X. Бехруз
КЛАССИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА И ЕЕ СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
I. Предварительные замечания
Усиление позиций ислама и его влияния на события, происходящие сегодня в мире, свидетельствуют о том, что в современных условиях речь идет уже не о процессах реисламизации, выражающихся в усилении влияния ислама на внутриполитическую жизнь исламских государств, имевших место во второй половине XX века, а о признании ислама одним из важнейших факторов, влияющих на направление трансформации политической и правовой карты мира.
Ислам сегодня является одним из важнейших факторов, определяющих путь развития исламского мира. В мире насчитывается более 1 млрд. 300 млн. человек, исповедующих ислам, и более 50 стран, в которых мусульмане составляют большинство населения.
Одной из наиболее актуальных тем, являющихся предметом дискуссий, а иногда источником острых противоречий является концепция исламского государства – халифата, способного, согласно доктрине классического исламского права и государства, воплотить «в человеческой организации высшие ценности ислама» [1]. Исламское государство является символом единства всех мусульман и важнейшим религиозно-политическим и государственно-правовым институтом. Анализ исламской классической концепции государства позволяет ответить на такие принципиальные вопросы: каковы принципы, заложенные в основе его становления и функционирования; какие механизмы должны быть задействованы в регулировании деятельности исламского государства; каковы направления его внутренней и внешней политики; какова роль и степень участия исламской уммы в формировании и управлении государством; в чем выражается его легитимность и др.
Для того чтобы ответить на эти принципиально важные вопросы, необходимо проследить процесс зарождения, а также этапы формирования и эволюции первого исламского государства – Арабского халифата и последующей его трансформации, а также уяснить содержащиеся в основополагающих источниках исламской религии концептуальные основы исламского права и исламско-правовой доктрины, сформировавших классическую концепцию исламского государства.
II. Исламское государство: религиозно-правовые основы становления
Исламская концепция государства сформировалась спустя много лет после зарождения исламского государства, однако вопрос о государственной власти являлся предметом дискуссии с первых дней становления исламской уммы (исламской общины).
История возникновения исламского государства неотделима от истории ислама. Возникновение ислама связано с жизнедеятельностью Пророка Мухаммада (570-632 гг.), личность которого занимает важнейшее место как в религиозной доктрине ислама в целом, так и в ее правовой составляющей в частности. Согласно исламской религии Мухаммад был избран Аллахом в качестве его Пророка, являвшимся носителем духовной, законодательной и судебной власти. В течение десяти лет, в 20-30-х гг. VII в., была завершена организационная перестройка исламской уммы в Медине. Устав исламской уммы, известный как «Конституция Медины», является, по сути, первым исламским законодательным актом, содержавшим основные принципы формирования и функционирования исламского государства. Но, несмотря на то, что этот документ закрепил статус Мухаммада как религиозного главы исламской уммы и ее политического лидера, он так и не принял царского титула. Мухаммад не был главой исламского государства в современном понимании этого слова (он осуществлял политическую, публичную и судебную власть в одном лице). Его статус более значителен и по своим масштабам несопоставим с ролью главы государства. Миссия и роль Мухаммада как религиозного лидера были гораздо более значительны и по своим масштабам несопоставимы с ролью главы государства.
В конституции Медины радикальным образом порывалось с племенным прошлым. Лояльность в отношении племен заменялась лояльностью к умме. Все жители Медины – мусульмане, иудеи и язычники рассматривались как единое целое, и каждый из них пользовался равными правами, независимо от племенной и религиозной принадлежности [2].
После смерти Мухаммада в 632 г. возникла необходимость определить его преемника – главу уммы, который должен был выполнять также функции главы исламского государственного образования. Постепенно ближайшие родственники и сподвижники Мухаммада консолидировались в привилегированную группу, получившую исключительное право на власть.
С 632 г. в течение почти 30 лет высшая власть в государстве принадлежала сменяющим друг друга Праведным халифам («халиф» в переводе с арабского означает «преемник»). Первым возглавил исламскую умму и, соответственно, исламское государство халиф Абу Бакр. Его в 634 г. сменил халиф Омар, на смену которому в 644 г. пришел халиф Осман. Последним из четырех халифов стал халиф Али (656-661 гг.) Все халифы избирались советом уммы, куда входили племенные и клановые вожди, сподвижники Пророка, а также мухаджиры (переселенцы из Мекки) и ансары (жители Медины, принявшие переселенцев). Таким образом, участие в избрании халифа принимали представители всех групп и слоев населения Мединского государства.
