ИСЛАМСКОЕ БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
Исламское банковское дело (или банковское дело на правах участия) – это банковские услуги или банковская деятельность, которые соответствуют принципам мусульманского права (шариата), а также практически его применяют посредством развития исламской экономики. Шариат запрещает платеж или взимание определенного процента или вознаграждения (известного как Riba или ростовщичество) при займе денег. Инвестирование в фирмы, предоставляющие товары или услуги, которые рассматриваются, как противоречащие исламским принципам, также является Haraam (запрещенным). Несмотря на то, что эти принципы использовались в качестве основы для процветающей экономики в прежние времена, только в конце 20-ого столетия был основан ряд исламских банков, которые применяли эти принципы к частным или полу-частным коммерческим учреждениям в рамках мусульманского общества.
История исламского банковского дела
Введение
Ранняя рыночная экономика и ранняя форма меркантилизма были основаны между 8-ым — 12-ым столетиями, которые некоторые именуют как «исламский капитализм». Монетарная экономика того периода была основана на широко распространенной валюте динар, и это связывало регионы, которые ранее являлись экономически независимы.
В раннем исламском банковском деле применялись многие экономические понятия и методы, включая векселя, партнерство (mufawada), такие как товарищество с ограниченной ответственностью (mudaraba), и формы капитала (al-mal), накопление капитала (nama al-mal), чеки, простые векселя, тресты (см. Waqf), транзакционные счета, кредитование, бухгалтерские книги и ассигнования. Также в средневековом исламском мире существовали организационные предприятия, независимые от государства, в то время как государственные учреждения также были представлены в течение того периода. Многие из этих ранних капиталистических понятий были приняты и получили дальнейшее развитие в средневековой Европе начиная с 13-ого столетия.
Riba
Слово «Riba» означает избыток, увеличение или дополнение, которые согласно терминологии шариата, подразумевают любую добавочную компенсацию без надлежащего учета (учет не включает стоимость денег во времени). Определение riba в классической исламской юриспруденции означало «добавочная стоимость без эквивалентной величины», или, «для обеспечения эквивалентности в реальном выражении», и что «численное значение было несущественным».
Применение процента было приемлемым при некоторых обстоятельствах. Валютам, которые были основаны на гарантиях правительства, в целях соблюдения объявленной стоимости (то есть неразменные деньги) или основанным на прочих материалах, таких как бумага или цветные металлы, было позволено использовать процент, применяемый к ним. Когда в исламском мире сначала были введены валюты на основании драгоценных металлов, тот вопрос, что «оплата долга большим количеством единиц этих денег будет означать riba», не был существенным, поскольку юристы беспокоились о реальной стоимости денег (которая определялась по весу), а не о численном значении. Например, было приемлемо для кредита в 1000 золотых динаров вернуть обратно 1050 динаров равного совокупного веса (то есть, стоимость с точки зрения веса должна была быть той же, потому что все изготовленные монеты, не имели абсолютно одинаковый вес).
Современное исламское банковское дело
Беспроцентное банковское дело, видимо имеет очень недавнее происхождение. Самые ранние ссылки на реорганизацию банковского дела на основе участия в прибылях, а не на интересе относятся к Анвару Куреши (1946 год), Наиму Сиддиги (1948 год) и Махмуду Ахмаду (1952 год) в конце сороковых, сопровождаемых более тщательно продуманной экспозицией Мавдуди в 1950 году. Работы Мухаммеда Хэмидаллы 1944, 1955, 1957 и 1962 годов должны быть включены в эту категорию. Они все, признавая потребность в коммерческих банках и их осознанном «необходимом зле», предлагали банковскую систему, основанную на понятии Mudarabha — разделение прибыли и убытков.
За следующие два десятилетия беспроцентное банковское дело привлекло больше внимания, частично из-за политических интересов, которые оно создало в Пакистане, а также частично из-за появления молодых мусульманских экономистов. В этот период начали появляться работы, специально посвященные этому предмету. Первой такой работой является работа Мухаммеда Узэйра (1955 год). Другой комплекс работ появился в конце шестидесятых, в начале семидесятых годов. Абдулла аль-Араби (1967 год), Нейятула Сиддики (1961, 1969 годы), аль-Наджар (1971 год) и Бакир аль-Садр (1961, 1974 годы) были главными участниками.
Ранние 1970-ые отличались институциональной вовлеченность. Конференция Министров финансов Исламских Стран, проводимая в Карачи в 1970 году, Египетское исследование в 1972 году, Первая Международная конференция по Вопросам Исламской Экономики в Мекке в 1976 году, и Международная Экономическая Конференция в Лондоне в 1977 году, была результатом такой вовлеченности. Вовлеченность учреждений и правительств привела к использованию теории на практике и к учреждению первых беспроцентных банков. Исламский Банк развития, межправительственный банк, учрежденный в 1975 году, был порождением этого процесса.
