ИСЛАМ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО
О. О. Хохлышева, д. и .н., к. ю. н., профессор,
зав. кафедрой мировой политики и международного права ФМО ННГУ им. Н. И. Лобачевского
Влияние ислама в мировой политике проявляется преимущественно посредством международной деятельности мусульманских государств, особенно тех из них, где ислам объявлен государственной религией (арабские страны, Афганистан, Турция, Иран, Пакистан, Индонезия), и многочисленных международных организаций и ассоциаций исламского толка. Одним из конкретных проявлений присутствия ислама на международной арене служит движение за исламскую солидарность, которая ставит своей целью достижение общемусульманской консолидации на религиозной и морально-этической основе ислама [1].
Современная исламская концепция мирового правопорядка во многом учитывает традиционные для ислама правовые представления, в которых право тесно переплетается с морально-религиозными нормами, а также отсутствует четкое деление на внутригосударственное и международное право [2].
В мусульманской правовой доктрине нормы права по характеру их происхождения подразделяются на изначальные – Коран и комментарии к нему («тафсир»), а также предание (Сунна и «хадисы») и вторичные, возникшие в результате последующей кодификационной деятельности: согласное мнение («иджма») и суждение по аналогиям («кияс»).
Нормы мусульманского права и морально-рели-гиозные предписания составляют единую религиозно-правовую систему – шариат. Шариат закрепляет общие правовые ориентиры и правила поведения, которые затрагивают и область международного права. Однако принципы шариата, равно как и конкретные нормы мусульманского права, не переносятся автоматически на сферу внешней политики и международно-правового регулирования [3].
Утвердившаяся в исламской правовой доктрине и в практике многих мусульманских государств концепция суждений по аналогиям и поисков согласованных решений («иджтихад») объективно создает общую процессуально-правовую основу для участия правовой концепции ислама в формировании общемирового правопорядка и прогрессивном развитии современного международного права.
Традиционное исламское право исходит из существования двух компонентов мирового правопорядка: сообщества мусульманских народов («умма») и всего остального мира. Однако на практике, в том числе в отношениях между мусульманскими государствами, основная регулирующая роль отводится современному международному праву, включая такие актуальные области его применения, как поддержание международного правопорядка, международная защита прав и свобод человека, урегулирование международных споров и вооруженных конфликтов.
С другой стороны, практически все страны, формально объявившие себя исламскими государствами, являются членами ООН, и в этом качестве они должны добросовестно выполнять принятые на себя по Уставу ООН обязательства.
Не менее важна тенденция в новейшей меж-дународно-правовой доктрине ислама к постоянному расширению круга норм и принципов действующего международного права, которые «предписываются или допускаются исламом в современных международных отношениях».
Принято обращать внимание на так называемый миротворческий потенциал ислама, связанный в первую очередь с обеспечением согласия между людьми веры Аллаха (пространство «дар аль харб» и «дар ас салам»). Особого толкования заслуживает такая достаточно противоречивая категория традиционного исламского права, как джихад (борьба за веру). Подчеркивается оборонительный характер джихада, его направленность в современных условиях на укрепление политической и социально-экономической самостоятельности мусульманских государств.
В исламской международно-правовой системе важное место по традиции уделяется международным договорам [4].
Первоначально договоры, заключаемые мусульманскими государствами, регулировали их отношения с христианскими странами и касались, в частности, установления добрососедских отношений, предоставления статуса безопасности, на основании которого немусульманам разрешалось находиться на территориях исламских государств. К категории мирных договоров и соглашений относятся такие их разновидности, как:
– протоколы о намерениях, носящие предварительный характер («аль-муравада»);
– договоры о прекращении военных действий («аль-мувадаа»), разновидностью которых были соглашения о временном перемирии («мугадана»);
– договоры о союзе («аль-хильф»);
– соглашения о выдаче и обмене военнопленными («аль-муфадат»).
В некоторых исламских международно-правовых доктринах, сохраняющих традиционные представления о примате исламского права перед международным, принято считать, что международный договор не является основным источником правового регулирования международных отношений. В ряде случаев это ведет к необходимости «подкрепить» то или иное соглашение, заключенное с участием исламского государства, нормами традиционного исламского права. Как правило, роль арбитра берет на себя один из наиболее авторитетных мусульманских религиозно-правовых научных центров.
Так, к примеру, после заключения в марте 1979 г. между Египтом и Израилем Кэмп-Дэвидского соглашения по Ближнему Востоку шейх университета аль-Азхар в Каире обнародовал специальную «фетву» (заключение о соответствии того или иного правового акта нормам шариата), в которой утверждалось, что «договор с Израилем не содержит чего-либо несовместимого с Кораном или Сунной. Он не является отступлением в каких-либо правах или согласием на оккупацию какой-либо территории. Наоборот, он освобождает землю и возвращает права».
