КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН)
ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АВТОНОМНОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (1978 год)
Принята на внеочередной восьмой сессии
Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР
шестого созыва 26 мая 1978 года.
Народ Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики, руководствуясь идеями научного коммунизма, сознавая себя неотъемлемой частью всего советского народа, в соответствии с Конституцией Союза ССР и Конституцией РСФСР принимает и провозглашает настоящую Конституцию.
I. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АССР.
Глава 1. Политическая система.
Статья 1.
Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая Республика есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся республики всех национальностей.
Статья 2.
Вся власть в Чечено-Ингушской АССР принадлежит народу.
Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющих политическую основу Чечено-Ингушской АССР.
Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.
Статья 3.
Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело.
Статья 4.
Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан.
Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР, Конституцию РСФСР, Конституцию Чечено-Ингушской АССР и советские законы.
Статья 5.
Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум).
Статья 6.
Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.
Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.
Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР.
Статья 7.
Профессиональные союзы, Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, кооперативные и другие общественные организации в соответствии со своими уставными задачами участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов.
Статья 8.
Трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на социально-культурные мероприятия и материальное поощрение.
Трудовые коллективы развивают социалистическое соревнование, способствуют распространению передовых методов работы, укреплению трудовой дисциплины, воспитывают своих членов в духе коммунистической нравственности, заботятся о повышении их политической сознательности, культуры и профессиональной квалификации.
Статья 9.
Основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения.
Глава 2. Экономическая система.
Статья 10.
Основу экономической системы Чечено-Ингушской АССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности.
Социалистической собственностью является также имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач.
Государство охраняет социалистическую собственность и создает условия для ее преумножения.
Никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в других корыстных целях.
Статья 11.
Государственная собственность – общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности.
В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства.
Статья 12.
Собственностью колхозов и других кооперативных организаций, их объединений являются средства производства и иное имущество, необходимое им для осуществления уставных задач.
Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование.
Государство содействует развитию колхозно-кооперативной собственности и ее сближению с государственной.
Колхозы, как и другие землепользователи, обязаны эффективно использовать землю, бережно относиться к ней, повышать ее плодородие.
Статья 13.
Основу личной собственности граждан Чечено-Ингушской АССР составляют трудовые доходы. В личной собственности могут находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Личная собственность граждан и право ее наследования охраняются государством.
В пользовании граждан могут находиться участки земли, предоставляемые в установленном законом порядке для ведения подсобного хозяйства (включая содержание скота и птицы), садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства. Граждане обязаны рационально использовать предоставленные им земельные участки. Государство и колхозы оказывают содействие гражданам в ведении подсобного хозяйства.
Имущество, находящееся в личной собственности или в пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества.
Статья 14.
Источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека является свободный от эксплуатации труд советских людей.
В соответствии с принципом социализма «От каждого – по способностям, каждому – по труду» государство осуществляет контроль за мерой труда и потребления. Оно определяет размер налога на доходы, подлежащие налогообложению.
Общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе. Государство, сочетая материальные и моральные стимулы, поощряя новаторство, творческое отношение к работе, способствует превращению труда в первую жизненную потребность каждого советского человека.
Статья 15.
Высшая цель общественного производства при социализме – наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей.
Опираясь на творческую активность трудящихся, социалистическое соревнование, достижения научно-технического прогресса, совершенствуя формы и методы руководства экономикой, государство обеспечивает рост производительности труда, повышение эффективности производства и качества работы, динамичное, планомерное и пропорциональное развитие народного хозяйства.
Статья 16.
Экономика Чечено-Ингушской АССР является составной частью экономики РСФСР, единого народнохозяйственного комплекса, охватывающего все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории СССР.
Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учетом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используются хозяйственный расчет, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы.
Статья 17.
В Чечено-Ингушской АССР в соответствии с законом допускаются индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее использование в интересах общества.
Статья 18.
В интересах настоящего и будущих поколений в Чечено-Ингушской АССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды.

Глава 3. Социальное развитие и культура.
Статья 19.
Социальную основу Чечено-Ингушской АССР составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции.
Государство способствует усилению социальной однородности общества – стиранию классовых различий, существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом, всестороннему развитию и сближению всех наций и народностей СССР.
Статья 20.
В соответствии с коммунистическим идеалом «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех» государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности.
Статья 21.
Государство заботится об улучшении условий и охране труда, его научной организации, о сокращении, а в дальнейшем и полном вытеснении тяжелого физического труда на основе комплексной механизации и автоматизации производственных процессов во всех отраслях народного хозяйства.
Статья 22.
В Чечено-Ингушской АССР последовательно претворяется в жизнь программа превращения сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального; расширения в сельской местности сети учреждений народного образования, культуры, здравоохранения, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства; преобразования сел, станиц и других сельских населенных пунктов в благоустроенные поселки.
Статья 23.
На основе роста производительности труда государство неуклонно осуществляет курс на повышение уровня оплаты труда, реальных доходов трудящихся.
В целях более полного удовлетворения потребностей советских людей создаются общественные фонды потребления. Государство при широком участии общественных организаций и трудовых коллективов обеспечивает рост и справедливое распределение этих фондов.
Статья 24.
В Чечено-Ингушской АССР действуют и развиваются государственные системы здравоохранения, социального обеспечения, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства.
Государство поощряет деятельность кооперативных и других общественных организаций во всех сферах обслуживания населения. Оно содействует развитию массовой физической культуры и спорта.

Статья 25.