Первый современный эксперимент с исламским банковским делом был предпринят в Египте под прикрытием, не проектируя исламский имидж — из страха того, что он будет рассмотрен, как проявление исламского фундаментализма, который был анафемой для политического режима. Первые попытки, во главе с Ахмадом Элнэггэром, приняли форму сберегательного банка, который основывался на разделении прибыли, и находился в египетском городе Мит Гамр в 1963году. Этот эксперимент продлился до 1967 года (конец 1981 года), к тому времени было девять таких банков в стране.
В 1972 году Сберегательный проект Мит Гамра стал частью Социального Банка Наср, который, в настоящее время, по-прежнему находится в бизнесе Египта. В 1975 году исламский Банк развития был учрежден с миссией по обеспечению финансирования для проектов в государствах-членах. В 1975 году свои двери открыл первый современный коммерческий исламский банк, Исламский банк Дубая. В первые годы предлагаемые продукты были фундаментальными и крепко основанными на традиционных банковских продуктах, но в последние несколько лет отрасль начинает стремиться к сильному развитию новых продуктов и услуг.
Исламское Банковское дело растет со скоростью 10-15 % в год и с признаками последовательного будущего роста. Исламские банки насчитывают более чем 300 учреждений, располагающиеся в 51 стране, включая Соединенные Штаты через компании, такие как находящийся в Мичигане Университетский Банк, а также еще 250 инвестиционных фондов, которые соответствуют исламским принципам. По оценкам The Economist, более $822 миллиардов активов, соответствующих шариату, находятся в обороте по всему миру. Это составляет приблизительно 0.5 % мировых оцененных активов на 2005 год. Согласно CIMB Group Holdings, исламские финансы — наиболее быстро растущий сегмент глобальной финансовой системы, и продажи исламских облигаций могут возрасти на 24 процента до $25 миллиардов в 2010 году.
Ватикан выдвинул идею, что «принципы исламского финансирования могут представлять возможное лечение для больных рынков».
Крупнейшие исламские банки
Согласно Standard & Poor’s Ratings Services, в 2009 году во всем мире активы, соответствующие законам шариата достигли приблизительно $400 миллиардов, а потенциальный рынок составляет $4 триллиона. Самые большие активы, соответствующие шариату имеют Иран, Саудовская Аравия и Малайзия.
В 2009 году иранские банки учитывали приблизительно 40% совокупных активов лучших 100 исламских банков в мире. Bank Melli Iran, с активами в $45,5 миллиардов был на первом месте, затем Al Rajhi Bank из Саудовской Аравии, Bank Mellat с $39,7 миллиардами и Bank Saderat Iran с $39,3 миллиардами. Иран обладает крупнейшим мировым уровнем исламских финансовых активов оцененными в $235,3 миллиарда, который превышает более чем в два раза следующую страну в рейтинге с $92 миллиардами. Шесть из десяти лучших исламских банков в мире являются иранскими. В ноябре 2010 года The Banker опубликовал свой очередной авторитетный список Лучших 500 Исламских Финансовых Учреждений с Ираном во главе списка. Согласно списку, семь из десяти лучших исламских банков в мире являются иранскими.
Принципы
Исламское банковское дело имеет ту же цель, что и обычное банковское дело: зарабатывать деньги для банковского института, предоставляя капитал в виде ссуды. Поскольку Ислам запрещает просто выдачу в виде ссуды денег под процент (см. riba), чтобы избежать этой проблемы были созданы исламские правила об операциях (известные как Fiqh al-Muamalat). Основной техникой, чтобы обойти запрет, является разделение прибыли и убытков, с помощью таких методов, как участие в прибылях (Mudharabah), ответственное хранение (Wadiah), совместное предприятие (Musharakah), издержки плюс наценка (Murabahah), и аренда (Ijar).
В исламской ипотечной сделке, вместо того, чтобы выдавать покупателю деньги в кредит для приобретения объекта, банк может купить сам объект у продавца и перепродать его покупателю с выгодой, разрешая покупателю расплачиваться с банком в рассрочку. Однако, прибыль банка не может быть определенной и поэтому нет никаких дополнительных штрафов за просроченный платеж. Чтобы защитить себя от неплатежа, банк требует строгое обеспечение. Товары или земля зарегистрированные от имени покупателя с начала сделки. Эту договоренность называют Murabahah. Другой подход — EIjara wa EIqtina, который подобен аренде недвижимого имущества. Исламские банки проводят кредиты для транспортных средств аналогичным образом (продают дебитору транспортное средство по цене, которая превышает рыночную цену, а затем сохраняют право собственности на транспортное средство, пока кредит не будет оплачен).
