МАРКСИСТСКИЙ ВЗГЛЯД НА ИСЛАМ
Философия Исламского мира
Исламская религия возникла в 7-м столетие в Аравии, во время перехода арабов к классовому обществу. Первое арабское государство Халифат возникло в это же время. Возникновение ислама радикально преобразовало жизни миллионов людей. Своей простотой, уравнительными тенденциями и противодействие реакционной кастовой системе, он нашел отклик среди беднейших и наиболее угнетенных слоев населения. Во время своего зарождения ислам представлял революционное движение и отражал пробуждение арабской нации. Одна из последних речей Мохаммеда заканчивается следующими словами: «Знайте, что каждый мусульманин-брат каждого другого мусульманина. Все из вас равны».
Подобно всем революционным движениям в истории, оно показало себя как духовное и интеллектуальное пробуждение. Несмотря на частые попытки, более поздними исламистами, так называемыми фундаменталистами интерпретировать ислам в узком и фанатичном духе, который отрицает, независимую мысль и культурный запрос, в его раннем периоде. Исламская революция дала мощный импульс в культуре, искусстве и философии.
В своей Короткой Истории Сарацин, Эмир Али Саид так говорит об Али, племяннике Пророка и первого халифа: «В то время как ислам был…, распространяющий свое влияние в отдельных частях, Али пытался в Медине заново развернуть энергию сарацин. В общественной мечети Медине, Али и его кузен Абдулла сын Аббаса, проводили лекции по философии и логики, истории, риторики и законодательству, пока другие изучали другие предметы. Таким образом, было сформировано ядро того интеллектуального движения, которое показало себя с такой большой силой в более поздние времена в Багдаде».
Это было государство уже 7 века. Вопреки мнениям, современных фундаменталистов, ислам при своем зарождение, не был эквивалентен невежественному поклонению и ограниченному фанатизма. В отличие от, того, что происходило в университетах средневековой Европы, где все было сильно придавлено католической церковью, исламская философия не была прислужницей богословия.
Формирование исламской философии происходило с 8-го века до середины 9-го столетия. Поддерживаемая Халифами, особенно Мамуном, который был известен своей терпимостью и приверженности свободе наук. Ученые народов побежденных арабами были привлечены на работу в государстве. Поощрялись свободные дискуссии. Важное значение придавалось изучению греческих текстов и их переводам. В то время как, Европа погрузилась в сумрак средневековья, пламя культуры и цивилизации сохранялось и ярко пылало в исламских странах.
Багдад был центром обширной цивилизации, которая простиралась от Кордобы в Испании до границ Индии. Уже в 664 году, арабы достигли Афганистана и взяли Кабул. Приблизительно в 717 году, было закончено завоевание Синда. Отсюда арабы смогли завоевать Мултан. В 1010 была захвачена западная часть Пенджаба. В 1206 году Кутб-ил-Дин объявил себя хозяином всей северной Индии и Дели. В течение следующих 120 лет, шло движение на юг. В 15-м веке, мусульманское государство в Индии было разделено на несколько раздробленных государств. В конце концов, они были объединены в могущественную империю Моголов, под руководством императора Акбара и его преемников. А.С. Букет пишет: «Акбар был терпим к индуизму и пробовал установить эклектичную религию, включающую элементы от всех других вер, признанных в его царстве».
Эта была универсальная цивилизация. Исламские мыслители типа Ибн Сина (более известного на западе под латинским именем Авицена), который жил в Центральной Азии, в большом университетском городе Бухара, был не только философом, но и врачем и натуралистом. Он хоть был верным мусульманином, много делал для распространения научные знания и философию древней Греции по всему арабскому миру, и уже оттуда в Европу, которая при всем своем опасение ислама, обратилась к арабам как к источнику знаний и образования. Было много других больших ученых и мыслителей, подобных Аль-Фаради (жил между 9-м и 10-м веками), автор первых работ по политической философии в рамках исламской религии (Достижение Счастья и Политического Режима). Ибн Сина и другие, помогли объединить рационалистические размышления и развить естествознание и математику, те области, в которых арабы сделали большие открытия.
Испания и Арабы
Завоевание Испании, которая началась в 711 годах нашей эры. Стал поворотным пунктом в мировой истории. Арабы, сделав первое вторжение из Северной Африки, собирались сделать лишь грабительский набег, но внутренняя гнилость и слабость Королевства Вестготов привело к быстрому его краху. Арабы смогли завоевать почти весь полуостров и даже продвинуться глубоко во Францию. Скорость завоевания объясняется главным образом, тем, что угнетенные массы Испании, были объединены захватчиками, которые обращались с ними гораздо лучше, чем их христианские господа. Завоевание Испании имело характер социальной, революционной войны, которая была сравнима с французской революцией. Арабы представлялись перед испанскими рабами, как социальные эмансипаторы, а не иностранные захватчики. Они сократили репрессивные права феодалов и духовенства, сократили бремя налогов, заменив их единственным налогом, который не налагался на женщин, детей, больных, слепых или рабов. Даже христианские монастыри были освобождены от налогов. Большинству испанских городов предоставили свободы, которые благородно сохранялись завоевателями. Единственная земля, которая была конфискована, была земля знати и духовенства, которые сбежали, и присоединились к врагу (требование конфискации собственности контрреволюционных иммигрантов, было позднее включено Марксом и Энгельсом в Коммунистический Манифест).
В сущности, ислам содержал демократическую и уравнительную идею, которая утверждала равенство всех людей, независимо от их расы или цвета кожи. Это было очень прогрессивно в тот период. Далекие от преследования других вер, арабы в Испании были гораздо более терпимы, чем христиане или кто-либо другой после изгнания арабов. Они защищали все религии и немедленно разрешили преследуемым евреям свободно исповедовать иудаизм. Не надо забывать, что позднее испанская инквизиция жестоко преследовала и изгнала евреев из Испании. Подобно правителям Индии, они поощряли браки между завоевателями и побежденными, перемешивая народы. Они развили сельское хозяйство и создали архитектурные шедевры Гранады, Кордобы и Севильи. Неудивительно поэтому, что большая часть испанского населения, стала поддерживать ислам, и демонстрировать свою лояльность, защищая свою родину и свободу от армий христианско-феодальной реакции на Севере.
У.С. Аткинсон описывает воздействие исламской культуры на умы испанцев, в горестных словах Альваро Кордобы: «Увы, вся христианская молодежь, кто известен своими талантами, знают лишь язык и литературу арабов; они рьяно изучают и читают арабские книги, из которых, тратя большие деньги, они формируют обширные библиотеки, и везде говорят, что эта литература достойна восхищения». Тот же самый автор выделяет экономический прогресс, достигнутый арабами в Испании: «Ирригация работает, и развивается, сделала плодородными огромные области, где дожди бывают очень редко; сахарный тростник, рис и другие редкие экзотические культуры были разведены; и хотя Коран запрещает пить вино, виноградная лоза была широко распространена». «Промышленность наслаждалась процветанием; золотодобыча и серебряные рудники, производство шерсти и шелка, изготовление бумаги, завезенной в Европу арабами, стекольное производство, изобретенное в Кардобе в 9-м веке, металлургия, керамическая промышленность. Слава об этих известиях распространилась очень далеко, и наряду с процветающей торговлей, вырастила большой торговый флот, находившейся в основном в Севилье, Малаге и Альмерии».
Таким образом, начался период экономического и социального прогресса, который длился столетия, и стал блестящей главой в истории человеческой культуры, искусства и науки. Один комментатор пишет: «Замечательное королевство Кардоба, которое было чудом средневековья, и когда вся Европа была погружена в варварское невежество и борьбу, оно одно поддерживало факел учения и цивилизации, который ярко горел перед западным миром». (Эмир Али Саид. Короткая история сарацин. стр. 115) Любой, кто ныне посещает Аламбру в Гранаде или Мечети в Кордобе, сразу понимает, что арабы Испании были далеко впереди от средневековой Европы ,которую они превосходили, не только в науке и технике, но также в искусствах, скульптуре и живописи. Культурная традиция арабов была очень широка: она включала изучение логики, естественные науки (включая психологию и биологию), математические науки (включая музыку и астрономию), метафизику, этику и политику. Ни один город, даже самый маленький не обходился без школы или колледжа, а в каждом крупном городе, был свой университет, включая Кордобу (известный по всей Европе), в Севилье, в Малаге, в Лиссабоне, и в Саламанке, который в последствие стал самым престижным из всех испанских университетов.
Родилась целая плеяда авторов, поэтов, историков и философов. Вопреки тому, что можно было подумать, среди интеллектуалов было много женщин. Это происходило, в то время как в христианской Европе, идея равенства мужчин и женщин было предано анафеме, а в Кордобе и Гранаде, было много женщин поэтесс и просто образованных женщин, которые пользовались там большим уважением. Хассана дочь поэта Абу-ал-Хуссена и Умм-ул-Ула, обе уроженки Гвадалахара жили в 6-м веке. Аммат-ул-Азиз (потомок Пророка) и Аль-Гусанье, жили в Альмерии, были теми женщинами, которые находились в первых рядах ученых того времени, кроме них было еще много женщин-ученых. Мариам дочь Абу Якуб-аль-Ансари, была уроженкой Севильи, где она преподавала риторику, поэзию и литературу.
Отсталая Европа и передовая Азия.
Пока исламская мысль была свободна от мистики и религиозного фанатизма, она проявляла естественные склонности к рационализму и наукам, в которых в течение столетий арабы были впереди всего мира. Особенно большого прогресса они добились в математике и астрономии, но, кроме того, и в других областях науки и техники. Это отмечал Альфред Хупер: «Мы должны их благодарить. Они выработали новые идеи в фармацевтике и медицине; металлургии и кожевенной промышленности; они строили корабли, каналы и водоотводы по всей Испании; но главное они принесли мудрость Индии и Востока в Европу, которая была погружена в невежество и мрак». «Арабы были знакомы с большинством работ великих греческих математиков, которые жили в „золотой период” греческой период, перед тем, как замечательная и хрупкая цивилизация Греции была погружена в католический прагматизм; они также принесли в Испанию новый и революционный метод цифрового письма, который они узнали от индусов, метод, который состоял в том, чтобы проложить путь к нашему современному миру науки и математики». (Альфред Хупер, Создатели Математики, p. 24.) За все средневековье реальный прогресс в математике были сделаны индусами и арабами. Именно они открыли тригонометрию. Именно арабы создали алгебру. Само слово алгебра (al-jab) -из арабского языка, как и многие другие вещи, пришло в Европу из Испании. Арабский математик, Аль-Ховаризми, написал книгу по индусско-арабскому цифровому письму (индийцы также играли важную роль в развитие математике, и арабы многому научились у них), написал и другую книгу по решению уравнений, которую он назвал: al-jab w’al muquabalah, «воссоединением и разделением». И только позже она была переведена на латинский язык и следовательно стала доступна европейцам.
Альфред Хупер прокомментировал: «годы с 800 и примерно до 1450, известные как средневековье, были отмечены почти полным застоем независимой мысли, которые парализовали развитие математики и опустила мрак на европейскую математику, а также и на все другие науки». Он же добавляет: «столетиями после арабов, когда новое цифровое письмо появилось в Европе, многие люди все еще цеплялись за старые, знакомые римские цифры, и не принимали новые цифры, которые они считали торгашескими и языческими. К 13-му столетию, однако, новая система написания цифр, установилась во многих странах Европы. Только после этого, стало возможно любое развитие в счете, и элементарная арифметика».
Средневековый мир получил доступ к идеям Аристотеля и Платона главным образом из арабских источников. Из плеяды блестящих мыслителей, которые повлияли на средневековую Европу, надо специально отметить Ибн Рашида Муххамада-более известного на Западе под латинским именем Аверроис (Averroлs). Этот великий арабский философ жил между 1126 и 1198 годами в Испании. В его письмах можно увидеть элементы материалистической философии, почерпнутой из чтения Аристотеля. Хоть он и оставался набожным мусульманином, Ибн Рашид пытался доказать, что движение не может быть создано или разрушено, таким образом он подошел к теории известной сегодня, как теория сохранения. Так же он отрицал бессмертие души. За эти свои радикальные идеи он подвергался преследованию ортодоксальных мусульман. Но благодаря работам этого философа, особенно его комментариев к Аристотелю, европейцы смогли познакомиться с давно забытым миром классической греческой философии.
Главным источником этого знания, стала исламская Испания, которая, пока она не была разрушена христианами, была процветающей, преуспевающей и культурной нацией. Гранада, Севилья и Кордоба были важными и всемирно известными центрами науки. С просвещенной веротерпимостью, здесь разрешались все религии, пока испанцы во главе с ограниченными и фанатичными людьми, подобным Фернандо Кастилье и Исабелю Арагону не превратили этот «андалузский цветок» в груду пепла.
Смешно и горько, что до сих пор, европейцы все еще считают только себя представителями человеческой культуры, в то время, как во времена средневековья, они действовали как ее могильщики, особенно на Востоке. Так называемые Крестовые походы, о которых говорится много романтического мусора, были всего лишь чередой разрушительных и кровожадных набегов варваров диких против людей, которые во всех отношениях были выше их.
Один из христианских летописцев, свидетелей осады Гранады, отец Агапито, высокомерно писал об арабской привычке к мытью: «Вода более необходима для этих неверующих чем хлеб; поскольку они используют ее в многих, ежедневных омовениях и используют ее для ванн, и тысячью других праздных и экстравагантных способов, из которых мы испанцы и христиане делаем только малую часть». (См. У. Ирвинг, Завоевание Гранады, стр. 251). Реакционный и варварский характер Крестовых походов хорошо описан современными историками подобным Стивену Рунсиману. Вот типичное поведение крестоносцев, данное другим автором: «В каждом захваченном городе тафурс (Tafurs) [бедные участники похода] грабили все, до чего могли дотянуться их руки, насиловали мусульманок и устраивая неразборчивую резню. Официальные руководители Крестового похода не имели над ними никакой власти вообще. Когда эмир Антиохии пожаловался на преступления Тафурс, принцы смогли лишь ответить извиняющимся тоном: „Все мы не можем приручить Короля Тафура”» (Н. Коэн, В Поиске Тысячелетия, стр. 66-7 .) И еще: «Падение Иерусалима сопровождалось большой резней; если бы не губернатор и его телохранитель, каждый мусульманин-мужчина, женщина или ребенок-были бы убиты. Вокруг и около Храма Соломона лошади шли по крови до колен, или даже до уздечек. Это стало замечательной местью бога, должна была быть пролита кровь, тех чьи богохульства так долго тревожили небо. Что касается евреев Иерусалима, они спрятались в главной синагоге, и были все в ней сожжены. С радостным плачем и пением гимнов участники похода прошли процессией в церковь Святого Ковчега. О великий день, новый день и новая радость и ликование… Этот день, прославится на все века, он пришел, и искупил все наши страдания и затруднения, принес нам ликование; этот день, подтверждение христианской веры, уничтожения язычества, возрождение нашей веры!» (Там же., стр. 68 .)
Реакционные тенденции в Исламе
Развитие исламской культуры, однако, не шло по прямой линии. Сперва, в ней было две противоречивых тенденции. Кроме прогрессивной, в ней была и реакционная сторона. Ислам, в конце концов, был рожден как религия завоевателей. Враждебность к неверующим гяурам (gyawurs), подчиненное положение женщин и оправдание социального неравенства, так же было ей присуще, хотя в то время не более чем у христиан. Подобно всем другим религиям, ислам открыт для узкой и фанатичной его интерпретации (фундаментализм).
Время от времени, были периоды реакции, которые подавляли прогресс и рационализм, мысль и научные открытия. Разрушение большого Абасидского Халифата монголами в 13-м веке, задержало развитие и подготовило почву для новой вспышки исламского фундаментализма. Ибн Теймийа призывал своих сторонников очистить ислам от всех новшеств. Это стало не выражением прогресса в исламе, а его внутреннего кризиса, раздробленности и отступления. Такая фундаменталистская реакция стала бедствием для развития мысли и культуры в арабском мире.
На какое-то время факел знаний вспыхнул в Иране. В 16-м столетие, шиитские ученые идентифицировались с философией просвещения, которое даже нашло свое политическое выражение. В результате стали возможны новые научные и философские открытия. В Иране этот период растянулся с 16-го до 17 века, при царствование династии Сафавидов, которая установила шиитский ислам, как официальную государственную форму правления, прежде всего как защиту от суннитской Османской империи. Сафавиды создали для художников и интеллектуалов хорошо оборудованными учреждениями и либеральной атмосферой, не мешая им работать. Как и в другие периоды, в которые исламским ученым было позволено свободно дышать и творить, были достигнуты, блестящие результаты, например, мыслителями типа Мир Дамад (Mir Damad) и его ученика Моллы Садра, а также других светил Исфахана.
Все, это позволяет легко опровергнуть западное предубеждение ,о том, что Восток вообще, и исламсий мир в частности не произвели ничего замечательного в области философии. В те времена, когда исламским ученым разрешали свободно трудиться, они производили не меньше, а нередко и больше, чем на западе. Но там, где ислам интерпретировался в узком фанатичном духе, происходил огромный регресс. Интеллектуалы, обижаясь на жесткие ограничения, наложенные на них, выступали против власти религии, которая отрицала культуру и свободу.
В исламской поэзии существовали и антирелигиозные тенденции. Вот несколько примеров. В 17-м веке Дара Чикой (Dara Shikoh) написал: «Небеса — то, где мусульманские священники не живут, и люди не следуют за их указами. В городе, где мусульманские священники проживают, мудрые люди не должны жить». (Dara Shikoh, 1615-1659 .) Почти столетием позже суфиский поэт Сачаи Сармаст (Sachal Sarmast), горько жаловался: «Эта религия непосредственно ввела в заблуждение шейхов и священников, которые ввели в заблуждение других людей. В то время как каждый, кто приходит в мечети, становится на колени перед храмом. Но ни один из них не становится ближе к любви к человечеству». (Sachal Sarmast,1731-1829.) Сегодняшний подъем фундаментализма вновь бросает тень на исламскую культуру. Победа Талибан в Афганистане, обеспеченная оружием и деньгами христианской Америки, представляет оканчательный триумф варварства и самого черного мракобесия, которая обнажается за религиозным фиговым листком. Сегодня горько смотреть на ту тлеющую груду щебня, которой стал Кабул, и вспоминать, что когда-то, это был один из самых больших культурных центров ислама в Центральной Азии. Для любого знающего историю человека, это погружение в варварство еще более болезненно.
В одном мы убеждены. Только социализм может дать противоядие от этой болезни. Народы Востока, которые дали всему миру такие прекрасные доказательства своей интеллектуальной и культурной живучести, не будут смиряться, и довольствоваться цепями материального страдания и культурной бедности. И наступит тот день, когда придет рассвет, когда они наконец положат конец капиталистическому рабству и преобразуют общество на социалистических основах, они возьмут в руки огромную метлу, и очистят ею общество, от всего накопленного невежества, мракобесия и первобытной дикости.
Социалистическое переустройство общества должно быть выполнено сверху донизу. И когда эта большая работа наконец будет выполнена, они создадут такие чудеса науки и культуры, которые затмят собой все чудеса Гранады и Кордобы. Они вновь откроют свое истинное наследие и традиции, и возвратят свое потерянное достоинство и гордость. Старое наследие, будет создано снова и поднято на бесконечно более высокий уровень.
Лондон, 9-ого апреля 2001 Алан Вудс
Марксистский взгляд на ислам
Автор admin, Март 26th, 2011