№ 4

1587 г. апреля около 30. – Из грамоты царя Федора Ивановича императору Рудольфу о землях, «приложившихся» к Астраханскому царству

л. 102

//…А многие государства: Юргенской царь, и Хивинской

царевич, и Шевкальской князь, и Иверская земля[1] царь Олек- сандр Грузинской, и Тюменское государство[2], и Окотцкая земля[3], и Горские князи, и Черкаская земля[4], Кабардинские и Абазинские[5] и Ногайские орды, за Волгою и меж Волги великие и Дону, те все земли приложились

л. 102 об.

// к нашему государству, к Астороханскому…

ЦГАДА, ф. Сношения России с Австрией и Германской империей, кн. 5, л. 102. Копия XVI в.

Опубликовано: Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными. Т. 1. СПб., 1851, стб. 991.


[1] Иверская земля – так называлась в русских источниках XVI– XVII вв. Восточная Грузия – Кахетия и Картли. – Ред.

[2] Тюменское государство (ханство) – до XVIII в. находилось в низовьях Терека. Население этого владения составляли главным образом различные тюркоязычные группы, обитавшие к XVI в. в восточных районах Северного Кавказа. Политическое значение ханство утратило. с постройкой в устье Терека в конце XVI в. русской крепости Тёрки (Терский город, Тюменский острог). В 50-х годах XVI в. упрочились связи главы Тюменского ханства – «тюменского князя» с Москвой. Послы князя наряду с послами «из Шевкала», Дербента, Шемахи, Ургенча (Хорезма) в 1556 г. прибыли в Астрахань, а в 1557 г. в Москву, привезя богатые поминки, т.е. подарки (ПСРЛ. Т. 13, с. 277, 281, 284). Послы били челом о холопстве и о том, чтобы государь приказал астраханским воеводам «беречи их со всех сторон» и дал бы «чистую дорогу» торговым людям. См.: Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа…, с. 230; см. также: Лавров Л.И. Кавказская Тюмень. – Из истории дореволюционного Дагестана. Махачкала, 1976. – Ред.

  1. [3] Окотцкая, Окоцкая, Ахоцкая землица – территория расселения аккинцев-ауховцев, одной из локальных групп чеченцев. Лингвисты считают аккинский язык одним из диалектов чеченского языка. До XVI в. аккинцы жили в бассейне р. Гехи, хотя не исключено их присутствие в более ранние эпохи в областях западнее Гехи в районе Дарьяльского ущелья. Впоследствии документально отмечены миграции части аккинцев на восток, где они заселили земли по рекам Акташ, Ямансу, Ярыксу. В начале XVII в. это было владение Ших- мурзы Окоцкого.

Окоцкая землица была ближайшей из чеченских земель к Терскому городу и казачьим городкам. Здесь же проходили важные стратегические пути, игравшие большую роль в истории народов Северного Кавказа. Такая ситуация, как и политика давления кумыкских феодалов на ококов – их ближайших соседей, несомненно способствовала тому, что ококи одни из первых, уже в середине XVI в. вошли в сферу российского влияния и установили через Терский город тесные контакты с Москвой. Первым проводником такой политики стал Ушаром-мурза, владелец Окоцкой землицы, затем его сын Ших-мурза. Русские цари были заинтересованы в сохранении с этими феодалами тесных контактов. В грамоте царя Федора Ивановича, привезенной послами Р.Биркиным и П.Пивовым 111их-мурзе Окоцкому, царь заверял его «в крепком защищеньи» Окоцкого улуса. В задачи Ших-мурзы входила охрана посольств на их пути в Грузию и встреча по возвращении, что неукоснительно выполнялось.

Прорусская политическая ориентация Ших-мурзы Окоцкого вызывала неудовольствие многих горских владельцев. Об этом писали в терскую администрацию терские казаки: «Сему Ших-мурзе от шев- кальских и горских людей теснота великая… и хотят убить, так что ему прожить в Окуках никак невозможно». См.: Потто В.А. Два века Терского казачества, т. I, с. 37. Вскоре Ших-мурза был убит кумыкским князем Ахматканом, а часть ококов в конце XVI в. ушла в Терский город, став «государевыми служилыми людьми».

Кроме этой группы в русских документах XVII в. известны также ококи – жители русской крепости Тёрки (Терский город), куда они переселились из Окоцкой землицы, видимо, в конце XVI в. после убийства Ших-мурзы Окоцкого кумыкским князем. См.: Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа…, с. 70; Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа…, с. 167–168. – Ред.

[4] Черкасская земля – территория расселения всех адыгов, чаще – только Кабарда.

[5] Абазинские орды, Абаза – в источниках XVI–XVIII вв. данный этноним употреблялся двояко: как собирательное название для народов, живших по Черноморскому побережью Кавказа (сюда включались абхазы, садзы, убыхи, причерноморские адыги), и в узком значении как название (а впоследствии и самоназвание) лишь одного народа – северокавказских абазин. В связи с широким значением этнонима «абаза» А.Н.Генко писал, что все абазоязычные племена составляли в языковом отношении довольно единый коллектив, «взаимопонимание в пределах которого в прошлом было гораздо более достижимо, чем в настоящее время». См.: ГенкоА.Н. Абазинский язык. М., 1955, с. 7. Об этнониме «абаза» см.: Волкова Н.Г. Этнонимы…, с. 51–61. – Ред.