В Чечено-Ингушской АССР существует и совершенствуется единая система народного образования, которая обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, служит коммунистическому воспитанию, духовному и физическому развитию молодежи, готовит ее к труду и общественной деятельности.
Статья 26.
В соответствии с потребностями общества государство обеспечивает планомерное развитие науки и подготовку научных кадров, организует внедрение результатов научных исследований в народное хозяйство и другие сферы жизни.
Статья 27.
Государство заботится об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня.
В Чечено-Ингушской АССР всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества.
II. ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ
Глава 4. Гражданство Чечено-Ингушской АССР. Равноправие граждан.
Статья 28.
В соответствии с установленным в СССР единым союзным гражданством каждый гражданин Чечено-Ингушской АССР является гражданином РСФСР и СССР.
Основания и порядок приобретения и утраты советского гражданства определяются Законом о гражданстве СССР.
Граждане РСФСР и других союзных республик пользуются на территории Чечено-Ингушской АССР одинаковыми правами с гражданами Чечено-Ингушской АССР.
Граждане Чечено-Ингушской АССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства.
Статья 29.
Граждане Чечено-Ингушской АССР равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.
Равноправие граждан Чечено-Ингушской АССР обеспечивается во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни.
Статья 30.
Женщина и мужчина имеют в Чечено-Ингушской АССР равные права.
Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей.
Статья 31.
Граждане Чечено-Ингушской АССР различных рас и национальностей имеют равные права.
Осуществление этих прав обеспечивается политикой всестороннего развития и сближения всех наций и народностей СССР, воспитанием граждан в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, возможностью пользоваться родным языком и языками других народов СССР.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, равно как и всякая проповедь расовой или национальной исключительности, вражды или пренебрежения – наказываются по закону.
Статья 32.
Иностранным гражданам и лицам без гражданства в Чечено-Ингушской АССР гарантируются предусмотренные законом права и свободы, в том числе право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.
Находящиеся на территории Чечено-Ингушской АССР иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию СССР, Конституцию РСФСР, Конституцию Чечено-Ингушской АССР и соблюдать советские законы.
Глава 5. Основные права, свободы и обязанности граждан Чечено-Ингушской АССР.
Статья 33.
Граждане Чечено-Ингушской АССР обладают всей полнотой » социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР, Конституцией РСФСР, Конституцией Чечено-Ингушской АССР и советскими законами. Социалистический строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения программ социально-экономического и культурного развития.
Использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан.
Статья 34.
Граждане Чечено-Ингушской АССР имеют право на труд, – то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, – включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.
Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства.
Статья 35.
Граждане Чечено-Ингушской АССР имеют право на отдых.
Это право обеспечивается установлением для рабочих и служащих рабочей недели, не превышающей 41 часа, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и производств, сокращенной продолжительностью работы в ночное время; предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха, а также расширением сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развитием массового спорта, физической культуры и туризма; созданием благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и других условий рационального использования свободного времени.
Продолжительность рабочего времени и отдыха колхозников регулируется колхозами.
Статья 36.
Граждане Чечено-Ингушской АССР имеют право на охрану здоровья.
Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан.
Статья 37.
Граждане Чечено-Ингушской АССР имеют право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца.
Это право гарантируется социальным страхованием рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность; заботой о престарелых гражданах и об» инвалидах; другими формами социального обеспечения.
Статья 38.
Граждане Чечено-Ингушской АССР имеют право на жилище.
Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги. Граждане Чечено-Ингушской АССР должны бережно относиться к предоставленному им жилищу.
Статья 39.
Граждане Чечено-Ингушской АССР имеют право на образование.
Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования.
Статья 40.
Граждане Чечено-Ингушской АССР имеют право на пользование достижениями культуры.
Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах; развитием и равномерным размещением культурно-просветительных учреждений на территории республики; развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети бесплатных библиотек; расширением культурного обмена с зарубежными государствами.
Статья 41.
Гражданам Чечено-Ингушской АССР в соответствии с целями коммунистического строительства гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества. Она обеспечивается широким развертыванием научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности, развитием литературы и искусства. Государство создает необходимые для этого материальные условия, оказывает поддержку добровольным обществам и творческим союзам, организует внедрение изобретений и рационализаторских предложений в народное хозяйство и другие сферы жизни.
Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством.
Статья 42.
Граждане Чечено-Ингушской АССР имеют право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения.
Это право обеспечивается возможностью избирать и быть избранными в Советы народных депутатов и другие выборные государственные органы, принимать участие во всенародных обсуждениях и голосованиях, в народном контроле, в работе государственных органов, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, в собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.
Статья 43.
Каждый гражданин Чечено-Ингушской АССР имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе.
Должностные лица обязаны в установленные сроки рассматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры.
Преследование за критику запрещается. Лица, преследующие за критику, привлекаются к ответственности.
Статья 44.
В соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гражданам Чечено-Ингушской АССР гарантируются свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.
Осуществление этих политических свобод обеспечивается предоставлением трудящимся и их организациям общественных зданий, улиц и площадей, широким распространением информации, возможностью использования печати, телевидения и радио.
Статья 45.
В соответствии с целями коммунистического строительства граждане Чечено-Ингушской АССР имеют право объединяться в общественные организации, способствующие развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов.
Общественным организациям гарантируются условия для успешного выполнения ими своих уставных задач.
Статья 46.
Гражданам Чечено-Ингушской АССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.
Церковь (мечеть) в Чечено-Ингушской АССР отделена от государства и школа – от церкви (мечети).
Статья 47.
Семья находится под защитой государства.
Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях.
Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье.
Статья 48.