Любые решения выносились халифами в соответствии с Божественным Откровением и сунной пророка. Таким образом, источник легитимности власти халифа заключался в соответствии всей его деятельности основным принципам исламской религии, являющимися одновременно и принципами и исламского права. Первому халифу Абу-Бакру принадлежат следующие слова: «Повинуйтесь мне, пока сам я буду повиноваться Аллаху и Его посланнику, если же я ослушаюсь Аллаха и Его посланника, вы будете вправе не повиноваться мне» [3]. Впоследствии принцип, позволяющий народу не выполнять волю халифа, пренебрегшего исламскими законами, был положен многими правоведами и религиозными деятелями в основу концепции исламского государства.
Важнейшим принципом правления Праведных халифов и, соответственно, возглавляемого им исламского государства был принцип совещательности. Шура – совет исламской общины – был тем совещательным органом, с которым халиф согласовывал свои действия и которому был подотчетен. Важнейшим принципом правления в деятельности первого исламского государства также был принцип справедливости. Особая роль в становлении исламской государственности в эпоху Праведных халифов отводится халифу Омару, правление которого считают «золотым веком» и неразрывно связывают с представлениями о справедливости, ставшим синонимом понятия «исламское правление» и одним из требований, предъявляемых к халифу в соответствии с концепцией исламского государства.
Таким образом, можно выделить главные принципы, положенные в основу функционирования исламского государства в эпоху правления Праведных халифов: соответствие всей деятельности исламского государства и его главы халифа основным принципам исламской религии, являющимся одновременно принципами исламского права, содержащимся, прежде всего, в Коране и сунне; принцип выборности халифа; принцип подотчетности халифа умме; принцип совещательности; принцип справедливости; возможность неповиновения воле халифа в случае его отступления от соблюдения основополагающих принципов ислама.
Необходимо отметить, что стиль руководства Праведных халифов и методы правового регулирования, применяемые ими, были различными, но функционирование исламского государства на всех этапах развития базировалось на вышеуказанных принципах – различной была лишь степень их применения в разные периоды существования халифата.
С окончанием периода правления Праведных халифов и приходом к власти Муавийи ибн Абу Суфиана из рода Омайя в халифате происходят значительные изменения, связанные с установлением наследственной монархии (Муавийя, заручившись согласием большинства своих приближенных на переход власти после его смерти сыну Язиду, устанавливает правление династии Омейядов). В это время власть в халифате принадлежала сменяющим друг друга династиям – Омейядам, а с 750 г. – Аббасидам. В начале своего правления Муавийя проводит совещания с шурой, но эти совещания носят, в большей степени, формальный характер. С приходом к власти династий были утрачены такие важные принципы, как выборность халифа, принцип совещательности, подотчетности халифа общине. На смену им приходят принципы династического правления, принцип единоличного принятия решения халифом.
Халифат – теократическое государство, основанное на принципах исламской религии, деятельность всех институтов которого была подчинена основным принципам исламского права, обеспечивавшего условия жизнедеятельности мусульман, возможность их сосуществования с гражданами, не являющимися мусульманами.
III. Доктринальная разработка исламской концепции государства: формирование различных подходов.
Анализируя формирование и эволюцию исламских доктрин о государстве, необходимо отметить, что в первые века ислама (VII-Х вв.) проблемы государственной власти по существу не находились в центре внимания исламско-правовой науки.
Значительным этапом в формировании исламской концепции государства является учение Абу-л-Хасана Али ибн Мухаммада аль-Маварди (974-1058). Его сочинение «Властные нормы и управление религиозными делами» [4] считается самым авторитетным трудом по классической исламской концепции государства. Аль-Маварди решительно выступал против какой-либо попытки свести роль халифа к выполнению исключительно религиозных функций. Он утверждал, что, исполняя функции духовного лидера, халиф несет ответственность за общественный и политический порядок. Он может по собственной воле делегировать кому-либо свою власть, но лишать его власти нельзя. Аль-Маварди признавал законными два способа избрания халифа: общиной или предшествующим правящим халифом еще при жизни. В первом случае избирать имели право только мусульмане с безупречной репутацией – авторитетные знатоки исламского права и высокопоставленные лица. Второй способ – замещение поста халифа по назначению его предшественником, должен был быть признан и утвержден иджмой (согласованным мнением) людей, авторитетных знатоков исламской теологии и права.
