Адаты Кайтого-Табасаранского округа (Сандрыгайло)

АДАТЫ КАЙТОГО-ТАБАСАРАНСКОГО ОКРУГА .

ГЛАВА I.
Северная Табасарань.
1. Адаты по убийствам.
§ 1) Если кто убьет кого-либо, то во время оплакивания тела (яса) немедленно почетные старшины магала, собравшись и рассмотрев обстоятельства преступления, назначают трех человек в канлы (убийцу и двух ближайших его родственников), а остальные обязаны прочесть молитву «фатиха». Спустя несколько дней, вновь собираются эти же старшины, штрафуют убийцу шестью штуками рогатого скота и при этом освобождают из-под крови одного из назначенных трех канлы, оставив таковыми двух остальных. Если бы вo время требования старшинами от убийцы в штраф шести штук скота или стоимости их, он дерзнул противиться, то дом его предавался огню.
§ 2) По совершении убийства до учинения первоначального обряда (указания канлы) все члены фамилии (тохума) убийцы не должны показываться родственникам убитого, под опасением быть убитыми. По указании канлы, остальные члены фамилии убийцы от пpecледoвaния родственников убитого избавляются. Убийца (баш-канлы) и один из его родственников (мал-канлы) подвергаются проследованию родственников убитого. По убийстве которого-нибудь из них, вражда между двумя тохумами прекращается и совершается примирение . Мал-канлы предоставляется право, по истечении 40 дней после назначения его в канлы, просить родственников убитого освободить его из-под крови; если он успеет склонить их к тому, то платит от 50 до 100 руб.; затем, прочтя родственникам убитого молитву «фатиха», делается свободным от преследования, а убийца остается под кровью до примирения или убийства. Если этот последний, до примирения или убийства, умрет своею смертью, то тем вражда не прекращается, а родственники его обязаны указать родственникам убитого другого канлы, ближайшего родственника убийцы.
§ 3) Если бы мал-канлы, по истечении 40 дней, не хлопотал о выходе из-под крови, чтобы не платить денег от 50 до 100 руб., то он преследуется наравне с убийцею.
§ 4) Если, по выходе мал-канлы из-под крови, кто-нибудь из фамилии убитого произведет по нем выстрел, то с виновного взыскивается в пользу общества один бык или его стоимость; за рану же виновный обязан удовлетворить его, а за убийство с ним поступают, как с первоначальным убийцей.
§ 5) Если бы родственники последнего убитого пожелали засчитать кровь за кровь, то это допускается; в противном же случае, оба убийцы остаются кайлы.
§ 6) Если нисколько человек убьют кого-нибудь, и в убийстве его никто не сознается, то каждый из них обязан отдельно очистить себя присягой сорока человек. Если все они успеют очиститься, то сообща удовлетворяют за кровь, а если один из них не очистится, то только этот последний удовлетворяет за кровь.
§ 7) При очищении присягою сорока человек, 20 из них назначает истец поименно, а остальных 20 приводит ответчик, по своему усмотрению.
§ 8) Если член какой-нибудь фамилии убит неизвестным лицом и родственники его заподозрили кого-нибудь, то этот последний обязан очистить себя присягою сорока человек; если он не очистится от подозрения, то с ним поступают как с убийцею.
§ 9) Если бы в обоюдной драке оба были убиты, то засчитывается кровь за кровь, а если один будет убит, а другой ранен, и этот последний излечится от ран и успеет склонить родственников убитого на мир, то платит за кровь – за вычетом расходов, употребленных на лечение своих ран; кроме того, с убийцы взыскивается штраф – 6 штук рогатого скота или стоимость их.
§ 10) Если между двумя тохумами или двумя обществами произойдет драка, в которой будут убитые и раненые, то смотря по числу убитых с обеих сторон засчитывается кровь за кровь, а если с которой-нибудь стороны больше убито, нежели с другой, то за излишне-убитых платится по 600 руб. за каждого, а за раны засчитывается тоже по расчету.
§ 11) Если отец убьет своего сына или дочь, то за кровь не отвечает; но от штрафа в пользу общества не избавляется.
§ 12) Если мать убьет сына или дочь, то она и родственники ее обязаны удовлетворить отца убитого и заплатить штраф обществу.
§ 13) Если муж убьет жену, то обязан, удовлетворить за кровь родственников ее и заплатить в пользу общества штраф.
§ 14) Кто убьет отца, тот обязан заплатить за его кровь другим братьям и сестрам своим, а если их нет, то родственникам отца, и с тем вместе лишается права наследовать его имение; кроме того, платит обществу штраф.
§ 15) Кто убьет мать свою, тот обязан заплатить родственникам ее за кровь и штраф в пользу общества.
§ 16) Если жена убьет своего мужа, то обязана удовлетворить за кровь родственников мужа и уплатить штраф в пользу общества.
§ 17) Кто, заставши жену свою с любовником, убьет их обоих на месте, тот не отвечает за убийство.
§ 18) Если он убьет одного любовника, а жену оставит у себя, то обязан удовлетворить родственников убитого за кровь и заплатить обществу штраф.
§ 19) Если он убьет жену, а любовник успеет скрыться, то за убийство жены не отвечает, но преследует ее любовника.
§ 20) Если он убьет любовника, а жена успеет скрыться и он оставит ее без преследования, то обязан удовлетворить за его кровь, а если хотя и через несколько времени убьет жену свою, то за кровь любовника ее не отвечает.
§ 21) Кто убьет беременную женщину, тот платит за кровь, как ее, так и плода ее; если плод мужского пола, то платит полторы крови, а если женского пола или по незрелости его нельзя определить пол, то платит за одну кровь.
§ 22) Если кто неумышленно убьет кого-либо, то он, по желанно родственников убитого, обязан удовлетворить их как за умышленное убийство.
§ 23) Коли сумасшедший или несовершеннолетний совершит убийство, то он от платежа за кровь не избавляется.
§ 24) Местные врачи (джарахи), за неудачное лечение или за операцию, от которой больной умер, не отвечают.
2. Адаты по поранениям.
§ 25) Если кто ранит кого-либо, то обязан пригласить врача (джараха), который, пользуя раненого, живет на всем довольствии виновного.
§ 26) Если раненый от этих ран умрет, то виновный удовлетворяет врача и сам делается канлы, как по убийству.
