МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА
1. Каменный век.
Начальная эпоха истории человечества получила научное название каменный век. Каменный век подразделяют на палеолит (древнекаменный век), мезолит (среднекаменный век) и неолит (новокаменный век).
Формирование современного рельефа Кавказа началось около 10 млн лет назад. Первоначально Большой Кавказ представлял собой крупный остров с равнинным рельефом. Из-за постоянной вулканической деятельности шло образование горного рельефа и погружение межгорных прогибов.
Поднятия гор, оледенения, мощные извержения вулканов наступление и отступление морей формировали ту сложную и меняющуюся природную обстановку, в условиях которой протекали ранние этапы истории человека на Кавказе.
Начальная эпоха истории человечества получила научное название каменный век. Каменный век подразделяют на палеолит (древнекаменный век), мезолит(среднекаменный век) и неолит (новокаменный век).
Палеолит. Палеолит охватывает время от появления человека на земле (около 2,5 миллионов лет назад) до начала современной геологической истории (до 10 тысячелетия до н. э.).
В свою очередь палеолит делят на несколько эпох, соответствующих этапам развития человека и его материальной культуры. Это олдувейская и аббевильская эпохи, соответствующие начальному этапу истории человечества, ашельская (400-80 тыс. лет до н. э.), мустьерская (80-35 тыс. лет до н. э.) и верхнепалеолитическая (35-10 тыс. лет до н. э.).
Кавказ является одним из древнейших мест обитания человека. На территории Кавказа найдено значительное количество стоянок первобытных людей эпохи палеолита (древнекаменного века), а также остатки окаменевших костей различных животных, живших в те времена на земле: мамонтов, носорогов, пещерных медведей, бизонов, оленей и др. Имеются такие находки и на территории Ингушетии. В Ингушском государственном музее краеведения хранятся зубы мамонтов, найденные на территории Сунженского района. На водоразделе между реками Сунжей и Назранкой на территории Гамурзиевского муниципального округа города Назрань обнаружены ранние памятники среднего палеолита (эпоха мустье), изготовленные из камней местных пород. Ученые считают, что здесь в древности существовала мастерская по первичной обработке камня. Отдельные находки каменных орудий этого времени сделаны у селения Экажево и Насыркортского муниципального округа г. Назрань.
Эти находки свидетельствуют о широком расселении людей на территории Северного Кавказа, в том числе и на территории Ингушетии. Люди в эпоху мустье умели обрабатывать камень, делать из него различные орудия труда и оружие для охоты (остроконечники, скребла, каменные топоры и т.д.).
Мезолит. Между эпохой палеолита (когда человек занимался в основном охотой и собирательством) и эпохой неолита (возникло земледелие и скотоводство) находится промежуток времени, получивший название мезолита. Для Северного Кавказа это 10-6 тыс. лет до н. э.
В эту эпоху произошли заметные изменения в образе жизни людей и в характере их материальной культуры. Возможно, что уже в этот период начали применяться луки и стрелы, охота и собирательство стали более интенсивными. Рыболовство приобрело важное хозяйственное значение.
Для этого периода характерны мелкие орудия из кремния – микролиты, которые вбивались в основу из дерева или кости и служили ножами, скреблами для обработки кож, дротиками. Чаще всего микролиты использовались как наконечники для стрел. Подобные орудия часто встречаются на территории Ингушетии. В целом же мезолит на территории Ингушетии почти не изучен.
Неолит. Эпоха неолита на Северном Кавказе датируется 6-4 тысячелетиями до н. э. Неолит для становления человеческой цивилизации имел огромное значение.
Человек современного вида (человек разумный, как называют его ученые) появился на земле около 40 тысяч лет назад. На протяжении 30 тысяч лет люди с помощью изготовленных ими орудий труда умели получать только то, что давала природа, то есть у них был присваивающий тип хозяйствования. В этот период пищу добывали охотой, рыболовством и собирательством съедобных растений. Поэтому жизнь человека сильно зависела от природных и климатических условий. Продолжительность жизни была короткой. В результате численность людей на огромных пространствах Земли была очень невелика.
Жизнь человека изменилась, когда он научился производить пищу – сеять хлеб, обеспечивавший пищей круглый год, и разводить скот, дававший молоко, мясо, шкуры, шерсть. Таким образом, произошел переход от присваивающего к производящему ведению хозяйства. Этот переход в науке получил название неолитической революции.
Переход к производящему типу хозяйствования привел не только к усовершенствованию орудий труда, но и к появлению посуды (сначала плетеной, потом из глины), что позволило лучше готовить и хранить пищу. Повышение уровня жизни людей способствовало и увеличению их численности.
Были усовершенствованы орудия труда и охоты – люди научились шлифовать камень, сверлить отверстия в каменных орудиях.
Лишь после того как в эпоху неолита человек сам научился производить пищу, стал возможным дальнейший прогресс и появление первых цивилизаций.
На Северном Кавказе неолитические памятники обнаружены во многих местах. На территории Ингушетии неолитические поселения зафиксированы у с. Али-Юрт и на территории строительства города Магас. Находки (каменный топор и др.) из Магасского поселения можно увидеть в Ингушском государственном музее краеведения. Само же поселение во время проведения строительных работ было уничтожено. Обнаружены также очень интересные заготовки каменных неолитических клиновидных топоров на Терском хребте у станицы Вознесеновской Малгобекского района Ингушетии, датируемые 5 тысячелетием до н. э.
Люди стали обустраивать жильё. У них появились постоянные дома из глины и камня, а затем и из сырцового кирпича. Неолитические племена уже умели строить жилища, которые представляли собой легкие постройки из плетеного каркаса, обмазанного с обеих сторон глиной. Для внутренних перегородок и печей уже применялись специальные заготовки из слабо обожженной глины, имевшие форму продолговатых, утолщенных с одного края «лепешек». В горных районах жилища строились из камня. С течением времени (в VIII тысячелетии до н. э.) появились целые поселки, иногда даже окруженные стенами.
На протяжении эпохи неолита земледелие и скотоводство занимали ведущее положение в экономике северокавказских племен.