Последующие изменения в политической и социально-экономической жизни исламского общества привели к дальнейшей разработке исламско-правовой доктриной концепции государства. На протяжении длительного периода в исламской концепции государства доминировали два подхода относительно характера государства, основное различие между которыми состояло в определении его взаимоотношения с религией. Первый подход представлен одним из видных исламских теоретиков права, сторонником теократической концепции исламского государства Ибн Таймийей (1263-1328). Его позиция была основа на тезисе о неразделимости государства и религии. Ибн Таймийа считал, что мусульмане не обязаны сохранять единый халифат. Ученым предусматривалось одновременное правление нескольких имамов. Данная позиция оправдывает существование отдельных исламских государств в противовес исторической модели единого исламского государственного образования. Ибн Таймийа подчеркивал важность договорных обязательств в виде двойной клятвы верности, связывающей как имама, так и верхушку его подчиненных, к которой относятся улемы (ученые) и авторитетные члены общины [5].
Противоположной точки зрения придерживались исламские правоведы, отстаивавшие светскую модель исламского государства, к которым относится Али Абдель Разек (1888-1966). Отстаивая идею светского государства (концепцию секуляризма) в своем труде «Исламские основы государства» он утверждал, что ислам не предусматривает концепции халифата в классическом и историческом смысле слова. Али Абдель Разек не только выступал за создание светского государства, но и утверждал, что исламское государство было, по сути, с самого начала светским, а не религиозным.
Исламско-правовая доктрина предусматривает существование различных моделей государства с разными формами правления и государственного устройства. Несмотря на разнообразие доктрин, взглядов и концепций, касающихся теории халифата и моделей исламского государства, можно выделить основные принципы, положенные в основу всех этих воззрений. Этими принципами являются: выборность халифа (выборность не всегда предполагает проведение всеобщих выборов – возможен вариант назначения халифа коллегией выборщиков, советом улемов); принцип совещательности; требование справедливого правления в соответствии с положениями ислама; наличие определенных форм народовластия; подчинение деятельности исламского государства основным принципам исламского права. Последний из названных принципов является основополагающим и выступает фундаментом легитимности власти в исламе в противоположность современным западным демократическим государствам, где основой легитимности власти является соответствие деятельности государства волеизъявлению народа. Несоблюдение халифом этого основополагающего принципа может послужить основанием для его устранения от власти.
IV. Классическая исламская концепция государства и воплощение ее основополагающих принципов в современных исламских государствах: проблемы соотношения и перспективы развития.
Современная концепция исламского государства по-прежнему не является единой, она слагается из разных подходов: как сторонников секуляризма, так и его противников, т.е. тех, кто поддерживает светский путь развития, и тех, кто ратует за теократический путь построения исламского государства.
Консерватизм, присущий исламскому праву, направлен, в первую очередь, на консервацию традиционных правовых ценностей. Наличие этой уникальной особенности стало одной из причин появления феномена «исламского ренессанса», имевшего место с середины XX века, когда, казалось бы, застывшие формы обрели новую жизнь и исламское право стало основой действующего законодательства многих исламских государств. Этому процессу предшествовали реформы, произошедшие в исламско-правовой системе в рамках Османского Халифата во второй половине XIX в., ставшие адекватным ответом на вызов времени и выходом из застойного состояния. Они привели к модификации исламского классического права и исламской концепции государства.
Отмена халифата в 1924 г., а затем лишение ислама статуса государственной религии в бывшей Османской империи и новой Турецкой Республике, оказали значительное влияние на ход развития всего исламского права и правовых систем исламских государств.
Вторая половина XX в. характеризуется усилением роли исламского права, внутри исламского мира усиливаются тенденции возвращения к изначальным основополагающим исламским принципам, называемые исламизацией. Исламизация, имеющая место в некоторых исламских государствах, проводится по разным направлениям. Она охватывает политическую, экономическую, социальную, культурную и правовую сферы. Необходимо отметить, что в этих государствах данный процесс рассматривается как одно из средств решения стоящих перед обществом проблем. Итак, начиная с середины 70-х гг. XX в. в ряде исламских государств влияние исламского права на правовые системы этих государств меняет свое направление в сторону усиления.
Наиболее продуктивным и целесообразным представляется путь постепенной трансформации и модернизации традиционных исламских норм и положений, что можно наблюдать в некоторых исламских государствах. Но, в то же время, процессы трансформации не ставят целью разрушение основ исламской цивилизации, в рамках которой формируется правовой менталитет всех мусульман, поскольку в этом случае они обречены на неудачу.