§ 27) Если раненый вылечится, то врач определяет стоимость раны; назначенная сумма делится на три части, из коих две части получает раненый и одну часть врач.
§ 28) Если раненый лишится какого-нибудь действующего члена, т. е. руки, ноги или глаза, то получает удовлетворение за полкрови.
§ 29) Если кто-нибудь из раненых взведет подозрение на кого-либо в поранении его, а тот в том не сознается, то подозреваемый обязан очистить себя присягою: если рана незначительна – с 6-ю, а если значительна, то с 12-ю лицами; в противном случае обязан удовлетворить раненого, как сказано выше.
§ 30) Если в драке между несколькими лицами кто-нибудь ранен, и в поранении его никто не сознается, то каждый из участвовавших в драке должен очистить себя присягою. Если все успеют очиститься, то удовлетворяют раненого сообща; если же кто из них не успеет принять присягу, то он один удовлетворяет за рану.
§ 31) Если кто ранен и укажет на кого-нибудь, как на виновного в этом, то от раненого требуются свидетели; если он представит свидетелей и они примут присягу, то обвиняемый обязан удовлетворить раненого.
§ 32) Если раненый вылечится и, получивши удовлетворение с виновного, через несколько времени умрет и родственики его потребуют от поранителя удовлетворение, доказывая, что раненый умер от ран, то претензия их отвергается адатом .
§ 33) Кто поранит беременную женщину, отчего она выбросит плод, тот обязан удовлетворить ее как за увечье, так и за плод ее, смотря по тому: какого пола был плод.
§ 34) Если чья-нибудь собака укусит кого-нибудь и хозяин ее будет предупрежден о том в первый раз, то за второе укушение хозяин собаки обязан удовлетворить за рану.
§ 35) Если чья-нибудь лошадь или скотина, замеченная уже в причинении людям вреда, вновь нанесет таковой кому-либо, то хозяин ее отвечает за ушибы и убийства.
§ 36) Если сумасшедший или несовершеннолетний учинит какое-нибудь поранение, то он удовлетворяет по адату наравне с прочими.
§ 37) За неумышленное поранение виновный отвечает как за умышленное, если родственники раненого того пожелают.
3. Адаты по прелюбодеяниям и похищению женщин.
§ 38) Кто уведет девицу, тот обязан склонить родственников ее разрешить ему совершить с нею кебин – и помириться. Если отец ее жив, то без его согласия кебин не может быть совершен, а если отца нет в живых, то и без согласия остальных родственников, по одному лишь согласию девицы, кебин не совершается. За разрешение совершить кебин, отец получает от похитителя 600 руб. и мирится с ним. Если, при похищении девицы, родственники ее догонят похитителя и убьют обоих, то за убийство не преследуются.
§ 39) Если кто похитит просватанную девушку и скроется с нею, то родитель ее обязан возвратить жениху все то, что им издержано во время сватовства по день похищения его дочери, и ему предоставляется право преследовать похитителя, как канлы. Если, во время преследования похитителя с похищенною, родственники последней убьют первого, а девушка успеет скрыться, то они за убийство не отвечают, буде родственники похитителя не приняли похищенной к себе в дом. Если бы она вошла в их дом и они пожелали бы принять ее в свое семейство, рассчитывая совершить кебин за брата убитого при похищении ее, то могут сделать предложение ее родителям, чтобы они долее не преследовали ее, что и они с своей стороны не будут искать крови своего сына. В таком случае совершается кебин и они между собою мирятся. Если бы девушка вошла не в дом своего похитителя, а в чей-либо посторонний, то хозяин дома ее ни за что не выдает, и если бы он пожелал взять ее за себя или за кого-нибудь из членов своего семейства, то обязан просить на то согласия у отца убитого и у ее отца, а главное у отца первого, без чего кебин не может быть совершен. Кроме того, желающий взять эту девушку за кого-нибудь из членов своего семейства, может заплатить за кровь убитого похитителя и совершить кебин. Если бы эта девушка во время преследования вбежала в дом бека, то она освобождалась от преследования, но поступала в вечные рабыни бека, который распоряжался ею по своему усмотрению. С похитителя взыскивался штраф – шесть штук рогатого скота в пользу общества .
§ 40) Кто уведет вдову, с того взыскивается штраф – три штуки рогатого скота, и с ее согласия совершается кебин.
§41) Кто похитит чужую жену, тот преследуется мужем и родственниками ее; если, во время преследования, муж догонит и убьет обоих бежавших, то за убийство их не преследуется. Если он убьет похитителя, а жену примет к себе в дом, то отвечает за кровь. Если убьет ее, а похититель скроется, то он за убийство жены не преследуется, а сам преследует похитителя, как в канлы, и никогда не мирится с ним.
§ 42) Если похититель успеет скрыться с похищенною, то от мужа записит дать развод своей жене, или всегда преследовать их обоих. До развода, они оба его враги, канлы, а после дачи развода муж не вправе преследовать ее, а уже преследует одного похитителя, как канлы. Если, до дачи мужем развода жене своей, похититель будет хлопотать о примирении, то муж может требовать сколько ему угодно, но не выше цены крови, т. е. 600 р., а если сам дает развод жене своей, то во время примирения может получить от похитителя только за пол крови, т. е. 300 рублей; за остальные полкрови похититель покупает у родителей похищенной позволение на совершение кебина, которые могут дать согласие на кебин ничего не взявши. Если бы похищенная, по какому-либо случаю, отказалась от своего похитителя (чего, однако, до сего времени не случалось), то обязана половину убытка, понесенного через похищение ее, возвратить похитителю .
§ 43) Если кто лишит невинности девушку и она, придя домой, скажет о том своим родным, то родные требуют от названного девушкою виновного очистительной с 40-ка лицами присяги; если он не в состоянии очиститься и если отец убьет дочь свою, то виновный платит штраф – шесть штук рогатого скота в пользу общества и сам делается канлы отца лишенной им невинности девушки, а если отец не убьет своей дочери, то виновный, кроме штрафа в пользу общества, платит отцу ее 60 руб.
§ 44) Лишивший невинности девушку не может против желания отца ее жениться на ней, а если отец девушки пожелает выдать ее за растлителя, то хотя бы виновный и не желал того, совершается кебин.
§ 45) За изнасилование вдовы с виновного взыскивается штраф – три штуки рогатого скота.
