ОИК: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Идея сотрудничества государств, официальной религией которых является Ислам, имеет достаточно серьезные исторические корни. Она опирается на положение о том, что Ислам является основой равноправного сотрудничества между мусульманскими народами, т.к. «братство по вере выше национальной и всякой иной лояльности». В рамках данной идеи, как указывает ряд авторов, разрабатывались концепции «исламской экономики», «нового исламского экономического порядка», призванного уменьшить зависимость исламского мира от экономики развитых стран Запада, а также принципы общей оборонной стратегии мусульманских стран.
Движения, ставящие своей целью укрепление исламской солидарности в противовес усилению влияния стран Запада в Азии, стали возникать в 20-е годы прошлого столетия в процессе развития антиимпериалистических настроений на Ближнем и Среднем Востоке. Источники позволяют сделать вывод о том, что проявления солидарности мусульманских народов Ближнего и Среднего Востока в это же время пыталось использовать правительство Великобритании с целью закрепления в данном регионе, а также руководство Советской России, стремившееся обеспечить там свое присутствие.
В 1926 г. подобные идеи нашли свое развитие в деятельности Абдель Азиз ибн-Сауда – основателя Саудовской Аравии, – организовавшего в Мекке первый Всемирный мусульманский конгресс, в котором приняли участие представители большинства мусульманских стран, а также стран, обладающих сильными мусульманскими общинами (в том числе и представители СССР). Данное мероприятие, официально направленное на борьбу с европейскими колонизаторами, также должно было способствовать укреплению режима Ибн-Сауда, демонстрируя широкую поддержку его политики со стороны приверженцев Ислама.
Тем не менее, несмотря на относительную узость целей конгресса, он способствовал тому, что исламские лидеры начали приобретать опыт, необходимый для установления конструктивных контактов со своими единомышленниками и соседями, а также для совместного решения общих проблем в сфере взаимодействия со странами Запада. Накоплению соответствующего опыта способствовало и проведение аналогичных мероприятий в 1931 г. (Иерусалим), 1949 г. (Карачи), 1962 г. (Багдад)
В 1962 г. в Мекке по инициативе Саудовской Аравии была создана Лига исламского мира – первая «полноценная» международная организация, объединяющая исламские государства по религиозному принципу. Хартия данной организации провозглашала такие цели, как укрепление исламской солидарности, распространение идей Ислама, поддерживание постоянных контактов с ведущими религиозными деятелями и учеными, налаживание и развитие тесных отношений с адептами Ислама, проживающими в немусульманских странах, а также «поддержка священной войны мусульман везде, где бы она ни возникла».
Структура Лиги не была четко определена. Данная организация пыталась реагировать на основные региональные и глобальные вызовы целостности исламского мира, однако не стремилась к разработке механизмов решения общих для всех мусульманских стран проблем экономического и социального характера, что предопределило ее слабость и относительную неэффективность, сведя деятельность Лиги исламского мира к провозглашению политических деклараций наиболее общего характера.
Таким образом, в течение периода 1920–1960 гг. исламское сообщество не смогло выработать эффективный механизм межгосударственного взаимодействия для совместного решения проблем, с которыми столкнулись мусульманские государства после достижения независимости. В данный период перспективное развитие солидарности исламских стран на религиозной основе рассматривалось некоторыми выдающимися лидерами ряда государств в качестве удобного инструмента для укрепления собственных режимов и поднятия своего престижа на ближневосточной региональной политической арене, а также на мировой арене в целом. Однако опыт сотрудничества государств, накопленный в данный период, позволил сформировать достаточно прочную основу для развития конструктивного взаимодействия адептов Ислама на мировой арене в будущем.
Особенности структурного развития ОИК
Накопленный в течение рассмотренного выше периода опыт позволил лидерам мусульманских государств создать в 1969 г. Организацию Исламская конференция, ставшую основным органом межгосударственного сотрудничества в рамках исламского мира. Несмотря на то, что основным толчком к созданию ОИК стало поражение арабских армий в «Шестидневной войне», в Хартию данной организации были внесены цели, связанные с укреплением солидарности государств исламского мира, укреплением сотрудничества мусульманских стран в экономической, политической, социальной и культурной сферах, координацией их действий на международной арене, защитой независимости и национальных прав всех народов, исповедующих ислам и т.д.
