Архаические мифы и образы в современном языке

ХАРСИЕВ БОРИС МАГОМЕТ-ГИРЕЕВИЧ
Канд. философских наук
Зав. отдела Этнологии Инг. НИИ Гаманитарных Исследовании им.Ч.Ахриева
«Ищи знание, даже если оно [так же далеко, как]
Китай, ибо поиск знания есть религиозный
долг каждого мусульманина».
(Хадис)

АРХАИЧЕСКИЕ МИФЫ И ОБРАЗЫ В СОВРЕМЕННОМ ЯЗЫКЕ

Проблемы языка входят в сферу интересов многих наук, в том числе философии, в недрах которой и зародились лингвистические проблемы, известные еще со времен Парменида, Платона и Аристотеля, являющихся, по сути, родоначальниками языкознания как науки.
Лингвистика тесно связана с философией, обе эти науки интересуются различными аспектами языка. В сферу философской проблематике входят вопросы природы и сущности языка, отношения языка к мышлению, языка и общества, языковых систем и структур, знакового характера языка, содержания этнических и универсальных элементов в языке. К философским проблемам языкознания относятся, проблемы, касающиеся наиболее общих конститутивных свойств языка.
Особое место среди философских проблем языкознания занимает вопрос о знаковом характере языковых единиц, поскольку возможность выражать языковые единицы с помощью знаков, обуславливает способность мышления к абстрагированию и обобщению.
Как важнейшее средство человеческого общения, язык является основной социально значимой формой отражениям человеком самого себя и окружающей действительности, первейшей формой хранения знаний о мире и средством получения новых знаний о нем. По своему содержанию язык содержит определенный класс знаковых систем, т.е. язык – реально существующая знаковая система, используемая определенным этносом, социумом. Совокупность психофизиологических приемов, позволяющих человеку осуществлять процесс говорения.
Психология тесно связана с языковой деятельностью субъекта, поскольку использование языка является одним из проявлений человеческой психики.
Язык как общественное явление несет в себе отражение сложившихся в обществе традиций, обычаев, методов осуществления совместной деятельности и распределения социальных ролей. Хотя сам язык считается продуктом культурной деятельности определенного сообщества людей, он в значительной степени оказывает влияние на прогрессивное развитие самого сообщества, т.е., не только народ формирует язык, но и язык в свою очередь, формирует народ, сообщая ему те или иные черты, обусловленные особенностями языка. Язык является важнейшим понятийно – знаковым элементом в философской системе этноса, общества, отражением его мировоззренческой константы на определенном этапе культурного развития.
Язык как феноменальный элемент национальной культуры, находится в непосредственной связи с духовной деятельностью человека, то есть с сознанием и мышлением. Под сознанием следует понимать психическую деятельность индивида, включающую в себя интеллект, чувства и волю. Мышление представляет собой процесс целенаправленного познания действительности и выявление существующих между предметами и явлениями связей и отношений. Психологическая классификация мышления выделяет три типа мышления: образное, практическое, или техническое и понятийное или логическое и хотя мышление и язык, возможно, имеют разную природу, понятийный тип мышления нуждается в языке и протекает в языковой форме.
Свойство языка как средства выражения и передачи содержания связано с его когнитивной (познавательной) функцией. Когнитивная, или экспрессивная (выразительная) функция служит средством оформления смысла как результата мышления.
Аккумулятивная функция (функция накопления) обеспечивает сохранение в языке различной информации, в том числе, о вышедших из употребления предметах и прекративших своё существование явлениях. Аккумулятивная функция языка является средством сохранения общественно – исторического опыта народа.
С точки зрения автора этой статьи, этимология многих понятий в языке ингушей (нахская языковая семья) обладает семантической перспективой в области общего языкознания.
«Археологические данные свидетельствуют что, Нахско – Дагестанская языковая группа относится к древним языкам и существует по крайней мере, на протяжении 8000 лет. Вероятнее всего распространившийся с Кавказа, протоисторические времена на юго-запад, Прото-Нахский язык занимал обширную территорию. Раскол Нахско – Дагестанской языковой группы произошел приблизительно 5000-6000 лет назад.
Нахский язык является местным кавказским и не имеет совпадений с другими группами».
На примере некоторых языковых выражений, понятий ингушского языка мы попытаемся выявить некоторые особенности его природы и сущности.
Рассмотрим некоторые архаизмы, используемые в устной речи, не совсем понятные на первый взгляд современнику, например, выражение (проклятье) – «АстарагI вузийла хьо», означающее в буквальном смысле следующее: «чтобы тебя Астарт накормил сырой землей», проклятия, как и различные клятвы, являются обращением к высшему божеству. В приведенном выражении содержится требование смертного наказания, на чью то голову обращенное к давно забытому божеству «Астар» или «Астарат».
Ингушское понятие «Астар» или «Астарат» соответствует образу мифологической богини земного плодородия и любви древних сирийцев и финикийцев – «Астарте и её супругу Астару».
«Астар, Истар древнесемитское астральное божество, олицетворяющее планету Венера, мужская параллель Астарты и Иштар. В западносемитской мифологии Астар – хананейско-аморейский бог, почитавшийся наряду с Астартой, очевидно как её супруг.
Будучи противопоставлен Балу, Астар является в Угарите воплощением злого начала; его эпитет – «ужасный
Угарит, город – государство 20- го тысячелетия до н.э. в Финикии. (Современная Сирия). «Угаритское письмо, консонантное письмо из клинообразных черт с добавлением трехсложных знаков, употреблявшееся в Угарите да 13 в. до н.э. С клинописью по происхождению прямо не связано».
Культ Астар, видимо, постепенно, утрачивает значение; его замещают местные божества. В эпоху эллинизма западносемитский Астар отождествляется с греческим Аресом и египетским Гором.
«Астарта – женское божество плодородия, почитавшееся в Финикии. Считалась богиней Луны, покровительницей оплодотворяющей силы природы, богиней брака и любви. В Греко-римское время нередко отождествлялась с Афродитой. Культ Афродиты ведет начало из Вавилона и Ассирии (Иштар)».
«Астарта в западносемитской мифологии – олицетворение планеты Венера, богиня любви и плодородия, богиня – воительница которой соответствуют Иштар в ассиро-вавилонской мифологии и Астар (мужская параллель). Астарта считалась, видимо, супругой западносемитского Астара. В эллинистический период Астарта отождествляется с греческой Афродитой и римской Юноной».
Астарта, в финикийской мифологии богиня плодородия и любви; богиня – воительница, олицетворение планеты Венера.
В архаические времена образ Астара, Астарты занимал определенное место в мифологическом пантеоне народов Северного Кавказа. В поздние времена, возможно, нашел своё олицетворение в образе Тушоли.
Астар – один из претендентов на власть над миром: Илу передает ему власть после смерти Балу.
Балу, как и Алла, известные еще со времен Вавилона, следующие образы мифологии ингушей дошедшие до нас из глубокой древности.
«Алла, Белл, у ингушей и чеченцев – наиболее архаичные божества; предсказывают судьбу людей, будущее. Существовало представление о том, что Алла, Белла, могущественней бога и молнии Сели. Их именами клялись в особо важных случаях».
Заклинание: «Алла, Белла аьлча….» – в переводе с ингушского «во имя добра или зла», является ярким свидетельством персонификации образов Аллад и Балу, как духов добра и зла в ингушской мифологии.
Алла, «Алад (шумер.), шеду (аккад.), в шумеро-аккадской мифологии -демон, первоначально нейтральный по отношению к человеку, с конца старовавилонского периода – добрый дух , хранитель каждого человека».
Баал (Балу, Ваал), известен мифологии как общесемитское божество плодородия, дождя, бури. Почитался в Финикии, Палестине и Сирии, затем его культ распространился на Запад, в Египет, Грецию и другие страны.
Понятие «Бала» в ингушском языке понимается в значении беда, бедствие, удручающая тяжесть.
Белла, «Балу, позднее Баал (греч.), в западносемитский мифологии бог бури, грома, молнии, дождя. Балу – потомок Илу».
«Илу { Ил (угарит., финик.), Эл, Эла (финик., иврит), Имум, Имим, Элим (угарит., финик.)}. В западносемитской мифологии – верховный бог, демиург и первопредок. Илу предстает как добрый, мудрый и милосердный старец. В эллинистический период Илу отождествлялся с Зевсом и Кроносом, реже с Ураном».
Ингушская пословица гласит: «Iуйла йоацаш даь хIама, бала боацаш хургдац, – «необдуманные действия приводят к беде», Илу, «Iуйла» с ингушского языка переводится как мысль, дума, бала – беда. Пословица демонстрирует диалектическую связь двух понятий, Илу и Балу, потерявших своё первоначальное мифологическое значение, но сохраняющих семантический смысл в современном языке.
Не замыкаясь в узком историческом пространстве архаического прошлого, нам необходимо обратиться в своем исследовании, к более позднему культурно – мифологическому периоду – к античному времени.
Тем, что некоторые персонажи греческой мифологии, например, Прометей, имели кавказское происхождение, сегодня не является открытием, об этом в свое время писали Г. Гегель, Ю.А. Жданов и др..
Миф о том, как Прометей [греч. Promёtheus] был прикован, по повелению Зевса к скале, изложен по трагедии Эсхила.
«В горе Мосхе, на Лемносе, из горна своего друга Гефеста похитил Прометей огонь для людей. Он научил людей искусствам, дал им знания, научил их счету, чтению и письму. Он познакомил их с металлами, научил как из недра земли добывать их и обрабатывать. Прометей смирил для смертных дикого быка и надел на него ярмо, чтобы могли пользоваться люди силой быков, обрабатывая свои поля. Прометей впряг коня в колесницу и сделал его послушным человеку. Мудрый титан построил первый корабль, оснастил его и распустил на нем льняной парус, чтобы быстро нес человека корабль по безбрежному морю. Раньше люди не знали лекарств, не умели лечить болезни, беззащитны были против них люди, но Прометей открыл им силу лекарств, и ими смирили они болезни. Он научил их всему тому, что облегчает горести жизни и делает её счастливее и радостнее. Этим и прогневал он Зевса, за это и покарал его громовержец».
Очевидно, знания данные Прометеем людям в древности не могли пропасть даром, как и сам миф, дошедший до нас через века.
Исторической науки известно, что: «В конце II – начале I тысячелетия до н.э., племена Северного Кавказа обладали высокоразвитым бронзолитейным производством и делали первые шаги в овладении техникой обработки железа. Высококачественные топоры, кинжалы и мечи, бронзовые боевые пояса и всевозможные украшения, покрытые рельефными и гравированными изображениями, говорят о высоком уровне мастерства. Среди археологических находок много бронзовых удил, свидетельствующих об использовании лошади для верховой езды. Анализ форм оружия говорит о том, что племена Северного Кавказа в это время были знакомы не только с древневосточными, но и с южноевропейскими бронзовыми изделиями. Аналогичная культура бронзы существовала и на восточном и юго-восточном побережье Чёрного моря (Колхида)», что привело к бурному развитию торговых отношений Северного Кавказа с соседними народами и государствами.
Для нашего исследования важно показать сходство или провести этимологическое сравнение некоторых понятий ингушского языка с античной мифологией.
Например, Зевс [греч.Zeus] стоит только по слогам разобрать это слово и получается следующее предложение: «Зе – в – со, что в переводе с ингушского означает – я тот который поражает (наносит ущерб)».
Зевс, Зе, Zu [греч.Zeus] – известный образ пантеона горцев Северного Кавказа. Вот что пишет Б. Далгат в своем исследовании: «Суд медиаторов был единственный суд в древности. Судьи были строги. Собирались они около zu, в ограде его (не в самом zu). Затем они принимали присягу (божились высшим богом и zu), что будут судить по совести; не будут держать сторону чью-либо, будь они родственники или чужие; и не из корыстных целей или боясь мести кого-либо; что они поставят то, что следует по адату предков и по своему уму, дарованному богом».
Читая подобные материалы невозможно не вспомнить следующие слова из древнегреческой мифологии: «С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы… Горе тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законы. Разгневается великий Зевс, и страшно подымятся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнет он своей десницей – удары грома раскатятся по всему небу, сверкнет пламенем молния и сотрясется высокий Олимп. Не один Зевс хранит законы. У его трона стоит хранящие законы богиня Фемида, наблюдая, чтобы на земле не нарушался порядок и закон. На Олимпе и дочь Зевса, богиня Дике, наблюдающая за правосудием. Строго карает Зевс неправедных судей, когда Дике доносит ему, что не соблюдают они законов. Богиня Дике защитница правды и враг обмана. Зевс хранит порядок и правду в мире».
Следует привести несколько примерных смысловых сопоставлений для того, чтобы избежать случайных совпадений.
Арей, Арес [греч.Arёs] в древнегреческой мифологии бог – войны, то же, что в древне римской Марс [лат. Mars]. Ар, Аре (ингушский) – вывести за пределы, выгнать, изгнать, чужбина. Термин Марс в ингушском языке Марс – серп.
«Дике (Дика) – богиня правды, олицетворение справедливости». «Дика» (ингушский) – хорошо, справедливо.
«Урания [греч. Urania
Юнона [ лат. Junonis ] – в древнеримской мифологии жена Юпитера, покровительница брака и рождения. Сравним с ингушским понятием Юнана – рождающая мать.
«Гея (греч. земля) – олицетворение земли, первая выделилась из изначального хаоса и из себя породила Урана [грец. uranos] (небо), горы, понт (море)».
«Гея – в греческой мифологии мать – земля. Древнейшее долимпийское божество, игравшее важнейшую роль в теогоническом процессе. Гея родилась вслед за Хаосом. Она – одна из четырех первопотенций (Хаос, Земля, Тартар, Эрос)»
Итак, Гея [ греч. Gё, Gaia ] – в древнегреческой мифологии – богиня земли, женское начало живой природы. Ингушское понятие «Ги, (Ге) мужского рода и означает – семя, семена, поры. Философская структура ингушей предполагает наличие мужского начала органической жизни на земле, как первичную потенцию живой природы. Ги (Ге) – мужское начало живой природы. Греческая «Гея» в значении «земли», и ингушское «Ги» в значении «семени», близки по своему фонетическому составу, и определенно относятся к одной семантической группе.
Такие термины ингушского языка как: Сайрена – вечер и Iуйрена – утро, ассоциируются с терминами Селена [ греч. Selёnё ] – в древнегреческой мифологии – богиня луны и Эйрена – («мир») в греческой мифологии персонификация мира, одна из трех гор, ведавших сменой времен года. Утро подобно миру, дающему надежду на новую жизнь.
Членение мира различными языками выявляется, согласно Гумбольдту, «при сопоставлении простого слова с простым понятием». При этом далеко не безразлично, замечает немецкий исследователь, «использует ли один язык описательные средства там, где другой язык выражает это одним словом».
Для относительной полноты тематического обзора необходимо привести некоторые понятия классически отнесенные к суфизму. Суфизмы и арабизмы интересны тем, что они семантически тождественны с терминами и понятиями ингушского языка. Остановимся на нескольких примерах.
Тейф (арабс.) – род, племя. Тейп (ингушский) – род. «Тайпа / тейпа в значении рода широко распространено в современных компендиумах» .
В литературе термин тайпа / тейпа применяется в различных значениях, но в большинстве случаев, означает пределы одной родственной организации, хотя и различных степеней. В народном словоупотреблении он имеет не одно значение, однако редко выходит за пределы понятия рода.
Такие слова как «Сабар», «ХIал», «хул» в арабском и ингушском языках имеет тождественный смысл. .
Сабар – терпение, добродетель, спокойное принятие всего, что трудно переносимо. «Сабар» в высших своих проявлениях приводит к безразличию, спокойному принятию, как ниспосланной благодати, так и испытаний.
ХIал – состояние человека, ниспосланное как божественная милость, не зависящее от воли самого человека, в том числе экстатическое кратковременное состояние.
Хул – насмешник, несерьезная личность.
Наша статья не является фундаментальным исследованием. Поэтому мы ограничимся демонстрацией небольшого числа терминов, дающих основание ставить вопросы об относительности территориального распространения центральных «зон культуры».
Итак, в соответствии с методами культурной компаративистики сущность исследований состоит в том, что они должны выводить теоретическую мысль на выявление некоторых универсалий, по которым только и можно проводить общее содержательное сопоставление разных культур. Цель упорядочения фактов в идеальный конструкт – не в доказательстве различия между культурами, а, в признании их самобытного фактора, их сходства.
Изложенная информация даёт ясное представление о природе вышеуказанных архаизмов, демонстрирует общность Кавказской культуры, с признанными наукой центрами мировой культуры на территории Ближнего Востока, Малой Азии, и Среднеземноморского бассейна. С феноменом общности культурных явлений еще не раз придется столкнуться исследователям, занимающимся этнокультурными проблемами архаики.
«The distribution of loanwords from ancient Mesopotamia into early Nakh-Daghestanian likewise suggests that the family is long indigenous to the Caucasus».
«Язык не является произвольным творением отдельного человека, а принадлежит всегда целому народу; позднейшие поколения получают его от поколений минувших». Различие языков заключается, таким образом, не только в различии звуков и знаков, но и в различии формируемых с их помощью картин мира, то есть мировоззрений.
«Язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык, и трудно представить себе что-либо более тождественное». Первичным, однако, является дух народа: «Мы должны видеть в духовной силе народа реальный определяющий принцип и подлинную определяющую основу для различий языков, так как только духовная сила народа является самым жизненным и самостоятельным началом».
Итак, культурно – историческая связь Кавказа с Ближним Востоком и Малой Азией, как и с другими регионами земли, неоспорима. На этой пространной территории зарождались и производились не только материальные, но и духовные ценности, в том числе, если не общая, но близкая друг другу, мифология, язык, универсалий воспринимаемые и проецируемые разными народами, как проживающими на этой территории в современную эпоху, так и исчезнувшими в историческом прошлом, оставив исследователям множество вопросов.
г. Малгобек.
27.03.2007. Современная Гуманитарная Академия Малгобекское Представительство.

Комментирование закрыто, но вы можите поставить трэкбек со своего сайта.

Комментарии закрыты.

Локализовано: Русскоязычные темы для ВордПресс