§ 46) Если изнасилована замужняя женщина, то муж ее требует от виновного очистительной присяги с 40-ка лицами; если он не успеет очиститься, то делается канлы, и то в таком только случае, если муж убьет жену свою; в противном же случае убить виновного запрещается. С него взыскивается шесть штук рогатого скота в пользу общества и 60 рублей в пользу мужа.
4. Адаты по воровству.
§ 47) Если у кого будет украдена кем-либо скотина и виновный в воровстве сознается, то удовлетворяет потерпевшего стоимостью оной.
§ 48) Если у кого пропадет скотина или лошадь и вор неизвестен, то обиженный ищет вора. Если, по издержании рушпета, ему указан вор, то он обращается к нему, требуя удовлетворения; если тот сознается, то удовлетворяет потерпевшего, как за скотину, так и за издержки, понесенные на открытие вора, а если не сознается, то обязан очистить себя присягою шести человек: трех по назначению потерпевшего и трех по своему усмотрению; если он не выполнит требуемой присяги, то удовлетворяет потерпевшего, в противном же случае от взыскания освобождается.
§ 49) Если затем свидетель, указавший вора, убежден в том, что вор очистился неправильно, а ему фактически известно, что это воровство учинено указанным им лицом, то он требует с потерпевшего второй рушпет, чтобы выйти и явно уличить вора. Тогда потерпевший обязан предупредить вора об этом, и когда последний согласится на улику и плату двойного рушпета, то свидетель обнаруживает себя и обличает вора. Голословное его показание не имеет силы, а он обязан двойным числом людей против принятой присяги вором опровергнуть его присягу, а именно, вор назначает свидетелей 18 человек; шесть из ближайших его родственников, шесть из другого тохума и шесть из третьего тохума, из коих свидетель обязан представить шесть человек из названных поименно и шесть кого сам пожелает. По принятии этой присяги, уничтожается первая присяга вора, – и он удовлетворяет потерпевшего: как стоимостью уворованного у него скота, так и заплаченным рушпетом .
§ 50) Если у кого пропадет какая-нибудь скотина или лошадь, которую через несколько времени он опознает где-нибудь, то он обязан объявить о том старшине или кому-нибудь из жителей селения, в котором проживает владелец опознанной скотины; этот последний должен хранить ее до тех пор, пока опознавший ее не явится с требуемыми адатом доказательствами на действительную принадлежность ему опознанного. Потерпевшей возвращается в свою деревню, объявляет о том своему кази или мулле и просит составить «айнамал-кагаз» (свидетельство, в которое вписываются все приметы уворованного) на имя кази того места, где опознано уворованное. С этою бумагою и двумя свидетелями, знавшими его скотину еще до пропажи, приходит он на то место, где опознана лошадь или скотина. Местная власть (мола – старшина) распоряжается, чтобы опознанный предмет был выведен с несколькими другими, подобными ему. Потом предъявляют опознавшему, без свидетелей, есть ли между этими предметами его лошадь или скотина; когда он объявит, что есть, тогда его отводят в сторону и приводят одного из свидетелей, которого спрашивают о том же; когда он тоже скажет, что есть, и укажет, которая именно, тогда и он отводится в сторону. Затем приводится другой свидетель; если и этот укажет на ту же самую скотину, то этим свидетелям не должно давать присяги, а следует отдать опознанное. Но для большей неопровержимости доказательства им дается присяга. Опознанная лошадь или скотина передается опознавшему оную, и последний выдает владевшему ею айнамал-кагаз, 20 коп. денег и пол аршина холста; получивший эту бумагу, если сам он не вор, отдает ее тому, от кого ему досталась опознанная лошадь или скотина, и от него получает удовлетворение.
§ 51) Если у кого украдена лошадь или несколько штук скота и вор неизвестен, то он дает знать своим кунакам об этой потере и просит о разыскании уворованного. Если кто-нибудь из них явится к нему и потребует рушпет, то потерпевший от воровства дает ему известную сумму денег. Свидетель объявляет, что одну пропавшую его скотину он видел у такого-то, ведет его к нему и указывает эту скотину; владеющий ею требует таких же доказательств, какие изложены выше, по исполнении чего он обязан удовлетворить потерпевшего за всю его потерю или указать то лицо, от которого он приобрел опознанную у него скотину; этот указывает другого и т. д. Последний, т. е. настоящий вор, удовлетворяет потерпевшего за всю потерю, с рушпетом.
§ 52) Если вором чьей-либо скотины указывается покойник, то указывающий обязан подтвердить присягою 12-ти человек на могиле этого покойника, что погребенный в этой могиле действительно уворовал принадлежащую такому-то скотину; по выполнении этой присяги в присутствии родственников обвиняемого, взыскание падает на его имение.
§53) Если как на виновного в воровстве чьей-либо скотины указывается на жителя посторонней деревни, то свидетель обязан за три дня дать знать ему, чтобы он вышел на орталыг (место разбора дел); на другой день повторяется вызов; на третий день, когда выходят на орталыг, опять дают знать обвиняемому лицу. Если он не явится к полу-дню, то ждут до сумерек; если он и к сумеркам не явится, то обиженный и свидетель, приняв присягу с шестью своими родственниками, делают выстрелы и возвращаются, а не явившийся считается вором и обязан удовлетворить потерпевшего .
§ 54) Если несколько человек учинили одно воровство и один из них, взяв рушпет с потерпевшего, указал своих соучастников и это узнают его товарищи, то за воровство отвечают сообща, а рушпет возвращает доказчик.
§ 55) Если по какому-либо воровству обличен кто-нибудь, который, имея участников, скроет их до удовлетворения потерпевшего, то после того претензия его к ним не принимается во внимание.
§ 56) Если в чьем-либо доме встретятся два кунака хозяина, незнакомых между собой, и при домохозяине учинять промен скотины или лошади – и впоследствии у которого-нибудь из них будет опознана таковая, то тот, у которого опознана лошадь или скотина, обращается к домохозяину и просит его указать то лицо, с которым учинен промен. Хозяин дома обязан указать его, в противном случае – удовлетворяет потерпевшего от воровства.
§ 57) Если в чьем-нибудь доме остановится кунак, у которого в ту ночь похитят из конюшни лошадь или скотину, и вместе с тем возьмут что-нибудь у хозяина дома, то они оба ищут вора. Если кунак имеет при этом подозрение на домохозяина, то требует от него очистительной присяги. Если же воровство случилось без ущерба домохозяину, то этот последний безотговорно удовлетворяет своего кунака стоимостью пропажи и сам ищет вора.