Гражданам Чечено-Ингушской АССР гарантируется неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора.
Статья 49.
Гражданам Чечено-Ингушской АССР гарантируется неприкосновенность жилища. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище’ против воли проживающих в нем лиц.
Статья 50.
Личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраняются законом.
Статья 51.
Уважение личности, охрана прав и свобод граждан – обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц.
Граждане Чечено-Ингушской АССР имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество.
Статья 52.
Граждане Чечено-Ингушской АССР имеют право обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. Жалобы должны быть рассмотрены в порядке и в сроки, установленные законом.
Действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан, могут быть в установленном законом порядке обжалованы в суд.
Граждане Чечено-Ингушской АССР имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.
Статья 53.
Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей.
Гражданин Чечено-Ингушской АССР обязан соблюдать Конституцию СССР, Конституцию РСФСР, Конституцию Чечено-Ингушской АССР и советские законы, уважать правила социалистического общежития, с достоинством нести высокое звание советского гражданина.
Статья 54.
Обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина Чечено-Ингушской АССР – добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества.

Статья 55.
Гражданин Чечено-Ингушской АССР обязан беречь и укреплять социалистическую собственность. Долг гражданина Чечено-Ингушской АССР – бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру.
Лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону.
Статья 56.
Гражданин Чечено-Ингушской АССР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета.
Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина Чечено-Ингушской АССР.
Измена Родине – тягчайшее преступление перед народом.
Статья 57.
Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР – почетная обязанность граждан Чечено-Ингушской АССР.
Статья 58.
Долг каждого гражданина Чечено-Ингушской АССР – уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства.
Статья 59.
Гражданин Чечено-Ингушской АССР обязан уважать права и законные интересы других лиц, быть непримиримым к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка.
Статья 60.
Граждане Чечено-Ингушской АССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества. Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь.
Статья 61.
Граждане Чечено-Ингушской АССР обязаны беречь природу, охранять ее богатства.
Статья 62.
Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей – долг и обязанность граждан Чечено-Ингушской АССР.
Статья 63.
Интернациональный долг гражданина Чечено-Ингушской АССР – содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира. ^

III. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ
УСТРОЙСТВО ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АССР.
Глава б. Чечено-Ингушская АССР – автономная республика в составе РСФСР.
Статья 64.
Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая Республика есть советское социалистическое государство, находящееся в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
Вне пределов прав Союза ССР и РСФСР Чечено-Ингушская АССР самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению.
Статья 65.
Территория Чечено-Ингушской АССР не может быть изменена без ее согласия.
Статья 66.
Ведению Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики в лице ее высших органов государственной власти и управления подлежат:
1) принятие Конституции Чечено-Ингушской АССР и внесение в нее изменений;
2) контроль за соблюдением Конституции Чечено-Ингушской АССР;
3) законодательство Чечено-Ингушской АССР;
4) охрана государственного порядка, прав и свобод граждан;
5) установление в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР порядка организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления;
6) проведение единой социально-экономической политики, руководство экономикой Чечено-Ингушской АССР; обеспечение научно-технического прогресса и осуществление мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов.
7) разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития Чечено-Ингушской АССР, государственного бюджета Чечено-Ингушской АССР и утверждение отчетов об их выполнении; руководство осуществлением бюджетов районов и городов республиканского подчинения;
8) установление в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР доходов, поступающих на образование государственного бюджета Чечено-Ингушской АССР;
9) руководство отраслями народного хозяйства республиканского подчинения, объединениями и предприятиями республиканского и местного подчинения;
10) контроль в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР за пользованием землей, недрами, лесами и водами; охрана окружающей среды;
11) руководство жилищным и коммунальным хозяйством, торговлей и общественным питанием, бытовым обслуживанием населения, жилищным строительством и благоустройством городов и других населенных пунктов, дорожным строительством и транспортом;
12) руководство народным образованием, культурными и научными организациями и учреждениями Чечено-Ингушской АССР, здравоохранением, физической культурой и спортом, социальным обеспечением; охрана памятников истории и культуры;
13) решение других вопросов республиканского значения.
Статья 67.
Чечено-Ингушская АССР участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению РСФСР и Союза ССР, через высшие органы государственной власти и управления соответственно РСФСР и Союза ССР.
Чечено-Ингушская АССР обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории, способствует осуществлению на этой территории полномочий Союза ССР и РСФСР, проводит в жизнь решения высших органов государственной власти и управления СССР и РСФСР.
По вопросам, относящимся к ее ведению, Чечено-Ингушская АССР координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного и республиканского (РСФСР) подчинения.
Статья 68.
В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР защита социалистического Отечества относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа.
В целях защиты социалистических завоеваний, мирного труда советского народа, суверенитета и территориальной целостности государства созданы Вооруженные Силы СССР и установлена всеобщая воинская обязанность.
Чечено-Ингушская АССР участвует в обеспечении безопасности и обороноспособности страны, оснащении Вооруженных Сил СССР всем необходимым.
Обязанности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по обеспечению безопасности страны и укреплению ее обороноспособности определяются законодательством Союза ССР.
Статья 69.
В Чечено-Ингушской АССР пропаганда войны запрещается.
Статья 70.
Законы СССР и РСФСР обязательны на территории Чечено-Ингушской АССР.
Глава 7. Административно-территориальное устройство Чечено-Ингушской АССР.
Статья 71.
Чечено-Ингушская АССР определяет свое районное деление и решает иные вопросы административно-территориального устройства республики в соответствии с законодательством РСФСР.
Статья 72.
Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая Республика состоит из районов: Ач-хой-Мартановского, Веденского, Грозненского, Гудермесского, Малгобекского, Надтеречного, Назрановского, Наурского, Ножай-Юртовского, Советского, Сунженского, Урус-Мартановского, Шалинского, Шелковского; городов республиканского подчинения: Грозного, Гудермеса, Малгобека.
IV. СОВЕТЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АССР И ПОРЯДОК ИХ ИЗБРАНИЯ.
Глава 8. Система и принципы деятельности Советов народных депутатов.
Статья 73.
Советы народных депутатов – Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР, районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские (станичные) Советы народных депутатов – составляют единую систему органов государственной власти.
Статья 74.
Срок полномочий Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР – пять лет.
Срок полномочий местных Советов народных депутатов – два с половиной года.
Выборы в Советы народных депутатов назначаются не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий соответствующих Советов.
Статья 75.
Важнейшие вопросы, отнесенные к ведению соответствующих Советов народных депутатов, рассматриваются и решаются на их сессиях.
Советы народных депутатов избирают постоянные комиссии, создают исполнительные и распорядительные, а также другие подотчетные им органы.
Статья 76.
Советы народных депутатов образуют органы народного контроля, сочетающего государственный контроль с общественным контролем трудящихся на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях.
Органы народного контроля контролируют выполнение государственных планов и заданий; ведут борьбу с нарушениями государственной дисциплины, проявлениями местничества, ведомственного подхода к делу, с бесхозяйственностью и расточительством, волокитой и бюрократизмом; способствуют совершенствованию работы государственного аппарата.
Статья 77.
Советы народных депутатов непосредственно и через создаваемые ими органы руководят всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, принимают решения, обеспечивают их исполнение, осуществляют контроль за проведением решений в жизнь.
Статья 78.
Деятельность Советов народных депутатов строится на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности, регулярной отчетности исполнительных и распорядительных органов, других создаваемых Советами органов перед Советами и населением, широкого привлечения граждан к участию в их работе.
Советы народных депутатов и создаваемые ими органы систематически информируют население о своей работе и принятых решениях.
Глава 9. Избирательная система
Статья 79.
Выборы депутатов во все Советы народных депутатов производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 80.
Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане Чечено-Ингушской АССР, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядке умалишенными.
Статья 81.
Выборы депутатов являются равными: каждый избиратель имеет один голос; все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.
Статья 82.
Выборы депутатов являются прямыми: депутаты всех Советов народных депутатов избираются гражданами непосредственно.
Статья 83.
Голосование при выборах депутатов является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей не допускается.
Статья 84.
Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит организациям Коммунистической партии Советского Союза, профессиональных союзов, Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, кооперативным и другим общественным организациям, трудовым коллективам, а также собраниям военнослужащих по воинским частям.
Гражданам Чечено-Ингушской АССР и общественным организациям гарантируется свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио.
Расходы, связанные с проведением выборов в Советы народных депутатов, производятся за счет государства.
Статья 85.
Выборы депутатов в Советы народных депутатов производятся по избирательным округам.
Гражданин Чечено-Ингушской АССР не может, как правило, быть избран более чем в два Совета народных депутатов.
Проведение выборов в Советы обеспечивают избирательные комиссии, которые образуются из представителей от общественных организаций, трудовых коллективов и собраний военнослужащих по воинским частям.
Порядок проведения выборов в Советы народных депутатов определяется законами Союза ССР, РСФСР и Чечено-Ингушской АССР.
Статья 86.
Избиратели дают наказы своим депутатам.
Соответствующие Советы народных депутатов рассматривают наказы избирателей, учитывают их при разработке планов экономического и социального развития и составлении бюджета, организуют выполнение наказов и информируют граждан об их реализации.
Глава 10. Народный депутат.
Статья 87.
Депутаты являются полномочными представителями народа в Советах народных депутатов.
Участвуя в работе Советов, депутаты решают вопросы государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, организуют проведение решений Советов в жизнь, осуществляют контроль за работой государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
В своей деятельности депутат руководствуется общегосударственными интересами, учитывает запросы населения избирательного округа, добивается претворения в жизнь наказов избирателей.
Статья 88.
Депутат осуществляет свои полномочия, не порывая с производственной или служебной деятельностью.
На время сессий Совета, а также для осуществления депутатских полномочий в других случаях, предусмотренных законом, депутат освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением среднего заработка по месту постоянной работы.
Статья 89.
Депутат имеет право запроса к соответствующим государственным органам и должностным лицам, которые обязаны дать ответ на запрос на сессии Совета.
Депутат вправе обращаться во все государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации по вопросам депутатской деятельности и принимать участие в рассмотрении поставленных им вопросов. Руководители соответствующих государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций обязаны безотлагательно принимать депутата и рассматривать его предложения в установленные сроки.
Статья 90.
Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей.
Неприкосновенность депутатов, а также другие гарантии депутатской деятельности устанавливаются Законом о статусе депутатов и другими законодательными актами Союза ССР, законодательными актами РСФСР и Чечено-Ингушской АССР.

Статья 91.
Депутат обязан отчитываться о своей работе и работе Совета перед избирателями, а также перед коллективами и общественными организациями,, выдвинувшими его кандидатом в депутаты.
Депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.
V. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АССР.
Глава 11. Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР.
Статья 92.
Высшим органом государственной власти Чечено-Ингушской АССР является Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР.
Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР правомочен решать вопросы, отнесенные Конституцией СССР, Конституцией РСФСР и настоящей Конституцией к ведению Чечено-Ингушской АССР.