В Хартии указаны также принципы взаимодействия членов данной организации, призванные способствовать реализации перечисленных целей: принцип равенства всех государств, входящих в состав организации, уважение независимости и территориальной ценности стран-членов Конференции, отказ от использования силы или угрозы силой в разрешении различных вопросов, возникающих в отношениях между исламскими странами и др.
Говоря о структуре ОИК, необходимо отметить, что она изначально была построена с учетом специфики политической культуры стран исламского мира, а также с учетом различия в политических режимах, установленных в них. Согласно учредительным документам ОИК высшим органом данной организации является Конференция монархов, глав государств и правительств, созываемая раз в три года.
Однако анализ опубликованных документов данного структурного подразделения позволяет предположить, что высокий статус Конференции монархов, глав государств и правительств является не более чем формальностью. Доказательством этого может служить хотя бы тот факт, что участники сессий данной Конференции обсуждают наиболее важные вопросы международной безопасности, экономического и культурного развития лишь в наиболее общих чертах, не принимая практически никаких решений, ограничиваясь лишь декларациями, не содержащими каких-либо рецептов решения возникших проблем.
В то же время решение важнейших вопросов развития и сотрудничества стран исламского мира передавалось Конференции министров иностранных дел стран-членов Организации, в задачи которой входит принятие ответственных решений, касающихся «генеральной линии» политики ОИК, отслеживание выполнения принятых решений и проверка их эффективности, обсуждение финансовых вопросов, а также координация действий стран, входящих в Организацию, в соответствии с ее целями и принципами.
Такое положение вещей вызвано, на наш взгляд, тем, что инициаторы создания Исламской Конференции старались «застраховать» данную организацию от влияния противоречий между авторитарными харизматическими лидерами исламских (в частности арабских) стран на процесс развития их сотрудничества. Поручение решения важнейших политических вопросов министрам иностранных дел, являющихся в большинстве своем образованными, квалифицированными и опытными дипломатами и политиками, уменьшало возможность сведения обсуждения данных вопросов к соревнованию амбиций и претензиям лидеров отдельных мусульманских государств на доминирование в рамках исламского мира.
Другой особенностью структуры Организации Исламская Конференция является обилие специальных комитетов и институтов, как временных, так и постоянных, которые возглавляются, как правило, главами государств, входящих в Организацию. В качестве структурных единиц такого рода необходимо отметить Комитет по проблемам Иерусалима, играющий основную роль в определении политики ОИК в отношении ближневосточного конфликта, Постоянный финансовый комитет, определяющий финансовую политику Организации и обеспечивающий финансирование ее мероприятий, а также Исламский комитет по экономическим, социальным и культурным проблемам.
Отметим также, что в разное время в рамках Исламской конференции был создан целый ряд фондов, центров и агентств, призванных координировать деятельность правительственных, общественных и частных организаций стран исламского мира в различных сферах (транспорт, научные исследования и т.д.), а также аккумулировать средства для их развития (Фонд исламской солидарности, Международный центр исламского образования, Исламский совет гражданской авиации и др.)
Говоря о структуре ОИК, необходимо также отметить, что в конце 80-х-начале 90-х гг. прошлого столетия в ее рамках появились подразделения, характерные для международных объединений интеграционного типа, призванные усилить координацию действий стран-членов Конференции в той или иной сфере. К подразделениям такого рода можно отнести Совет министров внутренних дел, основной функцией которого является разработка совместных мер по сокращению социальной базы терроризма, разработка и реализация общеарабской стратегии безопасности, а также Парламентский союз ОИК, призванный укрепить единство исламского мира в условиях постоянных перемен, происходящих на мировой арене
Основные направления деятельности ОИК на рубеже XX-XXI вв.
Несмотря на серьезные противоречия между членами данной Организации в политической и экономической областях, ОИК демонстрирует широкомасштабную политическую активность, особенно возросшую в конце ХХ столетия, когда в мире возникли серьезные конфликты на конфессиональной основе. В течение периода 1990-х гг. данная организация в той или иной форме принимала, или пыталась принять участие в разрешении таких серьезных конфликтов, как индо-пакистанский, косовский, а также конфликты в Афганистане и Чечне.