§ 58) Если учинено у кого-нибудь в доме воровство со взломом стены, и вор неизвестен, то по подозрению требуется очистительная присяга: при воровстве женского платья – с 12-ю – а других вещей – с 6-ю лицами.
§ 59) Если кто-нибудь пойман в виноградном саду, когда виноград зреет, то сторожа (курухчи) имеют право, хотя бы он не взял винограду, зарезать у него быка; впрочем, он по согласию с курухчи, может выкупить своего быка, заплатив от 1 до 5 руб.
5. Адаты по поджогам.
§ 60) Если у кого подожжен саманник, стог сена, хлеба в стогах или на корню, и виновный известен, то потерпевший получает удовлетворение с виновного по стоимости сгоревшего .
§ 61) Если виновный неизвестен, а только подозревается, или известен, но не сознается, то ему дается присяга с 40 родственниками; не исполнивший этого удовлетворяет потерпевшего за его потерю и платит в пользу общества штраф .
§ 62) За поджог дома, ореховых деревьев и проч. взыскивается по стоимости сгоревшего, но если в доме сгорали люди, то взыскивается за их кровь штраф, как за убийство.
6. Адаты по взысканию долгов.
§ 63) Если кто должен деньги или что-нибудь из имущества и от уплаты отказывается, то от истца требуются два свидетеля, которые обязаны принять присягу вместе с истцом, в том, что претензия последнего справедлива; тогда ответчик обязан удовлетворить его, а, если истец не ищет свидетелей, то ответчику дается очистительная присяга.
§ 64) Если кто объявить претензию за долг к кому-нибудь и этот последний признает, что был должен, но объявит, что заплатил, то от него требуются свидетели; если их нет, то он обязан очистить себя присягою.
§ 65) Если должник окажется несостоятельным, то имущество его делится между его кредиторами, или же ему дается отсрочка для заработков и удовлетворения кредиторов.
7 Адаты по потравам покосных и пахотных мест.
§ 66) Если у кого на поле сделана потрава чьим-либо скотом, то общество посылает двух человек определить стоимость потравы; потом потерпевший взыскивает с хозяина скота удовлетворение.
§ 67) Если обвиняемый в потраве не сознается, то от обиженного потравою требуется два свидетеля; если он таковых не имеет, то обвиняемому дается присяга.
§ 68) Общество, для сбережения жительских хлебов и покосов, назначает караульщика, «курухчи», который следит за тем, чтобы скотина не травила оберегаемых им полей. За пойманную на поле скотину в первый раз, он получает от хозяина оной один чурек, во второй раз и далее – по одной киле пшеницы или другого хлеба.
§ 69) Если хозяин скота, найденного на общественных посевах и полях, не признает заявление курухчи справедливым, то для подтверждения показания курухчи достаточно присяги этого последнего.
§ 70) Если чья-либо скотина найдена в виноградном саду, во время поспевания винограда, то хозяин ее платит курухчи одну сабу пшеницы.
8. Адаты по брачным делам.
§ 71) Всякий мужчина, желающий жениться на девушке или вдове, должен заплатить за нее условленную плату (иол-пул) ее родственникам, а за неимением их – опекуну (векилю) .
§ 72) Если мужчина, сватая девушку из другого семейства, условливается, в свою очередь, выдать за кого-нибудь из членов того семейства, свою сестру или дочь, то в таком случае иол-пул не платилось и обмен этот называется башабаш.
§ 73) Если при этом сватовстве девица одной стороны не достигла еще возраста, в который дозволяется вступать в брак, то семейство ее доплачивало, по условию, тому семейству, из которого бралась совершеннолетняя девушка.
§ 74) Обручение совершается следующим образом: со стороны жениха назначается два человека сватов, которые приходят в дом невесты и приносят, по обыкновению, нишан, состояний из кольца, платка и других подарков; по принятии их, девица считается обрученною невестою и не имеет права отказываться от своего жениха; в противном же случае, родственники ее обязаны возвратить жениху все расходы вдвое; но если жених сам откажется от своей невесты, то лишается подарков, присланных во время обручения в дом невесты, как равно не получает и издержек, произведенных при сватовстве.
§ 75) Отец имеет полное право распорядиться дочерью; один он может выдать ее замуж против ее желания; остальные родственники не вправе распоряжаться ею. Если какую-нибудь девушку отец просватал за кого-нибудь и до совершения кебина умер, то девушка та может отказаться от своего жениха, и родственники ее, не имея права заставить ее выйти за своего жениха, обязаны удовлетворить последнего, как сказано выше.
§ 76) Если два семейства породнились между собою, т. е. обручили один у другого девушек (башабаш), и у которого-нибудь из этих семейств умерла девушка, то родные или родственники ее обязаны выдать другую, в противном же случае обязаны заплатить иол-пул.
§ 77) Определенной цены иол-пул не было; она совершенно зависала от обоюдных условий и доходила от 100 до 400 руб. Обыкновенно, за девушку платилось болеe, нежели за вдову.
§ 78) Кроме иол-пул, назначается кебин, т. е. жених записывает жене своей кебинные деньги: если невеста – девица, то от 15 до 40 руб., а если вдова, то от 5 до 20 руб., что составляет неотъемлемую собственность женщины.
§ 79) Если по совершении кебина девушка окажется нецеломудренною, то жених ее имеет право потребовать от родителей девушки возврата иол-пул и развестись с нею.
§ 80) Муж имеет право во всякое время дать развод своей жене, причем обязан удовлетворить ее кебинными деньгами и возвратить ей все то, что она принесла из дома своих родителей, исключая тех вещей, который сделаны не по желанию жениха, а по воле родных ее.
§ 81) Жена имеет право требовать развода от своего мужа только в трех случаях: а) если муж не в состоянии исполнять своих супружеских обязанностей, б) если он заражен прилипчивою болезнью и в) если, по бедности своей, он не в состоянии прилично содержать ее.
ГЛАВА II.
Верхний Кайтаг.
1. Адаты по убийствам.
