АДАТЫ САМУРСКОГО ОКРУГА .

ГЛАВА I.
Об убийствах.
§ 1) Если один или несколько человек убьют каким бы то ни было оружием или отравят какого-нибудь человека и, совершивши это, сознаются, то они должны удалиться сами из деревни на полгода в другую местность, чтобы не встретиться с родственниками убитого. По истечении этого срока, виновные возвращаются в деревню, где общество мирит, их с родственниками убитого следующим образом: на убийцу надевают саван и несколько человек почетных жителей ведут его к дому ближайших родственников убитого, где убийца просит прощения у этих родственников, и затем, заплатив 300 рублей, если убитый мужчина и 150 руб., если убита женщина, почетные лица мирят оба тохума. После этого не бывает преследования убийцы.
§ 2) Если – в случае совершения убийства, объясненного в предыдущем §, убийца или убийцы не сознаются в содеянном преступлении, то в доказательство совершения преступления требуется от истца два свидетеля, которые должны под присягою подтвердить справедливость обвинения истцом убийцы.
§ 3) Если истец может подкрепить свое обвинение не двумя свидетельскими показаниями, а только одним, то в таком случае принимается один свидетель – с тем, что истец должен под присягою показать, что этот свидетель не подкуплен и не свидетельствует из корыстных видов.
§ 4) Свидетелями в вышеуказанных случаях не допускаются: враги обвиняемого, родственники убитого, к которым по каким-нибудь случаям может перейти наследство убитого, люди дурного поведения и обличенные хотя один раз в лжесвидетельстве.
§ 5) Если у истца не будет свидетелей, то подозреваемый в убийстве должен очистить себя присягою 40 родственников, из коих 20 назначаются по выбору исца и 20 – по выбору ответчика; если все 40 выборных очистят его присягою, то он освобождается от всякого обвинения; если же из числа 40 выборных его не очистят присягою от 1 до 4-х человек, то предоставляется истцу вместо них выбрать других его родственников, и если эти носледние выборные примут присягу в невиновности подозреваемого, то он освобождается от всякого подозрения; в противном случае, он считается преступником и с ним поступают, как сказано в § 1.
Примечание. В числе 40 человек выборных не допускаются люди, находящиеся во вражде с подозреваемым лицом. Врагами считаются те, которые в праздник байрама не приходят с поздравлением и в случае смерти кого-либо из членов семейства не приходят с соболезнованием и при встрече не отдают друг другу салям.
§ 6) Если в обоюдной драке один будет убить, а другой, получив тяжкие раны, останется жив и выздоровеет, то последний обвиняется также, как сказано в § 1, т. е. платит за кровь, не получая сам никакого возмездия за полученные раны.
§ 7) Если в обоюдной драке оба участвовавшие будут убиты или умрут от ран, то в таком случае ни одна сторона не получает вознаграждения, засчитывая кровь за кровь.
§ 8) Если два лица или два тохума в драке между собою убьют кого-либо из посторонних лиц, пришедших унять драку, и убийца не будет известен, то плата за кровь падает на обе стороны, которые должны удовлетворить родственников убитого.
§ 9) В драке двух партий или тохумов, если будет убито равное число людей с каждой стороны, то считается кровь за кровь; если же в одном тохуме будет убито большее число людей, то противный тохум должен заплатить кровные деньги за разницу в числе убитых с той и другой стороны.
§ 10) Если в драке нескольких посторонних лиц, один будет убит неизвестно кем, то участвовавшие в ней очищают себя присягою, каждый порознь – в том, что не он совершил убийство и затем, по приведении всех участвовавших к присяге, они платят за кровь убитого поровну.
§ 11) Если в драке двух деревень между собою, будут убитые, то поступают так, как объяснено в § 9 о драке двух тохумов.
§ 12) За убийство отца виновный подвергается ответственности, на общем основании существующего адата.
§ 13) За убийство матери виновный платит за кровь родственникам убитой матери и часть своему отцу, а в случае, если отец убийцы не находится в живых, вся плата за кровь поступает родственникам убитой матери.
