ИСЛАМСКИЙ ПОДХОД К БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Коллектив редакции доктора Абдурахмана Аль-Муаля (перевод islamtoday.com)Безопасность и стабильность – основные потребности человека, не менее важные, чем пища и одежда. Лишенный безопасности и постоянства, он вряд ли сможет спокойно выполнять ежедневные дела, и уж тем более развиваться, совершать открытия, подниматься на новую ступень цивилизации.
С первых же дней жизни на земле человек осознавал всю важность безопасности. По мере формирования и эволюции человеческого общества, это осознание выражалось в образовании государств и установлении законов. Так, человек стремился обеспечить общую безопасность, избежать конфликтов, угрожающих обществу, и противостоять внешней опасности. Однако законы, созданные человеком, были не без изъяна и продолжали совершенствоваться.
Закон ислама, напротив, был ниспослан пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) завершенным, как часть конечного послания человечеству. Ислам пришел с безупречной системой законов, учитывающих как мельчайшие изменения общества, так и постоянство человеческой природы. Следовательно, в нем содержатся всеобъемлющие принципы и общие правила, призванные разобраться с проблемами и обстоятельствами, которые могут возникнуть когда угодно и где угодно. Также ислам установил окончательный вид наказания для определенных преступлений, неподвластный влиянию времен. Таким образом, исламский закон сочетает постоянство, гибкость и строгость.
Как ислам подходит к борьбе с преступностью? На каких принципах строится уголовный кодекс ислама? Каковы отличительные черты этого кодекса? Какие меры ислам использует для борьбы с преступностью? Какие виды наказания есть в исламе? Далее мы рассмотрим все эти вопросы.
Исламский подход к борьбе с преступностью
Конечная цель любого исламского постановления – позаботиться о благополучии людей в этом мире и следующем, путем установления праведного общества. Такое общество поклоняется Господу и процветает; использует силу природы для построения цивилизации, где каждое человеческое существо сможет обитать в атмосфере мира, справедливости и безопасности; цивилизации, где человек спокойно может исполнить духовные, интеллектуальные, материальные нужды и улучшать каждый аспект своего бытия. Эта цель озвучена во многих аятах священного Корана:
«Мы уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости. Мы также ниспослали железо, в котором заключается могучая сила и польза для людей» (Коран 57:25)
а также:
«Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (Коран 2:185)
также:
«Аллах желает дать вам разъяснения, повести вас путями ваших предшественников и принять ваши покаяния, ведь Аллах – Знающий, Мудрый. Аллах желает принять ваши покаяния, а потакающие своим страстям желают, чтобы вы сильно уклонились в сторону. Аллах желает вам облегчения, ведь человек создан слабым» (Коран 4:26-28)
также:
«Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства» (Коран 16:90)
Поскольку исламское законодательство направлено на достижение благополучия людей, оно построено на универсальных принципах, необходимых для обеспечения благополучия:
• Сохранение жизни.
• Сохранение религии.
• Сохранение благоразумия.
• Сохранение родословной.
• Сохранение имущества.
Исламский уголовный кодекс имеет своей целью сберечь эти пяти необходимостей. Чтобы сохранить жизнь, он предписывает возмездие. Для защиты религии он предписывает наказание за богоотступничество. Для сбережения благоразумия он предписывает наказание за пьянство. Для сохранности родословной он предписывает наказание за прелюбодеяние. Для защиты имущества он предписывает наказание за воровство. Для защиты всего перечисленного он предписывает наказание за разбой.
Теперь нам должно быть понятно, почему ислам предписывает именно тот или иной вид наказания для каждого преступления:
• Преступление против жизни (убийство или нападение).
• Преступление против имущества (воровство).
• Преступление против родословной (прелюбодеяние или ложное обвинение в прелюбодеянии).
• Преступление против благоразумия (использование опьяняющих веществ).
• Преступление против религии (богоотступничество).