В международно-правовых доктринах ислама особое внимание уделяется проблеме прав человека. Физические лица (индивиды) признаются субъектами международного права. В целом же исламское понимание прав человека отвечает международным стандартам в этой области. Тем не менее в ряде случаев могут возникать коллизии между общепризнанными нормами в области прав человека и религиозно-этическими и правовыми представлениями ислама. В частности, в процессе присоединения к Международной конвенции 1989 г. о правах ребенка Сирия, Индонезия, Тунис, Иордания и Пакистан сделали различные оговорки в отношении положений Конвенции, которые, по их утверждениям, противоречили нормам исламского права в вопросах семьи и прав ребенка. В ответ Италия, Германия, Финляндия, Норвегия и другие европейские страны выступили с обоснованными, как представляется, возражениями, подчеркнув, что оговорки мусульманских государств носят слишком общий, неконкретный характер и по своей сути ставят под сомнение как предметное содержание Конвенции, так и ее цели.
Исламская концепция прав человека нашла свое выражение в ряде документов, разработанных авторитетными исламскими организациями, включая Всеобщую исламскую декларацию прав человека (принята Исламским советом 19 сентября 1981 г.), Каирскую декларацию о правах человека в исламе (Каир, 5 августа, 1990 г.) и итоговый документ семинара «Ислам и Всеобщая декларация прав человека», проведенного в Женеве под эгидой Верховного комиссара ООН по правам человека 9–10 ноября 1998 г. Она может быть сведена к следующим базовым принципам:
– равенство всех людей и запрет дискриминации по признакам расы, цвета кожи, пола, происхождения и языка;
– декларирование свободы человека с момента его рождения;
– запрещение рабства и каторжного труда;
– сохранение, защита и почитание института семьи как основы общества;
– равная ответственность перед законом (шариатом) правителей и управляемых;
– подчинение только тем приказам, которые согласуются с законом;
– священный характер любой земной власти, данной на определенное законом время;
– предоставление человеку экономических ресурсов, которыми он должен пользоваться в соответствии с правилами и принципами, изложенными в Коране и Сунне;
– отправление власти и управление обществом на основе совета с верующими;
– выполнение каждым обязанностей в соответствии со своими способностями и соразмерное несение ответственности за свои поступки;
– правовая защита каждого в соответствии с законом в случае нарушения его прав;
– гарантии прав и их ограничение только на основе закона;
– право на юридические действия против любого, кто совершил преступление против общества или одного из его членов;
– избавление человечества от всякой эксплуатации, несправедливости и угнетения.
Весьма интересно современное международно-правовое оформление международных экономических отношений стран ислама с другими государствами. Положения концепции получили оформление в таких документах, как Кодекс международной деловой этики для христиан, мусульман и евреев, принятый в Аммане (Иордания) в 1993 году, кроме того, интерес представляют типовые исламские деловые кодексы.
Взаимосвязь ислама с государственной политикой в мусульманских странах отчетливо проявляется в деятельности международных организаций исламского толка. Среди межгосударственных организаций такого рода наиболее влиятельными и представительными являются Лига арабских государств (ЛАГ) и Организация Исламская Конференция (ОИК). Обе эти организации объединяют исключительно мусульманские государства и строятся на основе принципов исламской общности, приверженности учению ислама, его духовным, моральным и социально-экономическим ценностям. В качестве одной из главных целей ставятся ускорение интеграции мусульманских государств и повышение роли ислама в мировом сообществе.
Согласно исламу, мир состоит из неравных по своему статусу частей, участвующих в международном общении.
Такое деление мира сформулировано на основании положений Корана, поскольку нем допускается деление мусульманской общины на различные государства, а также содержится указание относительно наличия различных государств. Таким образом, возникает вопрос только о юридическом равенстве (или неравенстве) между мусульманскими и немусульманскими государствами и характере их взаимоотношений. Эти и связанные с ними вопросы в мусульманской религиозно-правовой доктрине решаются на основе единственного условия – признания сторонами единобожия. По единому мнению мусульманских юристов следует считать, что государство, согласно мусульманскому международному праву, не имеет права претендовать на юридическое равенство, если оно не обладает определенной степенью цивилизации, то есть если его цивилизация не принимает форму идеи единства Бога. Это концепция не соответствует реалиям современных международных отношений. Считается, что нормы мусульманского права должны быть общеобязательными, поскольку они вытекают из божественных установлений. Правовые нормы сочетаются также с нормами морали, хотя для некоторых правовых систем мораль является внеправовой категорией. Внутри мусульманской общины мораль, право и религия неразделимы. Согласно исламским правоведам неотъемлемой обязанностью мусульманского государства является распространение ислама. Однако не существует подтверждения положение о том, что распространение ислама должно вестись силой и разрешение сражаться не имеет императивной связи с проповедованием Ислама.