§ 14) За убийство жены виновный платит за кровь родственникам убитой жены и, если имеет сыновей, то часть им.
§ 15) За убийство жены, которую муж застал в прелюбодеянии и убил с любовником вместе, он за кровь – как жены, так и любовника ее не платит и освобождается от преследования их родственников. В случае же, если при этом будет убит только один, т. е. жена или любовник, виновный платит за кровь родственникам убитого по существующему адату.
§ 16) За убийство сына или дочери отец подвергается ответственности по § 1 этих адатов, наравне с обыкновенными убийцами.
§ 17) За убийство брата или сестры – виновный платит за кровь детям их; если же таковых нет, то братьям своим или сестрам.
§ 18) За убийство мужа виновная или ближайшие ее родственники должны заплатить за кровь родственникам мужа.
§ 19) При убийстве беременной женщины посторонним лицом – виновный платит за кровь, как за самую женщину, так и за плод ее: если плод мужеского пола, то как за мужчину, а если женского пола, то как за женщину. Если же плод незрелый, то платится 50 рублей.
§ 20) За убийство матерью сына или дочери – родственники матери платят за кровь отцу.
§ 21) За неумышленное убийство – совершивший оное платит половину за кровь, если родственники убитого потребуют того, но во всяком случае он не платит штрафа.
§ 22) При платеже за кровь, если виновный не имеет состояния, за него должны внести плату его родственники.
§ 23) Местные лекаря (джарахи) за смерть больного не отвечают, так как лечение производится на условиях, по которым больной и родственники всегда отрекаются наперед от претензии при неблагоприятном исходе лечения.
§ 24) Сумасшедшие, учинившие убийство, отвечают наравне с прочими убийцами .
§ 25) Дети, какого бы возраста и пола они ни были, за совершенное ими убийство подвергаются ответственности наравне со взрослыми.
ГЛАВА II.
О поранениях.
§ 1) За всякую рану, нанесенную огнестрельным или холодным оружием, виновный должен заплатить, по оценке ее туземным джарахом (лекарем).
§ 2) Если же обвиняемый в нанесении раны не сознается, то со стороны истца требуются такие же доказательства, какие означены в §§ 2, 3 и 4 по убийству.
§ 3) Если у истца не будет доказательств, упомянутых в вышеприведенном § 2, то обвиняемый должен очистить себя присягою с 4-мя ближайшими своими родственниками, из которых два должны быть назначены истцом, а два обвиняемым; когда выборные эти примут присягу в том, что обвиняемый не учинил поранения, тогда последний освобождается от платы. Если же кто-либо из выборных не примет присяги в невинности подозреваемого, то в таком случае последний платит за рану, как сказано в § 1. Если поранение случилось вне селения – в поле, в лесу, на кутане или, вообще, в уединенном месте, то обвиняемый должен очистить себя присягою с 20-ю человеками.
§ 4) Если в драке между несколькими лицами будут поранение – и в нанесении ран никто не сознается, то за рану платит тот, на кого укажет пораненый.
§ 5) Если до истечения одного года раненый умрет от полученной раны, то виновный в поранении отвечает, как за убийство.
§ 6) За лишение кого-либо одного из главных членов тела, как-то: руки, ноги или глаза, с виновного взыскивается половина платы, положенной за кровь по убийству.
§ 7) За нанесение беременной женщине побоев или ран, от которых она выбросит плод, виновный платит женщине – за увечье и раны, по опенке их, а за выброшенный плод ту же сумму, какая объяснена в § 19 по убийству.
§ 8) За неумышленное нанесение раны, виновный подвергается такому же взысканию, как и за умышленное.
§ 9) Если чья-нибудь собака укусит человека и об этом будет предупрежден хозяин ее, а затем случится второе укушение кого-нибудь этой собакой, то за второе укушение хозяин собаки платит укушенным ею людям за раны; если же от укушения умрет кто-нибудь, то хозяин собаки платит родственникам умершего за кровь.
ГЛАВА III.
О прелюбодеянии и похищении женщин.
§ 1) За увоз девицы, с согласия ее совершить кебин (вступить в брак) – виновный, совершившей уже кебин – должен заплатить отцу или ближайшим родственникам девицы такую же сумму, как за убийство женщины, т. е. 150 руб.
