ВЫСОЧАЙШЕ УТВЕРЖДЕННОЕ МНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА ОТ 15 ДЕКАБРЯ 1886 Г. О ЧИСЛЕ ПРИХОЖАН МАГОМЕТАНСКОГО ИСПОВЕДАНИЯ, ПРИ НАЛИЧИИ КОТОРОГО РАЗРЕШАЕТСЯ УСТРОЙСТВО МЕЧЕТИ.

Государственный Совет в Департаменте Законов и в Общем Собрании, рассмотрев определение первого Общего Собрания Правительствующего Сената по жалобе общества крестьян татарских деревень Убей и Новой Дувановой (Буинского уезда) на Симбирское Губернское Правление за запрет на постройку временной мечети, нашел, что разрешению Государственного Совета подлежит не ходатайство крестьянских обществ поименованных деревень о дозволении им устроить новую мечеть, приостановленное рассмотрением в Правительствующем Сенате, а исключительно возникший из дела законодательный вопрос об изменении пункта 1 статьи 261 Строительного Устава. Согласно этому Уставу, при утверждении губернским начальством подобных ходатайств, должно быть соблюдено, чтобы при всякой мечети прихожан было не менее трехсот или, по крайней мере, двести ревизских душ мужского пола. Оставаясь в пределах собственно этого вопроса и устраняя всю фактическую часть производства, как подлежащую отдельному соображению в правительственных инстанциях, Государственный Совет рассуждал, что со времени производства последней X народной переписи прошло около тридцати лет.
В течение этого периода у лиц, вошедших в сию ревизию, успело образоваться уже второе поколение, не записанное в ревизские сказки. Кроме того, в некоторых местностях большое число лиц выбыло из состава ревизских душ вследствие приобретения путем достижения известных степеней образования прав тех сословий, которые были вовсе изъяты от внесения в перепись. Таким образом, доставленные ею данные давно уже утратили характер достоверности и не могут быть приняты ныне во внимание Правительства при распоряжениях и мероприятиях, в которых численность населения имеет существенное значение.
Вследствие сего нельзя не признать правильным проектированное Правительствующим Сенатом изменение в изложении статьи 261 Строительного Устава, заключающееся в замене «ревизских душ» действительно числящимися в селении жителями мужского пола. Эта законодательная мера, не противореча преследуемой упомянутым постановлением цели, вполне отвечала намерению Правительства обеспечить иноверцам, проживающим в Империи, без ущерба для господствующей Церкви, возможную свободу в удовлетворении их духовных нужд.
Осуществление сего не должно сопровождаться какими-либо неблагоприятными для православия последствиями, т.к. после утверждения предлагаемого правила останется в силе закон, по которому губернские начальства разрешают устройство новых мечетей при условии надлежащего удостоверения в необходимости оных и достаточности средств для приличного их содержания (Устав Строительный, ст. 260). При этом в магометанских приходах, подведомственных Оренбургскому Духовному Собранию1, построение сих молитвенных домов, независимо от необходимого для их сооружения числа прихожан, допускается только в случае, если от этого не может произойти соблазна в вере для живущих вместе с магометанами христиан и новокрещенных татар. Губернское начальство в Таврической губернии, прежде чем выдать разрешение на постройку мечети в таком месте, где есть христианская церковь, обязано согласовать это с Епархиальным Архиереем (там же, ст. 262 и 263). Таким образом, достоинство и права христианской Церкви по отношению к обсуждаемому предмету оказываются достаточно огражденными законом.
Не встречая препятствий к утверждению изъясненного предположения Правительствующего Сената, Государственный Совет постановил: статью 261 Строительного Устава (Свода Законов Т. XII, ч. I, изд. 1857 г.) изложить следующим образом: «При сем (ст. 260) наблюдаются следующие правила:
1) чтобы при всякой мечети прихожан было не менее двухсот наличных душ мужского пола;
2) чтобы общество, которое должно составить новый приход, в общественном приговоре надлежащим образом изъявило свое согласие на предоставление средств для обеспечения содержания мечети и необходимого при ней духовенства».
Резолюция. Его Императорское Величество,2 выслушав мнение Государственного Совета в Общем Собрании о числе прихожан магометанского исповедания, при наличности которого разрешается устройство мечети, Высочайше повелел его исполнить.
Печатается по изданию «Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. 1886». – СПб, 1888, Т. 6, с. 532-533 (№ 4102).
1. К концу 80 г. XIX в. в ведении Оренбургского магометанского духовного собрания числилось 4254 прихода. При них состояло 65 ахундов, 2734 хатиба, 2621 имам и мударрис, 1783 муэдзина. См.: В память столетия Оренбургского магометанского духовного собрания, учрежденного в городе Уфе. – Уфа, 1891, с. 32.
2. Император Александр III (1881-1894).