Следует отметить, что применение указанных положений исламской доктрины международного права с каждым годом все сложнее и сложнее, поскольку государства при проведении внешней политики вынуждены считаться с военно-политическим соотношением сил и тенденциями его изменений и развития.
Особая роль современного мусульманского права проявляется в многочисленных международных межправительственных и региональных организациях и структруах, системообразующим фактором которых является принадлежность субъектов правоотношений к исламу.
Для приспособления мусульманского права к современной действительности используются способы, находящиеся несколько вне мусульманского права – соглашения, законодательства, обычаи, ему не противоречащие. В странах мусульманского права существует дуализм судебной организации, и наряду со специальными религиозными судами и судьями (кади) всегда функционируют и другие типы судов, применявшие примитивные обычаи или законодательные акты (регламенты) власти. Мусульманское право распространяется только на мусульман. Даже в тех странах, где мусульмане являются основной частью населения, оно дополняется законами и обычаями, кодифицируется и модифицируется в связи с возрастающими новыми общественными отношениями. Вследствие этого выполняется религиозное мусульманское право и право мусульманских государств. В 1869– 877 годах в качестве гражданского кодекса Омаснкой империи была издана Аль-Маджала. Она также действовала на территории Турции до 1926 года, Ливана – до 1932 года, Сирии – до 1932 года, Ирака – до 1951 года. Сейчас ее действие частично сохранилось в Иордании, Израиле, на Кипре. Со второй половины XIX века в мусульманских странах были применяемы уголовные, торговые, процессуальные и другие процессуальные законодательства, частично на основе рецепции права западноевропейских стран. Мусульманское право играло роль регулятора семейных, наследственных и некоторых других отношений.
В странах с мусульманским правом Конституция не считается основным законом, а эту роль играет Коран, Сунна, принципы консенсуса (иджма) и аналогии (кияс). Мусульманские юристы и богословы считают, что аннулированию нормами Корана и шариата подлежат как религиозная так и этическая стороны общественной жизни, отношения граждан как между собой, так и с государством. Они также утверждают, что эти нормы, освященные волей Аллаха, гораздо сильнее по своему действию, чем конституционные нормы, написанные человеком. С этим как раз и связано то, что в Саудовской Аавии нет писаной Конституции, а ее место занимает Коран (хотя Конституция там с 1992 года). Во многих государствах мусульманское право конституционно считается основой законодательства. Оно применяется по многим вопросам, но особенно в гражданских правоотношениях (особенно в их отношении чаще всего применяются шариатские суды). В некоторых странах Центральной и Восточной Африки мусульманское право используется как обычное право. Хотя мусульманское право и оказывает огромное влияние на правовые системы мусульманских государств, но все равно сейчас наблюдается тенденция к применению таких источников права как правовой обычай и нормативно-правовой акт или законодательство. Практически во всех мусульманских странах влияние мусульманского права ограничивается брачно-семейными и примыкающими к ним отношениями, то есть теми, которые входят в понятие «личный статус». В качестве примера можно привести Саудовскую Аравию, которая считается страной традиционного ислама. Даже здесь все больше применяются в судопроизводстве и законодательстве «двойные стандарты», а в коммерческом праве приоритет отдается англо-саксонскому праву. В XIX веке в положении мусульманского права произошли существенные изменения. В наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции законодательству, основанному на заимствовании буржуазных правовых моделей. К началу XX века лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции и действовало универсально в своем традиционном виде. Правовые системы наиболее развитых арабских стран с некоторыми отступлениями стали строиться по двум основным образцам: романо-германскому (французскому – Египет, Сирия, Ливан; и англо-саксонскому – Ирак, Судан). За мусульманским правом здесь сохранилась роль регулятора брачно-семейных, наследственных и некоторых других отношений среди мусульман (а иногда и немусульман), что объясняется пережитком феодализма и глубоким влиянием ислама на общественное сознание. В настоящее время мусульманское право не является единственно действующим правом. Но в то же время ни в одной мусульманской стране оно не потеряло своих позиций в качестве системы действующих норм. Исключение, отчасти, составляет лишь Турция, где в 20-е годы XX века мусульманское право во всех отраслях было заменено законодательством буржуазного типа, составленным на основе заимствованных с западно-европейских моделей. В конечном счете, направление и глубина воздействия мусульманского права на современные правовые системы той или иной страны обусловлены достигнутым ею уровнем экономического и культурного развития. Взяв за основу масштабы