§ 2) Если уведена будет девица, обрученная с другим, и увезший совершит с нею кебин, то брак не расторгается, но похититель должен заплатить вышеуказанную сумму родителям невесты, которые, в свою очередь, должны заплатить прежнему жениху ее все издержки, какие он понес при сватовстве.
§ 3) Если увезший обрученную с другим девицу не совершит с нею кебина, то девица возвращается родителям и виновный должен заплатить им 150 руб., хотя бы он и не успел иметь с этой девицей сношения.
§ 4) В случае, объясненном в предыдущем §, предоставляется право жениху, с которым увезенная была обручена прежде, взять ее себе в жены или отказаться от нее, причем в последнем случае жених получает от родителей невесты такое же вознаграждение, какое объяснено в § 2.
§ 5) За растление девицы виновный платит за кровь и, если родители желают выдать ее за виновника, то кебин должен быть совершен, хотя бы лишившей девицу невинности и не желал на ней жениться; при нежелании же родителей выдать дочь свою за растлителя, последний не может жениться, хотя бы того и желал; если же он вторично похитить ее, то снова платит за кровь родителям ее.
§ 6) За изнасилование девушки, совершившей кебин, и замужней женщины, или же только за желание изнасиловать, встретившее препятствие от внешних обстоятельств виновный должен заплатить, как за целую кровь т. е. 300 руб.
§ 7) Если виновный не сознается в этом преступлении, то со стороны девушки или женщины требуются доказательства: она должна представить или свидетелей, или какие-либо вероятные, заслуживающие внимания факты.
§ 8) Обвинение мужчины или женщины в прелюбодеянии только тогда принимается, когда обвинитель представит свидетелей или фактические доказательства; в противном случае, от обвиняемых не требуется очистительной присяга.
§ 9) За прелюбодеяние с замужней женщиной – деньги получает муж ее, который должен развестись с нею, и она ни в каком случае не может выйти замуж за своего любовника.
ГЛАВА IV.
О воровстве.
§ 1) За воровство вещей, денег и другого имущества, как-то: лошади, коровы и т. д. из дому, из мечети, с поля – с виновного взыскивается вдвое против стоимости уворованной вещи, а также муштулук, т. е. деньги, употребленные хозяином уворованной вещи на ее разыскание, и денежный штраф; муштулучные деньги не должны превышать стоимость украденного.
§ 2) Если виновный в воровстве по неимению средств, не может удовлетворить обиженного воровством, то он отдается в работники.
§ 3) Если обвиняемый в воровстве не сознается в нем, то от истца требуется два свидетеля, которые под присягою должны подтвердить показание его; если же двух свидетелей истец не представит, то достаточно одного – с тем, что истец должен сам присягнуть, в подтверждение того, что представляемый им свидетель не подкуплен.
§ 4) Если истец не может представить доказательств, требуемых § 3, то обвиняемый в воровстве должен очистить себя присягою 4-х ближайших родственников своих (из которых двух выбирает истец и двух обвиняемый) в том, что он не совершил взводимого на него воровства. Если выборные четыре человека очистят его присягою, то обвиняемый допускается тоже к присяге; если же из выборных кто-либо откажется от присяги и не может поручиться за невиновность подозреваемого, то он признается вором.
§ 5) Если кто опознает уворованную у него вещь и докажет принадлежность ее себе двумя или хотя одним свидетелем, в неподкупности которого сам примет присягу, то лицо, у которого вещь опознана, платит опознавшему за все пропавшие у него, вместе с опознанною, вещи, а тому, у которого она опознана, предоставляется право иска к тому, у кого он ее приобрел.
§ 6) При воровстве–мошенничестве, т. е. если кто обмерил кого, или обвесил, или продал лошадь с пороком за хорошую, виновный должен отдать недомеренный или недовешенный товар покупателю, а также должен принять обратно порочную лошадь, быка и т. п.
