ЧЕЧЕНЦЫ И ИНГУШИ: ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР.
АННА КУЗНЕЦОВА
Общим названием для чеченцев и ингушей служит этноним вайнах (или нах), что буквально означает «наш человек»: вай – наш, нах – человек (чеч.). Племена вайнахов (или нахов) начали встречаться в произведениях древних историков за несколько столетий до новой эры. Прежде всего, это были произведения греческих историков, а также грузинские, армянские, а впоследствии русские летописи. В те времена племена вайнахов назывались микгизы, буртели, шашане, нахчаматьяне, шабутяне, кисты, дзурдзуки, джейрахи, цори, тушины, панкисцы и др. По вопросу об этнониме вайнах в настоящее время ведется острая полемика между чеченскими и ингушскими языковедами, историками и этнографами. В частности, указывают на то, что в дореволюционной научной литературе не существовало понятия «вайнах» или «вайнахский язык», и сам термин не существовал даже в быту. Впервые термин «вайнах» появился в 1923 г. Однако еще в то время ингушские лингвисты отказывались признавать этот термин, утверждая, что общего названия у чеченцев и ингушей не существует. (З.К. Мальсагов «Культурная работа в Чечне и Ингушетии в связи с унификацией алфавитов», 1923 г.). Чеченский и ингушский языки называть вайнахскими предложил Н.Ф. Яковлев, что впоследствии было официально утверждено. (Султан Патиев. К вопросу о «вайнахских языках»). Ингушские языковеды и некоторые этнографы (С. Патиев, И. Сампиев) придерживаются мнения, что сам чеченский этнос сложился в 16 в. под влиянием миграции ингушских племен, карабулаков на современную чеченскую плоскость, где они, попав под влияние русской, кабардинской, кумыцкой и ногайской культур, а также гребенских казаков образовали новую культур