Отличительные черты исламской системы наказания
Основные принципы (о которых говорилось ранее), как видно, схожи для исламского и современного закона. Однако исламская система наказания обладает рядом уникальных черт, которые дают ей преимущество. Среди основных отличительных признаков можно упомянуть:
1. Исламский закон построен таким образом, что сдерживающей силой для человека является не только внешний контроль, но и внутренняя мораль. Изначально ислам фокусируется не на каких-либо внешних правилах, а на внутреннем удерживающем факторе – совести, и прилагает все усилия, дабы взрастить ее в человеке уже с детства, и привить каждому самые благородные качества с самого начала.
2. Ислам обещает успех и процветание тем, кто стремится жить праведно, и предостерегает грешников от огня. Таким образом, он взывает к чувствам человека, чтобы преступник сам отказался от дурных намерений. Напоминает о вере в Бога, вселяет надежду, говоря о Его милосердии, устрашает Его наказанием, призывает к нравственности, любви к окружающим, совершению блага, и отстранению от причинения зла.
3. Рациональный подход к взаимоотношению человека и общества. Божественный Закон, защищая общество путем установления наказаний и предупредительных мер, не приносит в жертву интересы личности ради благополучия общества. Наоборот, он ставит своим приоритетом защиту индивидуума, его свободу и права. Он дает все гарантии и не оставляет место для оправдания за совершение преступления. Он не приговаривает к наказанию, сначала не предоставив человеку выбор.
Виды наказания в исламе
Исламский закон опирается на два принципа в противостоянии проблемам и определении решения для них. С одной стороны, это постоянство и стабильность его норм, с другой – изменчивость вспомогательных предписаний.
Для постоянных аспектов жизни Исламский закон предусматривает фиксированные меры. Для динамичных же аспектов, меняющихся с развитием общества, расширением горизонтов, предусмотрены общие принципы и универсальные правила, которые можно применить по-разному в ряде ситуаций.
Когда мы применяем эти принципы к системе наказаний, становится понятно, что исламский закон пришел с ясным текстом, предписывающим фиксированные наказания для преступлений, которые присутствуют в любом обществе. Преступления, которые не меняются по своей форме, потому что они связаны с неизменной человеческой природой.
Исламский закон может принять во внимание все нюансы преступления и определить наиболее эффективный способ защитить общество от зла. В соответствии с этим принципом, наказание в исламе делится на три вида:
• Предписанные наказания.
• Возмездие.
• Наказание по усмотрению судьи.Виды предписанного наказания
Преступления, попадающие под эту категорию можно назвать запрещенными законно. Господь принудительно предостерегает от совершения их с помощью заранее установленных законов. Привидение в исполнение этих наказаний считается соблюдением прав Всевышнего.
Эти наказания имеют ряд отличительных черт:
1. Их нельзя увеличить или уменьшить.
2. Наказание за них не рассматривается судьей, политической властью или пострадавшей стороной после того, как дело уже было представлено правительственному органу. До этого момента пострадавшая сторона еще может заявить о том, что прощает преступника, если преступник нанес только личный ущерб.
3. Эти наказания – право Господа, это означает, что законное право носит общий характер, и благополучие общества стоит на первом месте.
Преступления, для которых предписан данный вид наказания:
Воровство
Воровством считается скрытое завладение имуществом других из охраняемого места с намерением стать его хозяином.
Разбой
Это деятельность человека или группы людей, которые, вооружившись, выходят на оживленные места, большие улицы, с целью помешать движению, ограбить проходящих, нанести им телесный ущерб.
Прелюбодеяние
Это половой акт между мужчиной и женщиной, не состоящих друг с другом в браке. Любые взаимоотношения мужчины и женщины, которые не включают совокупления, не попадают под эту категорию и не предполагают установленного наказания.
Ложное обвинение в прелюбодеянии
Обвинение в блуде целомудренного невинного человека. Сюда также входит непризнание собственного отца (которое подразумевает, что родители этого человека совершили прелюбодеяние). Ложное обвинение – это любое обвинение в прелюбодеянии, не подкрепленное приемлемыми в исламе доказательствами.
Пьянство
Одной из главных целей ислама является обеспечение благополучия и избежание того, что этому препятствует. Именно поэтому он разрешает добро и запрещает зло. Таким образом, ислам защищает жизни людей, их права, богатство и репутацию. Запрет вина и наказание за пьянство демонстрируют заботу ислама о человеке. Алкоголь – это разрушительная сила, способная нанести вред жизни, имуществу, рассудку, репутации и религии.