§ 1) Если кто-нибудь убил кого-либо и в убийстве сознался, то он обязан тотчас удалиться из деревни, выдав шариат-ахча – 4 руб. 25 к., после чего назначается семь человек в канлы из ближайших родственников убийцы. Как убийца, так и остальные канлы, не должны оставаться в деревне и не должны возвращаться домой – убийца до примирения с врагами, а прочие до 40 дней. Если убийцу до примирения придет домой и о том узнают враги, то тотчас просят об удалении сто, и за приход взыскивают с его имения или с родственников его за каждый вечер по одному быку. Остальные канлы, по истечении 40 дней от дня назначения их в канлы, обязаны явиться к своему сельскому мулле и объявить о своем прибытии и каждый отдельно принять присягу с 40 человеками, в том, что они за сорокадневную отлучку ни разу не ступили негой на землю своей деревни; в противном же случае, платят родственникам убитого: шесть – по 2 руб., а седьмой 8 руб.
§ 2) Если кто убьет кого-нибудь и в убийстве не сознается, то от истца требуются свидетели; если истец выставит свидетеля одного, то этот последний обязан показание свое подтвердить присягою 40-ка человек и, кроме того, сам истец подкрепляет показание своего свидетеля; а если свидетелей два человека, то каждый из них должен принять присягу с тремя человеками.
§ 3) Если кто убит в собственном своем доме, саду, на собственной земли, арбе или из засады, то убийство это называется «каракан»; убийца выдает родственникам убитого семь шариат-ахча, полагая каждый по 4 руб. 25 к., и семь человек капли. Последние обязаны заплатить каждым по 60 руб. родственникам убитого, или же должны удалиться из деревни и не возвращаться в нее. По уплате же означенной суммы, прочтя молитву «фатиха», они остаются в своем доме. Если бы родственники убитого до получения денег убили кого-нибудь из канлы, то вражда прекращается и первый убийца возвращается домой; остальные же канлы от платежа, каждый в 60 p., не избавляются.
§ 4) Если два человека, поссорясь между собою, убьют один другого, то засчитывается кровь за кровь и между родственниками их вражды не остается.
§ 5) Если один будет убит, а другой тяжко ранен, то этот последний обязан тотчас после смерти первого удалиться, выдав шариат-ахча и семь человек канлы.
§ 6) Если после того раненый умрет, то тело его не может быть привезено в деревню для погребения, а родственники его обязаны испросить на то позволение родственников убитого, послав им одного трехлетнего быка, или деньгами 8 руб.
§ 7) Когда между двумя тохумами произойдет драка, в которой будут убитые, и убитых с обеих сторон будет равное число, то засчитывается кровь за кровь, а если с одной стороны больше убитых, чем с другой, то та сторона, с которой убитых больше, требует от противной стороны платы за превышающее число кровей. Если кто из раненых до своей смерти объявит, от чьей пули он умрет, то, не принимая никаких отговорок, с названным лицом поступают, как с убийцею; в противном же случае тохум, в котором больше убитых, требует предъявления нескольких пуль противной стороны, на тот конец, чтобы выбрать себе канлы за число убитых свыше своих.
§ 8) Если между двумя обществами произойдет драка, в которой будут убитые, и убитых с обеих сторон будет равное число, то засчитывается кровь за кровь, а если с одной стороны больше, то противная сторона обязана заплатить по числу кровей.
§ 9) Если между несколькими лицами произойдет драка, в которой будет один убитый, и в убийстве его никто не сознается, то родственникам убитого предъявляются пули участвовавших в драке; чья пуля будет выбрана, тот делается канлы.
§ 10) Если отец убьет сына или дочь, то, хотя он за убийство ни перед кем не отвечает, но от платежа штрафа в пользу общества не избавляется. Штраф – трехлетний бык, или 8 руб.
§ 11) Кто убьет отца, тот обязан удалиться, если того пожелают остальные члены его семейства; в противном же случае, он остается дома и платит штраф в пользу общества – трехлетнего быка, или 8 руб.
§ 12) Если мать убьет сына или дочь при жизни мужа, и этот последний потребует от нее кровь, то она обязана удалиться, как убийца, и с нею поступают, как с канлы.
§ 13) Если мать убьет сына или дочь после смерти мужа, то она никем не преследуется .
§ 14) Если муж убьет жену, то он обязан удалиться, как убийца. Если у него есть дети, которые пожелают простить ему убийство матери, то имеют на это право, пригласив его быть главой их семейства; но от штрафа в пользу общества он не избавляется; при этом, по явке, он обязан угостить весь тохум жены и помириться с ним.
§ 15) Если жена убьет мужа, то с нею поступают на основании общего адата по убийству.
§ 1 6) Если кто убьет брата или сестру, то от остальных братьев и сестер зависит преследовать его или простить; во всяком случае, с убийцы взыскивается в пользу общества штраф.
§ 17) Кто убьет беременную женщину, тот обязан выдать два шариат-ахча и двух канлы, и кроме того, семь канлы на основании общего адата по убийству.
§ 18) Неумышленное убийство преследуется, как и умышленное.
§ 19) Если сумасшедший или несовершеннолетний учинят убийство, то они подлежат преследованию по общему для убийц адату.
§ 20) Если чья-либо лошадь или скотина убьет кого-нибудь, то хозяин оной платит родственникам убитого 60 руб.
2. Адаты по поранениям.
§ 21) Кто ранит кого-нибудь и в том сознается, тот, по желанию раненого, приглашает лекаря, который, пользуя раненого, живет на всем довольствии виновного; раненый – день пользуется пищею на счет виновного и день на свой; по выздоровлении, определяется стоимость ран и за лечение виновный удовлетворяет лекаря; если рана без увечья, то раненый получает за нее всего 1 руб. 20 коп., а если с увечьем, то увечье определяется по шариату.
§ 22) Если в поранении виновный не сознается, то раненому предоставляется принять присягу с шестью человеками своих родственников, и доказать, что действительно ранил обвиняемый; тогда с этим последним поступают, как сказано выше.
§ 23) Если в драке между несколькими лицами будет кто-нибудь ранен, и в поранении никто не сознается, то поступают, как указано в предыдущем случае.
§ 24) Если раненый умрет, то с виновным поступают, как с убийцею.
§ 25) Кто побьет беременную женщину, отчего произойдет выкидыш, с того взыскивается 60 руб. в пользу беременной и ей мужа.
§ 26) Кто ранит кого-нибудь неумышленно, тот не избавляется от ответственности на основании общего адата по поранению.