применения норм мусульманского права и степень их влияния на действующее законодательство, можно предложить следующую классификацию современных правовых систем стран ислама. Первую группу составляют страны Саудовская Аравия и Иран, где мусульманское право продолжает применяться широко. Прежде всего, его нормы и принципы оказывают глубокое влияние на конституционное законодательство и сложившуюся здесь форму правления. Например, Конституция Ирана закрепляет положение об обязательном соответствии шариату всех принимаемых законов. Во исполнение данного положения в Иране изданы законы, ориентирующиеся на закрепление в своих статьях общих принципов и конкретных норм той или иной школы мусульманского права: ханбалитской в Саудовской Аравии и джафаристской в Иране. Если в Саудовской Аравии мусульманское право никогда не уступало своей роли явно преобладающего источника права, то в Иране оно вновь заняло ведущее место только после свержения шахского режима, в результате проводимого руководством исламской республики курса на исламизацию всех сторон общественно-политической, экономической и государственной жизни страны и даже сферы личных интересов граждан. В подтверждение этого можно указать на введение системы строгих, а порою даже жестоких наказаний за малейшее нарушение не только юридических норм, но и норм морали, относящихся, в частности, к одежде и формам проведения досуга мусульман. Действующие в стране мусульманские суды, вопреки элементарным требованиям справедливости и демократической законности, строго придерживались мусульманских норм при рассмотрении дел, нередко допуская явные нарушения и творя произвол. В Иране и Саудовской Аравии функционируют специальные учреждения мусульманского контроля и инспекции (хисба), которые без суда и следствия могут наложить мусульманское наказание за отклонение от правил торговли, общественного порядка или норм морали. Вторую группу составляют правовые системы Ливии, Пакистана, Судана. Хотя сфера действия мусульманского права не является здесь столь всеобъемлющей как в первой группе, но все же остается весьма существенной, в последние десятилетия даже обнаруживают тенденции к расширению. Прежде всего, принципы и нормы мусульманского права, оказывают заметное влияние на основные акты конституционного характера и деятельность государственного механизма этих стран. Так, к примеру, военный режим Пакистана оправдывал отказ от всеобщих выборов тем, что они якобы не отвечают принципам ислама. В Ливии в 1977 году Коран вообще был объявлен законом общества, заменяющим обычную Конституцию. Во всех перечисленных странах второй группы мусульманское право без каких-либо изъятий продолжает регулировать отношения личного статуса, сохраняются мусульманские суды. Еще одну многочисленную группу составляют правовые системы большинства арабских стран: Египет. Сирия, Ирак, Ливан, а также ряд стран Африки (Сомали, Мавритания) и Азии (Афганистан). Их конституционное право, как правило, закрепляет особые положения ислама и мусульманского права. Так, конституции многих из них предусматривают, что главой государства может быть только мусульманин, а мусульманское право является источником законодательства. Данное конституционное положение практически реализуется в других отраслях права и судоустройства. Но, с другой стороны, в некоторых странах (Ирак, Сирия) наблюдается определенная демократизация мусульманско-правовых положений семейного законодательства. Так, в ряде стран был взят курс на конкретизацию норм мусульманского права и их закрепление в действующем законодательстве. Так, в Иране, Пакистане, Ливии, Судане сфера его действия охватывает не только личный статус, но и уголовное право и процесс, отдельные виды финансово-экономических отношений и даже институты государственного права.
Подобная практика развития правовых систем в ряде стран в последние годы вносит известные коррективы и в структуру действующего здесь мусульманского права, отдельные нормы и институты которого, ранее вытесненные законодательством, заимствующим западные правовые модели, вновь возрождаются и начинают применяться на практике.
Сейчас идет период кодификации мусульманского права во многих странах (Пакистан, Индонезия и проч.), а в Турции от него вообще отказались в 1926 году. В настоящее время иджма рассматривается в качестве способа приспособления фикха к потребностям современного общества.
Итак, мусульманское право – это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии исламе. Ислам базируется на том, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего Пророка Мухаммада, соответственно, оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию.
________________________________________
Примечания:
[1] Подробнее см.: Борисов К. Г. Международное право религиозных конфессий международного общества. – М., 2001, с. 3–21, 24–26.
[2] Жданов Н. В. Исламская концепция миропорядка. – М., 2003, с. 3–114.
[3] Хохлышева О. О. Мусульманское право. – Н. Новгород, 2006, с. 3–181.
[4] Хохлышева О. О. Мировая политика и международное право. Т. 1., – Н. Новгород, 2005, с. 679–681.

Комментарии закрыты.