Принятие Конституции Чечено-Ингушской АССР, внесение в нее изменений; утверждение государственных планов экономического и социального развития Чечено-Ингушской АССР, государственного бюджета Чечено-Ингушской АССР и отчетов об их выполнении; образование подотчетных ему органов осуществляются исключительно Верховным Советом Чечено-Ингушской АССР.
Законы Чечено-Ингушской АССР принимаются Верховным Советом Чечено-Ингушской АССР.
Статья 93.
Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР состоит из 175 депутатов, избираемых по избирательным округам с равной численностью населения.
Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР по представлению избираемой им Мандатной комиссии принимает решение о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах – о признании выборов отдельных депутатов недействительными.
Статья 94.
Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР избирает Председателя Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР и двух его заместителей.
Председатель Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР руководит заседаниями Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР и ведает его внутренним распорядком.
Статья 95.
Сессии Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР созываются два раза в год.
Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР по его инициативе или по предложению не менее одной трети депутатов Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР.
Сессия Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР состоит из его заседаний, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных и иных комиссий Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР.
Статья 96.
Право законодательной инициативы в Верховном Совете Чечено-Ингушской АССР принадлежит Президиуму Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, Совету Министров Чечено-Ингушской АССР, постоянным и иным комиссиям Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, депутатам Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, Верховному Суду Чечено-Ингушской АССР, Прокурору Чечено-Ингушской АССР.
Правом законодательной инициативы обладают также общественные организации в лице республиканских и соответствующих им органов.
Статья 97.
Проекты законов и другие вопросы, внесенные на рассмотрение Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, обсуждаются на его заседаниях. В случае необходимости проект закона либо соответствующий вопрос может быть передан для предварительного или дополнительного рассмотрения в одну или несколько комиссий.
Законы Чечено-Ингушской АССР, постановления и иные акты Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР принимаются большинством от общего числа депутатов Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР.
Проекты законов Чечено-Ингушской АССР и другие важные вопросы государственной жизни автономной рее публики решением Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР либо Президиума Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР могут быть вынесены на народное обсуждение.
Статья 98.
Законы Чечено-Ингушской АССР, постановления и иные акты Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР публикуются на чеченском, ингушском и русском языках за подписями Председателя и Секретаря Президиума Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР.
Статья 99.
Депутат Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР имеет право обратиться с запросом к Совету Министров Чечено-Ингушской АССР, к министрам и руководителям других органов, образуемых Верховным Советом Чечено-Ингушской АССР, а также к руководителям расположенных на территории Чечено-Ингушской АССР предприятий, учреждений и организаций союзного и республиканского (РСФСР) подчинения по вопросам, отнесенным к ведению Чечено-Ингушской АССР. Совет Министров Чечено-Ингушской АССР или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязан дать устный или письменный ответ на данной сессии Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР.

Статья 100.
Депутат Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, а в период между его сессиями – без согласия Президиума Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР.
Статья 101.
Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР избирает Президиум Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР – постоянно действующий орган Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, подотчетный ему во всей своей деятельности и осуществляющий в пределах, предусмотренных настоящей Конституцией, функции высшего органа государственной власти Чечено-Ингушской АССР в период между его сессиями.
Статья 102.
Президиум Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР избирается из числа депутатов в составе Председателя Президиума Верховного Совета, двух заместителей Председателя, Секретаря Президиума и одиннадцати членов Президиума Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР.
Статья 103.
Президиум Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР:
1) назначает выборы в Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР и местные Советы народных депутатов;
2) созывает сессии Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР;
3) координирует деятельность постоянных комиссий Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР;
4) осуществляет контроль за соблюдением Конституции Чечено-Ингушской АССР;
5) дает толкование законов Чечено-Ингушской АССР;
6) осуществляет руководство деятельностью местных Советов народных депутатов;
7) образует города районного подчинения, районы в городах, производит их наименование и переименование, а также переименование иных населенных пунктов и представляет на утверждение Президиума Верховного Совета РСФСР решения по этим вопросам;
8) образует и упраздняет сельсоветы, относит населенные пункты к категории рабочих, курортных и дачных поселков, а также решает иные вопросы административно-территориального устройства республики в соответствии с законодательством РСФСР;
8) отменяет постановления и распоряжения Совета Министров Чечено-Ингушской АССР, решения районных и городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов в случае несоответствия их закону;
10) награждает Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР; устанавливает и присваивает почетные звания Чечено-Ингушской АССР;
11) осуществляет другие полномочия, установленные Конституцией и законами Чечено-Ингушской АССР.
Статья 104.
Президиум Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР в период между сессиями Верховного Совета с последующим представлением на его утверждение на очередной сессии:
1) вносит в случае необходимости изменения в действующие законодательные акты Чечено-Ингушской АССР;
2) образует в установленном законом порядке районы и города республиканского подчинения, производит их наименование и переименование;
3) по предложению Совета Министров Чечено-Ингушской АССР образует и упраздняет министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления, образуемые Верховным Советом Чечено-Ингушской АССР;
4) по представлению Председателя Совета Министров Чечено-Ингушской АССР освобождает от должности и назначает отдельных лиц, входящих в состав Совета Министров Чечено-Ингушской АССР.
Статья 105.
Президиум Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР издает указы и принимает постановления.
Статья 106.
По истечении полномочий Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР Президиум Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Верховным Советом Чечено-Ингушской АССР нового Президиума.
Вновь избранный Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР созывается Президиумом Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР прежнего состава не позже чем через два месяца после выборов.
Статья 107.
Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР избирает из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, а также для содействия проведению в жизнь законов Чечено-Ингушской АССР и иных решений Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР и его Президиума, контроля за деятельностью государственных органов и организаций.
Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР создает, когда сочтет необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу.
Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требования комиссий Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, представлять им необходимые материалы и документы.
Рекомендации комиссий подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными органами, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения или принятых мерах должно быть сообщено комиссиям в установленный срок.
Статья 108.
Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР осуществляет контроль за деятельностью всех подотчетных ему государственных органов.
Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР образует Комитет народного контроля Чечено-Ингушской АССР, возглавляющий систему органов народного контроля Чечено-Ингушской АССР.
Статья 109.
Порядок деятельности Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР и его органов определяется Регламентом Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР и другими законами Чечено-Ингушской АССР, издаваемыми на основе Конституции Чечено-Ингушской АССР.
Глава 12. Совет Министров Чечено-Ингушской АССР.
Статья 110.
Совет Министров Чечено-Ингушской АССР – Правительство Чечено-Ингушской АССР – является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Чечено-Ингушской АССР.
Статья 111.
Совет Министров Чечено-Ингушской АССР образуется Верховным Советом Чечено-Ингушской АССР в составе Председателя Совета Министров Чечено-Ингушской АССР, Первого заместителя и заместителей Председателя, министров; председателей государственных комитетов и руководителей других органов государственного управления, образуемых Верховным Советом республики.
По представлению Председателя Совета Министров Чечено-Ингушской АССР Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР может включить в состав Правительства Чечено-Ингушской АССР руководителей других органов и организаций Чечено-Ингушской АССР.
Совет Министров Чечено-Ингушской АССР слагает свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом Чечено-Ингушской АССР на его первой сессии.
Статья 112.
Совет Министров Чечено-Ингушской АССР ответствен перед Верховным Советом Чечено-Ингушской АССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР – перед Президиумом Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, которому подотчетен.
Совет Министров Чечено-Ингушской АССР регулярно отчитывается о своей работе перед Верховным Советом Чечено-Ингушской АССР.
Статья 113.
Совет Министров Чечено-Ингушской АССР правомочен решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Чечено-Ингушской АССР, поскольку они не входят, согласно Конституции, в компетенцию Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР и Президиума Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР.
В пределах своих полномочий Совет Министров Чечено-Ингушской АССР:
1) обеспечивает руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению роста благосостояния и культуры народа, по развитию науки и техники, рациональному использованию и охране природных ресурсов; способствует осуществлению мер по укреплению денежной и кредитной системы, по организации государственного страхования и единой системы учета и статистики; участвует в проведении единой политики цен, оплаты труда, социального обеспечения; организует управление промышленными, строительными, сельскохозяйственными предприятиями и объединениями, предприятиями транспорта и связи, а также иными организациями и учреждениями республиканского и местного подчинения;
2) разрабатывает и вносит в Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития Чечено-Ингушской АССР, государственный бюджет Чечено-Ингушской АССР; принимает меры по осуществлению государственных планов и бюджета; представляет Верховному Совету Чечено-Ингушской АССР отчеты о выполнении планов и исполнении бюджета;
3) обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие автономной республики, районов и городов; координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного и республиканского (РСФСР) подчинения по вопросам, относящимся к ведению Чечено-Ингушской АССР;
4) осуществляет меры по защите интересов государства, охране социалистической собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан;
5) принимает меры в пределах, определяемых Конституцией СССР, по обеспечению государственной безопасности и обороноспособности страны;
6) образует в случае необходимости комитеты, управления и другие ведомства при Совете Министров Чечено-Ингушской АССР по делам хозяйственного и социально-культурного строительства;
7) осуществляет руководство деятельностью исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов.
Статья 114.
Для решения вопросов, связанных с обеспечением руководства народным хозяйством, и других вопросов государственного управления в качестве постоянного органа Совета Министров Чечено-Ингушской АССР действует Президиум Совета Министров Чечено-Ингушской АССР в составе Председателя Совета Министров Чечено-Ингушской АССР, Первого заместителя и заместителей Председателя Совета Министров Чечено-Ингушской АССР, а также других членов Правительства в соответствии с Законом о Совете Министров Чечено-Ингушской АССР.
Статья 115.
Совет Министров Чечено-Ингушской АССР издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение законодательных актов СССР, РСФСР и Чечено-Ингушской АССР, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР, организует и проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Совета Министров Чечено-Ингушской АССР обязательны к исполнению на всей территории Чечено-Ингушской АССР.
Статья 116.
Совет Министров Чечено-Ингушской АССР в пределах своей компетенции имеет право отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов районных и городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов.
Совет Министров Чечено-Ингушской АССР имеет право отменять акты министерств, государственных комитетов Чечено-Ингушской АССР, других подведомственных ему органов.
Статья 117.
Совет Министров Чечено-Ингушской АССР объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов Чечено-Ингушской АССР к других подведомственных ему органов.
Министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления Чечено-Ингушской АССР руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь как Совету Министров Чечено-Ингушской АССР, так и соответствующему министерству или государственному комитету РСФСР.
Министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления Чечено-Ингушской АССР несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер управления; в пределах своей компетенции издают акты на основе и во исполнение законов СССР, РСФСР, Чечено-Ингушской АССР й иных решений Верховного Совета СССР и его Президиума, Верховного Совета РСФСР и его Президиума, Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР и его Президиума, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР, Совета Министров РСФСР и Совета Министров Чечено-Ингушской АССР, актов соответствующих министерств и государственных комитетов СССР и РСФСР, организуют и проверяют их исполнение.
Статья 118.