Господь сказал:
“О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, – быть может, вы преуспеете. Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?” (Коран 5:90-91)
Богоотступничество
Мусульманин совершает богоотступничество, если говорит или делает нечто, что выводит из ислама. В сунне приводится вид наказания за это преступление – казнь, как решение серьезной проблемы, существовавшей во времена пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует). Проблема заключалась в том, что группа людей публично принимала ислам, а потом так же публично отказывалась от своей веры, чтобы посеять сомнение в сердцах верующих. В Коране об этом говорится:
«Часть людей Писания говорит: «Уверуйте в то, что ниспослано верующим, в начале дня и перестаньте верить в конце его. Быть может, они обратятся вспять» (Коран 3:72)
Так, устанавливая столь суровое наказание за богоотступничество, ислам делает попытку пресечь его на корню, чтобы оно не заставляло сомневаться в исламе.
В то же время, богоотступнику предоставляется время подумать и покаяться, чтобы он имел возможность прояснить недопонимания и докопаться до истины. На это дается три дня.2. Возмездие
Это второй вид наказания в исламском законодательстве. Против правонарушителя применяют то же самое, что он совершил. Например, если преступник совершил убийство, его подвергают казни, если он нанес телесный ущерб, его приговаривают к тому же.
Важные правила, касающиеся возмездия.
1. Данный вид наказания считается законным, только если преступник действовал умышленно. Возмездие неприменимо против непреднамеренного убийства или телесного ущерба. Господь сказал:
«О вы, которые уверовали! Предписано вам возмездие в случае убийства» (Коран 2: 178)
А также:
«Мы предписали им в нем: душа – за душу, глаз – за глаз, нос – за нос, ухо – за ухо, зуб – за зуб, а за раны – возмездие…» (Коран 5:45)
2. В случае, когда человек совершает преступление против другого человека, ислам отводит важную роль пожеланию пострадавшего или его родственникам. Они могут решить, приводить ли наказание в исполнение или нет. Ислам дозволяет пострадавшему простить обидчика, и наказание в данном случае считается его правом (пострадавшего). Ислам побуждает прощать, обещая награду в вечном мире:
«…Если же кто-либо откажется от возмездия, то это послужит искуплением ему за прошлые грехи» (Коран 5:45)
Пострадавший имеет право простить в обмен либо на денежный (фиксированный размер), либо на словесный (извинение) выкуп. Господь сказал:
«Если вы простите, то это будет ближе к богобоязненности» (Коран 2: 237)
3. Наказание должно осуществляться правительством. Родные пострадавшего не имеют такого права.
Мудрость возмездия
Как мы видим, исламское наказание в целом и возмездие в частности, имеет две стороны: оно довольно сурово, чтобы предотвратить преступность или свести ее к минимуму, но в то же время, в исламском законодательстве присутствует такая вещь, как сложность установления виновности. Таким образом, наказание не осуществляется при наличии сомнения, и любые спорные моменты трактуются в пользу обвиняемого. Возможна даже отмена предписанного наказания по причине покаяния (напр. в случае совершения разбоя). Дозволенность прощать преступника, как в случае возмездия, и приоритет прощения также доказывают это.
Эти два качества эффективно дополняют друг друга в борьбе с преступностью, защищая общество. Большинство людей отказываются от совершения преступления из-за суровости наказания, а наказания за эти преступления редко приводятся в исполнение. Так, в одинаковой мере обеспечивается безопасность общества и соблюдаются права личности.
3. Наказание по усмотрению судьи
Эти наказания не являются установленными в исламе. Они применяются к таким преступлениям, которые посягают на права Бога или человека, но не имеют установленного наказания или фиксированного выкупа.
Наказания в исламе делятся на две категории. Предписанные наказания применяются в отношении лишь немногих преступлений, в то время как остальные наказания попадают в категорию наказаний по усмотрению.
