаром-мурза, видимо, один из первых чеченских феодалов, установивших с Москвой в середине XVI в. тесные связи. Связи эти осуществлялись через Суншинский острог и Терский город. – Ред.

[8] Далее текст, близкий по содержанию к тому, что содержится в грамоте к царю.