§ 7) Если проезжающие остановятся на ночлег в доме или в поле, и один из них объявит своим товарищам, что при нем находится такое-то количество денег или вещей, а во время ночлега будут уворованы вещи или деньги и вора не окажется, то все товарищи должны уплатить стоимость уворованной вещи или пропавшие деньги, очистив себя предварительно присягой – каждый порознь, что не он вор этой вещи, дабы товарищи не имели друг на друга подозрения.
§ 8) Если у проезжающего пропадут деньги или вещи, объявленные товарищам, но не будет известна сумма пропажи, тогда тот, у кого случилась пропажа, присягою утверждает сумму, уворованную у него.
§ 9) Если кто-нибудь опознает лошадь, быка, корову, ишака и т. д. и представит свидетелей, что это есть его собственность, то опознанная скотина отдается опознавшему, а тому, у кого она опознана, предоставляется право иска к тому, кто продал ему это животное; таким путем иногда доходят до вора этого животного, а иногда находится хозяин, который свидетелями докажет, что опознанная скотина есть его доморощенная; в последнем случае животное это отбирается от первого опознателя и возвращается тому, кто доказал, что оно его доморощенное.
ГЛАВА V.
О поджогах.
§ 1) Кто подожжет дом, мечеть, саманник, хлебные скирды, сено и т. п., или вырубит деревья в чужом саду, тот должен заплатить убытки, понесенные хозяевами и, сверх того, налагается на него штраф, а в прежнее время нередко разорялся и дом преступника.
§ 2) Если обвиняемый в преступлении, объясненном в § 1, не сознается в преступлении, то от истца требуются такие же доказательства, какие положены в § 3 по воровству; если истец таковых не представит, то от обвиняемого требуется, чтобы он очистил себя присягою 20-ти родственников, из которых 10 человек должны быть выбраны истцом, а 10 ответчиком и, если эти выборные под присягою поручатся за невиновность подозреваемого, то он освобождается от подозрения; если же хотя один из выборных не решится присягнуть и не поручится за невиновность подозреваемого, тогда последний обвиняется, как преступник.
ГЛABA VI.
О долгах.
§ 1) Если кто должен кому-нибудь деньги, вещи или другое имущество, и от уплаты этого долга отказывается, то истец должен в подтверждение своего иска представить в доказательство 3-х свидетелей, которые под присягою должны подтвердить показание истца. При неимении же 2-х свидетелей, принимается показание и одного, с тем, что истец должен сам под присягою подтвердить – как справедливость своего иска, так и неподкупность выставляемого им свидетеля.
§ 2) Если у истца нет свидетелей, то ответчик один лично присягает, что не состоит должным истцу.
§ 3) Если кто предъявит свой иск о долгах к кому-нибудь и ответчик подтвердит, что он действительно состоял должным истцу, но долг свой заплатил, то от ответчика требуется представить доказательства, установленные для истца в § 1.
§ 4) Если ответчик не представит требуемых свидетелей, то истец должен лично присягою удостоверить, что ответчик состоит должным – и по принятии присяги с ответчика взыскивается долг.
§ 5) Если кто-либо из должников окажется несостоятельным, то все имущество его делится между кредиторами, пропорционально должной каждому сумме, и затем предоставляется кредиторам право секвестровать имущество должника, если он приобретет его вновь и разделит его между собою и таким образом поступать до тех пор, пока долги несостоятельного должника будут уплачены кредиторами.
§ 6) Законным процентом считается 10 со ста в год.
ГЛАВА VII.
О потравах.
§ 1) Если кто потравит своим скотом пастбищные или покосные поля, или же скосить эти поля, то потрава свидетельствуется двумя выборными, назначаемыми обществом, которые определяют ценность этой потравы, и с виновных взыскиваются убытки, причиненные хозяину.
§ 2) Если обвиняемый в потраве не сознается в ней, то от владельца земли требуются два присяжные свидетеля в подтверждение справедливости его показаний, а если таковых не имеется, то достаточно и одного свидетеля, но в таком случае присягает и сам истец; если же у истца не будет ни одного свидетеля, то обвиняемый в потраве должен собственной присягой очистить себя в том, что не его скот учинил потраву, или что не он скосил поле.