При этом необходимо отметить, что Чечня является не единственным регионом на территории бывшего СССР, который привлек внимание Исламской Конференции, более того, Организация является притягательной для мусульманских стран, которые получили независимость в течение последнего десятилетия, таких, как Казахстан, Узбекистан, Киргиз-стан, Азербайджан и др., тем более, что ОИК обладает широким спектром фондов и финансовых подразделений, призванных оказывать содействие развитию экономики исламских стран, что делает данную Организацию привлекательной, в частности, для новых независимых государств. Документы свидетельствуют, что в большинстве случаев надежды бывших республик СССР на финансовую помощь со стороны исламских финансовых институтов, являющихся частью структуры ОИК, были оправданными
Кроме того, надежды на поддержку ОИК питают мусульманские народы, не обладающие государственным статусом, такие, как крымские татары и косовские албанцы. Сами же члены Исламской Конференции неоднократно в течение периода 1990-х гг. выражали готовность оказать необходимую поддержку, как в одностороннем порядке, так и в сотрудничестве с другими международными организациями, а также в сотрудничестве с государствами, обладающими авторитетом на мировой арене.
Кроме того, стремясь к урегулированию отдельных конфликтов с участием мусульман, ОИК не упускает из вида и стратегическую перспективу, проводя исследования и представительные форумы, в рамках которых страны-члены организации пытаются разработать алгоритм бесконфликтного сосуществования и сотрудничества европейской и мусульманской цивилизаций, что, несомненно поднимает престиж данной организации на международной арене и способствует усилению ее влияния на мировые политические процессы в обозримой перспективе
Еще одним фактором, способствующим усилению авторитета Исламской Конференции, можно считать попытки указанной организации разработать эффективный механизм противодействия развитию международного терроризма, что может оказаться весьма ценным для мирового сообщества, т.к. мусульманские страны в течение середины-второй половины ХХ в. успели накопить солидный опыт как в сфере противодействия отдельным террористическим актам, так и в сфере профилактики роста экстремистских организаций. Однако необходимо отметить, что, несмотря на все усилия стран-участниц Организации, в частности, несмотря на организацию ряда специальных сессий ее высших органов, деятельность ОИК в этом направлении пока не увенчалась успехом и ограничивается в настоящее время лишь декларациями наиболее общего характера, осуждающими терроризм как таковой.
Таким образом, подводя некоторые итоги, можно сказать, что сотрудничество мусульманских государств на трансрегиональном уровне, начавшее развиваться еще в первой половине ХХ века, к настоящему времени достигло достаточно высокого уровня, несмотря на очевидные противоречия, существующие в отношениях между многими исламскими странами. Организация Исламская конференция, являющаяся основным органом сотрудничества в рамках исламского мира, в ходе своего развития сумела создать достаточно эффективный механизм взаимодействия государств-членов, сформировав свою структуру таким образом, чтобы охватить все важнейшие аспекты политической и экономической жизни мусульманских стран, снизив при этом риск усиления межгосударственных противоречий, возникающих в результате несовпадения интересов отдельных политических лидеров.
Развитие структуры данной Организации позволяет предположить, что в перспективе она может перерасти в полноценное интеграционное объединение. Вполне вероятно, что такое направление развития событий возможно в том случае, если руководство ОИК сумеет творчески переосмыслить опыт других региональных и трансрегиональных интеграционных объединений, адаптировав его к политическим традициям и политической культуре исламского мира.
Осмелимся предположить, что так или иначе, данная Организация «обречена» на то, чтобы играть заметную роль в современных международных отношениях, т.к. повышение политической активности исламских стран, усиление угрозы «исламского экстремизм»а и религиозно-политических течений исламского толка, направления развития новых независимых мусульманских государств и многое другое будут зависеть, в частности, от того, какую позицию в их отношении займет международная организация, претендующая на то, чтобы стать центром политической жизни исламского мира. В свою очередь, поддержка перечисленных политических сил может обеспечить ОИК, по крайней мере, временный подъем ее значения на международной арене и усиление ее влияния на мировые политические процессы.
Организация Исламская Конференция после иракского кризиса 2003 г.
Представляется, что не последнюю роль в подъеме авторитета ОИК играет позиция великих держав, в частности США, которые пытаются обеспечить свое присутствие в исламском мире не только политическими, но и силовыми средствами. Реакция мусульманских стран на такое вмешательство, подчас довольно грубое, на первый взгляд выглядит довольно сдержанной, что дает основания некоторым экспертам усомниться в том числе и в способности ОИК отстаивать свои интересы на мировой арене и обеспечивать достижение целей, содержащихся в Хартии данной организации.
Однако целый ряд документов Исламской конференции, в том числе общедоступных и размещенных в сети Internet, позволяет предположить, что ситуация, вызванная активным вмешательством США в дела мусульманских стран, является гораздо более сложной и может иметь далеко идущие последствия. Поводом для размышлений такого рода является деятельность ОИК, развернутая этой трансрегиональной Организацией после того, как Президент США обнародовал свой ультиматум, «отражающий его намерение атаковать Ирак» в 2003 году. С точки зрения развития международно-политической деятельности ОИК можно прогнозировать три основных последствия иракского кризиса 2003 г.
Первым последствием данного кризиса может стать падение авторитета Организации Объединенных Наций в исламском мире и дальнейшая переориентация общественного мнения мусульманских стран на более активную поддержку Исламской Конференции, что будет способствовать усилению ее престижа на ближневосточной региональной арене, а также на мировой арене в целом и, соответственно, усилению ее влияния на мировые политические процессы. Неэффективность действий ООН по предотвращению очередного конфликта на иракской земле стала очевидной для представителей руководства мусульманских государств после неоднократных обращений Генерального секретаря ОИК А. Белкези в различные институты данной организации с целью активизировать ее усилия в этом направлении.
Вторым последствием иракского кризиса, способным повлиять на политику Исламской Конференции и на политический климат на Ближнем Востоке и в других регионах, может стать обострение хронических конфликтов, развивающихся там с середины ХХ века, таких, как арабо-израильский и индопакистанский конфликты.
И, наконец, третьим последствием иракского кризиса 2003 г. применительно к ОИК, скорее всего, станет активизация политики данной международной организации в отношении мусульманских общин в тех странах, где Ислам не является государственной религией. Показателем этого, на наш взгляд, является тот факт, что уже 6 апреля 2003 г., практически сразу после начала операции США против Ирака по инициативе генерального секретаря ОИК было созвано совещание межправительственной группы экспертов по ситуации в мусульманских общинах и меньшинствах в государствах, не входящих в состав Исламской Конференции.
Целью данного совещания была разработка мер, способных улучшить жизненные условия мусульманских общин в неисламских странах и создать «благоприятные условия для развития их культуры». На данном совещании было принято решение о поддержке контактов с мусульманскими общинами как на уровне официальных отношений ОИК с соответствующими странами, так и на уровне межправительственных отношений отдельных стран-членов данной Организации с другими государствами, а также на уровне неофициальных контактов с отдельными общинами.
Несмотря на то, что на данном совещании преимущественное внимание было уделено проблемам развития культуры мусульманских общин и сохранения их конфессиональной идентичности, тогда как о повышении их политической активности не было сказано ни слова, сам факт проведения такого мероприятия в ходе военной операции США против Ирака выглядит символичным. Кроме того, развитие инфраструктуры мусульманских общин, так или иначе, будет способствовать их усилению и активизации их деятельности в сфере защиты не только культурных, но и политических прав, а также в сфере поддержки политики своих единоверцев, в связи с чем можно прогнозировать в обозримой перспективе увеличение количества выступлений мусульманских общин в неисламских странах, направленных на демонстрацию своей солидарности с исламским миром в условиях, когда страны Запада в очередной раз примут меры для укрепления своих позиций на Востоке силовым путем.
Таким образом, иракский кризис 2003 г. привел к определенным изменениям в расстановке сил, как на ближневосточной региональной арене, так и на международной арене в целом, активизировав деятельность институтов регионального и трансрегионального взаимодействия стран исламского мира, возможно в ущерб их участию в международных институтах универсального характера.
Россия и ОИК: возможные направления сотрудничества
В сложившихся условиях, когда Организация Исламская Конференция получает возможность усилить свой престиж и сплотить своих членов, когда внешние обстоятельства создают потенциальную возможность для усиления воздействия данной Организации на региональные и мировые политические процессы, ОИК должна стать объектом пристального внимания со стороны российского руководства, дипломатического корпуса и представителей академического сообщества. Очевидно, что как бы ни развивались отношения между Российской Федерацией и ОИК, позиция последней будет оказывать существенное влияние на политический климат как внутри страны (учитывая более чем значительное количество мусульман среди российских граждан), так и на международно-политическую ситуацию, складывающуюся вокруг России.
Несомненной представляется роль ОИК в определении внешнеполитического курса РФ на таком стратегически важном направлении, как страны СНГ, не говоря уже о положении РФ на Ближнем Востоке, который традиционно является одним из приоритетов внешней политики России. Другими словами, руководство РФ должно разработать оптимальную модель взаимоотношений с этой Организацией, позволяющую, с одной стороны, активно взаимодействовать с ней, поддерживая в случае необходимости мусульманские страны на мировой арене и, в свою очередь, пользуясь их поддержкой, а с другой – не требующую отказа от своих интересов в регионах, населенных мусульманами, и не допускающую пересмотра своих государственных границ.
Учитывая сложность выполнения данной задачи, а также неоднозначный характер взаимоотношений нашей страны с Организацией Исламская Конференция по поводу афганской и косовской проблем, не вызывает удивления тот факт, что возможность сближения РФ и ОИК, наметившегося в 2003 г. стимулирует полярные оценки со стороны экспертов, политиков и общественных деятелей.
Вполне очевидно, что и оптимистическая, и пессимистическая точки зрения на перспективы взаимодействия РФ и Организации Исламская Конференция имеют под собой серьезный фундамент и, кроме того, могут являться отражением двух политических тенденций, развивающихся как в российском обществе в целом, так и в рамках его элиты. В связи с этим представляется полезной попытка определить границы эффективного сотрудничества России и ОИК, а также основные направления этого сотрудничества и их возможные последствия для нашей страны.
В качестве одного из первых направлений сотрудничества можно назвать взаимодействие в сфере противодействия радикальным организациям, ставящим, в том числе и задачи по отделению ряда территорий, которые носят откровенно террористический характер. Российское экспертное сообщество неплохо осведомлено о том, какой богатый опыт накопили мусульманские страны в сфере борьбы с радикальными проявлениями, способными подорвать государственный строй и престиж государства.
Более подробное ознакомление российской стороны с методами, позволяющими снизить возможность негативного влияния конфессионального фактора на политическое пространство, станет возможным после установления тесных контактов с ОИК и позволит разработать более или менее эффективный механизм противодействия как идеологии чеченского сепаратизма, развивающего свою деятельность под знаменем «ваххабизма», так и проявлениям религиозного экстремизма в тех регионах РФ, где доминируют адепты Ислама.
Во-вторых, необходимо отметить, что принятие России в состав ОИК, пусть даже в качестве наблюдателя, позволит нашей стране использовать инвестиционные и торговые возможности богатых нефтедобывающих стран исламского мира, заинтересованных в передовых российских технологиях, в частности оборонных, а также в сельскохозяйственной продукции. Расширение экономических и финансовых связей между РФ и странами-членами ОИК позволило бы поднять уровень российского производства, создать новые рабочие места и обеспечить, таким образом, условия для подъема российской экономики в целом. Естественно, что в первую очередь экономическое сотрудничество будет развиваться в сфере военной промышленности, а также в сфере ядерной энергетики, где успехи российских ученых и производителей могут легко конкурировать с достижениями их западных коллег.
Результатом этих двух направлений сотрудничества может стать укрепление международного влияния России. Тесное взаимодействие с крупнейшей международной организацией исламского мира позволит восстановить позиции РФ в сфере урегулирования таких хронических региональных конфликтов, как ближневосточный, индо-пакистанский и т.д., а это, в свою очередь, может оказать позитивное воздействие на повышение статуса нашей страны в ООН и на формирование принципиально новых позиций на переговорах со странами Запада и ведущими западными международными институтами.
Этот результат, на наш взгляд, является выгодным и для самой Исламской Конференции. Не надо забывать о том, что РФ – постоянный член СБ ООН, член «Большой восьмерки», член Парламентской ассамблеи Совет Европы и, кроме того, крупнейшая ядерная и космическая держава. Интенсификация сотрудничества России с ОИК способна автоматически поднять статус данной организации на мировой арене, а также способствовать реформированию концептуальных основ ее деятельности и формированию более совершенных подходов к решению актуальных проблем, вставших перед исламским миром в начале третьего тысячелетия.
А. Балашов, к.и.н., доцент кафедры регионоведения ННГУ им. Н. И. Лобачевского
Научный альманах «Ислам в современном мире»
(публикуется в сокращении)