§ 27) Если чья-нибудь собака укусит кого-нибудь, то хозяин ее обязан лечить рану на основании общего адата по поранении.
§ 28) Если чья-нибудь лошадь или скотина от неосторожности хозяина ударит и нанесет кому-нибудь ушиб, то хозяин ее отвечает, как за нанесение раны .
3. Адаты по прелюбодеяниям и похищению женщин.
§ 29) Кто похитит девицу и с нею скроется в доме своего односельца, тот, оставив девушку в этом доме, сам уходит в свой дом; после этого собираются почетные жители в дом отца похищенной и спрашпвают его, что он думает по этому делу; отец отвечает. что если дочь его на совершение кебина согласна, то и он не противится , но с тем, чтобы похититель совершил адат, заключающийся в следующем: похититель записывает жене своей кебин от 40 до 400 рублей деньгами, или соответственное сумме этой имение, посылает в дом похищенной разной материи на одежду и в ту же ночь совершается кебин; отец ничего не получает; спустя дня два похититель приглашает в дом свой родителей и родственников похищенной, угощает их и мирится.
§ 30) Если похищенная отзовется, что она не желает совершения кебина с похитителем, то ее возвращают в дом родителей, а похититель обязан удалиться из деревни на 40 дней; по истечении этого времени, возвратясь домой, он обязан принять присягу с 40 человеками в том, что он, похищая названную девушку, не имел никакой лукавой цели, а его желание было совершить с него кебин; в противном случае, он платит родителям похищенной 60 руб. и мирится.
§ 31) Если похититель с похищенною скроется в другую деревню, то родители девицы посылают к ней людей и спрашивают: согласна ли она на совершение кебина, или нет; если согласна, то от родителей зависит тотчас разрешить совершение кебина и позволить похитителю возвратиться домой; в противном же случае, виновный остается вне своей деревни 40 дней и более, причем девушка живет в одном доме, а похититель в другом; они не имеют сообщения до тех пор, пока виновный, через посредство почетных жителей, не склонит родителей ее на совершение кебина.
§ 32) Кто похитит обрученную девушку, тот обязан удовлетворить жениха вдвое против сделанных им при сватовстве расходов; затем, поступают по вышеизложенным адатам. Но если девушка откажется от похитителя и жених согласится жениться на ней, то она возвращается в дом своих родителей, а похититель удаляется на 40 дней, со всеми теми последствиями, которые указаны адатом на тот случай, когда похищенная отказывается от своего похитителя.
§ 33) Кто лишит девушку невинности, тот обязан жениться на ней, в противном же случае должен удалиться из деревни и скрываться, как канлы. Отец ее не вправе принуждать его жениться на своей дочери, а преследует обоих, как врагов; виновный же имеет право просить ее руки и отец может согласиться на совершение кебина; в противном же случае, отец не должен принимать к себе в дом и дочери своей.
§ 34) Кто схватит чью-нибудь жену или дочь за руку, но не успеет изнасиловать ее по какой-либо причине, тот обязан удалиться на 40 дней и по возвращении очистить себя присягою 40-ка человек; в противном же случае, платит 60 руб.
§ 35) Если кто будет замечен в прелюбодеянии с чьей-нибудь женою, то муж дает развод своей жене и преследует виновного; если убьет его, то за кровь не отвечает, а во время примирения получает от него деньгами 60 руб.; виновному жениться на этой женщине, после данного ей развода, не воспрещается.
§ 36) Кто похитит чужую жену, тот обязан заплатить мужу ее за развод столько денег, сколько он потребует, по цене за кровь, т. е. от 100 до 400 р.; до дачи развода муж имеет право убить обоих, на что такое же право имеют и родители похищенной. По совершении кебина с похитителем, этот последний обязан угостить всех родственников жены .
4. Адаты по воровствам.
§ 37) Если кто учинит воровство и до обличения по адату сам явится и объявит хозяину уворованного, что он учинил это воровство, то обиженный получает от него удовлетворение, по стоимости своей пропажи, каковую стоимость должен подтвердить присягою семи человек.
§ 38) Если кто учинит воровство и в том не сознается, то потерпевший обязан уличить виновного через свидетелей; если свидетель один, то он подтверждает показание свое присягою трех человек, а потерпевшей подкрепляет их показание присягою шести человек; если два свидетеля, то они принимают присягу каждый с тремя человеками, и виновный удовлетворяет обиженного в 2 ½ раза более против пропажи.
§ 39) Если у обиженного нет свидетелей, то обвиняемому дается присяга с 24-мя человеками родственников; принявши присягу, он избавляется от ответственности; в противном же случае, удовлетворяет потерпевшего от воровства на основании общего по воровству адата.
§ 40) Кто купит или променяет лошадь, или какую-нибудь скотину, которая окажется с пороками, тот позже трех дней не имеет права возвратить ее продавцу, если между ними не было заключено особого на такой случай условия.
§ 41) Кто опознает свою лошадь или скотину у кого-нибудь, тот должен сделать на ней какой-нибудь знак ножом, т. е. отрезать клок от гривы или хвоста, если опознана лошадь, а если другая скотина, отрезать клок шерсти и потом привести двух свидетелей. Тот, у кого животное опознано, пускает последнее вместе с подобными животными и приводит опознавшего с кунаком, на тот конец, чтобы он сказал, есть ли тут принадлежащее ему животное; потом предъявляют опознанное свидетелям, каждому порознь. Если один из свидетелей узнал скотину, а другой нет, то оба обязаны принять присягу, вместе с хозяином ее, а если оба свидетеля опознали ее, то она без присяги отдается опознавшему; после этого опознавший выдает айнамал, 20 коп. и кусок холста тому, у кого скотина опознана.
§ 42) Если тот, у кого опознана скотина, приобрел ее покупкой, то он передает продавцу айнамал и получает удовлетворение; тот передает другому и т. д.; если айнамал остановится напоследок на лице, которое, станет доказывать, что скотина эта его доморощенная, то, составив бумагу (аран-таниг) и объяснив в ней приметы скотины, от которой произошла опознанная, это лицо отправляется с двумя свидетелями к тому, который опознал означенную выше скотину, и, приняв присягу с своими свидетелями, уничтожает первый айнамал и присяжное показание свидетелей, и получает обратно опознанную скотину .
§ 43) Кто из уличенных воров укажет на соучастника с ним в воровстве, уже умершего, тот обязан принять присягу с семью человеками своих ближайших родственников на могиле обвиняемого, в присутствие родственников его.