§ 3) Для сбережения общественных полей от потрав назначаются от общества особенные сторожа (курухчи), которые, если находят чей-либо скот на полях общественных, берут в свою пользу одного барана или стоимость его с хозяина скота, найденного на полях.
§ 4) Если хозяин скота, найденного на общественных полях, не признает, что его скот действительно находился на общественных полях, то в опровержение его показания достаточно присяжного показания самого сторожа, который нашел там этот скот.
ГЛАВА VIII.
О браках.
§ 1) Всякий желающий жениться на девушке, или вдове, должен заплатить за нее условленную плату (иол-пул) ее родственникам, а за неимением их, векилю (опекуну).
§ 2) Бывают случаи, когда мужчина, бравши в замужество за себя из какого-нибудь семейства женщину, обязался выдать свою сестру, дочь, или находящуюся в опеке его девушку за одного из членов этого семейства; в таком случае, он не платит уже условленной платы и обмен этот называется башабаш.
§ 3) Бывает иногда, что при таком обмене, женщин одна из них достигла возраста, в котором дозволяется вступить в брак, а другая, долженствующая быть выданной взамен ее – малолетняя; в таком случае, мужчина, женившейся на взрослой, отдавая малолетнюю, доплачивает условленнную сумму денег тому семейству, из которого берет взрослую девушку.
§ 4) Прежде вступления в брак – между желающими сочетаться им бывает обручение, которое производится следующим образом: жених посылает двух доверенных от себя лиц, сватов, в дом родителей невесты, которые приносят невесте подарки (нишан), состоящие из кольца, платка и других вещей, по принятии которых от сватов, невеста считается обрученною и не имеет уже права выходить замуж за другого, без согласия на то обрученного с нею жениха.
§ 5) Один только отец и мать имеют право выдать дочь свою замуж против ее желания; прочие же родные и векили не имеют этого права, так что невеста, засватанная при жизни отца, после его смерти может отказаться от замужества с тем женихом, с которым она была обручена, и родные ее должны отдать жениху этому обратно нишан и все издержки, какие он понес при сватовстве.
§ 6) Если два семейства обручили девушек, которых по условию следует выдать башабаш – и одна из них умрет до совершения кебина, то жених может требовать, чтобы взамен ее родители выдали другую из того же семейства девушку, если умрет и другая, то он имеет право требовать третью; затем его требование прекращается, если родители того семейства не захотят выдать за него четвертую, но они возвращают ему иол-пул. Если же жених не пожелает вместо умершей своей невесты, взять другую девушку в том же семействе, то родители умершей девушки должны возвратить ему иол-пул.
§ 7) Размер иол-пул не определен; он совершенно зависит от обоюдных условий, но вообще за девушку платится больше, чем за вдову.
§ 8) За исключением иол-пул, жених обязывается при венчании подарить жене деньги, называемые кебинными: женившийся на девушке – не менее 15 руб., а женившийся на вдове – не менее 7 руб. 50 коп.; эти деньги есть неприкосновенная собственность этой женщины.
§ 9) Если, по совершении кебина и прочих обрядов, девушка, вышедшая замуж, окажется не целомудренною, то жених ее имеет право потребовать обратно от родителей девушки иол-пул и развестись с нею.
§ 10) Для удостоверения целомудренности девушки существует следующий обычай: после кебина, когда молодые удаляются с комнату, где приготовлено для них брачное ложе, у дверей этой комнаты остаются два родственника жениха, которые после акта совокуплении должны принести простыню с брачного ложа родственникам невесты.
§ 11) Мужчина имеет полное право без особенных причин дать развод своей жене во всякое время.
§ 12) Женщина имееть право требовать развода только в трех следующих случаях: а) когда муж не может отправлять своих супружеских обязанностей, б) когда муж заражен прилипчивою болезнью, и в) когда муж по бедности не может содержать свою жену.
ГЛАВА IX.
О праве владения хирманами.
§ 1) Если несколько человек владеют одним хирманом (гумном) то никто из совладельцев не может отделить своей части для возведения на ней постройки, а только пользуется этим хирманом для молотьбы хлеба.