Этот вид считается наиболее гибким, так как принимает во внимание потребности общества и перемену обстоятельств. Следовательно, он ставит перед собой задачу принести максимальную пользу обществу, по возможности преобразовать личность преступника и свести к минимуму нанесенный им вред.
Наказания по усмотрению делятся на несколько видов, начиная от увещевания и легкого телесного наказания (удары плетью), до штрафов и тюремного заключения.
Наказание определяется по усмотрению государственной власти в рамках общего исламского закона, а также задач ислама, которые, соблюдая права общества (зашита от преступности), не забывают и о правах отдельной личности (защита его свободы).Задачи исламской системы наказания
Исламская система наказаний ставит перед собой многие задачи, важнейшими из которых являются:
1. Ислам пытается оградить общество от опасности, которую несет в себе любое правонарушение. Общество, в котором преступление не наказуемо (или влечет за собой лишь символическое наказание), всегда находится под угрозой. Ислам прилагает все усилия, чтобы общество пребывало в мире и безопасности. Именно это стремление и легло в основу исламского законодательства. Данная цель отчетливо представлена в следующем аяте Священного Корана:
« Возмездие спасает вам жизнь, о обладатели разума! Быть может, вы будете богобоязненны” (Коран 2:179)
Если убийца либо другой преступник будет в полной мере осознавать всю суровость предстоящего наказания, он подумает тысячу раз, прежде чем преступить закон. За преступлением неизбежно последует наказание. Понимание этого несет двойную пользу. Во-первых, будучи судимым однажды, человек вряд ли совершит преступление снова. Во-вторых, свидетели сурового наказания над преступником, едва ли посмеют нарушить закон. Эффективность наказания увеличивается еще и тем, что в исламе принято оповещать людей о дате осуществления наказания.
“…А свидетелями их наказания пусть будет группа верующих” (Коран 24:2)
2. Ислам стремится преобразить сущность преступника. В Коране часто упоминается о раскаянии за совершенный проступок. Из этого видно, что дверь покаяния открыта для любого, с том числе и для правонарушителя. Для этого он должен отказаться от преступления и вернуться к нормальной жизни. Покаяние имеет столь значимую роль, что может даже отменить предписанное наказание. Например, как в случае с разбоем:
“…Исключением являются те, которые раскаялись и вернулись до того, как вы получили власть над ними. Знайте же, что Аллах – Прощающий, Милосердный” (Коран, 5:34)
О наказании за прелюбодеяние Господь говорит:
“Если двое из вас совершат такой поступок (прелюбодеяние), то подвергните обоих наказанию. Если они раскаются и станут поступать праведно, то оставьте их, ведь Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный” (Коран 4:16)
За ложное обвинение:
“… за исключением тех, которые покаялись после этого и стали совершать праведные дела…”
За воровство:
“Аллах примет покаяние того, кто раскается после совершения несправедливости и исправит содеянное, ибо Аллах – Прощающий, Милосердный” (Коран 5:39)
Как известно, ислам дозволяет людям (судьям, государственным представителям) определять наказание. В этом отчетливо видна задача изменить, преобразить сущность преступника. На судье лежит большая ответственность принять во внимание все обстоятельства (в том числе и покаяние), чтобы вынести приговор, который пойдет на пользу не только обществу, но и самому преступнику.
3. Наказание как компенсация за преступление. Все понимают, что нельзя назначать легкое наказание тому, кто угрожает безопасности общества. Правонарушитель должен смириться с наказанием раз уж он выбрал путь зла, а не путь добра или благочестия. Общество в целом, а также каждая отдельная личность имеют право на спокойствие и безопасность. Коран ясно обозначил эту задачу, установив ряд наказаний. Господь говорит:
“Вору и воровке отсекайте руки в воздаяние за то, что они совершили. Таково наказание от Аллаха, ведь Аллах – Могущественный, Мудрый” (Коран 5:38)
“Воистину, те, которые сражаются против Аллаха и Его Посланника и стремятся сотворить на земле нечестие, в воздаяние должны быть убиты или распяты, или у них должны быть отсечены накрест руки и ноги, или они должны быть изгнаны из страны. Это будет для них позором в этом мире, а в Последней жизни для них уготованы великие мучения” (Коран 5:33)