Новаторский подход, применяемые некоторыми банками ипотечные кредиты, называемые Musharaka al-Mutanaqisa, позволяют плавающую ставку в форме аренды. Банк и заемщик для покупки имущества формируют совместное юридическое лицо, оба предоставляют капитал на согласованный процент. Затем совместное юридическое лицо сдает имущество в аренду заемщику и взимает ренту. Банк и заемщик тогда разделят доходы от этой аренды, на основе текущей доли собственного капитала в партнерстве. В то же самое время заемщик в совместном юридическом лице также покупает банковскую долю имущества по договору рассрочки, пока полный капитал не перейдет к заемщику, и партнерство будет завершено. В случае неудачи, и банк и заемщик получают долю доходов от продажи имущества, на основании текущего собственного капитала каждой стороны. Этот метод учитывает плавающие ставки согласно текущему рыночному курсу, такие как BLR (базовая ставка кредитования), особенно в двухуровневой банковской системе, как в Малайзии.
Существует несколько других подходов, которые применяются в деловых сделках. Исламские банки предоставляют свои деньги компаниям, выдавая кредиты с плавающей процентной ставкой. Плавающая процентная ставка привязана к определенному уровню доходности компании. Таким образом, прибыль банка от кредита равна определенному проценту от прибыли компании. Как только сумма кредита погашена, сделка по разделению прибыли завершена. Эту практику называют Musharaka. Далее, Mudaraba — финансирование венчурного капитала предпринимателя, который обеспечивает рабочую силу, в то время как финансирование обеспечено банком таким образом, чтобы прибыль и убытки были разделены. Такие совместные договоренности между капиталом и рабочей силой отражают исламское представление о том, что заемщик не должен нести весь риск/стоимость неудачи, что приводит к сбалансированному распределению дохода и не позволяет кредитору монополизировать экономику.
Исламское банковское дело ограничено операциями в рамках Ислама, которые исключают операции, связанные с алкоголем, свининой, намеренным риском, и т.д. Цель этого состоит в том, чтобы участвовать только в этическом инвестировании, и этических покупках. База данных Исламского Банковского дела и Финансов содержит более подробную информацию по этому вопросу.
В теории исламское банковское дело — пример банковского дела с абсолютным резервированием, когда банк достигает 100%-ой нормы резервирования. Однако, на практике, дело обстоит не так, и не существует примеров банков со 100-процентным резервированием.
Исламские банки в мусульманском мире недавно усилились, но составляют очень маленькую долю глобальной банковской системы. Учреждения микрокредитования, основанные мусульманами, в частности Банк Grameen, используют обычные порядки кредитования и популярны в некоторых мусульманских странах, особенно в Бангладеш, но некоторые не рассматривают их как истинное исламское банковское дело. Однако, Мухаммед Юнус, учредитель Банка Grameen и микрофинансового банковского дела, а также другие сторонники микрофинансов, утверждают, что отсутствие залога и отсутствие добавленного интереса в микрокредитовании, исполняют исламский запрет на ростовщичество (riba).
Консультативный совет Шариата / Советник
Исламские банки и банковские учреждения, которые предлагают продукты и услуги исламской банковской системы (банки IBS) должны учреждать Наблюдательный Совет Шариата (SSB), чтобы консультировать их и гарантировать, что операции и деятельность банковских учреждений соответствуют принципам шариата. С другой стороны также существуют те, кто полагает, что ни одна из форм банковского дела, вовлекающая выплату процентов, никогда не может соответствовать законам шариата.
В Малайзии Национальный Консультативный Совет Шариата, который был учрежден в Банке Негара Малайзия (BNM), консультирует BNM по вопросам аспектов шариата для операций этих учреждений, а также по их продуктам и услугам. В Индонезии подобную функцию выполняет Совет Улама.
Сейчас появилось много фирм, консультирующих по вопросам шариата, которые предоставляют услуги консультации для учреждений, предлагающих исламские финансовые услуги. Также недавно были подняты вопросы независимости, беспристрастности и конфликтов интересов. Была разработана Мировая База Данных WDIBF для Исламского Банковского дела и Финансов, для предоставления информации обо всех веб-сайтах, имеющих отношение к этому виду банковского дела.
Основа Исламского финансирования
Термин “исламское банковское дело” относится к банковской системе или банковской деятельности, которые соответствуют принципам мусульманского права (шариата) и регулируются исламской экономикой. В частности мусульманское право запрещает ростовщичество, взимание и уплату процентов, обычно в исламской беседе именуемые как Riba. Кроме того, мусульманское право запрещает инвестирование в фирмы, считающиеся незаконными, или Haraam (такие как фирмы, продающие алкоголь или свинину, или фирмы, выпускающие СМИ, в частности рубрики светской хроники или порнографию, которые противоречат исламским ценностям). Кроме того Шариат запрещает то, что называют «Maysir» и «Gharar». Maysir включает договоры, где получение выгоды зависит от возникновения заранее установленного, сомнительного события в будущем, в то время как Gharar описывает спекулятивные сделки. Оба понятия связаны с чрезмерным риском и, как предполагается, содействуют неопределенности и мошенническому поведению. Поэтому в исламском банковском деле использование всех традиционных установленных инструментов невозможно. Некоторые исламские банки были учреждены в конце 20-ого столетия, для удовлетворения этого особого банковского рынка.