§ 44) Кто из уличенных в воровстве сошлется на кого-нибудь из жителей посторонней деревни, тот обязан предварить его об этом. Если тот сознается в этой передаче и согласится удовлетворить потерпевшего от воровства без всякого адата, то обличенный отводит потерпевшего к названному лицу.
§ 45) Если же тот не сознается в передаче скотины, воровство коей остановилось на обиженном, то последний отправляет к нему двух человек предварить его, что в такой-то день он выдает его вором; это же предварение посылает он через других двух человек во 2-й раз и, наконец, в назначенный день изобличенный посылает еще двух человек к тому же лицу; если и затем он не явится на орталыг, то, прождав до вечера и приняв присягу с своими людьми, делают выстрелы и возвращаются; тогда обиженный обращается за удовлетворением к вновь изобличенному.
5. Адаты по поджогам.
§ 46) Кто подожжет дом, саманник, стог сена, хлеб в снопах или на корню, тот обязан удовлетворить обиженного, по оценке убытков несколькими лицами, в 2 ½ раза противу оценки.
§ 47) При обвинении кого-либо в поджоге, истец обязан выставить свидетелей; если у истца один свидетель, то этот последний принимает присягу с тремя человеками, показание коих подтверждает потерпевший, приняв присягу с семью человеками, а если два свидетеля, то каждый принимает присягу с тремя человеками.
§ 48) Если у истца нет свидетелей, то подозреваемому дается присяга с 40 человеками; если он не успеет принять таковой, то с ним поступают как с виновным в поджоге.
6. Адаты по долговым обязательствами.
§ 49) Если кто должен кому и не отказывается, но не имеет чем заплатить, то родственники его обязаны удовлетворить кредитора.
§ 50) Если кто должен кому и не сознается, то от истца требуются свидетели; если он представит одного свидетеля, то этот последний подтверждает показание свое присягою трех человек родственников.
§ 51) Если должник отзовется, что действительно был должен, но отдал, то обязан подтвердить это через свидетелей .
7. Адаты по потравам покосных и пахатных мест.
§ 52) Если один или несколько человек скотиной своей потравят пастбищное или покосное место или хлеб, то, по жалобе потерпевшего, два добросовестных человека в присутствии истца и ответчиков определяют убыток, за который виновные обязаны удовлетворить потерпевшего.
§ 53) Если хозяева скота в потраве не сознаются и потерпевший от потравы не представит свидетелей, то первые должны принять присягу с семью человеками.
8. Адаты по брачным делам.
§ 54) Всякий желающий жениться – прежде всего приглашает к себе в дом и угощает отца той особы, которую хочет сватать, причем делает предложение; когда отец дает согласие, то на другой день мать или сестра желающего жениться берет кольцо и что-нибудь из съестного и отправляется в дом невесты; по принятии невестою кольца, дня через два, жених приносит в ее дом медной посуды рублей на 5, затем всякий праздник (орудж и курбан-байрам) приносит в дом невесты деньгами по 50 коп. и на большом чуреки халву; все это отдаривается сырными пирожками (чуды); перед свадьбою, по желанию невесты, покупается разной материи рублей на 30–60, которая также отсылается в дом невесты; приготовляют бузу и совершают кебин, причем записывается в кебин от 40 до 100р.; когда же невеста входит в ворота дома жениха, ей назначается одна штука рогатой скотины или ишак, при входе же в комнату ей дарится сундук.
§ 55) Если до совершения кебина невеста не захочет идти за жениха, то родители ее обязаны заплатить жениху вдвойне за все его издержки.
§ 56) Если жених откажется от невесты, то лишается всего того, что издержано им при сватовстве.
§ 57) Если через несколько времени по совершении кебина, муж не захочет содержать жену свою и предложит ей развод, то обязан заплатить записанный кебин, отдать все то, что им было при сватовстве отослано невеcте и все то, что она принесла в дом мужа при замужестве,; потом жена, разделив золу, сколько ее окажется в доме, и взяв из ней свою часть, развевает ее по воздуху и отправляется в дом своих родителей.
§ 58) Жена ни в каком случай не имеет права требовать от мужа развода.
§ 59) Если невеста окажется нецеломудренною и муж не пожелает оставить ее у себя, то он отсылает ее обратно в дом ее родных .
ГЛАВА III.
Магал Каракайтаг.
1. Адаты по убийствам.
§ 1) Кто убьет человека и в том сознается, тот выдает родственникам убитого шариат-ахча деньгами 6 руб. и одного быка; родственники убитого, по принятии шариат-ахча, назначают из ближайших родственников убийцы четырех человек канлы; канлы эти обязаны удалиться из деревни на 40 дней, а по прошествии этого времени возвращаются домой и через почетных жителей дают знать о том родственникам убитого: каждый из канлы, отдельно, должен принять присягу с 40 человеками своих родственников в том, что он в продолжение 40 дней ни разу не ступил ногой на землю своей деревни. По выполнении этой присяги, они читают молитву «фатиха» родственникам убитого и водворяются на месте своего жительства. Если же кто из них не успеет принять присягу с 40 человеками, тот платит родственниками, убитого 8 рублей. Затем же канлы предоставляется право, не выходя из деревни на 40 дней, заплатить каждому по 8 руб. Кроме убийцы, остальных канлы убивать родственники убитого права не имеют.
§ 2) Если кто убьет человека и в том не сознается, то родственники убитого обязаны выставить свидетелей: если свидетель один, то он обязан принять присягу с семью человеками, а если два свидетеля, то они принимают присягу – каждый с семью человеками своих родственников; затем с убийцей поступают, как сказано выше.
§ 3) Если обиженный убийством не имеет свидетелей, то обвиняемому дается присяга с 40 человеками; принявши присягу, он избавляется от ответственности, в противном же случае с ним поступается как с виновным.
§ 4) Если два или несколько человек убьют одного, то родственники убитого, по своему усмотрению, одного из участников назначают баш-канлы, а остальные платят 60 руб.
§ 5) Если два человека, поссорясь между собою, нанесут один другому смертельные рапы, от которых один умрет на месте, а другой останется жив – хотя на день, то этот последний обязан поступить, как убийца, и тело его не может быть похоронено без разрешения родственников первого, которым должно послать, для получения согласия на погребение, одного быка.