Как представляется, функционирование правовых систем в современных исламских государствах демонстрирует возможности правовой аккультурации, благодаря которой современное исламское государство способно совершенно по-новому регулировать проблемы, порожденные современным этапом развития общества. Это доказывает способность исламского права приспосабливаться к современным условиям не только путем заимствования приемлемых правовых положений из других правовых систем, в частности, некоторых институтов западной модели государства, но и путем применения не противоречащих Корану и сунне обычаев и традиций, существующих в различных обществах.
Современной модели государства в рамках правовых систем современных исламских государств характерен дуализм, который заключается в одновременном сосуществовании различных по содержанию и специфике институтов – классической модели исламского государства и институтов, заимствованных из других правовых систем, что позволяет адаптировать правовые системы современных исламских государств к постоянно изменяющейся экономической и социально-политической среде. Более того, в настоящее время наблюдается тенденция расширения и усиления дуализма, что объясняется наличием таких обстоятельств, как усложнение социально-экономических, политических отношений, а также активным развитием международного сотрудничества.
Роль и влияние классической исламской концепции государства на функционирование современного исламского государства и правовые системы современных исламских государств, по-прежнему, неоспоримы. Это подтверждается, прежде всего, наличием в конституциях исламских государств ряда соответствующих положений. Одним из таких конституционных положений, сушествующих почти в тридцати исламских государствах и отображающим влияние исламской классической концепции государства, является признание ислама государственной религией. Влияние исламской концепции государства на правовые системы стран исламского мира, проявляется в том, что только мусульманин может претендовать на высший пост в государстве. Конституционное закрепление получил также такой принцип исламской классической концепции государства, как существование института шуры, получивший воплощение в таком органе, как консультативный совет. Консультативные советы существуют в большинстве исламских государств. В некоторых исламских государствах существуют также специальные органы, осуществляющие религиозный контроль правотворческой деятельности государства с целью контроля соответствия принимаемых актов основополагающим источникам классического исламского права.
Но при всем стремлении исламского мира к нахождению идеальной модели исламского государства, способного воплотить в жизнь исламско-правовые принципы, налицо другая тенденция – повсеместный отход правящих режимов от соблюдения этих принципов. Свидетельством этому являются события, происходящие сегодня во многих исламских государствах, которые нельзя объяснить влиянием только внешнего фактора. Данные режимы откровенно пренебрегают такими принципами, как выборность, справедливость, ответственность перед населением. Одним из методов удержания власти и подавления недовольства населения стало введение режимов чрезвычайного положения. Так, в Сирии Закон «О чрезвычайном положении» действовал с 1963 г. по апрель 2011 г. Этот закон предоставлял практически неограниченную власть президенту, ограничивая права и свободы граждан.
В Египте Закон о чрезвычайном положении 1981 г. предоставлял исполнительной власти широкие полномочия налагать ограничения на свободу собраний, свободу передвижения, а также арестовывать или задерживать лиц, заподозренных в совершении правонарушений без соблюдения требований Уголовно-процессуального кодекса (это право давала ст. 3 Закона «О чрезвычайном положении»). Конституция Египта давала возможность президенту находиться у власти практически неограниченное количество времени.
V. Выводы.
1. Пророк Мухаммад не был главой исламского государства в современном понимании этого слова. Он был олицетворением политической, публичной и судебной власти. Роль и миссия Пророка как религиозного лидера были более значительны и по своим масштабам несопоставимы с ролью главы государства.
2. После смерти Мухаммада на первом этапе своего развития – в период правления Праведных халифов исламское государство представляло теократическую монархию. В руках главы государства – халифа была сосредоточена религиозная и политическая власть. Несмотря на разницу в стиле руководства Праведных халифов, а также на разницу в применяемых ими методах правового регулирования, функционирование исламского государства в этот период базировалось на вышеуказанных принципах – различной была лишь степень их применения.
Постепенно на смену халифату пришел период царствования, при котором принцип выборности главы государства был заменен принципом династического наследования высшей власти.
Дальнейшее развитие исламской концепции государства привело к признанию и оправданию существования отдельных исламских государств в качестве альтернативы исторической модели единого исламского государства – халифата.