Компетенция Совета Министров Чечено-Ингушской АССР и его Президиума, порядок их деятельности, отношения Совета Министров Чечено-Ингушской АССР с другими государственными органами, а также перечень министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления Чечено-Ингушской АССР определяются на основе Конституции Законом о Совете Министров Чечено-Ингушской АССР.

VI. МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АССР.
Глава 13. Местные Советы народных депутатов.
Статья 119.
Органами государственной власти в районах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах являются соответствующие Советы народных депутатов.
Статья 120.
Местные Советы народных депутатов решают все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, проводят в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководят деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского (АССР, РСФСР) и общесоюзного значения, вносят по ним свои предложения.
Местные Советы народных депутатов руководят на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; утверждают планы экономического и социального развития, местный бюджет и отчеты об их выполнении; осуществляют руководство подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивают соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан; содействуют укреплению обороноспособности страны.
Статья 121.
В пределах своих полномочий местные Советы народных депутатов обеспечивают комплексное экономическое и социальное развитие на их территории; осуществляют контроль за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения; координируют и контролируют их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культурного, бытового и иного обслуживания населения.
Статья 122.
Местные Советы народных депутатов принимают решения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Союза ССР, РСФСР и Чечено-Ингушской АССР.
Решения местных Советов обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.
Статья 123.
Сессии районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов созываются их исполнительными комитетами не реже четырех раз в год.
Сессии поселковых и сельских (станичных) Советов народных депутатов созываются их исполнительными комитетами не реже шести раз в год.
Местные Советы народных депутатов правомочны рассматривать и решать на сессиях любые вопросы, отнесенные к их ведению законодательством Союза ССР, РСФСР и Чечено-Ингушской АССР. Перечень вопросов, которые решаются исключительно на сессиях, устанавливается законами о местных Советах народных депутатов.
Статья 124.
Местные Советы народных депутатов избирают из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению местных Советов, а также для содействия проведению в жизнь решений Советов, контроля за деятельностью государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
Рекомендации постоянных комиссий местных Советов подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения или о принятых мерах должно быть сообщено комиссиям в установленный срок.
Статья 125.
Местные Советы народных депутатов, осуществляя руководство деятельностью нижестоящих Советов, имеют право отменять акты нижестоящих Советов в случае несоответствия этих актов законодательству.
Статья 126.
Местные Советы народных депутатов осуществляют свою деятельность в тесной связи с общественными организациями и трудовыми коллективами, выносят наиболее важные вопросы на обсуждение граждан, вовлекают их в работу постоянных комиссий, исполнительных комитетов и других подотчетных Советам органов, содействуют работе местных добровольных обществ и развивают общественную самодеятельность населения.
Глава 14. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов.
Статья 127.
Исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов являются избираемые ими из числа депутатов исполнительные комитеты в составе: председателя, заместителей председателя, секретаря и членов.
Исполнительные комитеты не реже одного раза в год отчитываются перед избравшими их Советами, а также на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан.
Статья 128.
Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов непосредственно подотчетны как Совету, их избравшему, так и вышестоящему исполнительному и распорядительному органу.

Статья 129.
Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов руководят государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством на территории соответствующих Советов на основе решений избравших их Советов и вышестоящих органов государственной власти и управления.
Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов вправе решать все вопросы, отнесенные к ведению Советов, за исключением тех, которые должны решаться только на сессиях Советов.
Исполнительные комитеты созывают сессии Советов; координируют работу постоянных комиссий Советов; оказывают депутатам содействие в осуществлении их полномочий; организуют выполнение решений Советов и вышестоящих государственных органов, а также наказов избирателей; руководят подчиненными им органами управления.
Статья 130.
Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов в пределах своей компетенции принимают решения и издают распоряжения.
Статья 131.
Исполнительные комитеты Советов народных депутатов имеют право отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов нижестоящих Советов народных депутатов.
Статья 132.
По истечении полномочий местных Советов народных депутатов их исполнительные комитеты сохраняют свои полномочия вплоть до избрания Советами народных депутатов нового созыва исполнительных комитетов.
Статья 133.
Отделы и управления исполнительных комитетов образуются районными, городскими и районными в городах Советами народных депутатов и подчиняются в своей деятельности как Советам и их исполнительным комитетам, так и соответствующим вышестоящим органам государственного управления.
Перечень отделов и управлений исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов и порядок их образования устанавливаются законодательством Союза ССР, РСФСР и Чечено-Ингушской АССР.
VII. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЛАН ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АССР. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АССР.
Статья 134.
Государственный план экономического и социального развития Чечено-Ингушской АССР является составной частью государственного плана экономического и социального развития РСФСР.
Текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития Чечено-Ингушской АССР имеют целью обеспечение комплексного экономического и социального развития на территории республики в соответствии с основными задачами и направлениями экономического и социального развития РСФСР.
Статья 135.
Государственный план экономического и социального развития Чечено-Ингушской АССР разрабатывается Советом Министров Чечено-Ингушской АССР, исходя из государственного плана экономического и социального развития РСФСР, на основе проектов планов министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления Чечено-Ингушской АССР, местных Советов народных депутатов.
В государственный план экономического и социального развития Чечено-Ингушской АССР включаются основные показатели планов предприятий, учреждений и организаций союзного и республиканского (РСФСР) подчинения, находящихся на территории Чечено-Ингушской АССР.
Разработка планов экономического и социального развития осуществляется с учетом предложений коллективов предприятий, учреждений и организаций, а также общественных организаций.
Статья 136.