Ростовщичество в Исламе
Критика ростовщичества в Исламе была твердо установлена еще при жизни пророка Мухаммеда и подкрепляется несколькими стихами в Коране, которые относятся приблизительно к 600 году нашей эры. Первоначальное слово, которое использовали для ростовщичества в этом тексте, было Riba, что буквально означает “избыток или дополнение”. Так было принято непосредственно в отношении кредитов, поэтому согласно исламским экономистам Чудхери и Малику (1992 год), ко времени Халифа Умара, запрет на процент был устоявшимся принципом работы, интегрированным в исламскую экономическую систему. Такая интерпретация ростовщичества не была принята или применена повсеместно в исламском мире. Школа исламской мысли, которая появилась в 19-ом столетии, возглавляемая Сир Сейиедом, приводит доводы в пользу толкования различий между ростовщичеством, или потребительским кредитованием, и процентом, или кредитованием для коммерческих инвестиций (Ахмед, 1958 год). Однако, Чудхери и Малик предоставляют доказательства для “постепенного развития учреждений беспроцентных финансовых предприятий во всем мире” (1992: 104). Они приводят как пример существующие на сегодня финансовые учреждения в Иране, Пакистане и Саудовской Аравии, Dar-al-Mal-al-Islami в Женеве и исламские трастовые компании в Северной Америке. Эта растущая практика исламского банковского дела будет обсуждена более полно в следующем разделе? как современное применение запрета на ростовщичество.
Терминология исламских финансовых операций
Bai’ al ‘inah (соглашение по продаже и обратному выкупу)
Bai’ al inah означает возможность финансирования, на основе операций покупки и продажи между финансирующим лицом и клиентом. Финансист покупает актив у клиента на базе спота. Цена, которую платит финансист, составляет издержки по кредиту. Впоследствии актив продается клиенту на основе отсроченного платежа, и стоимость оплачивается в рассрочку. Вторая продажа служит, для создания обязательства по кредиту со стороны клиента. Среди ученых существуют расхождения во мнениях о допустимости Bai’ al ‘inah, однако это практикуется в Малайзии (Должен удовлетворяться ряд строгих условий), а также подобные юрисдикции.
Bai’ bithaman ajil (продажа отсроченного платежа)
Это понятие относится к продаже товаров на основе отсроченного платежа по цене, которая включает в себя прибыль, согласованную обеими сторонами. Как Bai’ al ‘inah, это понятие также используется при исламском финансировании. Выплаты процентов можно избежать, поскольку клиент платит продажную цену, которая отличается от процентов, начисленных по кредиту. Проблема здесь состоит в том, что это включает объединение двух сделок в одну, а это запрещено Исламом. Бытует мнение, что это — просто прямое взимание процента, под видом продажи.
Bai’ muajjal (продажа в кредит)
Буквально bai’ muajjal означает продажу в кредит. Технически, это — техника финансирования, принятая исламскими банками, которая принимает форму murabahah muajjal. Это договор, в котором банк получает прибыль от цены приобретения и позволяет покупателю заплатить цену товара в будущем, в виде единовременной выплаты или в рассрочку. Должно быть явно определено, что стоимость товара, и маржа прибыли взаимно согласованы. Цена, зафиксированная для товара в такой операции, может быть такой же, как спот ценой, а также выше или ниже ее. Bai’ muajjal также называют продажей отсроченного платежа. Однако, одним из существенных описаний riba является необоснованная задержка платежа, а также увеличение или уменьшение цены, если платеж является немедленным или отсроченным.
Musharakah
Musharakah (совместное предприятие) является соглашением между двумя или более партнерами, в соответствии с которым каждый партнер предоставляет капитал, который будет использован в предприятии. Полученная прибыль делится между партнерами согласно инвестированному капиталу. В случае неудачи каждый партнер теряет капитал в той же пропорции. При предоставлении капитала банком, применяются те же самые условия. Согласно шариату, именно этот финансовый риск, оправдывает требование банка на часть прибыли. Каждый партнер может участвовать или может не участвовать в осуществлении бизнеса. Работающий партнер получает большую долю прибыли по сравнению с пассивным (неработающим) партнером. Разница между Musharaka и Madharaba в том, что в Musharaka каждый партнер вносит некоторый капитал, тогда как в Madharaba только один из партнеров, например, финансовое учреждение, обеспечивает весь капитал, а другой партнер, предприниматель, капитал не предоставляет. Обратите внимание, что Musharaka и Madharaba обычно частично совпадают.
Mudarabah
«Mudarabah» — специальный вид партнерства, где один партнер дает деньги другому для их инвестирования в коммерческое предприятие. Инвестиции поступают от первого партнера, которого называют «rabb-ul-mal», в то время как управление и работа — исключительная ответственность другого, которого называют «mudarib».