§ 6) Если между двумя тохумами произойдет драка, в которой будут убитые, и убитых с обеих сторон будет равное число, то засчитывается кровь за кровь. Если же с одной стороны будет больше убитых, чем с другой, то та сторона требует от противной выдачи канлы по числу кровей, которое превышает число убитых с противной стороны .
§ 7) Неумышленные убийцы отвечают, как и умышленные.
§ 8) Несовершеннолетние или сумасшедшее за убийство человека отвечают, как обыкновенные убийцы .
§ 9) Кто убьет беременную женщину, тот выдает два шариат-ахча и двух канлы.
§ 10) Кто убьет жену свою с любовником, тот за убийство их не преследуется и ничем не отвечает.
§ 11) Если муж убьет одного любовника, а жену оставит у себя, то выходит в канлы.
§ 12) Если муж убьет жену, а любовник успеет скрыться, то за убийство жены не отвечает и преследует любовника.
§ 13) Если муж, заставши жену свою с любовником, не успеет убить ни одного из них, то оба они считаются канлы, как его самого, так и родственников его жены, и за убийство их никто не преследует.
2. Адаты по нанесению ран.
§ 14) Если кто ранит кого-нибудь, то, по желанно раненого, виновный приглашает лекаря (джа-раха), который, пользуя раненого, живет на продовольствии виновного. Если, по оценке раны, раненому следует 10 руб., то джараху платится 5 p., т. е. сумма, определенная за рану, делится на три части, из коих две получает раненый и одну лекарь.
15) Если виновный не сознается в поранении, а раненый утвердительно говорит, что его ранил названный им, то с этим последним поступают, как с виновным в нанесении ран.
§ 16) Если несколько человек, поссорясь между собою, ранят одного из участвовавших в copе, то от этого последнего зависит назначить из них виновного.
§ 17) Если раненый через несколько времени умрет, то виновный в поранении его делается канлы и с ним поступают, как с убийцею.
§ 18) За неумышленное поранение положена та же ответственность, как и за умышленное.
§ 19) Если сумасшедший или несовершеннолетний поранит кого-нибудь, то подвергается ответственности, наравне с прочими поранителями.
§ 20) Если чья-нибудь собака или скотина в третий раз нанесет кому-нибудь вред, то хозяин ее отвечает, как виновный в нанесении ран.
§ 21) Если кто от раны получит увечье, то получает удовлетворение от виновного по следующему расчету: за палец на руке – 10 руб., за целую кисть руки – 60 р., за ногу – 60 р. и за глаз – 60 р.
3. Адаты по прелюбодеянию и уводу женщин.
§ 22) Кто уведет девушку и с нею скроется в дом свой, тот посылает несколько почетных стариков уговаривать родителей девушки совершить кебин (отец имеет право не согласиться на кебин и преследовать обоих); по убеждению стариков, он разрешает совершить кебин, большею частью ничего не взявши; но иногда получает удовлетворение по своему желанно, но никак не свыше 300 руб.
§ 23) Кто уведет засватанную девушку, тот, кроме изложенного выше, должен заплатить жениху втрое против расходов, сделанных им при сватовстве.
§ 24) Кто уведет вдову, тот отвечает, как за увод девушки.
§ 2j) Кто лишит невинности девушку, тот преследуется, как убийца, но старшины стараются уговорить обе стороны совершить кебин; в противном же случае, виновный удаляется из деревни.
§ 26) Кто изнасилует вдову, тот обязан удалиться из деревни на 40 дней и по возвращении принять присягу с 40 человеками, что он невинен в взводимом на него преступлении; в противном же случае, платит родственникам вдовы 60 руб. и мирится.
§ 27) Если кто похитит чужую жену, то его преследует муж, и если он, догнавши, убьет их обоих, то за убийство не отвечает.
§ 28) Если преследуемые успеют скрыться, то похититель предлагает мужу дать развод жене своей; если муж согласен на развод, то получает с похитителя столько денег, сколько пожелает, но не свыше, однако, 300 руб.
§ 29) Кто схватит девушку, но не успеет изнасиловать ее, тот обязан удалиться из деревни на 40 дней; по прошествии этого времени, он возвращается и обязан принять присягу с 40 человеками в том, что он схватил эту девушку не с целью насмешки, а из желания вступить с нею в брак, т. е. совершить кебин; в противном же случае платит родственникам ее 60 руб.
4. Адаты по воровствам.
§ 30) Кто украдет у кого-нибудь скотину, или что другое, и в воровстве сознается, тот удовлетворяет потерпевшего по стоимости пропажи.
§ 31) Если виновный не сознается и у потерпевшего нет свидетелей, то виновному дается присяга с семью человеками, по выполнении которой он избавляется от ответственности; в противном же случае обязан удовлетворить потерпевшего за его пропажу.
§ 32) Если обиженный имеет одного свидетеля, то этот последний, уличая виновного, принимает присягу с двумя человеками, а если имеется два свидетеля и они люди хорошего поведения, то их показание считается достаточным для улики вора.
§ 33) Если два человека совершат какую-нибудь кражу, причем один из них будет обличен и этот последний сошлется на своего сообщника, который между тем будет отказываться, то первому предоставляется присягою с семью человеками своих родственников обличить последнего; по принятии этой присяги, они оба удовлетворяют потерпевшего.
§ 34) Если несколько человек совершат кражу и один из них, взяв с потерпевшего рушпет, откроет товарищей, то все они обязаны удовлетворить потерпевшего за уворованное у него имущество, с рушпетом, сообща.
§ 35) Если же товарищи откроют, что в воровстве их выдал один из них и за то взял рушпет, то рушпетные деньги, если они еще не уплачены потерпевшему от воровства возвращает выдавший, один, без участия товарищей; в том же случай, когда они уплатили уже рушпет сообща, они взыскивают его с выдавшего и делят между собою .
5. Адаты по потравам покосных и пахатных мест и виноградных садов.
§ 36) Если чья-нибудь скотина зайдет в чей-либо сад, даже и в свой, то она режется и потребляется обществом .
6. Адаты по брачным делам.
§ 37) Если невеста откажется от жениха, то родители ее возвращают жениху все расходы втрое и дают одного быка в штраф .
ГЛАВА IV.
Магал Урджамул (Ирча-муль).
1. Адаты по убийствам.

Страницы: 1 2

Все опции закрыты.

Комментарии закрыты.