3. Современная концепция государства по-прежнему не является единой, она слагается из разных подходов: как сторонников секуляризма, так и его противников, т. е. тех, кто поддерживает светский путь развития, и тех, кто ратует за теократический путь построения исламского государства.
Современной модели исламских государств присущ дуализм, выражающийся в сочетании светской и духовной власти, а также в сосуществовании различных по содержанию и специфике институтов – классической модели исламского государства и институтов, заимствованных из других правовых систем, что позволяет приспособить правовые системы современных исламских государств к постоянно изменяющейся экономической и социально-политической ситуации).
4. После крушения колониальной системы во многих странах исламского мира возникла новая модель государственности, основанная на исламско-правовых принципах. Конституционное закрепление получило признание ислама государственной религией, а исламского права – в качестве основного источника законодательства. Законодательно закреплено также существование некоторых институтов исламского государства, в частности института шуры, получившего воплощение в таком органе, как консультативный совет. Конституции многих стран предусматривают, что главой государства может быть только мусульманин. В некоторых исламских государствах существуют также специальные органы, осуществляющие религиозный контроль правотворческой деятельности государства с целью соответствия принимаемых актов основополагающим источникам классического исламского права. Таким образом, государством реализуется принцип теократии, выражающийся в контроле духовенством деятельности властных структур с целью реализации религиозно-правовых предписаний.
В то время как согласно исламской концепции государства определяющим фактором наделения граждан исламского государства правосубъектностью в полном объеме является религиозная принадлежность, в конституционных нормах большинства государств с исламским населением закреплено равноправие всех граждан, независимо от религиозной принадлежности перед законом.
5. Несмотря на законодательное закрепление основополагающих принципов исламского права, в современных исламских государствах налицо другая тенденция – повсеместный определенный отход правящих режимов от соблюдения этих принципов. Свидетельством этому являются события, происходящие сегодня во многих исламских государствах, которые нельзя объяснить влиянием только внешнего фактора. Данные режимы пренебрегают такими принципами, как выборность, справедливость, ответственность перед населением. Одним из методов удержания власти и подавления недовольства населения было введение режима чрезвычайного положения.
Литература
1. Реконструкция религиозной мысли в исламе. – М.: Вост. лит.: РАН 2002. – С. 148.
2. Массэ А. Ислам: Очерк истории / А. Массэ; пер. с фр. П.С. Луцкой и Н.Б. Кобриной. – М.: Наука, 1982. – С. 31.
3. Саид Бин Абдуллах Аль-Гамиди. Халид Бин Сулейман Аль-Хусейпан. Праведные халифы / пер. с араб. Владимир (Абдалла) Нирша. – М., 2005. – С. 11.
4. Аль-Ахкам ас-султания ва-ль-вилаят ад-диния (Властные нормы и управление религиозными делами). – Алжир, 1983. – На араб. яз.
5. Ибн Теймийя. История преследований. Причины, объективный анализ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.islamhouse.com/p/201625.
Аннотация
Бехруз X.Н. Классическая концепция исламского государства и ее современная интерпретация. – Статья.
В статье рассматривается процесс становления и развития классической концепции исламского государства. Большое внимание уделено исследованию концептуальных основ исламского права и исламско-правовой доктрины, сформировавших классическую концепцию исламского государства. Изучено влияние классической концепции исламского государства на функционирование современных исламских государств и их правовых систем.
Ключевые слова: классическая концепция исламского государства, исламское право, исламская правовая система, современное исламское государство.
Анотація
Бехруз Х.Н. Класична концепція ісламської держави та її сучасна інтерпретація – Стаття.
У статті розглядається процес становлення та розвитку класичної концепції ісламської держави. Велику увагу приділено дослідженню концептуальних основ ісламського права и ісламсько-правової доктрини, що сформували класичну концепцію ісламської держави. Вивчено вплив класичної концепції ісламської держави на функціонування сучасних ісламських держав та їх правових систем.
Ключові слова: класична концепція ісламської держави, ісламське право, ісламська правова система, сучасна ісламська держава.
Summary
Bekhruz Kh. Classical conception of the Islamic state and it modern interpretation. – Article.
This article discusses the process of the becoming and development of classic conception of the Islamic state. Large attention is paid to research of conceptual bases of Islamic law and Islamic legal doctrine, forming classic conception of the Islamic state. Influence of classic conception of the Islamic state on functioning of the modern Islamic states and their legal systems studied.
Keywords: classical conception of the Islamic state, Islamic law, Islamic legal system, the modern concept of the state.