Развитие земледелия привело к существенным изменениям в форме орудий труда. С помощью каменного топора-тесла вырубались деревья и кустарники, расчищались участки земли для посевов, сооружались жилье и хозяйственные постройки, изгороди, изготовлялись деревянные орудия труда. Топоры-тесла использовались также как наконечники для мотыг, с помощью которых рыхлили землю, рыли ямы, добывали глину и т.д. Известны были неолитическим племенам Северного Кавказа двусторонне обработанные орудия, служившие преимущественно наконечниками мотыг, а также терки и песты, предназначенные для размола растительной пищи.
Судя по находкам орудий труда, предназначенных для обработки дерева (долота и долотообразные орудия), обитатели неолитических поселений широко использовали в быту разнообразные деревянные поделки и утварь, которые не сохранились.
Обработка кости, шкур и кожи также занимала немаловажное место в хозяйстве неолитических племен. Однако в ту пору уже зарождалось ткачество, что подтверждается находками отпечатков плетения на глиняных изделиях.
Быстро развивалось производство глиняной посуды. Некоторые сосуды, обнаруженные во время археологических раскопок, украшены прочерченным на поверхности орнаментом.
Среди находок имеется глиняная антропоморфная (изображающая человека) статуэтка, что может свидетельствовать о развитии религиозных представлений.
Неолитические племена Северного Кавказа поддерживали связь с населением сопредельных областей. Особенно тесной она была с Закавказьем и Передней Азией. Контактировали также с племенами, жившими на территории Приазовья и нынешней Украины.
2. Хурриты (II-I тыс. до н. э.)
Первые сведения о хурритах
Начиная с III тыс. до н. э. с территории распространения майкопской культуры несколькими волнами расселяются на юг и юго-запад хурриты – народ хурри, как они себя называли (от хурритского «хурри» – «утро, восток»; ср. инг. «Iуйре» – «утро»). Первая волна переселения хурритов на юг в Месопотамию и на запад в Сиро-Палестину относится к середине III тыс. до н. э.
К середине III тыс. до н. э. относится упоминание хурритов в шумерских и аккадских надписях под именем народа су (субир, субареи). Это подтверждается и многочисленными заимствованиями из хурритского языка, обнаруженными исследователями в шумерском и аккадском языках.
Первые надписи на каменных таблицах и на печатях на хурритском языке, известные ученым, относятся к последней четверти III тыс. до н. э. В основном это имена правителей: «Тишадаль, жрец-правитель Уркеша», «Аришена, царь Уркеша, Хавала и Навара», «Аришена, царь Карахара».
В начале II тыс. до н. э. встречаются хурритские имена людей разного социального положения (от правителей до подневольных работников) в надписях, происходящих с гор Тавра, на юго-востоке Малой Азии (где впоследствии сложилось хурритское государство Киццуватна) и из северной зоны Верхней Месопотамии в верховьях реки Западный Хабур, притока Евфрата.
Продвижение хурритов на новые территории продолжалось и во II тыс. до н. э.: так, еще в XX—XIX в. до н. э. центр района севернее горной гряды Хамрин носил древнейшее название Гасур, но к XVI в. до н. э. этот район заняла группа хурритов, давших ему название Аррапхе, а Гасур был переименован в Нузи. Между XVIII и XVI в. до н. э. хурритское население древнего Алалаха значительно возросло. К середине II тыс. до н. э. хурриты преобладали и в Угарите.
В долине реки Арацани на востоке Малой Азии было создано хурритское государство Алзи. Севернее Алзи, на юго-восточном побережье Черного моря и в долине реки Чорохи, складывалось предгосударственное объединение хурритских племен Ацци-Хайаса, на месте которого в XIII в. до н. э. появилось государство, известное под названием Страна диаухов (греческое название «Страна таохов»).
Исследователями отмечено, что хурриты нигде не уничтожали и не вытесняли местное население – оно везде мирно сосуществовали с населением, принадлежащим к другим этническим группам.
Ханигальбат/Миттания
В XVII в. до н. э. уже существовало мощное хурритское государство Ханигальбат, более известное под названием – Миттания (от «мата» – «страна»; ср.: инг. «мата» – «родина», «меттиг» – «место»). Также ее называли Нахриана или Нахарина. По мнению исследователей, слово Нахриана происходит от древнеегипетского «страна рек», от «нахр» – «река» – так Ханигальбат называли египтяне (это государство располагалось между реками Евфрат и Тигр); но, возможно, что это древнеингушское (хурритское) «страна (земля) людей» – ср.: инг. «наьха аре».
Столицей Ханигальбата был город Вашшукани, местонахождение которого до сих пор не установлено.
К концу XVII в. до н. э. ученые относят начальный этап усиления хурритов в Передней Азии. В это время хурриты Ханигальбата совершили военный поход в глубь Малой Азии на территорию мощной Хеттской державы. Хеттский царь Хаттусили I с большим трудом отразил их вторжение и закрепил за собой территорию между горами Тавра и рекой Евфрат.
Сын Хаттусили I Мурсили I в 1595 г. до н. э. напал на город Халпа (современный Халеб) в Северной Сирии и на Вавилон. Во время этого похода имели место небольшие стычки с хурритами в окраинных территориях Ханигальбата – углубляться в земли хурритов Мурсили I не решился. В дальнейшем в Хеттском царстве начались длительные внутренние междоусобицы, что способствовало возвышению и укреплению Ханигальбата.
Первый достоверно известный царь Ханигальбата – Шуттарна I сын Кирты (ср. ингушские имя Шутар и имя рода Кхорто), правивший в конце XVI в. до н. э. После него правил Параттарна. В хурритском городе-государстве Алалахе правил в это время Идрими.
Наиболее могущественным царем Ханигальбата в XVI в. до н. э. был царь по имени Саусаттар, носивший титул «царь Ханигальбата, царь воинов хурри». Он проводил политику объединения всех хурритских государств. При нем Аррапхе, хурритское государство, расположенное за рекой Тигр (на левобережье), находилось под сильным влиянием Ханигальбата. Саусаттар заключил договор с царем другого хурритского государства Киццуватна, расположенного в юго-восточной части Малой Азии на побережье Средиземного моря. Ему подчинялся и Алалах. Саусаттару удалось захватить и разграбить город Ашшур, центр будущей Ассирийской державы. Ашшур не был включен в состав Ханигальбата, но в нем сидел ханигальбатский посол, принимавший участие в работе Совета старейшин Ашшура. На вассальных правах Ханигальбату подчинялись многие города-государства восточной части Малой Азии. Непосредственно в состав Ханигальбата были включены область Кадмухи на Верхнем Тигре и некоторые области севернее его притоков. В Сирии и Палестине правителями многих городов-государств являлись хурриты, поддерживавшие союзнические отношения с Ханигальбатом. При Саусаттаре Ханигальбат стал одной из сильнейших мировых держав.
Кроме Хеттского царства, Ханигальбат вел постоянные войны за господство над важными торговыми путями и стратегическими местностями с другой великой державой древнего мира -Египтом. Это борьба продолжалась с переменным успехом около ста лет, с конца XVI в. до н. э., когда фараону Египта Тутмосу I впервые удалось выйти на Евфрат, до конца XV в. до н. э. — времени правления Артадамы и Тутмосиса IV в Египте, когда между ними был заключен мир, скрепленный династическим браком между фараоном Тутмосисом IV и дочерью Артадамы I.
После смерти царя Тушратты, правившего в первой четверти XIV в. до н. э., в Ханигальбате начался период смут, шла борьба за царский престол. В дела государства активно вмешивались великие державы, особенно Хеттское царство, которому в конце концов удалось посадить на ханигальбатский престол своего ставленника Шаттивасу.
Это привело к тому, что преобладание Ханигальбата в Передней Азии закончилось: на западе усиление хеттов, на юго-западе наступал Египет, на востоке поднялась Ассирия, прежде до крайности утесненная союзным Ханигальбату хурритским государством Аррапхе.
В XIII в. до н. э. государство Ханигальбат прекратило свое существование. После падения Ханигальбата в скором времени и Аррапхе превратилось в плацдарм сражений между Ассирией, уже претендовавшей на роль великой державы, и Вавилонией.
Но история хурритов и хурритских государств с падением Ханигальбата и Аррапхе не закончилась. В конце II – первой половине I тыс. до н. э. продолжали существовать довольно крупные хурритские государства: Киццуватна на юго-востоке Малой Азии, Страна диаухов на юго-восточном побережье Черного моря, Мана (Матиена) восточнее озера Урмия, Алзи в верховьях Евфрата и другие более мелкие государства. Также и в жизни Хеттского царства на всем протяжении его истории хурриты, составлявшие значительную часть населения его восточных районов, играли немалую роль.
Культура хурритов
Хурритам принадлежит значительное место в культурной истории человечества. Они создали и распространили по всему цивилизованному миру той эпохи различные военные технологии: боевую двухколесную колесницу, таран, составной лук. Ими были изобретены различные музыкальные инструменты, среди которых горн, зурна, арфа, скрипка.
Многие исследователи отмечают исключительную роль хурритов в ознакомлении древних народов с новыми изобретениями. Английский археолог-востоковед Леонард Вулли пишет о хурритах: «Легко смешиваясь с другими народами (мы находим хурритские имена в табличках из Южной Месопотамии времен третьей династии Ура, а также обнаруживаем хурритов в Южной Палестине в допатриархальный период), они были непревзойденными посредниками в передаче культурных идей».
Опорами хурритских государств были большесемейные общины. Существовали общины ткачей, керамистов, торговцев и т.д. Каждая община имела свою оборонительную башню (прообраз ингушских боевых башен). Иметь такую башню было делом престижа. Известны целые башенные города хурритов – башенный город Унабше стоял на высоком берегу Евфрата на террасе Хамрин.
Керамика хурритов имеет оригинальные формы и декор, отличающийся изяществом и легкостью построений. Изысканный стиль резных печатей хурритского круга, изобретение катаного стекла для цветных флаконов и бус – все это выделяет художественные промыслы хурритов на фоне современных им культур как самобытные и по уровню развития наиболее высокие. К позднехурритскому искусству (начало I тыс. до н. э.) относится замечательный золотой кубок со сценами из хурритских мифов, найденный вблизи озера Урмия.
В дальнейшем ассирийцы, хетты, евреи и другие древние народы многое унаследовали от них.
Религиозные воззрения хурритов
В хурритском пантеоне царствует триада: верховный бог – бог грозы Тешуб, его супруга — Хебат и богиня любви и плодородия Шавушка (Сауска), которая иногда выступает в мужской ипостаси. Священными животными, спутниками Тешуба, были быки Шерри (Серри) и Хурри, имена которых переводятся как «вечер» и «утро» (ср.: инг. «сейри» – «вечер» и «Iуйре» – «утро»), и теленок Тилла. Почитали хурриты обожествленные горы Намни и Хаззи и реку Аранцхи (р. Тигр).
Среди почитаемых хурритами божеств: «отец богов» Куммарве, бог подземных вод и мудрости Эа, бог солнца Шимигге, бог луны Кужух, боги войны Аштаби и Нубадиг, бог огня Иршаппа и другие.
Во главе женских божеств стоит Хебат – супруга Тешуба. Почитались супруги и других богов: супруга Куммарве – Шалуш, супруга Эа – Тапкина, супруга Кужуха – Никкаль, супруга Шимите -Айа, богиня преисподней Алани, богини судьбы Худеллуры и т.д.
Был развит культ предков, которых особо чтили в большесемейных святилищах. Предков изображали в виде небольших фигурок.
Сохранились названия хурритских месяцев. Год начинался с месяца выносных очагов – Кинуну. Один из месяцев был посвящен предкам – Аттанашве. В это месяц необходимо было совершать жертвоприношения отцовским богам. Зимнее полугодие государства Аррапхе открывал месяц шехли Тешуба – месяц дождя. Следом шел месяц шехли Нергала – месяц сева. Последний месяц зимнего полугодия назывался Курилли – месяц снопа.
Хурритские жрецы применяли гадание по внутренностям жертвенного животного, что было распространено у многих народов Передней Азии, и гадание по птичьему полету, которое имело место у родственных хурритам этрусков, живших на Апеннинском полуострове.
Литература хурритов
Образцов литературы на хурритском языке сохранилось немного: в школьных прописях из Телль эль-Амарны, копиях из Эмара, Угарита и Хаттуши. Особенно широко представлены хурритские заклинания. До нас дошли небольшие фрагменты жанра диалога. Сохранилась «нотная» запись культово-любовной песни.
Известна хурритская версия шумерского эпоса о Гильгамеше. Хурриты не просто перевели эпос, но переработали и дополнили его. Хурритская версия излагает более пространно центральный эпизод поэмы: апогей подвигов Гильгамеша и Энкиду – одоление чудовища Хумбабы, хранителя кедровой рощи.
Литература хурритов дошла до нас в основном в переводах на хеттский язык. Наибольшее значение хурритских произведений, дошедших до нас в хеттских переводах, имеют эпические поэмы «О царствовании на небесах», где рассказывается о переходе власти от одной династии богов к другой, и «Песнь об Улликуме», которая продолжает сюжетную линию первой поэмы.
В эпосе «О царствовании на небесах» рассказывается о смене поколений богов. Первоначально на небе царствовал бог Алалу (Халалу), а бог неба Ану (ср.: устаревшее ингушское слово «ане» – «небо») служил у него виночерпием. Девять веков служил Ану Алалу. По истечении этого срока Ану изгоняет его на землю, а сам занимает его престол. Ему прислуживает Куммарве – бог без имени. Имя Куммарве означает «тот, кто из Куммы» — инг. «Куммар ва» (город Куммы являлся религиозным центром хурритов). Через девять веков Куммарве также восстает против Ану. Ану бежит, взлетая на небо, но Куммарве, ухватив его за ноги, заглатывает его мужскую силу.
Стал Куммарве после того потешаться
Над изувеченным богом, так говоря ему:
- Какой же ты теперь властелин,
Раз не смог уберечь свою силу мужскую?
Победившему Куммарве Ану предсказывает рождение трех богов: бога грозы Тешуба, его помощника Ташмишу и бога-реки Аранцхи (хурритское название Тигра). Как и предсказывал Ану, из головы Куммарве рождаются боги Тешуб, Аранцхи, Ташмишу.
Когда же Куммарве родил,
Потом отошел от родин,
Возгневался сильно.
-Нет, не могу допустить я,
Чтоб жили рожденные мною!
То Ану нарочно зачал их во мне,
Желая меня уничтожить!
Убью я Бога Грозы и всех остальных!
Его успокаивал Эа:
-Послушай мой ты совет:
Не трогай ты Бога Грозы,
Лучше царем его сделай!
Но не сумел мир любящий Эа
Утихомирить Куммарве.
Зато его услышал сам Бог Грозы:
-Вот, я вижу теперь намеренье злого Куммарве!
Но пусть не грозится меня он убить – не удастся!
В итоге Тешуб низвергает Куммарве и занимает небесный престол.
В «Песни об Улликумме» речь идет о том как Куммарве пытается отомстить Тешубу и вернуть власть над богами. Для этого, сочетавшись со скалой, он порождает каменное чудовище, с чьей помощью решает разрушить священный город богов Куммы, низвергнуть Тешуба и вновь стать верховным богом. Имя чудовищу Куммарве дал Улликумми, что означает «Разрушитель Куммов».
По поручению Куммарве боги Ирширры отнесли младенца Улликумми в море и положили на плечо Упеллури – гиганта, поддерживающего Вселенную.
И стал малыш расти на глазах –
На четверть версты вырастал он за месяц.
И вот вырос Улликумми высоким,
Достигая головой богов в небесах.
Первым Улликумми заметил Шимиге – бог солнца и сообщил о нем Тешубу. Встревоженный Тешуб вместе с братом Ташмишу и сестрой Шавушкой – богиней любви и плодородия отправился на гору Хаззи взглянуть на чудовище. Его вид привел богов в трепет.
Едва увидел Бог Грозы Улликумми,
Тотчас глаза его затуманились страхом.
Сел он на землю и начал рыдать, говоря:
-Боюсь, что не выстою в битве с таким исполином.
Кого не испугает чудовище это?
Шавушка попыталась победить Улликумми своими чарами, но безуспешно: Куммарве предусмотрительно (потому что раньше Шавушка очаровала и погубило другое чудовище – Хедамму) создал его слепым и глухим.
И стал Тешуб собираться на битву.
Сначала велел привести священных быков, Шерри и Тиллу,
Приказал натереть им рога благовониями,
А потом в упряжку поставить.
Потом велел он вызвать страшные грозы, ветры и ливни.
И брат Ташмишу все это выполнил быстро.
И вот на колеснице, влекомой быками,
С оружьем, сопровождаемый тучами,
Бог Грозы отправился к морю.
Увидал Улликумми и изумился-
В двести раз увеличился колосс из камня.
Но тут подошли к морю другие боги,
Громыхая громами, желая
Сразиться с тем, кто сулил им беду.
Всего же семьдесят было богов.
Первым бросился в бой бог-воин Аштаби,
Но с великаном из камня он сладить не смог –
Опрокинулся в море.
А Улликумми тем временем плечи расправил свои,
Потряс небеса, потому что головою своей
Упирался в чертоги богов –
Девять тысяч верст было в нем высоты.
Боги были бессильны перед Улликумми. Лишь мудрому богу Эа пилой, которой при сотворении мира земля была отделена от неба, удалось отрезать Улликумми от Упеллури и тем лишить силы.
В хеттском изложении дошел до нас миф о рожденном Куммарве и дочерью моря Шертабшухури змее Хедамму, ненасытном чудовище, уничтожающем человечество. С ним удалось справиться лишь Шавушке, покорившей чудовище своими чарами.
3. Этруски (VIII-III вв. до н. э.)
Родственный хурритам и урартам нахоязычный народ жил в I тыс. до н. э. на Апеннинском полуострове. Сами себя они именовали «арасены» (или «расены»), греки называли их «тиррены» или «тирсены», а римляне – «туски» («тушки») или «этруски». Название этруски закрепилось в науке. Основная область расселения этрусков, расположенная на северо-западе современной Средней Италии, получила у римлян название – Этрурия, а от этнонима «туски» в средние века произошло название области Тоскана, так ее называют и в настоящее время.
Почвы в Этрурии были очень плодородны, здесь протекало множество рек, самая крупная — Арно. Богатые залежи медной и железной руды, строевой лес, выход к морю – все это создавало наиболее благоприятные условия в I тыс. до н. э.
Этруски появились в Италии в конце II тыс. до н. э., мигрировав с востока, с территории Малой Азии. С VIII в. до н. э. главным очагом этрусской цивилизации была Этрурия, откуда этруски путем завоеваний расселились на север до Альпийских гор и на юг до Неаполитанского залива, заняв таким образом большую территорию Средней и Северной Италии.
У этрусков никогда не было единого государства. Этрурия являлась федерацией 12 самостоятельных городов-государств. Каждый город чеканил собственную монету, на которой изображался его символ.
В состав двенадцатиградья входили города-государства Вейи, Тарквинии, Цере, Вольсинии, Рузеллы, Ветулония, Арреций, Перузия, Волатерры, Вольцы, Клузий, а также Фезуллы или Кортона.
Кроме самого города, в состав городов-государств входили зачастую и другие поселения и города, расположенные поблизости, а жители таких поселений и городов являлись полноправными членами города-государства.
Этруски сохраняли число членов федерации, несмотря на появление экономически развитых городов, мощнее старых центров. Новые центры принимали в федерацию только в случае выбытия одного из членов (к примеру, вследствие военного разгрома). Так, после падения Вей, разрушенных Римом в 396 г. до н. э., на их место в федерацию была принята Популония, остававшаяся до того времени, несмотря на свое экономическое значение крупного порта и важного центра металлургии, в составе города-государства Волатеры.
Кроме древнейшего двенадцатиградья в Этрурии, в более поздние времена этруски образовали два новых двенадцатиградия: в Северной Италии в обширном бассейне реки По и на западе современной Средней Италии в Лации и Кампании. В процессе колонизации этруски в одних случаях основывали новые города, в других устанавливали свое господство в городах местного населения. Например, в VI в. до н. э. в Риме правили этрусские цари (Тарквинии Древний, Сервий Туллий, Тарквинии Гордый), хотя Рим как город-государство зародился еще в VIII в. до н. э.
Во главе каждого города-государства стояли цари – лукумоны. Власть их была пожизненной, но они не имели права передавать ее по наследству. По смерти царя избирался новый царь. Лукумон являлся верховным судьей, военным предводителем и главным жрецом города-государства.
Развитие хозяйства, в том числе и обширная внешняя торговля, а также завоевание новых территорий способствовали обогащению и усилению этрусской знати. В VI в. до н. э. власть царей была заменена властью олигархии, то есть властью наиболее знатных горожан. Таким образом, в VI в. до н. э. в Этрурии возникают олигархические республики, власть в которых принадлежала ограниченному числу горожан – наиболее знатных и богатых членов этрусского общества.
Каждую весну в главном этрусском святилище в городе Вольсинии собирались главы этрусских городов-государств. К этим собраниям были приурочены общенародные игры и ярмарки. Собравшиеся обсуждали вопросы общей политики, совершали жертвоприношения. Здесь выбирали главу Этрусской федерации. Реальной политической власти глава Этрусской федерации не имел. Даже решения собрания глав этрусских государств носили только рекомендательный характер. Они не подлежали обязательному исполнению. Глава Этрусской федерации считался верховным жрецом этрусков. Федерация была преимущественно религиозным союзом. Но в случае достижения общего решения о совместных военных действиях глава Этрусской федерации возглавлял свободное войско городов-государств. Так, Порсена, пытавшийся восстановить в Риме власть изгнанного оттуда этрусского царя Тарквиния Гордого, выступал не только как царь города-государства Клузия, но и как глава федерации. Но военно-политические союзы этрусских городов-государств были очень редки. Города воевали, мирились, заключали союзы независимо друг от друга и от общего согласия. Отсутствие военно-политического единства этрусских городов явилось одной из причин их поражения в борьбе с Римом.
Этруски активно вели торговлю и колонизацию новых территорий. В VII-VI вв. до н. э. их интересы в Сицилии, Сардинии, Корсике, Южной Галлии и Испании сталкивались с интересами карфагенян, что не раз приводило к возникновению столкновений между ними. Однако появление в Западном Средиземноморье греков заставило этрусков и карфагенян объединиться против общего врага. Греки в это время активно колонизуют Южную Италию, Сицилию.
В 535 г. до н. э. усилиями объединенного флота этрусков – граждан г. Цере и карфагенян был разбит греческий флот у побережья Корсики. Эта победа на несколько десятилетий обеспечила этрускам свободу действий в Средиземном море. Их товары шли теперь на восток без посредничества греков. С одним из греческих городов в Южной Италии, Сибарисом, этруски поддерживали дружеские отношения и успешно сбывали сюда свои товары. Но в 510 г. до н. э. Сибарис был разрушен гражданами другого италийского греческого города-государства – Кротона. Кротонцы установили в Месинском проливе, контролировавшемся ранее г. Сибарисом, сторожевой пост. Это был первый крупный удар по торговле этрусков на востоке. Второй крупный удар был нанесен греками, когда граждане Сиракуз разбили объединенный этрусско-карфагенский флот при Кумах в 474 г. до н. э. С этого времени торговые связи этрусков с Грецией и Ближним Востоком стали осуществляться через порты Адриатического моря. На этой торговле расцвел в V в. до н. э. город Спина в устье реки По — крупнейший этрусский порт на Адриатическом море.
Почти весь V в. до н. э. прошел для этрусков в тяжелой борьбе с Римом. Около 425 г. до н. э. этруски потерпели крупное поражение: римлянами был захвачен город Фидены. Но этруски упорно сопротивлялись. Положение их ухудшилось после 432 г. до н. э., когда при Альгиди римляне разгромили союзников этрусков эквов и вольсков. В 396 г. до н. э. после длительной осады римлянами был взят и разрушен большой этрусский город Вейи, находившийся в 30 километрах севернее Рима. Это была крупная победа римлян.
В 390 г. до н. э. галлы, перейдя Альпы, нанесли поражение этрускам. В результате была подорвана этрусская торговля не только на севере, но и на восточном направлении, так как часть галлов укрепилась к югу от Альп и перерезала пути, соединяющие Этрурию с побережьем Адриатического моря.
Нашествие галлов, которые напали также и на Рим, на несколько десятилетий приостановило наступление Рима. Но в 50-е гг. IV в. до н. э. потерпел поражение от римлян один из крупнейших этрусских городов – Тарквинии. В 40-10 гг. IV в. до н. э., пока Рим был занят войнами с самнитами на юге Апеннин, этруски получили передышку. Но в 310 г. до н. э. война с Римом разгорелась вновь.
В 308 г. до н. э. Тарквинии и Вольсинии снова потерпели поражение. В Средней Италии в 298 г. до н. э. началась Третья Самнитская война, в которой этруски участвовали на стороне самнитов. Война закончилась поражением самнитов и их союзников. В дальнейшем Рим заставил этрусские города стать его союзниками. С этого времени заканчивается история независимых этрусских городов-государств. После подчинения Риму они перестали чеканить свои монеты.
С течением времени этруски растворились среди римлян. Многие известные римские роды были этрусскими по происхождению. В латинский язык вошло множество слов из этрусского языка.
Хозяйство этрусков
Основным занятием большинства населения Этрурии было земледелие. Земли, принадлежавшие этрускам, были засушливыми или заболоченными. Этруски осушали болота и прокладывали каналы для орошения засушливых земель, иногда даже подземные. Самым знаменитым сооружением такого рода явилась Большая римская клоака (облицованный камнем подземный сточный канал для отвода в р. Тибр воды из болот между холмами, на которых располагался город), проложенная в период правления в Риме этрусских царей. Включенная в канализационную систему Рима, она действует и в наши дни.
Этруски выращивали пшеницу, полбу, ячмень, овес, лен, виноград. Землю обрабатывали с помощью мотыги, лопаты, плуга, в который впрягали волов.
Важную роль в хозяйственной жизни этрусков играло и скотоводство. Разводили коров, овец, свиней, а также коней, которые считались священными животными и использовались только в военном деле.
Высокого уровня развития для своего времени достигла в Этрурии металлургия. Этрурия была единственной областью полуострова, где имелись рудные залежи. Добывали этруски медь, цинк, серебро, железо. Олово, необходимое для изготовления бронзы, завозилось этрусками из Британии. Руду этруски добывали не только поверхностным способом, но и сооружали шахты, разрабатывали более глубокие залежи. Добывали руду вручную, с помощью заступа, кирки, лопаты, молота, корзины для выноса руды. Выплавляли металл в небольших плавильных печах.
Большого мастерства добились этруски в производстве керамики. Они создали собственный стиль, получивший название «буккеро». При производстве керамических сосудов этруски, подражая форме сосудов металлических, черную блестящую поверхность украшали барельефами.
Этруски славились льноводством. Льняное полотно шло на изготовление одежды, парусов, военных доспехов и писчего материала. Льняные и шерстяные ткани вывозили в другие страны.
Города этрусков были защищены мощными стенами из огромных каменных плит. В древности кривизна улиц была обусловлена рельефом местности. Более поздние города стали строить с прямыми улицами, строго ориентированными по сторонам света. Обычно улицы мостили камнем. В городах имелись водопровод и канализация. Вблизи городов располагались некрополи.
Большинство этрусских городов имели выход к морю. В случае необходимости прорывали каналы. Город Спина, к примеру, расположенный на северо-востоке современной Италии у побережья Адриатического моря, соединялся с морем через канал, длиной в 3 километра и шириной 30 метров.
Этруски были отличными кораблестроителями. Корабли ходили на парусах и на веслах, в подводной части имелся металлический таран. С VII в. до н. э. этруски начали применять металлический якорь с двумя лапами, который позже (вместе с тараном) у них заимствовали римляне.
Этруски вели обширную торговлю. Из греческих городов-государств они ввозили предметы роскоши, из Карфагена – елоновую кость. В эти страны этруски поставляли медь, железо, рабов, изделия ремесленников. Племенам, обитавшим в Европе, этруски продавали изделия из металла, керамические сосуды, ткани, вина. Ввозили оттуда рабов, янтарь, олово. Морская торговля, преобладавшая над сухопутной, сочеталась у этрусков с пиратством, которое расцвело после ряда поражений от греков и кельтов в IV-III вв. до н. э. В это время этноним «тиррены», которым греки обозначали этрусков, стал употребляться в греческом языке в значении «пираты».
Этрусское общество
Господствующее положение занимала военно-жреческая знать. Названия знатных родов были образованы от названий местностей, которыми они владели.
Основным населением этрусских городов были свободные земледельцы-общинники и ремесленники. В случае войны свободные общинники становились воинами. Также они выполняли трудовые повинности при строительстве оросительных систем, городов и на других общественных работах.
Этруски имели домашних рабов, которых покупали или захватывали в войнах. Обозначались они термином «лаутни» (инг. «лей»). Имелась еще одна зависимая категория земледельческого населения, обозначаемая термином «пенесты». В отличие от рабов, считавшихся полной собственностью хозяев, пенесты имели свое хозяйство, участки земли, они отдавали часть произведенного продукта. Возможно, что пенесты – это покоренное этрусками местное население.
У этрусков существовал обычай ритуального убийства рабов в форме смертельных поединков между рабами или между рабами и хищными зверями. Позже этот обычай у них заимствовали римляне, которые устраивали гладиаторские бои.
Религия этрусков
Главными богами у этрусков считались Тин и женские божества Уни и Менрва. Верховным богом был Тин (соответствует хурритскому Тешубу, урартскому Тейшебе, средневековому ингушскому богу Села). Имя его «Тин» соответствует ингушскому слову «ди» – «день». По их представлению, Тин повелевал тремя пучками молний. Первым из них он предостерегал людей. Прежде чем пользоваться вторым пучком молний, он советовался с 12 старшими богами (соответствуют 12 городам-государствам этрусков). Третьим, самым страшным пучком молний, Тин, получив разрешение совета из 12 старших богов, карал совершивших преступление. Согласно мифологии, подобно Тину, бог грома и молнии средневековых ингушей Села также вначале громом предупреждал провинившегося, а если тот не исправлялся, поражал его молнией; после наказания он вешал на небо свой лук – на небе появлялась радуга, свидетельствующая, что преступник наказан и справедливость восстановлена.
Религиозные представления этрусков соответствовали устройству их общества. Также как у этрусков не было единого царя с широкими полномочиями, так и верховный бог этрусского пантеона лишь возглавлял совет старших богов. Святилища Тина находились на высоких крутых холмах. Позже, после завоевания этрусских территорий Римом, образ Тина слился с образом верховного бога римлян Юпитером.
Уни считалась покровительницей царской власти, ее святилища имелись во многих этрусских городах. Позже, в римскую эпоху, Уни была отождествлена с римской богиней брака и женщин Юноной, считавшейся супругой Юпитера. Но, скорее всего, имя «Юнона» – это только латинская трактовка этрусского слова «Уни», которое может быть сопоставлено с ингушским словом «нана» — «мать, богиня».
Менрва, считавшаяся покровительницей ремесел, искусств, почиталась вместе с Тином и Уни в основанном этрусками в VI в. до н. э. в Риме Капитолийском храме. В Риме этрусская Менрва была известна под именем Минерва.
Как богиня плодородия, владычица всего живого почиталась Туран, имя которой означало «подательница». Бог Аплу охранял людей, их стада и посевы. Отождествлялся Аплу с греческим Аполлоном и римским Фебом. Бог Турмс считался божеством преисподней, проводником душ умерших. Как бог-кузнец и хозяин подземного огня почитался Селфанс. В городе Популонии Селфанс был известен как Велханс, который был заимствован римлянами, и в их языке имя его стало звучать как Вулкан. Морским божеством был бог Нефунс, заимствованный римлянами под именем Нептун. На многочисленных изображениях на монетах, зеркалах и других предметах Нефунс имеет характерные для морского божества атрибуты – трезубец и якорь.
Среди многочисленных этрусских божеств растительности и плодородия видное место занимали боги Фулфунс и Селванс. Селванс был заимствован римлянами под именем Силван, в образе которого в римской мифологии сошлись образы Селванса и Фуфлунса.
Одним из богов неба, который, подобно Тину, может поражать молниями, был Сатре, вошедший в римский пантеон под именем Сатурн. С богом Сатре этруски связывали представление о золотом веке – грядущей эпохе изобилия и всеобщего равенства, что соответствовало и римскому представлению о Сатурне.
Богом войны и растительности почитался Марис, известный у римлян как Марс. Владыками подземного царства были Аита и Ферсифай.
Кроме многочисленных высших богов, этруски поклонялись целому ряду низших божеств: добрых и злых демонов. Подобно хурритам, этруски представляли себе демонов в виде фантастических птиц и животных, иногда в образе людей с крыльями за спиной. Добрые демоны — лазы считались покровителями домашнего очага, их представляли в виде молодых женщин с крыльями.
Местами отправления культа служили для этрусков многочисленные храмы, в которых помещались статуи божеств. В жертву богам приносили зерно, вино, плоды, масло, животных. На погребальных тризнах знатных людей в жертву богам приносили пленных – их заставляли биться между собой насмерть или травили их зверями. Гладиаторские бои, заимствованные во II в. до н. э. римлянами, постепенно утратив религиозный смысл человеческого жертвоприношения, стали в Риме публичными зрелищами.
Вселенную этруски представляли в виде трехступенчатого храма, в котором верхняя ступень соответствовала небу, средняя — земной поверхности, а нижняя – подземному царству. Считалось, что между тремя частями вселенной, также как и между ступенями храма, существует параллелизм, что позволяет по видимой части Вселенной – расположению звезд в небе — предсказывать судьбы людей, народов и всего человечества. В средней части Вселенной жили люди. В нижней части, невидимой и недоступной живому человеку, по представлениям этрусков, жили подземные боги и демоны – здесь находилось царство мертвых. Средняя и нижняя части Вселенной соединялись ходами в виде разломов в земной коре, по которым в царство мертвых спускались души умерших. Подобия таких разломов в виде ямы сооружались в каждом этрусском городе для принесения жертв подземным богам и душам предков.
Мир этруски делили на четыре стороны света. При этом в западной части, по их мнению, находились злые боги и демоны, а в восточной части – добрые боги и демоны.
Большим влиянием в этрусском обществе пользовались жрецы. Жрецы-гаруспики занимались гаданием по внутренностям жертвенных животных, а первую очередь, по печени. Также они ведали толкованием различных знамений, необычных природных явлений. Жрецы-авгуры (инг. «Iов гур» – «видящий далеко») гадали по полету и поведению птиц. По полету птиц, кроме этрусков, гадали только хурриты. В дальнейшем эти черты этрусского культа были заимствованы римлянами.
4. Урарту (IX-VI вв. до н. э.)
Древнейшие сведения об урартийцах
К концу II тыс. до н. э. политическая карта Передней Азии изменилась. Исчезли такие мировые державы, как Хеттское царство и Ханигальбат, игравшие на протяжении почти всего второго тысячелетия до н. э. ведущие роли в мировой политике. Сохранились Египет и Вавилония, но и они уже были ослаблены. Началось возвышение новых мировых держав: Ассирии, позднее — Урарту.
Настоящее название этого государства – Биайнили. Так его называли сами урарты. От названия Биайнили происходит и название озера Ван. Население Биайнили греки называли алоридиями, а ассирийцы – урартами. В ассирийских памятниках это государство называется Уратри, Уруатри. Позже закрепилось название Урарту, которое происходит от названия горы Арарат.
Территория от границ Малой Азии до гор Западного Ирана в ассирийских источниках называлась «страны Наири». В XII-X вв. до н. э. на этой территории насчитывалось многие десятки «царей» и «цариц» – т.е. жриц божества плодородия, выступавших в поход вместе с войсками. Судя по хеттским источникам, хетты не раз вели здесь переговоры не только с «царями», но и непосредственно с народами «стран». Таким образом, «страны Наири» в конце II тыс. до н. э. представляли собой непрочные предгосударственные объединения – племенные союзы.
В центре территории стран Наири, на Армянском нагорье, вокруг озера Ван, жили нахоязычные урарты. На востоке и на западе от Армянского нагорья жили близкородственные урартам хурриты. По сути, урарты и хурриты говорили на диалектах одного языка и являлись одним народом.
На западе, по долине реки Чорохи и на севере Верхнего Евфрата, на месте существования в XV-XIV вв. до н. э. предгосударственного объединения хурритских племен Ацци-Хайяс, в XIII в. до н. э. возникло государство Страна диаухов.
На востоке, вокруг озера Урмия, жили хурриты-маннеи (или матиены). Здесь имелось множество городов-государств. Археологические раскопки показали, что города-государства хурритов-маннеев имели мощные цитадели, дворцовые и храмовые сооружения, каменные мостовые, типичные городские застройки, городские стены и т.п., то есть все атрибуты древних городов. Начиная с первой половины II тыс. до н. э. в этот район с востока стали приходить индоиранские племена, и к началу I тыс. до н. э. процент ираноязычного населения среди хурритов-маннеев был значительным. Позднее, при объединении многих маннейских городов-государств, здесь сложилось довольно сильное хурритское государство Мана (также его называли Матиеной; от слова «мата» – «страна, родина»).
Политическая история Урарту
С конца II тыс. до н. э. урарты начали образовывать города-государства. Важнейшим из них был Ардини (возможный перевод «Храмовый»; ср. инг. «ерда» – «храм»), который в ассирийских источниках именуется Муцацир. Ардини был центром культа бога Халди, ставшего впоследствии главным богом урартского пантеона. Другим политическим центром урартов становится город Тушпа (возможный перевод «Главный (центральный) город», т.е. «столица»; ср. устаревшее инг. «туш» – «центр» и «пхьа» — «населенный пункт, город»), где находился храм бога солнца Шивини.
Первые сведения об Урарту как о централизованном государстве относятся к 80-м гг. IX в. до н. э. В это время Урарту подвергалось нападению ассирийского войска во главе с царем Ашшур-ацир-апалом II. В 859 и 856 гг. до н. э. против Урарту совершает походы его сын Салманасар III.
Особенно трагичным для урартов был поход Салманасара III в 856 г. до н. э.: ассирийцы обошли Урарту с запада, разгромили войска Страны диаухов и вторглись в Урарту с северо-запада. Войска урартов были разбиты, они понесли большие потери. Погибло много мирных жителей. Ассирийцы обычно никого, кроме колесничих и всадников, в плен не брали. Была захвачена огромная добыча.
После этого похода урарты получили передышку – четверть века ассирийцы их не тревожили. За это время урартам удалось укрепить свое государство. Первые надписи царя Урарту Сардури I датируются после 845 г. до н. э. Сардури I сделал столицей Урарту город Тушпу, а Ардини стал культовым центром государства. Подражая ассирийским царям, Сардури I именовал себя «царем Биайнили (Урарту), правителем города Тушпы, царем великим, царем сильным, царем воинств, царем Наири», что означало вызов Ассирии и претензию на соперничество с ней. К этому времени Урарту настолько окрепло, что могло открыто бросить вызов Ассирии. При правлении Сардури I ассирийцам ни разу не удалось проникнуть в глубь государства.
В последней четверти IX в. до н. э. царем Урарту был Ишпуини сын Сардури I, но он рано отошел от дел, и на самом деле правил его сын Минуа. При нем на востоке в состав Урарту были включены территории до западного и южного берегов озера Урмия. Северная граница проходила между озером Ван и рекой Араке. Здесь урарты вели упорную борьбу с племенами, вторгшимися с севера.
В период царствования Минуа в Урарту учреждается система наместничества во главе с начальниками областей, упорядочиваются культы богов и вводится общегосударственная система жертвоприношений. На завоеванных территориях принудительно прививается культ общегосударственного урартского бога Халди (подобная мера до этих пор на Древнем Востоке не была известна).
К 800 г. до н. э., когда началось единоличное правление Минуа, урартам удалось отвоевать у ассирийцев верхнеевфратские провинции, все левобережье Верхнего Евфрата, включая царство Алзи. Минуа вторгся на территорию Мелитену («Хатти»), перешел через горы и совершил набег на ассирийскую Верхнюю Месопотамию. На северо-западе Минуа вторгся в Страну диаухов, возвел новый административный центр на правом берегу реки Араке у подножия горы Арарат, откуда урарты начали совершать военные походы в Закавказье.
В царствование Минуа по всей территории строилось много оборонительных и оросительных сооружений. Урарты прорубали каналы даже в скалах и облицовывали их каменными глыбами. Это строительство стало возможным в результате использования железных орудий труда и распространения обязательных повинностей на новое население царства.
В 786 г. до н. э. царем Урарту стал Аргишти I сын Минуа. О его правлении до нас дошли сведения из огромной летописи, высеченной на отвесных склонах скалы у озера Ван. Это одна из крупнейших надписей, дошедших до нас с тех времен.
В начале своего правления Аргишти I совершил поход в Страну Диаухов, частично обратив ее в свое наместничество, а оставшуюся часть обложил данью.
На западе он вел войны с хурритским царством Мелитена. Здесь ему удалось установить контроль над верхнеевфратским участком «железного пути» – очень важного в древности торгового пути, по которому возили продавать железо.
На севере он завоевал населенную хурритами страну Аза, расположенную в Арартской долине в окрестностях озера Севан. В 783 г. до н. э. Аргишти I построил крепость Эребуни (на месте современного Еревана), которая была заселена 6600 воинами-хурритами, взятыми в плен в Мелитене и на Верхнем Евфрате. Им было вменено в обязанность охранять северную границу Урарту.
Немного позже Аргишти I построил еще одну крепость – Аргиштхинили на левом берегу Аракса, которая должна была по его замыслу стать административным центром всего Закавказья.
На востоке урарты совершали постоянные набеги на страну манеев, стремясь присоединить их к Урарту.
Стратегической задачей Урарту на протяжении всего периода существования была борьба с Ассирией. Военные походы урартов также были подчинены этой основной задаче. В царствование Аргишти Урарту удалось обойти Ассирию с запада, также много сил было потрачено, чтобы обойти Ассирию с востока. Много походов было совершенно и в южном направлении – войска урартов доходили до пределов Вавилонии, не раз вторгались и на собственно ассирийскую территорию.
Успехам Урарту в борьбе с Ассирией способствовала реформа, проведенная в урартской армии, реформа административного устройства государства и разруха, царившая в Ассирии: нередко урартским войскам противостояли не царские войска, а войска полунезависимых наместников.
В 760 г. до н. э. царем Урарту стал сын Аргишти I Сардури II, который продолжал завоевательную политику своего предшественника.
Ожесточенное сопротивление встречали урартские войска в стране манеев. К концу правления Сардури II на месте множества манейских городов-государств возникло мощное государство Мана (другое название — Матиена, идентичное по смысловому значению второго названия Ханигальбата – Миттания; оба названия происходят от «мата» – «страна»).