Mudarabah (Участие в прибылях) является договором с одной стороной, обеспечивающей 100 процентов капитала и другой стороны, обеспечивающей его знание специалиста, чтобы инвестировать капитал и управлять инвестиционным проектом. Произведенная прибыль разделена между сторонами согласно предварительно согласованному отношению. По сравнению с Musharaka в Mudaraba только кредитор денег должен взять потери.
Murabahah
Это понятие относится к продаже товаров по цене, которая включает размер прибыли, согласованный обеими сторонами. Цена закупки и продажи, прочие затраты, и размер прибыли должны быть четко указаны на момент соглашения о продаже. Банку компенсируют стоимость его денег во времени в форме размера прибыли. Это кредит с фиксированным доходом для приобретения реальных активов (таких как недвижимое имущество или транспортное средство) с фиксированной ставкой прибыли, которая определяется размером прибыли. Банку не компенсируют стоимость денег во времени вне условий договора (то есть, банк не может взимать дополнительную прибыль с просроченных платежей); однако, актив остается в залоге у банка, пока долг не погашен.
Этот тип операции подобен соглашений по аренде – с возможностью выкупа для мебели или приборов, которые распространены в магазинах Северной Америки.
Musawamah
Musawamah — переговоры о цене продажи между двумя сторонами без упоминания продавцом о затратах или о запрашиваемой цене. Хотя продавец может иметь или может не иметь полного представления о стоимости товара, по которому ведутся переговоры, не существует обязательства, чтобы раскрывать эти затраты, в рамках процесса переговоров. Эта разница в обязательстве продавца, является ключевым различием между Murabahah и Musawamah со всеми остальными правилами, описанными в Murabahah, которые остаются одинаковыми. Musawamah — наиболее распространенный тип торговых переговоров, наблюдаемый в исламской торговле.
Bai salam
Bai salam означает договор, в котором производится предоплата для товаров, которые поставляются позднее. Продавец обязуется поставить определенные товары покупателю на дату в будущем в обмене на авансированную стоимость, полностью оплаченную на момент договора. Необходимо, чтобы было четко определено качество приобретаемого товара, не оставляя никакой неясности, ведущей к спорам. Объектами этой продажи являются товары и не могут быть золото, серебро, или валюты, на основе этих металлов. Запрещая это, Bai Salam покрывает почти все, что способно к тому, чтобы быть определено относительно количества, качества, и изделия.
Основные характеристики и условия Salam
1. Операцию считают Salam, если покупатель полностью оплатил стоимость покупки продавцу на момент продажи. Это необходимо для того, чтобы покупатель смог показать, что он не вступает в долговые отношения со второй стороной, чтобы устранить долг с первой стороной, действие, запрещенное в соответствии с шариатом. Идея Salam состоит в том, чтобы обеспечить механизм, который гарантирует, что в первую очередь продавец располагает ликвидностью, которую он ожидали от вступления в сделку. Если бы цена не была оплачена полностью, основная цель сделки была бы провалена. Мусульманские правоведы единодушны в своем мнении, что полная оплата закупочной цены является ключевой для существования Salam. Также имам Малик считает, что продавец может отсрочить принятие средств от покупателя в течение двух или трех дней, но эта задержка не должна составлять часть соглашения.
2. Salam может осуществляться только для тех товаров, для которых может быть точно определено качество и количество. Вещи, качество или количество которых не определены спецификацией, не могут быть проданы по договору salam. Например, драгоценные камни не могут быть проданы на основе salam, потому что каждая единица драгоценных камней обычно отличается от другой или по качеству или по размеру или по весу, а также их точная спецификация вообще не возможна.
3. Salam не может применяться для определенного товара или для продукта из определенной области или фермы. Например, если продавец обязуется поставлять пшеницу из определенной области, или фрукты особого дерева, то salam не будет действителен, потому что есть вероятность того, что урожай этой особой области или фрукты этого дерева будут уничтожены перед поставкой, и, принимая во внимание такую возможность, поставка является сомнительной. Такое же правило применяется к любому товару, поставка которого не является определенной.
4. Необходимо, чтобы качество товара (который намереваются купить через salam) было указано полностью, не оставляя двусмысленности, которая может привести к разногласиям. Все возможные в этом отношении детали должны быть четко определены.
5. Также необходимо, чтобы количество товара было согласовано в недвусмысленных выражениях. Если товар измеряется в весе в соответствии с использованием его продавцов, то его вес должен быть определен, а если он измеряется через меру, то должна быть известна его точная мера. То, что обычно взвешивается, не может быть определено в количественном измерении и наоборот.
6. В договоре должны быть указаны точная дата и место поставки.
7. Salam не может распространяться на вещи, которые должны быть поставлены по споту. Например, если золото покупается в обмен на серебро, то в соответствии с шариатом необходимо, чтобы поставка обоих проходила одновременно. В этом случае, salam не может применяться. Точно так же, если пшеница обменивается на ячмень, для законности продажи необходима одновременная поставка обоих. Поэтому договор salam в этом случае не разрешен.