Совет Министров Чечено-Ингушской АССР вносит государственный план экономического и социального развития Чечено-Ингушской АССР на рассмотрение Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР.
Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР по докладу Совета Министров Чечено-Ингушской АССР и заключениям Планово-бюджетной и других постоянных комиссий Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР обсуждает и утверждает государственный план экономического и социального развития Чечено-Ингушской АССР.
Статья 137.
Государственный бюджет Чечено-Ингушской АССР является составной частью единого государственного бюджета РСФСР и объединяет республиканский бюджет Чечено-Ингушской АССР и местные бюджеты.
Статья 138.
Государственный бюджет Чечено-Ингушской АССР разрабатывается Советом Министров Чечено-Ингушской АССР на основе государственных планов экономического и социального развития РСФСР и Чечено-Ингушской АССР, государственного бюджета РСФСР и утверждается Верховным Советом Чечено-Ингушской АССР по докладу Совета Министров Чечено-Ингушской АССР и заключениям Планово-бюджетной и других постоянных комиссий Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР.

Статья 139.
Отчеты о выполнении государственных планов экономического и социального развития Чечено-Ингушской АССР и об исполнении государственного бюджета Чечено-Ингушской АССР рассматриваются и утверждаются Верховным Советом Чечено-Ингушской АССР. Общие показатели выполнения планов и исполнения бюджета публикуются для всеобщего сведения.
VIII. ПРАВОСУДИЕ, АРБИТРАЖ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР.
Глава 15. Суд и арбитраж.
Статья 140.
Правосудие в Чечено-Ингушской АССР осуществляется только судом.
Судами Чечено-Ингушской АССР являются Верховный Суд Чечено-Ингушской АССР и районные (городские) народные суды.
Организация и порядок деятельности судов Чечено-Ингушской АССР определяются законами Союза ССР, РСФСР и настоящей Конституцией.
Статья 141.
Все суды Чечено-Ингушской АССР образуются на началах выборности судей и народных заседателей.
Народные судьи районных (городских) народных судов избираются гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на собраниях граждан по месту их работы или жительства открытым голосованием сроком на два с половиной года.
Судьи и народные заседатели ответственны перед избирателями или избравшими их органами, отчитываются перед ними и могут быть ими отозваны в установленном законом порядке.
Статья 142.
Верховный Суд Чечено-Ингушской АССР является высшим судебным органом Чечено-Ингушской АССР и осуществляет надзор за судебной деятельностью районных (городских) народных судов республики.
Верховный Суд Чечено-Ингушской АССР избирается Верховным Советом Чечено-Ингушской АССР в составе Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей сроком на пять лет.
Статья 143.
Рассмотрение гражданских и уголовных дел во всех судах осуществляется коллегиально; в суде первой инстанции – с участием народных заседателей. Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи.
Статья 144.
Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону.

Статья 145.
Правосудие в Чечено-Ингушской АССР осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом.
Статья 146.
Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь в случаях, установленных законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства.
Статья 147.
Обвиняемому обеспечивается право на защиту.
Статья 148.
Судопроизводство в Чечено-Ингушской АССР ведется на чеченском, ингушском или русском языке, или на языке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке.
Статья 149.
Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.
Статья 150.
Для оказания юридической помощи гражданам и организациям действуют коллегии адвокатов. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно.
Организация и порядок деятельности адвокатуры определяются законодательством Союза ССР и РСФСР.
Статья 151.
В судопроизводстве по гражданским и уголовным делам допускается участие представителей общественных организаций и трудовых коллективов.
Статья 152.
Разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется органами государственного арбитража в пределах их компетенции.
Глава 16. Прокуратура.
Статья 153.
Высший надзор за отчетным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами на территории Чечено-Ингушской АССР осуществляется Генеральным прокурором СССР и подчиненными ему Прокурором РСФСР, Прокурором Чечено-Ингушской АССР и нижестоящими прокурорами.
Статья 154.
Прокурор Чечено-Ингушской АССР назначается Генеральным прокурором СССР.
Районные и городские прокуроры назначаются Прокурором РСФСР и утверждаются Генеральным прокурором СССР.
Статья 155.
Срок полномочий Прокурора Чечено-Ингушской АССР и всех нижестоящих прокуроров – пять лет.
Статья 156.
Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР.
IX. ГЕРБ, ФЛАГ И СТОЛИЦА ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АССР
Статья 157.
Государственным гербом Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики является Государственный герб РСФСР, представляющий собой изображение серпа и молота на красном фоне, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью: «РСФСР» на русском языке и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на русском, чеченском и ингушском языках с добавлением под надписью «РСФСР» буквами меньшего размера надписи «Чечено-Ингушская АССР» на русском, чеченском и ингушском языках. В верхней части герба – пятиконечная звезда.
Статья 158.
Государственным флагом Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики является Государственный флаг РСФСР, представляющий собой красное прямоугольное полотнище со светло-синей полосой у древка во всю ширину флага, которая составляет одну восьмую длины флага. В левом верхнем углу красного полотнища изображены золотые серп и молот и над ними красная пятиконечная звезда, обрамленная золотой каймой, а под ними золотыми буквами помещается надпись «Чечено-Ингушская АССР» на русском, чеченском и ингушском языках. Отношение ширины флага к его длине – 1:2.
Статья 159.
Столицей Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики является город Грозный.
X. ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АССР И ПОРЯДОК ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ.
Статья 160.
Все законы и иные акты государственных органов Чечено-Ингушской АССР издаются на основе и в соответствии с Конституцией Чечено-Ингушской АССР.
Статья 161.
Изменение Конституции Чечено-Ингушской АССР производится решением Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, принятым большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР.