ОСНОВНОЙ НИЗАМ ХАЛИФАТА
(ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ С КОММЕНТАРИЯМИ)
Принят Меджлисом аль Умма
«____» ___________15__г. по хиджре
Одобрен Меджлисом аль Даава
Одобрен Меджлисом аль Улема
Подписан Халифом «___» ____________15__г. по хиджре
Мы, мусульмане Земли, приняли настоящий Основной низам о воссоздании Халифата как данной Аллахом мусульманам формы развития, руководствуясь следующими принципами:
• Надеясь на справедливое правление,
• Веря в божественное провидение и Судный день,
• Власть покоится на согласии,
• Истина дана последней для мусульман,
• Высший суверенитет принадлежит Аллаху,
• Понимание Корана меняется при неизменности основ,
• Шариат порождает из себя новые формы,
• Халифат есть естественное государство мусульман.
Частью настоящего Основного низама является Акт о воссоздании Халифата.
Комментарий:
Преамбула Основного низама Халифата состоит из собственно Преамбулы и Акта о воссоздании Халифата. Данный Акт является частью Низама и отражает факт создания нового Халифата, не содержа норм о устройстве страны. Преамбула определяет, что Халифат образован по пути, указанном Аллахом и вытекает из самой сути ислама как мировой религии. И только этот путь позволяет построить действительно государство для блага мусульман. Халифат выступает как ядро мусульманской цивилизации, не включая все мусульманские государства, но миссионерская роль ислама предполагает и его распространения на всю планету в соответствии с концепциями ислама.
Принципы, изложенные в преамбуле, являются принципами построения не государства, а принципами построения исламского общества. В этом их коренное отличие от принципов организации государства. К числу приципов общества и цивилизации Преамбула относит:
• Надеясь на справедливое правление.
Комментарий:
Это принцип выражает веру мусульман в справедливость и счастье всех, объединенных в политический союз Халифата.
• Веря в божественное провидение и Судный день.
Комментарий:
Судный день выражает меру ответственности самих мусульман и их правителей, выражает саму суть ислама.
• Власть покоится на согласии.
Комментарий:
Мусульмане признают власть государства в силу их внутреннего нравственного согласия на действия Халифата и эта легитимность является определяющей в отношениях мусульман и высших органов Халифата.
• Истина дана последней для мусульман.
Комментарий:
Истина Откровения была дана последней для мусульман через Пророка и поэтому мусульмане считают ее единственно правильной для себя.
• Высший суверенитет принадлежит Аллаху.
Комментарий:
Человек есть наместник Аллаха на Земле и правители есть лучшие и добродетельные среди людей. Высший суверенитет у Аллаха и ему одному принадлежит право направлять мусульман по дороге развития.
• Понимание Корана меняется при неизменности основ.
Комментарий:
Этот принцип означает неизменность веры, данной один раз, но изменяемость мышления людей их культуры, в соответствии с которой строится политическая жизнь и пренебрежение традицией и наследием вызывает тяжелые последствия.
• Шариат порождает из себя новые формы
Комментарий:
Шариат как высший закон, данный Аллахом для первоначального утверждения Истины, может порождать из себя новые формы в соответствии с новым историческим временем и только по согласию всех мусульман и высших духовных авторитетом.
• Халифат есть естественное государство мусульман.
Комментарий:
Халифат есть именно естественное государство для мусульман как развивающееся и существующее в исламе и умме.
Глава 1. Основы строя.
Комментарий:
В главе первой рассматриваются самые сущностные вопросы создания и развития Халифата как государства мусульман. Ее построение носит общемировой характер в смысле миссионерской роли и добрососедского сотрудничества с мировым сообществом. Первая глава носит преимущественный характер по отношению к остальным как по положению, так и по смыслу. Она есть начала исламского государства Халифат. Первая глава воплощает в себе все достижения исламского права и чаяния мусульман. Изменяя ее – изменяется весь смысл Основного низама.
Месторасположение первой главы и ее структура соответствуют достижениям человеческой мысли и духа ислама. Первая глава отразила все современной развитие исламской политико-правовой мысли и наиболее плодотворные разработки западных ученых как равных по творческой силе исламским. Дальнейшее развитие исламской конституционно-правой теории в первую очередь отразится именно в первой главе Основного низама.
Часть 1. Начала развития.
Комментарий:
Часть первая первой главы посвящено началам развития мусульманской общины – уммы в человеческом обществе себе подобных. Это часть является программной по отношению к остальным всем даже в данной главе. Эта часть позволяет мусульманам Халифата самоопределять себя через духовную связь каждого мусульманина с Аллахом и формах бытия мусульман на Земле.
Данная часть позволяет говорить о Халифате как о полностью самостоятельной традиции правления, основанной на вере в Аллаха и признании его единобожия – тоухид. Эта вера позволяет порождать новые творческие свершения мусульманских ученых, составляющих гордость уммы. Лучшие муджтахиды писали строки норм Халифата, движимые чувством познания единственно Аллаха и наилучшего следования пути, им указанным.
Статья 1.
Халифат продолжается и конституирует себя как союзное (федеративное) исламское правовое социальное демократическое государство мусульман.
Халифат есть союз султанатов.
Халифат не может прерваться, пока мусульмане хранят верность вере.
Комментарий:
В первой статье Основного низама Халифат конституируется как союзное (федеративное), исламское, правовое, социальное, демократическое государство мусульман. Прежде всего необходимо отметить, что первый и новый Халифат есть именно государство, то есть новый эволюционный этап в развитии человеческого общества, созданный благодаря донесенной Истине Откровения до мусульман. Это государство создано для мусульман и для их блага и процветания на Земле и оно продолжает свое развитие. Но это же налагает и особую ответственность на права и свободы немусульман в Халифате.
Халифат является союзным государством всех мусульманских народов, входящих в его состав. Высказывалось мнение при подготовке Основного низама Конституционной комиссией, что возможен вариант регионалистского государства, но для лучшего блага решено было следовать наиболее лучшим образцам доктрин муджтахидов.
Халифат есть исламское государство не только в том смысле, что продолжено для мусульман, а оно выражает дух ислама, закон аллаха для мусульман и его понимание мусульманами так, как оно было дано людям. Исламский характер выражается во всем бытии государства и обнимает мусульманина.
Халифат является правовым государством, следующим шариату. Никто не может нарушать шариат и никому это не позволено. Только Меджлис аль Умма может изменить человеческое понимание шариата. Шариат является высшим критерием оценки деятельности государственных деятелей и высшим мерилом для судей.
Халифат осознает себя как социальное государство, где долг помощи пронизывает все. Каждый помогает каждому при помощи государства. Охрана семьи, материнства и детства, пенсионное обеспечение, молодежная политика, защита прав потребителей, блага культуры и науки, занятость – вот основные направления социальной политики Халифата.
Халифат есть демократическое государство мусульман, где все обладают избирательными правами с 18 лет и имеют доступ к государственном службе в соответствии с законом. Высшим суверенитет принадлежит Аллаху, но он вручил его на Земле мусульманам до Судного дня и источник власти в стране выступает только исламская нация.
Халифат постулируется как союз султанатов, то есть мусульманских народов в едином государстве. Федератами или союзниками выступают государства-нации мусульман в прошлом, а сейчас как народы-федераты, образующие свои территориально-административные части Халифата – султанаты. Халифат является не договорной, а конституционной федерацией – союзом и выход султаната из него не допускается кроме решения Меджлиса аль Умма принимаемого в специальном порядке.
Халифат вытекает из существа веры исламской и он существует, пока есть мусульмане. Даже час тяжких бедствий уммы может только временно прервать нить традиции, но она будет неизбежно снова восстановлена. Пока мусульмане тверды в вере и крепость веры неизменна Халифат будет продолжаться.
Статья 2.
Халифат является вечным долгом каждого мусульманина.
Связь с Халифатом не прерывается никогда.
Халифат есть высшее единство мусульман перед Аллахом.
Комментарий:
Следование Халифату и его поддержка является вечным долгом каждого мусульманина. Он вечен, так как существование Халифата, даже если оно временно прекратиться, лежит в природе вещей мусульман. Долг мусульманина абсолютен, но относителен в историческое время, так как восстание против правителя и сам Халифат не одно и то же.
Связь каждого мусульманина как политико-правовая принадлежность (гражданство) и духовная не прерывается никогда. Каждый мусульманин может обратиться к защите Халифата и он ее получит по праву веры. Халифат обнимает каждого мусульманина и помогает ему во всем. Халифат стремится помочь достойным и немощным.
Халифат перед Аллахом выступает как высшее единство его творения на Земле. Только единство позволяет мусульманам обеспечить свое счастье и благополучие на Земле до дня Страшного суда. Халифат всеобъемлющ и всеохватен для каждого мусульманина.
Статья 3.
Халифат по самой природе своей выражает исламский дух.
Халифат основан на непрерывной традиции исламской государственности.
Каждый мусульманин повинуется до тех пор, пока правители Халифата следуют исламским законам.
Комментарий:
Халифат есть само творение Аллаха, так как создан по его законам в результате развития мусульман. Халифат есть выражение исламского духа, понимаемого как призыв и порыв мусульман к вере и ее чистоте и совершенству. Халифат был создан по воле тех, кто следовал за Пророком и снова возродился по воле всех мусульман и лучших среди них, ставших в его главе.
Халифат не прерывался никогда в сознании мусульман. Многие поколения мусульман мечтали о дне возрождения и воссоздания Халифата. Это был день великой радости всех правоверных. Никому так не удалось покорить и подчинить мусульманский мир, сохранившим свою веру и потенциал созидания.
Каждый мусульманин обязан повиноваться до тех пор, пока правители Халифата следуют исламским закона и не отклоняются в своих действиях от них. Если же это происходит, то сначала мусульмане указывают на это. А затем происходит смена, а в случае кризиса, восстание народа для прихода к власти достойнейших. Каждый мусульманин имеет право на джихад против правителей, проводящих антиисламскую политику.
Статья 4
Халифат создан для благополучия мусульман и познания Аллаха до Судного дня.
Халифат вечен как сам Аллах для мусульман.
Халифат есть наследие мусульман и их высшая ценность.
Комментарий:
Халифат был создан мусульманами по воле Аллаха для благополучия мусульман и познания Аллаха до дня Страшного суда. Высшая цель Халифата – благополучие и правильный путь мусульман для того, чтобы они попали в Рай. Эта цель не может быть пересмотрена или отменена никем. Халифат стремится поддерживать исламское духовенство и культовые сооружения, а также учебные заведения ислама для призыва.
Халифат исходя из природы вещей был создан вечным в сознании людей появился с началом Истины среди мусульман. Он не может прерваться и вечен для мусульман по замыслу Творца. Халифат вечен не абсолютно как сам Аллах, а относительно с началом призыва к людям, ставшим мусульманами. Халифат будет всегда пока есть мусульмане.
Халифат есть наследие мусульман как существовавший исторически. Новый (Второй) Халифат был только восстановлен и воссоздан с учетом нового понимания мусульман. Халифат для мусульман есть высшая ценность, так как только он способен обеспечить спокойное развитие и процветание мусульман.
Статья 5.
Халифат основан на согласии всех мусульман.
Халифат есть символ всех мусульман в его высшем проявлении.
Единство Халифата не может предметом пересмотра.
Комментарий:
Халифат основан на согласии всех мусульман в том, что это наиболее оптимальная форма их бытия в мире данная Творцом. Это согласие является полным и всеохватным. Мусульмане дали свое согласие, по их единодушной воле был воссоздан Халифат. Власть в Халифате покоится на согласии мусульман и проистекает от него.
Халифат есть символ всех мусульман в смысле того, что он их объединяет везде и всюду. Символ означает, что Халифат распространяется на всех мусульман потенциально и реально на его граждан, выступая как высшее земное благо мусульман.
Единство халифата не может быть предметом пересмотра и попытка этого есть тягчайшее преступление по законам страны и перед мусульманами. Основной низам допускает выход султаната из состава союза по решению Меджлиса аль Умма, но упразднение Халифата не может быть предметом решения никого из мусульман даже в случае тяжелых преступлений правителей мусульман.
Статья 6.
Халифат является правовым государством, основанным на Коране и шариате как идущим от понимания мусульманами мира.
Традиция от Корана не может быть предметом пересмотра.
Роль шариата не может быть пересмотрена.
Комментарий:
Халифат есть правовое государство, созданное как вытекающее из Корана и шариата. Все действия государственной власти Халифата связаны правом и правосудием, основанным на законе. Правовое государство означает верховенство права и в случае мусульман – им будет шариат как идеальный кодекс. Халифат возник как результат права и его причина и эта связь неразрывна.
Традиция от Корана не может быть предметом пересмотра – это говорит о том, что сама суть традиции не может быть нарушена. Новое понимание мусульманами государственно-правовых вещей в исламе позволяет им динамично развиваться и смотреть с надеждой в будущее. Именно это позволяет лидировать в мире и познавать сущность Аллаха.
Шариат как идеальный кодекс изменяется только Меджлисом аль Умма и имеет приоритет над всеми законами, так как Халифат является правовым государством. Реформация шариата достигается с помощью традиции и данное положение не может быть предметом пересмотра. Роль реформирующегося шариата дате возможность сохранить основные правовые механизмы ислама в новое время.
Статья 7.
Халифат есть социальное государство, созданное для всех мусульман.
Халифат заботиться о каждом мусульманине.
Семья является высшей ценностью в Халифате.
Комментарий:
Халифат развивается как социальное государство, высшей ценностью которого является социальный мир и социальное благополучие мусульман. Социальное государство ведет к признанию разумной пенсионной системы, политике занятости молодежи безработных, пользовании благами культуры и так далее. Социальное государство принимает на себя обязательства перед обществом по помощи в трудный час каждому.
Халифат заботиться о каждом мусульманине, где бы он не был. Связь Халифата и мусульманина естественна и продолжается всегда. Халифат обязан помогать не требуя ничего взамен кроме верности духу ислама. Халифат создан как государство всех мусульман и для всех мусульман.
Семья является высшей ценностью в халифате и забота о семье есть основа любого социального прогресса и благополучия. Халифат проводит политику поддержки материнства и детства, выплачивает пособия, строит бесплатные больницы, заботиться о беспризорных.
Статья 8.
Халифат конституирует себя как демократическое государство, ценностями которого являются свобода и порядок для всех.
Положение о демократии не может быть предметом пересмотра.
Комментарий:
В статье 8 дополнительно закреплено, что Халифат является демократическим государством. Не случайно это повторное употребление и акцент делается на понятие ценности. Повторность подчеркивается принципиально важный характер этого положения, а понятие ценности показывает аксиологически нравственный аспект. К ценностям демократии Основной низам относит свободу и порядок. Свобода означает свободную волю до запрещения, а порядок предполагает упорядоченность и определенность правовых отношений.
Демократический характер исламского государства Халифат не может быть предметом пересмотра и данный категорический запрет стоит выше Основного низама. Никакими благими целями невозможно оправдать узурпацию власти и ее захват даже в час тяжких бедствий уммы. Демократия есть основа Халифата.
Статья 9.
Политической формой Халифата является исламская консультативная представительная форма.
Высший суверенитет принадлежит Аллаху.
Комментарий:
Политической формой государства мусульман является исламская консультативная представительная форма. Данная форма вытекает из представительного правления консультативного Меджлиса. Эта форма, как указано прямо, по смыслу есть исламская, то возможная только в исламском государстве. Она базируется на представительстве мусульман в Меджлисе перед халифом. Консультативность означает, что Меджлис следует шариату и консультирует халифа для исполнения им законов.
Высший суверенитет принадлежит Творцу миров, но он наделил им мусульман до Судного дня для того, чтобы они сознательно выбирали свой путь и отвечали за свои грехи и добродетели. Человек есть творение божье и он следует своему предначертанию, но выбор по законам божеским остается за ним и он за это отвечает перед Аллахом.
Статья 10.
Низам основан на нерушимом единстве мусульманской нации, единой и неделимой для всех мусульман Родине.
Арабский является официальным языком Халифата.
Столицей государства является город Багдад.
Комментарий:
Халифат по смыслу настоящей статьи подразумевает, что он является единым и неделимым для всех мусульман, колыбелью мусульманской цивилизации и мусульманского мира. Априорно Халифат является Родиной всех мусульман. Единство мусульманской нации не может быть расторгнуто даже в случае выхода какого-либо султаната из состава союза.
Официальным языком Халифата является арабский как язык международного общения мусульман и язык Пророка и его сподвижников. Султанаты вправе на своих территориях вводить дополнительные официальные языки. Языковое многообразие является основой развития Халифата как союза мусульманских народов.
Столицей Халифата является город Багдад, выделенный в особый столичный союзный округ с непосредственным подчинением халифу как место пребывания высших органов власти Халифата.
Статья 11.
Политические партии в соответствии с принципом политического плюрализма содействуют формированию и выражению народной воли мусульман и являются основным инструментом политического участия.
Их создание и деятельность являются свободными при условии уважения Основного низама.
Бюджеты политических партий должны быть доступными для каждого гражданина.
Комментарий:
Политические партии выражают волю мусульман через Халифат и их функционирование необходимо для демократического строя страны. Политические партии подлежат государственному контролю. Структура политических партий должна быть демократической и их деятельность не должна быть антиисламской, понимая под этим деятельность, направленную на подрыв ислама.
Создание политических партий является свободным, то есть мусульмане численностью свыше 100 тысяч человек могут создать общенациональную партию и численностью свыше 20 тысяч человек – партию в пределах султаната. Немусульмане могут образовывать свои партии либо вступать в мусульманские ив первом случае их численность 15 тысяч для общенациональной немусульманской партии.
Бюджеты политических партий должны быть прозрачны в разумных пределах и они обязаны публиковать квартальные отчеты о расходовании и поступлении денежных средств на партийные нужды. Каждый гражданин имеет право ознакомиться с бюджетом любой зарегистрированной в министерстве юстиции Халифата партии.
Статья 12.
Исламские Вооруженные силы, состоящие из сухопутных войск, военно-морского флота и военно-воздушных сил призваны гарантировать суверенитет и независимость Халифата, защищать его территориальную целостность и конституционной порядок.
Комментарий:
Настоящая статья устанавливает, что Вооруженные силы или Исламские Вооруженные силы Халифата состоят из сухопутных войск, военно-морского флота и военно-воздушных сил. На них возложена задача обороны страны в случае агрессии против Халифата. Вооруженные силы не просто гарантируют суверенитет, а позволяют руководству страны проводить независимую внешнюю политику.
Статья 13.
Граждане и публичные власти обязаны соблюдать Основной низам и уважать правовой порядок.
Государство вправе ограничивать деятельность политических партий и общественных объединений только в судебном порядке при условии нарушения ими публичных прав и свобод.
Комментарий:
На государственных властях и гражданах лежит обязанность уважать правовой порядок страны. Несоблюдение его влечет меры воздействия вплоть до уголовного преследования в зависимости от тяжести совершенного деяния. Эта обязанность возлагается в равной мере на всех участников правоотношений и она не знает изъятий.
Вторая часть данной статьи устанавливает, что деятельность политических партий и общественных объединений может быт ограничена только в судебном порядке. То есть министерство юстиции обязано подать иск в суд в случае нарушения ими публичных прав и свобод и только суд может отказать в регистрации партии или ее аннулировать.
Часть 2. Шариат.
Комментарий:
Часть вторая первой главы посвящена роли шариата в правовой жизни страны и мусульман в целом в их отношениях с Халифатом. Эта часть важна для понимания правовой природы шариата и механизме его обновления в исламе. Шариат выступает ядром правовой системы мусульман и его значение не может подвергаться сомнению.
Статья 14.
Шариат есть идеальный кодекс поведения мусульман и исламский критерий законности действий государства.
Положения Шариата подлежат пересмотру только Меджлисом аль Умма.
В основе Шариата лежат исламские ценности, которые понимаются мусульманами на основе слова Божьего.
Комментарий:
Шариат понимается как установлено в Основном низаме как идеальный кодекс поведения мусульман. Он отражает наиболее общие принципы исламской правовой системы. Эти принципы позволяют создать новые нормы ислама в соответствии с тем как понимал их Пророк. Роль Шариата не ограничивается только идеалом и мерилом права, а это еще и критерий законности действий государственных властей по отношению к мусульманам. Собственно исламский механизм оценки государства со стороны общества в отличие от западной концепции прав человека позволяет также эффективно оценивать и контролировать обществу действия государственных органов.
Центральное место шариата обуславливает особый механизм его изменения только Меджлисом аль Умма. Такая сложность и ответственность решения подразумевает и верховный орган принятия решения, каковым и выступает Меджлис аль Умма.
В основе шариата лежат исламские ценности, духовный путь развития мусульман и результатом его в правовой сфере является шариат. Ислам всегда оставался религией именно духовной, порывом человеческого духа к познанию Аллаха и эта роль сохраниться в будущем. Именно духовная стороны ислама сделала его настолько сильным, что позволила мусульманам пережить западную колониализм.
Статья 15.
Шариат является основой правовой системы Халифата и толкуется Меджлисом аль Улема.
При противоречии в законах кади обращается к шариату.
При противоречии Шариата и закона действует Шариат по решению Меджлиса аль Улема.
Комментарий:
Шариат является ядром правовой системы Халифата и толкуется Меджлисом аль Умма. Только Меджлису аль Умма принадлежит право толкования шариата. Шариату стоит выше Основного низама и Основной низам вытекает из него, подчиняясь его действию.
При противоречии в законах кади обращается к шариату для устранения коллизии. В случае невозможности разрешить коллизию на основе общих принципов шариата коллизию разрешает Комиссия по толкованию Меджлиса либо сам Меджлис аль Умма, если найдет необходимым провести специальное заседание.
При противоречии шариата и закона действует Шариат, но его конкретное действие разрешается Меджлисом аль Улема. Меджлис аль Улема разрешает коллизию применяя иджтихад и его решение не является окончательным. Решение Меджлиса аль Улема можно обжаловать в Меджлис аль Умма через Конституционный суд.
Статья 16.
Шариат обнимает собой всю правовую систему Халифата и является выражением сущности высшего авторитета ислама.
Шариат есть высший этап развития исламской правовой системы.
Шариат есть культурно-историческое правовое наследие мусульман и Халифата.
Комментарий:
Шариат как идеальный кодекс мусульманина обнимает его всего, регулирует самые разные стороны его жизни. Эта тотальность не является выражением тоталитарной сущности ислама, а помогает мусульманина вести в соответствии с духом религии. Шариат в принципе есть большее чем право. Шариат выступает как система всеобъемлющих правил. Сам шариат освящен высшим авторитетом ислама.
Шариат в своей сущности, абсолютном значении, есть конструктор правовой системы ислама и его высшее значение. Ни одна другая мысль этого не знала. В самом шариате заложена природа изменений и возможность эволюции. Хотя это процесс сталкивается с большим сопротивлением. Западный мир выбрал идеальным критерием права человека, Россия – соборность, а исламский мир – шариат.
Шариат с другой стороны есть культурно-историческое наследие мусульман, историческое явление, отразившее первые века ислама. В этом смысле шариат есть явление истории и традиции, которая подлежит обновлению в соответствии с новым историческим временем и в этом самая главная ценность шариата.
Часть 3. Источники права.
Комментарий:
Часть третья главы первой рассматривает источники права Халифата. Их иерархию и значение в целом для мусульман. В этой главе устанавливается их соотношение и значимость для всех органом государственной власти Халифата. Иерархия правовых актов прямо вытекает из шариата и он ее устанавливает. Важно понимать, что шариат в принципе понимается как данный людям и интерпретируемый ими в позиций человеческого развития на каждый определенный момент при абсолюте акиды.
Статья 17.
Источниками общеобязательного права Халифата являются: Шариат как высший божественны закон в его человеческом понимании, Основной низам, Байа, законы, ратифицированные международные договоры, а также акты органов исполнительной власти.
Источниками общеобязательного права Халифата на территории деятельности принявших их органов являются акты местного права.
Комментарий:
Источниками права Халифата являются:
• Шариат как высший божественный закон,
• Основной низам как исламская Конституция в ее общемировом значении основного закона государства,
• Бай – договор об избрании и правлении Меджлиса аль Байа с халифом,
• Законы – кануны в их общемировом законодательном значении,
• Ратифицированные международные договоры Халифата с другими странами, в том числе и с другими мусульманскими государствами,
• Акты органов исполнительной власти.
Также муниципалитеты (джамааты) имеют право и должны принимать акты местного права для регулирования своей жизнедеятельности. Их значение ограничивается территорией муниципалитета.
Статья 18.
Условием вступления в силу законов, постановлений и актов местного права является их опубликование.
Международные договоры, ратифицированные с предварительного согласия, выраженного в законе, публикуются в порядке, требуемом для законов.
Принципы опубликования иных международных договоров определяет закон.
Комментарий:
Условием вступления в силу законов, постановлений правительства и актов местного права является их опубликования для всеобщего сведения. Публичность придает им общеобязательность и законность принятия в смысле того, что все мусульмане их знают и согласны с ними. Опубликования порождает внутреннее согласия мусульман на данные законы.
Международные договоры, ратифицированные Меджлисом аль Шура, публикуются в порядке, установленном для законов. Это связано с тем, что сами договоры ратифицируются посредством принятия законов. Сами международные законы могут требовать ратификации – предварительного согласия и без ратификации по организационным вопросам. В последнем случае они публикуются также как законы или могут вообще не публиковаться.
Статья 19.
Ратификация Халифатом международного договора и его денонсация требует предварительного согласия, выраженного в законе, если договор касается:
• мира, союза, политических или военных соглашений,
• гражданских свобод, прав или обязанностей, определенных в Основном низаме,
• членства Халифата в международной организации,
• значительного обременения государства в финансовом отношении.
Комментарий:
Ратификация международного договора с помощью закона требуется в обязательном порядке, если договор касается ряда вопросов. В первую очередь это вопросы войны и мира, заключение договора о союзе с какой-либо страной и политические и военные соглашения. Второй момент – это – изменение обьема гражданским прав и свобод Основного низама. Третий – членство Халифата в международной организации, например, ООН. И последнее – значительное обременение государства в финансовом отношении, то есть расходы государственного бюджета свыше 10 процентов.
Статья 20.
Ратифицированный международный договор после его опубликования в “Журнале Законов верховной власти Халифата”‘ образует часть правопорядка страны и применяется непосредственно, если его применение не поставлено в зависимость от принятия закона.
Международный договор, ратифицированный с предварительного согласия, выраженного в законе, имеет приоритет перед законом, если этот закон не согласуется с договором.
Шариат может отклонить по решению Меджлиса аль Умма нормы международного договора либо Меджлис аль Умма может дополнить Основной низам, но это противоречие должно быть устранено в возможно короткий срок.
Комментарий:
Ратифицированный международный договор публикуется в «Журнале Законов верховной власти Халифата». Международный договор образует часть правопорядка страны и применяет непосредственно, если его действия не требует принятия дополнительных законов. Если же действие международного договора требует изменения законодательства, то он начинает действовать после срока, необходимого для изменения законов.
Ратифицированный международный договор имеет по своей юридической силе приоритет над законом в случае коллизии, но имеет меньшую юридическую силу, чем шариат, байа или Основной низам. Данную коллизию окончательно после решению суда должен разрешить Меджлис аль Шура посредством принятия новых законов.
Меджлис аль Умма может отклонить нормы международного договора даже после его ратификации при обнаружившемся противоречии с шариатом. Решение об этом может принять только Меджлис аль Умма в исключительных случаях. В принципе, Меджлис аль Умма может дополнить основной низам также посредством своего решения, но главное – противоречие должно как можно скорее устранено при сохранении принятых международных обязательств Халифатом.
Статья 21.
Актами права являются также Постановления Правительства Халифата, издаваемые им на основании особого уполномочия, содержащегося в законе и с целью его исполнения.
Уполномочие должно определять орган, компетентный издать постановление, и круг вопросов, переданных для урегулирования.
Комментарий:
К актам права центральной власти халифата относятся также постановления правительства Халифата. Подобные постановления помимо обычных распорядительных постановлений правительство вправе принимать только на основе прямого делегирования полномочий в конкретной сфере государственного управления. Закон, разрешающий правительству издавать постановления, называется уполномочие и постановления правительства принимаются обязательно во исполнение принятых законов, а не означают принятие новых законов.
Уполномочие должно определять орган, который будет принимать постановление. Им может быть как само правительство, так и министерство. Также обязательно должен быть определен круг вопросом и в том числе закон, во исполнение которого принимается уполномочие.
Статья 22.
Органы территориального самоуправления (джамааты), а также территориальные (окружные) органы правительственной администрации (эмиратства) на основании и в пределах полномочий, содержащихся в законе, устанавливают акты местного права, обязательные на территории деятельности этих органов.
Комментарий:
Смысл настоящей статьи в том, что джамааты сами определяют обязательность правовых актов, принятых ими, а что касается эмиратств, то они вправе распространить по своему решению действия органов местной власти на эмиратство в целом исходя из эффективности правового регулирования, принимая их как стандарт для остальных.
Часть 4. Принципы организации государства.
Комментарий:
Часть четвертая первой главы определяет принципы организации государства, то есть Халифата. К группам принципов организации государства можно отнести политические, экономические, социальные, культурные и принципы безопасности. Каждая из групп принципов важна как и все остальные и относится к своему кругу регулирования, порождая всю жизнедеятельность Халифата в целом.
Статья 23.
Политические принципы организации Халифата:
• Обеспечение независимости, суверенитета, безопасности и стабильности страны; охрана государственного строя; оборона государства от любой агрессии.
• Укрепление уз сотрудничества и дружбы со всеми го¬сударствами и народами на основе взаимного уважения, общ¬ности интересов, невмешательства во внутренние дела, соблюдения международных и региональных соглашений и договоров, международного права, что приведет к распространению мира и безопасности между государствами и народами.
• Рациональное применение принципа консультативности в соответствии с национальным наследием и его ценностями, му¬сульманским шариатом, проверенным историей и вобравшим в себя все достижения современности.
• Создание эффективной системы административного устройства, которая будет гарантировать справедливость, спокойствие и равенство подданных, обеспечивать уважение общественного порядка и соблюдение высших интересов родины.
Комментарий:
Среди политических принципов можно выделить:
• Принцип независимого и суверенного стабильного развития страны, позволяющее ей организовывать оборону государства, охрану государственного строя.
• Мирное развитие в мировом сообществе с остальными государствами, что ведет к гармонии сотрудничества между государствами.
• Принцип консультативности означает, что халиф исполняет волю Меджлиса аль Шура после консультаций с ним для блага мусульман всего Халифата.
• Принцип административного устройства, если можно сказать, то принцип его гармонии, направленный на сочетании полномочий сверху и снизу и их разумное делегирование
Статья 24
Экономические принципы организации:
• Национальная экономика строится на основе справед¬ливости, на принципах свободной рыночной экономики. Ее база — конструктивное и плодотворное взаимодействие государственного и частного секторов, ее цель — обеспечение социально-экономического развития, что приведет к увеличению производства, повышению жизненного уровня подданных в соответствии с генеральным планом развития государства и в рамках закона.
• Свобода экономической деятельности гарантирована в рамках закона, общественного блага и необходимости защиты национальной экономики. Государство поощряет накопление и наблюдает за условиями кредита.
• Все природные богатства и ресурсы находятся в собст¬венности государства, которое оберегает их и обеспечивает их рациональное использование в целях сохранения безопасности страны, укрепления национальной экономики Предоставление концессий на разработку какого-либо полезного ископаемого допускается только в соответствии с законом и в рамках ограниченного периода времени для обеспечения национальных интересов.
• Государственная собственность неприкосновенна; го¬сударство должно обеспечить его защиту, а подданные и жители страны должны ее оберегать.
• Частная собственность защищена; ограничение прав распоряжения своей собственностью может быть введено только по закону. Отчуждение частной собственности допускается только при необходимости соблюдения общественного блага в случаях, предусмотренных законом, определяющим, какая соб¬ственность может быть отчуждена и каким будет порядок ком¬пенсации за собственность при условии, что компенсация будет справедливой.
• Право на наследство определяется мусульманским ша¬риатом.
• Конфискация государственной собственности не допускается; конфискация частной собственности возможна только по судебному приговору в случаях, предусмотренных законом.
• Налоги и государственные сборы должны вводится на основе справедливости и служить целями развития национальной экономики.
• Введение государственных налогов, их изменение или отмена производится только в соответствии с законом; освобождение от всех или части налогов производится только в случаях, предусмотренных законом. Изменение размера налога, сбора или пошлины независимо от вида не может иметь обратной силы.
Комментарий:
Экономические принципы можно сформулировать следующим образом:
• Принцип справедливости в развитии национальной экономики на основе полного сотрудничества всех секторов экономики.
• Принцип свободы экономической деятельности в рамках закона, когда все назапрещенное разрешено для блага всех граждан Халифата.
• Принцип собственности государства на природные ресурсы для их рационального использования как национального достояния.
• Принцип защиты собственности, что выражается в невозможности конфискации государственной собственности и конфискации частной только на основании закона для общественных целей.
Статья 25.
Социальные принципы организации:
• Справедливость, равенство, равные возможности для всех оставляют основу общества и охраняются государством.
• Взаимопомощь и милосердие друг к другу объединяют граждан; укрепление национального единства — их обязанность. Государство предотвращает действия, ведущие к разжи¬ганию розни, смуты или нарушению национального единства.
• Семья — основа общества, закон определяет способы ее охраны и соблюдения ее законности, укрепления семейных уз и ценностей, защиты ее членов, создания необходимых условий для
увеличения достатка и возможностей семьи.
• Государство гарантирует поддержку граждан и их семей в чрезвычайных ситуациях: в случае болезни, инвалидности и старости в соответствии с системой социальных гарантий. Государство способствует сплочению общества и преодолению последствий катастроф и бедствий.
• Государство заботится об охране здоровья путем профилактики и лечения болезней и борьбы с эпидемиями, стремится обеспечить охрану здоровья каждого подданного, поощряет строительство частных больниц, клиник и лечебниц под надзором государства в соответствии с нормами, определенными законом, Государство способствует охране окружающей среды, ее защите от загрязнения.
• Государство издает законы, регулирующие положение работника и работодателя, определяющие их взаимоотношения. Каждый гражданин имеет право заниматься тем видом деятель¬ности, который он для себя выберет в рамках закона. Принуждение к определенной деятельности допускается только в соответствии с положениями закона для выполнения государственной службы за справедливую плату.
• Государственная служба есть служение отечеству и по¬ручается тем, кто на ней состоит. Государственные служащие посредством выполнения своих обязанностей служат общест¬венному благу и обществу. Граждане равны в правах на по¬лучение должностей в государственной службе в соответствии с условиями, определяемыми законом.
Комментарий:
Система социальных принципов выглядит следующим образом:
• Принцип справедливости и равенства для всех в социальном развитии, что является главным принципом социальной политики государства.
• Принцип взаимопомощь при содействии государства и взаимоуважение.
• Принцип высшей ценности семьи для блага социального развития.
• Принцип помощи в чрезвычайных обстоятельствах, к которым относятся старость, инвалидность, травмы, потеря жилья и так далее.
• Принцип социального мира в отношениях между работниками и работодателя при посредничестве государства.
• Принцип равного доступа к государственной службе и высокого долга служения Отечеству.
Статья 26.
Культурные принципы организации:
• Образование — основа прогресса общества, оно нахо¬дится под покровительством государства, которое стремится к развитию и совершенствованию образования.
• Образование имеет целью повышение общего культур¬ного уровня, развитие научного мышления, укрепление стремления к знаниям. Образование нацелено на удовлетворение требований социально — экономического развития, создание но¬вого поколения, сильного духом и моралью, гордящегося за свою нацию, родину, наследие и готового оборонять свои достижения.
• Государство гарантирует всеобщее образование и дей¬ствует для искоренения неграмотности. Государство поощряет создание частных школ и колледжей под надзором государства в соответствии с положениями закона.
• Государство оберегает национальное наследие, поощряет
науку, искусство, литературу и научные исследования, способ¬ствует их развитию.
Комментарий:
Среди культурных принципов организации государства можно отметить:
• Принцип равного доступа к образованию и его роль для прогресса страны.
• Принцип непрерывного повышения культурного уровня граждан Халифата.
• Принцип заботы государства о науке и культуре и доступа к ним всех граждан страны.
Статья 27.
Принципы безопасности Халифата:
• Мир — цель государства; обеспечение безопасности отечества — священный долг каждого гражданина.
• Шура джихада и обороны занимается вопросами, связанными с обеспечением безопасности государства и строительством его обороны.
• Только государство создает вооруженные силы, службы
обеспечения общественной безопасности и любые другие военные органы. Все эти органы являются достоянием народа, их задача заключается в охране неприкосновенности территорий, обеспечении безопасности и спокойствия подданных. Создание какой-либо организацией или группой военных или полувоен¬ных формирований запрещается. Закон определяет порядок прохождения военной службы, объявления всеобщей или частичной мобилизации, права, обязанности и порядок призыва на военную службу, в службы обеспечения общественной безопас¬ности и в другие военные органы, которые могут быть созданы по решению государства.
Комментарий:
Принципы безопасности Халифата:
• Принцип мирного развития и защиты от агрессии.
• Принцип монополии государства на создание Вооруженных сил.
• Принцип координации национальной политики в области обороны головным органом Шурой джихада и обороны.
Часть 5. Мировое сообщество.
Комментарий:
Настоящая часть определяет взаимоотношения Халифата с другими членами мирового сообщества. Настоящая часть устанавливает, что Халифат есть неотъемлимая часть человеческой цивилизации и человеческого общества. Халифат берет на себя строго выполнять международные договоры в случае их принятия и соответствия исламской правовой системе. Также настоящая часть дополнительно прописывает международные договоры.
Статья 28.
Халифат находится в мировой системе развития и участвует в работе мировых политических и экономических институтов.
Халифат будет строго выполнять свои обязательства перед мировым сообществом.
Комментарий:
Халифат находится в системе развития человеческого общества и представляет собой по мнению мусульман наиболее совершенную модель человеческого развития. Халифат стремится к мировой интеграции и активно участвует в работе мировых политических и экономических институтов, считая это необходимым для прогресса и сотрудничества в деле строительства равноправного мирового порядка.
Халифат строится как правовое государство и поэтому принятые договоры должны исполняться. Исключительным случаем является несоответствие договора шариату и в таком случае по решению Меджлиса аль Умма он недействует возможной компенсацией Халифатом последствий расторжения договора.
Статья 29.
Для вступления в силу международных договоров необходима их обязательная ратификация путем принятия закона Меджлисом аль Шура.
Если международный договор противоречит Основному низаму, то Основной низам подлежит пересмотру или договор не заключается.
Комментарий:
Настоящая статья дополнительно прописывает факт того, что для вступления в силу международных договоров необходима их ратификация Меджлисом аль Шура. Это требования непреодолимо и может быть нарушено только в случае глубокого кризиса государственной власти в Халифате, то есть час тяжких бедствий уммы либо в случае обороны, когда парламент не может собраться на свое заседание. В таком случае собираться Комитет Меджлиса аль Шура или Постоянная депутация.
Международный договор не может противоречить Основному низаму и эта коллизия должна быть устранена либо пересмотром Основного низама либо заключением договора. В принципе, таким образом, международный договор ставится выше Основного низама.
Статья 30.
Международные договоры, затрагивающие вопросы финансового характера, подлежат рассмотрению в правительстве Халифата для дачи заключения и пересмотра бюджета.
Правовые акты мировых институтов организаций, в которых участвует Халифат, действуют на территории Халифата непосредственно по вопросам их компетенции.
Комментарий:
Международные договоры со значительным финансовым обременением подлежат обязательной ратификации Меджлисом аль Шура. Но до этого необходимо обязательное заключение правительства Халифата о возможности взять на себя такое финансовое обременение. В течение месяца после заключения международного договора халиф обязан направить договор в правительство на дачу заключения. То же самое он может сделать предварительно для разрешения возможных разногласий.
Правовые акты мировых институтов организаций, в которых участвует Халифат, действуют в Халифате непосредственно по вопросам, отнесенным к их компетенции в соответствии с ратифицированными международными договорами. Эта норма позволяет непосредственно применять международное право в Халифате, не требуя внутренней имплементации.
Глава 2. Права и свободы.
Комментарий:
Глава вторая регулирует основные институты прав и свобод человека и гражданина. Для ислама эта доктрина является новой и чисто западной в смысле того, что в западном мире система прав человека ограждает гражданское общество от вмешательства государство и является критерием оценки действий государства, степени его демократичности и в соответствии с этой доктриной постулируется право на сопротивление угнетению.
В то же время исламская политико-правовая доктрина в ее неоклассическом вариант восприняла идею о том, что права человека обеспечивают максимально возможную свободу человека и мусульманина как творения Аллаха на Земле до дня Страшного суда. Соблюдение прав человека есть первая обязанность государства по отношению к мусульманам в отличие от обязанности соблюдать шариат по отношению к Аллаху.
Ислам практически полностью воспринял западную систему прав человека добавив в нее элементы социальной политике, передовые даже по отношению к послевоенным конституциям стран Запада.
Часть 1. Об основных правах и свободах.
Комментарий:
Эта часть является небольшой по объему, но содержит основные определяющие положения о правах человека. Ислам постулирует соблюдение прав человека и мусульманина как части человечества. Нормы этой части задают стандарты, границы права человека как для государства так и для человека-гражданина, понимая под границе со стороны человека необходимость не нарушать права других.
Статья 31.
Права человека есть основа политического порядка и социального мира.
Соблюдение прав человека обязанность и долг государственной власти и их признание основа любого человеческого сообщества.
Комментарий:
Права человека есть основа политического порядка, вытекающего из законов и Основного низама, и социального мира между гражданами Халифата. Соблюдение прав человека позволяет достичь гармоничного взаимоотношения между участниками правоотношений и определить четкие обязанности государства, формализовав их и сведя в систему. Права человека достигают гармонии с Аллахом со стороны человека в его государственном бытии и в этом их высшее достижение.
Соблюдение прав человека обязанность и долг государства как хранителя благополучия и благосостояния граждан Халифата. Признание прав человека со стороны государства есть основа любого человеческого сообщества и государства как формы его организации на самом высоком уровне его развития.
Статья 32.
Право на жизнь не может быть отнято.
Человеческое достоинство неприкосновенно.
Права человека не должны ущемлять права других людей и нарушать общественный порядок и безопасность.
Комментарий:
Прав на жизнь гарантировано и его никто не может отнять в том числе и государство как кару за тяжкие преступления. В Халифате смертная казнь отменена. Пожизненное заключение заменило смертную казнь, из наказаний самыми тяжелыми являются за убийство и оскорбление религии. Посягательство на жизнь человека рассматривается как посягательство на то, что не может быть восстановлено и отнимается безвозвратно и потому кара за него беспощадна со стороны общества.
Человеческое достоинство неприкосновенно и не должно умаляться никоим образом, в том числе и при задержании. Государственная власть обязана уважать его даже при попытке вооруженного мятежа применяя адекватные угрозе средства воздействия. Человек есть высшая ценность на Земле после Аллаха на небесах. Любой государственной орган должен исходить прежде всего в своих действиях из необходимости защиты прав граждан.