Hibah (подарок)
Это — подарок, данный добровольно дебитору взамен на кредит. Обычно Hibah возникает на практике, когда исламские банки добровольно платят своим клиентам «подарок» на балансы сберегательных счетов, что представляет часть прибыли, полученной при использовании этих балансов сберегательных счетов в других операциях.
Важно подчеркнуть, несмотря на то, что это выглядит как интерес, и в действительности, может, иметь тот же самый результат, Hibah – это добровольно произведенный (или не произведенный) платеж по усмотрению банка, и не может быть “гарантирован”. Однако, возможность получения высокого Hibah для сбережений клиентов, обеспечивает банк капиталом, необходимым, чтобы создавать его прибыль; если предприятия являются прибыльными, то часть этой прибыли может быть подарена обратно их клиентам, как Hibah.
Ijarah
Ijarah подразумевает лизинг, аренду или залог. В общих чертах, понятие Ijarah означает продажу права на использование или услуги за фиксированную цену или залог. В соответствии с этой концепцией, Банк предоставляет клиенту право на использование активов / оборудования, таких как производственное оборудование, автоматизация делопроизводства, автомобиль на установленный период и по определенной цене.
Ijarah thumma al bai’ (покупка в рассрочку)
Стороны заключают договоры, которые вступают в силу последовательно, чтобы полностью сформировать арендную операцию/операцию обратного выкупа. Первый договор – Ijarah в общих чертах охватывает сроки для лизинга или аренды на установленный период, а второй договор — Bai, влечет за собой продажу или покупку, как только условия Ijarah выполнены. Например, при финансировании автомобильного средства, клиент заключает первый контракт и арендует автомобиль у владельца (банка) за согласованную сумму и на определенный период. По истечению период арендного договора, в силу вступает второй договор, который позволяет клиенту купить автомобиль по согласованной цене.
Банк генерирует прибыль, заранее определяя затраты на предмет, его остаточную стоимость на конец срока и стоимость во времени или размер прибыли для средств, инвестируемых в покупку продукта, который будет арендован на предполагаемый срок. Объединение этих трех показателей становится основанием для заключения соглашения между Банком и клиентом для первоначального договора аренды.
Этот тип операции имеет сходство с contractum trinius, юридическим маневром, который использовался Европейскими банкирами и торговцами во время Средневековья, чтобы обойти запрет церкви на процентные кредиты. В contractum две стороны заключают три параллельных и взаимосвязанных юридических договора, чистым результатом которых является платеж взноса за использование денег на условиях кредита. Использование параллельных взаимосвязанных договоров также запрещено в соответствии с законами шариата.
Ijarah-wal-iqtina
Договор, в соответствии с которым исламский банк предоставляет клиенту оборудование, здание, или прочие активы взамен на согласованную ренту наряду с односторонним обязательством банком или клиента, что по окончании периода арендного договора, владение активом перейдет к арендатору. Обязательство или обещание не становятся неотъемлемой частью договора аренды, превращая его в условие. Арендные платежи, а также цена покупки, зафиксированы таким образом, что банк возвращает себе основную сумму, наряду с прибылью за период арендного договора.
Musharakah (совместное предприятие)
Musharakah — отношения между двумя или более сторонами, которые вкладывают в дело капитал, а также пропорционально разделяют чистую прибыль и убытки. Часто такой тип используется в инвестиционных проектах, аккредитивах, и при покупке недвижимого имущества или собственности. В случае недвижимого имущества или собственности, банк оценивает условную аренду и делит ее, как согласовано заранее. Все, кто предоставил капитал, имеют право принимать участие в управлении, но не обязаны это делать. Прибыль распределяется между партнерами в заранее оговоренных долях, в то время как убытки несет каждый партнер строго пропорционально по отношению к вложенному капиталу. Это понятие отличается от инвестирования с фиксированным доходом (то есть выдача кредитов).
Qard hassan/Qardul hassan (хороший кредит / доброжелательный кредит)
Это — кредит, предоставляемый на основе доброй воли, и дебитор обязан погашать только сумму кредита. Однако, дебитор, по его или её усмотрению, может заплатить дополнительную сумму сверх основной суммы кредита (не обещая это), в качестве знака признательности кредитору. В случае, когда дебитор не платит дополнительную сумму кредитору, эта операция является истинно беспроцентным кредитом. Некоторые мусульмане считают, что это единственный вид кредитования, который не нарушает запрет на riba, так как это — единственный тип кредита, который действительно не возвращает кредитору стоимость денег во времени.
Sukuk (исламские облигации)
Sukuk, множественное число صك Sakk, является арабским названием финансовых сертификатов, которые являются исламским эквивалентом облигаций. Однако, процентные облигации с фиксированным доходом не допустимы в Исламе. Таким образом, Sukuk — это ценные бумаги, которые соответствуют мусульманскому праву (шариату) и его инвестиционным принципам, которые запрещают взимание или уплату процента. Финансовые активы, которые удовлетворяют мусульманское право, могут быть классифицированы в соответствии с их способностью и не способностью продаваться на вторичных рынках.
Takaful (исламское страхование)
Takaful – это альтернативная форма страхования, которая может защитить мусульманина от риска получения убытков вследствие неудачи. Takaful основан на той идее что то, что является сомнительным относительно отдельного лица, может перестать быть неопределенным относительно очень большого количества подобных частных лиц. Страхование, комбинируя риски многих людей, позволяет каждому частному лицу пользоваться преимуществом, которое предусматривает закон большого количества.
Wadiah (ответственное хранение)
В Wadiah банк считается хранителем и попечителем средств. Человек депонирует средства в банк, а банк обеспечивает возвращение всей суммы депозита, или любой части невостребованной суммы, по требованию вкладчика. Вкладчик, по усмотрению банка, может быть вознагражден Hibah (см. выше) в качестве благодарности от банка за пользование средствами.
Wakalah (доверенность)
Имеет место, когда лицо назначает представителя, чтобы производить операции от его/ее имени, наподобие доверенности.
Исламские акционерные фонды
Исламский рынок акционерных фондов — один из наиболее быстро растущих секторов в рамках исламской финансовой системы. В настоящее время во всем мире насчитывается приблизительно 100 исламских акционерных фондов. Совокупные активы, управляемые этими фондами в настоящее время, превышают $5 миллиардов, и возрастают на 12-15 % в год. Учитывая постоянный интерес к исламской финансовой системе, существуют положительные признаки того, что будет учреждено еще больше фондов. Некоторые Западные крупные фирмы уже вступили в борьбу или думают о запуске подобных исламских акционерных продуктов.
Несмотря на эти успехи, этот рынок видел случаи плохого маркетинга, когда акцент делался на продукты, а не удовлетворение потребностей инвесторов. За прошедшие несколько лет закрылось множество фондов. Большинство фондов, как правило, нацелены на состоятельные частные лица и корпоративные учреждения с минимальными инвестициями в пределах от US$50,000 до US$1 миллиона. Целевые Рынки исламских фондов варьируются, некоторые обслуживают их местные рынки, например, инвестиционные фонды Малайзии и Персидского залива. Другие четко предназначены для Ближнего Востока и региона Персидского залива, пренебрегая местными рынками, и были обвинены в неспособности обслуживать мусульманское общество.
С момента создания исламских акционерных фондов в начале 1990-ых годов, были учреждены надежные контрольные показатели для акций с помощью индексов Dow Jones Islamic market (Индексы Dow Jones ввели индексирование исламского инвестирования в 1999 году), и FTSE Global Islamic Index Series. Вебсайт failaka.com проводит мониторинг исламских акционерных фондов, и предоставляет обширный список исламских фондов по всему миру.
Исламские деривативы
Международные нормы для исламских деривативов были учреждены в 2010 году при содействии Международного исламского Финансового рынка в Бахрейне и Международной Ассоциации Свопов и Деривативов, в Нью-Йорке. “Генеральное соглашение о Хеджировании” обеспечивает структуру, посредством которой, учреждения могут вести торговлю такими деривативами, как норма прибыли и валютные операции.
Исламское законодательство о торговле
Коран запрещает гэмблинг (азартные игры, с привлечением денег). Хадис, в дополнение к запрету на гэмблинг (азартные игры), также запрещает bayu al-gharar (рискованную торговлю, где арабское слово gharar означает «риск» или чрезмерную неопределенность).
Hanafi madhab (правовая школа) в Исламе определяет gharar как «то, последствия чего неясны». Правовая школа Shafi определила gharar, как «то, чья природа и последствия скрыты» или «то, что допускает две возможности, где менее желаемое, является более вероятным». Школа Hanbali определила это как «то, чьи последствия неизвестны» или «то, что является недостижимым, существует это или нет». Ибн Хазм из школы Zahiri написал, что «Gharar – это когда покупатель не знает то, что он купил, или продавец не знает то, что он продал». Современный ученый Ислама, профессор Мустафа Аль-Зарка, написал, что «Gharar — продажа возможных предметов, существование или характеристики которых не определены вследствие сомнительной природы, которая уподобляет торговлю азартной игре». Другие современные ученые, такие как доктор Сами аль-Сувайлем, использовали Теорию Игры пытаясь достигнуть более взвешенного определения Gharar, определяя это как «антагонистическую игру с неравными выигрышами».
Существует много хадисов, которые запрещают торговлю в gharar, часто предоставляя определенные примеры операций gharhar (например, продажа птиц в небе или рыбы в воде, улов ныряльщика, будущего теленка в утробе его матери и т.д.). Юристы искали много полных определений слова. Они также придумали понятие yasir (незначительный риск); финансовая операция с незначительным риском, рассматривается как halal (допустимым), в то время как торговля с значительным риском (bayu al-ghasar), считается haram.
Чем конкретно является gharar, полностью никогда не решалось мусульманскими правоведами. Главным образом, это связано со сложностью при принятии решения, что является, а что не является незначительным риском. Инструменты деривативов (такие как опционы) стали распространены только относительно недавно. Некоторые исламские банки действительно предоставляют брокерские услуги для торговли акциями.
Микрофинансы
Ключевое беспокойство у мусульманских государств и в последнее время у исламских банков вызывает микрофинансирование. Идеологически микрофинансирование совместимо с исламскими финансами, способно соответствовать шариату, и обладает большим потенциальным рынком. Инструменты исламского микрофинансирования могут улучшить защиту собственности и способствовать преобразованию жизни бедных слоев населения. Использования процентов, которые применяются в обычных продуктах и услугах микрофинансирования, можно легко избежать, путем создания гибридов микрофинансирования, предоставляемых на основе исламских договоров mudaraba, musharaka, и murabahah. Несколько учреждений микрофинансирования (MFIs), такие как FINCA Afghanistan применяют финансовые инструменты соответствующие исламу, которые выполняют критерии шариата.
Полемика
В Исламабаде, Пакистан, 16 июня 2004 года: члены ведущей исламистской политической партии в Пакистане, партии Muttahida Majlis-e-Amal (MMA), провели акцию протеста в виде забастовки из Национального собрания Пакистана против того, что они назвали непочтительными замечаниями участников меньшинства по поводу процентов в банковском деле:
Принимая участие в обсуждении бюджета, М.П. Бхиндара, меньшинство MNA [член Национального собрания]… упомянул декрет ученого университета Аль-Ажара, что банковский процент не являлся неисламским. Он сказал, что без процента, страна не могла получить иностранные займы и не могла достигнуть желаемого успеха. На его замечание вспыхнуло столпотворение, поскольку много участников MMA… протестуя, поднялись со своих мест и попытались ответить на высказывание г-на Бхиндары. Тем не менее, им не было позволено высказаться по порядку ведения заседания, что привело к их забастовке… Позже, команда министров убедила участников оппозиции… вернуться обратно на свои места… правительственная команда разрешила MMA ответить на замечания участника меньшинства…. Саибзада Фазал Карим сказал, что Совет исламской идеологии установил декретом тот факт, что процент во всех его формах является haram в исламском обществе. Следовательно, он сказал, ни один участник не имеет право отрицать этот урегулированный вопрос.
Некоторые исламские банки взыскивают в уплату стоимости денег во времени, традиционное экономическое определение процента (Riba). Эти учреждения критикуются в некоторых кругах мусульманского сообщества за то, что они не придерживаются строго шариату.
Понятие Ijarah применяется некоторыми исламскими Банками (например, Islami Bank в Бангладеш), чтобы поставлять товары и услуги, используя деньги в качестве средства передачи, вместо использования денег в более привычном виде. Фиксированная плата прибавляется к сумме займа, который должен быть оплачен банку, независимо от того, будет ли кредит генерировать доход от инвестиций или нет. Аргументация состоит в том, что, если сумма долга не изменяется в течение долгого времени, то это является прибылью и не процентом и поэтому будет приемлема в соответствии с шариатом.
Также Исламские банки критикуются за то, что они не применяют принцип Mudarabah приемлемым образом. Там где Mudarabah подчеркивает разделение риска, критики указывают на то, что эти банки стремятся принять участие в разделении прибыли, но имеют малое отношение к риску. Для некоторых в мусульманском сообществе эти банки могут соответствовать строгим правовым интерпретациям шариата, но избегают признания цели, которая ставит закон на первое место.
Большинство клиентов исламских банков расположено в странах Персидского залива и в развитых странах. Учитывая, что 60 % мусульман живут в бедности, исламское банковское дело приносит мало пользы для населения в целом. Большинство финансовых учреждений, которые предлагают исламские банковские услуги, принадлежат немусульманам. Принимая во внимание мусульман, работающих в этих организациях, занятых в маркетинге этих услуг и имеющих небольшой вклад в фактическое повседневное управление, достоверность этих учреждений и их услуг рассматривается с подозрением. Было обнаружено, что один малазийский банк, предлагающий инвестиционные фонды на основе ислама, инвестировал большинство этих фондов в игровую индустрию; менеджеры, управляющие этими фондами, не были мусульманами. Подобные истории складывают у общего мусульманского населения такое впечатление, что исламское банковское дело — просто другой способ для банков, чтобы увеличить прибыль посредством роста депозитов и что только богатые получают выгоду от реализации исламских банковских принципов.
Таким образом, полемика, которая окружает исламское Банковское дело, продолжается. Является ли исламское банковское дело действительно исламским? Это вопрос, который до сих пор является предметом дискуссий среди мусульманских научных кругов.